Что такое лямбда зонд в машине и как его проверить
В современных автомобилях используются специальные устройства, которые позволяют транспортному средству соответствовать экологическим нормам. Среди таких устройств – датчик лямбда-зонд.
Рассмотрим, зачем он нужен в машине, где он расположен, как определить его неисправность, а также как его заменить.
Что такое лямбда зонд?
Греческая «лямбда» в машиностроительной промышленности используется для обозначения коэффициента. В данном случае это концентрация кислорода в отработанных газах. Если быть точнее, то это коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси.
Для определения этого параметра используется специальный зонд, который оценивает состояние продуктов сгорания топлива. Этот элемент используется в автомобилях с электронной подачей топлива. Также он устанавливается в машинах, выхлопная система которых оснащена катализатором.
Для чего нужен лямбда зонд?
Датчик используется для более эффективной подачи воздушно-топливной смеси. Его работа влияет на исправность катализатора, который нейтрализует в выхлопных газах вредные для окружающей среды вещества. Он замеряет концентрацию кислорода в выхлопе и корректирует работу топливной системы.
Для эффективности работы мотора воздушно-топливная смесь должна подаваться в цилиндры в правильной пропорции. Если кислорода будет недостаточно, то смесь будет переобогащенная. В результате свечи в бензиновом моторе может залить, а процесс горения не будет высвобождать достаточное количество энергии для вращения коленвала. Также недостаток кислорода приведет к частичному сгоранию топлива. В результате этого в выхлопе образуется не углекислый, а угарный газ.
С другой стороны, если воздуха в воздушно-топливной смеси будет больше, чем необходимо, то она будет обедненной. В результате чего – снижение мощности двигателя, превышение температурных норм для деталей цилиндропоршневого механизма. Из-за этого некоторые элементы быстрее изнашиваются. Если кислорода в выхлопе много, то в катализаторе не произойдет нейтрализация газа NOx. Это тоже ведет к загрязнению окружающей среды.
Так как образование ядовитых газов невозможно заметить визуально, требуется специальный датчик, который контролировал бы даже незначительные изменения в выхлопе двигателя.
Особенно полезным данная деталь оказывается в условиях увеличенного дымообразования (когда мотор испытывает серьезные нагрузки). Это помогает сохранить катализатор от загрязнения, а также немного сэкономить топливо.
Конструкция лямбда-зонда
Датчик зоны катализатора состоит из таких элементов:
- Корпус из металла. На нем сделана резьба с гранями под ключ, чтобы легче было его установить или снять.
- Уплотнительное кольцо, предотвращающее выброс выхлопных газов через микро щель.
- Теплосъемник.
- Керамический изолятор.
- Электроды, к которым подсоединяется проводка.
- Уплотнитель проводки.
- Нагревательный элемент (в модификациях с подогревом).
- Корпус. В нем сделано отверстие, через которое в полость поступает чистый воздух.
- Спираль подогрева.
- Диэлектрический наконечник. Изготавливается из керамики.
- Защитная металлическая трубка с перфорацией.
Основным элементом конструкции является керамический наконечник. Он изготавливается из оксида циркония. На нем нанесено покрытие из платины. Когда наконечник нагревается (температура 350-400 градусов), он становится проводником, и напряжение передается с его наружной части на внутреннюю.
Принцип работы лямбда зонда
Чтобы понять, в чем могут быть неисправности лямбда зонда, необходимо понимать принцип его работы. Когда автомобиль находится на производственном конвейере, все его системы настраиваются так, чтобы они работали идеально. Однако со временем детали мотора изнашиваются, в электронном блоке управления могут возникать незначительные ошибки, которые могут влиять на функции разных систем, в том числе и топливной.
Прибор является элементом системы так называемой «обратной связи». ЭБУ рассчитывает, сколько топлива и воздуха подать во впускной коллектор, чтобы в цилиндре смесь качественно сгорала, и высвобождалось достаточно энергии. Так как мотор постепенно изнашивается, со временем стандартных настроек электроники недостаточно – их нужно подкорректировать в соответствии с состоянием силового агрегата.
Эту функцию выполняет зонд лямбда. В случае обогащенной смеси он подает на блок управления напряжение, соответствующее показателю -1. Если смесь обедненная, то этот показатель будет +1. Благодаря такой корректировке ЭБУ подстраивает систему впрыска под изменившиеся параметры двигателя.
Устройство работает по следующему принципу. Внутренняя часть керамического наконечника контактирует с чистым воздухом, наружная (находится внутри выхлопной трубы) – с отработанным газами (через перфорацию защитного экрана), передвигающимися по выхлопной системе. Когда он нагревается, ионы кислорода беспрепятственно проникают с внутренней поверхности на наружную.
В полости датчика кислорода больше, чем в трубе выхлопной системы. Разница в этих параметрах создает соответствующее напряжение, которое по проводам передается на ЭБУ. В зависимости от изменения параметров блок управления корректирует подачу топлива или воздуха в цилиндры.
Где устанавливают лямбда-зонд?
Датчик не зря назван зондом, так как он устанавливается внутрь выхлопной системы, и фиксирует показатели, которые невозможно проанализировать при разгерметизации системы. Для большей эффективности в современных автомобилях устанавливается два датчика. Один вкручивается в трубу перед катализатором, а второй – за нейтрализатором.
Если зонд не оснащен подогревом, тогда он устанавливается максимально близко к мотору, чтобы быстрей нагревался. Если в машине установлено два датчика, то они позволяют корректировать топливную систему, а также анализировать эффективность каталитического анализатора.
Виды и конструктивные особенности
Существует две категории датчиков лямбда-зонд:
- Без подогрева;
- С подогревом.
Первая категория относится к более старым разновидностям. Для их активации требуется время. Полый сердечник должен нагреться до рабочей температуры, когда диэлектрик станет проводником. Пока он не нагреется до 350-400 градусов, он не будет работать. В этот момент воздушно-топливная смесь не корректируется, от чего в катализатор может попадать несгоревшее топливо. Это постепенно сокращает рабочий ресурс устройства.
По этой причине все современные автомобили оснащаются модификациями с подогревом. Также все датчики классифицируют по трем разновидностям:
- Двухточечные без подогрева;
- Двухточечные с подогревом;
- Широкополосные.
Модификации без подогрева мы уже рассмотрели. Они могут быть с одним проводом (сигнал подается сразу на ЭБУ) или с двумя (второй отвечает за заземление корпуса). Стоит уделить немного внимания двум другим категориям, так как они имеют более сложное строение.
Двухточечные с подогревом
В двухточечных модификациях с подогревом будет три или четыре провода. В первом случае это будет плюс и минус для нагрева спирали, а третий (черный) – сигнальный. Второй тип датчиков имеет такую же схему, за исключением четвертого провода. Это заземляющий элемент.
