Что означает «ПАО» и чем это масло отличается от других?
Уважаемые потребители!
Запросы о наличии товаров у нас на складе в Санкт-Петербурге и текущих актуальных ценах присылайте по электронной почте, звоните, присылайте по форме отправки заявок на странице «цены».
ПАО — это полиальфаолефины. Так называется базовое масло, которое получают при помощи химического синтеза из этилена (того самого, из которого изготовляют этиловый спирт). Оно не содержит примесей, зато имеет высокий индекс вязкости и минимальную испаряемость. Что это дает?
Целый ряд плюсов
— Естественная температура застывания у такого масла может быть очень низкой (их температура застывания достигает предела -60℃). Гораздо ниже, чем у синтетических масел без ПАО.
— Высокий индекс вязкости позволяет использовать масло в широком температурном диапазоне. Эти масла эффективно работают в условиях от -50℃ до +150℃, их по праву относят к скоростным и выносливым.
— Масло на основе ПАО отличается низкой летучестью, а потому меньше расходуется на угар.
Есть у полиальфаолефинов и минус. Производят их путём сложных химических реакций в специальных реакторах. Процесс ресурсозатратный, поэтому ПАО-масла дороже других базовых масел. Но если автомобилю нужна повышенная защита, преимущества перевешивают.
Масло с ПАО любят гонщики. Например, масло Rosneft Magnum Racing 5W-40 больше года испытывали на гоночных трассах, но сейчас его можно приобрести и для гражданского авто. Rosneft Magnum Racing — всесезонные полностью синтетические моторные масла на полиальфаолефиновой (ПАО) основе и современного пакета присадок.
Благодаря специально разработанному составу масло меньше окисляется, имеет низкий коэффициент трения и обеспечивает стабильный уровень давления в системе смазки двигателя. С ним ваш двигатель будет защищен даже при сверхнагрузках.
Какое масло можно считать синтетическим?
Отвечает начальник отдела технической поддержки и внедрения продукции ООО «РН — Смазочные материалы».
«Вопрос актуальный и важный. Споры на эту тему не утихают уже несколько десятилетий. Многие эксперты отрасли давно признали, что термин «синтетика» не относится к техническим, а является исключительно маркетинговым. И все-таки давайте попробуем разобраться в вопросе именно с технической стороны.
Когда мы говорим, что моторное масло «синтетическое», мы подразумеваем, что его «базу» (масло, которое служит основой) специально синтезировали. То есть, провели определенные химические реакции и в результате получили новые химические соединения, свойства которых позволяют использовать их в качестве базовых масел. Например, реакция полимеризации, когда из простых молекул углеводородов путем последовательного присоединения образуются большие молекулы новых веществ. Такая реакция применяется в части производства полиальфаолефиновых масел: из этилена получаем новое вещество 1-децен, и вот он уже является основой для производства многих масел с ПАО.
В процессе гидрокрекинга также протекают различные реакции: гидрирование углеводородов, крекинг, изомеризация… И они тоже приводят к получению новых веществ, которые можно использовать в качестве базовых масел. Например, переработка тяжелого вакуумного газойля в легкие углеводородные фракции (бензиновые, дизельные, базовые масла).
И полимеризация, и крекинг, и остальные перечисленные выше реакции относятся к реакциям органического синтеза. Поэтому к синтетическим маслам можно отнести не только полиальфаолефиновые (ПАО), но и масла III группы, получаемые в процессе гидрокрекинга».
Масла 3 группы
Особенностями 3 группы является увеличенный индекс вязкости, его значение превышает 120. Чем выше этот показатель — тем в более широком температурном диапазоне может работать полученное моторное масло, в частности, в сильный мороз. Зачастую на основе базовых масел 3 группы делают синтетические моторные масла. Содержание серы здесь менее 0,03%, а сам состав состоит на 90% из химически стабильных, насыщенных водородом, молекул. Название группы иногда звучит как VHVI (Very High Viscosity Index), что переводится как очень высокий индекс вязкости.
