2Авг

Первичный вал для установки сцепления: правильная сборка сцепления с первого раза

Содержание

правильная сборка сцепления с первого раза

При ремонте сцепления в автомобилях с механической трансмиссией возникают сложности с центрированием ведомого диска. Для решения этой проблемы используются специальные приспособления — оправки. О том, что такое оправка диска сцепления, как она устроена и как ее правильно применять — читайте в статье.


Что такое оправка диска сцепления

Применение оправки диска сцепления


Центровка диска сцепления с помощью универсальной оправки

Оправка диска сцепления (центрователь диска сцепления) — приспособление для центрирования ведомого диска относительно маховика и/или нажимного диска при ремонте однодискового сцепления в транспортных средствах с механической трансмиссией.

Большинство транспортных средств с механической трансмиссией (механической коробкой переда) оснащается сухим фрикционным сцеплением с одним ведомым диском. Конструктивно этот узел состоит из нажимного диска, расположенного в кожухе («корзине»), который жестко устанавливается на маховик двигателя. Между нажимным диском и маховиком располагается ведомый диск, соединенный с первичным валом коробки передач (КП). При включенном сцеплении (отпущенной педали) нажимной диск пружинами прижат к ведомому диску и к маховику, за счет сил трения между этими деталями крутящий момент от маховика двигателя передается на первичный вал коробки. При выключенном сцеплении нажимной диск отводится от ведомого, и поток крутящего момента разрывается — так в общих чертах происходит работа сцепления.

Детали сцепления, особенно ведомый диск, подвержены интенсивному износу, что требует периодической разборки всего этого агрегата и замены его компонентов. При сборке сцепления возникают некоторые сложности: ведомый диск до затяжки болтов корзины не имеет жесткого соединения с другими деталями, поэтому смещается относительно продольной оси всего узла, что затрудняет или делает невозможным его соединение с первичным валом КП.

Во избежание этой проблемы перед сборкой сцепления необходимо отцентрировать ведомый диск, для выполнения данной операции используется специальное приспособление — оправка диска сцепления.

Оправка (или центрователь) позволяет выполнить точную установку ведомого диска и облегчить его стыковку с первичным валом КП, при этом приспособление экономит силы и время. Однако положительного результата можно достичь только в том случае, если оправка точно подходит для ведомого диска и всего сцепления. Поэтому прежде, чем покупать оправку, следует разобраться в существующих типах этих приспособлений, их конструкциях и особенностях применения.


Типы, конструкция и особенности оправок диска сцепления

В роли простейшей оправки для правильной сборки сцепления может выступать отрезок первичного вала КП. Однако такой вариант доступен далеко не всегда, и он не отличается удобством, поэтому самое широкое применение находят специально изготовленные оправки. Данные приспособления можно разделить на две больших группы по назначению:

  • Специальные — для определенных автомобилей или моделей сцеплений;
  • Универсальные — для различных автомобилей.

Центрирующие оправки различных типов имеют свои конструктивные особенности и принцип работы.


Специальные оправки дисков сцепления

Оправки данного типа обычно выполняются в виде стального стержня переменного профиля, который можно разделить на три участка:

  • Концевой участок с диаметром, соответствующим диаметру расположенной в маховике центральной втулки или опорного подшипника первичного вала КП;
  • Центральная рабочая часть с диаметром, соответствующим диаметру шлицевого отверстия ступицы ведомого диска;
  • Рукоятка для удерживания инструмента в процессе работы.

В целом, специальная оправка имитирует концевую часть первичного вала КП, однако она легче и удобнее в работе. Обычно центральная рабочая часть оправки выполняется гладкой, но можно встретить приспособления со шлицевой рабочей частью. На рукоятку может наноситься насечка или иное рифление, препятствующее соскальзыванию руки.

Такая оправка концевым участком устанавливается в центральную втулку или в подшипник в маховике, а на ее рабочую часть надевается ведомый диск — таким образом детали выстраиваются вдоль общей оси. После монтажа корзины сцепления оправка вынимается, а ее место занимает первичный вал КП.

Специальные оправки могут иметь различный функционал:

  • Только для центрирования ведомого диска сцепления;
  • С дополнительным функционалом — для установки маслосъемных (маслоотражательных) колпачков клапанов двигателя.

Наиболее всего распространены обычные оправки, а приспособления для центровки дисков и установки маслосъемных колпачков широко используются для ремонта и обслуживания отечественных автомобилей ВАЗ «Классика» и некоторых других. Такие оправки имеют дополнительный элемент — продольный канал в торце, соответствующий форме колпачка, с помощью которого осуществляется монтаж колпачков на стержень клапанов.

