Ступица колеса – что это такое, устройство, причины и признаки неисправности — Словарь автомеханика
Ступица колеса — деталь, предназначена для установки колеса автомобиля на ось, именуемой цапфой. Подшипники ступицы, в таком соединении, являются ключевым элементом не только ступицы, но и всей ходовой части в целом, так как именно они отвечают за управляемость автомобилем и во многом обеспечивают безопасность водителя.
фотогалерея:
Предназначение ступицы – соединение между собой вала и колесного диска для передачи крутящего момента.
С одной стороны ступица авто насаживается на вал, а с другой – она имеет специальное посадочное место
для сопряжения с колесным диском. Через ступицу передается вращательное движение с оси коленвала на колесо.
Также к ней крепится тормозной диск, поэтому она участвует и в торможении. Вращается колесо благодаря
подшипникам ступицы.
Виды ступиц и подшипников
Наибольший груз среди всех автомобильных подшипников испытывает именно подшипник ступицы, который фактически удерживает всю массу автомобиля. Наивысшие значения нагрузки возникают в процессе движения, особенно при ускорении и торможении машины. При этом подшипник практически одновременно испытывает воздействие осевой и радиальной силы, что предъявляет очень высокие требования к его качеству.
Подшипники ступицы
В современных автомобилях подшипник ступицы – это всегда подшипник качения, который состоит из двух колец
(наружное и внутреннее) и распределяющего сепаратора, призванного удерживать на траектории и распределять
по подшипнику тела качения, которыми выступают шарики, ролики или другие детали.
- радиальными;
- упорными;
- радиально-упорными;
- упорно-радиальными.
В современном автомобиле ступица, схема которой не является идентичной для всех моделей, может быть выполнена в различных конфигурациях. Так, в заднеприводных моделях преимущественно применяются стандартные однорядные роликовые подшипники, которых есть по два на каждой ступице. Все большее распространение приобретает схема с шариковыми радиально-упорными подшипниками, являющимися неотъемлемым элементом ступицы.
Устройство ступицы
В новых моделях с электронным управлением системами ступица колеса совмещена с системой ABS,
а также датчиками скорости оборотов колес. Такие ступицы изготавливаются полностью закрытыми,
они не являются разборными и ремонтопригодными, а их срок эксплуатации равен продолжительности
использования автомобиля.
Причины и признаки поломки ступицы
Вывести из строя ступицу можно даже при неправильной замене колеса или в процессе ремонта ходовой. Пример поломки – срыв резьбы при чрезмерном усилии закручивания болтов. Эта проблема определяется сразу, поэтому потенциальной угрозой безопасности движения, как правило, стать не может.
Замену ступичного подшипника рекомендуется производить при помощи специального пресса, поскольку выпрессовка и запрессовка выколоткой и молотком может привести к деформации посадочных мест.
Поломка подшипника ступицы определяется по изменению звука работы подвески.
Даже новички чаще всего слышат неладное при возникновении подобных неисправностей.
При повороте руля в процессе движения, со стороны поворота будет слышен непривычный гул,
если со ступичным подшипником что-то случилось. Также о проблемах с подшипником или ступицей
будет свидетельствовать повышенный люфт колеса.
Увеличение износа ступичного подшипника даст о себе знать помимо шумов появлением вибраций через кузов. Если ничего не предпринять, со временем удары настолько усилятся, что локализировать их источник на слух и ощупь уже не получится. Естественно, это крайне пагубно повлияет не только на ходовую часть, но и на весь автомобиль в целом.
Повреждение сальника подшипника приводит к утечке смазки и быстрому выходу из строя, как подшипника, так и ступицы в целом.
В основном ступицы и их подшипники выходят из строя из-за износа. Также причиной может стать сильный удар
в процессе движения, например при попадании в яму на скорости. Что касается ремонта, то его тип зависит
от модели автомобиля и вида установленных на нем ступиц. Часто подшипники можно поменять отдельно,
но нередко они меняются только вместе со ступицей.
Часто задаваемые вопросы
-
Что такое ступица?
Ступица – это деталь ходовой части, которая соединяет подвеску автомобиля и колеса. С одной стороны на нее крепятся тормозной диск и колесный диск. С другой стороны поворотный кулак и ось автомобиля. Вращение оси передается посредством подшипника, который установлен в центральном отверстии ступицы.
-
Где находится ступица?
Ступица находится за колесом и тормозным диском вашего автомобиля.
-
Что делает ступица?
Основная задача ступицы – надежно зафиксировать колесо, при этом давая ему вращаться.

Благодаря жесткому креплению колесными болтами колесо держится на ступице, а благодаря ступичному подшипнику вращается. Если это ведущая ось – то ступица передает момент вращения от дифференциала непосредственно на колесо. Также благодаря тому, что на ступице фиксируется тормозной диск, она участвует в торможении.
