Кислородный датчик или лямбда зонд
Одна из острейших проблем, с которой сталкиваются современные автопроизводители, – экологическая безопасность. Массовое использование автомобилей в повседневной жизни грозит ростом загазованности современных городов. Для уменьшения количества токсичных веществ, содержащихся в составе выхлопных газов, используются специальные системы их очистки, так называемые каталитические нейтрализаторы, для обеспечения последним необходимых условий работы применяется кислородный датчик.
Содержание
- На что влияет кислородный датчик?
- Как работает кислородный датчик?
- Циркониевый датчик кислорода
- Титановый датчик кислорода
- Широкополосный датчик
- Про эксплуатацию датчика
На что влияет кислородный датчик?
Работа ДВС сопровождается выделением выхлопных газов (ВГ), содержащих вредные для человека вещества. Их значительная концентрация влияет на самочувствие и здоровье окружающих. Среди этих токсичных веществ необходимо особо отметить угарный газ, не полностью сгоревшие углеводороды и окислы азота.
Чтобы уменьшить их содержание в составе ВГ, как уже отмечалось, на современных автомобилях используется каталитический нейтрализатор.
Однако у него есть особенность – он успешно работает в достаточно ограниченном диапазоне соотношения кислорода и бензина, и если смесь обогащенная, или наоборот, слишком бедная, то содержание в составе ВГ токсичных веществ остается высоким. Вот кислородный датчик и участвует в обеспечении необходимого соотношения кислорода и бензина.
Содержание токсичных веществ зависит от степени сгорания топливовоздушной смеси (ТВС) и ее состава. Если в ней мало бензина, она называется обедненной, если много – обогащенной. Однако понятие «много или мало» достаточно неопределенное и не может использоваться для управления составом ТВС. Вот для устранения этой неопределенности и нужен кислородный датчик, у него есть ещё одно название – лямбда зонд.
С его помощью контроллер управления двигателем отслеживает процесс сгорания ТВС, для чего измеряется в ВГ содержание кислорода.
При необходимости изменяется состав ТВС таким образом, чтобы обеспечить полное сгорание топлива и уменьшить выделяемое количество токсичных веществ.
Как работает кислородный датчик?
На сегодняшний день существует лямбда зонд трех разновидностей:
- циркониевый;
- титановый;
- широкополосный.
Наиболее распространенными из них являются первые два типа. Свое название они получили от используемого материала, и соответственно, принцип работы кислородного датчика из-за этого у них разный.
Циркониевый датчик кислорода
Как устроен подобный лямбда зонд, изображено на рисунке.
Конструктивно он может быть выполнен по-разному, либо цилиндрический (пальчиковый), либо пластина (планарный датчик). По сути дела, это слоистая структура, внутренняя и наружная поверхности которой выполнены из платины и разделены слоем специальной керамики. Она защищена снаружи корпусом с отверстиями для поступления ВГ к платиновой поверхности кислородного датчика и имеет связь с наружным воздухом.
При своей работе лямбда зонд контролирует содержание кислорода в составе ВГ, для чего его надо располагать в потоке этих газов. Принцип, по которому он работает, чем-то напоминает аккумулятор, только твердотельный. При достаточно высоких температурах (не ниже трехсот градусов) через керамику, разделяющую слои платины, начинают проходить ионы кислорода. Их содержание в окружающем воздухе и в составе ВГ разное, вследствие чего между слоями датчика появляется разность потенциалов.
Именно она и есть тот сигнал, что лямбда зонд выдает контроллеру управления двигателем. На его величину влияет содержание кислорода в ВГ. Получив эти данные, контролер отвечает тем, что изменяет ТВС, уменьшая или увеличивая количество впрыскиваемого бензина. Вот для чего нужен лямбда зонд, с его помощью контроллер определяет, насколько полностью сгорает ТВС, и подбирает ее оптимальный состав, обеспечивая при этом эффективность работы ДВС и его топливную экономичность.
Описанный принцип работы, основанный на движении ионов кислорода, реализуется при температурах от трехсот до девятисот градусов, поэтому и помещают лямбда зонд в выхлопную систему автомобиля.
Титановый датчик кислорода
Принцип работы, который использует такой датчик, совсем другой. В этом случае применяется зависимость проводимости диоксида титана от парциального давления кислорода в смеси газов. Чем больше содержание кислорода в составе ВГ, тем хуже лямбда зонд проводит электрический ток. Его выходное напряжение пропорционально количеству кислорода и изменяется скачкообразно.
