Категория прав
Какая категория прав нужна для автомобиля с прицепом?
Для того что бы понять какая категория прав необходима для управления автомобилем с прицепом необходимо разобраться в терминологии:
- Масса автомобиля без нагрузки – собственная масса пустого автомобиля.
- Масса снаряженного автомобиля – масса автомобиля, полностью заправленного, включая необходимые запчасти, но исключая вес груза, водителя и пассажиров.
- Разрешенная максимальная масса автомобиля – масса снаряженного автомобиля + масса перевозимого груза, водителя и пассажиров.
Эту информацию можно найти в свидетельстве о регистрации транспортного средства.
С прицепами по аналогии:
- Грузоподъемность прицепа – масса груза, на которую рассчитан прицеп.
- Снаряженная масса прицепа – его собственная масса, включая комплектующие запчасти, но исключая перевозимый груз.

- Полная масса прицепа (разрешенная максимальная масса) – снаряженная масса + грузоподъемность.
В зависимости от полной массы прицепа они подразделяются на следующие категории:
- О1 — легковые прицепы с полной массой до 750 кг (включительно)
- О2 — прицепы с полной массой более 750 кг и до 3500 кг (включительно)
- О3 — до 10 000 кг (включительно)
- О4 — свыше 10 000 кг
Самые легкие прицепы категории О1 (до 750кг). Общая масса автопоезда (автомобиля с прицепом) в данном случае не имеет значения, достаточно прав категории «B». Это же правило распространяется и на другие категории — «C», «C1», «D», «D1».
Для прицепа с полной массой до 750 кг – подкатегория «E» не нужна.
Для управления автомобилем с прицепом полной массой до 3500 кг (О2), для всех вышеперечисленных категорий прав необходима подкатегория «E».
Категория прав «В» даёт право управлять транспортным средством или автопоездом, максимальная масса которого не превышает 3500 кг. Поэтому, если сумма максимальной массы автомобиля и полной массы прицепа не выше 3500 кг, то достаточно прав категории «В», при условии что полная масса прицепа не превышает массу авто без нагрузки. Последнее также распространяется на категории «C1» и «D1».
Полная масса прицепа ≥ 3500 кг = BЕ, СЕ, DE
(Максимальная масса авто + (полная масса прицепа ≤ масса автомобиля без нагрузки)) ≤ 3500 кг = В
Масса автомобиля без нагрузки ≥ полная масса прицепа ≥ 3500 кг = С1Е, D1Е
Ну и наконец прицепы категорий О3 и О4. Их полная масса больше 3500 кг и категория «В» в принципе не даёт право управлять такими тяжеловесами. Для всех остальных категорий прав — подкатегория «Е» обязательна. Отметим, что для категорий C1Е и D1Е, суммарная масса состава не должна превышать 12 000 кг, а полная масса прицепа не должна быть больше массы автомобиля без нагрузки.
Полная масса прицепа > 3500 кг = СЕ, DE
(Максимальная масса авто + (полная масса прицепа ≤ масса автомобиля без нагрузки)) ≤ 12 000 кг = С1Е, D1Е
Напоследок, ещё одно важное условие. При выборе прицепа, помните — полная масса прицепа не должна превышать буксировочных характеристик автомобиля установленных производителем.
Подробнее см.: Федеральный закон N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Глава IV. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами.
Категории водительских прав — Авто-учет
Сегодня мы рассмотрим категории и их подпункты водительских прав, а также особенности каждого из них.
Всего существует шесть основных категорий: А-мотоциклы, В-легковые автомобили, С-грузовые, D-автобусы и М-мопеды. ИЗ них уже выделяются 4 подкатегории: А1, В1, С1, D1 и специальные категории для управления транспортом с прицепом ВЕ, СЕ, DE,C1E,D1E.
Например, водительское удостоверение категории В позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон “О безопасности дорожного движения”, которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории
Категория или подкатегория / Тип транспортного средства
А Мотоциклы
А1 Легкие мотоциклы
В Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн)
ВE Легковые автомобили с прицепом
В1 Трициклы
С Грузовые автомобили (от 3,5 тонн)
СE Грузовые автомобили с прицепом
С1 Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн)
С1E Средние грузовики с прицепом
D Автобусы
DE Автобусы с прицепом
D1 Небольшие автобусы
D1E Небольшие автобусы с прицепом
М Мопеды
Tm Трамваи
Tb Троллейбусы
Категория А
Открытие в водительских правах категории «А» дает вам право управлять любыми мотоциклами, в том числе легкими мотоциклами, относящимися к категории «А1», и мопедами – категория «М».
