АКПП — правильная эксплуатация и особенности
После «механики», водить машину с автоматической трансмиссией — чистое удовольствие, особенно по городу. Но из-за более «нежного» и требовательного устройства гидравлических коробок, нужно знать, как ездить на АКПП, чтобы не сломать и не убить ее раньше срока.
Правильная эксплуатация АКПП
Перед поездкой на автомобиле с «автоматом», заведите мотор и подождите минуту, чтобы трансмиссионное масло распределилось по коробке. В холода прогрейте таким образом коробку минут 10-12. Начав движение, первые 500-1000 м преодолейте так, чтобы не пришлось нагружать коробку.
Важно: заводите двигатель только в положении Р. Затем выжмите тормоз и переведите рычаг в положение D или R: завист от того, как вам нужно выехать со стоянки.
Режим движения — D
Это основной режим, в котором вам предстоит ездить. Когда будете останавливаться на светофорах, просто удерживайте педаль тормоза.
Помимо основного режима Drive, на отдельных моделях коробки предусмотрены дополнительные:
- 2 — использует только первую и вторую передача. Помогает при езде в горах и на крутых спусках. Ограничивает скорость до 40-60 км/ч.
- L — аналог понижающей передачи для внедорожников. Используется в тяжелых условиях: бездорожье и тп. Не использовать, если скорость больше 15 км/ч.
Важно: когда выбирете на коробке режим D, дождитесь легкого толчка, только после него выжимайте газ. В среднем, АКПП нужно порядка 1 секунды, чтобы прийти в полную готовность к движению. В противном случае, внутренние механизмы коробки могут не справиться с нагрузкой.
Не вздумайте пользоваться второй ногой при движении на «автомате». Если впереди у вас возникнет препятствие и вы резко выжмете тормоз, сила инерции потащит ваше тело вперед — включая ногу на педали газа. Поэтому: левую ногу на подставку. Привыкайте.
Режим нейтральной передачи — N
Важно: режим N в АКПП предусмотрен только для обслуживания в сервисе и при буксировке.

Пивычка «переходить на нейтралочку» при движении с уклона может вылиться в преждевременный ремонт коробки. Тем более не имеет смысла ждать зеленого сигнала светофора, включая режим N.
Буксировка в режиме N
Конечно, лучше вообще не буксировать автомобиль с АКПП. И уж тем более, тянуть автомобилем с АКПП другое авто. Но если доставить ваш авто с «автоматом» нужно недалеко — 50 км предел — а двигатель заводится, включайте режим N и ползите, не превышая 50 км/ч.
Важно: Использовать буксировку как способ завести двигатель «с толкача», если у вас АКПП, категорически нельзя. Это убивает коробку на раз-два. Как и буксировка в снегу, песке.
Режим заднего (реверсивного) хода — R
Режим заднего хода, как и отальные режимы на «автомате», включается только после полной остановки. Выжав педаль тормоза, переведите селектор коробки в положение R.
Важно: никогда не включайте режим R, пока автомобиль не остановлен ПОЛНОСТЬЮ. Это чревато поломками внутри самой коробки и снаружи — элементов трансмиссии, ДВС.
Часто такую ошибку совершают при попытке вписаться в небольшое парковочное место постоянно переключаясь с D на R и обратно, кажется небольшой и допустимой ошибкой не остановить автомобиль полностью. Даже если не с первого раза, такая ошибка приведет вас к капитальному ремонту АКПП. Ее нужно избегать любой ценой. Для этого — контролировать свои действия.
Режим паркинга — P
Режим паркинга, который подразумевает заблокированный вал и ведущие колеса, используют при длительных остановках и стоянках. Некоторые предпочитают ставить АКПП в режим P при длительном ожидании светофора.
Важно: Режим Р можно включать только после полной (!) остановки автомобиля. Переход из режима паркинга в режим D или R — только через выжатую педаль тормоза.
Остановка на уклоне в режиме P
В условиях ровной площадки для стоянки или на незначительном уклоне достаточно просто перейти в режим паркинга. Но если машину нужно поставить на хорошую такую горочку, задействуйте ручник.
А именно: удерживая тормоз, затяните ручник, отпустите педаль. Автомобиль немного откатится, скорее всего. Затем выберите положение P селектором. Готово, вы восхитительны.
Снимаем машину с ручника в той же последовательности: выбираем режим D, выжимаем педаль тормоза, опускаем ручник. Поехали.
