Все о сезонной смене шин — журнал За рулем
LADA
УАЗ
Kia
Hyundai
Renault
Toyota
Volkswagen
Skoda
Nissan
ГАЗ
BMW
Mercedes-Benz
Mitsubishi
Mazda
Ford
Все марки
Когда-то иметь к зиме хотя бы один комплект нелысой резины считалось за счастье. Между тем применение покрышек собираются строго регламентировать. Осталось только определиться, каким способом можно обеспечить свою безопасность.
Шины
Cезон смены колес открыт.
Cезон смены колес открыт.
Переобуваться или нет?
Всего существует четыре основных модели поведения автовладельцев при соблюдении обязательных требований к сезонной смене шин.
Приобрести на зиму комплект колесных дисков и покрышек (шипованных или нешипованных), собрать его и два раза в год переставлять. При этом финансовые затраты максимальны, но появляется определенная независимость от сезонных очередей в шиномонтажных мастерских.
Колеса можно сменить в оптимальные сроки самостоятельно или попросить кого-нибудь помочь. Этим способом часто пользуются люди, ездящие относительно мало и планирующие эксплуатировать автомобиль достаточно длительный срок.
Материалы по теме
Шинная тест-группа ЗР отвечает на вопросы
Несколько дешевле обойдется покупка только зимних шин и переобувка весной и осенью по полной программе. К этому способу, как правило, прибегают те, кто имеет очень большие годовые пробеги. Тогда вредное влияние на шины от перебортировок будет не так значительно, ведь их на жизнь каждой шины придется всего две-три. С целью экономии часто так поступают автовладельцы, которые не планируют ездить на данном автомобиле больше трех лет.
Еще менее затратно использование одного комплекта всесезонных шин. Настает зима, а делать ничего не надо. Но подход этот довольно опасен в средней полосе России, безрассуден в северных регионах и только на юге может быть как-то оправдан.
Так порой поступают автолюбители с низким достатком, приобретшие автомобиль неновым и с сильно изношенными покрышками.
Справедливости ради должен рассказать об еще одном способе, который практикуют иногда и владельцы дорогих иномарок, ездящие много и круглый год. Чаще это хозяева автомобилей с колесной формулой 4х4, но и на моноприводных машинах приходилось встречать такое явление. А суть этого способа такова. Осенью приобретаются хорошие зимние нешипованные покрышки. К весне протектор уже заметно изношен и шины меньше «плавают» на сухом асфальте. Проходимость по весенней грязи на таких покрышках несколько выше, чем на летних «малозубастых». Конечно, летом темп износа велик и к осени шины лысеют. Пора в шинный магазин! Круг замкнулся за год, все официальные требования соблюдены… Главным минусом этого способа являются недостаточные характеристики зимней покрышки на летнем разогретом асфальте.
Шины Nitto
Зимние шины, предназначенные для разных дорожных условий (марка Nitto).
Зимние шины, предназначенные для разных дорожных условий (марка Nitto).
Материалы по теме
Новые штрафы как двигатель торговли
Балансировать или нет?
Судя по опросам, проведенным нашим издательством, три четверти ответивших предпочитают иметь комплект колес в сборе на каждый сезон. Но балансировкой при этом озадачиваются чуть менее половины респондентов. При этом они руководствуются следующими соображениями. Сразу после установки резина еще какое-то время восстанавливает форму после сезонного хранения. Вибрации от дисбаланса, которые на ходу незаметны во всем диапазоне скоростей, не будут вредными ни для подшипников, ни для остальных элементов подвески и рулевого управления. Во всяком случае, вред будет мал по сравнению с прочими воздействиями от наших, порой очень сильно разбитых дорог.
После перестановки колес следует поездить несколько дней во всем диапазоне скоростей, который присущ вашей манере вождения, — и если не ощущаются вибрации, балансировкой можно пренебречь.
При возникновении ощутимых вибраций — прямой путь на балансировку.
По второму способу балансировка проводится практически всегда, а вот любители не менять резину и балансировкой обычно не озадачиваются.
Шипы или не шипы?
Хакапелитта 8, Хакапелитта R2 и Нордмен 5
Слева направо: Nokian Hakkapeliitta 8 — одни из самых лучших шипованных шин; Nokian Hakkapeliitta R2 — пример качественных фрикционных шин; Nokian Nordman 5 — шина более бюджетной линейки известного бренда.
