Как замерить сопротивление на свечах зажигания, сделать тестер
Нестабильная работа мотора может быть вызвана неисправностью СЗ, выполнить оценку состояния которых методом визуального осмотра не всегда удается, особенное если изделие укрыто большим количеством нагара либо его корпус поврежден. Какое сопротивление должно быть на свечах зажигания и как изготовить тестер для указанных изделий своими руками вы узнаете из нашей статьи.
Содержание
- 1 Определяем оптимальный параметр
- 2 Изготавливаем самодельный измерительный прибор
- 3 Заключение
Определяем оптимальный параметр
Проверка сопротивления с использованием заводского измерительного прибора.Какое сопротивление должно быть на свечах зажигания? Многие современные СЗ оборудованы встроенным резистором, назначение которого подавление образовывающихся при работе системы зажигания радиопомех. Величину сопротивления можно отыскать в интернете, введя маркировку СЗ или прибегнув к помощи справочной литературы. О наличии встроенного резистора свидетельствует буква «Р» присутствующая в маркировке изделия.
Проверить сопротивление встроенного резистора можно с помощью тестера. Для проведения диагностики, нужно придерживаться последовательности:
- подключите щупы измерительного прибора к кончику свечного центрального электрода и высоковольтному контакту;
- оцените величину сопротивления, если его параметр ощутимо отклоняется от рекомендованных в справочной литературе значений, то нужна замена тестируемого изделия.
Для свечных устройств с резистором, сопротивление колеблется от 2 до 5 кОм. Если СЗ без резистора, то этот параметр составляет 0 кОм. При длительной работе СЗ, или нарушении работы двигателя наблюдается воздействие на материал, из которого изготовлен резистор, прорвавшихся газов. Вследствие этого возрастает сопротивление, оно может приравниваться к бесконечности, в такой ситуации наблюдается выход СЗ из строя.
Проверять какое реальное сопротивление на свечах зажигания стоит с помощью тестера, потому что диагностика «на искру» не дает объективной информации об исправности резистора. Возникновение искры возможно и при неисправном резисторе, при этом работоспособность установленной в автодвигатель свечи снижается или вовсе отсутствует.
Изготавливаем самодельный измерительный прибор
Тестер для свечей зажигания своими руками можно изготовить из простой пьезоэлектронной зажигалки. Для этого нужно придерживаться алгоритма:
- достаньте пьезоблок из корпуса;
- удлините длину его провода до 150 мм;
- подсоедините удлиненный провод к электроду тестируемого изделия;
- приложите пьезоэлектрический блок к свечному корпусу;
- нажмите кнопку до щелчка;
- на исправной свече возникнет искра, если изделие испорчено, искрообразование будет отсутствовать.
Таким способом тестируют весь комплект СЗ. Неисправные изделия откладывают в сторону и затем решают, что с ними делать. Возможно два варианта:
- купить новые свечные устройства;
- почистить старые и проверить их работоспособность после очистки.
Исправные СЗ устанавливают на автомобиль.
Рекомендуем посмотреть видео об изготовлении тестера свечей зажигания своими руками:
Заключение
Старая и новая СЗ (соответственно с лева на право).Исправность свечей зажигания играет немаловажную роль для нормальной работы мотора. При обнаружении таких симптомов у автомобиля:
- частота вращения коленвала достаточная, но автодвигатель не запускается из-за отсутствия нужного зажигания в системе;
- наблюдаются перебои в работе силового агрегата;
- мотор перестает работать сразу после выключения стартера;
- наблюдается возрастание потребления автомобилем горючей смеси;
- выход катализатора из строя;
- проблемный пуск мотора на холодную.
Все эти неисправности в режиме работы автомобиля могут возникать, если неэффективно работают СЗ. Проверить работоспособность свечей зажигания можно с помощью специального тестера. Его несложно изготовить в домашних условиях. Также следите за тем, какое сопротивление на свечах зажигания, если оно значительно превышает рекомендованные параметры, то изделие неисправно и требует замены.
Как проверить свечи зажигания мультиметром? Как проверить свечи зажигания мультиметром. Почему свеча не работает?