Таблица классификации базовых масел по API
Группа базового масла | Содержание серы, % | Содержание предельных углеводородов, % | Индекс вязкости |
Группа I | >0,03 | < 90 | 80-120 |
Группа II | ≤0,03 | ≥90 | 80-120 |
Группа III | ≤0,03 | ≥90 | >120 |
Группа IV | Полиальфаолефины (ПАО) | ||
Группа V | Другие, не вошедшие в группы I-IV (сложные спирты и эфиры) |
Индекс вязкости масла характеризует изменение внутреннего трения в объеме смазочного материала в зависимости от его температуры. Этот параметр косвенно указывает на стабильность смазки при изменении температурного режима, что определяет его технологичность.
О выборе моторного масла. – Xenum
О выборе моторного масла.
Полезные статьи
Подбор масла – самая обсуждаемая тема среди автомобилистов. Но обилие статей и обсуждений не добавляет ясности в этот вопрос, а зачастую, и вовсе сбивает пользователя с толку. Попробуем объединить информацию о допусках и спецификациях, свойствах и функциях моторного масла, практические рекомендации и советы в рамках одной обзорной статьи. Это поможет автовладельцам принять правильное практическое решение о выборе моторного масла накануне осенне-зимнего сезона.
О, как часто продавцы автомобильных магазинов сталкиваются с вопросом покупателя: «А какое масло лучше залить в машину?»! Чтобы ответить на него нужно, прежде всего, прояснить несколько простых вопросов об автомобиле. А именно: марку и год выпуска машины, бензиновый или дизельный двигатель, имеет ли автомобиль системы доочистки отработанных газов, на какую динамическую вязкость (HTHS) рассчитан двигатель. Задача упрощается если у автовладельца на руках есть руководство пользователя или он из других источников знает рекомендации производителя авто по типу моторного масла. Обычно это ссылка на международные стандарты (ACEA, API, ILSAC, JASO) и фирменные допуски автопроизводителя, а также рекомендованная вязкость по стандарту SAE J300.
Первое с чем нужно определиться это с вязкостью. С одной стороны это просто, так как цифры указаны на лицевой этикетке канистры любого моторного масла. С другой стороны сложно, так как отсутствует понимание: что эти цифры означают. Современные технологии позволили добиться стабильной вязкости в широком диапазоне температур. Поэтому почти все моторные масла являются всесезонными. Это практически снимает вопрос: зимнее или летнее масло выбрать. В обозначении вязкости есть две цифры (например: 5W-30). Первая влияет на способность двигателя провернуться стартером при холодном пуске. Особенно это актуально зимой. Современные рекомендации автопроизводителей, как правило, сводятся к 5W (0W). На практике – чем меньше первая цифра тем лучше. Иногда, если позволяет в рекомендациях производитель авто, можно использовать масло с вязкостью 10W. Как правило это не дорогие, полусинтетические масла. Но необходимо помнить, что зимой, при температуре ниже -25 градусов по Цельсию могут быть проблемы с холодным пуском двигателя. Вторая цифра означает степень вязкости моторного масла в разогретом двигателе, то есть при рабочей температуре. Условно ее (температуру) считают равной 100 градусам по Цельсию. Эта цифра влияет на толщину и стабильность масляной пленки. Чем выше вторая цифра, тем надежней защищен двигатель. Чем она ниже, тем больше экономия топлива.
Следующий пункт связан с наличием / отсутствием в данной комплектации автомобиля систем доочистки отработанных газов. Для дизельных машин это сажевые фильтры (DPF), для бензиновых – многоступенчатые каталитические нейтрализаторы (TWC и др.) Дело в том, что такие системы имеют мелкопористую структуру и редкоземельные металлы в составе наполнителя. Для таких автомобилей обязательно применение специальных малозольных моторных масел. Если использовать не подходящее моторное масло, сульфатная зола закупорит поры и сведет на нет полезную химическую активность наполнителя. Это приведет к преждевременному выходу из строя сажевого фильтра или катализатора. Владельцам таких машин следует обратить внимание на наличие спецификаций ACEA C1,C2,C3,C4. Даже японские автопроизводители ссылаются в мануалах на эти европейские спецификации.
