Не работает ручник: причины, ремонт и профилактика
Стояночный тормоз — одна из тормозных систем в автомобиле и важная его часть. Следить за исправностью ручника важно, ведь он исполняет сразу несколько функций. Во-первых, служит для обеспечения Вашей безопасности. В аварийной ситуации или при отказе тормозов ручник может спасти жизнь. Также он важен для сохранности автомобиля. Это связано с тем, что парковаться часто приходится на склонах и единственный способ избежать скатывания автомобиля — надежный ручник.
Диагностика
Чтобы убедиться в надёжности ручного тормоза — поставьте автомобиль под небольшим углом. Например, на склоне. Если машина не скатывается, то ручник исправен и находится в нормальном состоянии. Если ручник не держит, то необходим ремонт. Существует и другой более сложный, но показательный способ. Сначала поставьте автомобиль на ручной тормоз на 2-3 щелчка, а затем включите первую передачу и медленно отпустите сцепление. В результате авто заглохнет, а при неисправном тормозе — продолжит движение. Во втором случае стояночный тормоз стоит отрегулировать или ремонтировать.
Принцип работы
Важная часть стояночного тормоза — трос. Благодаря ему ручник и приводится в действие. Трос воздействует на колодки и таким образом блокирует колеса. Система устроена так, чтобы подавать равномерное натяжение на обе тормозные колодки. Приводится в движение ручной тормоз с помощью рычага, который контролирует натяжение кабеля. Механизм может управляться ручкой или педалью ножного тормоза. Второй способ используется в машинах с автоматической коробкой передач.
Поломки и устранение
- Порвался трос. Самая распространенная причина неисправности ручного тормоза. Со временем изнашивается даже метал, поэтому рекомендуется периодически проверять исправность тормозной системы автомобиля. Решается поломка заменой троса.
- Оболочка троса. Также может повреждаться и оболочка, в которой располагается кабель. Из-за этого трос застревает в системе и с трудом двигается в обе стороны. Использовать такой тормоз нельзя, рано или поздно он полностью выйдет из строя. Решается поломка так же заменой троса.
- Грязь. Во время езды механизмы автомобиля неизбежно загрязняются. В том числе грязь попадает и на систему стояночного тормоза. Особенно данная проблема актуальна зимой. Это связано с песком, которым посыпают проезжую часть, а также со снегом и низкой температурой воздуха. Для решения проблемы, как правило, достаточно пары поднятий ручки тормоза. Таким образом система очищается и снова работает исправно. Однако учтите, что слишком большое усилие применять нельзя. Ручник должен двигаться мягко.
- Настройка тормоза. Для корректной работы трос должен быть правильно отрегулирован. В том случае, если выбрана неправильная длина троса или неправильно затянута гайка, тормоз работать не будет. Ручка или вовсе не будет подниматься, или ее поднятие не будет приносить никакого результата. В первом случае трос слишком короткий, во втором — слишком длинный. Единственный способ устранить неисправность — отрегулировать длину троса.
- Износ колодок. Колодки со временем неизбежно стираются, время их службы ограничено. Рано или поздно они изнашиваются настолько, что перестают выполнять свою функцию. Решение здесь одно — замена.
- Замасленность. Утечка масла или тормозной жидкости нередко приводит к тому, что ручник выходит из строя. Это связано с тем, что необходимый эффект трения не будет достигаться. Для начала определите причину утечки и устраните ее. Затем очистке колодки и трос с помощью обезжиривающего средства, которое способно удалить масло. В некоторых случаях колодки придется полностью заменить.
Ремонт
Большинство поломок ручного тормоза решаются регулировкой или заменой троса. Произвести такой ремонт самостоятельно довольно легко.
Перед регулировкой троса слегка поднимите ручник, 1-2 щелчка будет достаточно. Ослабьте контргайку и закрутите регулировочную гайку до тех пор, пока трос не натянется. После не забудьте закрутить контргайку.
Замена троса более сложная процедура. Сначала необходимо снять задние колеса автомобиля. Если тормоз барабанный, то барабаны тоже придется снять. В случае с дисковыми тормозами просто пропустите данный пункт. Далее вооружитесь ключом и последовательно открутите все крепления, сдерживающие трос, ослабьте контргайку и гайку уравнителя. Снимите наконечники с троса и уравнителя. Теперь можно беспрепятственно снять трос и установить новый в обратной последовательности. В конце не забудьте проверить ручник. В идеале сделайте это, припарковавшись на крутом склоне.