Содержание
- Свечи зажигания – устройство, принцип работы, виды
- Принцип работы свеч зажигания и накала
- Проверка свеч зажигания
- Иридиевые свечи
- Проверка свеч накала
- Прозвонка целостности спирали
- Проверка сопротивления
- Замер рабочих токов
- Способы диагностики
- Можно ли проверить свечу зажигания мультиметром
- Проверка на пробой
- Проверка сопротивления
- Как проверить, не снимая свечи зажигания
- Как проверить свечу зажигания мультиметром
- Проверка работоспособности свечей с помощью мультиметра
- Материалы для работы
- Подготовка прибора
- Измерение сопротивления
- Фиксирование показаний
- Когда необходимо проверять и менять свечи
- Обслуживание свечей зажигания
Свечи зажигания – устройство, принцип работы, виды
Конструктивно свеча состоит из следующих элементов:
- металлический корпус с резьбой на внешней стороне – служит для вкручивания свечи в головку блока цилиндров, а также является проводником от «массы» к боковому электроду;
- изолятор, снабженный ребристой поверхностью, предотвращает пробой поверхности и удлиняет путь поверхностных токов;
- контактный вывод – служит для крепления свечи к бронепроводам зажигания;
- боковой и центральный электроды – именно между ними возникает искра, воспламеняющая топливовоздушную смесь.
Центральный электрод изготавливают из благородных металлов, поэтому он обладает свойством самоочищения. Боковой выполняется из легированной никелем и марганцем стали.
Принцип работы свеч зажигания и накала
Для того чтобы точно проверить элемент автомобиля мультиметром, необходимо знать принцип его работы.
Свечи зажигания работают по принципу короткого замыкания. Ток от аккумулятора в 12 вольт преобразуется катушкой зажигания в ток до 40 000 вольт. Он идет по проводам на центральный вывод, где за счет возбуждения формирует искру между «+» электродом и «−» корпуса свечи. В этих элементах присутствует переменный резистор, который сглаживает поступающее напряжение.
Свечи накала не образуют искры воспламенения. Они преобразуют электрическую энергию в тепло. Тем самым нагревая цилиндры дизельного двигателя, поддерживают температуры 75 градусов. Воспламенение образуется за счет сжатия горючего.
Проверка свеч зажигания
Многие автолюбители задаются вопросом как проверить свечи зажигания мультиметром. Сделать это просто. Для этого понадобиться тестер или мультиметр, с режимом проверки сопротивления. Далее необходимо:
- Установить прибор в положение проверки сопротивления в 20 кОм.
- Один щуп тестера соединить с центральным выводом свечи.
- Второй провод соединить с электродом «+».
- Рабочее сопротивление свечи должно варьироваться от 2.5 до 10 кОм.
Значение больше или меньше указанного является показателем неисправности детали.
Важно! Проверять свечи мультиметром можно только если они маркированы английской или русской букву «Р» (R). Только они имеют выходное рабочее сопротивление. Также стоит учитывать модель устройства. На рынке большое количество продукции из иридия, платины. Они имеют разные показатели сопротивления, которое может меняться в зависимости от температуры. Устройства с добавлением иридия не подлежат замеру, без подачи электрического тока.
Иридиевые свечи
Проверяются тем же способом, но сопротивление должно быть установлено выше 20 Ом.
Важно! Для деталей, имеющих несколько корпусных электродов, замер сопротивления не является показателем работоспособности. Искра может подаваться в разброс или разной силы, что повлияет на общую работоспособность.
Для более точной проверки понадобится мегомметр. При помощи его можно проверить сопротивление изоляции. Именно пробой на корпус является частой причиной выхода из строя этих элементов двигателя.
Проверка свеч накала
Владельцам дизельных автомобилей будет интересно узнать, как проверить свечи накала мультиметром. Сделать это можно 3 разными способами:
- Прозвонка целостности спирали.
- Проверка рабочего сопротивления.
- Замер потребляемого напряжения.
Все эти способы помогут определить работоспособность элемента, но не его общее состояние.
Прозвонка целостности спирали
Для этого понадобиться выставить мультиметр в положение звукового оповещения прозвонки. Далее:
- Один щуп присоединить к центральному электроду.
- Второй на корпус двигателя.
- В случае получения звукового сигнала о целостности цепи, элемент считается работоспособным.
Этим способом проверяется целостность спирали накала, общей цепи. При работе, этот элемент может недостаточно нагревать камеру сгорания. Понадобится визуальный осмотр.
