Судьба самоделок: куда делись самодельные машины ХХ в
Гримасы плановой экономики ХХ ст. оставили фанатам автомобилизма невероятное наследие – целый автопарк автомобилей самостоятельного изготовления. Журналисты «Авто24» решили выяснить, как сложилась судьба машин, построенных гражданами собственными руками и «на века».
Искать самодельные машины прошлого в наши дни было нетрудно. В своих архивах мы подняли названия машин и фамилии авторов самых интересных конструкций – и поискали их в Интернете. И выяснилось, что несмотря на полвека времени, многие из этих машин живы и здоровы. И более того – некоторые успешно эксплуатируются.
В настоящее время состоятельные поклонники автомобильной истории создают целые музеи самодельных автомобилей. Оказывается, таких машин сохранилось немало.
Читайте также: Самоделка из коляски: квадроцикл с комфортом
«Балтика»
Автомобиль классического облика был построен в 1978 г. в нынешнем г. Днепр инженером Виталием Васюченко. Были использованы агрегаты «Волги» ГАЗ-21 и элементы кузова «двадцать четверки» и «Жигулей». Наружные панели в основном из стеклопластика. Машина активно эксплуатировалась вплоть до начала века, но после того, как владельца не стало, в течение 12 лет простояла в гараже.
Автомобиль «Балтика» из г. Днепра выпуска 1978 г. прошёл реставрацию и теперь украшает экспозицию. Семья автора подарила машину музею.
Несколько лет назад жена конструктора подарила машину местному музею «Машины времени». В целом семейный автомобиль неплохо сохранился, а в музейной мастерской машину полностью привели в порядок, покрасили и восстановили. Теперь это один из ходовых экспонатов музея.
«Муравей»
Эту интересную во многих смыслах амфибию построил житель Изюма на Харьковщине Григорий Шкарупа. Произошло это еще в 1975 году, когда ветеран Второй Мировой войны наконец-то воплотил в жизнь свою еще военную мечту о машине, которая может сходу форсировать водные преграды. Небольшой автомобиль поражает добротностью и основательным подходом к конструированию. Металлический кузов, причем – из легкого дюралюминия, трансмиссия с большим передаточным числом, независимая подвеска всех колес и максималка на воде 15 км/год, что очень неплохо для амфибии.
«Муравей» много лет бегал по дорогам Слобожанщины и плавал тамошними водоемами. Но после полной реставрации он снова в строю.
В конструкции использован оппозитный двигатель мотоцикла К-750, вторая коробка передач ИЖ-56, ходовая часть мотоколяски С-3Д. В течение 1970-80-х годов автомобиль не только постоянно использовался по назначению, но и участвовал в выставках и слетах любителей СамАвто.
После того, как конструктор ушел из жизни, его наследники передали машину в музей. Собственно сейчас уникальный автомобиль является экспонатом музея “Машины времени” в г. Днепр, где два года назад завершилась полная реставрация амфибии.
Читайте также: Автомобили-самоделки: откуда они брались
“Лосёнок”
«Лосенок» — потому что автора проекта, инженера-рекетостроителя, звали Иван Лукьянович Лось. Это последняя, четвертая версия самоделки с таким названием, построенная в середине 1980-х годов. По агрегатам это «Запорожец», по кузову – практичный компактвен. Здесь поражает минимум деталей фабричного производства, даже диски колес были ручной работы.
Лосенок вверх ногами перевернул все каноны проектирования автомобилей в далеких 1980-х. Еще бы – его проектировал инженер-ракетчик.
Максимально оригинальным получился кузов: чтобы сесть на передние сиденья, нужно открыть небольшую дверь и откинуть лобовое стекло. Задняя дверь сдвижная и открывающаяся вместе с крышей, что очень удобно, особенно если учесть небольшие внешние габариты машины. В пору своей молодости машина была, как теперь сказали бы, медийной – о ней писала пресса, ее показывали по ТВ и при каждой остановке на улице она собирала вокруг себя небольшие толпы поклонников.
В настоящее время самого конструктора уже нет среди нас, но его автомобиль в полном порядке после основательной реставрации хранится в его семье.
