Что такое вариатор и как он работает — новости на сайте AvtoBlog.ua
Кто придумал вариатор?
Итак, вариатор — это особый тип АКПП, который был изобретен еще в конце XIX века! Историки утверждают, что самый первый вариатор придумал в 1490 году ни кто иной, как Леонардо да Винчи. В 1950-х годах выпустили первый автомобиль с таким типом трансмиссии. По словам автоинструкторов, вариатор ставили на легковые и грузовые авто DAF, затем это переняла компания Volvo.
Вариатор (CVT) по своей сути — это вариант автоматической коробки. Внешне автомобиль с вариатором ничем не отличается от машины со стандартной АКПП.
Здесь так же две педали и такая же коробка передач. Однако машина, оборудованная таким устройством, работает по-другому. Здесь нет фиксированных передач (1-ой или 2-ой), а переключение между ними осуществляется незаметно и очень плавно. Именно поэтому при переключении и трогании с места вы не заметите толчков. Благодаря вариатору происходит плавное и непрерывное изменение передаточного числа во время разгона или замедления ТС.
Клиноременной вариатор
В технике есть множество самых разных конструкций подобного типа, однако в автомобильной сфере применяются лишь два вида устройств:
- клиноременной вариатор,
- тороидный.
Первый вариант известен довольно давно. Его основные детали — это 2 раздвижных шкива и особый ремень с трапецеидальной формой в сечении. Последний как раз и соединяет два шкива. Если сдвинуть две части ведущего шкива, то они станут выталкивать ремень, как клин (заметим, что поэтому он и называется «клиноременный»). Радиус шкива увеличится, и передаточное отношение также станет больше. Если части ведомого шкива развести, то ремень уйдет внутрь и будет функционировать по меньшему радиусу. Таким образом, передаточное отношение снизится. Когда оба шкива стоят в промежуточном положении, то в этом случае передача прямая.
В клиноременной вариатор входит несколько (один или два) ременных передач, в которых шкивы формируются коническими дисками.
Благодаря раздвиганию и сдвиганию этих шкивов передаточное число меняется.Надо сказать, что у каждой компании есть своя конструкция клиноременного вариатора. Например, на Audi вместо ремня используют цепь, а на машине Honda стоит ремень из металлических пластин. Несмотря на различия в дизайне, принцип работы вариатора не меняется.
Ремень вариатора
Интересный вопрос: какого типа ремень используется в вариаторах? Естественно, ремень из ткани и резины не подойдет, а вот металлическая наборная лента — самое то. Зачастую это стальная лента с каким-то покрытием или же целый набор стальных тросов со сложным сечением, куда нанизано большое количество тонких поперечных пластинок из стали трапецевидной формы. Их края как раз и контактируют со шкивами. Именно таким образом получилось создать толкающий ремень, дающий мощность двум половинам: идущей от ведомого шкива к ведущему, и соответственно противоположной стороне. Во время передачи сжимающего усилия обычный ремень сложился бы, а вот стальной, напротив, обретает жесткость.
В случае с цепью, для ее смазки используется особая жидкость, которая под сильным давлением (оно возникает в месте соприкосновения со шкивом) меняет фазовое состояние. Это дает возможность цепи передавать значительное усилие, почти не проскальзывая, несмотря на крайне небольшую площадь контакта.
Тороидный вариатор и его конструкция
Тороидный вариатор устроен по-другому. Он состоит из своеобразных соосных дисков и специальных роликов, благодаря которым передается момент между дисками. Для изменения передаточного числа, следует изменить положение роликов и, конечно же, их радиусы. Все усилие находится в месте контакта, поэтому для поворота роликов есть устройства, которые могут преодолевать силу прижатия, имеющуюся между роликом и диском.
Например, в вариаторе Extroid на Ниссане применяется специальная система, где гидравлический механизм перемещает вверх или вниз обоймы с роликами, причем на микроскопическую величину. Затем ролик поворачивается сам из-за возникшего сдвига касательно оси дисков.
Как вариатор меняет передаточное число?
Смена передаточного числа при разгоне с помощью вариатора зависит в первую очередь от выбранной программы управления. На обычном авто при разгоне мы раскручиваем двигатель, а далее переходим на другую передачу и т.д. В случае с вариатором при наборе скорости двигатель находится на тех же оборотах (к примеру, на оборотах, которые соответствуют максимальному крутящему моменту). Однако передаточное отношение все же меняется, но очень плавно.