Следующая важная характеристика масла это динамическая вязкость (HTHS). Масла делятся на полновязкие (обладают высокой степенью защиты деталей) и маловязкие (существенно экономят топливо). Единственная классификация, которая четко делит моторные масла по категориям это ACEA. Масла класса ACEA A1/B1, A5/B5 имеют малую динамическую вязкость и являются энергосберегающими.
Деление машин по принципу: бензин / дизель, сохранило актуальность только для рынков с нестабильным качеством топлива. К таким рынкам Россию относят и в Европе и в Японии. И хотя законодательно введены достаточно жесткие ограничения по содержанию серы в топливе, моторные масла с повышенным щелочным числом (именно это отличает дизельные масла) пока, не теряют актуальность. К слову, именно достаточное щелочное число позволяет не сокращать сроки замены масла. Но, надо учитывать, что такие сорта масла имеют высокую зольность, а значит, противопоказаны для машин с сажевыми фильтрами.
Споры о составе моторного масла (синтетика, гидрокрекинг, минеральное) на бытовом уровне, практически лишены смысла. Современные рецептуры моторных масел предполагают комбинацию базовых масел и присадок, иногда достаточно сложную. Поэтому обсуждать: на сколько, тот или иной продукт является синтетическим, практически бессмысленно.
Суммируя вышенаписанное, можно рекомендовать определенный алгоритм выбора масла:
1. Выяснить рекомендации производителя авто по применению моторных масел. Иногда этого бывает достаточно.
2. Определиться с вязкостью, учитывая пробег и условия эксплуатации.
3. Учесть наличие \ отсутствие на машине систем доочистки отработанных газов.
4. Определится с динамической вязкостью. Это к вопросу: что для Вас важнее, экономия топлива или ресурс двигателя. Важно при этом учитывать конструктивные особенности автомобиля (рекомендации производителя).
5. Уже зная, какое масло нужно, определиться с маркой (брендом).
И, в заключение, несколько полезных советов, которые помогут Вам эксплуатировать автомобиль долго, эффективно и безопасно. Сократите межсервисный интервал с рекомендованных 15000 км. до 7000-8000 км. Это увеличит ресурс двигателя и избавит от непредвиденных поломок, а так же подстрахует при заправке не качественным топливом или не совсем удачном выборе масла. Следите за чистотой двигателя, – это напрямую влияет на его «здоровье». Не пренебрегайте промывками при смене масла. Ведь далеко не все отложения в масляной системе способно отмыть свежее моторное масло. Кроме-того, если оставить вредные отложения в двигателе, то они быстро окислят даже качественное, синтетическое масло и значительно сократят его ресурс. Используйте качественный масляный фильтр. Его ресурс не должен оказаться меньше ресурса масла! В некоторых случаях, при чрезмерных нагрузках, вполне оправдано использовать дополнительную защиту – твердую смазку (микрокерамику, графит и др.) или маслорастворимые модификаторы трения. Такие технологии доказали свою эффективность! Отнеситесь ответственно к обслуживанию своего автомобиля и он ответит Вам долгой и безотказной работой.
Новости химии и техники: Наука и технологии
Наука и технологии
- 13 марта 2006 г.
- Том 84, номер 11
- р. 38
ЧТО ЭТО ЗА МАТЕРИАЛ?
Стив Риттер
Хосе Луис Пелаес/Фотодиск |
Знаете ли вы, где находится щуп вашей машины? Если ответ положительный, помните ли вы, когда в последний раз смотрели на него?