Связанные термины
- Суппорт
- Рулевой наконечник
- Полуось (приводной вал)
Ступица: описание.назначение.виды.ремонт,замена,фото,видео
Nevada 1976Ступица: описание.назначение.виды.ремонт,замена,фото,видео 0 Comment
Содержание статьи
Ступица – это деталь, которая являет собой подшипниковый узел, обеспечивающий соединение колес с подвеской.
Иногда понятие «ступица» подразумевает под собой весь комплекс деталей, а иногда — лишь одну его часть (подшипниковый узел). В сегодняшней статье мы подробно расскажем вам о том, как устроен данный механизм и какую функцию выполняет.
Назначение автомобильной ступицы
Обычно автомобильная ступица соединяется с диском, спицами или ободом колеса. Подшипники зачастую устанавливаются в отверстие, которое находится в ступице. Такой механизм будет максимально прочным, если сделать автомобильную ступицу в два раза больше самого отверстия по диаметру. Если посмотреть на ступицу любого автомобиля, можно убедиться в этой особенности машинной конструкции. Для того чтобы избежать перекосов, ступицу обычно делают длиннее диаметра ее отверстия.
По сути, автомобильная ступица представляет собой вращающийся элемент подвески, к которому должны крепиться колеса машины. Если речь идет о ведущих колесах, ступица является элементами трансмиссии. Помимо колес, к ступице крепятся еще и тормоза.
То же самое можно сказать и о фланцах полуосей. Они также закрепляются на ступицах. Особенно такая конструкция бывает характерна для грузовых автомобилей.
Можно сказать, что ступица используется для крепления автомобильных колес и дает им возможность вращаться. Даже тормозная система автомобилей завязана на такой важной детали, как ступицы. Обычно стандартные автомобильные ступицы изготавливаются из чугуна или различных сортов стали.
Особенности крепления ступицы к колесу
Ступица обычно крепится к колесу при помощи разнообразных подшипников. Крепление осуществляется на балку моста или ось вращения, которую еще называют цапфой. Также на ступице предусмотрено наличие фланца. На фланце обычно закрепляется диск колесного тормоза, если тормоза являются дисковыми. Если тормоза барабанные, осуществляется крепление барабана на фланце.
Для чего предназначена ступица?
Ступица – это важная автомобильная деталь, которая осуществляет соединение двух деталей между собой, а именно – вала с колесным диском, которые отвечают за крутящий момент.
Одна сторона этой детали насажена на вал, а другая при этом сопряжена с колесным диском и имеет для этого специальное посадочное место.
Именно через ступицу вращательное движение оси коленвала передается на само колесо. К ступице прикреплён и тормозной диск, поэтому она является неотъемлемой частью тормозной системы любого транспортного средства. Вращение колеса автомашины происходит благодаря подшипникам, которыми оснащена ступица.
Какие виды ступиц и подшипников бывают?
Автомобильное средство оснащено множеством подшипников разного размера и назначения, но именно подшипник ступицы испытывает наибольший груз по сравнению со всеми остальными подшипниками.
Он удерживает большую часть массы всего транспортного средства. Максимальные нагрузки появляются в процессе движения, особенно сильно это выражено в момент разгона, резкого ускорения или торможения автомобиля.
К качеству подшипника всегда предъявляются особенно высокие требования, так как во время движения транспортного средства он испытывает на себе действие сразу двух сил: осевой и радиальной.
Сама по себе ступица, фото которой можно увидеть в любом руководстве по ремонту – это достаточно прочная деталь, которая сама по себе редко ломается. Возможно искривление или поломка при сильном ударе в результате ДТП. При нормальных условиях эксплуатации ступица подлежит замене лишь в случае, когда подшипник не извлекается, или посадочное гнездо подшипника прослаблено, а наружная обойма не удерживается прочно.
Также следует производить замену при износе резьбового соединения колёсных болтов или шпилек. Если ступица колеса имеет съёмные подшипники, то срок её эксплуатации практически не ограничен. В технической литературе не указаны сведения о том, после какого пробега следует производить замену. Такое решение принимается для каждого конкретного авто при проведении ремонта или планового техосмотра.
Стандартные размеры ступицы
Разные модели автомобилей оборудованы разными по диаметру ступицами. Но всегда должно соблюдаться правило, что цилиндр ступицы может быть установлен на колес с минимальным допуском.
Существует так называемая система DIA, которая устанавливает диаметры автомобильных колес. Если колеса будут меньше положенного им размера, их не получится установить на ступицу. Если же колеса будут больше, они будут просто болтаться. Иногда производители изготавливают колеса с достаточно большими диметрами. Правда для правильной установки диска на ступицу приходится применять специальные переходные кольца. В данном случае эти переходные кольца помогают обеспечить центровку колеса на ступице.