«Фламинго»
Автомобиль, родившийся в 1984 г. в Донецке, привлекает внимание прежде всего кузовом фастбэк. Построивший его А. Колесник использовал двигатель и другие агрегаты от ВАЗ-2101. Авто имеет металлический кузов, в конструкции которого тоже использованы «вазовские» элементы. Два года назад автомобиль в состоянии «на ходу» продавался опять же в Донецке, причем видно, что он пережил фейлифтинг, заметно освеживший его экстерьер.
Самодельный автомобиль 1984 года «Фламинго», о котором мало известно, неожиданно всплыл на сайте объявлений на своей родине — в Донецке.
«Лань»: место в музее
Это был один из первых стеклопластиковых автомобилей на территории Украины. Год его постройки – 1972-й, и что интересно, это была одна непубличная машина – ее владелец обходил тусовки коллег-самодельщиков. Автомобиль эксплуатировался в Луганской области до 2000-х годов, затем некоторое время простоял в гараже. Где его и обнаружили уже в середине 2010-х. Машину «освежили» снаружи, и она была выкуплена владельцем частной коллекции из Киева. Здесь ее поставили на ход и теперь она одна из самых интересных экспонатов.
Скромную луганскую «Лань» спасло то, что она имеет пластиковый кузов плюс перерыв в эксплуатации в самые трудные годы.
Резюме АВТО24В том, что автомобили гаражного (а также квартирного, подвального, сарайного и чердачного) изготовления живы до сих пор, на самом деле ничего удивительного. Неправда, что они делались «на коленке» — из-за невозможности провести полноценные расчеты самодеятельные конструкторы часто закладывали в них чрезмерный запас прочности и ресурса. Свою роль сыграл и популярный в 1970 – 1980-е стеклопластик – как основной материал для кузова. Нельзя сказать, что он не поддается старению, но кузов из него все равно сохраняется лучше, чем стальной. То есть можем надеяться, что старые гаражи откроют нам еще не один уникальный автомобиль штучной работы.
Читайте также: Новую коллекцию самодельных авто показали в Днепре
Советские авто-самоделки. — Анархия — мать порядка.
— LiveJournalУ меня к ним двойственное отношение. Большинство из самоделок того времени откровенно убоги, и базировались на двух китах — рукатом мужике и общем убожестве и нищете советского быта. И называлось это «я слепил тебя из того, что было…». С другой стороны нельзя было не восхищаться некоторыми самородками, которые лепили не абы что, а реализовывали свою мечту на доступной элементной базе, решая довольно сложные конструкторские задачи в гаражных условиях. Одним из таких самородков был Александр Кулыгин со своей знаменитой «Панголиной».Инженер по образованию, электрик во Дворце детского творчества г.Ухта по профессии, руководитель кружка технического творчества по совместительству, Александр Кулыгин, создав в 1979 году шестиколёсный вездеход «Ухта», в 1980 замахнулся на постройку спорткара, образцом дизайна которого послужила знаменитая Lamborghini Countach от Бертоне.
Не имея материальной базы для копирования среднемоторной компановки итальянского суперкара, Кулыгин сумел создать стилистическое подобие на агрегатах «Жигулей» с передним расположением двигателя и кузовом «универсал».
Автомобиль был назван «Панголина». Машина имела ходовую и двигатель объёмом 1,2 л. и мощностью 62л.с. от ВАЗ-2101. Но, благодаря отменной аэродинамике и малому весу стеклопласткового кузова, развивал скорость до 180 км/ч.
Впервые показав своё творение в 1981 году Кулыгин регулярно участвовал в пробегах «самоделок» в последующие годы.
Поскольку «нос» Панголины был сильно покатый и двигатель от ВАЗ под него никак не мог поместиться, то роль «капота» исполнила поднимающаяся на гидравлике передняя панель, снабжённая серьёзной шумо- и теплоизоляцией. Мотор, фактически, разместился «в базе»(сильно сместившись назад) но не сзади, а спереди.
