7Ноя

Рама картинга: рама картинга? — Купить мотоциклы и мототехнику 🏍️ | Б/у и новые мотоциклы

Содержание

О нас | Картинг SD-KART

Главная > О нас

Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте www.sd—kart.ru.

Если вы не готовы читать данную статью, а сразу бы хотели ознакомиться и приобрести нашу продукцию, то перейдите в раздел «Магазин».

В картинге есть три направления — это спортивный картинг, любительский картинг и прокатный картинг.

ПРОКАТНЫЙ Картинг — это наше направление

Компания «SD—KART» занимается производством прокатных картов, которые предназначены для первоначального обучения вождения на карте, тренировок, а так же в целях коммерческого и развлекательного досуга (корпоративов). Модели картов представлены у нас с боковым и задним расположением (ДВС) двигателя, детские и взрослые варианты картов.

Линейка прокатного картинга широко представлена и набирает «обороты» в парках культуры, в домах отдыха, курортов, а также в профильных и образовательных учреждениях (ДОССАФ, ДЮСТШ, СЮТ и т. д.).

Если вы заняты в сфере прокатного картинга, то вы попали по нужному адресу. Компания SD—KART всегда рада помочь своим клиентам и партнёрам в приобретении картов и комплектующих к ним. Мы производим не только прокатные карты, но и запасные части для картинга.

Прокатные картинги и необходимые запчасти к ним вы можете найти в разделе: «Магазин».  Наша компания так же продаёт комплектующие для производства самодельной рамы карта, и некоторые запчасти для производства велотрайков с мотором для дрифта и BeerBox (тарабайков).

В «Магазине» в подразделе «Инструмент, настройка, ГСМ» вы найдёте то, что вам может понадобится и пригодится для обслуживания картов.

Прокатный картинг не нуждается в многочисленных настройках в отличии от спортивного карта. Они находятся на разных «высотах». Прокатный картинг это больше развлечение и отдых, чем спорт, и именно по этому, большинство картодромов находятся в парках и зонах отдыха. А так же прокатный картинг это – бизнес на 100 %, где затраты на обслуживание и ремонт техники невелики – 15-20% от стоимости карта в год, нежели чем спорт.

Производство картов находится в Москве. Рамы изготавливаются из беcшовной трубы.

Узлы рамы карта усилены специально для использования в прокате, так как большинство людей приходящих в прокат не имеют подготовки и навыков вождения карта. Поэтому прокатный картинг должен быть максимально крепким изделием.

Если бы на трассе шла жесткая борьба, то рама спортивного карта не прожила бы и дня в прокате, так как не имеет противоударного защитного кругового бампера, а также усиленных узлов рамы карта.

Рама карта SD—KART имеет заднюю и боковую защиту. Уже в базе каждого карта стоит регулируемое (движущееся) сидение. Если эта опция вам окажется не нужна в ходе эксплуатации, то вы можете легко снять салазки, и на те же посадочные места зафиксировать жёсткую установку сидения. На каждом шасси карта установлен противоударный пластиковый бампер на резиновых опорах, бескамерные шины «MegaKart» и алюминиевые колёсные диски.

Двигатель для установки на картинг вы выбираете самостоятельно. Но по опыту мы знаем, что большинство картодромов и просто где есть услуга по прокату картов используют двигатели для картинга производства — HONDA (GX 160- 5.5 л.с, GX 200- 6.0 л.с, GX 270- 9.0 л.с), их ресурс эксплуатации и износостойкости в разы превышают АНАЛОГИ двигателей HONDA. Двигатели приобретаются только после заказа и получения предоплаты, после чего устанавливаются на карт или закупаются как комплектующий товар.

Что немало важно наша рама карта адаптирована под Российские комплектующие запчасти. Запчасти для картинга всегда имеются в наличии у нас на складе. Если у нас нет каких-либо запчастей для картинга, то мы в максимально короткие сроки произведём или закажем их у наших партнёров. Изготовление и сборка картинга как правило составляет от 3-4 недель. НО мы стараемся небольшое количество готовых шасси картов все-таки держать на складе. Необходимое Вам количество всегда можно уточнить по телефону.

Оплата картов и запчастей для картинга производится на расчётный счёт компании в 100% объеме, а в зависимости от вашего заказа, или при условии что товара нет на нашем складе, возможна предоплата по договорённости с менеджером компании.

Доставка вашего заказа осуществляется самовывозом, либо через транспортную организацию в любой регион России и стран СНГ.

С ценами и условиями доставки, вы можете ознакомиться непосредственно на сайтах грузоперевозчиков. Мы не оказываем услуги доставки груза до склада перевозчика. При расчетах на доставку, необходимо указывать забор груза (экспедирование) по Москве.

Почему татарстанский картинг можно считать лучшим в России

Мы уже привыкли к успехам пилотов из Татарстана в самых различных гоночных дисциплинах. По количеству действующих автоспортсменов, наша республика традиционно находится в числе абсолютных лидеров в РФ. Такая ситуация сложилась во многом по причине централизованной поддержки детского и юношеского картинга, массовость которого беспрецедентна по российским меркам. Победители «Дакара» Николаев и Каргинов, 3-кратный чемпион Европы по ралли-кроссу Тимерзянов, победитель первых гонок на новой сочинской трассе F1 Рахматуллин — все они воспитанники татарстанского картинга. Когда и где зародился картинг в нашей республике, через какие вехи прошло его развитие, чем закончился сезон 2014 — в материале спортивной редакции «БИЗНЕС online».

Айртон Сенна возглавляет заезд на своем карте

ЧЕМ РАНЬШЕ — ТЕМ ЛУЧШЕ

Для тех, кто хотя бы периодически интересуется гонками, совершенно очевидна высокая роль картинга в современном мировом автоспорте. Практически во всех гоночных дисциплинах тон сейчас задают картингисты. А если какой-то из пилотов попадает в высшие серии, не имея за плечами опыта выступлений в картинге, то это уже считается нонсенсом. Перечислять, кто из суперзвезд автоспорта начинал свою карьеру с карта почти бессмысленно — будут названы практически все фамилии, исключения крайне редки. Единственный важный нюанс в том, что самые великие из гонщиков последних лет, такие как Айртон Сенна или Михаэль Шумахер, начинали выступать на картах еще с дошкольного возраста. И потому по мере своего взросления они постоянно оказывались быстрее своих ровесников. Зная об этих фактах, многие родители стараются как можно раньше отдавать своих чад в картинговые секции, и в итоге мировой автоспорт резко помолодел за последние годы. Сейчас в кольцевых и раллийных гонках высшего уровня среди лидеров большое количество пилотов «студенческого» возраста, которые запросто борются с гораздо более взрослыми соперниками и регулярно побеждают.

Большинство картингистов мечтают оказаться в числе гонщиков «Формулы-1». И там есть пилот с большим картинговым прошлым, который переписал большинство возрастных рекордных достижений «Королевы автоспорта». Это Себастьян Феттель, который последовательно становился самым молодым в истории: чемпионом мира, затем двух, трёх и четырёхкратным победителем мирового первенства. А также самым молодым: обладателем поул-позиции, лидером гран-при, призёром и победителем гонки (все это в возрасте 20−21 год). Впрочем, одно из достижений немецкого пилота было побито в этом году россиянином. Даниил Квят стал самым юным в истории гонщиком, набиравшем очки в «Формуле-1». Уроженец Уфы сделал это в своем первом же гран-при, в Австралии’2014, в возрасте 19 лет 324 дня. Здесь, правда, нужно сделать важную оговорку. Даниил с юных лет жил в Италии, и именно там сформировался в пилота экстра-класса, ведь итальянская картинговая школа считается одной из лучших в мире. Любопытно, что другой российский пилот F1 — Виталий Петров, один из немногих, кто попал в «Королеву автоспорта» минуя картинг. Сам он признался, в интервью корреспонденту «БИЗНЕС online», что если бы занимался им в детстве, то мог попасть в «первую формулу» лет на пять раньше, а возможно и задержался бы там подольше.

