20Июл

Новая иномарка за 500 тысяч рублей: Новые автомобили от 380 000 до 500 000 рублей — журнал За рулем

Nissan покидает Россию, продавая активы за 1 доллар

Спустя более семи месяцев войны на Украине иностранные компании все еще покидают Россию.

Более 1000 компаний приняли решение свернуть деятельность в России и покинуть страну после получившего широкое осуждение вторжения в Украину 24 февраля. Во вторник японский автопроизводитель Nissan стал последним, кто покинул страну, объявив о продаже всех своих оставшихся российских активов за весьма церемониальную плату.

«От имени Nissan я благодарю наших российских коллег за их вклад в бизнес на протяжении многих лет. Хотя мы не можем продолжать работать на рынке, мы нашли наилучшее решение для поддержки наших сотрудников», — заявил президент и главный исполнительный директор Nissan Макото Учида.

Nissan продаст свои российские активы государственному Центральному научно-исследовательскому автомобильному и двигателестроительному институту, также известному как НАМИ, за символическую плату в один евро (0,97 доллара США), сообщает Reuters.

Выезд из страны стоит дорого, так как Nissan теряет в цене около 100 миллиардов японских иен, согласно заявлению компании, или около 686 миллионов долларов. Но у компании все еще будет шанс возместить свои убытки, поскольку пункт позволяет автопроизводителю выкупить свои активы в течение следующих шести лет.

Nissan не сразу ответил на запрос Fortune о комментариях.

Закрытие

Уходя из России, Nissan оставляет некоторые ценные активы, в том числе производственное предприятие в Санкт-Петербурге и торговый центр в Москве. Но, несмотря на их ценность, эти свойства, вероятно, были бременем для японского автопроизводителя в течение нескольких месяцев.

В марте прошлого года Nissan временно приостановил производство на своем заводе в России из-за трудностей с получением запчастей из-за пределов страны. Всего в Nissan в России работало более 2000 сотрудников, а в 2021 году завод в Санкт-Петербурге произвел 45 040 автомобилей, сообщал тогда Automotive News Europe .

Пауза должна была продлиться всего три недели, но была продлена в начале апреля, так как компания продолжала сталкиваться с логистическими трудностями. С тех пор завод простаивал, пауза была продлена в последний раз в сентябре, прежде чем была завершена продажа НАМИ.

В заявлении Nissan говорится, что NAMI позаботится о «будущих проектах пассажирских автомобилей». Компания также объявила, что все ее сотрудники, оставшиеся в России, продолжат получать пособия по защите сотрудников в течение следующих 12 месяцев.

Массовый исход

В то время как операции в стране были приостановлены с марта, официальный выход Nissan из России происходит через несколько месяцев после того, как другие автомобильные компании решили покинуть компанию.

Французский автопроизводитель Renault еще в мае подписал с российскими властями соглашение о продаже НАМИ своих активов в стране с опционом на выкуп своей доли в течение следующих шести лет. Renault не раскрыла, за сколько продала свои российские активы, хотя New York Times сообщила, что комиссия составляет всего один российский рубль.

Некоторые автопроизводители, такие как Nissan, приостановили производство на несколько месяцев, но в конце концов решили закрыть производство из-за постоянных трудностей с получением запчастей. Японская компания Toyota также приостановила производство в России еще в марте, но объявила о прекращении деятельности в стране только в прошлом месяце.

Многие компании действовали быстро, покинув страну в течение месяца или двух после вторжения, в том числе немецкий производитель спортивной одежды Adidas и производитель продуктов питания Oetker.

Но некоторым потребовалось больше времени, чтобы учесть будущее большой рабочей силы, все еще находящейся в России. Сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s в марте закрыла более 800 ресторанов в России после того, как в сети и от инвесторов раскритиковали ее за то, что она не уехала из страны раньше. В конце концов компания покинула Россию в мае, когда продала все свои активы российскому покупателю. Генеральный директор McDonald’s Крис Кемпчински позже сказал Fortune , что решение было деликатным, учитывая будущее 62 000 российских сотрудников компании.

Подпишитесь на рассылку Fortune Features , чтобы не пропустить наши самые важные новости, эксклюзивные интервью и расследования.

Renault соглашается продать свою долю в российском автопроизводителе

Бизнес|Renault договаривается о выходе из России.

https://www.nytimes.com/2022/05/16/business/renault-russia-avtovaz.html

Реклама

Читать основной сюжет

Французская компания продаст свою долю в крупнейшем автопроизводителе России за один рубль с возможностью возврата в течение шести лет.

Дилерский центр Renault в Санкт-Петербурге, Россия. Генеральный директор компании назвал ее уход из России «трудным, но необходимым решением». Фото… Reuters

ПАРИЖ — В понедельник французский автопроизводитель Renault объявил, что покидает Россию в рамках сделки. провела переговоры с российским правительством, которые позволили бы Renault возобновить деятельность в стране в будущем.

В соответствии с соглашением, Renault продаст свою 68-процентную долю в АвтоВАЗе, крупнейшем автопроизводителе России, московскому автомобильному научно-исследовательскому институту, известному как НАМИ. Цену Renault не разглашает, но человек, осведомленный в ситуации, который на условиях анонимности рассказал о деталях, не обнародованных, сообщил, что автопроизводителю была выплачена символическая сумма в 1 рубль.