Получить категорию «А» могут только лица, достигшие возраста 18 лет. Если вам 16 лет, то можно получить водительские права категорий «А1» и «М».
Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Коме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.
Водительское удостоверение подкатегории А1
Подкатегория “А1” – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт; Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигатели и небольшой максимальной мощностью. Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.
Категория “В” – автомобили (за исключением транспортных средств категории “А”), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;
Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.
Также категория B позволяет управлять мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг).
Если разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 килограммов, то к составу транспортных средств предъявляются дополнительные требования:
- Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.
- Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.
Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:
Категория “ВЕ” – автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории “В”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
Водительские права подкатегории B1
подкатегория “В1” – трициклы и квадрициклы;
В настоящее время подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.
Хочу лишь заметить, что “квадрИцикл” и “квадрОцикл” это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.
Водительские права категории С
Категория “С” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Водительские права категории С позволяет управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.
Категория E
Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом, водителю потребуется дополнительная категория CE:
категория “СЕ” – автомобили категории “С”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
Водительские права подкатегории С1
Грузовик подкатегории С1
Подкатегория “С1” – автомобили, за исключением автомобилей категории “D”, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3,5 до 7,5 тонн.
Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.
Также существует и дополнительная категория C1E, которая позволяет управлять автомобилями категории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Подкатегория “С1Е” – автомобили подкатегории “С1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами категории C1E.
Водительское удостоверение категории D
Категория “D” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, не зависимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
Для более тяжелых прицепов также требуется водительское удостоверение категории DE.
категория “DЕ” – автомобили категории “D”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
Подкатегория D1
Подкатегория “D1” – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров от 8 до 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Эта категория позволяет водителю управлять маленькими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также разрешено использовать прицеп массой до 750 кг.
Для более тяжелых прицепов водителю потребуется категория D1E:
Подкатегория “D1Е” – автомобили подкатегории “D1”, сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами категории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом категории D1E.
Категория M
категория “M” – мопеды и легкие квадрициклы;
Новая категория М, введенная 5 ноября 2013 года, позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами. Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.
Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста не позволяет управлять мопедами.
Категории Tb и Tm
Категория “Tm” – трамваи;
Категория “Tb” – троллейбусы;
В 2016 году для управления трамваями и троллейбусами требуются специальные категории водительских прав.
Раньше троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории прав. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу “особые отметки».
Напоследок интересный факт по теме: в Южной Дакоте (США) права может получить даже несовершеннолетний. Правда водительское удостоверение будет иметь ограниченные права. Например, несовершеннолетний, получивший права, может управлять транспортным средством самостоятельно без присмотра взрослых только с 6 утра до 22 часов. В остальное время несовершеннолетний водитель обязан сидеть за рулем только под присмотром взрослых (только либо один из родителей или официальный опекун).
Процедуры OSHA по безопасным ограничениям веса при подъеме вручную
Mrs. Rosemary Stewart
3641 Diller Rd.
Elida, OH 45807-1133
Уважаемая госпожа Стюарт!
Благодарим вас за письмо в Управление по охране труда и здоровья (OSHA). Приносим свои извинения за задержку с ответом на Ваше письмо. У вас был конкретный вопрос относительно возможного закона OSHA для процедур физического подъема.
Это письмо представляет собой интерпретацию OSHA только обсуждаемых требований и может не применяться к каким-либо вопросам, не изложенным в вашей первоначальной корреспонденции. Ваш перефразированный сценарий и вопрос приведены ниже, после чего следует наш ответ.
Сценарий: Ваш работодатель требует, чтобы вы постоянно поднимали от 50 до 100 фунтов.
Вопрос: Есть ли в OSHA закон, регулирующий процедуры подъема тяжелых предметов?
Ответ : У OSHA нет стандарта, устанавливающего ограничения на то, сколько человек может поднимать или нести. Тем не менее, Национальный институт безопасности и гигиены труда (NIOSH) разработал математическую модель, которая помогает прогнозировать риск получения травмы на основе поднимаемого веса и других критериев. Модель NIOSH основана на предыдущих медицинских исследованиях сил сжатия, необходимых для повреждения костей и связок спины. Математическая модель включена в Руководство по применению пересмотренного уравнения подъема NIOSH , которое можно найти на веб-сайте NIOSH (http://www.
cdc.gov/niosh/docs/94-110/). Однако следует отметить, что этот документ NIOSH содержит только добровольные рекомендации
. Сложность оценки рисков, связанных с поднятием тяжестей, заключается в том, что вес сам по себе не определяет риск травмы спины. Другие факторы включают:
- Как часто вы что-то поднимаете.
- Сгибаетесь ли вы или скручиваетесь при подъеме.
