16Сен

Счетчик старения масла в вариаторе nissan: Датчик (счетчик) старения масла в вариаторе. Что это такое и нужно ли его обнулять

Как правильно менять жидкость в вариаторе и нужна ли аппаратная замена?

Доброе время суток!

Поговорим о замене жидкости в вариаторных трансмиссиях Jatco: об интервале и способах замены.

Много поступает вопросов о том, когда пора менять жидкость в вариаторе, каким способом, а также о «полной» аппаратной замене.

Дело в том, что и в официальных мануалах для разных автомобилей разных годов выпуска информация отличается.
Мы придерживаемся одного из официальных мануалов для Nissan Murano Z51, выпущенного в августе 2013 года за исключением того, что дополнительно снимаем поддон, чистим магниты и фильтр грубой очистки, а также меняем фильтр тонкой очистки.
* В более новых вариаторах с середины 2015 года стали ставить фильтр грубой очистки с фетровым элементом. Такой фильтр подлежит замене при техническом обслуживании вариатора.

Процедура, описанная в мануале, выглядит следующим образом:
1. Открутите сливную пробку.
2. Снимите уплотнительное кольцо со сливной пробки.
3. Установите новое уплотнительное кольцо.
4. Установите сливную пробку обратно.
5. Залейте новую жидкость до уровня.
* Используйте только рекомендованную жидкость, не смешивайте с другими.
* Использование жидкости отличной от рекомендованной ухудшит управляемость и срок службы вариатора, может вывести вариатор из строя.
* При заливке жидкости следите за тем, чтобы она не разбрызгивалась на тепловыделяющие части, такие как выхлопная система.
* Достаточно встряхните емкость с жидкостью перед использованием.
* Удалите значение счетчика старения жидкости с помощью Consult после замены жидкости.
6. С прогретым двигателем проедьте в городских условиях.
Примечание: при температуре окружающего воздуха 20 градусов прогрев жидкости в вариаторе до 50-80 градусов займет примерно 10 минут.
7. Проверьте уровень и состояние масла.
8. Повторите шаги 1-5, если масло грязное.

Т.е. мануал предлагает частичную замену (при необходимости двойную), при этом сбрасывается счетчик старения.

В европейском мануале 2022 года от нового Nissan X-Trail T33 предлагается двойная замена без снятия поддона по 3,5л с последующим сбросом счетчика старения. Учитывая общий объем 9л, после первой замены в вариаторе остается примерно 61% старого масла и, соответственно, около 37% после прогона и второй замены. Т.е. меняется примерно 63%.

Касаемо счетчика старения ходит много слухов о том, что он является неким коэффициентом в расчетах целевого давления в TCM.
Однако на самом деле счетчик старения служит неким информационным показателем, свидетельствующим о том, сколько примерно времени температура жидкости была более 90 градусов. Т.е. если жидкость ни разу не достигла температуры 90 градусов, то счетчик старения будет 0 (что мы часто видим на автомобилях Nissan Qashqai J11 и X-Trail T32 даже при сильно потемневшей жидкости), а дальше у алгоритма есть зависимость от температуры, причем экспоненциальная.
Начиная с определенного времени из регламентного технического обслуживания убрали обязательную замену жидкости в вариаторе. Замена рекомендовалась только при достижении показаний счетчика старения 210000 единиц, что на практике встречается достаточно редко.
На одном из автомобилей (пробег 65500 км, единственный владелец), приезжавших к нам на замену гидроблока, мы видели огромный счетчик старения — 3182974171 (точную причину такого значения установить не удалось, возможно был программный сбой в памяти, возможно датчик температуры когда-то показывал слишком высокие значения, но после замены гидроблока, перепрограммирования TCM и перезаписи калибровок вариатор на протяжении почти двух лет работает исправно, а счетчик почти не набирает баллы).

Перед заменой гидроблока его сбросили, провели тестовую поездку и сравнили графики давления: изменений не было. Согласитесь, если бы он давал поправочный коэффициент, то при таком огромном значении целевое давление после сброса и до сброса отличалось. Также есть автомобили других производителей с вариаторами Jatco, у которых в TCM вообще отсутствует счетчик старения.
Тем не менее, встречались люди, которые говорили, что после сброса счетчика старения машина поехала немного легче и плавнее. Тут можно предположить, что при сбросе счетчика старения сбрасываются некие адаптации к водителю, либо же при достижении определенного значения счетчика старения TCM начинает работать по другой карте.

