9Апр

Кто может производить обслуживание аккумуляторных батарей – Вопрос: Кто имеет право проводить обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств? : Смотреть ответ

Содержание

Вопрос 318. На кого возлагается обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств?

Ответ. Возлагается на специально обученный персонал, имеющий группу III.

4.13. Конденсаторные установки

Вопрос 319. В каких случаях конденсаторы должны быть разряжены независимо от наличия разрядных устройств, присоединенных к шинам или встроенных в единичные конденсаторы?

Ответ. Должны быть разряжены при проведении работ перед прикосновением к ним или их токоведущим частям после отключения установки от источника питания.

Вопрос 320. Как производится разряд конденсаторов – снижение остаточного напряжения до нуля?

Ответ. Производится путем замыкания выводов накоротко и на корпус металлической шиной с заземляющим проводником, укрепленной на изолирующей штанге.

Вопрос 321. В каких случаях выводы конденсаторов должны быть закорочены?

Ответ. Должны быть закорочены, если они не подключены к электрическим схемам, но находятся в зоне действия электрического поля (наведенного напряжения).

Вопрос 322. Можно ли прикасаться к клеммам обмотки отключенного от сети асинхронного двигателя, имеющего индивидуальную компенсацию реактивной мощности?

Ответ. Нельзя прикасаться до разряда конденсаторов.

4.14. Кабельные линии

Земляные работы

Вопрос 323. Какие требования Правил к проведению земляных работ на территории организаций, населенных пунктов, а также в охранных зонах подземных коммуникаций (электрокабели, кабели связи, газопроводы и др.)?

Ответ. Земляные работы могут быть начаты только с письменного разрешения руководства (соответственно) организации, местного органа власти и владельца этих коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием размещения и глубины заложения коммуникаций. Местонахождение подземных коммуникаций должно быть обозначено соответствующими знаками или надписями как на плане (схеме), так и на месте выполнения работ.

Вопрос 324. На каких расстояниях от трассы кабеля не допускается проведение землеройных работ машинами и механизмами?

Ответ. Не допускается машинами на расстоянии менее 1 м, а клинмолота и подобных механизмов – менее 5 м, если эти работы не связаны с раскопкой кабеля.

Вопрос 325. На какой глубине допускается производить рыхление грунта землеройными машинами, отбойными молотками, ломами и кирками?

Ответ. Допускается производить на глубину, при которой до кабеля остается слой грунта не менее 30 см. Остальной слой грунта должен удаляться вручную лопатами.

Вопрос 326. Какие требования Правил к выемке грунта лопатами в зимнее время?

Ответ. К работе можно приступать только после отогревания грунта. При этом приближение источника тепла к кабелям допускается не ближе чем на 15 см.

Вопрос 327. Куда следует размещать грунт, извлеченный из котлована или траншеи?

Ответ. Следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от бровки выемки. Разработка и крепление грунта в выемках глубиной более 2 м должны производиться по ППР.

Вопрос 328. На какую глубину разрешается рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками без крепления в грунтах естественной влажности при отсутствии грунтовых вод и при отсутствии расположенных поблизости подземных сооружений?

Ответ. Разрешается на глубину не более: 1 м – в насыпных, песчаных и крупнообломочных грунтах; 1,25 м – в супесях и 1,5 м – в суглинках и глинах.

Вопрос 329. На какую глубину допускается рыть роторными и траншейными экскаваторами без установки креплений в плотных связанных грунтах траншеи с вертикальными стенками?

Ответ. Допускается рыть на глубину не более 3 м. В этих случаях спуск работников в траншеи не допускается.

Вопрос 330. На какую глубину допускается разработка мерзлого грунта (кроме сыпучего)?

Ответ. Допускается без креплений на глубину промерзания.

Вопрос 331. На каких расстояниях по горизонтали разрешается перемещение, установка и работа строительных машин и автотранспорта, размещение лебедок, оборудования, материалов и т. п. от основания откоса выемки?

Ответ. Разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстояниях, установленных ППР, или на расстоянии по горизонтали от основания откоса выемки, не менее указанного в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины, м Подвеска и крепление кабелей и муфт

Вопрос 332. Какие требования Правил при укреплении открытых муфт?

Ответ. Должны укрепляться на доске, подвешенной с помощью проволоки или троса к перекинутым через траншею брусьям, и закрываться коробами. Одна из стенок короба должна быть съемной и закрепляться без применения гвоздей.

Вопрос 333. Какие требования Правил при подвешивании кабелей?

Ответ. Не допускается использовать для подвешивания кабелей соседние кабели, трубопроводы и т. д. Кабели следует так подвешивать, чтобы не происходило их смещение.

Вопрос 334.

Какой плакат должен быть вывешен на короба, закрывающие откопанные кабели?

Ответ. Должен быть вывешен плакат безопасности «Стой! Напряжение».

Разрезание кабеля, вскрытие муфт

Вопрос 335. Как определить подлежащий ремонту кабель?

Ответ. На рабочем месте следует определить:

при прокладке в туннеле, коллекторе, канале – прослеживанием, сверкой раскладки с чертежами и схемами, проверкой по биркам;

при прокладке в земле – сверкой их расположения с чертежами прокладки.

Для этой цели должна быть предварительно прорыта контрольная траншея (шурф) поперек кабелей, позволяющая видеть все кабели.

Вопрос 336. Какие меры безопасности следует предпринять перед разрезанием кабеля или вскрытием соединительной муфты?

Ответ. Необходимо проверить отсутствие напряжения с помощью специального приспособления, состоящего из изолирующей штанги и стальной иглы или режущего наконечника. Приспособление должно обеспечить прокол или разрезание оболочки до жил с замыканием их между собой и заземлением. Кабель у места прокалывания предварительно должен быть закрыт экраном.

Вопрос 337. Какой персонал должен выполнять прокол кабеля?

Ответ. Должны выполнять два работника: допускающий и производитель работ или производитель и ответственный руководитель работ; один из них, прошедший специальное обучение, непосредственно прокалывает кабель, а второй – наблюдает.

Вопрос 338. Как следует выполнять заземление прокалывающего приспособления?

Ответ. Может быть использован заземлитель, погруженный в почву на глубину не менее 0,5 м, или броня кабеля. Присоединять заземляющий проводник к броне следует посредством хомутов. В случае, если броня подверглась коррозии, допускается присоединение заземляющего проводника к металлической оболочке кабеля.

Вопрос 339. В каких случаях допускается не прокалывать кабель перед его разрезанием или вскрытием муфты?

Ответ. Допускается по усмотрению выдающего наряд на КЛ электростанций и подстанций, где длина и способ прокладки кабелей позволяют, пользуясь чертежами, бирками, кабелеискательным аппаратом, точно определить подлежащий ремонту кабель.

Вопрос 340. Какие требования Правил в случаях, когда предварительный прокол не делается?

Ответ. В этом случае вскрывать соединительные муфты и разрезать кабель следует заземленным инструментом, надев диэлектрические перчатки, используя средства защиты лица и глаз, стоя на изолирующем основании.

Разогрев кабельной массы и заливка муфт

Вопрос 341. Какие требования Правил к разогреву кабельной массы для заливки муфт и ее выемки из вскрытой банки?