Так выглядели карты в 1960-х

В НАЧАЛЕ ПУТИ

А теперь немного об истории картинга. Первый карт, похожий на те, что используются сейчас, построил американец Арт Инглс в 1956-м. Конструкция машинки была предельно проста: рама из труб, маленький и дешевый двигатель, простейшие шины и тормоза. Неудивительно, что его творение назвали тележкой (по-английски — cart). Подобный аппарат было несложно собрать из подручных средств, и обходился он совсем недорого. В то же время, предельно низкая масса позволяла развивать на нем весьма приличные скорости на небольших площадках. В считанные годы в автоспортивном мире начался картинговый бум. Карты позволяли получать навыки пилотирования быстрыми машинами при помощи минимальных финансовых вложений. Не требовали постройки дорогих гоночных трасс, стали незаменимым средством для обучения начинающих пилотов и проведения регулярного тренировочного процесса. Соревнования стали проводиться повсеместно. В 1960-м Международная федерация автоспорта (ФИА) официально признала картинг видом автоспорта, в 1962-м была зарегистрирована Международная комиссия по картингу при ФИА (CIK FIA), а уже в 1964-м состоялся первый чемпионат мира в Италии. До этого первенство планеты разыгрывалось только в «Формуле-1».

В СССР новый вид автоспорта официально дебютировал в 1960-м году. В том году появились первые карты советского производства, которые начали собирать из подручных средств в Курске и Харькове. А уже в 1964-м стартовало серийное производство в Таллинне. Через несколько лет микрокары начали строить в Ленинграде, Одессе, Абовяне, на заводе КамАЗ в Набережных Челнах. Повсеместно при секциях ДОСААФ стали открываться секции картинга, в Советском Союзе картинговый бум начался в 1970-х годах. В Татарстане (ТАССР в то время) первые машины появились еще в 1960-х, а уже к началу 1970-х годов картинг существовал в Казани при крупных предприятиях, таких как Завод имени Горбунова, Вертолетный завод, КМПО, Теплоконтроль, НПО имени Ленина, при детских образовательных учреждениях, всего было более 20-ти секций. А 13 октября 1970 года в поселке Дербышки возле дома культуры состоялось первое официальное соревнование — первенство г. Казань по картингу, собравшее всех пилотов того времени, и привлекшее достаточно много зрителей. При поддержке ДОСААФ стали постепенно открываться картинг-клубы и в других населенных пунктах ТАССР: Бугульме, Чистополе, Нижнекамске, Альметьевске, Уруссу. Любопытный факт — в 1970-х многие начинали заниматься картингом в возрасте 30−35 лет, а детей в секциях почти не было. И только со временем картинг превратился в основной инструмент воспитания детей и юношей в будущих автогонщиков. Среди пилотов-картингистов в наши дни наблюдается абсолютное преобладание школьников.

В первых картинговых заездах в СССР участвовали взрослые спортсмены, а зрители плотно обступали места проведения соревнований

ПЕРВЫЕ КАРТОДРОМЫ

Главным камнем преткновения в советские времена было отсутствие специального оборудованного картодрома в ТАССР. Соревнования проводились на временно приспособленных свободных площадках, располагавших более-менее ровным асфальтовым покрытием. В Казани, в разные годы трассами для состязаний картингистов становились: территория Центрального стадиона имени Ленина, площадка возле здания цирка, автостоянка, располагавшаяся между стадионом и Кировской дамбой. На улице Ю. Фучика, на месте, где теперь стоит церковь, проводился чемпионат ТАССР имени героев Заречья. А для зимних гонок задействовали ледовую гладь Черного озера.

С 1990 года соревнования стали проводиться на площадке возле Ленинского мемориала, переименованного впоследствии в национально-культурный центр «НКЦ-Казань». Это место хоть и нельзя назвать полноценным картодромом, но оно оказалось вполне удобным для проведения гонок. Именно здесь много лет проводился чемпионат Казани, неизменно собиравший значительное число болельщиков, благо заезды гремели в самом, что ни на есть, центре города, куда было удобно добираться и участникам, и зрителям. Именно на этой трассе в последующем делал первые шаги в автоспорте юный картингист, а ныне 3-кратный чемпион Европы по ралли-кроссу Тимур Тимерзянов.

Вторым после Казани центром картингового движения стал город автомобилестроителей — Набережные Челны. В октябре 1990-го в нём состоялось открытие первого постояннодействующего картодрома, названного впоследствии именем погибшего гонщика Олега Кухаренко. Появление стационарной трассы стало важным событием, на ней стали проводить все наиболее значимые соревнования, благодаря ей сформировалась сильная и самобытная челнинская школа картинга. Она дала нам имена пилотов, которые составляют сейчас костяк гоночной команды «КамАЗ-Мастер», во главе с победителями «Дакара» — Эдуардом Николаевым и Андреем Каргиновым.

Татарстанские картингисты на современной технике

ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ

Меж тем, в первой половине 1990-х настало самое трудное время в истории татарстанского картинга. После распада СССР он постепенно начал приходить в упадок по причине отсутствия финансирования и поддержки со стороны государства. Материально-технические возможности и круг полномочий у Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), пришедшей на смену ДОСААФ, оказались значительно меньше, чем у организации-предшественницы. В тот период повсеместно закрывались производства, появились безработные, резко обострилась криминогенная обстановка, все приспосабливались и выживали, как могли. О детском спорте и его воспитательной роли редко кто вспоминал. Лишившись поддержки, многие карт-клубы вынуждены были закрыться. А оставшиеся испытывали серьезные трудности, связанные с невозможностью приобретать новые машины, запчасти, шины, топливо, оплачивать поездки на соревнования. Картинг продолжал держаться лишь на тренерах-энтузиастах, выискивавших любые возможности, чтобы продолжать начатое дело.

Все изменилось в 1995-м, с появлением Федерации автомотоспорта Республики Татарстан (ФАМС РТ). Уже через год состоялось открытие автокроссового комплекса «Высокая гора», на котором нашлось место и для постройки первого стационарного картодрома в Казани. В октябре 1996-го там была проведена первая гонка на первенство республики. В это же время картинг нашел своего многолетнего куратора — Управление Государственной инспекции дорожного движения РТ, которое взяло на себя не только материально-организационную, но и методическую поддержку детского автоспорта. УГИБДД РТ совместно с Фондом безопасности дорожного движения РТ совершили беспрецедентную акцию, закупив 350 новеньких картов для всех без исключения клубов республики! Это позволило одномоментно поднять картинговое движение в Татарстане на совершенно новый уровень. Начали повсеместно открываться новые карт-клубы, порой даже в отдаленных сельских районах, где раньше о картинге и не слышали. При секциях появлялись незатейливые тренировочные трассы, процесс пошел. Республиканское ГИБДД рассматривало вложения в картинг как в важный элемент непрерывной и комплексной системы подготовки грамотного участника дорожного движения. Ведь у того, кто постиг все секреты взаимоотношений человека и автомобиля еще в школьном возрасте, гораздо больше шансов в последующем стать умелым и ответственным водителем.