- Насколько высоко поднимается объект.
- Где происходит происхождение подъема; в частности, находится ли он ниже высоты сустава.
- Удерживаете ли вы объект от себя во время подъема.
- Как долго вы поднимаете или держите объект.
В зависимости от этих факторов предмет, который безопасно поднимать в один момент, может вызвать проблемы со спиной в другой раз.
NIOSH имеет уравнение подъема (обсуждается в вышеупомянутом Руководстве по применению ) для расчета рекомендуемого предела веса для одного человека в различных условиях.
Уравнение подъема устанавливает максимальную нагрузку в 51 фунт, которая затем корректируется с учетом того, как часто вы поднимаете, скручивание спины во время подъема, вертикальное расстояние, на которое поднимается груз, расстояние от вашего тела до груза, расстояние вы двигаетесь, поднимая груз, и насколько легко удерживать груз.
Математическая модель NIOSH и уравнение подъема веса довольно технические, и несколько государственных учреждений разработали инструменты, которые могут помочь вам легче определить, подвергает ли вас работа риску травмы спины. Бюро компенсации работникам штата Огайо имеет калькулятор для оценки уровней риска, связанного с поднятием различных тяжестей, который доступен по адресу http://www.ohiobwc.com/employer/programs/safety/liftguide/liftguide.asp. Аналогичным образом, Департамент труда и промышленности штата Вашингтон [и Отдел безопасности и гигиены труда штата Орегон совместно] разработали калькулятор для анализа подъемных задач на основе уравнения подъема NIOSH, который доступен по адресу [http://www.
orosha. org/interactive/lifting/lift_safety.html.]
Хотя OSHA не имеет специального стандарта для упомянутой вами опасности, подверженность сотрудников опасностям, связанным с подъемом тяжестей и травмами спины, может рассматриваться в соответствии с разделом 5(a)(1) Закона об охране труда, обычно называемого Положение о долге. В Положении об общих обязанностях говорится:
«Каждый работодатель должен предоставить каждому из своих работников работу и место работы, которые свободны от признанных опасностей, которые вызывают или могут причинить смерть или серьезный физический вред его работникам.. .»
Если вам нужна дополнительная информация об опасностях при подъеме, как OSHA, так и NIOSH имеют информацию на своих соответствующих веб-сайтах, которые можно найти по адресу:
OSHA: www.osha.gov/SLTC/ergonomics/index.html
NIOSH: www.cdc .gov/niosh/docs/2007-131/pdfs/2007-131.pdf
Благодарим вас за интерес к вопросам безопасности и гигиены труда. Мы надеемся, что вы найдете эту информацию полезной.
Требования OSHA устанавливаются законом, стандартами и правилами. Наши пояснительные письма объясняют эти требования и то, как они применяются к конкретным обстоятельствам, но они не могут создавать дополнительные обязательства работодателя. Это письмо представляет собой интерпретацию OSHA обсуждаемых требований. Обратите внимание, что на наше руководство по правоприменению могут повлиять изменения в правилах OSHA. Кроме того, время от времени мы обновляем наше руководство в ответ на новую информацию. Чтобы быть в курсе таких событий, вы можете посетить веб-сайт OSHA по адресу http://www.osha.gov. Если у вас есть дополнительные вопросы, пожалуйста, обращайтесь в Управление по обеспечению соблюдения законов о здравоохранении по телефону (202) 69.3-2190.
С уважением,
Томас Галасси, Директор
Управление программ обеспечения правопорядка
[Исправлено 04.05.2015]
Легкий прицеп и максимальный вес – теория водительских прав
Правильная загрузка
Ремень с храповым механизмом.
Следующее является основой для правильной загрузки:
- Закрепите груз ремнем или чем-то подобным. Незакрепленные грузы, которые скользят, могут нанести серьезный ущерб в случае резкого торможения или столкновения.
- Расположите груз прямо на передней части багажника так, чтобы он не выступал вперед. Если груз уже прижат к задним сиденьям в багажнике, ему некуда деваться в случае резкого торможения.
- Разместите самую тяжелую часть груза внизу , чтобы уменьшить риск его смещения и возможного повреждения.
Обычно во время торможения нагрузка и крепления подвергаются наибольшему давлению. Это означает, что крепление должно выдерживать по крайней мере движение:
- 80% веса груза в прямом направлении.
- 50% веса груза в направлении назад и в стороны.
Если вы погрузили холодильник весом 40 кг на прицеп, ремни должны выдерживать минимальное давление 32 кг (80% от 40) в прямом направлении и 20 кг (50% от 40) в других направлениях.