Ответ. Должна разогреваться в специальной железной посуде с крышкой и носиком, а выниматься из вскрытой банки при помощи подогретого ножа в теплое время года и откалываться – в холодное время года. Не допускается разогревать невскрытые банки с кабельной массой.

Вопрос 342. Какие защитные меры предусмотрены Правилами при разогреве, снятии и переносе сосуда с припоем, а также сосуда с массой?

Ответ. Должны выполняться в брезентовых рукавицах и предохранительных очках. Не допускается передавать сосуд с припоем либо сосуд с массой из рук в руки; при передаче необходимо ставить их на землю.

Вопрос 343. Какие требования Правил к перемешиванию расплавленной массы?

Ответ. Перемешивание следует выполнять металлической мешалкой, а снятие нагара с поверхности расплавленного припоя – металлической сухой ложкой. Мешалка и ложка перед применением должны быть подогреты.

Вопрос 344. Допускается ли разогревать кабельную массу в кабельных колодцах, туннелях, кабельных сооружениях?

Ответ. Такой разогрев не допускается.

Прокладка и перекладка кабелей, переноска кабельных муфт

Вопрос 345. Какое количество работников необходимо при ручной прокладке кабеля?

Ответ. Должно быть таким, чтобы на каждого приходился участок кабеля массой, не превышающей установленных норм.

Вопрос 346. Где запрещается стоять во время прокладки кабеля?

Ответ. Запрещается стоять внутри углов его поворота, а также поддерживать кабель вручную на поворотах трассы. Для этой цели должны быть установлены угловые ролики.

Вопрос 347. Какие необходимо соблюдать меры безопасности при перекладке кабеля и переносе муфты?

Ответ. Такие действия необходимо выполнять после отключения кабеля. Перекладывать кабель, находящийся под напряжением, допускается при условиях:

перекладываемый кабель должен иметь температуру не ниже 5 °C;

муфты на перекладываемом участке кабеля должны быть укреплены хомутами на досках;

для работы должны использоваться диэлектрические перчатки, поверх которых для защиты от механических повреждений должны быть надеты брезентовые рукавицы;

работа должна выполняться работниками, имеющими опыт прокладки, под надзором ответственного руководителя работ, имеющего группу V в электроустановках выше 1000 В, и производителя работ, имеющего группу IV в электроустановках до 1000 В.

studfile.net

Кто имеет право проводить обслуживание аккумуляторных батарей и зарядных устройств?

 

Специально обученный персонал, имеющий II группу по электробезопасности Неправильный ответ
Любой работник из числа электротехнического персонала, имеющий III группу по электробезопасности Неправильный ответ
Специально обученный персонал, имеющий III группу по электробезопасности Правильный ответ
Специально обученный персонал, имеющий IV группу по электробезопасности Неправильный ответ

У кого должны находиться оперативные схемы электроустановок отдельного участка?

 

На рабочем месте ответственного за электрохозяйство Неправильный ответ
На рабочем месте оперативного персонала Правильный ответ
На рабочем месте технического руководителя организации Неправильный ответ
У всех перечисленных должно быть по комплекту схем Неправильный ответ

Что понимается под напряжением шага?

 

Напряжение между двумя проводящими частями или между проводящей частью и землей при одновременном прикосновении к ним человека или животного Неправильный ответ
Напряжение между двумя точками земли, обусловленное растеканием тока замыкания на землю, при одновременном касании их ногами человека Неправильный ответ
Напряжение, возникающее при протекании тока по проводнику между двумя точками Неправильный ответ
Напряжение между двумя точками на поверхности земли на расстоянии 1 м одна от другой, которое принимается равным длине шага человека Правильный ответ
Напряжение между двумя точками электрической цепи с разным потенциалом Неправильный ответ

Каким образом производится присоединение заземляющих проводников к заземлителю и заземляющим конструкциям?

 

Сваркой Правильный ответ
Болтовым соединением Неправильный ответ
Любым подручным способом Неправильный ответ

В каких электроустановках при пользовании указателем напряжения необходимо надевать диэлектрические перчатки?



 

В электроустановках напряжением выше 380 В Неправильный ответ
В электроустановках напряжением до 1000 В Неправильный ответ
В электроустановках напряжением выше 1000 В Правильный ответ

К какому виду плакатов безопасности относится плакат с надписью "Осторожно! Электрическое напряжение"?

 

К запрещающим Неправильный ответ
К предупреждающим Правильный ответ
К предписывающим Неправильный ответ
К указательным Неправильный ответ

В какой последовательности необходимо начать оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим от действия электрического тока в случае, если он без сознания, но пульс на сонной артерии есть?

 

Повернуть на живот, очистить полость рта, убедиться в наличии пульса, наложить на раны повязки и шины, если нужно Неправильный ответ
Убедиться в наличии пульса, повернуть на живот, очистить полость рта, приложить холод к голове, наложить на раны повязки и шины, если нужно и вызвать скорую помощь Правильный ответ
Убедиться в наличии пульса, приложить холод к голове и вызвать скорую помощь Неправильный ответ
Убедиться в наличии пульса, приложить холод к голове, повернуть на живот, очистить полость рта, наложить на раны повязки и шины, если нужно и вызвать скорую помощь Неправильный ответ

Билет 15. Какое напряжение должно использоваться для питания переносных электроприемников переменного тока?

 

Не выше 380/220 В Правильный ответ
Не выше 220/127 В Неправильный ответ
Не выше 380 В Неправильный ответ
Не выше 110 В Неправильный ответ
Не выше 42 В Неправильный ответ

Требованиям каких нормативно-технических документов должно соответствовать устройство электроустановок?

 

ПУЭ, ПТЭЭП, МПБЭЭ, ГОСТ, СНиП и других нормативно-технических документов Правильный ответ
ПУЭ и ГОСТ Неправильный ответ
ПУЭ, ПТЭЭП, МПБЭЭ, ГОСТ и РД Неправильный ответ
ПУЭ, ПТЭЭП, ГОСТ и СНиП Неправильный ответ

За что несут персональную ответственность работники, проводящие ремонт электроустановки?

 

За несвоевременное и неудовлетворительное техническое обслуживание электроустановок Неправильный ответ
За нарушения, происшедшие по их вине, а также за неправильную ликвидацию ими нарушений в работе электроустановок на обслуживаемом участке Неправильный ответ
За нарушения в работе, вызванные низким качеством ремонта Правильный ответ
За нарушения в эксплуатации электротехнологического оборудования Неправильный ответ

В течении какого срока должна проводиться стажировка электротехнического персонала на рабочем месте до назначения на самостоятельную работу?

 

От 1 до 5 смен Неправильный ответ
От 2 до 4 смен Неправильный ответ
От 2 до 10 смен Неправильный ответ
От 2 до 14 смен Правильный ответ
От 5 до 15 смен Неправильный ответ

Какие мероприятия из перечисленных относятся к организационным? Дайте наиболее полный ответ.