Трасса в Богатых Сабах с высоты птичьего полета, сейчас на ней идет реконструкция

ГЛАВНЫЕ КАРТОДРОМЫ — В РАЙОНЫ

Появление широкой сети картинг-клубов в скором времени поставило вопрос необходимости строительства отдельного крупного картодрома, ведь всей армии картингистов необходимо где-то соревноваться. В ходе гонок пилотам, механикам, тренерам, представителям клубов, счет которых пошел на сотни, необходимо было где-то размещаться, питаться, решать массу разнообразных организационных вопросов. На территории комплекса «Высокая Гора» это было делать не всегда удобно. Поэтому в середине 2000-х были построены сразу два картодрома в Сабинском районе, чтобы они располагались примерно посредине между двумя крупнейшими городами республики и центрами картингового движения, в которых стационарные картодромы уже имелись — Казанью и Набережными Челнами.

Первый и главный из них получил название «Аргамак» и был построен в Богатых Сабах. Он отличается идеально ровным покрытием, оснащен полосами гашения скорости, стартовым светофором, большим электронным табло, показывающим результаты каждого пилота в заезде, помещением для работы судейской коллегии, и даже вышками для работы телеоператоров и фотографов. Предусмотрены стоянка технологического транспорта, ремзона, площадка техконтроля, трибуна и площадки для зрителей, плац для проведения торжественных парадов участников и церемоний награждения. Сейчас дорожки трассы удлиняются и в 2015-м он по своим параметрам будет соответствовать высшей категории для трасс по картингу, с правом принимать чемпионат мира! Второй картодром, под названием «Маяк» расположился в поселке Лесхоз. Его трек чуть короче, чем в районном центре, и по ряду параметров уступает главной трассе республики, но ненамного. Ежегодно на картодромах в Сабинском районе проходит целая серия соревнований самого различного, в том числе федерального уровня, в каждом из которых принимает участие 120−250 участников со всей страны. Стоит напомнить и про открытие в Казани крытого круглогодичного картинг-центра «Форсаж» в 2006-м. Сейчас в этом комплексе все желающие могут прокатиться на прокатных картингах, и там же каждый год проводятся глобальные турниры, на которые съезжаются юные пилоты со всех карт-клубов республики.

Воспитанники челнинского картинга второй год подряд выигрывают Дакар, в 2014-м победителем стал Андрей Каргинов

ТАТАРСТАНСКИЕ ЗВЁЗДЫ КАРТИНГА

Всего же в Татарстане сегодня действуют 60 карт-клубов, в которых занимаются на постоянной основе около 2000 детей и подростков. Это рекордные цифры, ни один из регионов России не может похвастать такими показателями. А татарстанские пилоты, вышедшие из картинга, играют важную роль в российском автоспорте. Достаточно привести примеры только 2014 года. Андрей Каргинов — выиграл ралли-марафон «Дакар», это главный международный успех российского пилота в текущем сезоне. Тимур Тимерзянов — единственный россиянин, которому в 2014-м довелось находиться на подиуме этапа чемпионата мира в автоспортивной дисциплине (ралли-кросс). Он же стал обладателем кубка страны в зимних трековых гонках, в самом массовом классе «Национальный». На пьедестал почета этапов чемпионата Европы по ралли-кроссу в классе Super-1600 поднимался Расуль Минниханов.

Ильдар Рахматуллин в год дебюта в РСКГ выиграл три заезда престижного чемпионата России по кольцевым гонкам в классе «Туринг-лайт», в том числе оба, проходивших на новой сочинской трассе класса «Формула-1». Артур Егоров, дебютировал в автогонках в этом году и сходу выиграл кубок России по ралли-кроссу в классе «Национальный»! Также на его счету есть победа в таком же классе, в заезде кубка России по кольцевым гонкам. Радик Миннахметов побеждал на этапе чемпионата России по ралли-кроссу в самом престижном дивизионе SuperCars (Д1). Айдар Нуриев имеет победы на этапах кубка России по автокроссу в Д1 и ралли-кроссу в «Национальном». И это еще перечислены только самые значительные успехи. Учитывая, какая армада юных пилотов занимается сейчас в картинговых секциях, можно надеяться, что ряды татарстанских автогонщиков продолжат качественно пополняться быстрыми и успешными пилотами и в последующие годы, все предпосылки для этого есть. А в завершении мы приводим результаты чемпионатов Республики Татарстан 2014 года, чтобы вы могли запомнить имена тех, кто возможно вскоре будет у всех на устах.

Итоговое положение в чемпионате РТ 2014 по картингу (стартовало 200 пилотов)

в классе KZ-2 (22 участника):

1
Шагиахметов Ильшат
Казань, «Татарстан»

2
Муллахметов Адель
Казань, «МАК-Титан»

3
Тимерзянов Тимур
Казань, «Татарстан»

в классе «Мини» (25 участников):

1
Галимов Ильнар
Богатые Сабы, «Торнадо»

2
Бердов Илья
Зеленодольск, ДЮСТШ «МАСТЕР»

3
Хуснутдинов Марат
Уруссу, «ШМЕЛЬ»

в классе «Супер-Мини» (25 участников):

1
Хуснутдинов Марат
Уруссу, «ШМЕЛЬ»

2
Куйбида Всеволод
Альметьевск, «8 миля»

3
Алеев Амир
Казань, «Татарстан»

в классе «Ротакс Макс» (20 участников):

1
Макаров Вячеслав
Альметьевск, «8 миля»

2
Гусаков Александр
Альметьевск, «8 миля»

3
Фархиев Фарит
Богатые Сабы, «Торнадо»

в классе «Ротакс Макс-Юниор» (22 участника):

1
Алексеев Даниил
Зеленодольск, ДЮСТШ «Мастер»

2
Ярыжко Михаил
Альметьевск, СК «8 миля»

3
Исрафилов Рифат
Богатые Сабы, «Торнадо»

в классе «125 А» (28 участников):

1
Исрафилов Рифат
Богатые Сабы, «Торнадо»

2
Шакиров Ильгам
Сарманово, «Ялкын»

3
Мухаметгалиев Нафис
Богатые Сабы, «Торнадо»

в классе «125 Б» (30 участников):

1
Татаркин Максим
Набережные Челны

2
Фархиев Фарит
Богатые Сабы, «Торнадо»

3
Аюпов Айдар
Сарманово, «Ялкын»

в классе «Микро» (9 участников):

1
Шагиахметов Радель
Казань

2
Демидов Илья
Альметьевск, СК «8 миля»

3
Фархутдинов Раиль
Альметьевск, СК «8 миля»

в классе «Восход» (27 участников):

1
Шафранов Роман
Казань, «МАК-Титан»

2
Даминов Динар
Богатые Сабы, «Торнадо»

3
Хайбреев Айрат
Лениногорск, АСТК «Профессионал»

в классе «Национальный А» (11 участников):

1
Крымов Сергей
Казань, ДЮСТШ «Искра»

2
Шайхутдинов Марсель
Казань, СТК «МАК-Титан»

3
Сабиров Марсель
Уруссу, «Шмель»

в классе «Национальный-Юниор» (13 участников):

1
Фаткуллин Булат
Казань, ЮК «Чингисхан»

2
Идиятуллин Самат
Казань, СТК «МАК-Титан»

3
Нуждин Илья
Казань, СТК «МАК-Титан»

в классе «Пионер» (8 участников):

1
Галимов Ильнар
Богатые Сабы, «Торнадо»

2
Ахмедов Алмаз
Сарманово, «Ялкын»

3
Телепов Данил
Набережные Челны

в классе «Кадет» (10 участников):

1
Гильманов Азат
Богатые Сабы, «Торнадо»

2
Ташевцев Дмитрий
Лениногорск, АСТК «Профессионал»

3
Галиуллин Марат
Балтаси, «Факел»

в классе «Пилот» (34 участника):

1
Гильманов Азат
Богатые Сабы, «Торнадо»

2
Галимов Ильнар
Богатые Сабы, «Торнадо»

3
Галиуллин Марат
Балтаси, «Факел»

в классе «Стриж» (31 участник):

1
Авдеев Дмитрий

Набережные Челны

2
Сабиров Риналь

Сарманово, «Ялкын»

3
Ахмедов Алмаз

Сарманово, «Ялкын»

В статье использованы материалы, предоставленные студией BAER

как увлечение американских лётчиков стало массовым DIY-хобби в Советском Союзе / Хабр

[Disclaimer] Прежде чем начать рассказ об истории картинга, в двух словах объясним, почему она заинтересовала нас с alinatestova. Мы делаем контент для компаний (в основном IT) и любим брать в работу сложные темы: от IaaS-хостинга до биоценозсберегающих технологий.