Судьба самого Александра Кулыгина сложилась непросто. Вывезя «Панголину» по железной дороге в Москву(поскольку дорог, пригодных для проезда в 1981 году из Ухты не было), Александр несколько лет кряду выезжал к своей машине на автопробеги, потом получил (на волне перестройки) предложения от конструкторских бюро ВАЗа и АЗЛК. Решил остаться в Москве и с конца 80-х до середины 90-х работал на «Москвич». Не прижившись в среде советских престарелых «художников-конструкторов» Кулыгин в 1997 году уезжает в США, где организовывает маленькую дизайн-конторку по изготовлению и продаже «кит-каров»(пластиковые наборы кузовных деталей для самостоятельной сборки). В 2004 году 13 декабря в половине десятого утра, в городе Нью-Йорке, по дороге на работу на своей «Ямахе» разбился насмерть по вине водилы, который повернул не глядя в зеркала…
«Мурена» – самодельный двухместный автомобиль с полностью разборным стеклопластиковым кузовом, сконструированный Николаем Дорошенко (Сумы). Автомобиль был оснащен двигателем от ЗАЗ-966, коробкой передач от ЗАЗ-968, передний мост был позаимствован у мотоколяски СЗД.
Тритон – уникальная самодельная амфибия, созданная Д.Кудрячковым (Москва). В отличии от других автомобилей этого класса, на воде машина представляет собой быстроходный катер-глиссер с водометным движетелем, способный развивать на воде скорость в 50 км/ч.
Машина изначально оснащалась двигателем от ГАЗ-21, работавшим в паре с коробкой передач от ЗАЗ-968, и позволявшим по суше разгоняться до 110 км/ч. Число пассажирских мест – 4, т.н. «гостевых» (во время плавания или стоянки) – 8. Расход топлива составлял 12 литров на суше и 34-38 литров на воде.
«Лайка» (~1969) – двухместный седан, сконструированный Б.Деркачевым из г.Кинень, Куйбышевской (Самарской) области. В основе конструкции автомобиля лежала цельнометаллический каркас кузова, сваренный из труб круглого сечения. Крыша малолитражки откидывалась вверх, имелась возможность снять её полностью, стекла в хорошую погоду убирались под крышу. В качестве силовой установки использовался двигатель от мотоколяски СЗА (ИЖ), от неё же седану достался привод и балансиры, главная передача перекочевала с мотороллера ТГ-200.
Кузов «Лайки» был обшит алюминием, боковые стекла изготовлены из оргстекла, лобовое и заднее стекла позаимствованы у ГАЗ-51. В конструкции машины предусматривалось два багажника: в передней части кузова и в салоне над двигателем, имелся полный набор электрики (6 вольт), фары, фонари, стеклоочиститель, необходимые приборы и зеркала. Ветровое стекло в зимнее время обдувалось теплым воздухом от двигателя.
Несмотря на небольшой размер колес и низкую мощность двигателя, машина отличалась довольно хорошей проходимостью, во многом благодаря высокой посадке и небольшому весу конструкции.
«Муравей» – самодельный автомобиль вагонной компоновки, сконструированный и построенный конструкторами Молчановым и Ивченко. Машина приводилась в движение двигателем от мотоцикла ЯВА-354, расположенным в задней части сзади кузова. При изготовлении кузова создатели Муравья использовали трубы диаметром 45 мм для каркаса, фанеру для бортов и листовую сталь для передней часть. От мотоколяски СЗА автомобилю досталась независимая подвеска всех колёс.
Интересна не только уникальная на момент создания конструкция кузова, но дизайн машины: оригинальные формы кузова без дверей, утопленные фары, отлично подобранные пропорции. Машина была собрана в одном экземпляре, выставлялась в Москве, снималась в кинофильмах, участвовала во всех парадах самодельных автомобилей и даже использовалась как грузовик для перевозки кондитерских изделий.
Автомобиль В.Безрукова (1984-87) – универсальный, заднеприводный автомобиль повышенной проходимости с передним расположением двигателя, сконструированный В.Безруковым (Електроугли, Московская область) на базе узлов и агрегатов ЛуАЗ-969 (задний мост, колеса), УАЗ-469 (карданный вал, элементы подвески), ЗАЗ-968М (двигатель, коробка передач, элетрооборудование), Москвич-412 (тормозная система) и других серийных автомобилей. Кузов, рама, оригинальный механизм открывания дверей и многое другое изготовлено автором самостоятельно.
.pics.livejournal.com/skif_tag/19770500/6
«Джип» (1981) – самодельный автомобиль для путешествий, сконструированный инженером-конструктором ЕрАЗа Станиславом Холшаносовым (Ереван, Армения). Заднеприводный вездеход создавался по принципу «просто и надежно», в конструкции применялась пространственная рама, обшитая наружними панелями из алюминия. В качестве силовой установки был применен двигатель от ВАЗ-2101, от «Жигулей» автомобилю досталась и коробка передач, задний мост, электрика и фары.