Датчик дроссельной заслонки: предназначение,типы,виды,неисправности,фото
Датчик холостого хода: принцип действия,устройство,виды,фото,назначение
Датчик расхода воздуха: принцип работы,виды,неисправности,фото
Обратный клапан топливной системы:функции,виды,устройство и принцип действия
Все о ступицах колес в сборе
Делиться
Я принимаю Отправить Отправить
От безопасного преодоления крутого поворота на извилистой проселочной дороге до смены полосы движения на автостраде, вы зависите от того, как ваш автомобиль будет рулить именно туда, куда вы хотите, каждый раз, когда вы садитесь за руль.
Вы когда-нибудь задумывались о том, что позволяет вам поворачивать налево и направо и идти прямо по дороге? Вы можете быть удивлены, узнав, что небольшая деталь, называемая узлом ступицы колеса, является ключевым компонентом вашей системы рулевого управления.
Что такое узел ступицы колеса?
Узел ступицы колеса, предназначенный для крепления колеса к автомобилю, представляет собой предварительно собранный узел с прецизионными подшипниками, уплотнениями и датчиками. Ступица в сборе, также называемая подшипником ступицы колеса, ступицей в сборе, узлом ступицы колеса или ступицей и подшипником в сборе, является важной частью вашей системы рулевого управления, способствующей безопасному управлению и управлению вашим автомобилем.
Где находится?
На каждом колесе вы найдете ступицу в сборе между ведущим мостом и тормозными барабанами или дисками.
Со стороны тормозного диска колесо крепится к болтам узла ступицы колеса. Находясь со стороны ведущего моста, ступица в сборе крепится к поворотному кулаку либо болтовым креплением, либо запрессовкой.
Чтобы увидеть узел ступицы колеса, вам нужно снять колесо, а затем снять тормозной суппорт и тормозной диск.
На большинстве автомобилей последних моделей, выпущенных с 1998 года, в каждом колесе имеется ступица в сборе. Когда сборка выходит из строя, ее снимают и заменяют новой сборкой. На автомобилях, выпущенных до 1997 года, в переднеприводных автомобилях используются ступицы в сборе на каждом колесе, а в заднеприводных автомобилях используются два отдельных подшипника и уплотнения в обоих передних колесах. В отличие от узла ступицы колеса, подшипники можно обслуживать.
Что делает узел ступицы?
Прежде всего, ступица колеса в сборе удерживает ваше колесо прикрепленным к вашему автомобилю и позволяет колесам свободно вращаться, обеспечивая безопасное управление.
Ступица колеса в сборе также имеет решающее значение для антиблокировочной тормозной системы (ABS) и системы контроля тяги (TCS). Помимо подшипников, ступицы в сборе содержат датчик скорости вращения колеса, который управляет тормозной системой вашего автомобиля с АБС. Датчик постоянно передает системе управления ABS скорость вращения каждого колеса. В ситуации резкого торможения система использует информацию, чтобы определить, требуется ли антиблокировочная система торможения.
Система контроля тяги вашего автомобиля также использует для работы колесные датчики ABS. Считающиеся расширением антиблокировочной тормозной системы, система TCS и система ABS работают вместе, чтобы помочь вам сохранить контроль над автомобилем. Если этот датчик выйдет из строя, это может поставить под угрозу вашу антиблокировочную тормозную систему и систему контроля тяги.
Как узнать, что у меня неисправна ступица колеса в сборе?
Неисправность ступицы колеса в сборе может проявляться различными симптомами, включая:
Рычание, гудение, скрип, чирикание или визг шин при движении со скоростью 30–45 миль в час.
Рулевое колесо может трястись во время движения.
Индикатор ABS загорится, если датчик не считывает показания должным образом или если сигнал потерян.
Что может произойти, если я буду ездить с поврежденной ступицей в сборе?
Езда с неисправной ступицей в сборе опасна. Поскольку подшипники внутри узла изнашиваются, они могут привести к тому, что колеса перестанут вращаться плавно. Ваш автомобиль может стать шатким, а колеса могут не зафиксироваться. Кроме того, если узел ступицы изнашивается, сталь может треснуть, что приведет к отрыву колеса.
Если вы подозреваете, что у вас вышла из строя ступица колеса в сборе, отнесите свой автомобиль на обслуживание к доверенному механику.
Узнайте больше о премиальных деталях рулевого управления и подвески, найдите запчасть для своего автомобиля или найдите, где купить автозапчасть сегодня.
Содержание, содержащееся в этой статье, предназначено только для информационных целей и не должно использоваться вместо обращения за профессиональной консультацией к сертифицированному технику или механику.