В былые времена люди регулярно проверяли уровень моторного масла в своих автомобилях и добросовестно меняли масло и фильтр каждые 3000 миль. Но теперь, с новыми конструкциями двигателей, которые требуют меньше обслуживания, улучшенными моторными маслами и повсеместными 15-минутными мастерскими по замене масла, многие люди отказались от рутины открывать капот, чтобы проверить масло или заменить его самостоятельно.
Почему моторное масло? Вязкая жидкость выплескивается из стратегически расположенных отверстий в двигателе или разбрызгивается с движущихся частей, образуя тонкую пленку на металлических поверхностях. Основная роль моторного масла заключается в снижении трения и предотвращении коррозии. Но масло также служит для рассеивания тепла и удерживания во взвешенном состоянии микрометровых побочных продуктов износа двигателя (металлические частицы), сгорания (сажи) и продуктов разложения масла.
Но что такое моторное масло? Проще говоря, это около 90% парафинового (тяжелого) углеводородного базового сырья, перегоняемого из сырой нефти, а оставшаяся часть составляет «пакет присадок», отмечает Деннис Л. Бачелдер из Американского института нефти (API). Длины углеводородных цепей варьируются в зависимости от желаемых свойств масла, но базовые масла обычно содержат набор линейных и разветвленных соединений в C 9Диапазон от 0031 16 до C 50 .
Базовые акции делятся на пять групп, отмечает Бачелдер. Группы I-III представляют собой основные фракции сырой нефти, с незначительной дополнительной переработкой для группы I и некоторым количеством крекинга для группы III. Масла групп IV и V называются «синтетическими», потому что они были подвергнуты нескольким процессам синтетической очистки. По его словам, группа IV состоит исключительно из поли(α-олефинов), а группа V представляет собой универсальную группу, в которую входят сложные эфиры полиолов и полиалкиленгликоли.
Спецификации и сертификаты важны, когда речь идет о моторном масле, и множество национальных и международных организаций устанавливают стандарты и проводят оценки. Рейтинги API включают изменяющиеся характеристики масла для бензиновых двигателей (в настоящее время обозначаемых как SM) и дизельных двигателей (в настоящее время CI-4).
Классы масел основаны на стандартах вязкости, установленных Обществом автомобильных инженеров (SAE). Классы масел основаны на диапазоне вязкости при стандартной температуре; чем выше вязкость, тем выше номер класса SAE. Эти числа в диапазоне от 0 до 50 и выше называются «весом» моторного масла.
Масса масла в холодную погоду обозначается буквой «W», что означает «зима», например, 10W, которая измеряется вязкостью масла при 0 °F. Вес для теплой погоды основан на вязкости, измеренной при 210 °F. Раньше масла продавались в основном как односортные продукты, и до сих пор они предназначены для некоторых специальных применений, таких как экстремальные погодные условия или для гоночных автомобилей. Но диапазон вязкости односортных масел слишком ограничен для общего применения. Вот где на помощь приходят всесезонные масла.
Высокомолекулярные полимеры (присадки для улучшения индекса вязкости), такие как поли(метилметакрилат) и сополимер этилена и пропилена, добавляются к базовому маслу с низкой вязкостью для создания всесезонных масел, способных работать в густых и тонкий. По словам Бахельдера, при низких температурах каучукоподобные полимерные молекулы существуют в виде скрученных клубков и не сильно загущают масло. Но при более высоких температурах они расширяются до более линейных случайных витков, чтобы предотвратить слишком сильное разжижение масла. Таким образом, общие всесезонные названия, обозначаемые двумя номерами классов, — это 5W-30 для более холодного климата (ниже 0 °F), 10W-30 для промежуточного климата (до 0 °F) и 20W-50 для более теплого климата (ниже 0 °F). до 32°F).