Важно: если постоянно пренебрегать стояночным тормозом и сохранять неподвижность машины за счет режима паркинга, это большая нагрузка на коробку. В конечном счете шестерня блокиратора АКПП (металлическая лапка) быстро износится и сломается — и автомобиль будет скатываться с уклона при включении положения Р.
Дополнительные режимы работы АКПП
OD — OverDrive
Эта кнопка по умолчанию «утоплена» в рычаг тех АКПП, где больше чем 3 ступени передач. Соответственно, нажатой эта кнопка «дозволяет» переходить на 4,5..и т.д. передачу.
Чтобы активировать режим Овердрайв, кнопку нужно выключить. Тогда коробка перестает переключаться выше, чем на третью передачу.
На приборной панели загорается лампочка «O/D OFF».
Проделывать такое полезно, когда нужно быстро разогнать автомобиль. Обороты двигателя остаются высокими, а передача — низкой. А еще Овердрайв полезен на затяжных подъемах, за счет придания тяги мотору.
Кроме того, отжав кнопку O/D, вы вызовете мягкое торможение двигателем.
Важно: не практикуйте включение O/D, если скорость движения выше 120 км/ч.
Kick-down
Кик-даун активирует сама коробка, когда водитель резко выжимает газ. АКПП автоматически переходит на пониженную передачу. В результате — интенсивный разгон при высоких оборотах. Очень полезно при маневрировании на трассах и в экстремальных ситуациях, когда нужно быстро «убраться».
Важно: Нельзя пользоваться кик-дауном «по приколу»: он сильно нагружает коробку. И не стоит активировать этот режим, чтобы красиво умчать с места, особенно, если скорость ниже 20 км/.ч.
PWR/Sport
Это программный режим автоматической трансмиссии для более «спортивной» езды.
Позволяет осуществлять переключения на оборотах выше ,чем обычно. Динамика улучшается, а вот расход топлива возрастает. Для самой же коробки постоянную езду в таком режиме щадящей не назовешь.
Snow
«Снежный» режим позволяет разгонять автомобиль, минуя первую передачу. Риск, что колеса начнут буксовать в снегу, таким образом снижается. А еще в этом режиме передачи сменяются в более узком диапазоне оборотов — движение становится безопаснее.
Важно: некоторые «умельцы» включают Snow для экономии топлива круглогодично. Но если зимой гидротрансформатор коробки переносит отсутствие первой передачи нормально, то летом это может вызывать перегрев механизма. И привет, капремонт.
Как продлить жизнь «автомату»
1. Самый простой и быстрый способ угробить АКПП — посадить за руль человека с агрессивной манерой вождения, который привык «рвать» с места в карьер, тормозить «в пол» и совершать резкие маневры. Манера вождения — один из ключевых факторов ресурса коробки-«автомата».
Обслуживание АКПП — лишь второй по значимости фактор.
2. Известны «народные» рекомендации, что зимой перед началом движения коробку-автомат нужно прогреть, включая все передачи на АКПП и останавливаясь на каждой по 10-15 секунд (выжав педаль тормоза), ничем не обоснованы.
Пользу от такого «прогревания» не подтверждают специалисты автосервисов. В некоторых руководствах по эксплуатации прямо указано — оставляйте селектор и положении P.
Для выхода АКПП в рабочий режим достаточно, как только температура снаружи опустилась ниже +5, прежде чем ехать, включить двигатель и дать ему поработать несколько минут.
3. Чтобы продлить жизнь «автомата», важно следить за уровнем масла (маслом называют трансмиссионную жидкость ATF — Automatic Transmission Fluid) в коробке.
Для этого использовать масляный щуп из двигателя, не допускать утечек и менять масло с фильтром каждые 40-60 тыс. км (первая замена — спустя 80-100 тыс. км. и далее каждые 60, а лучше — 30-40 тыс.
Несмотря на заверения производителей о «необслуживаемости» коробки, менять жидкость ATF в автомобиле нужно регулярно.
Это подтверждают и сервисмены, которые регулярно ремонтируют последствия такой вот «необслуживаемости», и владельцы, которые хоть раз сливали трансмиссионное масло самостоятельно и видели, как вместо залитой ярко-красной жидкости из коробки течет грязно-коричневая жижа.
Помимо предупреждения потенциальных проблем с износом трущихся деталей внутри коробки, свежее масло положительно сказывается на характеристиках работы АКПП — режимы переключаются плавно, без пинков.
Многие специалисты при жалобах владельцев на работу «автомата» первым делом рекомендуют менять трансмиссионную жидкость.