Широкополосные
Широкополосные зонды имеют самую сложную из всех схему подключения к системе автомобиля. В нем имеется пять проводов. Каждый производитель использует свою маркировку, чтобы обозначить, какой из них за что отвечает. Чаще всего черный – сигнальный, а серый – заземляющий.
Два других кабеля – питание подогрева. Еще один провод – это сигнальный провод закачки. Этот элемент регулирует концентрацию воздуха в датчике. Закачивание происходит за счет изменения силы тока в данном элементе.
Признаки неисправности лямбда зонда
Самый первый признак неисправного датчика – увеличение расхода топлива (при этом условия эксплуатации машины не меняются). В этом случае будет наблюдаться снижение динамических характеристик. Однако этот параметр не должен быть единственным мерилом.
Вот еще некоторые «симптомы» неисправного зонда:
- Увеличенная концентрация СО. Этот параметр измеряется специальным устройством.
- На приборной панели загорелся сигнал CHECK мотора. Но в этом случае следует обратиться в сервис. Предупреждение может не касаться этого датчика.
Датчик кислорода выходит из строя по следующим причинам:
- Естественный износ.
- На него попал тосол.
- Неправильно чистили корпус.
- Некачественное топливо (большое содержание свинца).
- Перегрелся.
Методы проверки лямбда-зонда
Чтобы проверить исправность лямбда зонда, достаточно мультиметра. Работа выполняется в такой очередности:
- Проводится внешний осмотр. Сажа на его корпусе указывает на то, что он мог сгореть.
- Отключается датчик от электрической цепи, мотор заводится.
- Наконечник необходимо нагреть до рабочей температуры. Для этого нужно держать обороты двигателя в пределах 2-3 тысячи оборотов.
- Контакты мультиметра подсоединяются к проводам датчика. Плюсовой стержень прибора – на сигнальный провод (черного цвета). Минусовый – на массу (серый провод, если его нет, то просто на кузов авто).
- Если датчик исправный, то показатели мультиметра будут колебаться в пределах 0,2-0,8 В. Неисправный лямбда-зонд выдаст показатели от 0,3 до 0,7 В. Если на экране показатель стабилен, то это означает, что датчик не функционирует.
Замена и ремонт лямбда-зонда
Что делать, если датчик вышел из строя? Его необходимо заменить. Он не ремонтируется. Правда, некоторые мастера используют обманки или отключают датчик. Однако такие методы чреваты неисправностями катализатора и снижением эффективности ДВС.
Менять датчик необходимо на аналогичный. Дело в том, что ЭБУ подстраивается под параметры конкретного устройства. Если установить другую модификацию, есть большая вероятность подачи неправильных сигналов. Это может привести к разным неприятным последствиям, включая быстрый выход из строя катализатора.
Замена лямбда-зонда должна производиться на холодном моторе. Покупая новый датчик кислорода, крайне важно убедиться, что был куплен оригинал, а не аналог, подходящий к данному автомобилю. Неисправность сразу не будет заметна, но впоследствии устройство снова перестанет работать.
Процедура установки нового датчика очень проста:
- Отключаются провода со старого зонда.
- Выкручивается неисправный датчик.
- На его место вкручивается новый.
- Надеваются провода в соответствии с маркировкой.
Выполняя замену датчика кислорода, необходимо быть аккуратным, чтобы не сорвать резьбу ни на нем, ни в выхлопной трубе. После замены мотор заводят и проверяют работоспособность устройства (при помощи мультиметра, как это описано выше).
Как видно, от параметров, поступающих с лямбда-зонда на ЭБУ, зависит эффективность двигателя автомобиля. Важность датчика увеличивается, если выхлопная система оснащена каталитическим нейтрализатором.
Вопросы и ответы:
Где стоят лямбда зонды? Датчик вкручивается в выхлопную систему максимально близко к катализатору. В современных машинах используется два лямбда-зонда (один перед катализатором, а другой за ним).
Какую функцию выполняет датчик лямбда зонда? Этот датчик следит за составом выхлопных газов. На основании его сигналов блок управления корректирует состав воздушно-топливной смеси.
Главная » Статьи » Устройство автомобиля » Что такое лямбда зонд в машине и как его проверить
Что такое лямбда-зонд или кислородный датчик
Согласно строгому определению, лямбда-зонд или кислородный датчик – это устройство, оценивающее концентрацию кислорода в отработавших выхлопных газах. Казалось бы, зачем «мозгам» двигателя знать, что вылетает наружу? Очень просто – чтобы приготовить оптимальную топливно-воздушную смесь и снизить токсичность выхлопных газов.
При чем тут лямбда?
Название «лямбда-зонд» не случайно происходит от греческой литеры «лямбда» (λ) – в автомобилестроении она обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси (соотношении топлива и воздуха). Когда ее состав оптимален – а таким принято считать 14,7 кг воздуха к 1 кг топлива – то коэффициент избытка воздуха равен единице, а смесь считается стехиометрической и обеспечивает полное сгорание топлива. В зависимости от коэффициента существует три вида топливно-воздушной смеси – это упомянутая выше оптимальная стехиометрическая, «богатая» с избытком топлива (в данном случае λ < 1) и «бедная» с не оптимально большим содержанием воздуха (λ > 1).
Если датчик увидел наличие свободного кислорода, не вступившего в реакцию, то это означает, что топлива должно быть больше. В противном случае, когда воздуха наоборот мало, требуется сократить подачу горючего.
Двигатели способны работать не только на оптимальной топливно-воздушной смеси, но также на «богатой» или «бедной» – все зависит от целей и задач, к которым относится динамика, экономичность и снижение вредных выбросов. Наименьшее потребление топлива и чистота выхлопа будет при лямбде, равной единице, а на обогащенной смеси двигатель будет развивать оптимальную мощность. Отметим, что заметные отклонения от стехиометрической смеси могут привести к поломкам как выпускной системы, так и двигателя. Раз уж зашел разговор об идеальной топливно-воздушной пропорции, то следует отметить следующее.
Где расположен кислородный датчик
Лямбда-зонд находится в выпускном тракте (проще говоря, он вкручен в систему) и соседствует с каталитическим нейтрализатором. У современных автомобилей кислородный датчик установлен как перед ним (называется верхний лямбда-зонд), так и на выходе катализатора (нижний лямбда-зонд). Конструктивно они идентичны, но выполняют несколько разные замеры. Так, верхний датчик отслеживает, сколько кислорода содержится в отработавших газах. Сигнал с него отправляется в электронный управляющий блок двигателя и тот считывает характеристики топливно-воздушной смеси – проще говоря, понимает, стехиометрическая ли она, обогащенная или обедненная. В зависимости от результата, происходит корректировка объемов подаваемого в цилиндры топлива для приготовления смеси с оптимальным составом. Что касается нижнего кислородного датчика, то он нужен для контроля работы каталитического нейтрализатора и более точной корректировки. Отметим, что в стародавние времена гораздо менее строгих экологических норм нижние лямбда-зонды не применялись.