Весовая терминология
- Масса без нагрузки : Автомобиль без нагрузки в стандартной комплектации, включая водителя (75 кг).
- Максимальная нагрузка : Максимально допустимая нагрузка в соответствии с регистрационным удостоверением.
- Общий вес : Вес без груза + максимальная нагрузка.
- Вес брутто : Вес в данный момент времени.
Легкий прицеп
Имея права категории B, вы можете буксировать только легкий прицеп . Обратите внимание, что существует разница между тем, что классифицируется как легкий прицеп, и тем, является ли автомобиль разрешено буксировать прицеп.
Что считается легким прицепом?
- Прицеп с максимальной общей массой 750 кг.
- Прицеп, максимальная общая масса автомобиля + прицеп составляет 3500 кг (3,5 тонны).
Если соблюдается пункт 1 (макс.
750 кг), пункт 2 не применяется.
| Прицеп, пример 1 | |
| Общий вес : 2100 кг | Общий вес : 1400 кг |
| Общий вес (2100 кг + 1400 кг = 3500 кг) составляет ровно 3,5 тонны, но не превышает 3,5 тонны. Это означает, что прицеп относится к категории легких. | |
| Прицеп, пример 2 | |
| Общий вес : 1800 кг | Общий вес : 2000 кг |
| Суммарная общая масса (1800 кг + 2000 кг = 3800 кг) превышает 3,5 тонны, что означает, что прицеп не относится к категории легких. | |
| Прицеп, пример 3 | |
Расчеты не требуются. Общий вес прицепа составляет менее 750 кг, поэтому он всегда считается легким. | |
| Общий вес : 600 кг | |
Пояснение к примеру 3
Прицеп в примере 3 всегда классифицируется как легкий, так как его вес составляет менее 750 кг.
Значит ли это, что я могу тянуть этот прицеп с любой машиной?
— Нет, вы всегда должны проверять максимальную массу прицепа вашего автомобиля. Прицеп может быть классифицирован как легкий, но вам все равно будет запрещено тянуть его, если автомобиль не выдерживает веса.
Мой автомобиль весит 3500 кг и рассчитан на прицеп массой 750 кг. У меня обычные права категории B. Могу ли я тянуть прицеп массой 750 кг и, таким образом, достичь общей массы 4250 кг?
– Да. Правило дает вам право тянуть прицеп массой 750 кг. Автомобиль не может весить 3 500 кг, но если ваш автомобиль настолько тяжелый, разрешены 3 500 кг + 750 кг на обычных правах категории B (не расширенный B96, не BE).
Обратите внимание, что это становится недействительным, когда вес прицепа превышает 750 кг. Примеры:
- Автомобиль 3500 кг + прицеп 750 кг = 4250 кг = разрешено по лицензии B
- Автомобиль 3 499 кг + прицеп 751 кг = 4 250 кг = не допускается для лицензии B
- Автомобиль 3000 кг + прицеп 800 кг = 3800 кг = не разрешено для лицензии B
Разрешено ли автомобилю буксировать прицеп?
На практике расчеты требуются редко. Вся необходимая информация содержится в свидетельстве о регистрации автомобиля :
Автомобиль с данным свидетельством о регистрации может буксировать прицеп с максимальной массой 2100 кг, но не при наличии обычных водительских прав категории B, как O. 3 предусматривает, что максимальный вес прицепа для водительских прав категории B составляет 9 кг.10 кг.
Могу ли я использовать этот автомобиль для буксировки прицепа массой 2300 кг с расширенной категорией B (B96) или лицензией BE?
— Нет, так как максимальный вес 2 100 кг никогда не может быть превышен, независимо от категории.
Автомобиль не предназначен для перевозки тяжелых прицепов.
Давление шара
Давление шара — это давление, которое сцепное устройство прицепа оказывает на фаркоп автомобиля. В норме давление шара должно лежать где-то в интервале 30–100 кг .
Высокое давление шара
Чрезмерная нагрузка на переднюю часть прицепа. Это приводит к плохому сцеплению с передними колесами и может привести к ослеплению других участников дорожного движения ближним светом фар.
Груз находится в самой передней части прицепа и поэтому прижимает сцепное устройство к земле. Автомобиль вынужден следовать за ним, а поскольку автомобиль стоит прямо, передняя часть приподнята.
Низкое давление шара
Чрезмерная нагрузка на заднюю часть прицепа. Это приводит к плохому сцеплению с задними колесами. Может привести к запрету на вождение.
Груз находится в самой задней части прицепа и поэтому опрокидывает прицеп назад, что, в свою очередь, толкает сцепное устройство вверх.


Общий вес прицепа составляет менее 750 кг, поэтому он всегда считается легким.