Говорят, что это создает странные ощущения. Когда жмешь на педаль газа, двигатель находится на больших оборотах и остается на них во время разгона, причем воя как пылесос. А вот темп разгона можно назвать достаточно высоким.
Иногда вариатор настраивают таким образом, чтобы обороты мотора постепенно наращивались, и разгон был почти такой же, как и при обычной коробке передач.
Минусы вариатора
Конечно, у вариатора много плюсов, но есть и недостатки. В частности сравнительно небольшая «перевариваемая» мощность мотора. Второй минус вариаторов — это дорогой ремонт и обслуживание, а также недешевая трансмиссионная жидкость. Например, на ременных вариаторах требуется каждые 100 тысяч километров менять ремень.
РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ
Mercedes-Benz Vito украинских бойцов выдержал удар ракеты
Slavuta Nova: подготовку производства даже не начинали
Porsche выпустит компактную модель за 2900 долларов
принцип работы и основные неисправности, плюсы и минусы эксплуатации
Вариатор — устройство, которое передает крутящий момент, плавно меняя передаточное отношение. Это происходит согласно заданной программе или вручную. Применяется устройство во многих механизмах, в том числе и в автомобилях. Прежде чем приобрести передвижное средство, желательно узнать всю правду о ненадежности вариаторов.
Принцип работы
Конструктивно вариаторные коробки передач бывают нескольких видов: тороидальные, клиноременные, цепные и др. Чаще всего встречаются вариаторы, где в качестве привода установлен ремень и шкивы с разными диаметрами.
Чтобы представить устройство и принцип работы коробки передач, следует взять два вала, расположенных на расстоянии и соединенных ремнем. Если один вал начнет вращаться, то за счет ремня начнет двигаться и вторая деталь. При равных диаметрах вращение будет одинаково.
Если второй вал будет большего размера, то его скорость будет несколько меньше. По такому принципу и работает вариаторная коробка. Она состоит из шкивов в виде конусов, которые направлены друг к другу, а между ними зажат клиновидный ремень. Вся конструкция устанавливается в специальный гидроблок.
Конусы постоянно раздвигаются или встречаются, изменяя рабочую поверхность шкивов. При их расхождении ремень попадает на поверхность меньшего размера, а при схождении — наоборот. Все управление осуществляется гидравлической системой, которая следит за синхронным передвижением шкивов.
Один из них установлен на ведущем валу, который идет от двигателя, а второй выходит на колеса автомобиля. Благодаря такой конструкции передаточные числа входят в широкий диапазон, что позволяет автомобилю двигаться, плавно изменяя скорость. Для передвижения назад в устройстве вмонтирован специальный узел, который меняет направление вращения ведущего шкива.
История появления и развития
Самым первым автомобилем с вариаторной коробкой передач считается DAF 600. Произошло это в далеком 1958 году. К сожалению, модель была довольно сырой и не вызывала доверия у автомобилистов, поэтому вскоре была снята с производства.
Только через 13 лет возобновился выпуск вариаторных автомобилей Volvo. Неплохой представитель семейства с новой технологией, но его также постигла неудача. Причиной оказался бракованный ремень, который быстро выходил из строя.
- 1490 — хотя в это время автомобилей еще не было, но великий Леонардо да Винчи придумал и опубликовал первые идеи бесступенчатой трансмиссии.
- 1886 — была запатентована первая бесступенчатая коробка (CVT).
- 1935 — в Америке корпорация Dodge запатентовала тороидальный вариатор.
- 1939 — выпускается первая автоматическая коробка передач.
- 1958 — с конвейера сходит первый автомобиль с вариатором.
- 1972 — Volvo начинает серийное производство удачного автомобиля.
- 1989 — компания Subaru начинает полноценный выпуск машин на вариаторе.
- 2002 — на ВАЗ-2112 стали устанавливать вариаторную коробку взамен механической.
К 2014 году численность рынка автомобилей на вариаторе сравнялась с парком машин на автоматической коробке передач.
Основные неисправности
Как и другие виды трансмиссий, вариатор подвержен поломкам в той или иной степени. Причины их появления могут быть самые разные. К ним можно отнести:
- халатное вождение;
- позднюю замену масла;
- несвоевременное проведение технического осмотра.
Хотя автомобили с вариаторами встречаются довольно часто, не все автосервисы способны провести диагностику и устранить выявленные неисправности. Чтобы избежать поломки коробки передач, ее неисправности желательно определить на ранней стадии, так как ремонт довольно дорого стоит.
Чаще всего в ней выходит из строя клиновидный ремень. Главной причиной его поломки считается экстренное торможение на большой скорости. При этом ремень становится в аварийное положение, на нем образуется множество зазубрин. Если такая ситуация произойдет повторно, то ремень просто порвется.