Проверка сопротивления
Для проверки нужно установить мультиметр в положение замера сопротивления. Далее необходимо:
- Один конец щупа соединить с центральным электродом.
- Второй с корпусом.
Рабочим сопротивлением считается значение от 0.7 до 1.8 Ом. Любые показания в меньшую или большую сторону указывают на негодность этого элемента. Полное отсутствие показаний является причиной пробития на корпус.
Важно! Свечи накала при работе увеличивают свое сопротивление, занижая приходящее напряжение. Если деталь показывает слишком высокие показатели в Ом, напряжение уменьшается, ЭБУ отключает свечи. Но камеры сгорания в этом случае не прогреваются, так как свеча с завышенным сопротивление не успевает прогреться. Такие элементы системы также являются неисправными.
Замер рабочих токов
Этот способ проверки является наиболее точным. При этом демонтировать деталь не требуется. Далее необходимо:
- Перевести тестер в режим амперметра.
- Один щуп подключить к центральному выводу.
- Второй к проводу, питающему этот элемент.
- Завести двигатель.
Проверка проводится во время прогрева мотора. В первые минуты ток должен колебаться. После прогрева потребление тока выравнивается, а по достижении необходимой температуры должно упасть до минимального значения. Любые отклонения указывают на неисправности.
Важно! Потребляемый ток полностью зависит от типа свеч накала. Стержневые с одним полюсом потребляют от 5–18 ампер. Показания деталей с двумя полюсами не должны быть меньше 50 ампер. При этом каждый полюс должен быть замерен отдельно, а показания быть идентичными. Если один из полюсов не дает показаний вообще, эксплуатировать запрещается.
Этим способом можно проверить все свечи, и сравнивая показания определить неисправные. Далее выкрутить неисправные детали и повторить проверку визуально. Это необходимо для определения места накала. Накаляться может начало или центр, что является недопустимым.
Способы диагностики
Во многих транспортных средствах доступ к узлам системы зажигания свободен и не загромождён сторонними деталями. Поэтому, водитель без проблем может проверить свечи на первичном этапе на предмет их работоспособности.
Главное сохранять последовательность и не путать их местами при выкрутке с цилиндров. Проверка модуля зажигания всегда проводится с обязательным соблюдением очерёдности по отношению к группе цилиндров. Смешивание приведёт к некорректным итоговым заключениям.
Изначально следует заглушить силовой агрегат, поочерёдно отсоединить провода от самих проводников и распределителя. Если во время запуска двигателя звук не изменился, значит, неисправность на лицо. В противном случае, продолжайте поиск далее.
Можно ли проверить свечу зажигания мультиметром
Миниатюрная делать представляет ключевую составляющую системы зажигания машины, работающей на бензине или газообразном топливе.
Свечи зажигания и накаливания создают тот «мини-взрыв» топливовоздушной смеси в цилиндрах, с которого начинается старт движения транспортного средства. Сколько в моторе камер сгорания, столько и источников воспламенения.
Когда один элемент выходит из строя, мотор не глохнет, но на оставшихся цилиндрах троит и вибрирует. Не дожидаясь необратимых процессов разрушения (детонации в камере, где накапливается не сгоревший бензин), водители начинают «искать» искру.
Способов много, но проверка свечей зажигания мультиметром – едва ли не самый доступный. Нехитрый электротехнический прибор для определения различных параметров тока никогда не показывает искру, как однозначный признак работоспособности свечи. Но по измеренным показателям можно сделать вывод: деталь рабочая или негодная.
Проверка на пробой
Свечи зажигания трудятся в экстремальных условиях высокого давления, которое создается в камерах сгорания перед воспламенением топлива. Это давление и становится причиной пробоя изоляции автокомпонента: искра или пропадает совсем, или появляется через раз.
Обычно дефект виден невооруженным глазом: трещина, скол, черная дорожка на гофрированном цоколе. Но иногда свеча выглядит целой, и тогда прибегают к мультиметру.
Как проверить свечи зажигания
Поступите просто: накиньте один провод на центральный электрод, второй – на «массу» (резьбу). Если услышали звуковой сигнал – выбрасывайте расходник.
Проверка сопротивления
Перед тем как проверить свечи зажигания мультиметром, протестируйте сам аппарат: замкните красный и черный щупы между собой. Если на экране высветился «ноль», можно проверять напряжение устройств искрообразования.
