2Апр

Может ли помпа подсасывать воздух: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…

Воздушная пробка в системе охлаждения двигателя.

Двигатель не может бесперебойно работать без исправной системы охлаждения. При появлении в этой системе, по какой-то причине воздушной пробки, её нужно срочно удалить. Ничего хорошего двигателю она не принесёт. Признаками её появления может быть перегрев различных узлов у двигателя, или сбои в работе датчиков. Может также «сбоить» термостат, а салон Вашей машины будет прогреваться лишь частично. Всему этому виной, как раз и служит появление воздушной пробки. Понятно, что лучше её побыстрее убрать, но, не забудьте на этом этапе ещё и выявить причину её появления. Иначе, чуть позже, велика вероятность, что она снова появится в системе охлаждения, и двигатель Вашей машины, опять начнёт испытывать определённые проблемы.

Воздушная пробка в системе охлаждения двигателя. Причины её появления

Конечно, это далеко не одна причина. Ведь любой автомобиль, будь то «родной» для многих ВАЗ или «крутая» иномарка, это достаточно сложный механизм, в котором всегда есть чему ломаться. Так что, и воздушная пробка может проникнуть в систему охлаждения с разных направлений.

  1. Нарушение (даже, вроде бы, незначительное) герметичности в местах, где соединяются трубки со штуцерами или с патрубками. Жидкость, когда она проходит в процессе работы по трубке, снижает давление внутри этой трубки. А, это значит, что при плохой герметизации воздух обязательно попадёт внутрь такой системы. Так что, обязательно следует проверить все трубки и удостовериться в их полной герметичности.
  2. Пробка может возникнуть, если охлаждающую жидкость заменили неправильно, или, когда эту самую жидкость Вы дополнительно доливаете в систему.
  3. Бывает, что клапан, установленный в крышку на расширительном бачке, начинает работать неправильно, то есть попросту выходит из строя. Как результат, воздух он уже из бачка не выпускает, а, наоборот, впускает его туда. А, это прямая дорога в систему охлаждения.
  4. Может быть, помпа потеряла свою герметичность, и начала потихонечку подсасывать воздух. Или появились какие-то дефекты на радиаторе, которые вызвали его повреждение, а, значит и протекание, что опять же, позволяет воздуху напрямую войти в систему охлаждения.
  5. Прокладка блока цилиндров, это ещё одна уязвимая точка. Если она повреждена, то жидкость протекает уже из-под головки, при этом, выхлопная труба «парит» белым паром. В этом случае, охлаждающую жидкость можно найти в масляном картере, а содержимое расширительного бочка будет сильно бурлить.
Как убрать воздушную пробку? Несколько вариантов
  • Найдите поверхность с уклоном и установите на неё Ваш автомобиль. В таком положении горловина у радиатора должна оказаться в итоге, в верхней точке, что позволит воздуху подняться вверх. Это вполне естественный процесс.
  • Но, не для всех моделей авто этого будет достаточно. Ведь система охлаждения характеризуется замкнутым циклом, что не даёт воздушной пробке свободно двигаться в ней, так как внутреннее давление имеет большую силу, и прочно удерживает эту пробку. Здесь выход один – давление следует сбросить, что возможно лишь при разгерметизации всей системы. Сделать это удобнее всего на радиаторе, а точнее сказать, на его выходящем патрубке. В этой точке просто ослабляют немного соединение, и далее ждут момента, когда жидкость начнёт потихонечку вытекать.
  •  Можно решить эту проблему и по-другому, при наличии некоторого запаса охлаждающей жидкости. В этом случае, автомобиль всё так же устанавливают на небольшой бугорок, либо просто наезжают передними колёсами ОСТОРОЖНО

    на бордюр. Теперь, открываем аккуратно расширительный бачок, и наливаем туда охлаждающей жидкости прямо до максимальной отметки. После этого, скручиваем пробку с радиатора, что позволит воздуху из него выйти. При этом, двигатель нужно будет завести, а печку выставить на максимальный режим обогрева. Периодически двигатель перегазовываем, а Ваш помощник в этот момент должен наблюдать за расширительным бачком, выходят ли из него пузырьки воздуха.

     Ваша задача дождаться момента, когда воздух из печки, пойдёт в салон максимально горячий. В этом случае, термостат нормально отрабатывает, что позволяет полностью открыть задвижку. Ждём, пока из отверстия, предназначенного для сбора воздуха, жидкость начнёт вытекать полностью без пузырей, закрываем его, и добавляем в расширительный бачок снова жидкости, но уже до нужного уровня.