Очень часто происходят сбои в работе узловой электроники, которые приводят к проблемам с вариаторной коробкой. Связано это с ослаблением контактов в клеммах или разрывом проводов, подходящих к электронике. Если автомобиль начинает раскачиваться, когда коробка находится в нейтральном положении, то это и говорит о нарушении работы электроники.
Кроме того, неправильное трогание автомобиля с места или проблемы при переключении передач во время движения могут стать причиной неисправности электронного блока управления, муфты переднего хода или гидравлического трансформатора.
Когда во время переключения слышны удары, это говорит о падении давления в магистрали бесступенчатой трансмиссии. О проблемах в коробке передач свидетельствует появление в салоне автомобиля запаха горелого масла. При этом обязательно надо проверить уровень масла. Его темный цвет и появление дыма также свидетельствуют о проблемах с вариатором.
Особенности вождения
Часто автолюбители, у которых машина с вариатором, жалуются на непривычную работу трансмиссии. Объясняется это тем, что все функционирование системы запрограммировано, поэтому электроника зачастую сбивает с толку водителей, которые думают, что вариатор вышел из строя.
Все это связано с бесступенчатой коробкой, которая дает ощущение отсутствия переключения передач. Автолюбители часто принимают такую работу за недостаток. Сейчас производители авто стараются исправить эту проблему, чтобы улучшить ощущения водителей.
Конструкция всех вариаторов примерно одинаковая, но каждый автопроизводитель программирует его по-своему, поэтому они работают по-разному. Это некоторым образом также влияет на ощущения водителей при вождении.
Большинство владельцев автомобилей с бесступенчатой трансмиссией недовольны ревом двигателей, хотя такой факт не связан со скоростью. На классических авто с АКПП обороты двигателя растут во время разгона, пока не переключится передача.
Затем мотор работает гораздо тише, то есть обороты постоянно изменяются. Вариатор функционирует совсем по-другому. Если слегка нажать на педаль газа, он заставит двигатель набирать обороты и держать на одном уровне, пока машина не разгонится до определенной скорости.
Такой факт зачастую раздражает водителей из-за громкой работы двигателя. Они недовольны и тем, как ведет себя автомобиль с вариатором зимой, так как очень сложно определить пробуксовку колес. Но с каждым годом качество современных машин постепенно улучшается, вождение становится более комфортным и приятным.
Преимущества и недостатки
Количество транспортных средств с бесступенчатой трансмиссией растет с каждым годом. Вариатор имеет ряд преимуществ, которые ставят такие автомобили в один ряд с машинами, оснащенными АКПП.
- Благодаря оригинальной конструкции бесступенчатой коробки автомобиль плавно набирает скорость.
- Разгон происходит гораздо быстрее, так как не теряется время на переключение передач.
- Автомобили на вариаторе, в отличие от машин с механической трансмиссией, плавно трогаются в гору.
- Такая конструкция более экономична по расходу топлива, так как обладает динамическим разгоном и плавным ходом.
- Транспортные средства на вариаторе более экологичные, чем транспортные средства на МКПП и АКПП.
Существует у вариатора и ряд недостатков. Транспортное средство на бесступенчатой трансмиссии не может долго передвигаться на высоких оборотах. Двигатель автомобиля очень требователен к замене масла, поэтому через каждые 10−15 тысяч километров пробега необходимо заливать новое.
В сам вариатор заливается специальная трансмиссионная жидкость, которую трудно достать, да и стоит она дорого. Халатное и грубое отношение к эксплуатации автомобиля приводит к быстрой поломке коробки передач. А ремонт вариатора очень сложный и дорогой.
Большие увлечения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комплект учебно-механической модели «Вариатор» – UGEARS Canada
В настоящее время мы не осуществляем доставку за пределы Канады.
Для заказов на сумму более 49,90 канадских долларов действует бесплатная доставка по стране. Стоимость доставки 9 канадских долларов.0,90 применяется к заказам на сумму менее 49,89 канадских долларов. Стоимость приоритетной доставки составляет 19,50 канадских долларов.
Обработка занимает один рабочий день, поэтому обычно доставка занимает от 2 до 5 рабочих дней при стандартной доставке и 1-3 рабочих дня при приоритетной доставке, в зависимости от вашего местоположения. Заказы не отправляются и не доставляются в выходные дни. Если будет значительная задержка в доставке вашего заказа, мы свяжемся с вами по электронной почте или телефону.