Специальные оправки изготавливаются из стали, но на рынке можно встретить и приспособления из различных пластиков высокой прочности.


Универсальные оправки дисков сцепления

Набор для центровки диска сцепления


Универсальная оправка диска сцепления


Кулачковые разжимные оправки диска сцепления

Такие приспособления выполняются в виде наборов, из которых можно собрать оправки необходимого диаметра.

Выделяется три основных конструктивных типа оправок:

  • Цанговые с конусной втулкой;
  • Со сменными адаптерами постоянного диаметра и конусной втулкой;
  • Кулачковые разжимные со сменными адаптерами постоянного диаметра.

Цанговые оправки используются для центрирования ведомого диска относительно нажимного диска сцепления. Основу приспособления составляет стальной стержень с расширенной конической головкой и резьбой на противоположной стороне. На стержень надевается пластиковая цанговая насадка с расширением на конце и четырьмя продольными разрезами. На насадку надевается пластиковый корпус оправки, на котором нанесена крупная резьба и предусмотрено колесо с насечкой. На корпус наворачивается пластиковый конус, а на резьбу стержня наворачивается пластиковое регулировочное колесо. Вся эта конструкция в сборе продевается в отверстие в корзине сцепления, конец насадки вводится в ступицу ведомого диска сцепления. Вращением регулировочного колеса стержень втягивается в насадку, которая за счет расширения на стержне раздвигается и заклинивается в ступице диска.

Затем вворачивается конус, который входит в отверстие в корзине (или нажимном диске), за счет чего осуществляется центрирование деталей. Корзина в сборе с оправкой устанавливается на маховик, а после монтажа сцепления оправка снимается.

Оправки со сменными адаптерами и конусной втулкой обеспечивают центрирование ведомого диска относительно маховика. Приспособление состоит из стального направляющего стержня (штифта) с резьбой на конце, на которую наворачиваются стальные адаптеры различного диаметра, а затем устанавливается коническая втулка. Стержень в сборе с адаптером устанавливается в центральную втулку или опорный подшипник в центре маховика, далее на стержень надевается ведомый диск сцепления, а затем коническая втулка. За счет прижима конуса, входящего в ступицу диска, обеспечивается центрирование деталей, после чего можно устанавливать корзину сцепления.

Кулачковые разжимные оправки тоже обеспечивают центрирование ведомого диска относительно маховика. Такая оправка выполнена в виде стержня с резьбовым наконечником, на который устанавливается адаптер. В теле оправки размещен разжимной механизм с тремя кулачками и приводом от винта, расположенного на обратном торце приспособления. При вращении винта кулачки могут выходить и входить в оправку. Для центровки приспособление с адаптером необходимого диаметра устанавливается в центральную втулку или в опорный подшипник в маховике, затем на стержень устанавливается и фиксируется кулачками ведомый диск сцепления. За счет равномерного выхода кулачков выполняется центрирование диска с маховиком, после чего можно устанавливать корзину сцепления.

Сегодня существует большое разнообразие универсальных оправок для ведомых дисков сцепления с диаметром отверстия в ступице от 15 мм и более и с диаметром центральной втулки/опорного подшипника от 11 до 25 мм. Приспособления могут отличаться в деталях, но в целом их конструкция и принцип работы соответствуют описанным выше.


Как подобрать и использовать оправку диска сцепления

Выбор приспособления необходимо делать, исходя из его будущего применения, частоты использования и особенностей транспортного средства. Если ремонтировать придется один автомобиль, то лучшим решением станет специальная оправка — она максимально точно соответствует деталям сцепления по размерам, проста в применении и надежна (так как это одна стальная или пластиковая деталь). Для работы с различными автомобилями имеет смысл обратиться к универсальным насадкам — один комплект позволяет центрировать диски сцепления как на легковых, так и на грузовых автомобилях, а иногда на тракторах и иной техники. При этом нужно учитывать, что цанговые оправки не требуют наличия опорного подшипника или центральной втулки в маховике, а приспособления со сменными адаптерами и разжимные — без втулки или подшипника использоваться не могут.

Применять оправки необходимо в соответствии с инструкциями по ремонту и обслуживанию транспортных средств. При соблюдении всех рекомендаций ремонт сцепления будет выполнен качественно и быстро.