Как устроен кислородный датчик
Наиболее популярны устройства на основе диоксида циркония. Выглядят они как металлический стержень, конец которого скруглен, с проводом. Непосредственно с выхлопными газами контактирует наружный электрод (для этого в защитном кожухе предусмотрены отверстия), в то время как с атмосферой взаимодействует внутренний. Между ними как раз и находится двуокись циркония или твердый электролит. Оба электрода имеют платиновое напыление. Есть и нагревательный элемент, который призван как можно скорее выводить лямбда-зонд на высокую рабочую температуру в районе 300 °С.
Неисправности кислородного датчика
Датчик работает в крайне неблагоприятных тяжелых условиях, находясь в потоке горячих отработавших газов. Водитель узнает о неисправности и дело не в загоревшейся контрольной лампе Check Engine на приборной панели. Выход лямбда-зонда из строя сопровождается увеличением расхода топлива, неустойчивой работой двигателя на холостых оборотах и снижением мощности, а также характерным «бензиновым» запахом из выхлопной трубы – резким и «токсичным». В общем, автомобиль подаст сигнал.
Причины неисправностей кислородного датчика редко провоцируются механическими повреждениями – все-таки он сравнительно неплохо защищен. Наиболее часто лямбда-зонд требует замены из-за износа в процессе эксплуатации, либо загрязнения или обрыва электрической цепи нагревательного элемента. Прикончить датчик может некачественное топливо, технические проблемы, например, сгорание масла из-за плохого состояния маслосъемных колец или антифриз в топливе. Правда, в этом случае проблемы с лямбда-зондом будут наименьшей из сложностей. Бывает, что он работает с перебоями из-за электрического питания и окисления контактов, что отражается на топливно-воздушной смеси и, соответственно, поведении автомобиля.
Можно ли заменить самостоятельно
Как видите, неисправность кислородного датчика не только делает езду на автомобиле проблематичной, но в ряде ситуаций способна повлечь за собой другие поломки. Поменять датчик можно самостоятельно, если до него получиться добраться. Перед этим следует обесточить автомобиль и снять с датчика колодку. Дальше – самое интересное: далеко не всегда удается выкрутить прикипевший лямбда-зонд с первого раза, поэтому следует проявить осторожность, чтобы не сломать. Если вывернуть удалось, то не забудьте перед установкой нового очистить резьбу в выпускной системе.
Что происходит с автомобилем, когда датчик кислорода неисправен?
Автомобильный кислородный датчик, также известный как лямбда-зонд, предназначен для определения уровня кислорода в выхлопных газах и последующей передачи этих данных в центральный блок бортового компьютера (ЭБУ) для интерпретации. Любая проблема, существующая на уровне выбросов, замечается и немедленно сигнализируется электронным блоком управления (ECU).
Как и любой электронный компонент системы, датчик кислорода может быть поврежден. Если все пойдет не так, в поведении автомобиля будут наблюдаться такие эффекты, как повышенный расход топлива, ошибки в интерпретации выбросов и другие проблемы с двигателем.
Чтобы иметь возможность диагностировать такую проблему, мы опишем ниже наиболее распространенные признаки, которые могут свидетельствовать о неисправности кислородного датчика.
Содержание
Что такое датчик кислорода или лямбда-зонд?
Лямбда-зонд или кислородный датчик определяют уровень, а также концентрацию кислорода в газовой или жидкой среде. С 1980 года этот датчик стал важной частью всех автомобилей, выполняя роль сбора информации о доступном для сгорания кислороде.
Эта информация передается далее в систему управления двигателем, которая использует эти данные для регулировки впрыска. Важность датчика обусловлена его способностью способствовать достижению идеальной работы двигателя, снижению расхода топлива, а также предоставлять информацию о полученных выбросах.
Оценивая их, датчик может определить, когда выбросы превышают требуемые стандарты, проблему, о которой сигнализирует индикатор «Проверить двигатель», и проблему датчика. В результате неправильной работы, вызванной неисправным датчиком, снижается производительность автомобиля, увеличивается расход топлива, но также возникают проблемы с интерпретацией выбросов.
Если датчик неисправен, компьютер не сможет правильно оценить соотношение воздуха и топлива на уровне двигателя. Кислород необходим для работы автомобиля, но его вклад может различаться в зависимости от температуры окружающей среды, высоты над уровнем моря, температуры двигателя и атмосферного давления. В случае сбоя датчик не перестанет работать полностью, а будет фиксировать все более низкие характеристики.
Зачем нужен датчик кислорода?
Проблема загрязнения окружающей среды побудила производителей автомобилей найти эффективное решение по снижению выбросов выбрасываемых в атмосферу газов. Неполные дымовые газы являются одним из крупнейших источников загрязнения в мире, поэтому уже более 25 лет специалисты разрабатывают датчик под названием кислородный датчик (лямбда-зонд). На сегодняшний день технология позволяет уменьшить скважину до 90% выбросов токсичных газов в атмосферу.
Он может измерять количество кислорода, выделяемого в процессе сгорания двигателя, а также обеспечивает эффективность катализатора и снижает выброс загрязняющих веществ. Когда автомобиль движется на высокой скорости, система автоматически отключается, чтобы предотвратить обеднение топливно-воздушной смеси и поддерживать постоянную скорость движения. Лямбда-зонд дает команду двигателю впрыскивать больше газа, пока смесь не будет соответствовать импульсу двигателя.
Если лямбда-зонд обнаруживает слишком много кислорода в выхлопных газах, это означает, что двигатель работает на слишком бедной смеси, поэтому он увеличит количество потребляемого топлива, а если он обнаруживает слишком мало кислорода, это означает, что смесь слишком бедная, и ECU уменьшит расход топлива.
Когда следует менять кислородный датчик?
Специалисты в области автомобилестроения рекомендуют проверять кислородный датчик каждые 30 000 км пробега или каждые два-три года эксплуатации автомобиля, а также его немедленную замену при обнаружении проблем в его работе. Также, если вы заметили, что машина вдруг стала потреблять больше топлива, чем раньше, скорее всего, это щуп, который сообщает о неисправности.
Также может быть неисправность при герметизации контуров воздухозаборника или управления вакуумом, также известная как «поддельный воздух», которая вводит в заблуждение кислородный датчик.