Мы рекомендуем вам проконсультироваться с сертифицированным техническим специалистом или механиком, если у вас есть конкретные вопросы или проблемы, связанные с любой из тем, затронутых в этом документе. Ни при каких обстоятельствах мы не несем ответственности за любые убытки или ущерб, вызванные тем, что вы полагаетесь на какой-либо контент.
Теги: Ступица колеса в сборе
Как проверить узлы ступицы колеса (подшипники колеса) на наличие признаков повреждения
Автор
Админ Новый
16 Август 16
Поддержание ступиц колес вашего автомобиля в исправном состоянии
Некоторые говорят, что автомобиль — это набор из тысяч тщательно спроектированных деталей, для обслуживания которых требуется их внимание. Когда дело доходит до ступиц колес в сборе, вам определенно нужно набраться терпения и сделать все возможное, чтобы убедиться, что они в хорошем рабочем состоянии; эти компоненты жизненно важны для обеспечения безопасности и эффективности вашего автомобиля.
Почему поврежденные ступицы опасны
Хотя современные узлы ступиц колес (также известные как ступичные подшипники) рассчитаны на срок службы вашего автомобиля, они подвергаются таким огромным нагрузкам, что повреждение ступицы является довольно распространенным явлением. Большинству водителей приходится сталкиваться с поврежденной ступицей в сборе в какой-то момент жизни своего автомобиля.
Поврежденные узлы ступицы колеса могут привести к катастрофическому отказу, в результате чего вы потеряете контроль над автомобилем. Это наихудший сценарий, и немногие страдают от него. Однако поврежденный узел по-прежнему препятствует правильной работе вашего автомобиля! Это может увеличить износ других жизненно важных компонентов, включая тормоза и шины. Снижая эффективность этих деталей, поврежденный подшипник колеса может поставить под угрозу вашу безопасность в дороге.
Признаки повреждения ступицы при обычном вождении
Существует множество различных признаков, с которыми вы можете столкнуться во время повседневного вождения, которые могут указывать на проблему с одной или несколькими узлами ступиц в вашем автомобиле.
Скрежет, рев, стук или хлопки от ваших колес могут указывать на плохой подшипник. Они могут быть постоянными или заметными только при повороте; их обычно не слышно, если вы не двигаетесь со скоростью более 30 миль в час.
В долгосрочной перспективе вам необходимо проверить узлы ступицы колеса, если вы заметите неравномерный или ненормальный износ шин или компонентов тормозной системы (дисков, колодок и дисков). Если вы доверите профессиональному механику перестановку шин и техническое обслуживание тормозов, он должен выполнять плановые проверки узла ступицы, пока выполняет эти задачи. Тем не менее, если вам нравится заниматься обслуживанием самостоятельно, особенно важно убедиться, что ваши подшипники находятся в хорошем рабочем состоянии.
Вот список признаков, указывающих на необходимость замены ступицы в сборе:
- Щелчки, щелчки или хлопки при прохождении поворотов или резких поворотах
- Скрежет при движении автомобиля
- Стук или лязг автомобиля
- Вибрация и/или биение колеса
- Плохое рулевое управление
- Дрожание, дрожание или вибрация на постоянной скорости
- Транспортное средство уводит в сторону, независимо от применяемых тормозов
- Неравномерный износ ротора или тормозных колодок
- Ненормальный или неравномерный износ шин
- Работа ABS может быть нарушена или даже выйти из строя из-за повреждения датчиков скорости вращения колес
- Жужжание, урчание или рычание.
Шум или вибрация усиливаются при легком повороте рулевого колеса влево или вправо. Как правило, сторона, противоположная шуму или вибрации, является неисправной стороной.
Самостоятельная проверка сборки ступицы
К счастью, поврежденную ступицу в сборе легко обнаружить, как только вы поднимете колеса над землей. Если есть возможность, проверяйте колеса по два — либо оба передних, либо оба задних. Вы часто можете обнаружить сломанный подшипник колеса, просто сравнив поведение двух колес после того, как вы их прокрутите одновременно. Если один из них вздрагивает, замедляется или останавливается раньше другого, скорее всего, у него плохой подшипник.
Для проверки отдельных узлов ступиц колес необходимо искать «люфт». Люфт — это любое ослабление соединения колеса с осью, когда оно полностью прикручено болтами. Вы можете проверить наличие люфта, взявшись за колесо сверху и снизу и нажав на одну сторону, потянув за другую. Таким образом, у вас не должно быть возможности пошевелить колесом в какой-либо значительной степени; если вы можете, то колесо имеет опасный люфт.


Шум или вибрация усиливаются при легком повороте рулевого колеса влево или вправо. Как правило, сторона, противоположная шуму или вибрации, является неисправной стороной.