Слева направо: Nokian Hakkapeliitta 8 — одни из самых лучших шипованных шин; Nokian Hakkapeliitta R2 — пример качественных фрикционных шин; Nokian Nordman 5 — шина более бюджетной линейки известного бренда.
Предположим, вы ответственный автомобилист и собираетесь приобрести зимние шины. Какие брать?
Нешипованные или фрикционные шины — их еще называют липучками, могут в некоторых условиях тормозить на льду лучше шипованных.
В чем же причина?
Зависимость тормозного пути автомобиля на льду с разными типами шин от температуры
По мнению специалистов компаний, производящих шины, температура приблизительно одинаковой эффективности на льду липучек и шипованных покрышек —15°C. Если теплее, на льду более эффективны шипы, холоднее — липучки. Но не забывайте, это справедливо только для голого льда. Хотя, как говорят в народе, за зиму достаточно один раз попасть на голый лед, и все преимущества нешумной и комфортабельной липучки полетят под хвост… тормозящему впереди автомобилю.
При выборе шин следует учесть климат вашего региона. Если зимы суровы и снежны, то лучше себя покажут липучки. А если зимы в ваших краях мягкие и теплые, температура часто переходит через ноль, то лучше шипованной резины ничего не придумано.
Как хранить?
способы хранения шин
А — способы хранения шин; Б — способы хранения колес в сборе.
А — способы хранения шин; Б — способы хранения колес в сборе.
Ну и крайний вопрос, возникающий при перестановке шин. Где хранить летние?
Вариантов несколько. Наилучший способ хранения — это свой гараж или сарай на даче. Покрышки на дисках можно сложить стопкой в уголке. Внутреннее давление не позволит шинам деформироваться. Шины без дисков следует хранить только вертикально. Если сложить их стопкой, то нижние получат необратимую деформацию, из-за чего их невозможно будет установить на диски.
Сейчас в крупных городах часто встречается услуга по сезонному хранению шин. Если не воспользоваться ею, то последним вариантом является пристроить колеса на балконе, укрыв их от солнечного света.
Подобрать и приобрести шины для своего автомобиля можно в шинном селекторе на нашем сайте.Сезонная смена шин: все, что нужно знать автовладельцам
Когда-то иметь к зиме хотя бы один комплект нелысой резины считалось за счастье.
Между тем применение покрышек собираются строго регламентировать. Осталось только определиться, каким способом можно обеспечить свою безопасность.Сезонная смена шин: все, что нужно знать автовладельцам
Фото: «За рулем», фирмы-производители
Сезонная смена шин: все, что нужно знать автовладельцам
Когда-то иметь к зиме хотя бы один комплект нелысой резины считалось за счастье. Между тем применение покрышек собираются строго регламентировать. Осталось только определиться, каким способом можно обеспечить свою безопасность.
Наше новое видео
Упрощенный УАЗ Патриот — нет АБС и подушек, китайская коробка
В России появилась новая марка — тестируем ее первый кроссовер
Новый российский внедорожник: он всем нам очень нужен!
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем на Яндекс.
Дзен
Новости smi2.ru
Меняем зиму на лето — Блог — Полезная информация — Автомобили с пробегом
11.04.2022
Любому автомобилисту известно, что при смене сезона от холодного к теплому и наоборот необходимо подготовить свое авто. И, пожалуй, самое главное в этом вопросе – это смена резины. Именно о том, как правильно перейти от зимы к лету, мы и поговорим далее.
Чем отличается зимняя резина от летней?
Почему стоит менять зимнюю резину на летнюю?
Если учитывать, что сегодня существует масса всесезонных моделей, которые универсальны и подходят под любые погодные условия этот вопрос особенно актуален.
Ответ прост: свойства летних и зимних покрышек диаметрально противоположные. К примеру, зимние шины производится из мягких видов резины, что делает конечное изделие более податливым, увеличивая пятно контакта с дорогой и тем самым улучшая сцепление с покрытием (это делает автомобиль более устойчивым в условиях низких температур).
Летняя резина, наоборот, более жесткая. Соответственно, она сохраняет свои характеристики даже при высоких температурах, надежно удерживая автомобиль на дороге.Если использовать шины не по сезону, то возрастает риск наступления ДТП. Все потому, что летняя резина на зимней дороге «твердеет» и не держит авто, а зимняя резина на летней трассе, наоборот, плывет, ухудшая проходимость авто.