Получилось так, что этим летом мы решили доехать до пары картодромов — пообщались с тренерами и пилотами, поспрашивали про блоги и профили в соц. сетях. И, как выяснилось, с точки зрения русскоязычного контента — в сфере любительского и проф. автоспорта начального уровня — поле непаханное по сравнению с тем, что выходит на английском языке ¯\_(ツ)_/¯.

Мы решили исправить эту ситуацию и — в рамках пятничного формата — писать на Хабре о том, как управление медиа и контент-маркетинг делают автоспорт чуточку понятнее и интереснее.

Но для начала, расскажем, о чем собственно речь. Итак, вступительное слово о картинге.


Скриншот не времен СССР, а с летней тренировки (группа в Facebook)

Старт на западе

Считается, что родоначальники картинга — американские военные летчики. Их эксперименты с катанием по аэродрому на грузовых тележках быстро превратились из баловства в DIY-хобби.

В начале 1950-х Арт Инглс (Art Ingels), бывший пилот и механик производителя гоночных автомобилей Kurtis Kraft, построил первый карт. К стальной раме он прикрепил мотор от газонокосилки и поставил полупневматические шины. Инглс продемонстрировал прототип в 1956 году во время автогонок на хот-родах в городе Помона (Калифорния).

Там он нашёл и первых единомышленников — механиков и владельцев автомастерской Даффи Ливингстона (Duffy Livingston) и Роя Десброу (Roy Desbrow). С разрешения Арта они начали строить собственные версии картов и проводить первые любительские гонки. К концу десятилетия рост спроса позволил Ливингстону и Десброу коммерциализировать производство.

Появление картинга в СССР

В СССР картинг пришел в конце 50-х — начале 60-х годов. Считается, что первый советский карт построил спортсмен Виталий Енин. «Базой» для любителей картинга стали секции во Дворцах и домах пионеров — одна из них открылась в Харькове при поддержке Енина.

В Курске — пионер картинга Лев Кононов построил первый в СССР детский спортивный микроавтомобиль «Карт» и основал кружок для картингистов. Он совместно с учениками занимался проектированием, а схемы картов публиковались в тематических изданиях.

Широкой публике карты продемонстрировали в 1960 году: машины выехали на трек в перерыве московских соревнований по мотогонкам на льду. В том же году Федерация автоспорта СССР представила «Правила проведения соревнований, классификацию и технические требования к микроавтомобилям типа „Карт“», которые вскоре использовали в первых состязаниях.

Всего за год картинг приобрёл в СССР довольно широкую популярность — собрать свой прототип можно было в гараже с единомышленниками. В «Технике — молодёжи» от 1961 года уже писали об энтузиастах картинга в Москве, Ленинграде, Туле, Одессе, Таллине и Риге.

Картинг как вид спорта

В 1962 году гонки на картах начали превращаться из любительского увлечения в вид автоспорта. В то время в Риге прошло первое всесоюзное соревнование по картингу. Участвовать в состязании можно было на картах двух классов: с рабочим объёмом двигателя до 125 см3 и до 175 см3. В программу входила кольцевая гонка на асфальте и по велотреку.

В состязании участвовали 80 спортсменов из разных регионов СССР: из Москвы, Ленинграда, стран Балтии и Узбекистана. До наших дней дошёл фильм об этом событии — в нём можно увидеть, как выглядели первые микроавтомобили и в каких условиях проходила гонка.

С 1963 года в СССР начали проходить регулярные соревнования. Первое летнее состязание состоялось в Москве, а зимнее — в Ленинграде. Чемпионаты проходили по системе двоеборья с заездами по трассе и по велотреку, однако уже на третьем чемпионате СССР гонки по велотреку признали небезопасными (из-за больших нагрузок на вестибулярный аппарат гонщиков) и отменили. Классы картов остались теми же — 125 см3 и до 175 см3.

В 1964 году советские гонщики впервые выехали на международные соревнования между социалистическими странами. Чемпионат получил название «Хрустальный кубок» и прошёл в три этапа в Берлине, Будапеште и Варшаве. В то же время международные соревнования начали проходить в западных странах — в Риме состоялся первый чемпионат мира по картингу.

Спустя два года состязания между гонщиками стран организации Варшавского договора стали проходить регулярно — в 1966 был учреждён Кубок мира и дружбы (или Кубок дружбы социалистических стран). Чемпионат проводился до 1989 года, и советские картингисты часто занимали в нём призовые места — первым чемпионом в 1967 году стал Александр Сафонов.

В 1978 году картингисты из СССР начали участвовать в гонках со спортсменами из Западной Европы. Уже на первом чемпионате были очевидны различия между советским и европейским подходами к автоспорту. В СССР самой важной чертой картинга была его доступность для широких масс, а не профессиональная составляющая. Советские карты оснащали двигателями, которые могли себе позволить многие автолюбители. Серийным производством картов занимались на заводах в Таллине. Оно также было налажено на КамАЗе и на заводах ДОСААФ.


Kohls | Wikimedia | CC BY-SA

На Западе же картинг к тому времени стал «эксклюзивным» спортом и предоставлял больше возможностей для кастомизации картов. Во многом из-за этих различий советские пилоты не показали впечатляющих результатов на крупных международных соревнованиях. Поэтому на протяжении 1980-х картингисты из СССР в основном состязались со спортсменами из социалистических стран, а международные события проходили редко.

Одним из таких мероприятий стал этап чемпионата европейской организации картинга CIK-FIA, который прошёл в 1989 году в Полтаве. Позже, в 1990 году, СССР провёл ещё одно международное событие — гонку по зимнему картингу с финскими и шведскими спортсменами. После соревнования скандинавы предложили создать новый чемпионат — Кубок северных стран, однако советские гонщики успели поучаствовать в нём только один раз, в 1991 году.

Соревнования среди молодежи

Разумеется, в СССР картингом занимались не только взрослые. Первый чемпионат состоялся в 1963 году в Курске — соревнования проходили на Привокзальной площади.

В отличие от взрослых спортсменов, юные картингисты не выезжали на международные чемпионаты — главным турниром для них были соревнования за приз газеты «Пионерская правда». С иностранными гонщиками советские школьники встречались на дружеских заездах. Например, в 1989 году в Зеленограде состоялся заезд юных картингистов США и СССР.

Всего к моменту распада СССР в секциях картингом занимались 130 тысяч человек. После 1991 года спорт пришёл в упадок, и популярность подобных кружков серьезно снизилась.

Что сейчас

Картинг в России перенял не советскую, а западную модель развития — его главной характеристикой стали соревнования на профессиональном уровне, а в 90-е Комитет картинга России обязал спортсменов закупать технику, соответствующую европейским требованиям.