Но есть тут тонкий момент.
Если пробег автомобиля очень солидный, а предыдущая замена жидкости ATF неизвестно, когда проводилась (и проводилась ли вообще), нужно быть готовым к неприятным последствиям обслуживания коробки.
Этому есть две причины.
Во-первых, при эксплуатации АКПП внутри коробки накапливается вода. Она поступает туда через сапун вместе с воздухом в периоды стоянок автомобиля. Влагой напитываются накладки фрикционов: чем дольше не менялось масло, тем больше внутри «автомата» влаги.
Значит, тем больше и риск того, что накладка фрикционов отслоится от диска фрикциона — и новое масло поможет этому процессу.
Во-вторых, из-за того, что новое масло эффективнее вымывает грязь, оно может поднять отложения металлической стружки и пыли, и эти комья грязи забьют масляные каналы — и привет, ремонт.
Поэтому обслуживание коробки автомобиля с пробегом выше 150 тыс. км или с неизвестной историей обслуживания — вопрос неоднозначный.
Итого:
- перед началом движения, прогрейте коробку
- не включайте и не меняйте режимы, пока машина полностью не остановилась!
- для торможения и подачи газа используйте только правую ногу
- запускайте двигатель только в режиме P
- избавьтесь от привычки включать режим N на светофорах
- при стоянке на уклоне задействуйте не только режим P, но и ручник
- не буксируйте автомобиль с АКПП, в крайнем случае — соблюдайте правила
- пользуйтесь дополнительными режимами АКПП: кик-дауном для быстрого разгона, овер-драйвом для затяжных подъемов и торможения двигателем
- не верьте автопроизводителям: каждые 40-60 тыс.
км меняйте трансмиссионное масло и фильтр в коробке - измените свою манеру вождения на аккуратную и щадящую по отношению к трансмиссии.
Хочу обучаться
правила пользования и возможные ошибки, или АКПП для чайников
на правах рекламы
АКПП: использование и эксплуатация
Так как, согласно статистике, на сегодняшний день в мире значительно превалирует выпуск автомобилей самых различных модификаций и назначения именно с АКПП, то мы хотели бы уделить внимание именно правилам пользования коробкой-автоматом. В нашей статье мы рассмотрим, что же означают символы на панели АКПП, как правильно запустить мотор, начать движение или совершить остановку, а также возможные ошибки в процессе использования АКПП.
Что такое АКПП?
Оснащение автомобиля коробкой «автомат» с технической точки зрения – это установка трансмиссии (комплекса механизмов, предназначенного для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, что заставляет колеса – крутиться, а авто – двигаться) с электронным переключением скоростей.
Сегодня существует три вида автоматических трансмиссий:
- Классическая,
- С бесступенчатым вариатором,
- С роботизированной механикой.
Несмотря на некоторые вариации производителей (обозначения на панели, прямой или зигзагообразный ход рычага, разное число передач скоростей и так далее), основная функциональность одинакова для всех АКПП.
Популярность в современном автомобилестроении именно коробки «автомат» легко объясняется ее несомненным удобством в эксплуатации (по сравнению с механической коробкой переключения передач), что особенно актуально для новичков в вождении, надежностью и способностью предохранять двигатель от вредоносных перегрузок во время езды.
Казалось бы, что может быть проще эксплуатирования автомобиля с коробкой-автоматом? Однако все мы люди, и возможность допущения ошибок вовсе не исключена, так же, как и непредвиденная поломка АКПП. Поэтому нам хотелось бы немного рассказать, как все же правильно эксплуатировать автомобиль с АКПП и как грамотно эвакуировать автомобиль с коробкой «автомат».
Символы и обозначения на АКПП
Естественно, что прежде, чем начать пользоваться автомобилем, необходимо понять, что именно написано на панели коробки «автомат» и рукоятке переключения передач. Конечно, в зависимости от марки и производителя эти символы могут немного разниться. Мы приведем наиболее распространенные обозначения.
«P» — означает паркинг, или, попросту, остановка. Данное свойство потребуется нам при парковке автомобиля. Является аналогом стояночного тормоза (временного удержания автомобиля в неподвижном состоянии). Только если в первом случае используется прижатие тормозных колодок, то при паркинге происходит блокировка вала и полная блокировка движения колес. При этом режиме сдвинуть автомобиль с места вручную не представляется возможным. Включается только после полной остановки авто.
«R» — обозначает реверс (переключение хода машины на обратный). Предназначено для движения автомобиля задним ходом.