Пожалуйста, дважды проверьте свой платежный адрес и адрес доставки при размещении заказа, так как мы не можем перенаправить посылки.
После размещения заказа у вас есть 30 минут, чтобы отменить его, если вы передумаете или допустите ошибку.
Самовывоз
К сожалению, в данный момент эта опция недоступна.
Предзаказ/предзаказ
Товары, указанные как предварительно заказанные или ранее заказанные, по-прежнему доступны для покупки, и мы отправим их вам, как только они будут в наличии. Мы будем оставаться на связи, чтобы держать вас в курсе
30-ДНЕВНАЯ ПОЛИТИКА ВОЗВРАТАВ Remarkable Gifts LLC (UGEARS Canada) мы поддерживаем каждую из наших моделей и гарантируем вашу покупку в соответствии с нашей 30-дневной политикой гарантийного возврата. Если вы не полностью удовлетворены своим товаром, просто верните его для полного возврата/возврата.
Товары могут быть возвращены в течение 30 дней после даты покупки либо для полного возмещения первоначальной покупки товара, либо для обмена на продукт равной стоимости.
Товары, возвращенные по истечении 30 дней с даты первоначального получения, не подлежат возврату/обмену.
Расходы на доставку и обработку не включены в суммы возврата.
Возврату подлежат только неиспользованные предметы в оригинальной невскрытой упаковке.
Все возвраты должны включать оригинал чека или подтверждение покупки.
УПАКОВКА ВОЗВРАЩАЕМОГО ТОВАРА
Пожалуйста, упакуйте возвращаемый товар вместе со всеми оригинальными сопроводительными материалами, которые были отправлены вместе с товаром, в надежно запечатанную транспортировочную коробку. Отправьте все возвращаемые товары вместе с квитанциями/подтверждением покупки по адресу:
Remarkable Gifts LLC, 3100 Caravelle Dr, Mississauga, Ontario, L4V 1K9, Канада.
ПРОЦЕСС ВОЗВРАТА
Мы проверим ваш возвращенный товар и примем решение о возможности возврата в течение 2-4 рабочих дней.
После того, как товар будет принят к возврату, Remarkable Gifts LLC оформит полный возврат средств, обмен или кредит в течение 10–20 рабочих дней.
После начала обработки возврата заказа его можно отменить в течение 1 рабочего дня с даты первоначальной обработки. По истечении этого времени заказ не может быть отменен. Тем не менее, он все еще может быть возвращен в течение 30-дневного периода возврата для возмещения, кредита или обмена.
Пожалуйста, имейте в виду, что ООО «Ремаркабл Гифтс» не несет ответственности за утерю/повреждение отправленных товаров в процессе возврата.
В случае, если вы получили поврежденный или неправильный продукт, мы оплачиваем стоимость обратной доставки.
Компания Remarkable Gifts LLC постоянно изобретает и переосмысливает наши модели. Если у вас есть отзывы, которыми вы хотели бы поделиться с нами, напишите нам по адресу [email protected] и поделитесь своими мыслями! Мы ценим ваши предложения и благодарны за обратную связь. Ваше мнение важно, когда мы пересматриваем наши существующие модели и разрабатываем новые.
ВОЗВРАТ (ЕСЛИ ПРИМЕНИМО)
Мы сообщим вам, когда получим возвращенный товар. Пожалуйста, подождите 2-4 рабочих дня, пока мы проверяем возвращенный товар и принимаем решение, имеет ли товар право на полный возврат/замену.
После одобрения вам будет выдан возврат и возмещен первоначальным способом оплаты. Возврат и обмен не включает стоимость упаковки или доставки.
ЗАДЕРЖКА/ОТСУТСТВИЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ (ЕСЛИ ПРИМЕНИМО)
Если возврат средств не был произведен в течение указанного количества дней, проверьте свой платежный счет. Если возмещение не было применено к вашему платежному счету, обратитесь в свой банк, так как может потребоваться дополнительное время, чтобы возврат средств отразился на вашем счете. Часто возникает задержка обработки перед отправкой возмещения.
Если вы по-прежнему не можете найти возмещение после выполнения описанных выше шагов, свяжитесь с нами по адресу [email protected].
ТОВАРЫ
Только товары по обычной цене подлежат замене/возврату.
ОБМЕН (ЕСЛИ ПРИМЕНИМО)
Замене/возврату подлежат только товары, которые были получены дефектными или поврежденными.
Если вам необходимо обменять дефектный/поврежденный товар, свяжитесь с нами по электронной почте: info@ugears-models.