Но наследие советского картинга не исчезло. В 1999 году производство возобновил завод «Патриот», который выпускал карты с середины 60-х. Помимо этого сохранился и массовый интерес к картингу. Только теперь DIY-картостроение — редкость, любители не собирают прототипы своими руками, а в основном пользуются услугами прокатного картинга.


Кстати, в прошлом году мы выбрались всего на пару тренировок. Этот сезон хочется провести активнее и вместе с теми, кому так или иначе интересен любительский картинг (и автоспорт в целом). Никакого пафоса и снобизма в духе «клуба для избранных». Выбираем дату, картодром и едем на прокатных картах. Для всех, кто из сферы IT и IT-медиа, и хотел бы присоединиться — группа в Facebook (или пишите в ЛС на Хабре — сообщу, как соберемся на тренировку).

Микропосты по теме будут в Телеграм-канале.

«История картинга. Картинг в Унече.»

План:

1. Введение.

2.Первые машины.

3.Картинг в России.

4. Рекорды и эксперименты.

5.Картинг в наше время.

6.Картинг в Унече.

7. Заключение.

8. Список литературы.

                                                                                                                             

Введение


История происхождения картинга еще раз наглядно иллюстрирует, что все гениальное было изобретено или из лени, или от скуки, или военными. Считается, что рождение картинга — это заслуга американских летчиков, ищущих развлечения в томительно тянувшиеся минуты между полетами во время второй мировой войны. . Вначале летчики использовали тележки для перевозки багажа, модернизировав их мотоциклетный двигатель. На тот момент это было не более чем обычное развлечение и никому не приходило в голову то, что это развлечение спустя немного времени станет известным видом спорта!

 Карт  — гоночный микролитражный автомобиль, основанием которого является трубчатая рама, без кузова и упругой подвески колес, предназначенный для соревнований на относительно небольших площадках.

Одно из существующих и, видимо, наиболее близких к истине мнений о зарождении картинга гласит, что его корни следует искать в США тридцатых годов, когда группа мальчишек стихийным образом устроила соревнования на безмоторных тележках, катящихся под горку. Поскольку интерес к таким соревнованиям нарастал, они проводились все чаще, а конструкции тележек все более усовершенствовались. Логичным продолжением этого явилось то, что на них появился простейший двигатель внутреннего сгорания.Карт, ввиду его небольшой массы, часто применялся для побития рекордов скорости на машинах с малым объёмом двигателя, а также для экспериментов с необычными силовыми установками. Известно несколько попыток установить на карт реактивный двигатель, наибольшая зафиксированная скорость — 407 км/ч. Немецкий физик и энергетик Лайнг построил карт с паровым двигателем для демонстрации того, насколько компактной и надёжной может быть такая силовая установка. 

Первые машины.

Первую машину, наиболее похожую по конструкции на современные карты, построили летом 1956 года Арт Инглс, механик отделения фирмы «Куртис крафт компани» в Глендейле, которая выпускала гоночные автомобили в Индианаполисе, и Луи Борелли. Это был несложный карт, высокий, с примитивным ручным тормозом, в качестве силовой установки использовался двигатель от газонокосилки мощностью 2,5 л.с., который был установлен позади сиденья водителя. Для изготовления рамы применили трубы, употребляющиеся в производстве гоночных автомобилей. Спрос на такие машины резко возрос после демонстрации карта на автогонках в Помоне и вскоре Даффи Левингстон создал первую фирму по выпуску картов «Гоу-карт компани». Одновременно Арт Ингельс начал выпуск картов под названием «Каретта», а созданная им фирма долгое время была одной из ведущих среди производителей картов.

 

Проведя испытания карта и убедившись в его перспективности, Инглс и Борелли основали фирму по производству картов. Одновременно новинкой заинтересовались и другие энтузиасты, которые, объединившись в декабре 1957 года, основали первую картинговую организацию — американский клуб «Го карт».

 В дальнейшем были разработаны первые технические требования и первые правила соревнований, основанные на правилах автомобильных трековых гонок. В частности, уже тогда применялся распространенный ныне метод определения стартовых мест с помощью контрольных заездов.

География картинга начала расширятся, когда по заказу сотрудника ВВС США Микки Флина, служащего в то время в Великобритании, фирма «Го карт» в сентябре 1958 года направила ему пять картов. За полтора года картинг настолько распространился в Англии, что с февраля 1960 года начал с успехом издаваться периодический журнал «Картинг», существующий и поныне.

 

Начало шестидесятых годов — время победоносного шествия картинга по планете, а 1964 год — год первого чемпионата мира, который проходил в Риме. Чемпионом мира по картингу стал итальянец Г.Сала.

 

Картинг в России.

Первый карт в нашей стране был построен в 1960 году в курском городском дворце пионеров под руководством большого энтузиаста картинга, выпускника Харьковского автомобильно-дорожного института Льва Кононова, в память о котором в Курске ныне ежегодно проводятся традиционные соревнования по картингу.

Другим очагом зарождения оказался Харьковский дворец пионеров, где с конца 1960 года успешно действовала картинговая секция под руководством Виталия Енина и Эдуарда Костенко.

В декабре 1960 года картинг официально уже был признан, когда Федерация автомобильного спорта (ФАС) СССР утвердила Правила проведения соревнований, а также классификацию и технические требования к картам.

 

 В 1961-1963 годах картинг окончательно становится на ноги в Москве, Курске, Харькове и Одессе, Латвийской и Эстонской ССР. В Латвийской ССР с 1961 года начал накапливаться опыт проведения картинговых соревнований, которые проходили на велотреках и беговых дорожках стадионов. Благодаря усилиям заслуженного тренера Латвийской ССР Леона Рейнхольда, за короткое время картинг настолько развился в Латвии, что первые всесоюзные соревнования по картингу в 1962 году были проведены в Риге. В них приняло участие 80 спортсменов и 8 городов. Победителями стали участники из Курска, которые к тому же получили приз за лучшую конструкцию карта в классе 50 см³

Через год в Москве состоялся первый чемпионат СССР по картингу, который разыгрывался по системе двоеборья: кольцевая гонка на площадке в Лужниках и гонки по треку стадиона Юных пионеров. Победителями стали О.Кошиц в классе 175 см³ и В.Степанов в классе 125 см³.

Второй чемпионат страны принес победы эстонским гонщикам В.Аллипере в классе 125 см³ и В. Кутсару в классе 175 см³. Большим событием в спортивной жизни стал также розыгрыш приза по картингу спортивного общества «Калев» в Эстонии.                                                                                         

С третьего чемпионата СССР система двоеборья была отменена, и соревнования стали проводится только по кольцевой трассе, так как гонки по велотреку оказались небезопасными.

В 1964 году во всесоюзных соревнованиях в Харькове были представлены первые модели картов Таллиннского авторемонтного завода «Эстония К-1» и «К-2». За 1965 год было изготовлено 100 таких картов, которые отличались повышенной прочностью рамы, более широкими колесами и наличием тормозов на каждом колесе.

Курские спортсмены явились пионерами также и в зимнем картинге, который начал быстро распространяться после гонок, состоявшихся в декабре 1963 года в Курске. Первый всесоюзный зимний картинг был проведен на ледовой дорожке Ленинградского мототрека с участием представителей 9 городов — Москвы, Таллина, Одессы, Каменск-Уральска, Каунаса, Риги, Курска, Краснодара и Ленинграда. Зачет был лично-командный. Первое место заняла команда города Таллина в составе ЮкаРейнтама и ВеллоВалинга, на втором месте были Москвичи, на третьем — рижане. Первые 16 участников, выигравших командные гонки, были допущены к личным соревнованиям. Среди них был первый чемпион СССР Валентин Степанов, воспитанники Льва Кононова Владимир Лыткин и Евгений Чертов.