Другое название – задняя скорость. Также включается только после полной остановки автомобиля.
«N» — нейтральная передача. Это сервисный режим и применяется в случае поломки автомобиля с АКПП для буксирования и эвакуации. Если необходима буксировка на расстояние, превышающее 3-5 км, лучше все-таки вызвать эвакуатор. Это связано с тем, что в АККП при движении должно в обязательном порядке все время циркулировать масло, что невозможно при выключенном моторе. А значит, есть возможность того, что некоторые детали коробки-автомата могут выйти из строя.
Также возможен перевод на нейтралку и при парковке, как альтернатива паркингу (в отличие от паркинга, колеса при нейтральной передаче разблокированы, и машину можно передвигать накатом. Минус парковки при помощи нейтралки в том, что при наклонной местности машина может самопроизвольно покатиться, поэтому данное положение желательно дублировать ручным тормозом.
«D» — означает драйв, или движение.
Включается при стандартном движении вперед, когда вы начинаете движение, и выключается переводом рычага в положение «P» — паркинг, когда вы заканчиваете движение. На многих автомобилях этот режим имеет защиту от самопроизвольного включения, и срабатывает только при нажатии на педаль тормоза или (или вместе) специальной кнопки на панели АКПП.
«A» — режим автомата. Аналог режима драйв — «D». Коробка передач автоматически подбирает оптимальную передачу для движения вперед.
«L» — режим пониженной передачи. Приходит на помощь, когда двигателю не хватает мощности для преодоления препятствия (небольших водных преград, во время гололеда, сильного дождя, на крутых спусках и подъемах, а также в условиях бездорожья)
«B» — режим торможения двигателем. Следует применять, если вам предстоит затяжное торможение при спуске с крутой горки или при движении по горному серпантину.
Не следует использовать при обычном торможении.
«2» — данный режим предназначен для движения вперед по лесным, грунтовым или заболоченным дорогам на скорости не выше 91 км/ч только на первой или второй передаче.
«3» — трехскоростной режим движения (1-я, 2-я или 3-я передачи). Этот режим применяется для езды по городу. Разрешенная максимальная скорость, разрешенная для этого режима – 152-154 км/ч.
«M» — ручной режим, «мануал». В этом режиме отключено автоматическое переключение передач, то есть машина полностью переходит в ручной режим управления. Используется, в основном, в условиях зимы – при одновременном включении режима «M» и «2» автомобиль трогается на 2-й передаче и на ней же продолжает движение. Упрощенный аналог механического режима переключения передач.
«S» — спортивный режим. Предназначен для улучшения динамики автомобиля.
При включении данного режима переключение на повышающую передачу будет происходить при бóльших оборотах, чем в стандартном режиме. Но и топлива расходуется на порядок больше.
«OD» — овердрайв, или повышающая передача. В этом режиме коробки автомат переключение на повышенную 4-ю передачу автоматически происходит на высоких скоростях или если водитель даже слегка нажмет на педаль газа.
«W» — зимний режим, «винтер». Предназначен для эксплуатации в экстремальных зимних условиях. Аналог режима «M».
«E» — экономичный режим. При включении данного режима на каждой из ступеней происходит ограничение скорости передвижения, за счет чего топливо расходуется очень экономно, двигатель плавно повышает обороты при каждом повышении передач, и автомобиль идет плавно и размеренно.
«H» — режим удержания.
Также, как и режимы «W» и «M», в основном предназначен для использования в зимний период. При его включении снижается вероятность пробуксовки и рывков, так как движение автомобиля начинается сразу со 2-й передачи. Зимой такой режим рекомендовано все время держать включенным. При увеличении скорости и наборе оборотов АКПП сама переключит скорость до 3-й, но при дальнейшем повышении скорости до 4-й снова вернет туда же – на 3-ю. Это сделано для повышения безопасности движения.
Тем не менее, следует знать, что у каждого производителя могут быть свои вариации обозначения режимов на АКПП, а потому перед началом эксплуатации выбранного вами «железного коня» следует внимательно изучить инструкцию, предназначенную именно для него.
Как правильно запустить двигатель с АКПП
Запуская двигатель с автоматической коробкой переключения передач, следует в обязательном порядке учитывать некоторые особенности, чтобы продлить жизнь двигателя и автомобиля в целом.
- Автомобиль, в котором стоит АКПП, имеет всего 2 педали, а именно «газ» и «тормоз».