Рекомендации по монтажу LuK — ООО «НижБел»

Для исключения рисков повреждения при замене системы сцепления рекомендуется использовать рельсовую систему при «раскатывании» трактора. Перед установкой новых деталей сцепления необходимо выполнить следующие действия:

  • Очистив первичный (силовой) вал КПП, убедиться в отсутствии износа шлицевой части. Методика проверки: установленный на первичный вал новый ведомый диск не должен иметь затруднений при перемещении по шлицевому соединению. При этом должен быть исключен люфт в соединении. Даже незначительный люфт между первичным валом и ведомым диском в течение короткого срока эксплуатации приведет к выходу из строя последнего.
  • Рекомендуется замена сальника первичного вала КПП с демонтажем направляющей втулки и одновременным контролем износа опорного подшипника. В случае обнаружения износа направляющей втулки и подшипника – заменить детали.
  • При снятии вала с вилками привода выжимного подшипника, обратить внимание на износ точек контакта деталей. При наличии износа необходима замена приводного вала с вилками. Обязательно нанести на все пары трения «металл – металл» системы выключения сцепления и шлицевого соединения первичного вала высокотемпературную консистентную смазку. Внимание! Чрезмерное нанесение смазки приведет к переносу излишек на поверхность фрикционных накладок.
  • Маховик необходимо проверить на глубину износа, наличие следов перегрева и микротрещин. Если состояние маховика позволяет продолжить дальнейшую эксплуатацию, необходимо зачистить поверхность трения наждачной бумагой средней зернистости для снятия «заполированности» поверхности.
  • Необходимо очистить корпус сцепления от загрязнений и устранить причины их возникновения.
  • Обязательно очистить поверхности трения маховика и нажимного диска ветошью смоченной обезжиривающим составом.
  • Внимание! Надпись FW / Side (Flywheel side) на ведомом диске сцепления означает сторону установки диска к МАХОВИКУ. Установка обратной стороной приводит к разрушению ведомого диска.
  • Для центровки ведомого диска используйте центровочную оправку. Пренебрежение центровкой диска приведет к его повреждению при скатывании трансмиссии и двигателя.
  • Протяжку болтов крепления нажимного диска производить строго по схеме «звезда», соблюдая момент затяжки, указанный в документации. Не удаляйте транспортировочные скобки (3 шт.) до прикручивания корпуса сцепления на маховик! Данные элементы отделятся самостоятельно при полном прикручивании гаек сцепления на шпильки.

Провести шприцевание оригинального выжимного подшипника перед установкой. Выжимной подшипник производства LuK необслуживаемый и предварительно смазан.

При «скатывании» трактора обеспечить максимальную соосность КПП и ДВС. Исключить ударные нагрузки на шлицевой части ведомого диска.

После сборки отрегулировать свободный ход педели сцепления (40-45мм), а также зазор между выжимным подшипником и пальцами диафрагменной пружины (3мм).

Обеспечить обкатку (не менее 30 моточасов) узлов трансмиссии.

Максимальный ресурс при эксплуатации достигается при одновременной замене всех подверженных износу деталей системы сцепления на новые (высокого качества).

Гарантия на сцепление LuK не распространяется в случае эксплуатации с изношенными шлицевой частью первичного вала, узлами системы сцепления, критической выработке поверхности трения маховика!

Совет для мастерских: смазка ступицы шлица

Общее примечание

Наши полезные советы носят лишь обзорный характер. Необходимо соблюдать инструкции по установке и эксплуатации, предоставленные изготовителем транспортного средства, а также содержащиеся в них предупреждения и указания по технике безопасности! Все работы должны выполняться обученным специалистом. Используемые изображения и процедура, описанная в наших советах, являются примерами и могут различаться в зависимости от производителя автомобиля и конструкции моста.

Почему необходимо смазывать ступичные шлицы легковых и коммерческих автомобилей


Сцепление будет работать безупречно только в том случае, если шлицы ступицы оптимально смазаны.

Если диск сцепления неправильно смазан при установке, может возникнуть трибокоррозия на шлице ступицы. В этом случае диск сцепления будет заедать, а не скользить по первичному валу коробки передач. ZF Aftermarket подчеркивает, что шлицы ступицы всегда должны быть правильно смазаны.

Если шлицы ступицы не смазаны, может возникнуть трибокоррозия.

Используйте немного смазки: автомобильные врачи VOX в «Техническом клипе»


Автомобильные врачи VOX посетили ZF Aftermarket на выставке Automechanika 2014. Знаменитые телемеханики Ханс-Юрген Фаул и Хольгер Парш демонстрируют, как правильно смазывать диск сцепления в видео.