Достается передать ЭБУ информацию о том, что смесь слишком бедная.
Таким образом, бензина будет перекачиваться больше, а двигатель будет работать на выхлопе или детонировать, что в скором времени приведет к преждевременному износу и порче катализатора. Так что не игнорируйте сигналы, которые подает вам ваш автомобиль, и как можно скорее запланируйте визит в автосервис, где специалисты смогут правильно поставить диагноз и подскажут, как купить кислородные датчики, подходящие для модели автомобиля, на котором вы ездите.
Типы датчиков кислорода
Существует пять типов датчиков кислорода, принципиально различных. В зависимости от каждого типа датчики различаются по керамическому элементу, нагревательному элементу и защитной трубке.
1. Перегрев датчика кислорода.
Появился первый тип датчика o2, он был впервые изготовлен в 1976 году компанией Bosch и характеризуется керамическим элементом с диоксидом циркония, идеально подходящим для генерации напряжения в среде с высоким содержанием газа, т.е. кислорода недостаточно.
2. Датчик кислорода с подогревом.
Компания Bosch также выпустила этот тип зонда, который характеризуется нагревательным элементом, то есть сопротивлением, специально расположенным внутри датчика, что способствует достижению оптимальной рабочей температуры максимум за 60 секунд.
3. Планарный кислородный датчик
Компания Bosch продолжила совершенствовать производимые скважины, представив на рынке в 1997 году этот тип кислородного датчика, который, в отличие от моделей, выпущенных ранее, использует сенсорную технологию и намного дороже, чем другие, откуда он берет свое название. Датчик кислорода Planar изготовлен из керамики и диоксида циркония.
4.
Планарный кислородный датчик с широким диапазоном.Это датчик кислорода новейшей конструкции, обеспечивающий точность двигателей, необходимую для соответствия последним требованиям по выбросам. Для их производства также используется планарный керамический элемент и диоксид циркония, комбинация, которая помогает снизить выбросы в случае холодного запуска и значительно ускорить нагрев датчиков. Этот тип кислородного датчика используется в недавно разработанных двигателях, допускающих непосредственный впрыск топлива.
5. Кислородный датчик с титановым покрытием
В отличие от других типов, он использует другой тип технологии измерения кислорода, который вместо генерации сигнала напряжения, который изменяется в зависимости от соотношения кислорода и топлива, изменяет сопротивление датчика. Кислородный датчик с титановым покрытием используется менее чем в 0,5% автомобилей в мире, оснащенных этим типом датчика.
Распространенные проблемы и симптомы неисправного кислородного датчика.
1. Индикатор «Проверьте двигатель» продолжает гореть
Индикатор «Проверить двигатель» может оставаться на приборной панели в результате нескольких возможных неисправностей. Одна из возможностей представлена некорректной работой кислородного датчика. Если датчик передает неверные данные или не передает никаких данных, то мы заметим, что свет остается включенным.
2. Увеличивает расход топлива
Если датчик O2 неисправен, двигатель пострадает в том смысле, что неисправность может привести к увеличению подачи топлива на уровне двигателя и неправильному соотношению воздух-топливо. Следовательно, увеличится расход топлива и значительно уменьшится количество пройденных километров.
3. Двигатель работает неправильно
Изменение соотношения воздух-топливо нарушит баланс, необходимый для правильной работы двигателя. Мы заметим, что машина будет излучать черный дым, но мы заметим другой холостой ход.
Что делать, если кислородный датчик больше не работает?
Датчики этого типа представляют собой мелкие детали, поэтому их замена не должна вызывать особых проблем.
Первый шаг, который необходимо сделать для диагностики проблемы и ее решения, — использовать сканер OBDII. Сканер — отличное устройство, необходимое любому водителю, имеющему личный автомобиль, устройство, способное обнаружить любые проблемы и отобразить их.
Автомобиль желательно проверить с помощью оригинального OBD 2 сканера. Также существуют отличные альтернативы сканерам ODB2. Мы используем этот сканер ODB2 в нашей ремонтной мастерской, он отлично справляется со своей задачей, также вы можете попробовать вместо него эту альтернативу OBD2
Если датчик не работает должным образом, эта информация передается в ECU, что приводит к включению светодиода Check Engine на борту. С помощью сканера можно прочитать и интерпретировать появившийся код ошибки, а также узнать, в чем причина, приведшая к проблеме.
Если после сброса кода ошибки проблема исчезла, это значит, что визит в сервис можно отложить.
Вольтметр и измерительный щуп с зажимом
Эти детали можно использовать для прямого тестирования без отсоединения датчика. Необходимо в первую очередь уяснить, что провода, соединяющие датчик, цельные. Если вы проверили и все в порядке, запустите двигатель и дайте ему поработать. Подсоедините вольтметр к соответствующему датчику. Если вы не делаете хорошо, лучше пойти в сервис, чтобы сделать тщательное тестирование.
Где находится кислородный датчик?
В каждом автомобиле имеется несколько датчиков О2, которые могут располагаться на уровне потока выхлопных газов, на разных уровнях – до каталитического нейтрализатора и после нейтрализатора.
Установка на разных уровнях позволяет оценить эффективность каталитического устройства (за счет того, что некоторые параметры анализируются до и после). Точное положение датчиков можно определить, сверившись с технической книгой автомобиля.
Сколько стоит кислородный датчик?
Цена детали варьируется в зависимости от марки и модели вашего автомобиля и начинается от 20 долларов . Но вы также должны учитывать стоимость операции по замене зонда. Чтобы получить правильное предложение, проинформируйте себя, прежде чем приступить к работе. Выберите правильную услугу в зависимости от цены, но особенно от рекомендаций и отзывов клиентов.
Как заменить датчик кислорода?
Из-за труднодоступного положения и небольшого размера замена или ремонт довольно сложны. Частые проблемы могут возникать и с соединительными кабелями датчиков, поэтому рекомендуется периодически проверять их целостность.
Совет специалистов — замена кислородного датчика после пробега в несколько тысяч км, даже если мы меняли масло. В большинстве случаев датчик кислорода требует замены после пробега от 50 000 до 70 000 км (от 31 000 до 43 000 миль).
Периодически контролируйте состояние вашего автомобиля, посещая сервисные центры, чтобы своевременно диагностировать любые проблемы и устранять их соответствующим образом.