 

Оформление работ нарядом, распоряжением или перечнем работ. выполняемых в порядке текущей эксплуатации Неправильный ответ
Допуск к работе и надзор во время работы Неправильный ответ
Оформление перерыва в работе, перевода на другое место, окончания работы Неправильный ответ
Оформление работ нарядом, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, допуск к работе, надзор во время работы, оформление перерыва в работе, перевода на другое место, окончания работы Правильный ответ

Какие работы по распоряжению в электроустановках напряжением выше 1000 В может проводить один работник, имеющий третью группу по электробезопасности?

 

Работы на электродвигателях и механической части вентиляторов и маслонасосов трансформаторов и компрессоров Правильный ответ
Работы по мелкому ремонту Неправильный ответ
Неотложные работы продолжительностью не более трех часов Неправильный ответ
Снятие и установка электросчетчиков Неправильный ответ
Все перечисленные работы Неправильный ответ

Какие объекты относятся к обычным объектам по степени опасности поражения молнией?

 

Жилые и административные строения высотой более 60 м Неправильный ответ
Объекты, представляющие опасность для непосредственного окружения, социальной и физической окружающей среды Неправильный ответ
Здания высотой не более 60 м, предназначенные для торговли и промышленного производства, а также жилые и административные строения Правильный ответ
Все объекты Неправильный ответ

Какие плакаты из перечисленных относятся к запрещающим?

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

megalektsii.ru

Вопрос 260. Кем должно выполняться обслуживание акку­муляторных батареи и зарядных устройств?

Должно выполняться специально обученным пер­соналом, имеющим группу III.

4.10. Конденсаторные установки

Вопрос 261. Какие меры безопасности принимаются при проведении работ с конденсаторами после отключения уста­новки от источника питания?

Конденсаторы перед прикосновением к ним или к их токоведущим частям должны быть разряжены независимо от наличия разрядных устройств, присоединенных к шинам или встроенных в единичные конденсаторы. Выводы конден­саторов должны быть закорочены, если они не подключены к электрическим схемам, но находятся в зоне действия электри­ческого поля (наведенного напряжения).

Вопрос 262. Разрешается ли прикасаться к клеммам об­мотки отключенного от сети асинхронного двигателя, имею­щего индивидуальную компенсацию реактивной мощности?

Не разрешается прикасаться до разряда конденса­торов.

4.11. Кабельные линии

Вопрос 263. Что такое кабельная линия (КЛ)?

Это линия для передачи электроэнергии или от­дельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и кон­цевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных КЛ, кроме того, с подпитывающими аппа­ратами и системой сигнализации давления масла.

Вопрос 264. Что такое охранная зона КЛ электропередачи и КЛ связи?

Это участок земли вдоль подземных КЛ, ограни­ченный вертикальными плоскостями, отстоящими по обе сто­роны линии от крайних кабелей на расстояние 1 м для КЛ и 2 м для КЛС, а для КЛ до 1000 В, проходящих в городах под тротуа­рами, на расстоянии 0,6 и 1 м соответственно в сторону проез­жей части улицы в противоположную сторону.

Земляные работы

Вопрос 265. При каких условиях могут быть начаты земля­ные работы на территории организаций, населенных пунктов, а также в охранных зонах подземных коммуникаций?

Могут быть начаты только с письменного разре­шения руководства организации, местного органа власти и вла­дельца этих коммуникаций. К разрешению должен быть при­ложен план (схема) с указанием размещения и глубины зало­жения коммуникаций.

Вопрос 266. Какие ограничения имеют место при прове­дении землеройных работ машинами, клин - молотом и т.п.?

Не допускается проведение работ на расстоянии менее 1 м, а клин - молота и подобных механизмов - менее 5 м от трассы кабеля, если эти работы не связаны с раскопкой ка­беля.

Вопрос 267. На какую глубину допускается производить рыхление грунта над кабелем с применением землеройных машин, отбойных молотков, ломов и кирок?

Допускается производить на глубину, при которой до кабеля остается слой грунта не менее 30 см. Остальной слой грунта должен удаляться вручную лопатами.

Вопрос 268. Какие правила при выемке грунта лопатами в зимнее время?

Следующие требования:

  • место работы должно быть ограждено с учетом требо­ваний действующих СНиП;

  • на ограждениях должны быть предупреждающие знаки и надписи, а в ночное время - сигнальное освещение;

  • грунт, извлеченный из котлована или траншеи, следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от бровки выемки;

  • в грунтах естественной влажности рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками без крепления разрешает­ся на глубину не более: 1м - в насыпных, песчаных и крупно­обломочных грунтах; 1,25 м - в супесях; 1,5 м - в суглинках и шинах;

  • в плотных связанных грунтах траншеи с вертикальными стенками рыть экскаваторами без установки креплений допус­кается на глубину не более 3 м. В этом случае спуск работни­ков в траншеи не допускается;

  • разработка мерзлого грунта (кроме сыпучего) допуска­ется без крепления па глубину промерзания.

Вопрос 270. В каких грунтах разрешается перемещение. установка и работа строительных машин и автотранспорта, размещение лебедок. оборудования, материалов и т.п. вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукрепленными отко­сами?

Разрешается только за пределами призмы обруше­ния грунта на расстоянии, установленном ППР или на рассто­янии по горизонтали от основания откоса выемки до ближай­ших опорных частей вышеуказанных машин, оборудования, лебедок, материалов и т.п., не менее указанного в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины, м

Глубина выемки, м

Грунт

Песчаный

Супесча­ный

Суглинистый

Глинистый

1,0

1,5

1,25

1,0

1,0

2,0

3.0

2,40

2,0

1,5

3,0

4,0

3,60

3,25

1,75

4,0

5,0

4,40

4,0

3,0

5,0

6,0

5,30

4,75

3,5

studfile.net

Техническое обслуживание (ТО) аккумуляторной батареи

Правила техники безопасности

Аккумуляторные батареи заполнены серной кислотой и в процессе нормального цикла заряда-разряда в них выделяются взрывоопасные газы (водород и кислород). Во избежание травмирования персонала или повреждения автомобиля неукоснительно соблюдайте следующие правила техники безопасности:

  1. Перед тем как приступать к работе с любыми электрическими компонентами автомобиля, отсоедините кабель питания от минусовой клеммы аккумулятора. При отсоединенном минусовом кабеле питания все электрические цепи в автомобиле будут разомкнуты, что обеспечит предотвращение случайного замыкания любого электрического компонента на массу. Электрическая искра создает потенциальную опасность травмирования и возникновения возгорания.
  2. Любые работы, связанные с аккумуляторной батареей, должны выполняться в защитных очках.
  3. Для защиты от попадания серной кислоты, которой заполнена аккумуляторная батарея, на кожу используйте защитную одежду.
  4. Не нарушайте указанных в процедурах технического обслуживания правил техники безопасности при обращении с оборудованием, используемым для технического обслуживания и испытания аккумуляторных батарей.
  5. Категорически запрещается курить или использовать открытый огонь в непосредственной близости от аккумуляторной батареи.