Всесезонные модели шин выполняют свои функции тоже при определенных условиях, но российские климатические широты существенно ограничивают их использование в силу высоких перепадов температур. При этом, значительно увеличивается износ покрышек.
По каким критериям выбирать летние шины?
Итак, мы с вами определились, что менять шины и колесные диски с зимы на лето – это обязательная процедура для каждого автомобилиста. И здесь мы снова сталкиваемся с проблемой: как из всего разнообразия моделей и производителей выбрать ту резину, которая будет оптимальнее всего?В решении этой задачи вы можете либо положиться на опыт и знания консультантов, которые есть в каждом салоне по продаже шин и колесных дисков, либо самостоятельно выбрать подходящую резину, ориентируясь на ее ключевые характеристики.
Так, в поиске подходящей смены обратите внимание на такие параметры, как:• Рисунок протектора. От этого зависит устойчивость авто на дороге, его скоростные качества, а также износостойкость самой шины. Протектор бывает с симметричным, несимметричным и направленным рисунком.
• Качество сцепления с сухой и мокрой поверхностью. Этот параметр определяет, насколько эффективно машина будет тормозить на сухой или влажной твердой поверхности.
• Противодействие аквапланированию. То есть уровень сцепления покрышки с мокрым дорожным покрытием.
• Уровень управляемости. Этот параметр влияет на то, насколько точно резина удерживает выбранную траекторию движения, подобное свойство играет одну из важных ролей при скоростной езде.
• Характеристики износоустойчивости. У каждой шины есть определенный километраж пробега, после прохождения которого часть ее свойств может утрачиваться.
• Сопротивление качению. В маркировке резины обозначает, что покрышка способствует более экономичному расходу топлива.

• Уровень нагрузки max. Показывает, какую максимальную нагрузку может нести одна шина.
• Индекс скорости max. Указывает на скоростные ограничения, при соблюдении которых покрышка может безопасно эксплуатироваться.
Покрышки бюджетных или люксовых моделей?
Ежесезонно модельные ряды ведущих производителей резины пополняются новинками. Уследить за ними практически невозможно, однако одно известно точно: чем свежее новинка, тем лучше, поскольку ее характеристики по отношению к предыдущим поколениям шин могут существенно отличаться.Другой вопрос заключается в том, что стоимость между изделиями разных производителей может значительно расходиться. Однако это не означает, что качество подобных продуктов диаметрально разное.
Например, к числу топовых производителей относятся такие марки, как Bridgestone, Continental, Michelin, Nokian и GoodYear. Бюджетными считаются модели под брендами Yokohama, Toyo, Pirelli, Kumho, Dunlop, Kleber и нескольких других марок.
А вот к бюджетным относятся в основном изделия китайских производителей, таких как Triangle.Какая марка из них лучше или хуже – решать исключительно вам. К тому же, большое значение имеют условия эксплуатации, стиль вождения и тип самого автомобиля (седан, внедорожник, универсал, хэтчбек). Соответственно, к покупке летней резины стоит подходить индивидуально.
Поделиться
Когда и в какой стране нужно менять шины? • CampRest.com
Опубликовано: 29.12.2013
Автор: marcin
Категория: Советы
Польские депутаты готовят законопроект, обязывающий водителей ездить зимой на правильных шинах. Пока это дело добровольное. Но выезжая за границу, мы должны проверить, какие правила действуют в данной стране.
Если мы будем ездить только по польским дорогам, то пока решение за нами — водителями. Действующие правила требуют, чтобы шины — летние, зимние или всесезонные — имели толщину протектора не менее 1,6 мм.
Однако в зимних условиях этого явно недостаточно. Специалисты рекомендуют использовать шины с протектором мин. 3,5 мм.
Стоит ли менять шины?
Лучше всего менять летнюю и зимнюю резину, когда температура наружного воздуха в течение дня начинает оставаться ниже 7 градусов Цельсия. Зимние шины изготовлены из смеси, которая достигает соответствующей степени твердости при низких температурах. Ездить на этих шинах при высокой температуре может быть опасно. Особенно поздней весной и летом на зимних шинах это значительно удлинит тормозной путь и вызовет потерю контроля над автомобилем в аварийных ситуациях. Согласно исследованиям, проведенным Continental, тормозной путь летом на зимних шинах может быть увеличен до шести метров!