Для замены датчика кислорода на новый рекомендуется выполнить следующие действия:
- 1. Точно определить положение зонда, которое необходимо изменить;
- 2. Сверьтесь с технической книгой, чтобы найти точное местоположение;
- 3. Зонд внешне похож на свечу зажигания;
- 4. Удалите винты, которые фиксируют его на месте;
- 5. Проверьте, идентичны ли старый кислородный датчик и новый;
- 6. Установите новый о2 на место;
- 7. Свяжите провода/кабели в соответствующих местах на уровне детали;
- 8. Вставить ключ в замок зажигания, не заводя двигатель;
- 9. С помощью сканера удалите код ошибки;
- 10. Запустить двигатель;
- 11. Проверьте, сохраняется ли проблема.
Как проверить датчик кислорода?
Если ЭБУ обнаружит неисправность датчика O2, на плате загорится контрольная лампа Check Engine. Также может быть сообщение, предупреждающее нас о том, что цепь нагревателя не работает должным образом. То, что эти два предупреждения появляются одновременно, можно интерпретировать как проблему в кислородном датчике.
Если у вас есть основная информация о том, что такое кислородный датчик и как он работает, вы можете дополнительно задокументировать, как заменить эту деталь в случае неисправности. Но если у вас нет минимальных знаний, желательно воспользоваться услугами механика для проведения проверки и ремонта в корпусе.
Если вы решите заменить датчик самостоятельно, вам необходимо выполнить несколько шагов:
- В процессе тестирования используйте цифровой измерительный прибор мощностью 10 МВт. Используя информацию из технической книги, узнайте точное положение щупа и определите, какой именно щуп неисправен по диагностическому коду ошибки (DTC).
- Выберите датчик для начала тестирования. Заведите автомобиль и дайте ему поработать около 20 минут, затем остановите двигатель. При необходимости поднимите автомобиль с земли с помощью автоподъемника. Установите вольтметр на милливольты постоянного тока. Будьте осторожны, чтобы не соприкасаться с высокотемпературными поверхностями, образующимися при работе двигателя.
- Подсоедините красный провод к сигнальному кабелю, а черный провод к столу. Запустите двигатель и проверьте напряжение, показанное вольтметром.
- Обычно это значение находится в пределах 0,1–0,9 В. Если значения не входят в этот диапазон, возможно, датчик неисправен или двигатель не может нормально работать.
Как работает датчик кислорода перед каталитическим нейтрализатором. Зачем нужен лямбда-зонд в автомобиле
Современный автомобиль сегодня оснащен большим количеством датчиков, контролирующих тот или иной процесс. Автомобильные системы достаточно сложны и в чем-то их можно сравнить со строением человеческого тела.
Легкие отвечают за дыхательную систему в организме, которые поглощают кислород в определенном количестве и выделяют ненужный газ. Лямбда-зонд можно отнести именно к дыхательной системе человека.
При сгорании бензина в атмосферу выбрасывается большое количество вредных веществ, для снижения выбросов автомобили оснащаются каталитическим нейтрализатором газа СО, который является основным загрязнителем. Для его максимальной отдачи требуются определенные значения соотношения кислорода и бензина в топливной смеси. Лямбда-зонд определяет, много ли осталось кислорода в выхлопе и в зависимости от значения подает сигнал на ЭБУ, который рассчитывает оптимальный состав топлива.
Лямбда-зонд
Название лямбда происходит от одноименной греческой буквы, которая в автомобильной промышленности означает количество избыточного кислорода. Так как датчик определяет содержание остаточного кислорода, то в автомобиле прибор устанавливается в выпускном коллекторе, перед каталитическим нейтрализатором. Для повышения точности работы всей системы на некоторых моделях автомобилей после катализатора может быть установлен дополнительный лямбда-зонд.
Принцип действия датчика основан на гальваническом эффекте. Внутри находится твердый электролит из производного минерала циркония, покрытый оксидом иттрия. На оксид нанесены пористые платиновые проводники. По одному из проводников поступает атмосферный воздух, по другому отводятся газы. Происходит «сравнение» и на выходе датчика формируется напряжение разной величины, по которому электроника автомобиля определяет количество топливно-воздушной смеси, необходимое для оптимального впрыска.
Лямбда-зонд в выпускном коллекторе двигателя
Для стабильной работы лямбда-зонда необходимо, чтобы температура выхлопных газов находилась в пределах 300-400 градусов Цельсия, иначе не будет гальванического эффекта в циркониевый электролит. При холодном двигателе эта температура будет значительно ниже, поэтому данные для управления впрыском поступают с других датчиков, а при прогреве до нужных значений автоматически включается лямбда. Бывают лямбда-зонды со встроенным подогревом, при этом нагревательный элемент подключается к бортовой сети автомобиля.
Сломанный кислородный датчик может серьезно повлиять на работу топливной системы. В случае ложных показаний электроника машины может использовать сохраненные в памяти предыдущие значения или средний набор, что приведет к большому расходу бензина, чрезмерным выбросам СО в атмосферу и потере мощности двигателя.
В современных системах контроля впрыска топлива практически ведущую роль выполняет кислородный датчик в отработавших газах (Oxygen Sensor). Его часто называют лямбда-зондом или датчиком О2, иногда датчиком выхлопных газов. Задача лямбда-зонда – преобразовать информацию о содержании кислорода в выхлопных газах в электронный сигнал, который, в свою очередь, считывается электронным блоком управления впрыском (ЭБУ).
В современных двигателях оптимальной считается смесь с соотношением 14,7 частей воздуха на 1 часть топлива. Соотношение воздуха и топлива в составе топливной смеси определяется электронным блоком по полученным сигналам от датчиков, установленных на двигателе, при этом качество приготовленной смеси проверяется ЭБУ по сигналам, введенным в обратная связь, датчик O2. При чрезмерно обогащенной или обедненной топливной смеси электронный блок корректирует ее приготовление с учетом показаний лямбда-зонда.
Датчик О2 выполняет одну из основных функций в системе впрыска топлива; работа двигателя во многом зависит от его исправности. Наиболее важными условиями работоспособности датчика содержания кислорода в выхлопных газах являются: 1. Обеспечение герметичности выпускного тракта и непосредственно места установки датчика. При замене вышедшего из строя датчика О2 смажьте его резьбу специальной токопроводящей смазкой, чтобы предотвратить заедание резьбового соединения. Не стоит использовать для этого стандартные смазки, т.к. они не токопроводящие, а резьбовая часть датчика является для него электрическим контактом. Некачественный контакт (или контакт с высоким сопротивлением электрическому току) приведет к некорректной работе
2. Считается недопустимым попадание тормозной или охлаждающей жидкости и других реагентов на корпус датчика. Не используйте растворители или сильнодействующие моющие средства для очистки поверхности.
3. Из-за низких рабочих токов необходимо обеспечить надлежащие контакты в разъемах соединений электрической цепи и проводки датчика O2.