Текущее обслуживание аккумуляторной батареи

Текущее техническое обслуживание аккумуляторной батареи заключается в проверке чистоты корпуса аккумуляторной батареи и, при необходимости, добавлении в нее чистой воды. Все производители аккумуляторных батарей рекомендуют использовать для этой цели дистиллированную воду, но в случае ее отсутствия можно использовать чистую питьевую воду с низким содержанием солей. Поскольку вода — это единственный расходуемый компонент аккумуляторной батареи, доливать в аккумуляторную батарею кислоту не допускается. Часть воды из электролита улетучивается в процессе заряда и разряда аккумуляторной батареи, но кислота, содержащаяся в электролите, остается в аккумуляторной батарее. Не переполняйте аккумуляторную батарею электролитом, потому что в таком случае нормальный барботаж (газообразование), возникающий в электролите в процессе работы аккумуляторной батареи, приведет к утечке электролита, вызывающей коррозию клемм аккумуляторной батареи,ее кронштейнов крепления и поддона. Аккумуляторные батареи следует заполнять электролитом до уровня примерно на полтора дюйма (3,8 см) ниже верха заливной горловины.

Контакты кабелей питания, подключаемых к аккумуляторной батарее, и клеммы самой аккумуляторной батареи необходимо осмотреть и очистить во избежание падения напряжения на них. Одной из распространенных причин того, что двигатель не заводится, является ослабление или коррозия контактов кабелей питания, подсоединенных к клеммам аккумуляторной батареи.

Сильно корродированная клемма аккумуляторной батареи

Рис. Сильно корродированная клемма аккумуляторной батареи

Было обнаружено, что этот кабель питания, подсоединенный к аккумуляторной батарее, сильно корродирован под изоляцией

Рис. Было обнаружено, что этот кабель питания, подсоединенный к аккумуляторной батарее, сильно корродирован под изоляцией. Хотя коррозия насквозь разъела изоляцию, но оставалась незамеченной до тех пор, пока кабель не был тщательно осмотрен. Этот кабель подлежит замене

Тщательно проверьте все клеммы аккумуляторной батареи на наличие признаков коррозии

Рис. Тщательно проверьте все клеммы аккумуляторной батареи на наличие признаков коррозии. В этом автомобиле два кабеля питания присоединены к плюсовой клемме аккумуляторной батареи с помощью длинного болта. Это — распространенная причина коррозии, которая вызывает нарушение электрического пуска двигателя

Измерение ЭДС аккумуляторной батареи

Электродвижущая сила (ЭДС) — это разность потенциалов положительного и отрицательного электродов аккумулятора при разомкнутой внешней цепи.

Величина ЭДС зависит, главным образом, от электродных потенциалов, т.е. от физических и химических свойств веществ, из которых изготовлены пластины и электролит, но не зависит от размеров пластин аккумулятора. ЭДС кислотного аккумулятора зависит также от плотности электролита.

Измерение электродвижущей силы (ЭДС) аккумуляторной батареи с помощью вольтметра является простым способом определения степени ее заряженности. ЭДС аккумуляторной батареи не является показателем, который гарантирует работоспособность аккумуляторной батареи, но этот параметр полнее характеризует состояние аккумуляторной батареи, чем просто ее осмотр. Аккумуляторная батарея, которая по внешнему виду вполне работоспособна, на самом деле может оказаться не такой хорошей, как кажется.

Эта проверка называется измерением напряжения в режиме холостого хода (проверкой ЭДС) аккумуляторной батареи потому, что измерение проводится на клеммах аккумуляторной батареи без подключенной к ней нагрузки, при нулевом токе потребления.

  1. Если проверка производится сразу же по окончании зарядки аккумуляторной батареи или в автомобиле по окончании поездки, перед измерением необходимо освободить аккумуляторную батарею от ЭДС поляризации. ЭДС поляризации — это повышенное, по сравнению с нормальным, напряжение, которое возникает только на поверхности аккумуляторных пластин. ЭДС поляризации быстро исчезает, когда аккумуляторная работает под нагрузкой, поэтому она не дает точной оценки степени заряженности аккумуляторной батареи.
  2. Для освобождения аккумуляторной батареи от ЭДС поляризации включите фары в режим дальнего света на одну минуту, а затем, выключите их и подождите пару минут.
  3. При выключенном двигателе и всем остальном электрооборудовании, при закрытых дверях (чтобы был выключен свет в салоне), подключите вольтметр к клеммам аккумуляторной батареи. Красный, плюсовой, провод вольтметра подсоедините к плюсовой клемме аккумуляторной батареи, а черный, минусовой, провод — к ее минусовой клемме.
  4. Зафиксируйте показание вольтметра и сравни те его с таблицей степени заряженности аккумуляторной батареи. Приведенная ниже таблица подходит для оценки степени заряженности аккумуляторной батареи по величине ЭДС при комнатной температуре — от 70°Ф до 80°Ф (от 21 °С до 27°С).

Таблица

ЭДС аккумуляторной батареи (В) Степень заряженности
12,6 В и выше Заряжена на 100%
12,4 Заряжена на 75%
12,2 Заряжена на 50%
12 Заряжена на 25%
11,9 и ниже Разряжена

Вольтметр показывает напряжение аккумуляторной батареи через одну минуту после включения фар

Рис. Вольтметр показывает напряжение аккумуляторной батареи через одну минуту после включения фар (а). После выключения фар напряжение, измеренное на аккумуляторной батарее, быстро восстановилось до 12,6 В (б)

ПРИМЕЧАНИЕ

Если вольтметр выдает отрицательное показание, то, либо аккумуляторная батарея заряжена в обратной полярности (и тогда подлежит замене), либо вольтметр подключен к аккумуляторной батарее в обратной полярности.

Измерение напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой

Одним из наиболее точных способов определения работоспособности аккумуляторной батареи является измерение напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой. В большинстве тестеров пусковых и зарядных характеристик автомобильных аккумуляторных батарей в качестве нагрузки аккумуляторной батареи используется угольный реостат. Параметры нагрузки определяются номинальной емкостью проверяемой аккумуляторной батареи. Номинальная емкость аккумуляторной батареи характеризуется величиной пускового тока, который способна обеспечить аккумуляторная батарея при температуре 0°Ф (-18°С) в течение 30 секунд. Ранее использовалась характеристика номинальной емкости аккумуляторных батарей в ампер-часах. Измерение напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой производится при величине разрядного тока, равной половине номинального ССА тока аккумуляторной батареи или утроенной номинальной емкости аккумуляторной батареи в ампер-часах, но не менее 250 ампер. Измерение напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой производится после проверки степени ее заряженности по встроенному ареометру или путем измерения ЭДС аккумуляторной батареи. Аккумуляторная батарея должна быть заряжена не менее чем на 75%. К аккумуляторной батарее подключают соответствующую нагрузку и по истечении 15 секунд работы аккумуляторной батареи под нагрузкой фиксируют показания вольтметра при подключенной нагрузке. Если аккумуляторная батарея — хорошая, то показание вольтметра должны оставаться выше 9,6 В. Многие производители аккумуляторных батарей рекомендуют проводить измерение дважды:

  • первые 15 секунд работы аккумуляторной батареи под нагрузкой используются для освобождения от ЭДС поляризации
  • вторые 15 секунд — для получения более достоверной оценки состояния аккумуляторной батареи

Между первым и вторым циклом работы под нагрузкой необходимо сделать выдержку в 30 секунд, чтобы дать аккумуляторной батарее время на восстановление.