 

Гонки состояли из пяти заездов, а каждый заезд из пяти 400-метровых кругов. Первое место занял Чертов, победивший во всех пяти заездах, второе — Лыткин, третье — Колпаков из Москвы.

Впервые советские картингисты вышли на международную арену в 1964 году, приняв участие в розыгрыше «Хрустального кубка», учрежденного Венгерским автоклубом для награждения лучшего гонщика социалистических стран в классе 125 см3. Соревнования состояли из трех этапов, проходивших в Берлине, Будапеште и Варшаве. Первое командное место заняла сборная ГДР.

В октябре 1964 года советская команда выезжала в Болонью и Флоренцию на матчевые встречи с итальянскими картингистами в классе 125 см3 с коробкой передач. В свою очередь, в июле 1966 года итальянская команда приезжала на гонки в Москву, Ленинград  и Ригу.

 В 1966 году были учреждены лично-командные многоэтапные соревнования на Кубок дружбы социалистических стран, в которых советские картингисты неизменно принимают участие, а в последнее время являются лидерами и в командном, и в личном зачете.

 В деле развития картинга в нашей стране велики заслуги заслуженного работника физкультуры РСФСР, судьи всесоюзной категории А.С. Черкасского — участника автопробега Москва — Кара-Кумы — Москва 1933 года. По его инициативе в 1971 году были организованы и проведены Всесоюзные соревнования среди школьников 9-14 лет на приз газеты «Пионерская правда». В программу этих соревнований входили, практическая проверка знаний Правил дорожного движения в городке ГАИ, фигурное вождение и кольцевые гонки. Соревнования прошли с большим успехом, превратившись в подлинный праздник для детворы. Их проведение в последующие годы столь явственно проявило их актуальность, что совместным Постановлением ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения, МВД СССР и ЦК ДОСААФ СССР было принято решение о том, чтобы сделать их ежегодными.

 Благодаря спортивным достижениям на международных и всесоюзных соревнованиях в истории отечественного картинга останутся имена А. Сафонова, М. Рябчикова, В. Бортниекса, П. Бушланова, М. Густешова, А. Мирзояна, Р. Акопова и других. Говоря о Сафонове, нельзя не вспомнить его достижения также в авторалли. Кроме того, что Александр был первым чемпионом Кубка дружбы по картингу из СССР в 1967 году, подтвердившим это звание также в 1969 году, он участвовал также в историческом ралли-марафоне Лондон-Мехико на «Москвичах».

С первых лет зарождения картинга действенную помощь в организации крупных соревнований оказывал сотрудник Центрального автомотоклуба В.А. Стеллиферовский.

Своеобразный показатель успехов в выступлениях на всесоюзных чемпионатах — членство в клубе «10×10»,куда входят сильнейшие картингисты, десять и более раз занимавшие места в десятке лучших на летних чемпионатах СССР.

 

Рекорды и эксперименты.

В истории картинга известны случаи использования карта как рекордно-гоночного автомобиля. Обладая малым сопротивлением движению, карт может применяться также для побития рекордов скорости в классе малых кубатур, где скорости не столь велики, чтобы аэродинамическое сопротивление играло решающую роль.

Ученик участника первых чемпионатов СССР по картингу харьковчанина В. Енина Борис Корсунский в октябре 1977 года на карте установил рекорд скорости СССР для автомобилей с поршневыми двигателями рабочим объемом менее 250 см3. Стартуя с места на дистанции 500 м, он показал среднюю скорость 90 км/ч наЧугуевкой трассе.

 

Австриец Георг Плетцер осуществил занимательный эксперимент, использовав карт для практического испытания построенного им же ракетного двигателя. Для прямолинейности хода он установил два идентичных двигателя по бокам, а сзади между двигателями поместил тормозной парашют, который, однако, сгорел в пламени двигателей в первом же заезде. Испытателю посчастливилось отделаться лишь сильным испугом. Журналистам он заявил, что подобные опыты заполняют его жизнь смыслом.

В другом эксперименте с помощью карта немецкий физик и энергетик Лайнг доказал, насколько компактным и надежным может быть паросиловая установка, в которой происходит круговорот пара и жидкости. В горячей зоне жидкость превращается в пар, приводящий в движение поршень. В холодной зоне пар конденсируется. Затем цикл повторяется.

 

Продолжая славные традиции харьковчан и желая выявить новые возможности карта, в 1974 году Юрий Стебченко построил и экспонировал электрокарт «ХАДИ». В 1981 году впервые в СССР на соревнованиях в городе Курске на приз газеты «Пионерская правда» по инициативе  А.С. Черкасского и корреспондента газеты «Пионерская правда» А.В. Лельевра были проведены показательные заезды на девяти электрокартах произвольной конструкции. К сожалению, этот опыт не находит пока распространения. Развитие картов с электрическим двигателем сдерживает та же причина, что и электромобилей, — несовершенные источники тока, аккумуляторы.

Картинг в наше время.

Ныне картинг занимает прочной место в спортивной жизни молодежи. В пяти тысячах секций при школах, дворцах пионеров, станциях юных техников, вузах, техникумах, заводах, научно-исследовательских институтах, спортивно-технических клубах (СТК) ДОСААФ картингом занимается 130 тысяч детей, юношей, девушек и взрослых под руководством трех тысяч тренеров-преподавателей. К услугам любителей этого увлекательного и полезного вида спорта 180 трасс (из которых, однако, подавляющее большинство временные) и 33 тысячи картов.

 

Налажено промышленное производство картов различных классов, предназначенных для проведения занятий и участия в соревнованиях всех возрастных групп. Одесский завод ДОСААФ выпускает карты класса «Пионер» для детей. В 1988 году выпуск картов того же класса начало Камское производственное объединение большегрузных автомобилей. Ленинградское производственное объединение «Патриот» ДОСААФ производит карты для юниоров, взрослых и членов сборной команды страны. Абовянский завод ДОСААФ изготовляет карты для детей и юниоров. Общее число производимых в год картов достигает 10 тысяч.

 

Ежегодно проводятся чемпионаты и первенства СССР, союзных республик, городов Москвы и Ленинграда, краев и областей. Однако для массовости картинга большое значение имеют соревнования городского и районного масштаба, которые к тому же проще организовать с небольшими материальными затратами. В общей сложности за год во всевозможных соревнованиях, проводимых на территории СССР, принимает участие 150 тысяч человек.

Картинг входит в зачет всесоюзных и всероссийских спартакиад и юношеский игр школьников.

 

Картинг  в Унече.

                

Первые картинги в нашем городе появился 1982 году. Они были распределены  в наш город через ДОСААФ. 2 машины Дом пионеров арендовал для детей города. С этого времени  началась история развития картинга в городе Унеча. Инициаторами создания данного кружка являются два брата Кулинчик  Владимир Петрович и Валерий Петрович.  Под их руководством ребята не только научились управлять спортивным автомобилем , но  и освоили устройство картинга, узнали способы усовершенствования данной машины,  получили возможность выезжать на соревнования различного уровня. В 1988 кружок перешел на базу вновь открывшегося Клуба юных техников профкома  завода «ТЕМБР». За это время  сотни ребят  стали заядлыми  автолюбителями. В копилке кружка много побед  на различных соревнованиях областного и Российского уровней:

1991г. Команда Клуба юных техников впервые заняла 1место на областных соревнованиях в городе Брянск.