Почему мы меняем жидкость в вариаторе не полностью? Полная (на 100%) замена возможна только при полном разборе вариаторе до болтика.
Если разобраться о возможности поменять масло на 100%, не разбирая агрегат, то тут можно пояснить следующее: в гидросистеме вариатора есть магистрали, которые при заведенном двигателе в положении P закрыты, конуса зафиксированы в одном положении, а гидротрансформатор разблокирован. Как поменять жидкость там, где она не циркулирует в момент замены? Аппаратно можно поменять замещением с поддона, теплообменника, масляного насоса, части гидротрансформатора и части гидроблока. При этом потребуется около 15-20л жидкости, а внутри вариатора останется как минимум 1л старой, т. е. замена будет произведена менее, чем на 90%.
Кроме того, нередко к нам обращаются с жалобами на работу вариатора именно после такой аппаратной замены. Связано это прежде всего с тем, что аппарат под давлением вымывает осевшую грязь из гидротрансформатора и из тупиковых каналов, которая может попасть под клапана и нарушить работу гидросистемы вариатора. Причем, чем дольше не менялась жидкость до такой замены, тем больше риск, т.к. новая жидкость активно будет вымывать грязь (даже если перед эти снять поддон и почистить магниты).

При однократной замене жидкости со снятием поддона на JF010E/JF011E меняется 6-6,5л из 10л, т.е. 60-65%, на JF015E/JF016E/JF017E/JF018E/JF019E меняется 5л из 8-9л, т.е. 55-62,5%.
Если жидкость грязная, немного проехать на подъемнике или по дороге в различных режимах и добавить еще 1 замену без снятия поддона, то в системе останется около 20% старой жидкости. Если был залит неоригинал или вообще несовместимая жидкость, то нужно еще 1-2 прогона.
А при замене гидроблока на JF016E/JF017E меняется 6,5-7л, что уже в среднем 75% от общего объема.

По интервалу замены обратимся к первоначальному регламенту Jatco/Nissan: каждые 60000км при идеальных условиях эксплуатации, а при тяжелых сокращать вдвое. Т.к. городская эксплуатация относится к тяжелым условиям, наша рекомендация — частичная замена со снятием поддона каждые 30000км. Этого будет вполне достаточно.

Важно помнить, что любой автомобиль требует своевременного контроля технического состояния и замены расходных материалов.

Желаем всем долгой и беспроблемной эксплуатации Ваших автомобилей!

Где находится счетчик старения масла в вариаторе и как его сбросить

Вариаторные коробки передач (CVT) лишь сравнительно недавно начали активно появляться на новых автомобилях. Даже эксперты признают, что такие КПП оптимально подходят только для городских условий и для эксплуатации без повышенной нагрузки.

Но поскольку спрос на городские модели стремительно растёт, то и предложениям оснастить их коробками CVT никто не удивляется. При определённых условиях это весьма практичные и удобные варианты КПП.

Как и во всех коробках, здесь применяется масло. У него есть определённый ресурс. Хотя в мануале многих производителей указано, что смазка в вариатор заливается на весь срок эксплуатации. В действительности это не совсем так. В России условия достаточно тяжёлые, из-за чего масло начинает быстрее состариваться. За старением масла следит так называемый датчик или счётчик старения. Вокруг него ходит много разговоров, но не все до конца понимают, о чём идёт речь.

Что это такое

Для начала нужно вникнуть в суть счётчика старения масла в вариаторе и понять его функциональное назначение.

Счётчиком или датчиком старения называют специальный алгоритм, который требуется для диагностики состояния автомобиля и определения режима эксплуатации вариаторной коробки передач. Этот алгоритм записывает в память электроники коробки информацию. Далее специалисты СТО могут её считать и понять, нужно ли менять в CVT масло или нет.

Физическим датчиком этот счётчик не является. Это просто программный алгоритм, завязанный на множество контроллеров, соединённых с ЭБУ.

По мере увеличения жёсткости условий эксплуатации автомобиля и самой коробки передач, снижается интервал для замены расходной жидкости в CVT.

Где находится счётчик

Пытаясь провести диагностические или ремонтные работы, связанные с вариатором, автомобилист пытается отыскать этот контроллер. Он считает, что устройство может выйти из строя, либо для считывания информации к нему следует подключиться напрямую.

В действительности счётчик он только условно может считаться датчиком. Он анализирует масло и его состояние, то есть старение, опираясь на различную информацию со стороны ЭБУ. Физически вы никак не сможете отыскать в коробке вариатор или где-либо ещё это устройство. Его просто не существует.