Профилактика
Для того чтобы ручник служил без сбоев придерживайтесь 3 простых правил. Во-первых, не оставляйте автомобиль на ручнике на длительное время — неделя и дольше. В дождливую погоду это может привести к накапливанию влаги в системе, а в холод — к примерзанию колодок. Это может временно обездвиживать механизм и негативно влиять на его долговечность. Во-вторых, не забывайте снимать автомобиль с ручника. В идеале заведите себе привычку каждый раз проверять положение рычага перед началом движения. Такая процедура поможет сохранить тормозные колодки и диски в целости. Дело в том, что трение во время езды приводит к быстрому износу данных деталей.а В-третьих, раз в месяц проверяйте состояние стояночного тормоза. Не забывайте про трос, который имеет свойство не только рваться, но и растягиваться. По мере изнашивания его необходимо подтягивать и периодически заменять.
Почему не держит ручник? Ремонт механического стояночного тормоза
В процессе эксплуатации автомобиля неработающий ручной тормоз осложняет движение с места на подъеме, а при прохождении техосмотра эта неисправность станет причиной отказа в выдаче диагностической карты.
Моторпейдж подготовил краткую информацию об основных причинах выхода из строя стояночного тормоза и способах устранения неполадок.
Основные элементы конструкции
Абсолютное большинство авто до сих пор выпускается с простыми и надежными стояночными тормозными системами механического типа. В случае выхода из строя такого ручника практически каждый опытный автолюбитель сможет найти возникшую неисправность и обеспечить необходимый ремонт. Но если в машине установлен более сложный по конструкции гидравлический или электромеханический стояночный тормоз, то в случае неисправности лучше сразу обратиться к специалистам.
Чтобы самостоятельно отремонтировать обычный механический ручник, нужно детально изучить основы его конструкции, которая имеет несколько важнейших элементов:
- Рукоятку или педаль привода.
- Три приводных троса, помещенных в защитные пластиковые оболочки.
- Храповой механизм, соединенный с рукоятью и первичной тросовой тягой.
- Коромысло ‒ уравнитель, в центральное отверстие которого вкручена концевая шпилька приводного троса.
- Регулировочную гайку, вращением которой можно изменять натяжение троса.
- Две тросовые тяги, прикрепленные к концам уравнителя и передающих усилие на механизм привода колодок задних колес.
- Возвратную пружину, соединенную с коромыслом уравнителя.
Схема работы такого ручника проста и понятна. Потянув за рычаг, водитель натягивает тросы привода механизма, которые прижимают колодки к рабочей поверхности тормозных дисков или барабанов.
Возникновение и устранение неполадок
Все процессы, происходящие при работе механического стояночного тормоза, настолько очевидны, что определить причину поломки почти всегда удается в результате обычного осмотра механизма. Перечислим наиболее частые поломки и способы исправления:
- Обрыв ведущего приводного троса, соединяющего храповик рукоятки с коромыслом уравнителя. Устраняется путем замены натяжителя и последующей регулировки механизма.
- Заклинивший трос. Тонкий витой стальной канат этой гибкой тяги помещен в защитную пластиковую оболочку. В случае её повреждения, а также коррозии или обрыва отдельных проволок каната, тягу может заклинить. Проблема решается заменой троса.
- Проблемы регулировки. Если система тяг ручного тормоза ослаблена, то полной затяжкой рукояти не удастся обеспечить эффективную работу тормоза. И наоборот, чрезмерное натяжение тросов будет препятствовать возвращению прижатых колодок в нейтральное положение. В результате тормоза затирают и греются, автомобиль трудно набирает нужную скорость. Необходима настройка оптимального натяжения тяг.
- Критичный износ тормозных колодок задних колес. Эти детали обслуживают не только функционал стояночного тормоза, но и постоянно участвуют в работе основной тормозной системы. По общему поведению машины иногда сложно определить, что колодки задних тормозов уже почти износились. Неисправность обнаруживает себя в процессе поиска причин неэффективной работы ручника. Решается проблема заменой стершихся накладок тормозных колодок.
- Замасленная рабочая поверхность тормозов. Брызги масла или подкапывающая тормозная жидкость могут многократно снижать эффективность торможения, из-за чего ручник перестанет удерживать авто даже на склонах с небольшим уклоном. Причиной негерметичности тормозного цилиндра чаще всего является неплотный сальник подшипника ступицы. Замените его. После этого останется только отмыть испачканные рабочие поверхности деталей.
Существуют и другие причины выхода из строя механического ручного тормоза. Поэтому, если самостоятельный осмотр не помог выявить дефектную деталь и настроить эффективную работу системы тоже не удается, то оставлять вопрос невыясненным категорически нельзя. Эксплуатировать авто с неработающим ручником недопустимо. В срочном порядке обратитесь к опытным специалистам и произведите профессиональный ремонт стояночного тормоза.
- устройство автомобиля
тормозов — Когда ручной тормоз не работает, безопасно ли вместо этого полностью полагаться на парковку?