Благодаря этой особенности левая нога водителя практически не задействована. Запуская двигатель с коробкой автоматом, не нужно нажимать педаль газа. Но в некоторых моделях (внимательно читайте инструкцию по эксплуатации!) обязательно нажатие педали тормоза, так как в противном случае двигатель просто не заведется.
Тем не менее, довольно часто опытные инструкторы по вождению рекомендуют всегда перед тем, как запустить двигатель, оснащенный АКПП, нажимать педаль тормоза. Это необходимо для того, чтобы не допустить самопроизвольного движения автомобиля на нейтральном режиме (N). Также без нажатой педали тормоза невозможно переключиться и начать движение в режимах «D» и «R».
- Также, если вы по какой-то причине установили рычаг переключения передач в неправильное положение, в автомобиле с АКПП автоматически сработает блокировка запуска двигателя. Завести двигатель с коробкой автоматом возможно только при установленном рычаге переключения передач в положениях «P» или «N».
При нахождении рычага в любом другом положении запуск двигателя будет автоматически заблокирован.
Эта предустановленная функция является очень важной как для новичков в вождении, довольно часто еще путающихся в передачах и педалях, так и для опытных водителей, так как человеческий фактор никто не отменял, и вполне возможно, замотавшись в дневной суете, просто забыть снять автомобиль со скоростного режима, например. В этом случае при запуске двигателя машина самопроизвольно начнет движение, и можно не успеть избежать возможного столкновения, если авто, к примеру, находится на стоянке.
Поэтому прежде, чем начать включение двигателя, убедитесь, что АКПП переведена в режим «P». Возможен запуск и на нейтральном режиме, но большинство производителей рекомендуют все-таки режим паркинга.
- Повернув ключ в замке зажигания, следует подождать буквально несколько секунд до запуска стартера, дав, тем самым, время и возможность для включения бензонасоса и подкачки компрессии.

Также, на некоторых марках автомобилей перед переключением передач необходимо разблокировать коробку передач, вставив и повернув ключ в замке зажигания. А в некоторых марках вы не сможете вытащить из замка зажигания ключ, не переведя рычаг АКПП в положение «драйв».
Как начать и завершить движение на автомобиле с АКПП
Начнем, естественно, с начала движения. Для того, чтобы правильно и плавно тронуться с места, совершаем следующие действия:
- Вставляем в замок зажигания ключ.
- Правой ногой выжимаем педаль тормоза.
- Проверяем, чтобы положение рычага АКПП находилось в положении «P» (остановка).
- Запускаем двигатель, не забывая выжимать педаль тормоза.
- Не отпуская тормоз, переводим рычаг переключения передач в положение «D» (движение вперед).
- Теперь плавно отпускам педаль тормоза, чем даем автомобилю возможность начать двигаться вперед на малой скорости, порядка 5 км/ч.
- Для того, чтобы увеличить скорость, так же плавно нажимаем на педаль газа.
Тут прямая зависимость: чем сильнее вы жмете на педаль газа, тем больше увеличивается скорость. - Если вам требуется остановить машину, переносим правую ногу с педали газа на педаль тормоза, и ждем остановки автомобиля.
- Если после полной остановки автомобиля вам необходимо его покинуть, то, не отпуская педаль тормоза, переводим рычаг АКПП в режим парковки – «P». При временно остановки, например, на пешеходном переходе или на светофоре, в режим паркинга переходить не надо. В этом случае при начале движения просто перенесите ногу с педали тормоза на педаль газа.
Как перейти на ручной режим управления и зачем это нужно
Довольно большое количество автомобилей, оснащенных АКПП, имеют режим «M», означающий как раз-таки переход на ручное управление авто. При его включении у водителя появляется возможность самостоятельно вручную включать повышенную или пониженную скорость в зависимости от дорожной ситуации. Для этого используются кнопки «+» и «-», расположенные на рычаге АКПП.
Включение данного режима возможно только во время движения при включенном режиме «D».
Для защиты двигателя при переключении с автоматического на механический режим управления во время движения автомобиля все автоматические коробки переключения передач в обязательном порядке оснащаются специальной защитой.
Когда возможен или необходим переход на ручное управление автомобилем?
- Во избежание пробуксовки, если автомобиль движется на пониженной передаче в условиях бездорожья.
- Если автомобиль движется с горки накатом, и приходится тормозить двигателем. В этом случае не желательно использовать нейтральный режим «N», так как это может повредить коробку передач. Накат с включенным режимом драйв «D» также не очень подходит, так как в процессе движения будет происходить постепенное уменьшение скорости.