То же самое будет, если зимой использовать летнюю резину. На скользкой дороге торможение может стать не только мучением для водителя, но и угрозой для других участников движения.
Всесезонные шины могут быть компромиссом, так как они внешне похожи на зимние шины, но их протектор немного мельче.
Зимой универсальные шины можно рекомендовать в основном водителям, которые ездят по расчищенным от снега улицам города. Такие шины почти никогда не будут так же хороши, как зимние шины зимой и летние шины летом. Разве что сравнивать фирменные всесезонные шины с самой дешевой продукцией «Made in China».
Также следует помнить, что у шин есть срок службы, который зависит не только от пробега. Поэтому следует не только проверять глубину протектора, но и менять шины не реже одного раза в 6 лет.
Зимние шины уже являются обязательными в некоторых странах. Они абсолютно необходимы в Швеции, Финляндии, Эстонии, а также в Литве, Латвии и Словении . В большинстве этих стран они обязательны с 1 декабря до последнего дня февраля или 1 марта (в Швеции до конца марта). Исключение составляет Словения, где ездить на зимней резине приходится с 15 ноября по 15 марта, и Литва — с 10 ноября по 1 апреля.
В большинстве европейских стран требование иметь зимние шины зависит от текущих погодных условий.
Зимние шины являются обязательными в Австрии, Хорватии, Чехии, Люксембурге, Македонии, Германии, Норвегии, Румынии, Словакии и Швейцарии, когда того требует погода. Местные правила могут требовать использования зимних шин также во Франции, Испании и Италии. Информацию о том, что в данной местности требуются зимние шины или цепи, можно найти на дорожных знаках.
Страны, в которых зимние шины не обязательны, включают Бельгию, Болгарию, Кипр, Данию, Грецию, Нидерланды, Ирландию, Португалию, Мальту, Венгрию и Великобританию. Это требование также не действует в Исландии, но имейте в виду, что водитель должен использовать цепи, если дорога покрыта льдом или снегом.
Понравилось читать эту статью? Поделись!
Вы меняете шины на зимние? В некоторых странах это обязанность
На заснеженной дороге сохраняют контроль над автомобилем, а при минусовых температурах сохраняют свои свойства и не слишком быстро изнашиваются — именно поэтому стоит менять летнюю резину на зимнюю те что осенью.
Зимние шины отличаются от летних двумя существенными особенностями: 1. Они изготовлены из более мягкого материала; 2. На поверхности, которая соприкасается с дорогой, она пористая и достаточно густо переплетена с более глубокими канавками, которые специалисты используют для определения агрессивного характера протектора. И такой тип протектора делает машину (конечно) громче, но и, благодаря ему, машина лучше держится на заснеженной дороге. Поэтому подъем в гору не является большой проблемой, и водитель может, если не преувеличивать со скоростью и не натыкаться на экстремальный гололед, останавливать машину где хочет и когда хочет.
Не рассчитывайте на легкую зиму
Как и с летними шинами, не работающими в зимних условиях, такая же ситуация примерно наблюдается с зимними шинами в более теплую погоду. Они теряют свою прочность и быстрее идут в более теплых условиях, т.е. когда температура достигает хотя бы нескольких градусов Цельсия выше нуля.
Это влечет за собой дополнительные обязательства и расходы для водителей.
Ведь приходится покупать два комплекта резины или два комплекта колес, а весной и осенью ехать в сервисный центр. Вот почему многие люди откладывают обязательство по замене шин до тех пор, пока дорожные условия не станут крайне тяжелыми. Иногда они также рассчитывают на то, что при наличии мягких погодных условий смогут пользоваться летней резиной всю зиму.
«Однако эксперты утверждают, что это только ложное представление о том, как сэкономить время и деньги. Даже не нужно приводить сильнейшие аргументы по поводу несчастных случаев. Достаточно сказать, что попеременное использование двух комплектов шин продлевает срок их службы. Это удлиняется еще больше, когда они используются по назначению, то есть когда мы используем специальные шины как для лета, так и для зимы. Мы не только повышаем собственную безопасность и комфорт других участников дорожного движения, но и заботимся о том, чтобы наши шины служили дольше», — объясняет инструктор по вождению с почти 30-летним стажем в профессии.