Тестер пусковых и зарядных характеристик автомобильных аккумуляторных батарей

Рис. Тестер пусковых и зарядных характеристик автомобильных аккумуляторных батарей, выпущенный компанией Bear Automotive, автоматически включает проверяемую аккумуляторную батарею в режим работы под нагрузкой в течение 15 секунд — для удаления ЭДС поляризации, затем отключает нагрузку на 30 секунд для восстановления аккумуляторной батареи и снова подключает нагрузку на 15 секунд. На дисплей тестера выводится информация о состоянии аккумуляторной батареи

Тестер VAT 40

Рис. Тестер VAT 40 (вольтамперметр, модель 40) компании Sun Electric, подключенный к аккумуляторной батарее для испытаний под нагрузкой. Оператор с помощью регулятора тока нагрузки устанавливает по показанию амперметра величину тока разряда, равную половине номинального ССА тока аккумуляторной батареи. Аккумуляторная батарея работает под нагрузкой в течение 15 секунд и по окончании этого интервала времени напряжение аккумуляторной батареи, измеренное при подключенной нагрузке, должно быть не ниже 9,6 В

ПРИМЕЧАНИЕ

Некоторые тестеры для определения степени заряженности и работоспособности аккумуляторной батареи измеряют емкость аккумуляторной батареи. Соблюдайте процедуру проверки, установленную производителем испытательного оборудования.

Если аккумуляторная батарея не прошла испытания под нагрузкой, подзарядите ее и повторите проверку. В случае если вторая проверка закончилась неудачно, аккумуляторная батарея подлежит замене.

Зарядка аккумуляторной батареи

Если аккумуляторная батарея сильно разряжена, ее необходимо подзарядить. Зарядку аккумуляторной батареи, во избежание ее повреждения вследствие перегрева, лучше всего производить в стандартном режиме зарядки. Пояснения, касающиеся стандартного режима зарядки аккумуляторной батареи, приведены на рисунке.

Это устройство для зарядки аккумуляторных батарей отрегулировано на зарядку аккумуляторной батареи номинальным зарядным током 10 А

Рис. Это устройство для зарядки аккумуляторных батарей отрегулировано на зарядку аккумуляторной батареи номинальным зарядным током 10 А. Зарядка аккумуляторной батареи в стандартном режиме, как на приведенной фотографии, не так сильно действует на аккумуляторную батарею, как режим ускоренной зарядки, в котором не исключается перегрев аккумуляторной батареи и коробление аккумуляторных пластин

Необходимо помнить о том, что для зарядки полностью разряженной аккумуляторной батареи может потребоваться часов восемь, а то и более. Первоначально необходимо в течение 30 минут поддерживать зарядный ток на уровне около 35 А — для того, чтобы облегчить начало процесса зарядки аккумуляторной батареи. В режиме ускоренной зарядки аккумуляторной батареи происходит ее усиленный нагрев и возрастает опасность коробления аккумуляторных пластин. В режиме ускоренной зарядки происходит также усиленное газообразование (выделение водорода и кислорода), что создает опасность для здоровья и опасность возгорания. Температура аккумуляторной батареи не должна выходить за пределы 125°Ф (52°С, аккумуляторная батарея — горячая на ощупь). Зарядку аккумуляторных батарей рекомендуется, как правило, производить зарядным током, равным 1% паспортного значения ССА-тока.

  • Режим ускоренной зарядки — максимум 15 А
  • Стандартный режим зарядки — максимум 5 А

Это может произойти с каждым!

Владелец автомобиля Toyota отключил аккумуляторную батарею. После подключения новой аккумуляторной батареи владелец заметил, что на приборной панели загорелась желтая лампочка сигнализации «подушка безопасности», а радиоприемник заблокировался. Владелец приобрел подержанный автомобиль у дилера и не знал секретного четырехзначного кода, необходимого для разблокирования радиоприемника. Вынужденный искать способ решения этой проблемы, он наугад попробовал ввести три разных четырехзначных числа в надежде, что одно из них подойдет. Однако после трех неудачных попыток радиоприемник полностью отключился.

Расстроенный владелец обратился к дилеру. Устранение возникшей проблемы обошлось более чем в триста долларов. Для сброса сигнализации «подушка безопасности» потребовался специальный прибор. Радиоприемник пришлось вынуть из автомобиля и отослать в другой штат, в авторизованный сервисный центр, а по возвращении заново установить в автомобиле.

Поэтому, прежде чем отключать аккумуляторную батарею, обязательно согласуйте это с владельцем автомобиля — вы должны убедиться в том, что владельцу известен секретный код включения закодированного радиоприемника, который одновременно используется в системе охраны автомобиля. Может потребоваться использование устройства резервного питания памяти радиоприемника при отключенной аккумуляторной батарее.

Вот удачная мысль

Рис. Вот удачная мысль. Техник сделал источник резервного питания памяти из старого аккумуляторного фонарика и кабеля с переходником к гнезду прикуривателя. Он просто подсоединил провода к выводам аккумулятора имевшегося у него аккумуляторного фонарика. Аккумулятор фонарика использовать удобней, чем обычную 9-вольтовую батарейку — на случай, если кому-то придет в голову открыть дверь автомобиля в то время, когда источник резервного питания памяти будет включен в цепь. 9-вольтовая батарейка, имеющая небольшую емкость, в этом случае быстро бы разрядилась, в то время как емкость аккумулятора фонарика достаточно велика и ее хватит на то, чтобы даже при включении освещения салона обеспечить необходимое питание памяти

ustroistvo-avtomobilya.ru

какой ремонт и сервис требуется автомобильной АКБ

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи автомобиляБеспроблемность эксплуатации аккумулятора автомобиля во многом будет зависеть от правильности ухода за АКБ. Автовладельцу необходимо обеспечить своевременное и правильное обслуживание аккумуляторных батарей, поскольку это поможет ему исключить какие-либо проблемы с транспортом. Такая машина будет заводиться даже в самый сильный мороз, а сам аккумулятор прослужит максимально долго, не доставляя каких-либо хлопот автовладельцу.

Устройство аккумулятора

На современных автомобилях используются аккумуляторы различных типов. Они могут отличаться своей конструкцией, принципом работы, показателями емкости и напряжения. У распространённых свинцово-кислотных моделей имеются пластины из свинца, которые залиты электролитом. Корпус АКБ выполняется из прочного герметичного пластика, не подверженного воздействию кислот, и отличается максимальной долговечностью.

Конструкция аккумулятора у легковых автомобилей подразумевает наличие шести герметичных активных пластин с изоляцией из пластмассового сепаратора. Электроды выполнены из устойчивых к кислотам свинцовых сплавов, что и позволяет гарантировать низкий уровень саморазрядки. В продаже также можно найти комбинированные и гибридные батареи, которые отличаются простотой конструкции и имеют доступную стоимость.