спросил
Изменено 6 лет, 11 месяцев назад
Просмотрено 31к раз
У меня старая Тойота, в которой оборван провод ручника. Пользуюсь автомобилем уже несколько месяцев и не очень хочу тратить на него деньги. Теперь я поставил машину в парк и все, и у меня был спор с другом по этому поводу. Мои вопросы:
Мне действительно нужно заменить этот провод, зная, что я использую машину для поездок на работу и на короткие поездки?
может ли это повлиять на тормоза автомобиля и привести к его отказу быстрее, чем предполагалось?
есть ли лучшая практика?
- тормоза
- ручной тормоз
- Нет, решать вам
- №
- №
Если предположить, что это автоматическая трансмиссия, использование парковки безопасно, в трансмиссии есть парковочная собачка, которая механически блокирует выходной вал, фактически лучше, чем стояночный тормоз.
Небольшой крен вперед (или назад в зависимости от направления наклона) является нормальным для автоматической парковочной собачки, при движении автомобиля выходной вал слегка вращается, чтобы зацепить собачку.
Единственным недостатком является то, что если вы находитесь на крутом склоне, может потребоваться некоторое усилие, чтобы вывести его из парка из-за нагрузки на собачку, но это не повредит.
общее изображение парковочной собачки
10Согласно Википедии это не рекомендуется:
Большинство производителей автомобилей и автомехаников не рекомендуют использовать стояночную собачку трансмиссии в качестве единственного средства фиксации припаркованного автомобиля, вместо этого рекомендуя задействовать ее только после первого включения стояночного тормоза автомобиля. Постоянное использование только парковочной собачки, особенно при парковке на крутом склоне, означает, что компоненты трансмиссии и внутренние детали трансмиссии постоянно находятся под нагрузкой, что может привести к износу и возможному выходу из строя парковочной собачки или трансмиссии. Собачка также может выйти из строя или сломаться, если автомобиль толкнуть с достаточной силой, если стояночный тормоз не затянут. Замена может быть дорогостоящей операцией, поскольку она требует не только снятия трансмиссии с автомобиля, но и обычно является первым компонентом, который устанавливается в картер коробки передач во время капитального ремонта.
Таким образом, хотя пусть будет безопасным, вы рискуете более дорогостоящим повреждением вашего автомобиля, полагаясь только на парковочную собачку.
11Если вы живете в Великобритании, вы не сможете сдать ежегодный тест MoT. (В интересах небританцев Министерство транспорта требует стандартного ежегодного испытания на пригодность к эксплуатации для всех транспортных средств.) В других странах может быть аналогичное законодательство — YMMV в зависимости от того, где вы находитесь.
6Если оставить автомобиль в режиме «Парковка» (авто) или на передаче (в ручном режиме), автомобиль не откатится, а в случае отказа основной тормозной системы у вас не будет возможности остановить автомобиль.
Это, конечно, другая цель ручного тормоза. 1Фактор, который никто не упомянул, может быть безопасностью для детей. У нас есть Rexton 2005 года, который наш 2-летний ребенок ухитрился включить задний ход при выключенной машине! Машина откатилась назад и, слава богу, была остановлена валуном, прежде чем упасть с двухметрового обрыва.
Хотя я не уверен, что автомат можно включить, по крайней мере, без ключа в замке зажигания, включенный стояночный тормоз предотвратил бы эту ситуацию.
(Теперь мы паркуем машину только на ровной поверхности, включаем стояночный тормоз и запираем машину.)
3Забавно, ручной тормоз был разработан как вспомогательный тормоз, чтобы справиться с запутанным отсутствием 3-й ноги при трогании с места на склоне.
Использовать для парковки не рекомендуется, я читал много предупреждений, зимой так легко можно сломать. Все рекомендуют парковаться на передаче.
Найдите какой-нибудь более крутой склон и проверьте, когда нет трафика, сможете ли вы без проблем остановиться и начать там. У кого-то проблем нет, кому-то даже на умеренном склоне без ручного тормоза будет сложно тронуться.
3В отношении этого ответа я собираюсь сделать вид, что его частичное размещение не подразумевает автоматическую коробку передач [потому что автоматическая коробка передач хорошо защищена].
С механической коробкой передач это безопасно для достаточно ровной поверхности. Одна только компрессия двигателя будет держаться неопределенно долгое время при значительном усилии. Однако подъем более чем на два градуса — это уже слишком. Если вы беспокоитесь об этом, заблокируйте колесо.