     Вот ещё полезное видео на эту же тему. Где Вам также расскажут, каким образом можно убрать воздушную пробку из системы охлаждения.

Признаки завоздушивания системы охлаждения двигателя: на что обратить внимание

Жидкостная система охлаждения двигателя является герметичной и представляет собой целый комплекс различных элементов, которые взаимодействуют между собой.  Также в зависимости от температуры ОЖ напрямую зависит циркуляция рабочей жидкости по малому или большому кругу.

Как правило, наиболее частыми неисправностями, с которыми сталкиваются автолюбители, является течь тосола или антифриза, а также разгерметизация и воздушная пробка в системе охлаждения двигателя.

В этой статье мы рассмотрим причины завоздушивания системы охлаждения двигателя, признаки, которые указывают на то, что в систему попал воздух, а также основные способы удаления воздушных пробок.

Содержание статьи

  • Воздух попал в систему охлаждения двигателя: основные признаки завоздушивания
  • Как убрать воздушную пробку из системы охлаждения двигателя
  • Полезные советы

Воздух попал в систему охлаждения двигателя: основные признаки завоздушивания

Для лучшего понимания начнем с общих принципов работы. Пока двигатель холодный, жидкость циркулирует только по рубашке охлаждения (специальные каналы в блоке цилиндров и ГБЦ), не поступая в радиатор. Циркуляцию обеспечивает водяной насос (помпа).

После того, как температура ОЖ достигнет определенного показателя, происходит срабатывание термостата, который открывает большой круг (жидкость проходит через радиатор). Если охлаждения ОЖ при движении по большому кругу недостаточно, тогда автоматически подключается вентилятор охлаждения двигателя (воздушное охлаждение).

При этом важно, чтобы система работала корректно, так как ее эффективности зависит поддержание оптимальной температуры ДВС, нормальное функционирование внутрисалонного отопителя (печки) и т.д.

Обратите внимание, указанные неисправности могут возникать по разным причинам, то есть двигатель начинает перегреваться не только по причине возникновения воздушных пробок, однако такую вероятность также не следует исключать.

Как и в любой другой жидкостной системе замкнутого типа, воздушные пробки могут привести к тому, что система перестает работать в нормальном режиме. В этом случае также значительно повышается риск перегрева мотора, перестает нормально работать печка.

  • Основным признаком образования воздушной пробки является перегрев двигателя. Другими словами, температура растет выше нормы, указатель температуры может подниматься до красной зоны. При этом при проверке уровня ОЖ в расширительном бачке никаких отклонений может быть не выявлено.
  • Также в холодное время года водитель может заметить, что теплый воздух в салон практически не поступает, хотя двигатель нормально прогрет.
    Это также указывает на то, что в системе охлаждения может быть воздух.

Так или иначе, но воздушная пробка не позволяет ОЖ нормально циркулировать по каналам системы охлаждения. В результате нарушенной циркуляции возникают те или иные неполадки. В рамках проведения диагностики системы охлаждения двигателя следует проверить уровень ОЖ в расширительном бачке, а также внимательно осмотреть отдельные участки системы.

Не допускается наличие утечек антифриза или тосола, каких-либо видимых повреждений шлангов и патрубков. Также нужно проверить надежность фиксации хомутов в местах соединений. Часто бывает так, что в систему попадает воздух именно по причине незатянутого или пришедшего в негодность затяжного хомута.

Еще отметим, что воздух может попадать через малозаметные трещины в резиновых патрубках, при этом интенсивных течей через эти трещины может и не быть. Обычно такие трещины сразу не видны, однако детальный осмотр или подача воздуха в систему под давлением для проверки позволяет выявить проблемные участки.

Также во время проверки следует уделить внимание помпе, проверить работу термостата и вентилятора охлаждения.

Если все в норме, тогда высока вероятность того, что печка не работает и мотор перегревается именно по причине воздушных пробок. В этом случае необходимо предпринять меры и «выгнать» такую пробку из системы охлаждения.

Как убрать воздушную пробку из системы охлаждения двигателя

Итак, начнем с простых автомобилей (старые иномарки, отечественный автопром). На таких авто удаление воздуха из системы охлаждения осуществляется следующим образом:

  1. Машину достаточно загнать на эстакаду. Сделать это нужно таким образом, чтобы передняя часть была немного приподнята.
  2. Далее на радиаторе нужно открутить специальную пробку, после чего двигатель можно запустить.
  3. После нескольких минут работы на ХХ воздух стравливается из системы охлаждения мотора.

При этом данный способ не поможет решить задачу на более современных автомобилях. На подобных ТС система охлаждения полностью замкнутого типа, то есть для развоздушивания воздух нужно «выгонять». Чтобы это сделать, можно пойти двумя путями.

