Угадываем лучшие самодельные автомобили СССР
- Главная
- Статьи
- Сделано в гараже: угадываем лучшие самодельные автомобили СССР
Автор: Влад Самарин
Дефицит автомобилей в СССР в сочетании с высоким уровнем технического образования когда-то привели к возникновению такого уникального явления, как самодельные автомобили. Действительно, если машину нельзя купить в магазине, почему бы не построить её самостоятельно, что называется, из подручных материалов? При этом далеко не всегда у «самодельщиков» их конструкции получались примитивными и неказистыми – иногда по уровню проработки или технических решений эти разработки могли потягаться с серийными изделиями! Сегодня мы будем вспоминать советские «самоделки», заодно проверяя ваши знания в этой необычной автомобильной отрасли.
{{ currentQuestionNum + 1 }} / {{ test.questions.length }}
{{ answer.text }}
{{ resultAnswers }} / {{ test.questions.length }}
{{ result.title }}
Поделитесь вашим результатом
СССР тесты
Новые статьи
Статьи / Практика Смерть через вздох: что не так с современными воздушными фильтрами Удивительно, но в процессе эксплуатации машина в самом большом количестве потребляет не бензин или солярку, а воздух. Вы же помните про стехиометрическую смесь? На килограмм сгоревшего бензи… 780 0 0 28.06.2023
Статьи / Популярные вопросы
Как можно нарушить правила обгона и лишиться прав, даже выйдя на обгон по правилам
Мы уже говорили о том, что обгон – один из самых опасных маневров на дороге, поскольку он связан с высокой скоростью и выездом на встречную полосу.
Статьи / Интересно 5 причин покупать и не покупать Mitsubishi ASX I Mitsubishi ASX трудно назвать всенародным любимцем, но в своё время его продавали в приличных объёмах, и он занимал треть в общем количестве купленных в России компактных кроссоверов. Оно и… 3881 4 1 25.06.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв
Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo?
В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11.
В России машину сертифицировали в 2022, и в…
16950
8
9
07.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300 Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв… 10151 14 4 02.03.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв
Любовь по инструкции: тест-драйв ГАЗ Соболь NN
Соболь NN ждали долго. Появилась ГАЗель NEXT – а Соболя NEXT нет.
Вышла ГАЗель NN – а Соболя NN не видно. Вроде и отличий между ГАЗелью и Соболем не так уж много, можно было бы построить его…
8306
1
1431
03.03.2023
Советские самодельные автомобили
В Советском Союзе было создано огромное количество самодельных автомобилей. И тому есть несколько причин. В СССР было очень хорошее техническое образование и в какой-то мере даже культ научно-технического прогресса. Поощрялось разного рода изобретательство и научно-техническое творчество. Поэтому в стране было очень много инженеров, конструкторов и изобретателей, которые не только использовали свои знания в работе на государственных предприятиях и в НИИ, но и создавали что-то по собственной инициативе. Второй причиной был достаточно скромный ассортимент серийных автомобилей, выпускавшихся в СССР, и ещё более скромный — автомобилей, доступных обычному гражданину.
Обычному советскому человеку практически невозможно было купить спорткар, микроавтобус или автомобиль какой-нибудь другой экзотической компоновки, образцы которой можно было видеть на Западе. Поэтому почти единственной возможностью заполучить экзотический автомобиль было построить его самостоятельно. Наконец, было немало желающих не просто скопировать иностранные образцы, а построить что-то действительно необычное, вроде какого-нибудь вездехода или автомобиля-амфибии.
Государство с одной стороны поощряло кустарное автомобилестроение, но с другой — ввело определённые ограничения. В 1965 г. были утверждены технические требования к автомобилям, изготовляемым в индивидуальном порядке. В них устанавливались ограничения на максимальную мощность двигателя, а также предписывалось использовать в некоторых узлах лишь детали заводского производства. Правда, были пути обхода ограничений. Кроме того, с течением времени требования смягчались, к 1987 г. ограничения на максимальную мощность двигателя были, например, вообще отменены.