4. Значительно сократить ресурс лямбда-зонда может использование топлива, в состав которого входит повышенное содержание свинца (эт.бензин).
5. Неисправность датчика может быть вызвана перегревом его корпуса. Перегрев может произойти из-за неправильно выставленного угла опережения зажигания или очень богатой топливной смеси. В свою очередь, топливная смесь может быть переобогащена из-за забитого воздушного фильтра, неисправного регулятора давления топлива в системе, неработающего датчика температуры охлаждающей жидкости и т. д.
Функционально лямбда-зонд работает как выключатель и выдает напряжение выше порога (0,45В) при малом содержании кислорода в выхлопных газах. Высокий уровень Кислородный датчик O2 снижает это пороговое напряжение ЭБУ. При этом важным параметром является скорость переключения датчика. В большинстве систем впрыска топлива датчик O2 имеет выходное напряжение 40-100 мВ. до 0,7–1В. Продолжительность фронта должна быть не более 120 мс. Следует отметить, что многие неисправности лямбда-зонда не фиксируются контроллерами и судить о его правильной работе можно только через
соответствующая проверка.
Датчик O2 лучше всего проверять с помощью осциллографа. На рис. 3 показан сигнал нормально работающего лямбда-зонда на прогретом двигателе, работающем на холостом ходу.
На рис. 4 показаны выходные данные все еще работающего, но хорошо используемого и почти забитого датчика O2. На этой осциллограмме зафиксировано падение амплитуды выходного сигнала ниже 0В, что свидетельствует о неисправности датчика О2. Неисправность этого датчика чаще всего выявляется системой самодиагностики и загорается лампочка «CHECK ENGINE» на приборной панели, что свидетельствует о неисправности.
На рисунке 5 представлена наиболее распространенная «болезнь» кислородных датчиков в выхлопных газах, которая выражается в его медленном отклике. Время нарастания сигнала (t) значительно превышает 120 мс. Данная неисправность датчика неизбежно вызывает повышенный расход топлива и заметное снижение динамики автомобиля, а система самодиагностики ее не исправит, т.к. этот параметр не отслеживается контроллером.
Неисправности «замороженных» датчиков О2 контроллером не фиксируются, так как амплитудные значения сигналов не выходят за пределы заданного для них диапазона. В большинстве систем впрыска топлива неисправности датчиков можно обнаружить только тогда, когда их сигнал выходит за пределы этого заданного диапазона. Чаще всего это 0-1В.
Таким образом, однозначно фиксируется только полное отсутствие сигнала и его минусовое значение, в этих случаях ошибка индицируется лампочкой CHECK ENGINE. Однако следует отметить, что некоторые ЭБУ обеспечивают возможность диагностики и выявления неисправности по косвенным признакам (соотношение показаний датчика скорости автомобиля или датчика положения коленчатого вала, датчика положения дроссельной заслонки, расходомера воздуха и др.
При обнаружении неисправности датчика О2 контроллер переходит в режим управления впрыском по средним параметрам и завышает обогащение
Ресурс датчика содержания кислорода в выхлопных газах обычно составляет от 30 до 70 тыс. км. и во многом зависит от условий эксплуатации. Как правило, датчики с подогревом служат дольше. Рабочая температура для них обычно составляет 315-320ºC. В конструкцию этих датчиков входит нагревательный элемент, имеющий свои контакты на разъеме. Проверить работоспособность нагревательного элемента таких датчиков можно обычным омметром. Их сопротивление обычно составляет от 3 до 15 Ом.
Демонтаж неисправного лямбда-зонда следует производить при температуре двигателя около 50°С, иначе из-за заклинивания велик риск сорвать резьбу. Прежде чем приступить к демонтажу, необходимо при выключенном зажигании отсоединить разъем датчика. На некоторых автомобилях для снятия датчика О2 необходимо демонтировать защитный кожух выпускного тракта. Признаком неисправного лямбда-зонда может быть увеличение расхода топлива и ухудшение динамики автомобиля, при этом неустойчивая работа двигателя на холостом ходу.
Датчики аналогичной конструкции в большинстве своем взаимозаменяемы. Также возможна замена ненагретых на подогретый О2 (обратную замену не рекомендую). Однако часто возникает проблема несовместимости разъемов и отсутствия дополнительных проводов питания ТЭНа. При этих заменах можно самостоятельно проложить дополнительные провода и подключить ТЭН к реле зажигания или реле электробензонасоса. При этом следует учитывать, что ток потребления ТЭНа может быть до 8-12А. По возможности эту цепь лучше подключить через дополнительное реле и предохранитель, как показано на рис. 9.
На рис. показывает схему разъемов, наиболее часто встречающихся с обычными датчиками кислорода в выхлопных газах. Цветовая маркировка проводов, разъемов (и их конструкция) может различаться и зависит от производителя конкретного датчика или автомобиля. Однако было замечено, что сигнальный провод О2 часто имеет более темный цвет, чем его нагреватель. Цветовая маркировка проводов нагревателя датчика чаще всего одноцветная (часто белая), но отличная от сигнального провода.
В заключение хочу отметить, что датчик содержания кислорода в выхлопных газах обычно устанавливается в паре с катализатором. Многие автовладельцы считают, что они функционально связаны между собой и могут работать только в паре. Однако это не совсем так. В большинстве автомобилей лямбда-зонд устанавливается в выхлопном тракте перед катализатором. В этом случае катализатор не может влиять на работу датчика, хотя существует обратная зависимость и заключается в том, что система впрыска топлива регулирует топливную смесь, не переобогащая ее, тем самым продлевая срок службы катализатора.
Некоторые автовладельцы самостоятельно заменяют вышедший из строя катализатор резонатором и отключают лямбда-зонд. В этом случае ЭБУ работает на средних значениях и не может обеспечить оптимальное приготовление топливной смеси. Кроме того, достижение низкого уровня СО в выхлопных газах на таких автомобилях может быть весьма проблематичным. Часто в этих случаях после отключения аккумулятора работа двигателя становится нестабильной и не всегда оптимизируется даже после значительного пробега автомобиля, т.к. не все ЭБУ имеют систему коррекции режимов, хранящуюся в ОЗУ и при отключении питания ЭБУ теряет эти значения. Восстановление этих значений иногда может обойтись дороже, чем стоимость нового катализатора вместе с О2.
Отсутствие контроля датчика О2 может привести к его полному разрушению, а ведь он основан на керамических пластинах. Самым серьезным последствием отключенного лямбда-зонда может быть отказ двигателя, т.к. на многих автомобилях из-за натянутого ремня ГРМ (и не только) выпускные клапана могут быть неплотно закрыты в начале обратного хода поршня. В этот момент риск попадания керамики в камеру сгорания очень велик, и нетрудно догадаться, чем это грозит.