Теперь о присадках. Одним из основных классов присадок к моторным маслам являются феноксиды металлов, такие как RC 6 H 4 ONa, где R представляет собой алкильную цепь. Эти соединения играют несколько ролей, в том числе действуют как основания для нейтрализации кислот, образующихся из соединений серы в масле, и для предотвращения окисления углеводородов, которое может привести к образованию шлама. Феноксиды и их аналоги сульфатов и карбоксилатов также служат детергентами, помогающими растворять или суспендировать сажу и переносить твердые частицы в масляный фильтр для удаления из потока масла.
Другим ключевым классом присадок являются противоизносные присадки, такие как диалкилдитиофосфаты цинка, Zn[S 2 P(OR) 2 ] 2 , где R представляет собой линейную или разветвленную алкильную группу. Эти соединения образуют сшитый защитный слой микрометровой толщины на металлических поверхностях под высоким давлением для защиты от истирания. Соединения цинка и различные амины, такие как дифениламин, также служат ингибиторами коррозии и антиоксидантами.
Как и в случае с другими видами потребительских товаров, множество присадок к моторным маслам, которые продаются в местном магазине автозапчастей, варьируются от полезных до змеиного масла. Можно предположить, что если бы присадка была полезной, она уже была бы в масле или имела бы одобрение нефтяной компании.
Наконец, животрепещущий вопрос о моторном масле: как часто его нужно менять? Принято считать, что масло следует менять примерно каждые 3000 миль. Это понятие десятилетиями укоренялось в головах людей, отчасти как маркетинговый ход нефтяных компаний. Интервал в 3000 миль имел смысл, когда в двигателях использовались масла без моющих присадок. Но с новейшими маслами и конструкциями автомобилей больше нет необходимости менять масло так часто при нормальных условиях вождения.
«Вы можете менять масло каждые 3000 миль, если вы действительно требовательны, но мы рекомендуем менять его каждые 5000 миль», — прокомментировали Том и Рэй Мальоцци, эрудированные жиросжигатели популярной программы National Public Radio «Car Talk, «на шоу в прошлом году. «Если вы меняете его чаще, вы просто тратите деньги впустую и создаете проблемы с утилизацией», — отметили они. Они рассматривают возможность пересмотра своей рекомендации до 7500 миль. Синтетические масла из-за их лучших свойств требуют замены реже, с интервалом до 25 000 миль и более. В конце концов, лучший совет относительно типа используемого масла и частоты замены масла — это следовать рекомендациям производителя в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
- Новости химии и техники
- ISSN 0009-2347
- Copyright © 2010 Американское химическое общество
Моторное масло без масла? | LIQUI MOLY
- 11.10.2022
- Продукция
Почему моторные масла становятся все жиже и жиже, и почему моторное масло может перестать содержать масло в какой-то момент
Тенденция к все более жидким моторным маслам для снижения расхода топлива и выбросов. Но двигатель тоже должен быть рассчитан на такое масло, иначе есть риск дорогостоящей поломки. Однако моторное масло не может стать произвольно жидким — по крайней мере, если оно основано на масле. Оливер Кун, заместитель начальника лаборатории масел LIQUI MOLY, объясняет предысторию.
Что делать с густым или жидким моторным маслом?
Oliver Kuhn: Вязкость моторного масла обозначается двумя цифрами, например 5W-30. Первое число с буквой «W» означает низкотемпературную вязкость, т. е. насколько текучим является масло при низких температурах. Второе число представляет высокотемпературную вязкость, т. е. насколько текучим является масло при высоких температурах. К обоим числам относится следующее: чем оно выше, тем более вязкое, т. е. более густое масло. И наоборот: чем меньше число, тем жиже масло.
Почему моторное масло становится все жиже и жиже?
Оливер Кун: Это связано с производителями автомобилей и их усилиями по дальнейшему сокращению выбросов транспортных средств. Чем жиже моторное масло, тем меньшее усилие необходимо приложить двигателю для его прокачки. Это снижает расход топлива. Эффект невелик, но разбавленное масло — одна из многих корректировок, которые автопроизводители вносят для повышения эффективности своих автомобилей. Наша задача как производителя масел состоит в том, чтобы разработать моторные масла, которые были бы маловязкими, но при этом обладали бы требуемыми характеристиками.