В 1963 г. в СССР был проведён первый конкурс самодельных автомобилей. В дальнейшем в стране возникло целое движение «Самавто», участники которого появлялись на телеэкранах и проводили выставки своих творений. Количество самодельных машин в СССР исчислялось сотнями.
Изобретатели использвали разный подход. Некоторые всё-таки брали за основу какие-то серийные модели, внося в них изменения, видоизменяя и дорабатывая. Но были и такие, кто не искал лёгких путей и конструировал свою модель с нуля, создавая самостоятельно каждую деталь. Если была возможность, машины строили в помещениях предприятий, мастерских, автоклубов, но иногда в собственных гаражах и даже квартирах!
Автомобиль, собранный в квартире, спускают на улицу краном
Какие же интересные самодельные авто были созданы энтузиастами советского периода?
Карапет
На фото выше — одна из первых самоделок эпохи СССР, построенная ещё в 1930 г.
Была оснащена мотоциклетным двигателем мощностью 8 л. с. Создатели — Карельский и Петров.
Окта
Ещё один самодельный автомобиль довоенного периода (1933 г.), построенный Е. В. Киршевским. Одноместный трёхколёсный автомобиль обладал очень хорошей проходимостью, а его разработка у конструктора заняла 7 лет.
Ленинград
Один из нескольких самодельных автомобилей конструкции Аркадия Бабича. Был построен в 1956 г. Автомобиль имел двигатель мощностью 90 л. с. и развивал скорость до 180 км/ч. Путь в 2 125 км из Симферополя в Ленинград изобретатель на нём осилил за 20 ч.
Советская кинохроника — «Ленинград» и другие самодельные автомобили:
«Труд»
Ещё одна самодельная модель, созданная московским изобретателем Кучеренко в 1964 г.
Работа, проделанная конструктором, впечатляет. В то время как большинство самодельщиков делали кузов из стеклопластика, Кучеренко самостоятельно сварил кузов из стали. Более того — он оснастил автомобиль самодельным двигателем!
«Ихтиандр«
Одна из моделей самодельных амфибий, построенная И. Риманом и А. Ревякиным. Работа над автомобидем была начата в 1971 г. и завершена в 1979. Амфибия получилась вполне удачной — скорость на суше 120 км/ч, на воде — 20 км/ч. Корпус получился совершенно водонепроницаемым. Машину оснастили водомётным двигателем и сделали возможность втягивать колёса внутрь арок. Ихтиандр прошёл больше 1000 км по воде и 400 тыс. км. по суше.
Ихтиандр-2
К 1991 г. Рикман построил второй «Ихтиандр». Это была машина с более мощным двигателем, большего размера и с выдвижной крышей.
«Тритон»
Ещё одна впечатляющая самоделка из СССР — автомобиль-амфибия «Тритон».
В отличие от предыдущих вариантов это скорее не плавающий автомобиль, а катер на колёсах. Он был создан в 1985 г. Оснащённая двигателем от «Волги» машина может развивать скорость до 120 км/ч на суше и до 60 км/ч на воде.
Видео — самодельная амфибия «Тритон»:
«Орор» в 1981
«Орор» — современное состояние
«Орор» (кстати, это именно его на верхнем фотоспускают на кране с балкона) был построен Генрихом Матевосяном в 1981 г. При создании автомобиля были использованы агрегаты ВАЗ-2101, но конструктор сделал всё, чтобы автомобиль был быстрым. Его максимальная скорость 180 км/ч, и когда во время автопробега через Тольятти ему предложили устроить соревнование с серийными «Жигули», «Орор» оказался первым.
Интересно, что автомобиль оказался не только быстрым и надёжным. Он до сих пор вполне пригоден к эксплуатации несмотря на пробег свыше 2 млн. км.