Кислородный датчик подобного типа работает при температуре от семисот градусов, и для него не требуется эталонный воздух.
Широкополосный датчик
Он в обычных машинах используется довольно редко, его отличает совершенно другой принцип работы. У него имеются две специальные камеры – измерительная и камера накачки. Если предыдущие типы датчиков генерировали высокое либо низкое напряжение на выходе в зависимости от содержания кислорода в составе ВГ, то широкополосный датчик выдает напряжение, пропорциональное его значению.
Про эксплуатацию датчика
Лямбда зонд – неразборная конструкция и рассчитана на пробег до восьмидесяти тысяч километров.
Правда, этот показатель может значительно уменьшиться при нарушении правил эксплуатации.
Среди них стоит отметить:
- использование этилированного бензина или других видов топлива, не предусмотренных изготовителем;
- перегрев датчика;
- многократные неудачные запуски двигателя;
- попадание на корпус датчика эксплуатационных автомобильных жидкостей или моющих средств;
- замыкание на «массу», а также плохой контакт выходной цепи.
Могут быть и другие причины, вызывающие отказ датчика, но и уже приведенных достаточно для понимания, что это хрупкое изделие и требует в процессе работы бережного отношения. Полностью проверить датчик с необходимой степенью достоверности можно, воспользовавшись осциллографом.
Однако результаты работы датчика видны невооруженным взглядом по ряду признаков:
- увеличение расхода топлива;
- увеличение содержания окиси углерода в составе ВГ;
- ухудшение динамики машины;
- неустойчивая работа мотора.

Причин отказов датчика может быть несколько, но независимо от них ремонт для него не предусмотрен, только замена.
Лямбда зонд в современных автомобилях контролирует количество кислорода в составе ВГ. Он также осуществляет выдачу данных в контроллер управления двигателем с целью изменения состава ТВС для полного сгорания смеси и обеспечения необходимых условий работы нейтрализатора.
Лямбда-зонд и катализатор. Взаимозаменяемость датчиков от различных автомобилей. Эксплуатация кислородного датчика
Лямбда-зонд
С конца 80-х годов у большинства автомобилей появилась такая деталь, как датчик содержания кислорода в выхлопных газах. Лямбда-зонд, О-2 датчик, кислородный датчик (Oxygen Sensor) — так по разному могут называть эту небольшую, но важную детальку. С началом выпуска автомобилей с каталитическим нейтрализатором выхлопных газов появилась необходимость и в лямбда-зонде.
Для нормальной работы катализатора нужно обеспечить постоянное оптимальное соотношение воздуха и топлива в рабочей смеси, поступающей в камеру сгорания. В противном случае способность катализатора доокислять вредные примеси будет недостаточной и недолгой. 14.7 частей воздуха и 1 часть топлива — именно такой состав обеспечивает максимальное сгорание топливно-воздушной смеси, а лямбда-зонд предназначен как раз для того, что бы помогать «мозгам»(ECU) поддерживать эту пропорцию. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе датчик выдаёт соответствующее напряжение и ECU корректирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры топлива.
Как взаимосвязаны лямда-зонд и катализатор?
Учитывая вышесказанное, становится ясно, что катализатору необходимо наличие лямбда-зонда, а вот лямбда-зонду нужен ли катализатор? Будет ли он правильно работать, если катализатор, к примеру, удалён? Попробуем ответить: датчик стоит перед катализатором и меряет содержание кислорода в газах именно перед ним, и после удаления катализатора так и будет продолжать мерять дальше, то есть наличие или отсутствие катализатора никак не влияет на сигналы, которые даёт лямбда-зонд, на них влияет только количество кислорода.
Другое дело, когда стоят два кислородных датчика — один до, а другой после катализатора. На основании сигналов от второго датчика происходит дополнительная корректировка состава смеси, а содержание кислорода после прохождения газов через катализатор конечно же меняется, и вот тогда его отсутствие может отрицательно сказаться на процессе образования топливно-воздушной смеси.
Можно ли отключить лямбда-зонд?