Все больше людей меняют шины
«Поляки поняли, что стоит менять шины два раза в год. Количество клиентов растет уже несколько лет, несмотря на то, что поблизости начал работать конкурент», — признается Роберт Пшигродски, владелец шиномонтажного центра в Зелена-Гуре. «Однако я ожидаю, что ближайшие месяцы могут в конечном итоге сломать растущую тенденцию. Но не потому, что люди перестанут менять шины. Речь идет о повышении тарифов по страхованию гражданской ответственности. Я вижу, что семьи, у которых до сих пор было 2-3 машины, начинают отказываться от них в пользу одной, в том числе из соображений экономии семейного бюджета», — добавляет он.
Можно ли выделить периоды, в течение которых мы не забываем менять шины? «Всего пять лет назад большинство клиентов ждали как можно дольше, а потом, когда условия вдруг резко ухудшились, почти все начали это делать по так называемому «последнему свистку». Со временем люди узнали, что можно планировать заранее, чтобы избежать очередей.
Тем не менее можно выделить два основных периода. Первый бум происходит за одну-две недели до 1 ноября. Люди, участвующие в Дне Всех Святых, хотят иметь зимнюю резину. Второй бум происходит, когда выпадает первый снег. Белый вид из окна всегда действует на наше воображение и приносит нам клиентов. Потом повышенный трафик в мастерской обычно длится до Рождества», — говорит владелец шиномонтажного центра.
А весна? Как обстоят дела с шинным бизнесом? «Она очень отличается от осени. Это приятнее для клиентов и сервисных специалистов, потому что период, в течение которого мы можем поменять шины с зимних на летние, длится намного дольше, и поэтому очереди редко бывают. Бывает даже в июле, когда люди, которые хотят поехать в отпуск, вдруг вспоминают, что у них есть зимние шины», — говорит Роберт Пшигродски.
Польские соседи без дилемм
Если в Польше автовладельцы решают вопрос регулировки шин в зависимости от сезона, то во многих европейских странах весь вопрос прописан в правилах дорожного движения.
Известные своей любовью к правилам и порядку, немцы не сталкиваются с дилеммой меняться или нет или когда это делать. По договору о штрафе в размере 100 евро в зимнее время нужно ездить на машине, адаптированной к зимним условиям. Среди требований не только шины с маркировкой M+S или символом снежинки, но и зимний омыватель стекол.
У южных соседей Польши — в Чехии — зимние шины обязательны на национальных дорогах с 1 ноября по 31 марта, в Словакии с 15 ноября по 15 марта.
Подходит для любых погодных условий
В Австрии решающим фактором являются погодные условия – если они неблагоприятны, легковые автомобили должны быть оборудованы зимними шинами до 1 ноября и не могут быть сняты до 15 апреля.
Дорожные знаки регламентируют использование определенных шин в различных странах Европы и их горных районах. Например, в Швейцарии, стране горнолыжного спорта, где нет обязанности использовать зимние шины, водитель может быть оштрафован за препятствие движению, не приспособив автомобиль к дорожным условиям.
Норвегия, часто захваченная снегом и морозом в северных регионах, предъявляет абсолютно жесткие требования к автомобилям тяжелее 3,5 тонн. Напротив, владельцы легковых автомобилей несут общую обязанность обеспечивать сцепление транспортного средства с дорожным покрытием. Иногда зимней резины не хватает. Без шипов или цепочек не обойтись. В другой скандинавской стране, Швеции, легковые автомобили комплектуются зимними дисками или шинами на период с 1 декабря по 31 марта. Зимний сезон в Финляндии немного короче — с 1 декабря по 1 марта.
Не только поляки. Движение к официальным правилам впереди
Правила дорожного движения в Польше, а также в Великобритании, Дании, Нидерландах, Бельгии, Ирландии и др. — не требуют от водителей использования зимних шин. Тем не менее, дискуссии и движения по введению таких правил в Польше продолжаются уже как минимум несколько лет, и Парламентский орган по безопасности дорожного движения рекомендовал, чтобы вождение на зимних шинах было обязательным с 1 ноября по 31 марта.
Этот вопрос кажется весьма актуальным, когда на заснеженной улице образовалась пробка из-за того, что водитель все еще использует летнюю резину.