«Панголина»
Названная так за сходство с одноимённым животным, «Панголина» является практически легендой советского самодеятельного автомобилестроения. Она была построена в 1980 г. инженером и руководителем кружка технического творчества из Ухты Александром Кулыгиным. Изобретатель сделал в машине множество необычных элементов. Поднимающийся колпак вместо дверей, выдвигающиеся фары, перископическая призма вместо зеркал заднего вида. По своей форме машина напоминала зарубежный спорткар Lamborghini Countach. Несмотря на то, что «Панголину» пришлось оснастить стандартным вазовским мотором мощностью всего 62 л. с., разгоняться она могла до 180 км/ч.
Впервые попав на выставку в Москве, машина поразила сначала журналистов, а затем и советских зрителей.
Изобрететель стал знаменит, и его даже пригласили работать на АЗЛК. К сожалению, судьба конструктора сложилась неудачно. После распада СССР он уехал в США, где пытался продавать комплекты для самостоятельной сборки автомобилей, но через некоторое время погиб в автомобильной аварии.
«Лаура»
Ещё один достаточно известный советский самодельный спорткар. Построили его (в 2 экземплярах) Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфёнов. Машину закончили в 1985 г. Кузов был склеен из стекловолокна, был использован двигатель от ВАЗ 2105, а также агрегаты от «Нивы» и «Запорожца». В машине сделали уникальную электронную приборную панель с цифровой индикацией на основе программируемого микрокалькулятора. Скорость машины могла достигать 170 км/ч.
«Юна»
Этот автомобиль со спортивным дизайном братья Алгебраистовы в сотрудничестве с братьями Щербиниными начали строить ещё в конце 60-х, а закончили лишь в 1982 г.
Всё делалось очень тщательно, только расчёт кузова занял целый год. зато получилась очень красивая, с идеально пригнанными частями машина. Кузов из стеклопластика, обтекаемая форма и достаточно мощный двигатель от Волги позволили сделать её лёгкой и быстрой — максимальная скорость достигала 200 км/ч.
Кстати, в отличие от двух предыдущих самодельных спорткаров, «Юну» не бросили и не забыли. Юрий Алгебраистов всё это время продолжал модернизировать автомобиль и до сих пор ездит на нём.
Изобретая велосипед: белорусский художник до сих пор ездит на самодельной советской машине | Беларусь
Купить машину в Советском Союзе было непросто. Обычно первое, что нужно сделать, это зарегистрироваться в списке ожидания длиной в десять лет, чтобы зарегистрировать свою заинтересованность в владении автомобилем. Во-вторых, нужно было сохранить огромную по тем временам сумму денег; стоимость нового «Запорожца» примерно в 30 раз превышает среднемесячную зарплату.
Однако некоторые люди нашли другой путь – сборку автомобилей своими руками. Одним из таких людей является Борис Каравкин, художник из Минска, который пять лет в свободное время делал один. Сейчас на пенсии Каравкин уже более 40 лет ездит на своей «Фантазии» и готовит машину к модернизации.
Каравкин говорит, что необходимые технические навыки для создания своей машины он получил, работая на оружейном заводе, и черпал вдохновение для дизайна из научно-популярных журналов. Одной из главных проблем того времени было отсутствие в продаже автозапчастей; проблема, которая затрагивала многие товары в советское время.
Чтобы решить эту проблему, художник четыре года рисовал плакаты и рекламные щиты для гаража в обмен на необходимые детали. Наконец, в 1973 году, когда автомобиль был готов, всплыло еще одно препятствие: обязательная полицейская регистрация «самодельного» автомобиля. По словам Каравкина, это стало возможным только «каким-то чудом» — законы устанавливают такие строгие стандарты, что самосборные автомобили обычно им не соответствуют.
При сборке автомобиля Каравкин использовал раздвижные двери, вращающееся кресло водителя и противоугонные гайки для колпаков (последние всегда были популярны у угонщиков во всем мире).
За 40 лет несколько раз менялись детали автомобиля: трижды менялся двигатель, совершенствовалась подвеска и система впуска воздуха. Но сейчас «Фантазия» проехала 300 000 км, и Караквин говорит, что ее максимальная скорость составляет 140 км/ч.