Разновидности АКБ

На сегодняшний день в автомобилях используется несколько разновидностей аккумуляторов, которые обеспечивают беспроблемный пуск двигателя. Такие аккумуляторы могут отличаться конструкцией, показателем мощности и стоимостью:

  1. Обслуживание аккумуляторовСурьмянистые модели подразумевают частое вскипание электролита, что потребует от автовладельца постоянного пополнения жидкости, которую требуется дополнительно разводить дистиллированной водой. Несмотря на простую конструкцию и необходимость постоянного контроля уровня электролита, такие аккумуляторы пользуются популярностью на рынке, что объясняется их доступной стоимостью и отличными эксплуатационными характеристиками.
  2. Малосурмянистые разновидности — это модификация простейшей батареи, которая позволяет снизить расход электролита, что существенно упрощает уход за АКБ. Отсутствие сурьмянистой основы у такой модификации избавляет автовладельца от необходимости постоянного контроля и восполнения электролита. Однако при эксплуатации таких кальциевых батарей могут возникать определенные проблемы с зарядкой. Соответственно, потребуется на регулярной основе проверять заряд и выполнять подзарядку батареи.
  3. Гелевые аккумуляторы появились на рынке относительно недавно и быстро стали пользоваться популярностью у покупателей. Вместо жидкого электролита внутри корпуса таких батарей находится плотная гелевая масса. В качестве изоляторов применяется специальный пористый материал из активных элементов. Эксплуатация таких батарей не представляет сложности, а сам аккумулятор с легкостью выдерживает длительную работу. У него не наблюдается осыпание пластин и отсутствует потеря эксплуатационных характеристик при длительной вибрации.

Любой аккумулятор требует соответствующей подзарядки, правильной эксплуатации и обслуживания АКБ. Только так можно будет обеспечить беспроблемность эксплуатации техники, а автовладелец будет всегда уверен в своей машине, которая заведется даже в самый сильный мороз.

Правильный выбор

Как ухаживать за аккумуляторамиЗалогом беспроблемной эксплуатации аккумулятора станет правильный выбор батареи. Необходимо позаботиться о том, чтобы показатели емкости и номинального пускового тока полностью соответствовали характеристикам автомобиля. Корпус батареи не должен иметь механических повреждений, не допускается наличие на клеммах кальциевого налета.

Также не рекомендуется экономить и приобретать АКБ на рынке, поскольку там получить необходимую гарантию будет невозможно. Лучше всего покупать батареи в специализированных магазинах, где автовладелец будет полностью уверен в оригинальности той или иной модели аккумулятора и при этом получит на эксплуатацию необходимую гарантию качества.

Аккумуляторы сегодня продаются уже полностью заряженными, поэтому после покупки какой-либо дополнительной подзарядки АКБ не потребует. А вот если показатель напряжения у нового аккумулятора ниже 12 В, это может свидетельствовать о браке и наличии каких-либо проблем с батареей. От покупки АКБ с низким начальным зарядом следует отказаться.

Нелишним будет дополнительно приобрести пуско-зарядное устройство. Предпочтение следует отдавать импульсным моделям, которые позволяют не только быстро заряжать батарею, но и обеспечивают тонкую корректировку напряжения, позволяя безопасно подзаряжать АКБ. В будущем такое устройство станет гарантией беспроблемной эксплуатации аккумулятора и всего автомобиля.

Регулярность технического обслуживания

Автовладельцам рекомендуется производить осмотр и сервис аккумулятора раз в три-четыре месяца. Также необходимо проводить дополнительный осмотр и проверку батареи с наступлением холодов, когда на неё приходится повышенная нагрузка. Техническое обслуживание АКБ автомобиля подразумевает выполнение следующей работы:

  1. Проверка напряжения на клеммах.
  2. Осмотр корпуса на наличие механических повреждений.
  3. Проверка электролита через мерное окошко.
  4. Дополнительная подзарядка батареи.

Если автовладелец пренебрегает необходимостью регулярного технического обслуживания аккумулятора, в конечном счёте происходит разряжение батареи и появляется окисление на клеммах. Также может упасть уровень электролита, что приведет к выходу из строя свинцовых пластин. В итоге автомобиль откажется заводиться и придется менять аккумуляторную батарею.

Правила безопасности

Технические параметры аккумуляторов

При выполнении ремонта и обслуживания АКБ необходимо следовать соответствующим правилам и мерам безопасности. При осмотре аккумулятор не рекомендуется переворачивать и класть на бок. Работа выполняется в резиновых перчатках, дополнительно можно использовать защитные очки. Особенно аккуратно следует работать с электролитом и кислотой, которые, попав на кожу, могут вызвать раздражение и аллергию.

Правильная зарядка

Раз в год потребуется демонтировать аккумулятор и в условиях гаража или дома провести его подзарядку соответствующим пусковым устройством. Можно использовать как покупные пуско-зарядные устройства, так и изготовленные своими руками выпрямители. Современные зарядные устройства отличаются простотой в использовании, поэтому с самостоятельной зарядкой батареи справится каждый автовладелец.

Большинство модификаций зарядных устройств имеет полностью автоматический режим, что существенно упрощает подзарядку, а вся работа контролируется автоматикой. При использовании самостоятельно изготовленных выпрямителей необходимо по мере набора ёмкости уменьшать рабочий ток, что предупредит закипание электролита.

Контроль напряжения на клеммах

Автовладельцу необходимо с регулярностью раз в 2—3 месяца проверять напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. Этот показатель должен находиться в пределах интервала 12,6—12,9 В. Если отмечается падение заряда ниже 12 В, необходима дополнительная подзарядка АКБ. Для проверки напряжения используют мультиметры или нагрузочные вилки.

Текущий ремонт

В процессе эксплуатации аккумулятора автовладелец может столкнуться с необходимостью ремонта АКБ. Признаками поломки батареи являются:

  • Как заряжать аккумуляторпроблемы с пуском двигателя;
  • существенное падение напряжения на клеммах;
  • появление выраженного кальциевого налета на клеммах;
  • падение уровня электролита;
  • повышенная сульфатизация.

При появлении проблем с контактными клеммами и наличии на них налета следует зачистить контакты мелкозернистой наждачкой и сильней затянуть фиксирующие зажимы на высоковольтных проводах.

Если отмечается снижение напряжения, следует подзарядить батарею, одновременно проверив уровень электролита. Если после такой зарядки АКБ также продолжает терять заряд, аккумулятор следует заменить.

При падении уровня электролита следует через соответствующие заливные отверстия долить в аккумулятор чистый дистиллят. Использовать для повышения уровня электролита обычную воду из-под крана запрещается. Чистый дистиллят можно купить в специализированных магазинах автозапчастей.

Корпус батареи необходимо осмотреть на наличие повреждений. Если пластик пробит и через него вытекает электролит, ремонт аккумулятора невозможен. В этом случае его необходимо заменить. Именно поэтому следует обращаться с батареей предельно аккуратно, не допуская ее механических повреждений.

Десульфатация батареи

Правила использования аккумуляторовПод сульфатацией аккумулятора принято понимать естественный процесс, при котором из-за химической реакции свинец в пластинах начинает выпадать в осадок, что приводит к проблемам с емкостью АКБ. Существуют эффективные методы десульфатации, которые подразумевают несколько циклов заряда и разряда батареи. Для такой десульфатации аккумулятор снимают с автомобиля и в домашних условиях проводят его полную подзарядку. После этого нагрузочной вилкой или другими аналогичными приспособлениями полностью разряжают батарею и снова выполняют ее подзарядку.