Хотя его называют датчиком или счётчиком, в действительности это запрограммированный алгоритм.

Как считывается информация

Достаточно интересный вопрос, на который нужно обязательно ответить.

Есть несколько мнений касательно того, как и в каких единицах ведётся подсчёт. Существуют варианты, согласно которым считывание идёт по минутам, километрам или часам. Но все эти версии ошибочные.

Подсчёт старения масла ведётся в условных единицах.

Это своего рода баллы, которые многие ассоциируют с километрами, по аналогии с пробегом. Но неправильно утверждать, что 1 балл равен 1 пройденному километру.

Алгоритм запрограммирован считать эти баллы, отталкиваясь от срока эксплуатации коробки и прочих дополнительных факторов. Главных из них выступает температура.

Для этого нужно взять простой пример. Автомобиль оснащён коробкой CVT, и эксплуатируется в штатных городских условиях, никакой дополнительной чрезмерной нагрузки в виде прицепа или плохого дорожного покрытия нет. Это позволяет поддерживать температуру внутри вариатора в пределах нормы, то есть в диапазоне 85-95 градусов Цельсия. Для каждой коробки CVT есть свои нормы по температуре.

Если условия такие, тогда за один километр или 1 минуту поездки счётчик насчитает только 1 балл или 1 условную единицу измерения.

Но как только температура начинает повышаться, то пропорционально растёт количество баллов за 1 минуту или 1 км.

Когда температура в вариаторе достигает примерно 120 градусов Цельсия, что уже далеко от нормы, тогда в электронный блок управления будет записано примерно 5-8 баллов за 1 минуту. Если температура окажется ещё выше, тогда и количество баллов возрастёт.

Чем тяжелее условия эксплуатации авто с CVT, тем больше баллов начисляется счётчиком старения, и от этого быстрее приближается срок для замены масла в коробке.

К тяжёлым условиям для вариаторных коробок относят:

  • пробуксовки в болоте и лужах;
  • езда по снегу;
  • поездки с прицепом;
  • длительный простой в пробках и пр.

Всё это способствует повышению температуры и нагрузки на CVT. Потому счётчик мотает быстрее.

Некоторые автопроизводители в руководстве по эксплуатации прописывают интервал, при котором проводится замена масла в вариаторе. При этом учитывается не пробег, а именно количество баллов на счётчике. Чаще всего встречаются цифры в районе 50-60 тысяч условных единиц.

Только ошибочно считать, что 50 000-60 000 баллов это аналог 50-60 тысяч км. Баллы обычно насчитываются намного быстрее.

Требуется ли обнулять счётчик

Автомобилистов, которые эксплуатируют машины с установленными на них вариаторными коробками передач, закономерно интересует один вопрос. Он касается того, требуется ли обнуление счётчика.

Тут ответ однозначный. На автомобилях с CVT обнуление является обязательной процедурой. Если вы обслуживаетесь у официального дилера, специалисты сами сумеют обнулить датчик и начать новый отсчёт старения. Выполнить сброс самостоятельно сложнее.

Во многих сервисных книжках прописано, что нужно обнулять показатели датчика старения масла в коробке. Есть 2 основные причины, для чего это делается:

  • Эта информация даёт понять, в каком режиме эксплуатируется автомобиль и сам вариатор. То есть специалисты и просто автомобилисты могут узнать, есть ли проблемы на CVT после его последнего обнуления.
  • Если скинуть на вариаторе датчик старения масла после его замены, это упрощает определение в дальнейшем даты следующей замены.
  • На некоторых автомобилях, если не сбросить параметры, счётчик будет провоцировать появление ошибки при подключении специализированного диагностического оборудования.

С позиции автовладельца такая информация ему не сильно требуется. Зато это хороший способ узнать подробности эксплуатации автомобиля с вариатором при покупке машины на вторичном рынке.

Наличие ошибок при подключении диагностического устройства или большое количество баллов за короткий промежуток эксплуатации позволяют закономерно предположить, что вариатор эксплуатировался в очень тяжёлых условиях, а потому с ним могут в ближайшее время возникнуть достаточно серьёзные проблемы. От покупки такой машины покупатель скорее откажется.

Увы, вариаторы далеки пока от совершенства. Это наиболее уязвимые и нежные коробки передач, очень восприимчивые к нагрузкам. Деликатность CVT заставляет покупателей на вторичном рынке крайне внимательно подходить к вопросу покупки подержанных машин с вариатором.

Только убедившись в том, что вариатор не нагружали и эксплуатировали его в штатном режиме, можно соглашаться на сделку. Не последнюю помощь в этом деле окажет счётчик старения масла.