Первый способ предполагает откручивание крышки расширительного бачка, затем двигатель с открытой крышкой работает на ХХ какое-то время, затем нужно сесть в автомобиль и интенсивно погазовать, поднимая обороты до 3-3.5 тыс. об/мин. Далее крышку нужно закрутить и проверить работу системы.

Если этот способ не помог, тогда ослабляется верхний патрубок, который идет от печки. Нужно быть готовым к тому, что начнет вытекать и сам антифриз. Далее двигатель запускается, при этом нужно следить, когда из вытекающей ОЖ пропадут воздушные пузырьки. Их исчезновение укажет на то, что воздушную пробку успешно удалили из системы. Давайте рассмотрим этот способ более подробно на примере модели ВАЗ «Калина».

Перед началом работ следует подготовить ключи для демонтажа пластиковых защитных элементов. Также потребуется наличие отвертки, чтобы отпускать и затем затягивать хомуты.

  • Итак, первым делом снимается пластиковая защита. Данная защита на указанной модели ТС прикрепляется к корпусу при помощи шпилек, которые имеют уплотнители из резины.
  • Далее с верхнего или с нижнего патрубка нужно снять хомут. Теперь следует открутить крышку расширительного бачка. Если двигатель горячий, соблюдайте осторожность, так как разогретая ОЖ может выплеснуться из бачка!
  • Затем горловина бачка накрывается чистой тряпкой. Далее на горловину следует натянуть подходящую трубку из резины. После этого нужно подать немного воздуха в бачок, дунув в трубку. Желательно делать это при помощи компрессора.

Помните, ОЖ является сильным ядом! Только в крайнем случае продувайте бачок ртом, при этом не допускайте попадания охлаждающей жидкости внутрь, в глаза или на кожу, не вдыхайте пары!

  • После подачи воздуха в бачок, из патрубка, с которого ранее был снят хомут, должен начать вытекать антифриз. После этого нужно убедиться, что в вытекающей ОЖ нет пузырьков воздуха, затем быстро накинуть патрубок на штуцер, поставить хомут на место и затянуть его. На этом этапе процесс развоздушивания можно считать завершенным.
  • Далее потребуется довести уровень ОЖ до нормы (обычно «на холодную» заливается на 4-5 мм. выше отметки «MIN», так как после прогрева ДВС жидкость увеличится в объеме и поднимется до отметки «MAX».

Рекомендуем также прочитать статью о том, как вымыть ржавчину из системы охлаждения двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах удаления ржавчины, накипи и других отложений из радиатора и других элементов во время промывки системы охлаждения мотора.

  • После этого двигатель можно завести и прогреть. В ряде случаев в рамках этой процедуры нужно немного накрутить крышку расширительного бачка, не затягивая ее. Затем следует дать силовой установке поработать на холостом ходу, периодически поднимая обороты. Данный способ позволит удалить излишки воздуха, которые могли образоваться при доливе жидкости.
  • Если все в порядке, крышку можно закрутить плотнее, однако не следует стараться затягивать ее слишком сильно.

Полезные советы

Чтобы с системой охлаждения двигателя не возникало проблем в процессе эксплуатации, а также для продления срока службы составных элементов (помпа, термостат), нельзя использовать вместо антифриза или тосола обычную воду. Также не рекомендуется заливать дистиллированную воду вместо антифриза. Такой водой следует исключительно разбавлять концентрат антифриза или тосола в нужной пропорции.

Еще важно помнить, что даже если система герметична, постепенно вода испаряется из системы через специальный клапан, что означает необходимость регулярного контроля уровня в расширительном бачке и периодического долива жидкости при необходимости. Не допускайте сильного снижения уровня охлаждающей жидкости!

При этом частый долив только дистиллированной воды для поддержания уровня приводит к тому, что плотность раствора понижается. Это может привести к замерзанию ОЖ в системе в зимний период. Чтобы этого не произошло, нужно проверять плотность ареометром. При необходимости плотность корректируется заливкой неразбавленного концентрата.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как промыть систему охлаждения двигателя своими руками. Из этой статьи вы узнаете о том, как выполняется промывка системы охлаждения, а также какие тонкости и нюансы следует учитывать в рамках выполнения данной процедуры.

Как правило, срок службы антифриза составляет 2-3 года (в зависимости от производителя, качества состава, состояния двигателя и т.д.). Например, попадание газов из камеры сгорания в систему охлаждения, сильный перегрев двигателя, общая загрязненность системы охлаждения, использование специальных герметиков для системы охлаждения типа «стоп-течь» и другие нюансы могут быстро привести свежую ОЖ в негодность.