Проверка плотности электролита

Обслуживание автомобильных аккумуляторовПроблемы с аккумулятором могут возникать по причине недостаточного уровня электролита и потери жидкостью своей плотности. Для проверки показателей плотности электролита следует использовать ареометры, которые можно приобрести в магазинах автозапчастей. При наличии расхождений с оптимальными показателями плотности следует долить в АКБ дистиллят или кислоту, что позволит улучшить характеристики электролита.

Залогом беспроблемной эксплуатации автомобильного аккумулятора станет техническое обслуживание аккумуляторной батареи автомобиля. Автовладельцу необходимо на регулярной основе выполнять проверку напряжения на клеммах, контролировать уровень электролита и осматривать корпус на наличие механических повреждений. Такой уход не представляет какой-либо сложности, а автовладелец будет полностью уверен в своём автомобиле.

proakkym.ru

7.3. Техническое обслуживание аккумуляторных батарей при эксплуатации

При техническом обслуживании аккумуляторных батарей необходимо руководствоваться данными табл. 17 и 18, где указаны плотность электролита в зависимости от степени разряженности, объем и периодичность технического обслуживания батарей, а также следующими указаниями и рекомендациями.

Проверка работоспособности танковых батарей проводится с помощью штатных и переносных приборов, как описано в настоящем Руководстве.

Таблица 17. Плотность электролита в зависимости от степени разряженности батарей, г/см3 (приведенная к 25 °C)

Плотность электролита полностью разряженной батареи Плотность электролита батареи, разряженной на 25% / на 50% Плотность электролита полностью разряженной батареи Плотность электролита батареи, разряженной на 25% / на 50%
1.30 1.26 / 1.22 1.25 1.21 / 1.17
1.29 1.25 / 1.21 1.24 1.20 / 1.16
1.28 1.24 / 1.20 1.23 1.19 / 1.15
1.27 1.23 / 1.19 1.22 1.18 / 1.14
1.26 1.22 / 1.18 1.20 1.16 / 1.12

Таблица 18. Объем и периодичность технического обслуживания аккумуляторных батарей при их эксплуатации

Объем обслуживания Периодичность обслуживания
танковых АБ автомобильных АБ
6СТЭН-140М, 6СТ-140Р, 12СТ-85Р 12СТ-70М, 12СТ-70
Без снятия батарей с машины
  1. Провести внешний осмотр и очистку поверхности батарей от пыли и грязи.
  1. Один раз в 15 дней.
  1. Один раз в 15 дней.
  1. При ТО-1 машины, но не реже одного раза в 15 дней.
  1. Проверить:
    • плотность крепления наконечников проводов с полюсными выводами батарей;
    • надежность крепления батарей на стеллажах и в гнездах;
    • работоспособность батарей.
  1. Один раз в 15 дней.
  1. Один раз в 15 дней.
  1. При ТО-1 машины, но не реже одного раза в 15 дней.
При снятых батареях с машины
  1. Очистить:
    • поверхность батарей (мастику, ящик, моноблок, перемычки) от пыли и грязи;
    • контактные поверхности выводных зажимов от окислов.
  1. Один раз в 3 месяца. Летом при температуре 25 °C и выше - один раз в месяц.
  1. При ежемесячном заряде на зарядной станции.
  1. При ТО-1 машины, но не реже: летом - одного раза в 15 дней, зимой - одного раза в месяц.
  1. Проверить:
    • чистоту вентиляционных отверстий в пробках, при необходимости прочистить их;
    • отсутствие трещин в мастике, обнаруженные трещины и вспучивания оплавить нагретым электропаяльником с насадкой;
    • уровень электролита во всех аккумуляторах, довести его до нормы.
  1. Один раз в 3 месяца. Летом при температуре 25 °C и выше - один раз в месяц.
  1. При ежемесячном заряде на зарядной станции.
  1. При ТО-1 машины, но не реже: летом - одного раза в 15 дней, зимой - одного раза в месяц.
  1. Нейтрализовать поверхность батарей 10-% раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта.
  1. Один раз в 3 месяца. Летом при температуре 25 °C и выше - один раз в месяц.
  1. При ежемесячном заряде на зарядной станции.
  1. При ТО-1 машины, но не реже: летом - одного раза в 15 дней, зимой - одного раза в месяц.
  1. Проверить степень разряженности по плотности электролита. При степени разряженности более допустимой отправить батареи на зарядную станцию.
  1. Один раз в 3 месяца. Летом при температуре 25 °C и выше и зимой при температуре-10 °C и ниже - один раз в месяц.
  1. При ежемесячном заряде на зарядной станции.
  1. При ТО-1 машины, но не реже: одного раза в 3 месяца летом и одного раза в месяц зимой.
  1. Провести контроль зарядного режима для автомобильных батарей.
  1. -
  1. -
  1. При ТО-1 машины, но не реже: одного раза в 3 месяца летом и одного раза в месяц зимой.
  1. Провести полный заряд на зарядной станции.
При разряженности батарей летом на 50%, зимой - на 25%
  1. При переходе с летней эксплуатации на зимнюю и с зимней на летнюю.
  1. Ежемесячно независимо от степени разряженности.
  1. -
  1. Провести контрольно-тренировочный цикл.
  1. Один раз в год (12СТ-85Р - один раз в 9 месяцев).
  1. Один раз в 6 месяцев.
  1. Один раз в год. При поступлении в часть вместе с машинами от автомобильных заводов и других частей.
При поступлении с машинами от других частей.

Контроль зарядного режима автомобильных аккумуляторных батарей заключается в проверке правильности работы реле-регулятора непосредственно на машине. При отклонении величины регулируемого напряжения от пределов, оговоренных в инструкции по эксплуатации машины, реле-регулятор должен быть снят с машины и отправлен в мастерскую для регулировки или ремонта.

Для определения степени разряженности батарей по плотности электролита нужно знать, какая плотность была установлена в конце полного заряда батареи, измерить плотность электролита во всех аккумуляторах и температуру в среднем аккумуляторе батареи. Понижение плотности электролита на 0,01 г/см3 соответствует потере емкости на 5...6%. Степень разряженности батарей можно определить также по табл. 17. Для правильного определения степени разряженности батарей необходимо в' показания ареометра вносить температурную поправку по табл. 5.

Заряд аккумуляторных батарей проводится в соответствии с указаниями разд. "Заряд АБ". Танковым аккумуляторным батареям 12СТ-70М и 12СТ-70 допускается проводить ежемесячный подзаряд непосредственно в машинах от выпрямителей ВАК-6-28,5М1 и ВАК-12-28,5, а также с помощью СРЗ-АМ1 по способу постоянства напряжения. Снятие батарей с машин для заряда на зарядной станции проводится в этом случае один раз в три месяца.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей с внутренним электрообогревом типа 6СТ-190ТРН включает проведение ряда дополнительных специфических работ.

www.4akb.ru

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Категория:

   Электрооборудование автомобилей

Публикация:

   Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Читать далее:



Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей регламентируется инструкцией по эксплуатации «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные». На основании перечня и периодичности их проведения работы включаются в первое (ТО-1) или второе (ТО-2) техническое обслуживание автомобиля.