Подготовьте детали: демонтируйте, очистите от нагара наждачной бумагой, металлической щеткой либо замочите на ночь в специальном средстве автохимии. Щетка предпочтительнее, так как не «съедает» толщину центрального электрода.
Дальнейшие действия:
- Вставьте черный кабель в гнездо с надписью «Com» на тестере, красный – в разъем с обозначением «Ω».
- Поворотом ручки установите регулятор на отметку 20 кОм.
- Накиньте провода на противоположные концы центрального электрода.
Показатель на дисплее 2-10 кОм говорит об исправности свечи. Но и ноль не должен пугать, если на свечном корпусе нанесены буквы «Р» или «R».
В русском или английском варианте символы обозначают деталь с резистором, то есть с нулевым сопротивлением (например, модель А17ДВ).
Как проверить, не снимая свечи зажигания
Если мультиметра нет под рукой, положитесь на собственный слух. Сначала погоняйте машину, дайте двигателю значительную нагрузку, затем проводите диагностику:
- Загоните автомобиль в гараж, где достаточно тихо.
- Не выключая силовой агрегат, снимите бронепровод с одной из свечей.
- Прислушайтесь к гулу двигателя: если звук изменился, значит, деталь в порядке.
Протестируйте поочередно все автокомпоненты системы зажигания.
Как проверить свечу зажигания мультиметром
Берём исправный мультиметр. Исправный — это без косяков по изоляции проводов, с целым корпусом и рабочим питанием. Нельзя работать с неисправными измерителями — это опасно для жизни. Ну и неисправный прибор с большой долей вероятности выдаст неправильные результаты.
Чёрный провод мультиметра включаем в гнездо Com, красный — в гнездо с символами измеряемых параметров электрического тока — силы, напряжения и сопротивления.В первую очередь проверяем внутреннее сопротивление центрального электрода. Оно должно составлять от 2 до 10 КОм. Селектор мультиметра переводим на ближайший верхний предел в секторе измерения сопротивления — вероятно, это будет 20 КОм.Дисплей прибора показывает единицу, а если замкнуть щупы — а это надо сделать для проверки — покажет 0. Если это не так, меняем тестер на исправный.
Замыкаем один щуп на нижний конец центрального электрода, другой щуп — на верхний. Смотрим на дисплей — должно быть значение от 2 до 10 КОм. Если это так — свеча исправна. Если прибор показывает бесконечное сопротивление — внутри свечи обрыв, её уже не вернуть к жизни.А вот искрообразование на свече мультиметром, к сожалению, не проверить.Всё вышесказанное относится к свечам, в маркировке которых есть буква Р русская или R английская. Она означает, что в свечу встроено сопротивление. У свечей без буквы Р сопротивление нулевое. Например, отечественные свечи А17ДВРМ имеют сопротивление, а А17ДВ — нет.
Проверка работоспособности свечей с помощью мультиметра
При помощи мультиметра можно проверить, не поврежден ли центральный электрод. Это получится сделать самому, пользоваться тестером несложно, для этого не надо иметь специальные знания или навыки.
Материалы для работы
Для работы понадобится исправный мультиметр, надо обратить внимание, чтобы не было нарушения изоляции его проводов. Кроме этого, надо снять с двигателя элементы, которые будут проверяться.
Подготовка прибора
Перед включением прибора необходимо правильно подсоединить к нему щупы. Для этого черный включаем в разъем Com (минус, масса, общий). Красный вставляем в гнездо, которое предназначено для измерения сопротивления. У электрода рабочей свечи сопротивление должно быть в пределах 2-10 КОм. Переключатель мультиметра переводят на ближайшее верхнее значение, скорее всего это будет 20 КОм.
Проверяем работоспособность прибора. При его включении на дисплее должна появиться 1, а при замыкании щупов появится 0. Если это так, значит, мультиметр рабочий и можно приступать к измерениям.
Измерение сопротивления
Один щуп от прибора плотно прижимают к нижней части электрода, а второй — к его верхней части. Смотрим на показания дисплея, на нем должно быть значение в пределах 2-10 КОм.
Это указывает, что электрод целый, если прибор показывает бесконечность, значит, он имеет обрыв.