- Данный режим хорошо подходит опытным водителям, так как позволяет резко ускориться при обгоне, более уверенно проходить крутые повороты, а также совершать другие маневры.

Какие ошибки наиболее часто совершают водители при эксплуатации АКПП
- Разрушающее воздействие на коробку автомат оказывают попытки завести двигатель «с толкача». Несмотря на то, что результат, как правило, бывает достигнут, при частом использовании данного метода ресурс эксплуатации АКПП может быть снижен почти вдвое.
- Ошибкой будет и неправильная буксировка автомобиля, оснащенного АКПП, а именно: если расстояние буксировки превышает 40 км, или если скорость буксировки выше, чем 50 км/ч. Это объясняется тем, что в процессе буксировки не работает подача масла на коробку автомат, в результате чего возможен быстрый износ деталей – они вращаются «всухую».
- Очень опасно, особенно, если скорость у вас довольно большая, переключаться во время движения из режима «D» (движение) на режим «N» (нейтральный). В этот момент двигатель может заглохнуть, что повлечет отключение гидроусилителя руля, а также усиление работы тормозов, и вы получите практически неуправляемый автомобиль.

- И еще одна довольно распространенная ошибка, также связанная с нейтральным режимом. Все дело в том, что часто водители, в особенности малоопытные, переводят машину в режим «N», находясь в пробках или притормаживая, например, на светофорах. В это время происходит гидравлический удар, способствующий быстрому износу АКПП.
В этих случаях рекомендовано использовать только режим «D» (драйв, движение) в сочетании с педалью тормоза. То есть, если у вас кратковременная остановка в вышеперечисленных и им подобных случаях – просто нажмите педаль тормоза. Пробка немного продвинулась вперед? Медленно и плавно отпускаем тормоз и плавно катимся вперед. В таком режиме можно проездить и целый день.
Дело в том, что режим «N» предназначен для экстренных случаев, как разблокировка колес при кратковременной буксировке или перестановки автомобиля в другое место при его временной неисправности.
- Ну и, пожалуй, самая частая ошибка, которая может привести к поломке АКП – это переход в режим «D» (движение вперед), когда автомобиль не был полностью остановлен после движения задним ходом.
И обратный случай – если водитель включил режим заднего хода «R», не дождавшись полной остановки при движении вперед.
Подведение итогов
Сегодня коробки-автоматы – одни из самых распространенных, так как зарекомендовали себя как надежные агрегаты, значительно облегчающие движение, особенно по городу, и особенно – в больших городах, где довольно часто автолюбители сталкиваются с многочисленными пробками, светофорами и пешеходными переходами.
Конечно же, управление автомобилем, оснащенным АКПП, дело не самое простое. Но, по сравнению с управлением автомобилем с механической коробкой переключения передач, все же значительно проще. Просто к нему надо привыкнуть и, не полагаясь на авось, внимательно изучить руководство по эксплуатации, предназначенное именно для вашего механического друга.
Легкой вам дороги, доброго пути и комфортной езды!
49 CFR § 571.102 — Стандарт № 102; Последовательность переключения передач, блокировка стартера и эффект торможения коробки передач.
| Электронный свод федеральных правил (e-CFR) | Закон США§ 571.102 Стандарт № 102; Последовательность переключения передач, блокировка стартера и эффект торможения коробки передач.
С1. Цель и область применения. Этот стандарт устанавливает требования к последовательности переключения передач, блокировке стартера и тормозному эффекту автоматических трансмиссий, чтобы уменьшить вероятность ошибок переключения, предотвратить включение стартера водителем, когда трансмиссия находится в любом положении движения, и для обеспечения дополнительного торможения на скорости ниже 40 километров в час (25 миль в час).
С2. Приложение. Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, многоцелевые легковые автомобили, грузовики и автобусы.
С3. Требования.
S3.1 Автоматические коробки передач.
S3.1.1 Расположение рычагов переключения передач на легковых автомобилях. Нейтральное положение должно быть расположено между положениями переднего и заднего хода.
S3.1.1.1 Рычаги переключения передач. Если используется рычаг переключения передач, установленный на рулевой колонке, перемещение из нейтрального положения в положение движения вперед должно осуществляться по часовой стрелке. Если последовательность рычага переключения передач включает положение парковки, оно должно быть расположено в конце, рядом с положением передачи заднего хода.