1991г. Команда Клуба юных техников участвовала в открытом первенстве Украины по картингу в городе Киеве . В классе Ц-2  8 место занял Выгодянский  Владислав.

2000г. Команда выезжала на соревнование в город  Железногорск .В классе  Пионер  Утенёв  Леонид  занял 3 место.

2001 г.Команда города Унеча  1 место в Первенстве Брянской области по картингу .

2003 г. Команда ЦДТ  города Унеча 3 место в Первенстве Брянской области по картингу «Зима-2003»

2007г. Команда города Унеча 3 место в областных соревнованиях по картингу «Зима-2007»

2008 г. Команда  ЦДТ г. Унеча  1 место в областных соревнованиях по картингу «Зима -2008»

2008 г. Долгий Артём  1 место в областных соревнованиях по картингу на приз «Возрождение» в классе

 машин «Юниор»  г. Унеча педагог Кулинчик В.П.

2010 г. Акшонов  Пётр 1 место в областных соревнованиях по картингу на приз «Возрождение» в классе «Пионер» педагог Кулинчик В.П.

2012 г. Акшонов Пётр 1 место в областных соревнованиях по картингу на приз «Возрождение» в классе машин «Ц».

Сегодня для занятий кружка созданы все условия : удобные кабинеты, мастерская  с необходимым оборудованием , гаражи для хранения техники, место для тренировочных заездов, необходимый инструмент. Картинги  3 машины  класса  «Юниор», 2 машины класса «Пионер», 1машина  класса

«Ц-2» 

Заключение.

Картинг – один из немногих видов спорта, который развивает не только физическую выносливость, но и учит ребёнка думать, просчитывать ситуацию на трассе, постоянно улучшая результаты. Ребята ручаться ставить и добиваться своих целей, радоваться своим и чужим успехам и делать выводы из неудач, учатся командному духу и поведению под прессингом, ведь многие из них, кто становятся друзьями по жизни, будут соперниками на трассе.

 Благодаря занятиям в секции картинга мальчишки и девчонки могут действительно почувствовать себя настоящим гонщиком, а их родители — первыми болельщиками.

Свободное время обучающиеся проводят активно, они занимаются автоспортом. Они развиваются физически, так как удержание картинга на большой скорости требует больших  физических затрат. Обучающие  становятся технически грамотными людьми так ,как  обращаясь  с техникой  и выезжая на соревнования обучающие знакомятся  с новыми достижениями в данной области.  Обучающие  достигшие 18 лет без особых проблем получают права на вождение  автомобилем. Для некоторых ребят полученные знания и умения помогут в профориентации. Для всех  обучающихся  картинг остаётся увлечением на всю оставшуюся жизнь. Бывшие выпускники приводят на кружок своих детей, внуков.

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.      Уриханян Х.П. Картинг- спорт юных. М  .1988.

2.      Халимулин Р.М. Смастери и сядь за руль. М. Патриот. 1992.

3.      Сингуринди   Э.Г.Автомобильный спорт. М. 1982.

4.      Журналы  «Моделист конструктор»   .

5.        Журналы «Автоспорт» .

 

СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ | МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР

Задний мост (рис. 4) выполнен с открытой осью, с тремя подшипниковыми опорами, выточенными из алюминиевого сплава Д16Т. В них установлены двухрядные подшипники № 1204, закрытые пылезащитными шайбами. На осп, изготовленной из стали 18ХНВЛ, крепятся ступицы задних колес, ведомая звездочка главной передачи, тормозной диск и эксцентрик бензонасоса. Ведомая звездочка соединена с осью цанговым зажимом. Узел крепления тормозного диска для снижения веса выполнен из Д16Т в виде стягивающего хомута.

Рулевая колонка — из трубы Ø 20 мм. В нижней части к ней приварена рулевая сошка. Колонка вращается в двух стальных втулках: нижняя приварена к раме, а верхняя с помощью скобы крепится двумя болтами к упору колонки.

Фиксация рулевой колонки в продольном направлении обеспечивается двумя шайбами, приваренными к ней по обе стороны верхней втулки. На верхнем торце колонки с помощью сварки крепится шайба, с которой тремя болтами М6 соединено рулевое колесо из алюминиевой трубы, имеющей три плоские алюминиевые спицы толщиной 5 мм. Колесо можно обшить натуральной кожей или обтянуть тонкой пористой резиной и пластиковой лентой.

Длина рулевой сошки от оси колонки до оси отверстия крепления промежуточной тяги равна 60 мм. Сошка шарнирно соединена с поперечной рулевой тягой через промежуточную тягу. При такой конструкции, подбирая длину рулевой сошки, можно менять передаточное отношение руль — колесо без нарушения работы рулевой трапеции. Однако, изменяя длину сошки, следует иметь в виду, что слишком короткая сошка не обеспечит достаточного угла поворота передних колес, а при слишком длинной потребуются значительные усилия для поворота рулевого колеса.

В рулевой трапеции использованы резинометаллические шарниры (рис. 5), в которых рабочие элементы сделаны из обрезков резиновых шлангов. Такие шарниры проще, хорошо работают при изменении углов в сочленениях и несколько сглаживают толчки от колес на руль.

Рулевая и промежуточная тяги — из тонкостенной стальной трубы Ø16 мм. Чтобы можно было менять длину рулевой тяги (это нужно при регулировке схождения колес), к скобе одного из шарниров приварен болт М8Х1. а в торец рулевой тяги вварена гайка с такой же резьбой. Скоба второго шарнира приварена непосредственно к другому торцу рулевой тяги. Рулевая и промежуточная тяги при любом положении не должны касаться рамы и других частей карта, иначе они могут погнуться.

Рычаг переключения передач (см. рис. 1) установлен справа. Для его крепления на правом лонжероне рамы имеются два ушка. Рычаг соединен тягой с «флажком» переключателя передач, установленным на двигателе.

Сиденье «анатомическое», склеено из стеклоткани с помощью эпоксидной смолы по гипсовой форме, армированной проволокой. Форму получают отливкой в глиняную матрицу. После затвердевания ее извлекают и тщательно высушивают. Затем поверхность зачищают тонкой медной сеткой, окрашивают нитрокраской и после сушки смазывают солидолом: форма готова к оклейке.

Стеклоткань предварительно надо раскроить. Выклейку сиденья производят в один прием, без длительных перерывов. Эпоксидную смолу в чистой сухой посуде тщательно перемешивают с отвердителем, которого добавляют из расчета 10% от веса смолы. Густо смазанные клеем куски стеклоткани послойно накладывают на форму, каждый раз тщательно прижимая по всей поверхности. Общая толщина сиденья должна достигнуть 4—5 мм. При выклейке надо следить, чтобы между слоями не осталось воздушных пузырей.

Через сутки готовое сиденье снимают с формы и обрезают лишнюю ткань. Если в помещении нет хорошей вытяжной вентиляции, то работать с эпоксидной смолой надо на открытом воздухе, причем только в сухую и теплую погоду. Все работы надо производить в резиновых перчатках.

Как и у прототипа, сиденье сделано глубоким, обеспечивающим хорошую фиксацию туловища спортсмена как в нижней части сиденья, так и в верхней.

Бензобак емкостью 3 л сварен из листового алюминия — для облегчения его веса. Бак расположен на платформе под рулевой колонкой и пристегнут резиновыми жгутами. Трубка забора топлива вварена в нижнюю часть левой стенки бака и соединена резинотканевой трубкой с бензонасосом. В пробке бака установлены трубка возврата излишнего топлива и дренажная (атмосферная).