После замены катализатора на пламегаситель, наличие лямбда-зонда, как детали обеспечивающей в числе прочего качественную работу катализатора, становится не важным, поэтому часто возникает вопрос: можно ли эксплуатировать автомобиль совсем без лямбда-зонда? Здесь одного решения для всех нет. Наиболее просто и правильно эта задача решается в том случае, если у данного автомобиля предусмотрена возможность перепрограмировать ECU на режим работы без катализатора, как, например, у большинства BMW с мозгами Бош (Сименс не перепрограмируется). В этом случае после удаления катализатора меняется программа управления и лямбда-зонд просто снимается и всё.
У некоторых марок автомобилей перепрограмирование невозможно и если неисправность датчика сильно влияет на работу мотора, тогда выхода нет — должен стоять исправный датчик. Так же у многих автомобилей неисправность или отсутствие л-зонда практически не сказывается ни на динамике, ни на расходе топлива, такой плюс есть, например, у большинства Тойот и Мерседесов начала 90-х годов. В таком случае можно спокойно спокойно эксплуатировать машину и без датчика, но конечно ещё лучше, когда всё в порядке.
Взаимозаменяемы ли датчики от различных автомобилей?
Лямбда-зонды отличаются друг от друга резьбовой частью, наличием подогрева, количеством проводов и соединительным разьёмом. А принцип работы и сам рабочий элемент у всех датчиков практически одинаковые. Поэтому если у вашего датчика три провода и резьба 18х1.5, то можете смело ставить универсальный датчик с такими же параметрами или, например, от ВАЗ 2110. Датчик работать будет правильно, а его надёжность и долговечность будет зависеть уже от производителя.
Если не доверяете «жигулёвским деталям», а нужного вам датчика нет в наличии, то в магазинах можно найти универсальный датчик практически любого типа. Главное не перепутать при перепаивании провода. Даже различие резьбы не так страшно. На большинстве японских автомобилей резьба лямбда-зонда меньшего диаметра, чем у европейских, и если только датчик стоит не в чугунном коллекторе, то можно просто вварить гайку с нужной резьбой. Единственно нужно помнить о том, что попытка съэкономить небольшую сумму очень часто выливается в ещё большие потери, и прежде чем что-либо переделывать в своей машине, лучше как следует подумать.
Чего не любит кислородный датчик?
Рабочий элемент датчика очень чувствительный и быстро выходит из строя, если подвергается воздействию различных вредных присадок, содержащихся в некачественном бензине, особенно вреден свинец. Попадающие в камеру сгорания антифриз или масло, перегрев или плохие контакты в электропроводке также отрицательно сказываются на его долговечности.
Проверять работоспособность можно как осциллографом, так и лямбда-тестером, но последний редко встречается в отечественных автосервисных предприятиях, хотя и более точен в своих показаниях.
Что такое датчик O2 и для чего он нужен?
Что такое датчик O2 и для чего он нужен?
Ан
Датчик кислорода (O2), также известный как датчик соотношения воздух-топливо, представляет собой устройство, которое
измеряет соотношение топлива и воздуха, которое получает двигатель, путем измерения
количество кислорода в выхлопе. Затем он передает эту информацию на бортовой
компьютер, известный как блок управления двигателем (ECU). ЭБУ регулирует
количества топлива, подаваемого в двигатель. Это делается для того, чтобы смесь не
либо «богатый» со слишком большим количеством топлива, либо «бедный» со слишком маленьким количеством топлива. Проблемы
с датчиком кислорода может повлиять на эффективность использования топлива и вашего автомобиля
выбросы и сохранить
ваш двигатель не будет работать ровно.
Датчики кислорода предназначены для того, чтобы заставить двигатель работает как можно ближе к тому, что инженеры называют стехиометрическим сгоранием или теоретическое сгорание, при котором топливо сгорает полностью. Для бензина, это соотношение воздух-топливо около 14,7: 1. Химики и инженеры используют Греческая буква лямбда для обозначения стехиометрического соотношения. Именно по этой причине, Кислородные датчики иногда называют лямбда-датчиками.
Кислородный датчик определяет соотношение воздух-топливо с помощью химического
процесс, который мы только кратко рассмотрим здесь. Часть датчика O2 находится внутри автомобиля.
Система вытяжки. Другая часть находится вне автомобиля на открытом воздухе.
датчик покрыт платиной, которая вступает в реакцию с кислородом с образованием
электрический заряд. Разница заряда внутри и снаружи
создает напряжение. Это напряжение проходит по проводу к ЭБУ, который использует это
информацию, чтобы определить соотношение воздух-топливо и как отрегулировать подачу топлива.