Ежегодно автомобиль проходит обязательный техосмотр, типа ТО. Этой зимой Каравкин старался не ездить на машине во избежание коррозии — шасси не обладает особой устойчивостью к новым химическим веществам, используемым в антиобледенителях.
Каравкин ездит на своей «Фантазии» более 40 лет и готовит машину к апгрейду продать «часть своей жизни».Корреспондент TUT.BY прокатился на уникальном автомобиле и поинтересовался, какой совет дал бы его создатель тем, кто сегодня хочет собрать собственный автомобиль.
«Фантазия» строилась пять лет Фото: Станислав Шарщуков/TUT.BY«Я придумал эту идею, потому что очень хотел иметь машину. Я не мог просто купить его в магазине, поэтому мне пришлось потратить пять лет своей жизни, чтобы собрать его самостоятельно», — сказал он.
«Поэтому мой совет самодельщикам, которые, как и я, могут захотеть «изобрести велосипед» — не тратить столько время на это предприятие. Купите автомобиль у дилера, теперь это больше не проблема».
Версия этой статьи впервые появилась на TUT.BY. Перевод Юлианы Корнюшко
Тест-драйв лучшего самодельного автомобиля СССР
Работа над этим автомобилем началась полвека назад, он сошёл с дорог Союза за два года до появления ВАЗ-2108 и с тех пор пройдено более миллиона километров
JNA – творение всей жизни Юрия Ивановича Алгебраистова, и нам удалось поездить на этом уникальном купе, собранном золотыми руками буквально в гараже.
«Да, меня пригласили работать в НАМИ, я пошел, посмотрел — и не согласился.
Он тоже не спешит хвастаться дизайном алгебраистов — мол, оригинальный вид автомобиля придумали другие советские самостроители, братья Щербинины, а он лишь видоизменил его на свой вкус. Да и вообще передок с поднимающимися фарами — нарочитое подражание британскому Lotus Esprit. Как бы то ни было, ЮНА выглядит как абсолютно законченный, цельный автомобиль, где каждая деталь гармонирует с остальными.Я не дизайнер, поэтому могу что-то сделать руками, вот и все. Скромность Юрия Ивановича не укладывается в голове, когда смотришь на это «что-то». По качеству исполнения ЮНА не уступает заводским машинам Союза, если не превосходит их, а больше всего, поражает уровень проработки мелких деталей.Дефлекторы вентиляции,декоративные накладки,шильдики,корпуса зеркал — все это невероятно искусная ручная работа.Даже фонари, вырезанные из плафонов Opel Rekord,заставляют почесать голову:от этого не понять закругление пластиковых краев того, что сделано немецким заводом, и того, что сделано советским левшой.0003
Сегодня она просто красавица, а в начале восьмидесятых среди жигулей и москвичей этот стремительный алый силуэт выглядел миражом. Откуда это? Как? Это не может быть правдой!
В конце 1969 года Щербинины решили сделать новый автомобиль, наследник нашумевшей ГТЩ. Анатолий и Владимир сами взялись за проектирование, а для участия в реализации пригласили других братьев, Станислава и Юрия Алгебраистов. Первый достал дефицитные детали и материалы, а второй превратил их в автомобиль. Характеристики стального пространственного каркаса были рассчитаны с помощью инженеров АЗЛК, а производство передано Иркутскому авиационному заводу: невероятный подход к самоделкам! И сделали сразу небольшую партию рамок — пять штук.
Первый экземпляр собран, так сказать, по методике отца дяди Федора: в трехкомнатной квартире на седьмом (!) этаже обычного жилого дома. Там срастили раму с лонжеронами от ГАЗ-24, сделали макет кузова, сняли с него матрицы, склеили кузовные панели, установили элементы подвески — и только потом купе, которое наконец-то досталось колеса, спустились на асфальт с помощью крана.
Это была еще не ЮНА, а машина по имени «Сатана», предназначенная для самих Щербининых.