Как выполняется сброс

В настоящее время автопроизводителями не предусмотрена специальная последовательность действий, которая бы позволяла автовладельцу самостоятельно без постороннего оборудования сбросить счётчик старения, как это делается в случае со сбросом того же межсервисного интервала.

Чтобы скинуть показатели датчика старения масла в CVT, требуется подключиться внешним адаптером в ЭБУ.

Оптимально это делать через официальные сервисные центры. В дилерских СТО присутствует специализированное оборудование, подходящее для конкретной марки автомобиля.

Их аналоги можно приобрести через Интернет, но эффективность и работоспособность таких адаптеров находится под сомнением. Не все их них подходят и отображают нужную информацию.

Просто следить за счётчиком можно через программное обеспечение, устанавливаемое на смартфоны. Телефон соединяется с ЭБУ через эту программу, и на дисплее просматриваются все параметры.

Счетчик деградации жидкости в трансмиссии CVT

Настоящее время, Бесступенчатые трансмиссии (вариаторы) устанавливаются на многие автомобили. моделей, несмотря на то, что эти трансмиссионные решения по многим параметрам уступают полностью автоматическим коробкам передач. У вариаторов есть одно «загадочное» компонент, названный счетчиком деградации жидкости (или просто счетчиком жидкости), который вызывает много вопросов у автолюбителей.

Владельцы автомобилей, оснащенных вариаторами постоянно поспорить нужно ли сбрасывать счетчик масла после замены масла. В в этой статье мы объясним назначение счетчика жидкости, его расположение, и развейте некоторые мифы, связанные со счетчиком масла CVT.

Что такое масло CVT Прилавок?

Счетчик деградации жидкости представляет собой специальный алгоритм, отслеживающий нагрузки на трансмиссию и служащий для считывания эксплуатационные данные трансмиссии и оценить состояние жидкости. Класть это просто, счетчик жидкости обязан информировать специалистов по обслуживанию об условиях эксплуатации, которым подвергался вариатор. На основании этого информации специалисты принимают решение о необходимости замены трансмиссионная жидкость или нет.


Для контроля вариатора состояние жидкости и уровень счетчика жидкости, в частности водители могут использовать CVTz50 программное обеспечение

Что насчет жидкости Расположение счетчика?

Многие водители часто задаются вопросом, как это найти необычный аппарат. Но на самом деле все их усилия обречены на провал, так как счетчик физически не существует. Это всего лишь компьютерный алгоритм, встроенный в ЭБУ автомобиля, который аккумулирует широкий спектр параметров (в режиме реального времени работы, вращения валов, температуры, пробега, скорости и т. д.) из многочисленных датчиков, анализирует эти данные и определяет уровень деградации масла CVT.

Принцип действия

Важно чтобы понять, как счетчик жидкости рассчитывает рабочие данные CVT, или а какова единица измерения в этих расчетах. Они разные мнения по этому вопросу: одни говорят о километрах, другие утверждают, что измерения исчисляются в часах и минутах, но эти допущения неправильно. Счетчик жидкости вычисляет уровень деградации масла в произвольных единицы измерения. Количество баллов, подсчитываемых счетчиком масла, зависит не только на время работы жидкости, но и на ряд других факторов, основной из них – температура эксплуатации.

Вот как уровень деградации масла рассчитывается исходя из эксплуатационных температура:

  • От 90 до 100 — 1 балл
  • От 100 до 109 — 2 балла
  • От 110 до 119 — 4 балла
  • От 120 до 129 — 6 баллов
  • От 130 до 139 — 8 баллов


    Еще одна полезная программа для отслеживания состояния жидкости CVT есть Torque Pro

    Поэтому тяжелые условия эксплуатации, провоцируют высокие температуры (пробуксовки в грязи или снегу, длительные пробки в жаркая погода, буксировка большегрузных автомобилей или прицепов, резкое ускорение с перегрева) приводят к большему количеству баллов – приближая время Замена АТФ. Например, производитель автомобилей Nissan рекомендует менять жидкость в CVT, когда счетчик жидкости достигает 60 000 пунктов. В то же время, 60 000 баллов не обязательно означают 60 000 километров, особенно на больших города с огромными пробками. Однако JATCO, производитель вариаторов трансмиссии для Nissan, рекомендует частичную замену жидкости каждые 30 000-40 000 километров, а частичная замена жидкости с заменой фильтра каждые 60 000 км. Таким образом, вам решать, кому вы хотите верить (изменить жидкость в вашем трансмиссии в зависимости от точек счетчика жидкости или пробега).