Volvo представила автомобильные кислородные датчики в 1976 году, но они стала крайне необходимой в Соединенных Штатах в начале 1980-х годов, когда изменения в Законе о чистом воздухе. В середине 1990-х Закон о чистом воздухе был обновлен. опять же, что делает необходимыми дополнительные датчики. Сегодня многие легковые и грузовые автомобили могут иметь целых четыре датчика O2.
Сколько существует датчиков O2 и где они расположены?
С 1981 года большинство автомобилей производилось с одним кислородный датчик на ряд цилиндров. Это один на рядном двигателе и два на V-образный двигатель. Банки могут называться «левыми» и «правыми» или «передними» и «задними» в зависимости от того, как двигатель установлен в моторном отсеке.
Это расположен в выпускной коллектор или выхлопная труба и теперь известны как датчики «вверх по потоку» или «пред-катушки», поскольку они расположены перед каталитическим датчиком. преобразователь.
В соответствии с новыми нормами выбросов автомобили, начиная примерно с 1996 г.
, также обычно имеют датчики после каталитического нейтрализатора, теперь известные как датчики «нижнего потока» или «датчики после катализатора». Некоторые автомобили с однорядными двигателями могут иметь два датчика.
каждую позицию.
Как правило, последние модели легковых и грузовых автомобилей будут иметь один датчик выше по потоку и один датчик ниже по потоку на банк, всего два или четыре датчика O2 датчики.
Различные типы датчиков O2
К сожалению, это не так просто. В дополнение к
выше или ниже по течению и для того или иного берега датчики кислорода могут
быть узкополосным или широкополосным. Узкополосные датчики измеряют, только если воздух-топливо
смесь богатая, бедная или стехиометрическая. ЭБУ должен продолжать делать маленькие
корректировки для достижения правильного баланса в среднем. Широкополосный датчик может
сделать точное измерение того, каково на самом деле соотношение воздух-топливо, что позволяет
ЭБУ для более точной регулировки воздушно-топливной смеси.
Это приводит к лучшему
производительность и экономия топлива, а также лучшие выбросы.
Количество проводов в датчике также имеет значение. Многие ранние датчики O2 использовали только один или два провода. Более свежие примеры будут включать не менее трех проводов, один из которых предназначен для обогрева кислородного датчика. Кислородный датчик лучше всего работает при температуре около 650 градусов по Фаренгейту. До того как датчик прогревается до этой температуры, ЭБУ работает в режиме разомкнутого контура, где по сути, он угадывает, какой должна быть правильная топливная смесь. Когда датчик работает, существует замкнутый контур обратной связи, в котором ЭБУ реагирует на информацию к датчику, и датчик реагирует на топливную смесь, продиктованную ЭБУ. Нагрев датчика позволяет этому режиму замкнутого контура вступить в силу раньше, делая двигатель более эффективным больше времени.
Кислородные датчики также могут продаваться в комплекте, что
в жгут проводов на шасси автомобиля или как универсальные детали, которые должны
быть соединены и припаяны на место.
Первое, очевидно, будет легче
заменять.
Почему кислородные датчики выходят из строя?
Датчики кислорода должны существовать в довольно суровых условиях. сам датчик частично находится внутри очень горячего потока выхлопных газов и подвергается воздействию любое количество различных побочных продуктов горения. Остальная часть датчика болтается под автомобилем, где он подвергается воздействию всех видов грязи и мусора. Это нет удивляюсь, что иногда что-то идет не так. Сам датчик может засориться с твердыми частицами или разъеденными различными химическими веществами, с которыми он сталкивается. внешние части могут быть повреждены абразивной грязью и камнями.
Каковы симптомы неисправности кислородного датчика?
Некоторые признаки неисправности датчика кислорода малозаметны, но датчики кислорода можно проверить на наличие неисправности с помощью цифрового вольтметра.
Сниженные мили на галлон (миль на галлон)
Неисправный кислородный датчик может сохранить
двигатель автомобиля или грузовика от работы с максимальной эффективностью.
Неудачная проверка автомобиля
Первый признак того, что у вас плохие выбросы скорее всего будет неудавшаяся проверка автомобиля. Есть некоторые тонкие признаки того, что кислородные датчики не работают должным образом, и именно поэтому во время осмотра часто узнают о неисправном кислородном датчике.