3В случае отказа главного тормозного цилиндра стояночный тормоз (или АВАРИЙНЫЙ тормоз) по-прежнему будет вызывать сцепление тормозов, а педаль тормоза может упасть прямо в пол. Это означает, что если у вас нет работающего электронного тормоза, вы рискуете потерять тормозную способность, если что-то пойдет не так. Большинство современных автомобилей имеют два тормозных цилиндра, так что если один из них выйдет из строя, другой позволит вам остановиться (обычно по одному на каждую сторону автомобиля).
Тем не менее, старые автомобили обычно имеют только один тормозной цилиндр, и если это произойдет или у вас возникнут проблемы с тормозными магистралями, электронный тормоз спасет вашу задницу!тормоза — Как далеко нужно поставить ручной тормоз?
Мне кажется, что нужно просто тянуть его вверх до упора, но я слышал, что это плохо для тормозов и машины, поэтому лучше тянуть его вверх с нажатой кнопкой до тех пор, пока не почувствуете небольшое сопротивление, затем отпустите кнопку и оставьте ее нажатой как есть.
Кроме того, для всех респондентов в Великобритании: есть ли что-нибудь в правилах дорожного движения относительно ручных тормозов? А там, в США?
Есть какие-нибудь правила для ваших ручных тормозов?
- тормоза
- ручной тормоз
- аварийные тормоза
В требованиях ТО указано, что при полном нажатии рычаг не должен находиться в конце своего хода, т. останавливается. Вы должны нанести его полностью, иначе он не будет должным образом включаться и не будет держать автомобиль!
При нанесении обязательно нажимайте кнопку, а не позволяйте ей щелкнуть по храповику, так как последнее увеличивает износ храповика, что в конечном итоге может привести к поломке.
Я могу сказать, что если я вытяну ручной тормоз только до легкого или умеренного сопротивления, этого будет недостаточно, если я припаркуюсь на холме. У меня машина вырубилась и начала медленно ползти вниз с холма с включенным ручным тормозом раньше…
Конечно, противоположное дергать за нее обеими руками до гориллы — тоже плохая идея. Однажды я парковался на крутом холме и хотел убедиться, что он сильно затянут. Я оборвал кабель…
Что-то среднее было бы неплохо. 🙂
Нет, если тянуть слишком сильно, машина не повредится. В конечном счете механизм намного сильнее вас. Но это может затруднить высвобождение детали, потому что вам придется немного потянуть вверх, чтобы освободить запорный механизм. Если ваш ручной тормоз работает правильно, вам не нужно тянуть так сильно, чтобы вы с трудом отпускали его.
Также нет необходимости нажимать на кнопку, она рассчитана на щелчок и не изнашивает механизм. Я никогда не слышал и не видел износ ручного тормоза из-за того, что не нажимал кнопку во время тяги.
Но вы можете почувствовать, как работает ваш ручной тормоз, если вы подъедете к крутому холму, остановитесь. Затем потяните за ручной тормоз и отпустите тормоза, а затем медленно отпустите ручной тормоз, чтобы увидеть, в каком положении вы начнете движение. В любом случае, если вы паркуетесь круто вверх или вниз по склону, вы должны оставить машину на первой передаче и слегка повернуть колеса в ту сторону, чтобы, если ничего не получится, ваша машина не поехала вниз с улицы. Если холм действительно крутой, вы можете сделать еще один щелчок, чтобы быть уверенным.
Обычно я просто тяну его с умеренной силой и оставляю там, где он остановится. Со временем вы развиваете мышечную память, чтобы делать это хорошо, чтобы вы не тянули слишком сильно, чтобы его было трудно расслабить.
Действительно, слишком сильное вытягивание ручника создает дополнительную нагрузку и быстрее изнашивает механизм, особенно тросы и их крепления. Но на более крутых склонах это необходимо. На плоских поверхностях должно быть достаточно нескольких щелчков.
Также не забудьте повернуть передние колеса в сторону дорожного бордюра, если вы смотрите вниз по склону, или в сторону от бордюра, если вы смотрите в гору, так что даже если ручник защелкнется, ваша машина безопасно врежется в бордюр, а не в следующий припаркованный автомобиль или даже идет на своем собственном через линии. Также можно оставить машину на первой или задней передаче (если горка не очень крутая).
Некоторое время назад, занимаясь самостоятельным ремонтом своей машины, я взял книгу Чилтона в своей библиотеке, и в разделе, посвященном стояночным тормозам, у них действительно была диаграмма, показывающая количество щелчков, которые моя Toyota должна сделать, когда нажимает лепесток вниз.
Например, они говорят, что от пяти до девяти щелчков безопасно (переход от неустановленного до полного максимума), но любое большее или меньшее значение означает, что вам нужно настроить его.
В книге также содержится хорошее описание того, как отрегулировать натяжение тормоза (что в моей машине было так же просто, как затянуть болт), но я уверен, что поход к механику не будет слишком дорогим, если это то, что вам нужно.