Но как такое жидкое масло может обеспечивать достаточную смазку?
Оливер Кун: Этого можно добиться только с помощью самой современной технологии смазочных материалов. Моторные масла состоят из двух основных компонентов: базового масла и пакета присадок. В прошлом основным компонентом моторного масла было базовое масло, но сегодня это пакеты присадок. Они отвечают не только за очистку и защиту от коррозии с помощью маловязких масел, но также за охлаждение и смазку. Базовое масло, т. е. собственно масло, в этом случае представляет собой не более чем жидкость-носитель для пакетов присадок. Почти треть современных масел состоит из пакетов присадок.
Что произойдет, если я залью такое жидкое масло в двигатель, который для этого не предназначен?
Оливер Кун: Если двигатель не предназначен для этой цели, вам определенно не следует этого делать. Это связано с тем, что масляная пленка слишком тонкая для двигателя. Он не выдерживает нагрузки и ломается. Потрескавшаяся масляная пленка означает значительно повышенный износ, который может распространиться на заклинившие подшипники. Это, в свою очередь, может привести к косвенным повреждениям вплоть до серьезного отказа двигателя.
Что произойдет, если я залью в двигатель слишком густое масло?
Оливер Кун: Фактическая смазка здесь не представляет большой проблемы, за исключением того факта, что расход топлива увеличивается. Но чтобы протолкнуть густое масло через маленькие масляные каналы, предназначенные для жидкого масла, масляному насосу приходится работать больше. В результате он может перегрузиться и выйти из строя. А то двигатель совсем без смазки.
Как узнать, какое масло подходит для автомобиля?
Оливер Кун: Глядя в руководство, вы можете увидеть, какая спецификация масла требуется. Или просто воспользуйтесь бесплатным справочником по маслам на сайте www.liqui-moly.com. Всего несколько щелчков мышью — и все, что вам нужно, чтобы получить обзор подходящих масел.
Насколько жидким может быть моторное масло?
Оливер Кун: Это интересный вопрос. Самая низкая вязкость, указанная в настоящее время для моторного масла, составляет 0W-8. Это практически односегментное масло. Помимо смазки, трудность здесь заключается прежде всего в испарении, потому что чем жиже масло, тем легче оно испаряется. С 0W-8 этот баланс почти сохраняется. Для еще более низкой вязкости, вероятно, потребуется совершенно другая химия, которая тогда больше не будет основываться на масле. В любом случае, 0W-8 ограничен японским рынком. На сегодняшний день только японская организация автомобильных стандартов JASO опубликовала спецификации для 0W-8, но до сих пор этого не сделали ни европейская ассоциация автопроизводителей ACEA, ни американский API. Кроме того, 0W-8 предназначено только для бензиновых двигателей. Для дизельных двигателей 0W-20 в настоящее время является самой низкой вязкостью. Это связано с тем, что там большая нагрузка.
Такие моторные масла используются, в частности, в автомобилях. Как насчет мотоциклов, коммерческого транспорта и лодок?
Оливер Кун: Безусловно, большая часть работ по разработке маловязких моторных масел ведется в секторе легковых автомобилей. Хотя и существует тенденция к более жидким маслам в грузовых автомобилях, она происходит намного медленнее. Здесь есть большая озабоченность по поводу компромисса между экономией топлива и повышенным износом. Также есть тенденция к более жидким маслам для мотоциклов, но только до xW-30. Это также связано с тем, что на многих моделях моторное масло также смазывает трансмиссию и поэтому должно обладать особыми свойствами. А для лодок вообще не нужна низкая низкотемпературная вязкость — мало кто отваживается выходить на воду при минус 20 °C. Более того, технологии двигателей там не меняются так быстро, как в автомобилях.