А ещё наши люди в кино видели трейлеры, в которых можно было путешествовать…
Некоторые поделки вызывают ироничную улыбку, другие — весьма интересны и копируют некоторые популярные зарубежные автомобили тех лет…
Автомобиль автора Гулом-Ака на первомайской демонстрации. Узбекистан 1958 год.
Вездеход Гулом-Ака. 1968 год.
Самодельный автомобиль “Пони”, участник VII всесоюзного парада-конкурса любительских авто-мотоконструкций на приз журнала ЦК ВЛКСМ “Техника-молодежи”. 1969г.
Самодельный автомобиль «Пульсар» 1983 год.
Гепард 1966-1968. Была построена серия однотипных авто на агрегатах от Запорожца (ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968).
Труд 1964. У этого авто самодельный трехцилиндровый двигатель.
ГТЩ 1969. Гранд-Туризмо Щербининых. Построен на базе «Волги» ГАЗ-21.
Протон 1985. Электро-автомобиль с двигателем от погрузчика и аккумуляторами от тяжелой техники.
Два автомобиля Геннадия Хаинова и Дмитрия Парфёнова. 1985 год.
Панголина в музее
Самодельные станки и приспособления Архивы
Блокирующий упор для настольной пилы
За годы, прошедшие с момента постройки упора для настольной пилы, меня время от времени спрашивали, не отклоняется ли он в сторону при использовании. Этот в…
Как сделать угловой зажим
Если по какой-то причине вы хотите сделать рамку с фаской, например, рамку для картины, вам просто необходим простой в использовании угловой зажим. Но п…
Как сделать направитель для сверла
Или вы можете назвать это переносным сверлильным станком. Мне нужно это, чтобы просверлить несколько точных отверстий в моем новом верстаке, но я мог бы использовать его …
Изготовление идеальной доски из перьев
«Разве ты только что не сделал перьевую доску, Джон?» Вы можете спросить. И я сделал, как раз на прошлой неделе. Но в одном из тех редких…
Как сделать перьевую доску
Не могу вспомнить, где я видел такую перьевую доску, но она давно у меня в списке дел. Концепция проста…
Как заточить пилу
Затупившиеся пильные полотна? Надоело их посылать? В этой статье я использую алмазный круг на своей настольной пиле, чтобы заточить твердосплавные пилы до …
Восстановление шпинделя шлифовального станка
Шпиндельная шлифовальная машина хорошо послужила мне за более чем 10 лет владения ею. И кроме желания поэкспериментировать с изготовлением…
Эксперимент с низкоскоростной шлифовальной машиной
Не могу вспомнить, где я это видел, но эта идея основана на имеющемся в продаже продукте, который работает таким же образом. Это о…
Изготовление соединительного дюбеля
Специально для этого проекта я купил беспроводной фрезер чуть больше года назад. Да, иногда (часто) требуется так много времени, чтобы…
Изготовление приспособления для заточки стамески/рубанка
Нужны острые стамески? Самолеты? Кто нет, верно? Этот джиг является ответом. Это не только делает эти инструменты безумно острыми, но и…
Изготовление простого стола для сверлильного станка
Я сделал этот стол для сверлильного станка около девяти лет назад: И я переписываю эту статью, чтобы заменить оригинал, который я написал в ответ …
Изготовление приспособления для шипа для настольной пилы
Самое замечательное в создании собственных инструментов и зажимных приспособлений — это возможность либо изменить их в соответствии с новой ситуацией, либо создать из. ..
Как сделать прецизионные салазки под углом (обновлено)
Станция для торцовочной пилы — мой незаменимый инструмент для выполнения точных прямых и угловых разрезов на узких заготовках. Он может работать с досками до…
Как сделать салазки для настольной пилы
Я отношу это в экспериментальную категорию, потому что, хотя оно работает хорошо, оно далеко от оптимального. Моя нехватка…
Изготовление мини-салазок для настольной пилы — версия Deluxe
Когда я делал оригинальные мини-салазки для настольной пилы, я в основном просто брал обрезки фанеры и собирал их без особого внимания…
Изготовление стандартных салазок для поперечной резки в стиле Abram
Несколько лет назад я сделал этот стиль Norm Abram (назван так потому, что он единственный человек, которого я видел, использующий этот шрифт), и он…
Изготовление деревянного стола для пилы
Это проект, который является своего рода подсистемой деревянной настольной пилы, которую я буду строить в ближайшем будущем.