S3.1.2 Эффект торможения передачи. В транспортных средствах, имеющих более одного передаточного отношения трансмиссии переднего хода, одно переднее положение привода должно обеспечивать большую степень торможения двигателем, чем самое высокое передаточное число трансмиссии, при скорости транспортного средства ниже 40 километров в час (25 миль в час).
S3.1.3 Блокировка стартера. За исключением случаев, предусмотренных в пунктах с S3.1.3.1 по S3.1.3.3, стартер двигателя не должен работать, когда коробка передач находится в положении для движения вперед или назад.
S3.1.3.
1 После того, как водитель активировал двигательную установку транспортного средства:
(a) Двигатель может останавливаться и запускаться автоматически, когда коробка передач находится в положении любой передачи переднего хода;
(b) Двигатель может не останавливаться автоматически, когда трансмиссия находится на передаче заднего хода; и
(c) Двигатель может автоматически перезапускаться на задней передаче, только если транспортное средство удовлетворяет (1) и (2):
(1) Когда двигатель автоматически останавливается в положении переключения передач переднего хода и водитель выбирает задний ход, двигатель перезапускается немедленно при каждом включении рабочего тормоза.
(2) Когда двигатель автоматически останавливается в положении переключения передач переднего хода и водитель выбирает задний ход, двигатель не запускается автоматически, если рабочий тормоз не задействован.
S3.1.3.2 Несмотря на S3.1.3.1, двигатель может останавливаться и запускаться в любое время после того, как водитель активирует двигательную установку транспортного средства, если транспортное средство может соответствовать требованиям, указанным в пунктах (a) и (b):
(a) Для легковых автомобилей, многоцелевых пассажирских транспортных средств, грузовиков и автобусов с полной массой не более 4 536 кг (10 000 фунтов) силовая установка транспортного средства может приводить в движение транспортное средство в нормальном режиме движения во всех направлениях вперед и назад.
передачи заднего хода при неработающем двигателе. Для легковых автомобилей, многоцелевых пассажирских транспортных средств, грузовиков и автобусов с полной массой более 4536 кг (10 000 фунтов) силовая установка транспортного средства может приводить в движение транспортное средство в нормальном режиме движения при движении задним ходом и по крайней мере на одной передаче переднего хода без работающего двигателя.
(b) Если двигатель автоматически запускается, когда транспортное средство движется с постоянной скоростью и установленным регулятором акселератора, двигатель не вызывает ускорение транспортного средства.
S3.1.3.3 Если коробка передач находится в положении «Парковка», автоматическая остановка или повторный запуск двигателя не должны вывести коробку передач из положения «Парковка».
S3.1.4 Идентификация положений переключения и последовательности положений переключения.
S3.1.4.1 За исключением случаев, указанных в S3.1.4.3, если последовательность положений переключения передач включает положение парковки, идентификация положений переключения, включая положения относительно друг друга и выбранное положение, должна отображаться в вид водителя при наличии любого из следующих условий:
(a) Зажигание находится в положении, позволяющем переключать передачи; или
(b) Коробка передач не находится в парковочном режиме.
S3.1.4.2 За исключением случаев, указанных в S3.1.4.3, если последовательность положений переключения передач не включает положение парковки, идентификация положений переключения, включая положения относительно друг друга и выбранного положения, должна отображается в поле зрения водителя всякий раз, когда зажигание находится в положении, при котором двигатель может работать.
S3.1.4.3 Такая информация не должна отображаться, когда зажигание находится в положении, используемом только для запуска автомобиля.
S3.1.4.4 Вся информация, требуемая для отображения в соответствии с S3.1.4.1 или S3.1.4.2, должна отображаться в поле зрения водителя в одном месте. По выбору изготовителя могут быть предусмотрены резервные дисплеи, отображающие часть или всю информацию.
S3.2 Механические коробки передач. Обозначение формы рычага переключения передач механических трансмиссий, за исключением трех механических коробок передач с передним ходом, имеющих стандартную схему «Н», должно отображаться в поле зрения водителя в любое время, когда водитель находится на водительском месте.
[70 FR 38051, 1 июля 2005 г., в редакции 70 FR 75965, 22 декабря 2005 г.]
Дебаты о безопасности между механической и автоматической коробками передач
Как безошибочно распознать американца, путешествующего за границу? Найдите ближайший к вам пункт проката автомобилей и просканируйте лица клиентов, чтобы выявить явное выражение паники.
«У нас нет автомобилей с автоматической коробкой передач». Почувствуй холодный пот.