Напоследок отметим, что система охлаждения, как и сам двигатель, требует периодического обслуживания с поправкой на определенные нюансы и особенности эксплуатации. Если в системе обнаружена грязь, замену охлаждающей жидкости двигателя необходимо осуществлять с промывкой.

Радиатор автомобиля также необходимо периодически промывать не только снаружи, но и внутри. Это позволит избавиться от ржавчины, накипи, продуктов распада антифриза или тосола и т.д. Результатом становится максимальная производительность системы охлаждения, что исключает перегревы мотора даже в самых тяжелых условиях, а также эффективная работа печки в зимний период.

4 причины вовлечения воздуха в насосную систему

Общеизвестно, что центробежные насосы, предназначенные для перемещения жидкостей, плохо справляются с перемещением воздуха. Насосы с вовлеченным воздухом могут столкнуться с множеством проблем, не говоря уже о головной боли для их операторов. Думаете, у вас может быть проблема с воздухом в насосе? Читайте дальше, чтобы узнать о симптомах и некоторых наиболее распространенных причинах попадания воздуха в вашу систему.

ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЕСЛИ В НАСОСЕ ПОПАДАЕТ ВОЗДУХ

Воздух внутри насоса, как правило, характеризуется шумной работой и чрезмерной вибрацией, что может привести к серьезным нежелательным последствиям.

По мере увеличения процентного содержания газа по объему производительность насоса снижается. Согласно Руководству по уходу за насосом Goulds, смесь всего 2% газа по объему вызовет падение производительности на 10%. Если вы заметили снижение производительности или «гравийный» шум во время работы насоса, возможно, у вас внутри воздух.

Мало того, что насосы с вовлеченным воздухом будут испытывать снижение производительности, серьезные случаи могут привести к поломке вала, выходу из строя уплотнения или ускоренной коррозии.

КРАТКИЙ СПИСОК ПУТЕЙ ВОЗДУХА ПОПАДАЕТ В СИСТЕМУ

Как же воздух попал внутрь системы? Ниже приведен список лишь некоторых способов проникновения воздуха внутрь.

СВОБОДНОПАДАЮЩИЙ РАЗРЯД

Свободнопадающий выброс или эффект водопада — это когда жидкость сбрасывается в приямок или бак рядом с линией всасывания насоса, которая всасывает жидкость из бака/приямка. Пузырьки, образующиеся при попадании жидкости в воду, втягиваются во всасывающую линию, вызывая проблемы в работе насоса. На приведенных ниже иллюстрациях из Руководства по уходу за насосом Goulds показаны варианты конфигурации напорной линии, позволяющие избежать этого эффекта.

В этом видео от Gorman Rupp показано, как свободно падающий напор может привести к попаданию воды во всасывающую линию.


УТЕЧКА ВСАСЫВАЮЩЕЙ ЛИНИИ

Воздух может легко попасть в насосы через неплотности всасывающей линии в коленях, суставах и т. д. Можно с уверенностью сказать, что если жидкость выходит, воздух определенно попадает внутрь. ПОГРУЖЕНИЕ
Погружные, погружные насосы или насосы в системах всасывания могут быть склонны к вовлечению воздуха, если не соблюдается минимальный уровень погружения в резервуаре/приямке. Когда уровень жидкости в резервуаре или яме достигает определенного уровня, может образоваться вихрь.

Это видео от Gorman Rupp хорошо показывает, как вихрь может образовываться на поверхности воды и двигаться вверх по всасывающей линии к самовсасывающему насосу выше.


ПРОДУКТ С ВНЕСЕННЫМ ВОЗДУХОМ

Эта проблема очень распространена в бумажной промышленности, но ее можно наблюдать и в других отраслях, где в перекачиваемом продукте присутствуют воздушные карманы. Вы мало что можете сделать, чтобы изменить продукт, чтобы успокоить помпу, но есть способы изменить помпу или процесс, чтобы сделать помпу более счастливой. Обязательно поговорите с инженером, имеющим опыт работы с текучими средами, чтобы он помог вам принять эти решения.

Количество воздуха, которое может перекачивать насос, зависит от насоса. Но одно можно сказать наверняка: все насосы для перекачки жидкостей работают лучше при отсутствии воздуха.

Если у вас проблемы с помпой, которая издает слишком много шума или чрезмерно вибрирует, спросите нас об этом! Мы с удовольствием предоставляем техническую помощь предприятиям в Висконсине и Верхнем Мичигане.