Изготовление деревянной настольной пилы – Часть 3
Продолжение части 2… Продолжая сборку деревянного настольного станка, я решил установить выключатель снаружи кабины…
Изготовление деревянной настольной пилы – Часть 2
Продолжение части 1… Когда я изменил слот подъема с прямого на изогнутый, я зашел слишком далеко, поэтому я исправил это еще двумя…
Самодельные станки — NordicWoodJournal
Некоторые люди просто не могут согласиться на станки, доступные на открытом рынке. Они думают, что эти машины недостаточно хороши. Значит, делают сами. Более-менее профессиональные машины, сделанные опытными и заинтересованными подрядчиками. Вот некоторые примеры.
Самодельные машины – изготовлены специально для васКонечно, вы должны обладать некоторыми навыками конструирования, чтобы построить свою машину. Или, вы должны знать кого-то, у кого есть. Как Starks Flis AB, что мы писали о в феврале прошлого года, который хотел измельчитель с дистанционным управлением. Они позволили классическому конструктору лесозаготовительных машин Л. Л. Маскинеру построить машину в соответствии со спецификациями Старка.
Полный вперед! Дробилка оснащена двигателем Scania V8 мощностью 580 л.с. Форвардер — Valmet 860 2004 года выпуска. (В 2005 году он стал Komatsu)LL Maskiner — компания, которая построила харвестер «Spindeln» («Паук»), который позже стал SkogsJan, затем Caterpillar, а сегодня EcoLog.
Самодельные машины – с коммерческим назначениемКак упоминалось ранее, я работал на выставке лесоводства Elmia и очень хотел, чтобы на выставке присутствовали разные машины. Я пригласил Starks Flis AB принять участие в выставке с их измельчителем с дистанционным управлением, но они не собирались продавать машину. Они просто хотели эффективную рубительную машину.
Но были и другие. Как T-Bear, о котором мы писали (среди прочих машин) в статье Odd Machines, который мог быть чем-то . В данном случае у изобретателя было четкое представление о выводе машины на рынок. Тем временем он использовал его в своей повседневной работе по заготовке леса. Однако T-Bear не удался, и был построен только один. Изобретатель T-Bear хотел выйти на рынок, но рынок не был заинтересован (?).
В той же статье упоминается немецкий инженер Юрген Хартиг и его электрический комбайн с маятниковой рукой. Этот проект до сих пор никогда не сходил с чертежной доски. Но г-н Хартиг построил свой собственный комбайн до этого. Первоначально он использовал себя, потому что SkogsJan не был готов выйти на новый рынок. Позже он продал концепт производителю машин, который построил серию из семи машин. Но оригинал у него до сих пор во дворе.
Самодельный комбайн Юргена Хартига. Самоделки по-настоящемуНаконец-то у нас появились настоящие самоделки. Тем, кому просто нужен станок и есть навыки мышления и сварки. И обычно куча металлолома для начала. Этот тип машин встречается чаще, чем кажется. Ты натыкаешься на них время от времени. Владельцы/строители, конечно, не хотят продавать машины, потому что они в основном незаконны. Они не были протестированы и не имеют сертификатов, таких как CE или аналогичные. Другими словами, они могут быть смертельными, и их нельзя показывать на публике или эксплуатировать незнакомцы.
Я ничего не могу с собой поделать, но этот тип машин я нахожу самым захватывающим. Они там, потому что у владельца было время и интерес к его строительству. Может быть, он или она даже нуждались в этом, но это, вероятно, не было важно.
Когда вы работаете в лесу, как я, вы их видите. Но у вас должны быть острые глаза. Здесь ниже тот, который переправлял дрова, которые я срубил прошлой зимой. «Настоящая» самодельная машина. На базе трактора Volvo BM 400.
Есть еще что-нибудь?Было бы интересно увидеть больше таких «настоящих» самодельных машин.