Если вы решили заменить катализатор с резонатором или просто удалить его, не отключайте лямбда-зонд, а если он вышел из строя, то устанавливайте новый датчик. В автомобилях, где лямбда-зонд установлен на катализаторе, ситуация еще сложнее, т.к. O2 контролирует уже очищенный выхлоп. В этом случае при удалении катализатора (даже при сохранении О2) добиться оптимальной работы двигателя бывает достаточно сложно, т.к. программа ЭБУ может быть не рассчитана на более грязный выхлоп и часто воспринимает
похоже на неисправность лямбда-зонда.
Настоятельно рекомендую проверять работу датчика содержания кислорода в выхлопных газах не реже одного раза в 5000-10000 км. пробег автомобиля. Решением этой проблемы с управлением может стать индикатор лямбда-зонда, установленный на приборной панели.
Владимир Калиновский
Corsa Automotive
2307 McDonald Ave
Brooklyn, NY 11223
(718) 998–0770
факс (718) 627–7312
[email protected]
Внимание! Проверку работы датчика содержания кислорода в отработавших газах следует проводить на прогретом двигателе и частоте вращения коленчатого вала при обычных X.X. скорость +1200. Щуп осциллографа необходимо подключить к сигнальному проводу О2, не отсоединяя датчик от контроллера.
Для правильной работы системы управления двигателем должны постоянно получать информацию о двигателе. Датчик концентрации кислорода, также известный как лямбда-зонд, является одним из самых важных устройств в длинной цепочке.
Греческая буква «лямбда» означает соотношение избытка воздуха в топливно-воздушной смеси. Если он равен единице, то на 1 грамм бензина в смеси приходится 14,7 грамма воздуха. Эта смесь обеспечивает наиболее полное сгорание топлива. Однако наиболее экономичные режимы работы обычного двигателя достигаются при значениях коэффициента избытка воздуха 1,1-1,3, а максимальную мощность двигатель выдает при значениях порядка 0,85-0,9.. Системы управления впрыском стараются подать в цилиндр нужное количество топлива в зависимости от режима работы двигателя. Однако оценить точность своей работы система не может: забитая форсунка впрыскивает не то количество топлива, да и само топливо может быть другим. Выяснить реальное положение дел в системе впрыска помогает кислородный датчик, который его создатель компания Bosch назвала «лямбда-зондом» (лямбда-зонд). Он устанавливается в выхлопном тракте и измеряет разницу содержания кислорода в выхлопных газах и окружающей среде.
Основная часть наиболее распространенных сегодня лямбда-зондов представляет собой трубку из диоксида циркония с напыленными внутри и снаружи токопроводящими платиновыми полосками. Он вставлен в выпускной тракт и защищен кожухом, в котором имеются отверстия для выхлопных газов. Внутренняя часть датчика сообщается с атмосферой. Если концентрация кислорода внутри и снаружи трубки различна, диоксид циркония создает напряжение, которое снимается для измерения. Оптимальный режим работы датчика достигается при температуре 300 и более градусов, поэтому сейчас обычно используются лямбда-зонды с нагревательным элементом. Такие датчики ставят ближе к каталитическому нейтрализатору, а те, которые не нагреваются, наоборот, ближе к двигателю, чтобы он быстрее набирал рабочую температуру. Причем их может быть несколько: для максимальной точности современные модели могут комплектоваться лямбда-зондом на каждый цилиндр.
Расчетный срок службы кислородных датчиков без подогрева всего 50—80 тыс. км. Современные лямбда-зонды рассчитаны на пробег 100-160 тыс. км. Но далеко не все его «выхаживают» полностью — этилированный бензин или топливные присадки просто загрязняют рабочую поверхность. Есть множество других причин их выхода из строя – от механических повреждений до нарушения электрических контактов. Поэтому рекомендуется проверять датчики не реже, чем каждые 30 тыс. км.
При выходе из строя первого лямбда-зонда система впрыска считает, что в смеси слишком мало топлива и начинает впрыскивать больше бензина, чем требуется. В результате расход топлива увеличивается примерно на 15 процентов. При этом также включается контрольная лампа или отображается сообщение, например «Неисправность двигателя».
Лямбда-зондам в выхлопной трубе абсолютно безразлично, есть за ними нейтрализатор или нет. Качество катализатора контролируется вторым кислородным датчиком, который находится за ним. И этот лямбда-зонд начнет «обижаться», если катализатор не работает, вырезается или выбивается. Поэтому снимать преобразователь без перепрограммирования «мозгов» не стоит: ухудшение динамических показателей и КПД гарантировано.
Так как датчик является своего рода «батарейкой», заменить его на выбранное сопротивление нельзя — нужно покупать новый. Новые лямбда-зонды на официальных сервисах стоят немало — до 200 долларов, а иногда и больше. Но в некоторых случаях можно сэкономить, взяв датчик с такими же характеристиками (а лучше подобрать аналог или совместимый по каталожному номеру) от более дешевой модели с подходящей резьбой и при необходимости припаяв провода.
получено:
Основной признак, указывающий на возможную неисправность датчика, — увеличение расхода топлива в обычном ритме езды. Конечно, могут быть и другие причины повышенного расхода, но в случае выхода из строя лямбда-зонда машина начинает жрать намного прожорливее.
Неисправный лямбда-зонд приводит к увеличению количества топлива в рабочей смеси. Это может сопровождаться:
- плохим запуском двигателя;
- заливочные свечи;
- отключение двигателя на холостом ходу;
- нестабильный оборот.
Если компьютерная диагностика не определяет конкретных причин вышеперечисленных неисправностей, вероятно, неправильно работает лямбда-зонд. Просто компьютерная диагностика иногда не видит его неисправности.
Принцип работы лямбда-зонда
Во-первых, почему «лямбда». Эта греческая буква в автомобилестроении обозначает соотношение избыточного воздуха в топливовоздушной смеси. Напомню, что оптимальное соотношение топливо/воздух 1 к 14,7. Почему не датчик, а «зонд». Возможно, т.к. рабочий датчик находится внутри выхлопной системы, через него проходит отработанная смесь. Что-то вроде медицинских зондов.
Конструкция большинства современных лямбда-зондов показана на рисунках ниже.
Датчики данной конструкции имеют встроенный электронагреватель, не менее трех, обычно четырех выводов. Нагреватель необходим для корректной работы датчика, что достигается при его нагреве до 300 — 400 градусов Цельсия.