НАМИ продолжит управлять двумя разросшимися автомобильными заводами АвтоВАЗа и платить своим работникам. Затем Renault может выкупить долю в течение шести лет, говорится в сообщении Renault, объявляющем о сделке.

«Сегодня мы приняли трудное, но необходимое решение и делаем ответственный выбор в отношении наших 45 000 сотрудников в России», — заявил исполнительный директор французского автопроизводителя Лука де Мео.

Renault не сразу сообщила, сколько получит за пакет. Компания заявила, что в первой половине года понесет финансовый ущерб в размере 2,2 млрд евро (2,3 млрд долларов США) из-за продажи, и резко понизила свои финансовые прогнозы на 2022 год9.

0003

Сделка России с Renault дает представление о том, как Кремль пытается создать возможности для западных компаний, чтобы они могли вернуться к ведению бизнеса там, когда осядет пыль после жестокого вторжения президента Владимира Путина в Украину.

Западные фирмы столкнулись с огромным давлением, требующим уйти из России, и сотни из них приостановили свою деятельность или вышли из предприятий с российскими партнерами, оказывая давление на российскую экономику. В понедельник McDonald’s заявил, что продаст свой бизнес в России местному покупателю.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров ранее заявлял, что АвтоВАЗ, производитель самой продаваемой машины России Lada, вероятно, будет передан в НАМИ на попечение «с возможностью выкупа, если наши коллеги решат вернуться.»

Рабочие на конвейере завода «Лада» в Ижевске, Россия. Партнерство Renault с АвтоВАЗом, производителем Lada, в конечном итоге сделало Renault крупнейшим автопроизводителем России. Фото.. . Глеб Столяров / Reuters

Кремль с самого начала войны утверждал, что западные компании уходят из России в первую очередь из-за политических и социальных давление, а не экономическое обоснование.

Но в то время как г-н Путин угрожает национализировать уходящие западные компании, правительство также использует другие механизмы, такие как тот, о котором договорились с Renault, которые могут побудить компании в конечном итоге вернуться.

Россия является вторым по величине рынком для Renault для автомобилей после Франции, что составляет около 10 процентов мировых продаж. В 2008 году Карлос Гон, в то время исполнительный директор Renault, согласился сотрудничать с АвтоВАЗом с прямого благословения г-на Путина, который хотел, чтобы иностранный партнер помог улучшить качество, и считал г-на Гона человеком, который может выполнить работу. .

Партнерство Renault с АвтоВАЗом увеличило в то время солидную зарплату г-на Гона, что привлекло внимание некоторых акционеров Renault. Тем не менее, сделка в конечном итоге сделала Renault крупнейшим автопроизводителем в России, ежегодно сбрасывающим со своих сборочных конвейеров 500 000 автомобилей Lada и Renault для все более состоятельных российских потребителей.

Однако в марте Renault объявила о прекращении работы завода в Москве и пересмотре своего партнерства с АвтоВАЗом после того, как западные санкции заблокировали импорт компьютерных чипов и других деталей, необходимых для автомобилей. Объявление было сделано через несколько часов после того, как президент Украины Владимир Зеленский, обращаясь к сенату Франции, призвал Renault и другие французские транснациональные корпорации покинуть Россию.

Первоначально Renault пыталась сохранить работу своих заводов в России, даже когда Россия нависла над Украиной, ссылаясь на необходимость продолжать производство для местного рынка. На встречах за закрытыми дверями в начале конфликта французские правительственные чиновники призвали высшее руководство избегать принятия поспешных решений об уходе.

Французское государство владеет 15 процентами акций Renault и занимает место в совете директоров. Президент Эммануэль Макрон заявил на пресс-конференции в марте, что французские компании должны иметь «свободу решать для себя», оставаться ли им в России.

Автосалон Lada в Тольятти, Россия. Lada — самый продаваемый автомобиль в стране. Фото… Юрий Кадобнов/Agence France-Presse — Getty Images

Renault, как и другие западные фирмы, также должна была продолжать платить своим сотрудникам — особенно после того, как Москва заявила, что накажет иностранные фирмы, которые остановили платные рабочие.

Но западные ограничения на поставку запчастей в Россию вскоре сделали невозможным продолжение работы двух заводов.

Западные санкции, направленные против российских олигархов, близких к Путину, также нанесли ущерб.

Партнером Renault в АвтоВАЗе является корпорация «Ростехнологии», известная как «Ростех», которая владеет 32-процентной долей в предприятии через голландскую холдинговую компанию. Ростехом руководит Сергей Чемезов, который попал под западные санкции после вторжения России. Сообщается, что г-н Чемезов является бывшим агентом КГБ, который работал с г-ном Путиным в Восточной Германии до распада Советского Союза.

Г-н Чемезов, который был ключевым собеседником г-на Гона по сделке 2008 года между Renault и АвтоВАЗом, энергично защищал войну России в Украине как «необходимую». Помимо прочего, Ростех также производит российские автоматы Калашникова, а также боеприпасы, военную технику и авиационные двигатели.

Поскольку российская экономика переживает резкий экономический спад из-за действия международных санкций, Москва, похоже, стремится приглушить боль. По договоренности завод Renault в Москве продолжит производство автомобилей. Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в понедельник в своем блоге, что город перейдет во владение завода, который будет выпускать легковые автомобили под маркой «Москвич», чтобы тысячи сотрудников «не остались без работы».

Renault считает возможность выкупа своей доли в АвтоВАЗе важной частью любой сделки, по словам человека, знакомого с ситуацией.