Фиксирование показаний
При помощи такого метода можно проверить только целостность центрального электрода, для проверки искрообразования он не подходит. Данный способ проверки подходит для свечей, в названии которых есть русская буква Р или английская R, обозначающие, что внутри имеется сопротивление. Если таких букв нет, значит, они имеют нулевое сопротивление, и проверить их работоспособность мультиметром не получится.
Когда необходимо проверять и менять свечи
Симптомы, перечисленные выше, могут наблюдаться и при неисправностях высоковольтных проводов, форсунок и других узлов. Но из-за более доступного расположения свечей их проверяют в первую очередь.
Если одна или несколько свечей работают некорректно (например, из-за нагара), топливно-воздушная смесь сгорает недостаточно эффективно. Простыми словами, топливо «улетает в трубу». Машина с трудом разгоняется, даже если педаль акселератора выжата в пол.
Также типичным признаком поломки является затрудненный запуск. При отсутствии искры коленвал вращается тяжелее, т.к. нагрузка ложится на два или три цилиндра, которые остались рабочими. Это чревато более интенсивным износом стартера и аккумулятора. Поэтому несвоевременная замена свечей может привести еще и к замене этих деталей, что обойдется в десятки раз дороже.
Обслуживание свечей зажигания
Свечи зажигания имеют свой срок службы, и, чтобы они все это время нормально работали, их надо периодически обслуживать, а перед этим выкрутить и провести визуальный осмотр. При наличии загрязнений и нагара они обязательно удаляются. Для этого используют щетку по металлу, наждачную бумагу, ацетон, уксусную кислоту. Обязательно надо контролировать зазор, т. к. со временем из-за выработки на электродах он может увеличиваться.
Источники
- https://kvazar-ufa. com/articles/kak-proverit-svechi-multimetrom/
- https://osensorax.ru/remont/kak-proverit-svechi-zazhiganiya-multimetrom-na-rabotosposobnost
- https://EvoSnab.ru/instrument/test/kak-proverit-svechi-zazhiganija
- https://avtoshark.com/article/repairs/engine-repairs/kak-proverit-svechi-zazhiganiya-multimetrom/
- https://multimetri.ru/proverit/kak-proverit-svechi-zazhiganiya-multimetrom/
- https://gdetoplivo.ru/sistema-zazhiganiya/sposoby-proverki-svechej-zazhiganiya
- https://delairukami.ru/avto/proverit-svechi-zagiganija/
Ом/свечи накаливания | Дизельная остановка
JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.
1 — 18 из 18 сообщений
Леру
·Зарегистрировано
жучок
·Супермодератор
ДизельВизиль
·Зарегистрировано
S95
·Зарегистрировано
жучок
·Супермодератор
Леру
·Зарегистрировано
S95
·Зарегистрировано
Моряк12
·Зарегистрировано
большой синий
·Зарегистрировано
Леру
·Зарегистрировано
lucas_diesel_fan
·Зарегистрировано
Гриз
·Зарегистрировано
Милнер351
·Зарегистрировано
РонKZ650
·Зарегистрировано
аризононион
·Зарегистрировано
PSDfreak
·Зарегистрировано
Верующий45
·Премиум-участник
PSDfreak
·Зарегистрировано
1 — 18 из 18 Сообщений
- Это старая тема, возможно, вы не получили ответа и, возможно, старая тема возрождается. Пожалуйста, рассмотрите возможность создания новой темы.
Верх
Сопротивление свечи накаливания? | Стальные солдаты
Рефальгрен
Участник
быстрый вопрос. Используя вольтметр, какое сопротивление в омах я должен смотреть для набора свечей накаливания AC Delco 60G на стандартном M1008?
мангус580
Новый член
Во-первых, я бы не советовал использовать 60G в стоке 1008.
Во-вторых… честно говоря, я бы не стал доверять чтению в омах окончательному признаку того, что свечи исправны. Гораздо лучше вытащить каждый из них и включить их, чтобы проверить их. Я измерил пару, которые показывают, что они хороши, но на самом деле это не так.
БобМ
Участник
mangus580 сказал:
Во-первых, я бы не советовал использовать 60G в стандартной модели 1008.
Во-вторых… честно говоря, я бы не стал доверять чтению в омах окончательному признаку того, что свечи исправны. Гораздо лучше вытащить каждый из них и включить их, чтобы проверить их. Я измерил пару, которые показывают, что они хороши, но на самом деле это не так.