В Европе и Азии более 80% продаваемых автомобилей имеют механическую коробку передач. Согласно данным CarMax за 2020 год, в США это число составляет всего около 2,4% (см. Рисунок ниже). Популярность автомобилей с ручным переключением передач среди американцев резко снизилась за последние три десятилетия, и эта тенденция, похоже, не прекратится в ближайшее время. Нет никаких сомнений в том, что автоматы облегчают вождение, но как они соотносятся с руководствами по безопасности?
Рисунок: Продажи механических коробок передач в процентах от общего числа проданных автомобилей, 1995-2020 гг.
Источник: АвтоМакс.
Хотя многие считают автомобили с автоматической коробкой передач более безопасными, чем с механической коробкой передач, оба типа трансмиссии имеют свои преимущества, когда речь идет о безопасности. Автомобили с автоматической коробкой передач позволяют водителям постоянно держать обе руки на руле, а также быстрее реагировать и более эффективно маневрировать в пробках. С другой стороны, автомобили с ручным управлением обеспечивают больший контроль; они также призывают к большему умственному участию в вождении и требуют использования обеих рук, что ограничивает вероятность и возможность отвлечения внимания за рулем. Общий консенсус отрасли заключается в том, что ни один из типов трансмиссии не имеет общего преимущества в плане безопасности по сравнению с другим, но исследования, сравнивающие эти два вида, показывают, что этот вопрос может потребовать более детального рассмотрения.
Кто сидит за рулем?
В зависимости от исследуемой совокупности определенные преимущества безопасности могут иметь разный вес или даже стать обязательствами безопасности .
Возьмем, к примеру, исследование 2012 года, в котором сравнивались ошибки водителей пожилого возраста (средний возраст 75,2 года) и водителей среднего возраста (средний возраст 39,2 года) в автомобилях с механической и автоматической коробкой передач. Исследование показало, что пожилые водители совершали почти на 60% меньше ошибок, связанных со скоростью, маневрированием, позиционированием и соблюдением правил дорожного движения, при вождении автомобилей с автоматической коробкой передач по сравнению с механической (p<0,001), тогда как в группе среднего возраста разницы между типами трансмиссии не наблюдалось. . Авторы объяснили результаты, указав, что дополнительные ручные задачи и концентрация, необходимые для переключения передач, сами по себе могут стать значительным источником отвлечения для пожилых водителей, отвлекая их внимание от ограничений скорости и других правил дорожного движения.
Напротив, исследование молодых водителей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) показало, что механическая коробка передач может улучшить внимательность во время вождения и уменьшить количество ошибок водителя, предполагая, что переключение передач может быть более безопасным для тех, кто наиболее склонен отвлекаться во время вождения (подростки, например, водители подросткового и двадцатилетнего возраста чаще всего используют мобильные телефоны во время вождения, а также самый высокий процент водителей, попавших в дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом).
В совокупности эти исследования подчеркивают идею о том, что когда дело доходит до сравнения преимуществ безопасности автомобилей с механикой и автоматом, , кто будет водить машину, имеет не меньшее значение, чем , что они будут водить. То, что ставит под угрозу безопасность для одних — например, повышенная умственная нагрузка, требуемая механической коробкой передач, — может повысить безопасность для других.
Дорога вперед
Как я уже говорил в недавнем информационном бюллетене, американские дороги становятся все более опасными. Количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом резко возросло за последнее десятилетие, и эту тенденцию часто приписывают отвлеченному вождению с использованием мобильных устройств. Для некоторых решение может состоять в том, чтобы упростить вождение — водить машину с автоматической коробкой передач и иметь возможность уделять больше внимания правилам дорожного движения и другим водителям. Для меня всплеск дорожно-транспортных происшествий — это еще одна причина иметь больший контроль над своей машиной и чувствовать себя глубоко умственно вовлеченным во время вождения — другими словами, управлять палкой.

км меняйте трансмиссионное масло и фильтр в коробке
Благодаря этой особенности левая нога водителя практически не задействована. Запуская двигатель с коробкой автоматом, не нужно нажимать педаль газа. Но в некоторых моделях (внимательно читайте инструкцию по эксплуатации!) обязательно нажатие педали тормоза, так как в противном случае двигатель просто не заведется.
При нахождении рычага в любом другом положении запуск двигателя будет автоматически заблокирован.
Тут прямая зависимость: чем сильнее вы жмете на педаль газа, тем больше увеличивается скорость.

И обратный случай – если водитель включил режим заднего хода «R», не дождавшись полной остановки при движении вперед.