Алгебраисты переехали в собственную мастерскую, где сначала собрали копию для Станислава, а уже потом — через 12 лет после начала проектирования — для Юрия. Более того, JNA в мире всего одна, ведь эта аббревиатура — зашифрованное посвящение дизайнера жене. Юрий и Наталья Алгебраистовы, так на самом деле называется машина. Итак, их трое, и они живут уже почти 40 лет.
За это время Юрий Иванович несколько раз дорабатывал конструкцию, переделывал салон, менял силовые агрегаты — и все происходило уже в обычном гараже в Щукино. Он даже снял двигатели и поставил их в одиночку! Сегодня в машине почти не осталось деталей от «Волги» — разве что передний мост, да такой же новый, бесшарнирный, от поздней модели.
31105. Задний мост позаимствован у Volvo 940, а шестицилиндровый двигатель 3.5 вместе с АКПП от BMW 5 серии в кузове Е34. Конечно, просто купить и доставить все это было невозможно: пришлось адаптировать опоры подвески, а некоторые узлы, вроде масляного поддона или карданного шарнира, изготавливать заново.
Но больше всего удивляет интерьер. У JNA отличная эргономика: сидишь по-спортивному, вытянув ноги вперед, рулевая колонка регулируется по высоте, окна снабжены электроприводами, а по всему салону много ящиков для хранения мелочей — даже на потолок! «Ну как иначе? Делал для себя, поэтому постарался сделать все удобно и умно», — рассказывает Юрий Иванович. И вот он нажимает кнопку, и из панели выдвигается цветной монитор мультимедийной системы. «В последние годы было много пробок, но можно даже смотреть телевизор. А коробку-автомат тоже поставил из-за перегрузок, а то ноги устают…».
Коробка передач, надо признать, по современным меркам довольно задумчивая: долго колеблется с переходом на низшую ступень, да и «вверх» переключается медленно. Но в остальном ЮНА едет на удивление приятно! Двести с лишним сил ей хватает для более чем энергичного разгона, ходовая хорошо справляется со столичными неровностями и лежачими полицейскими, тормоза (дисковые на всех колесах) держат отлично – а главное, здесь все работает четко, слаженно.
Это не россыпь запчастей, которые собрали и как-то заставили ехать, а полноценный автомобиль со своим твердым характером. Впрочем, это совсем не спорткар, а скорее из разряда гран туризмо: на подвесках от старых вальяжных седанов толком не поиграешь. ЮНА реагирует на повороты руля плавно, с задержками — но все происходит очень логично и естественно, а если ехать быстрее, то получается, что баланс тут классный: за начальной паузой следует понятная, линейная реакция, а затем купе опирается на оба крайних колеса и на удивление крепко держится на траектории. Алгебраистов вспоминает, что в свое время испытатели на Дмитровском полигоне были заметно удивлены устойчивостью машины и ее нежеланием идти ни в снос, ни в занос.
Но все может быть еще интереснее! Новый электроусилитель руля почти готов — но его, вероятно, придется устанавливать следующему владельцу. Ясности ума и энергии Юрия Ивановича позавидуют многие молодые, но годы берут свое, и этот удивительный человек решил расстаться со своим детищем, с единственным автомобилем в своей жизни.

Я не дизайнер, поэтому могу что-то сделать руками, вот и все. Скромность Юрия Ивановича не укладывается в голове, когда смотришь на это «что-то». По качеству исполнения ЮНА не уступает заводским машинам Союза, если не превосходит их, а больше всего, поражает уровень проработки мелких деталей.Дефлекторы вентиляции,декоративные накладки,шильдики,корпуса зеркал — все это невероятно искусная ручная работа.Даже фонари, вырезанные из плафонов Opel Rekord,заставляют почесать голову:от этого не понять закругление пластиковых краев того, что сделано немецким заводом, и того, что сделано советским левшой.0003
Сегодня она просто красавица, а в начале восьмидесятых среди жигулей и москвичей этот стремительный алый силуэт выглядел миражом. Откуда это? Как? Это не может быть правдой!
Это была еще не ЮНА, а машина по имени «Сатана», предназначенная для самих Щербининых.