Грубый холостой ход или стук двигателя / пинг из-за нарушения синхронизации двигателя
Неисправные кислородные датчики могут привести к поломке двигателя время, которое может вызвать некоторые тонкие признаки, такие как грубая работа на холостом ходу и детонация двигателя или пинг.
Индикатор проверки двигателя
Есть один
довольно явный признак неисправного кислородного датчика:
контрольная лампа двигателя.
Ваш датчик кислорода является наиболее вероятным виновником
когда загорается контрольная лампа двигателя.
Можно ли заменить кислородный датчик самостоятельно?
Замена датчика кислорода выполнима с некоторыми усилиями. Так как сильного нагрева выхлопных газов датчик может заклинить — практически приварил — на место. В этом случае для удаления могут потребоваться дополнительные усилия. новый датчик может поставляться с противозадирной рукояткой, которую вы можете применить вокруг threading, чтобы этого не произошло в следующий раз. Следите за тем, чтобы не попал жир на сам датчик, иначе он может работать неправильно.
В общем, вы хотите
быть очень осторожным с новым кислородным датчиком, так как все, что попадет на него или
в нем может помешать его нормальному функционированию. Как упоминалось ранее, универсальные датчики
потребуется больше времени для установки, так как они должны быть соединены с автомобилем
проводка вместо прямого подключения.
Нужна замена кислородного датчика?
Если вы нуждаетесь в Замена датчика кислорода, вы пришли в нужное место. 1А Авто не только знает все о датчиках O2 для автомобилей и грузовиков, но у нас есть самое высокое качество, самые надежные кислородные датчики послепродажного обслуживания. Мы несем вверх по течению кислородные датчики и многое другое для многих легковых и грузовых автомобилей, фургонов и других транспортных средств. внедорожники, и по отличным ценам!
Лучший автосервис в Пенсаколе!
Кислородные датчики вашего автомобиля могут быть причиной включения индикатора «проверьте двигатель». Узнайте больше об этих крошечных датчиках здесь.
Кислородные датчики являются одними из самых важных элементов вашего автомобиля. Датчик кислорода, разработанный в конце 1960-х годов компанией Robert Bosch, измеряет количество кислорода в жидкости или газе.
Хотя большинство владельцев автомобилей не понимают, что такое кислородный датчик и для чего он нужен, стоит знать, что этот простой маленький датчик является одной из наиболее распространенных причин, по которой загорается индикатор «проверьте двигатель».
В большинстве случаев новый индикатор «проверьте двигатель» может быть связан с неисправным кислородным датчиком или чрезмерными выбросами.
Вот что вам нужно знать о кислородных датчиках и почему так важно обращать на них внимание.
Что такое датчик кислорода?
Датчик кислорода измеряет количество кислорода в жидкости или газе. Мы уже рассмотрели это. Теперь вопрос в том, как именно он это делает. Правда в том, что процесс довольно прост.
Кислородные датчики изготавливаются из циркония и платины с керамическим покрытием. В настоящее время их можно найти на всех автомобилях, выпущенных после 1980 года. Датчик кислорода живет в системе контроля выбросов и отправляет обновления данных на компьютер внутри двигателя. Когда датчик O2 работает хорошо, он гарантирует, что ваш двигатель продолжает работать с максимальной производительностью и что выбросы постоянно контролируются.
Если датчик кислорода неисправен, загорится индикатор проверки двигателя.
Более того, автомобиль с неисправным кислородным датчиком не пройдет тест на выбросы.
Признаки того, что датчик кислорода неисправен
Когда датчик кислорода начинает выходить из строя, есть много очевидных признаков. Вот несколько наиболее распространенных показаний:
- Менее эффективная работа. Рывки при постоянном дросселе, плохой холостой ход, проблемы с запуском и т. д.
- Высокий расход топлива
- Проверьте индикатор двигателя на
В отличие от масляных и воздушных фильтров датчики кислорода не требуют регулярной замены. Вместо этого их следует заменять только тогда, когда они выходят из строя.
Поскольку они являются критически важным компонентом общей системы выбросов вашего автомобиля, а также потому, что они контролируют количество кислорода, присутствующего в ваших выхлопных газах, и передают эту информацию обратно на компьютер вашего двигателя (который затем регулирует соотношение воздуха и топлива вашего автомобиля).