Рис. 4. Задний мост:

1 — ступица заднего колеса, 2 — опора оси, 3 — кронштейны крепления заднего моста, 4 — ось, 5 — конус цангового зажима, 6 — ведомая звездочка главной передачи, 7 — тормозной диск, 8 — узел крепления тормозного диска, 9 — эксцентрик бензонасоса, 10 — распорная втулка, 11 — диски колеса.

Рис. 5. Шарнир рулевой трапеции:

1 — поворотный рычаг, 2 — резиновая втулка-вкладыш, 3 — поперечная тяга.

Рис. 6. Механизм привода гидротормозов:

1 — суппорт, 2 — рабочий гидроцилиндр, 3 — клапан прокачки тормозов, 4 — резиновая манжета, 5 — поршень, 6 — подвижная тормозная колодка, 7 — фрикционные накладки, 8 — неподвижная тормозная колодка.

Для подкачки топлива из бака в карбюратор использован автомобильный бензонасос, который приводится в действие от эксцентрика задней оси. Насос установлен на кронштейне, приваренном к раме у левой подшипниковой опоры заднего моста. Топливо подается в дополнительный бачок емкостью около 100 мл, установленный над карбюратором Бачок необходим для равномерной подачи топлива в карбюратор и для создания резерва топлива: когда насос не работает (на старте, при коротких остановках на трассе), когда на поворотах на топливную систему воздействуют центробежные силы, нарушающие непрерывность подачи горючего к смесительной камере карбюратора. Если дополнительный бачок переполнен, излишнее горючее возвращается из него обратно в бак, способствуя интенсивному перемешиванию топливной смеси. Дополнительный бачок выточен из органического стекла — для удобства контроля за его наполнением; он имеет форму цилиндра 045 и высотой 80 мм.

Платформа карта из листа дюралюминия толщиной 2 мм. В передней части, возле поворотных узлов колес, она шире и повторяет в этом месте контур рамы. Платформа крепится болтами к Косынкам, приваренным к раме.

На карте установлены дисковые тормоза с гидравлическим приводом. Они совершенно не боятся воды, имеют меньший вес по сравнению с колодочными и хорошо вписываются в конструкцию карта. А гидроусиление обеспечивает эффективное торможение при значительно меньших усилиях, прикладываемых к педали тормоза.

Применение гидравлического привода способствует также равномерному распределению тормозного усилия на все колеса, что улучшает устойчивость карта. Тормозная система состоит из главного цилиндра, магистрали, механизмов привода тормозов с рабочими цилиндрами и тормозных дисков. В нашем карте задний тормоз — общий для обоих задних колес. В нем использован диск увеличенного диаметра. Для повышения надежности торможения привод на тормоза передних и задних колес сделан раздельным. Это стало возможным благодаря применению сдвоенного главного тормозного цилиндра от автомобиля ВАЗ-2101. Магистраль гидротормозов выполнена из металлических трубок и гибких шлангов, которые используются в гидросистеме того же автомобиля (на рис. 1 не показаны).

Механизм привода тормозов, модернизированный спортсменом А. Кулыгиным, по конструкции проще базового, имеет более надежную систему прокачки и более эффективные разжимные пружины — шпилечного типа. Устройство механизма привода тормозов показано на рисунке 6. Суппорт фрезеруется из сплава Д16Т. В него вставлен через левое (на рисунке) отверстие и запрессован в правое отверстие рабочий гидроцилиндр, изготовленный из стали ШХ-15. В торцевой стенке гидроцнлиндра проделаны отверстия для штуцера подводящего шланга и для краника прокачки тормозов. Очень важно, чтобы конус отверстия для краника имел тот же угол, что и конус на конце краника.

Внутренняя поверхность тормозного цилиндра шлифуется или обрабатывается притиром до чистоты 9—10-го класса. С открытой стороны в цилиндр установлены сплошная резиновая манжета Ø22 мм (от тормозной системы автомобиля «Москвич») и поршень, выточенный из алюминиевого сплава Д16Т. Точность изготовления поршня контролируется по следующему признаку. При закрытых отверстиях цилиндра вставленный в него сухой поршень опускается под собственным весом только после открытия отверстий.

Подвижная тормозная колодка (сплав Д16Т) с приклепанной к ней накладкой из фрикционного материала удерживается цилиндрическим углублением на наружной кромке гидроцилиндра. При отсутствии давления в тормозной системе колодка отжимается к гидроцилиндру двумя шпилечными пружинами, одни концы которых вставлены в отверстия на ее корпусе, а другие — на суппорте. Пружины изготовлены из проволоки (сталь 65Г) толщиной 1,5 мм и закалены. Чтобы они не выпадали из отверстий, их концы разведены. Кроме того, для создания предварительного натяга пружин в свободном состоянии их концы отстоят на 4 мм дальше по сравнению с максимальным расстоянием между отверстиями для их крепления.

Неподвижная тормозная колодка — из листовой стали марки 45 толщиной 2 мм. Для фиксации в суппорте к ней припаяно латунью стальное кольцо, плотно входящее в левое (на рисунке) отверстие суппорта. К колодке приклепана тормозная накладка. Зазор между обеими колодками должен быть больше толщины диска на 0,5 мм.

После сборки тормозной механизм устанавливается отверстиями суппорта на две шпильки, привинченные к опоре крепления тормоза. Благодаря этому он может свободно центрироваться относительно диска, что бывает необходимо в связи с постепенным износом тормозных накладок.

В качестве резервуаров для тормозной жидкости, как и в базовой модели, использованы прозрачные хлорвиниловые трубки с внешним Ø10—12 мм и толщиной стенки 1,5 мм, закрепленные над рулевой колонкой.

Собранную на карте систему гидротормозов необходимо прокачать тормозной жидкостью тем же способом, что и в обычном автомобиле. Затем нужно устранить все, даже малейшие подтекания жидкости, после чего проверить работу тормозов «на ходу», обращая особое внимание на равномерность торможения всеми колесами, на эффективность действия тормозов, быстрое и полное их освобождение после отпускания педали.

Когда износ фрикционных накладок достигает величины, при которой в заторможенном состоянии зазор между подвижной колодкой и суппортом будет равен 3 мм, накладки требуется заменить или проложить дополнительные прокладки.

Педали карта (см. рис. 1) сделаны из трубок Ø14 мм, один конец которых согнут под углом 90°. Кроме простоты изготовления, достаточной жесткости и лёгкости, такие педали обладают и другими преимуществами: они обеспечивают расположение троса управления, идущего от педали, сбоку от обуви водителя.

Педали акселератора п сцепления соединены с двигателем гибкими тросиками в оболочке. Педаль тормоза своей нижней частью непосредственно воздействует на шток главного тормозного цилиндра. Все три педали имеют ограничители обратного хода. Кроме того, во избежание поломки карбюратора педаль акселератора имеет и ограничитель прямого хода.

Основные детали конструкции окрашены синтетической автоэмалью. На собранном карте нужно отрегулировать легкость вращения колес, натяжение цепи и длину тросов управления. Все резьбовые соединения должны быть зашплинтованы или зафиксированы двойными гайками.

Словом «картинг» нынче трудно кого-нибудь удивить. Соревнования па картах — самых маленьких и простых гоночных машинах — давно и прочно заняли свое место в спортивной подготовке молодежи как первая ступень на пути в большой автомобильный спорт. И хотя эти автомобили появились сравнительно недавно, у них уже есть своя история, летопись конструкторских поисков и технической совершенствования.

М. ТОДОРОВ

Понимание шасси карта: основные размеры и характеристики