Страховые компании оказывают дополнительное давление на автовладельцев, отказывая или существенно ограничивая размер возмещения по полису страхования от несчастных случаев и угона в ситуациях, когда водитель не отрегулировал шины к дорожным условиям, например, когда автовладелец едет по снегу на летняя резина.
Всесезонные шины Happy medium
Для водителей, которые по разным причинам не хотят менять шины два раза в год, производители придумали то, что должно было стать золотой серединой. Всесезонные шины, также известные как всесезонные, должны хорошо держаться на сухих и мокрых дорогах летом и справляться со снегом зимой. Покупателям мультисезонных шин не нужно заботиться о покупке двух комплектов шин или дисков, хранении одного из комплектов или планировании их замены два раза в год.
Из тестов, представленных отраслевыми автомобильными порталами, видно, что зимой многосезонные шины проигрывают аналогичным зимним шинам, а летом также проигрывают летним.
В обоих случаях это кажущиеся незначительными неудачи. Однако разница составляет, например, 2 метра тормозного пути, которые иногда могут решить, произойдет ли авария или нет, поэтому ее стоит учитывать при принятии решения о покупке шин и соблюдать особую осторожность на дорогах.
Популярные в транспортном секторе шины для восстановления протектора
Когда польские водители начали понимать ценность зимних шин, вторичный рынок и бывшие в употреблении шины были очень популярны, особенно из Скандинавии или Германии.
«Сегодня мои клиенты стали реже покупать б/у шины. Это происходит, например, потому, что новые шины, особенно больших размеров, стали дешевле, чем несколько лет назад», — объясняет владелец сервиса по замене шин. «Среди клиентов, меняющих использованные шины на новые, почти 90% из них решают покупать шины с нижних и средних ценовых полок, в то время как лишь немногие тянутся к так называемым «шинам премиум-класса», — добавляет он. изношенный новый внешний вид и характеристики шины
«Некоторые из моих клиентов сказали, что они могли купить новые шины на немецких заправочных станциях дешевле, чем в Польше.
Они даже не знали, что купили переработанные шины. В В Польше несколько компаний до сих пор занимаются восстановлением и продажей шин для легковых автомобилей, в гораздо большем масштабе такие услуги оказываются для грузовых автомобилей и их полуприцепов», — говорит владелец шиномонтажного центра в Зелёна-Гура9.0003
«Как следует из отчета Ernst&Young «Социально-экономические последствия восстановления грузовых шин в Европе», срок службы недорогих импортных грузовых шин составляет ок. 120 тыс. км, в то время как более дорогие шины европейского производства можно восстанавливать дважды, что продлевает срок их эксплуатации примерно до 1 года. 660к км. В результате стоимость импортных шин из низкого сегмента может быть намного выше за километр, чем стоимость покупки, использования и последующего восстановления шин из более высокого ценового сегмента», — отмечает Бартош Грейнер, аналитик Conotoxia.
Температура говорит больше, чем календарь
Если вы хотите заменить шины осенью и весной и сомневаетесь, когда это сделать, и если есть серьезные сроки, специалисты говорят вам, что погода, а не календарь, является лучшим показателем.
Сервис Testyopon.pl утверждает, что граница составляет 7 градусов по Цельсию. Так что когда осенние температуры падают, пора переходить на зимние шины. Весной стоит учитывать изменчивость погоды (кратковременный возврат зимних погодных условий) и общее правило такое же. Это означает, что когда температура наружного воздуха перестанет опускаться ниже 7 градусов Цельсия, автомобили должны быть оснащены летней резиной. До тех пор, пока в Польских правилах дорожного движения не появятся правила, обязывающие автовладельцев заменять шины в указанные сроки, стоит помнить и применять правило 7 степеней.
Огромные масштабы производства и сильно растущий импорт из Китая
«Спрос на новые шины постоянно растет. Производство в Европейском Союзе выросло в период с 2009 по 2016 год примерно на 38%, по данным ETRMA, однако в последние годы темпы роста производства стабилизировались на уровне чуть ниже 2%. В ЕС в 2016 году производство составило 4,94 млн тонн по сравнению с 5,1 млн тонн в 2007 году, до финансового кризиса», — говорит Бартош Грейнер, аналитик Conotoxia.