Некоторые лямбда-зонды не имеют собственного нагревательного элемента (одно- и двухконтактные датчики). Учитывая, что датчики установлены в выпускном коллекторе, через несколько минут работы двигателя они самостоятельно входят в рабочий режим. Но все эти «несколько минут» двигатель работает с неправильными показаниями лямбда-зонда, потребляет больше топлива.
Основной задачей лабда-зонда является информирование блока управления двигателем о количественном составе кислорода, не участвовавшего в процессе воспламенения. Поэтому их часто называют датчиками кислорода (O2-сенсор).
Рабочая зона датчика представляет собой пористый керамический наконечник. Он имеет сложную конструкцию, которую можно изобразить упрощенно:
Сам рабочий элемент выполнен из оксида циркония 1 с напыленными платиновыми электродами 2.3 (поэтому лямбда-зонды такие дорогие). Выход одного датчика подключается к земле 4 или к выходам датчиков. Второй вывод (сигнальный) 5 — к выводам на блок управления двигателем.
При нагревании до высокой температуры диоксид циркония приобретает свойства твердого электролита. Напряжение на выходе датчика (ЭДС) скачет в зависимости от концентрации смеси.
Таким образом, при обогащенной смеси датчик выдает выходное напряжение примерно 0,9 Вольта, при обедненной смеси — менее 0,2 Вольта.
В некоторых автомобилях устанавливаются два лямбда-зонда: до и после катализатора. Последний служит для уточнения данных, а также для определения эффективности катализатора.
Лямбда-зонд — специальный датчик кислорода или лямбда-регулятор, позволяющий контролировать и измерять количественное наличие остаточного кислорода в выхлопных газах автомобиля.
Основное направление работы данного устройства отслеживание и передача в электронную систему управления данных о полноте сгорания топлива и качестве впрыска топлива. Именно за счет этого обеспечиваются оптимальные условия работы катализатора выхлопных газов.
Предпосылками к применению катализаторов стали жесткие экологические нормы автомобильных выхлопов, так как задача этих устройств – снижение содержания углекислого газа. Для полноценной работы необходимо, чтобы при равномерном сгорании в цилиндрах сжигалось строго определенное количество воздуха с минимальным процентом отклонения.
Точное регулирование количества топлива для сгорания обеспечивается системой впрыска топлива с электронным управлением. Лямбда-зонд представляет собой кислородный датчик, который берет на себя функцию регулятора в выхлопном тракте.
Место установки лямбда-зонда
Для максимально продуктивного измерения остаточного воздуха в сгоревшей смеси лямбда-зонд датчика кислорода должен быть установлен в выпускной коллектор, расположенный возле катализатора.
Считывание информации будет осуществляться через блок управления топливной системой, контролирующий увеличение или уменьшение интенсивности впрыска топлива в цилиндры.
В современных автомобилях имеется дополнительный лямбда-зонд, расположенный на выходе из катализатора. Это необходимо для повышения точности приготовления смеси.
Принцип действия
Датчики кислорода работают по принципу действия:
- На основе оксида циркония.
- На основе оксида титана. При этом, если меняется состав выхлопа, то меняется и электрическое сопротивление.
- Широкополосный. Это связано с изменением напряжения и полярности тока. Его особенностью является способность реагировать не только на отклонения в составе рабочей смеси, но и на ее численное значение.
Работа лямбда-зонда основана на использовании специального гальванического элемента, в котором находится пара электродов. Для одного из них намотка осуществляется выхлопными газами, а для другого характерен чистый атмосферный воздух.
Рабочий механизм датчика лямбда-зонда запускается после нагрева до 300 градусов и более, в момент, когда циркониевый электролит становится проводником, а количественная разница поступающего кислорода из выхлопной трубы и атмосферы направлена на появление напряжения на электродах.
При пуске и прогреве двигателя кислородный датчик не влияет на управление впрыском топлива, корректируются другие сигнализаторы (датчики температуры системы охлаждения, положения дроссельной заслонки, скорости и т.д.).
Помимо нагретого циркония существуют регуляторы холода на основе диоксида титана. Они не предназначены для выработки электроэнергии, а направлены на изменение сопротивления воздушного потока, что служит основной сигнальной картой для систем управления впрыском.
Преимущество такого лямбда-датчика кислорода в том, что его работа начинается сразу после запуска двигателя, но широкого распространения он не получил, так как выполнен в сложной конструкции и стоит дорого. Лямбда-зонд такого типа есть в моделях BMW, Nissan, Jaguar.
Причины выхода из строя
Датчик кислорода может выйти из строя или начать выходить из строя по ряду причин:
- если произошел обрыв в питающей или управляющей электрической цепи;
- произошло закрытие;
- в случае засорения при использовании топлива с присадками. Наиболее вредны свинец, силикон, сера;
- из-за регулярных тепловых перегрузок, связанных с проблемами зажигания;
- возникшие после поездок по бездорожью механические повреждения.
Каждый датчик имеет свой срок службы и чем он больше, тем медленнее становится его реакция на изменение состава топливной смеси. Возраст датчика хорошо виден на двигателях с непосредственным впрыском. Необходимо учитывать, что если маслосъемные кольца находятся в неудовлетворительном состоянии или в цилиндры попал антифриз, то датчик лямбда-зонда не прослужит положенный срок и будет нуждаться в замене.
Следует обратить внимание на работоспособность лямбда-зонда кислорода. Определить, что они вышли из строя, можно по содержанию углекислого газа в выхлопе, которое резко возрастает от значения 0,1-0,3% до 3%, а нередко и до 7%. Если датчик кислорода неисправен, его значение трудно уменьшить без ремонта или замены.
Аналогичные сложности могут возникнуть в моделях с двумя зонтами, если хотя бы один из них выйдет из строя, для рабочей среды потребуется поработать над серьезным изменением настроек электроники.
Признаки выхода из строя лямбда-зонда
Определить неисправность кислородного датчика можно по следующим признакам:
- неисправный датчик необходимо менять немедленно, иначе это чревато выходом из строя катализатора;
- ухудшилась разгонная динамика;
- обнаружен прерывистый холостой ход;
- происходят скачки расхода топлива;
- токсичность выхлопа растет, параметры которой невозможно определить без специального оборудования.
Чтобы лямбда-зонд вдруг не вышел из строя, его необходимо регулярно менять, не подогрев датчиков примерно каждые 50-80 тысяч километров пробега; греется после 100 тыс. и плоскостно каждые 160 тыс. км. Но, не нужно спешить выбрасывать старую лямбду. Для этого нужно проверить лямбда-зонд на его реальное состояние.
Рекомендуется проверять лямбда-зонд и систему, регулирующую топливную смесь, каждые 30 тыс. км. Это не защитит от поломки из-за механического повреждения или засорения, но предотвратит поломку из-за износа.