Плохая работа насоса? Это может быть воздухововлечение

Центробежные насосы являются довольно надежными элементами оборудования и обычно обеспечивают ожидаемые результаты при правильном выборе размера и установке. Но иногда, если не принять во внимание все факторы, можно обнаружить, что насос плохо себя ведет (т. е. насос чрезмерно вибрирует, не обеспечивает ожидаемого потока или даже получает серьезные повреждения). Одной из возможных причин является попадание воздуха в перекачиваемую жидкость.

Само собой разумеется, что насос, предназначенный для перекачивания жидкостей, особенно жидкостей, содержащих твердые частицы, не может быть хорошим воздушным насосом. Фактически, хорошо задокументировано, что всего 5% воздуха по объему могут снизить производительность центробежного насоса на 50%. И хотя никто намеренно этого не делает, в реальном мире иногда «происходит что-то», несмотря на все наши усилия, и, возможно, это требует исправления.

У вас есть проблемы с вовлечением воздуха в вашу систему? Техническая служба KSB готова помочь вам с диагностикой и решениями. Обращайтесь в сервисную службу KSB по всем вопросам, связанным с обслуживанием и ремонтом насосов.

«Очевидным» решением является увеличение скорости насоса или установка рабочего колеса большего диаметра. Хотя это может решить проблему в краткосрочной перспективе, это часто сопровождается другими побочными эффектами, такими как выход из строя подшипников или, в случае шламовых насосов, перекачивающих абразивные частицы, значительно повышенный износ. Поскольку износ является кубической функцией скорости, можно было бы разумно ожидать увеличения скорости износа шламового насоса на 73% при увеличении скорости всего на 20% (т. е. 1,2, возведенное в третью степень, равно 1,73). Предполагая, что ваш процесс не производит воздух или газообразные пары, давайте рассмотрим две распространенные причины.

Погружение

Все мы знакомы с явлением вращения или «завихрения» воды, когда она уходит в канализацию. Погружение, а точнее отсутствие достаточного погружения, может проявляться в виде вихря, выходящего из входа всасывающего трубопровода на свободную поверхность жидкости в баке. Этот вихрь имеет «воздушное ядро», которое позволяет воздуху втягиваться прямо во всасывающее отверстие насоса. Эти пузырьки воздуха вытесняют жидкость из линии всасывания, которая должна поступать в насос, что снижает производительность насоса.

Пузырьки также мигрируют внутри насоса в область самого низкого давления (например, в проушину рабочего колеса), где они препятствуют поступлению дополнительной жидкости, поступающей в насос, и еще больше снижают расход и эффективность. При исключительно низких концентрациях воздуха насос часто может смывать скопившийся воздух. Но если воздух накапливается быстрее, чем его можно смыть, воздух в глазу крыльчатки будет препятствовать проникновению новой жидкости. Это явление называется воздушной пробкой. Воздушная пробка не всегда постепенная. Он может проявиться внезапно, как только появится необходимое количество воздуха, и к высоким потерям добавляет эксплуатационную нестабильность.

Если кто-то может физически увидеть вихрь внутри своего резервуара, самое простое решение — увеличить уровень жидкости внутри резервуара. Энергия вихря может затем вязко рассеиваться до того, как она достигнет свободной поверхности жидкости внутри резервуара, тем самым закрывая этот путь для поступления воздуха в насос. Другим возможным средством является перевернутый всасывающий патрубок внутри резервуара. Каждое решение имеет свои плюсы и минусы, которые следует учитывать.

Воздух со свободных поверхностей

Более распространенные, но менее очевидные причины вовлечения воздуха включают неправильную схему трубопровода и методы эксплуатации, при которых воздух попадает на свободные поверхности. Рассмотрим иллюстрацию ниже.

В этом примере несколько физических характеристик в совокупности усугубляют ситуацию:

  1. Впускной трубопровод в бак расположен так, что он выходит прямо над местом всасывания насоса.
  2. Жидкость падает на относительно большое расстояние, прежде чем ударится о свободную поверхность жидкости внутри бака. При ударе жидкость втягивает воздух со свободной поверхности вглубь жидкости, уже находящейся внутри резервуара.
  3. Уровень жидкости в резервуаре исключительно низок, что еще больше увеличивает расстояние и, следовательно, энергию удара, поступающая жидкость должна упасть, прежде чем она смешается с жидкостью, уже находящейся внутри резервуара. Больше энергии удара коррелирует с большим количеством воздуха, отсасываемого со свободной поверхности.

На последней иллюстрации показаны возможные решения для этого источника вовлечения воздуха.

  1. Переместите входную трубу бака как можно дальше от места всасывания насоса.