Показать видео сейчас

Правильный порядок смазки шлица ступицы


Слегка смажьте все вокруг шлица ступицы диска сцепления и входного вала коробки передач высокоэффективной смазкой SACHS. Теперь диск сцепления перемещают вперед-назад по первичному валу коробки передач, а затем удаляют излишки смазки с входного вала коробки передач 9.0032 и от шлица ступицы.

Слегка смажьте шлицы ступицы диска сцепления и входного вала коробки передач.

Если используется слишком много смазки, центробежные силы перенесут ее на накладки сцепления во время работы. Загрязненные таким образом накладки приведут к заеданию или вибрации сцепления во время работы.

Перед установкой диска сцепления проверьте его боковое биение, которое может составлять не более 0,5 мм. Большие значения могут вызвать сопротивление.

Связанный инструмент SACHS


Приборы для проверки поперечного биения SACHS для легковых и грузовых автомобилей


Компания SACHS предлагает приборы для проверки поперечного биения дисков сцепления диаметром до 240 мм и от 240 мм в зависимости от того, требуется ли испытание сцепления легкового или грузового автомобиля.

Все о тестере поперечного биения SACHS

Правильная смазка важна


Не всякая смазка подходит. Он должен быть термостойким и выдерживать высокое поверхностное давление. Неподходящие смазочные материалы могут стать жидкими, затвердеть, стать смолистыми или воспламениться, что приведет к неисправностям. Каждый комплект сцепления SACHS поставляется со смазочной подушкой, которой достаточно для однократного смазывания шлицов ступицы. Эта высокоэффективная смазка оптимально соответствует требованиям.

Оба показанных продукта можно найти в онлайн-каталоге продуктов. Введите соответствующие номера деталей в поле поиска в нижней части браузера. К ним относятся:

  • 4200 080 050 для тюбика с содержимым 80 г для многократного использования
  • 42000 80 060 для смазочной подушечки с содержимым 1 г для одноразового использования

Высокоэффективная смазка SACHS со смазочной подушечкой и тюбиком

Сервисная информация по продуктам SACHS


Мы предоставляем сервисную информацию по продуктам SACHS для бесплатной загрузки на более чем 25 языках. Сюда входит техническая информация, поддержка по установке и удалению запасных частей, а также советы о том, как избежать повреждения продукта.

Найти соответствующую техническую информацию

1-ДЮЙМОВЫЕ ДЕТАЛИ

1-дюймовые 1-дюймовые

Редукторы с 1-дюймовым первичным валом, производные от в TR2-6 используется серия Triumph 2000/2.5PI, а не стандартный входной вал 1¼ дюйма. Когда используются эти меньшие валы (которые, кстати, вполне способны передавать крутящий момент самых мощных двигателей TR), можно использовать альтернативный комплект выпуска, включающий выжимной подшипник меньшего размера, чем стандартный элемент TR2-6. Этот меньший выжимной подшипник уменьшает усилие, необходимое для нажатия сцепления, и может быть полезным в дорожном автомобиле. или гоночный автомобиль с усиленным сцеплением, способным передавать крутящий момент более мощный двигатель. Необходимые детали перечислены ниже.

Эти детали не могут быть установлены, если коробка передач использует стандартный входной вал 1¼ дюйма или пружинная муфта использовать. Упорный подшипник подходит только для муфт диафрагменного типа.

Необходимые детали перечислены ниже.

Найдено 7 результатов.

Все автомобилиTR2TR3TR4TR4ATR250TR5TR6 CPTR6 CCTR6 CRTR6 CFTR7ITALIATRS< Задняя часть

140937
ВИЛКА СЦЕПЛЕНИЯ

Пожалуйста, запросите 

159003A

НАЖМИТЕ ДЛЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

БЛОК ДЛЯ ТАБУШЕК

2,63 фунта стерлингов

Без НДС @ 20%
2,19 фунта стерлингов

160156
ВТУЛКА СЦЕПЛЕНИЯ R/BRG

95,58 фунтов стерлингов

Без НДС @ 20%
79,65 фунтов стерлингов

GRB209

НАЖМИТЕ ДЛЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ПОДШИПНИК ВЫКЛЮЧЕНИЯ TR7 T2K

45,37 фунтов стерлингов

Без НДС @ 20%
37,81 фунтов стерлингов

116299

НАЖМИТЕ ДЛЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ПЕРЕДНЯЯ ЧАСТЬ-T2000 GBOX

Revington Информация TR: Коробка передач Triumph 2000/2500 Наконечник для входного вала 1 дюйм с наружным диаметром 1,30 дюйма для скользящей втулки выключения сцепления.