Нажмите, чтобы развернуть…
Мангус, вы когда-нибудь сжигали свечи накаливания, тестируя их таким образом? У меня был 6.2, что PO тестировал GP таким образом, когда ставил новые. Он сжег 7 из них! Я поверил ему на слово, что они новые и хорошие, и заплатил цену (деньгами и временем) за свою доверчивость!
мангус580
Новый член
БобМ сказал:
Мангус, ты когда-нибудь сжигал свечи накаливания, проверяя их таким образом? У меня был 6.2, что PO тестировал GP таким образом, когда ставил новые. Он сжег 7 из них! Я поверил ему на слово, что они новые и хорошие, и заплатил цену (деньгами и временем) за свою доверчивость!
Нажмите, чтобы развернуть. ..
Ну… долго на нем не держишь… Всего пара секунд, чтобы увидеть, что они нагреваются.
Конечно, если включить их на 15 секунд, могут возникнуть проблемы!
FMJ
Мемориал
Я переоборудовал свои вилки 1008 на 60 г, убрав резистор и подключив напряжение питания к реле GP к источнику 12 В, и сохранил контроллер GP. Если я правильно помню, они (60 г) должны показывать 2 или 3 Ом с помощью измерителя, я использовал Simpson 260, чтобы проверить свой.
ЭО2НМКБ
Участник
Хорошая свеча накаливания будет иметь сопротивление от 1 до 3 Ом, что-то выше или ниже этого значения, и они плохие.
Рефальгрен
Участник
я продолжаю читать об этом «резисторе свечи накаливания». где я могу найти это?
Кстати, грузовик работает, однако я не думаю, что свечи накаливания работают. Я думаю, что я вызываю достаточно тепла от трения, проворачивая двигатель в течение 10 секунд или около того. вероятно, это не очень хорошая вещь в долгосрочной перспективе, но _хорошо_ на короткое время.
Я изолировал реле GP от брандмауэра двумя листами бумаги. удаление их, казалось, позволило ему запуститься?
*пожимает плечами* мои грузовики привередливая сволочь.
мангус580
Новый член
Если ваш грузовик заводится… Ваши свечи накаливания работают.
Изоляция реле не должна иметь никакого эффекта… ЕСЛИ ВЫ не ошиблись реле.
Блок резисторов находится на брандмауэре за двигателем. Питание поступает от блоков питания на стороне прохода брандмауэра, к блоку резисторов и к реле свечи накаливания.
FMJ
Мемориал
Майк, ты святой. …
мангус580
Новый член
FMJ сказал:
Майк, ты святой….
Нажмите, чтобы развернуть…
Не хотелось бы злить великих богов WIKI….
жж
Новый член
Хорошо, в чем проблема с использованием свечей накаливания AC-60G в штатной системе? Я купил набор 60G в местном магазине Chevy до того, как они были «враждебно захвачены», сразу после того, как я купил Blazer. Это было до того, как я обнаружил это место. На блейзере были 13G. Все они еще работали. То есть все Ом выходит примерно поровну. Они до сих пор используются в качестве аварийных запасных частей. Этим летом наконец-то появились 60G, автоматическая схема никогда не работала, поэтому у меня нет возможности сравнить производительность 13-х и 60-х. Все время, пока использовались 13-е, я открывал капот, зажимал реле GP и заводил грузовик. Одновременное вращение стартера и свечей накаливания плохо влияет на аккумуляторы. Когда наступили 60-е, тумблер на приборной панели тоже. Теперь я могу выкрутить свечи накала, ТОГДА крутить стартер. Я заметил, что при 25 градусах требуется три куплета «С Днем Рождения» на свечах накаливания, прежде чем двигатель загорится. Я не ношу часы, понимаете. Но я блуждаю здесь, так в чем проблема с 60g в CUCV с нетронутой 24-вольтовой системой, работающей через «большой резистор»?
мангус580
Новый член
jj, проблема больше связана с автоматическим контроллером. 60 г — это другое сопротивление, и они не будут оставаться включенными в течение соответствующего количества времени. Кроме того, есть шанс, что они не прослужат долго по той же причине.
жж
Новый член
Итак, мои 60G с тумблером, полностью обходя контроллер, должны быть в порядке.