    Нужно ли сбрасывать счетчик?

    При замене жидкости в вариаторе на базе расчеты счетчика деградации жидкости, а не пробег и хотят контролировать остаточный ресурс жидкости CVT, то необходимо произвести сброс масла счетчик при каждой замене жидкости. Например, электронный сервисный мануал. для автомобилей Ниссан дословно сказано следующее: «Удаление износа жидкости вариатора дата с помощью CONSULT-III после замены жидкости CVT».


    Часть онлайн руководство для автомобилей Ниссан, оборудованных вариаторами

    Некоторые специалисты утверждают, что если полагаться на расчет счетчика жидкости и своевременный сброс, то у вас будет следующие преимущества:

    • Вы сможете контролировать работу условия вашего вариатора;
    • У вас будет полный контроль интервалов замены жидкости;
    • Счетчик масла данные помогут продлить срок службы вариатора.

    Влияет ли счетчик жидкости на давление масла в вариатор?

    Некоторые водители убеждены, что жидкость счетчик служит не только для описанной выше цели, но и непосредственно влияет на работу вариатора. По их мнению, когда автомобили, оборудованные Бесступенчатые трансмиссии достигают больших пробегов, а трансмиссионная жидкость значительно загрязнен, счетчик жидкости посылает сигнал на регулировку давления в трансмиссии для повышения производительности трансмиссии. Но, к сожалению, это не дело.

    Это правда, что со временем передача жидкость теряет свою вязкость, есть даже специальная единица вязкости измерение, известное как сантистокс (сСт). Этот параметр определяет приемлемое диапазон (не конкретное число) вязкости, и когда значение сСт вне диапазона необходимо заменить жидкость. Вязкость жидкости должна оставаться в определенном диапазоне в течение всего периода передачи эксплуатации и достичь ее можно только своевременным обслуживанием трансмиссии (смена жидкости), а не посредством регулировки давления.

    Всего, счетчик деградации жидкости — весьма полезная функция для автомобилей, оснащенных вариаторы, которые помогают автовладельцу следить за состоянием трансмиссионной жидкости и планировать своевременную замену жидкости. Однако следует отметить, что счетчик выполняет чисто информативная функция и к давлению отношения не имеет регулирование.

    На какие предложения автосервиса не стоит соглашаться при замене масла в вариаторе

    Любопытную и довольно дорогую услугу продали своим клиентам российские автосервисы. При замене масла в вариаторе приемочные мастера рекомендуют обнулить «счетчик старения масла». Мол, чтобы машина понимала, что смазка залита новая. Процедура, опять же, не бесплатная. Дилеры Nissan, например, просят за это 4000 рублей, если вы обслуживаете X-Trail. Портал «АвтоВзгляд» разобрался, стоит ли платить, и что будет с автомобилем, если отказаться от «заманчивого» предложения.

    Сейчас многие производители утверждают, что масло в вариаторе залито на весь срок службы и замены не требует. В принципе, это верно, но не всегда и не для всех. Водителям, которые любят погонять, смешать грязь или волочить тяжелый прицеп, необходимо периодически менять масло в агрегате. Ведь от жесткой эксплуатации трансмиссия испытывает повышенные нагрузки и вариатор может выйти из строя. А для того, чтобы понять, нужно вариатору новое масло или нет, автопроизводители — в частности, японский Nissan — придумали так называемый счетчик старения масла.

    Однако счетчик или датчик — это условное название. По сути, это компьютерная программа, которая фиксирует нагрузки на трансмиссию, а затем переводит их в баллы (или, как еще говорят, в условные единицы работы). На основании этих данных мастер-приемник может понять, как эксплуатировался автомобиль. А если уж жестко, то порекомендуйте чаще менять масло в вариаторе. Однако эта программа не может изменить давление масла внутри вариатора, то есть никак не влияет на работу агрегата. У нее только справочные функции.

    Подсчет очков

    Пресловутые очки накапливаются в зависимости от того, как долго работает вариатор, а затем корректируются в зависимости от температуры внутри узла. Чем выше температура, тем больше баллов присваивается. То есть при скольжении по грязи эти самые очки набираются быстрее.

    Nissan рекомендует менять смазку в вариаторе через 60 точек. Увидев, что их количество приближается к этой цифре, мастер сервиса понимает, что машину гнали и в хвост, и в гриву, и рекомендует сменить смазку. Даже если машина проехала не 000 000 км, а, скажем, 60 000 км.