При ТО-1 аккумуляторную батарею очищают от пыли и грязи. Электролит, имеющийся на поверхности батареи, вытирают сухой тряпкой или ветошью, смоченной 10 %-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. Проверяют надежность крепления батареи и соединения наконечников проводов с выводами батареи, окислившиеся наконечники проводов и выводы зачищают. При этом следует снимать минимальный слой металла, иначе нельзя будет надежно соединить выводы батареи с наконечниками проводов. Следует также следить, чтобы провода не были натянуты, так как это может привести к поломке выводов или крышек аккумуляторов. Наконечники проводов и выводы рекомендуется смазывать техническим вазелином.

При ТО-1 проверяют и, если необходимо, доводят до нормы уровень электролита во всех аккумуляторах.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При доведении уровня в аккумуляторы доливают дистиллиро-. ванную воду. В холодное время года во избежание замерзания воду следует доливать непосредственно перед пуском двигателя для быстрого ее перемешивания с электролитом.

Доливать электролит запрещается, за исключением случаев, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания электролита.

Чрезмерно быстрое снижение уровня электролита является признаком «перезаряда» батареи из-за повышенного напряжения генератора. При перезаряде наблюдается также выбрызгивание электролита на поверхность аккумуляторной батареи. Перезаряд вреден для батарей, так как приводит к снижению их срока службы. При первых признаках перезаряда необходимо проверить исправность генераторной установки.

При ТО-2, кроме перечисленных работ, дополнительно проверяют степень заряженности аккумуляторов батареи по плотности электролита и ее работоспособность по напряжению аккумуляторов под нагрузкой. Плотность электролита замеряют денсиметром, а напряжение аккумуляторов — аккумуляторным пробником.

Промышленностью выпускается два типа пробников.

Пробник Э107 (рис. 1) предназначен для проверки работоспособности аккумуляторных батарей в целом. Он позволяет измерять э. д. с. батарей и их напряжение под нагрузкой. Пробник состоит из вольтметра, закрепленного на кронштейне контактной ножки, через которые к нему подается измеряемое напряжение. Внутри корпуса установлены два нагрузочных резистора из нихрома, соединенные параллельно. Одни концы резисторов постоянно соединены с кронштейном пробника, другие закреплены в головке винта, изолированного от контактной ножки. При завертывании контактной гайки резисторы подключаются к контактной ножке. Контактный штырь щупа соединен гибким проводом с кронштейном.

Проверку аккумуляторной батареи необходимо производить при закрытых пробках аккумуляторов. Для проверки под нагрузкой необходимо завернуть до упора контактную гайку 6. Затем острый конец контактной ножки плотно прижимают к положительному выводу батареи, а штырь щупа — к отрицательному. Иногда для обеспечения надежного контакта необходимо сделать контактами ножки и щупа царапины на поверхности выводов батареи, чтобы разрушить пленку окиси. Время выдержки батареи под нагрузкой должно быть не более 5 с. Если напряжение батареи под нагрузкой более 8,9 В, она исправна. Если напряжение упадет ниже 8,9 В, батарея неисправна или сильно разряжена. Уточнение производится измерением плотности электролита или проведением контрольного разряда.

Измерение э. д. с. проверяемой батареи производится при отвернутой контактной гайке.

Пробник Э108 (рис. 2.) предназначен для проверки работоспособности отдельных аккумуляторов в аккумуляторной батарее. Он позволяет измерять э. д. с. аккумуляторов и их напряжение под нагрузкой. Пробник состоит из вольтметра, закрепленного на контактных ножках, через которые к нему подается измеряемое напряжение. Двусторонняя шкала вольтметра позволяет производить измерения без соблюдения полярности. Внутри корпуса установлены три нагрузочных резистора 5 из нихрома, два из которых соединены параллельно. Один конец каждого резистора постоянно соединен с контактной ножкой пробника, а другой закреплен в изолированной от ножки головке винта. При завертывании контактных гаек нагрузочные резисторы подключаются к контактным ножкам. Если обе контактные гайки отвернуты, можно измерить э. д. с. аккумулятора.

Для измерения напряжения аккумулятора под нагрузкой в зависимости от его емкости заворачиваются гайки или обе сразу. Порядок включения нагрузочных резисторов в зависимости от емкости проверяемого аккумулятора указан на контактных ножках пробника. Измерение производится так же, как и пробником Э107, при закрытых пробках и с выдержкой под нагрузкой не более 5 с. Если напряжение проверяемого аккумулятора более 1.4 В, он исправен. Если напряжение упадет ниже 1,4 В, аккумулятор разряжен или неисправлен. Уточнение производится сравнением показаний всех аккумуляторов батареи и измерением плотности электролита.

Рис. 1. Аккумуляторный пробник Э107

Рис. 2. Аккумуляторный пробник Э108

По величине измеренной плотности электролита определяется разряженность аккумуляторной батареи.

Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, ее необходимо подзарядить. После заряда поверхность аккумуляторных батарей нейтрализуют содовым раствором и насухо протирают ветошью.

При необходимости более точного определения технического состояния определяют фактическую емкость батареи и продолжительность стартерного разряда.

Батарея считается вышедшей из строя при снижении емкости до 40% номинальной или снижении продолжительности стартерного разряда до 1.5 мин. Перед определением фактической емкости аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена, а плотность электролита откорректирована до (1,28 + 0,01) г/см3 при температуре 25 °С.

Так как продолжительность определения емкости 20-часовым режимом разряда велика, в эксплуатации разрешается проводить проверку номинальной емкости в 10-часовом режиме разряда. При этом величина емкости получается несколько меньшей, чем при 20-часовом режиме разряда.

Разряд батарей при 10- и 20-часовом режимах ведется до конечного напряжения на выводах соответственно 10,2 и 10,5 В.

При разряде температура электролита должна находиться в пределах от 18 до 27 °С.

Перед определением продолжительности стартерного разряда батарею заряжают так же, как при испытании на определение емкости. При начальной температуре электролита (25±2) °С до конечного напряжения на выводах 9 В.

При эксплуатации аккумуляторных батарей в условиях низких температур (климатические районы со среднемесячной температурой в январе от —50 до — 30 °С) при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и наоборот производят изменение плотности электролита. Это связано с тем, что температура замерзания электролита зависит от его плотности. Так, при плотности 1,09; 1,16; 1,20; 1,24 и 1,30 г/см3 электролит замерзает при температуре —7, —18, —28, —50 и —66 °С соответственно. Поэтому в зимнее время плотность электролита повышают. В летнее время производят снижение плотности, так как эксплуатация батарей с высокой плотностью электролита, особенно при положительных температурах, приводит к уменьшению их срока службы. Операцию изменения плотности проводят при ТО-2. Уменьшения плотности электролита добиваются путем отсасывания части электролита и добавления дистиллированной воды. Для повышения плотности электролита в аккумуляторы добавляют раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3.

Рекламные предложения:


Читать далее: Неисправности системы электроснабжения и их определение

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru