18Мар

Как включается задняя передача на газели: Ремонт КПП ГАЗель NEXT (Некст) 5-ступенчатой усиленной (со снятием и установкой) в Ростове-на-Дону

Содержание

Схема переключения передач МТЗ 82 в Техническом центре ОРЕХ в г. Балашиха Московской области opex.ru

Меню

  • Новости
  • Статьи
  • Видеоматериалы
  • Фотоматериалы
  • Публикация в СМИ
  • 3D-тур

Будь в курсе

Новости, обзоры и акции

26.09.2019

МТЗ-80/82 «Беларусь» является одним из самых массовых тракторов в бывшем СССР. Данная машина выпускалась в Минске, а также на ряде других заводов СССР с 1974 года и продолжает выпускаться до сегодняшнего дня.

Изначально трактор разрабатывался как лёгкая сельскохозяйственная машина. Однако в нашей стране он получил на много более широкое применение. На базе МТЗ-80/82 делалась разнообразная строительная техника, такая как бульдозеры и экскаваторы, которая стала не менее известна, чем сельскохозяйственная.

Поэтому информация о работе и обслуживании этого трактора будет интересна самой широкой публике. В статье ниже будет подробно рассмотрена коробка передач МТЗ 82, её возможности, а также порядок переключения скоростей МТЗ 82.

МТЗ-82: схема переключения передач, порядок переключения режимов

Схема переключения скоростей у тракторов МТЗ-80/82 «Беларусь» существенно отличается от таковой на автомобилях, поэтому стоит о ней рассказать подробней.

КПП МТЗ 82 рассчитана на 11 скоростей, вместе с нейтральной передачей их 12. Что любопытно, все эти скорости включаются одним рычагом.

О том, где какая передача, можно узнать на картинке ниже:

Схема включения передач на тракторах МТЗ-80/82 «Беларусь»

На схеме римскими цифрами обозначены режимы:

  • I – понижающий;
  • II – повышающий.

Первое что нужно сделать, это включить режим, которым вы планируете двигаться. Он включается в крайнем левом положении. При этом обращаю внимание, что положение ручки при включении режима отличается от её положения при включении скорости. При включении режима ход ручки КПП намного больше.

Включение режима происходит следующим образом. Сцепление выжимается до отказа (у трактора оно находится там же где и у автомобиля, это крайняя левая педаль), после чего включается нужный вам режим.

После того как режим включен, возвращаете ручку в нейтральное положение и можно включать скорости. При включении понижающего режима, вам доступны скорости 1, 3, 5, 4, а также пониженная передача назад.

Если же вам нужно перейти в повышающий режим, то для этого сначала его нужно включить, переведя ручку влево вверх. После этого вы её возвращаете в нейтральное положение и вам доступны повышающие режимы. То есть 2, 6, 8, 7 скорости и повышенная назад.

Девятая передача прямая, она включается при всех режимах КПП, то есть при пониженном и при повышенном.

Тем, кому из текста непонятно как правильно пользоваться КПП на тракторах Беларусь предлагаю все, что описано выше посмотреть на видео:

Обращаю внимание читателей, что коробка передач МТЗ-80/82 несинхронизированная, а значит, все манипуляции с ней нужно делать через двойной выжим сцепления. Как это делается?

Если трактор движется, на какой-либо передаче, то при первом выжиме сцепления вы включаете нейтральный режим. Тогда вы полностью отпускаете сцепление после чего жмёте его ещё один раз для того, чтобы включить нужную вам скорость. Это и есть двойной выжим сцепления.

Обращаю внимание, что КПП МТЗ-80/82 довольно сложный механизм, движок МТЗ-80 имеет достаточно большой момент, чтобы срезать зубцы на шестернях, а также раскрошить их. Поэтому нужно добиваться включения передач без рыков и иного шума. Это позволит сохранять коробку в работоспособном состоянии долгое время.

Устройство коробки передач МТЗ-80 и МТЗ-82

КПП МТЗ-80/82 представляет собой чугунный картер, в котором расположено 4 вала, на которые надеты шестерёнки. Главными валами являются первичный и вторичный, которые расположены один над другим. При формировании крутящего момента им помогают два других вала — промежуточный и дополнительный.

Все валы КПП опираются на подшипники, расположенные в стенках корпуса коробки, а также в центральной перегородке.

Сам картер КПП заполнен трансмиссионным маслом, которое обеспечивает смазку трущихся поверхностей. Для того, чтобы масло ни покидало картер коробки, на оконечностях валов присутствуют сальники.

Фото КПП МТЗ-80/82

Первичный вал

Первичный вал является одной из самых важных деталей КПП. Именно на него, через сцепление попадает крутящий момент из двигателя в КПП. Одна сторона первичного вала взаимодействует с корзиной сцепления. Другая сторона передаёт крутящий момент муфте вторичного вала.

Первичный вал в коробке опирается на два подшипника и на нём надеты шестерни, которые отвечают за включение 3-й, 4-й, а также 5-й скоростей трактора.

Ещё одной важной функцией первичного вала является передача вращения ходоуменьшителю. С ним он связан посредством зубчатой передачи.

Порядок работы КПП МТЗ-80 и МТЗ-82

На рисунке выше показана схема коробки передач МТЗ-80/82. Она потребуется для понимания порядка работы КПП.

Крутящий момент от двигателя, через сцепление, передаётся к первичному валу, который обозначен цифрой 1. На валу находятся две шестерни (цифры 3 и 4). Эти шестерни могут передвигаться вдоль вала, именно они отвечают за 5, 4, 7, 8 скорости. Порядок включения этих скоростей можно также увидеть на рисунке.

Кроме этого, шестерня 4 при зацеплении с шестерней 5, включает 9 передачу.

Промежуточный вал, обозначенный цифрой 14, отвечает за передачу крутящего момента к вторичному валу КПП, обозначенному цифрой 7.

Подвижные шестерни у этого вала обозначены цифрой 18. Именно блок этих шестерёнок, при передвижении по валу вперёд, отвечает за 1, 3, 4, 5, а также за 1 заднюю скорости. Если же этот блок передвигается назад, то он отвечает за включение 2, 6, 7, 8 и 2 задней передач.

Дополнительный вал, обозначенный цифрой 27, участвует в формировании крутящего момента 1 и 2 передачи вперёд, а также обоих скоростей заднего хода.

Вторичный вал (цифра 7) передает крутящий момент непосредственно на ведущие колёса. Все передачи идут через промежуточный или дополнительный валы и только в прямой 9-й скорости участвуют 2 вала: первичный (1) и вторичный (7).

Конструкция реверс-редуктора МТЗ-80 и МТЗ-82

Между корпусом сцепления и КПП располагается реверс-редуктор. Этот узел отвечает за быстрое изменение направления движения с переднего на задний.

Реверс-редуктор состоит из двух узлов: блока валов и шестеренок, а также узла управления редуктором. Чертёж реверс-редуктора можно увидеть на рисунке ниже:

Цифрами на рисунке обозначены:

  1. крышка реверс-редуктора;
  2. синхронизатор;
  3. рычажок;
  4. валик с вилкой;
  5. шарик фиксатора;
  6. стакан;
  7. втулка;
  8. первичный вал КП;
  9. ведомая шестерня;
  10. коробка передач;
  11. гнездо переднее;
  12. корпус сцепления;
  13. промежуточная шестерня;
  14. ось сателлита;
  15. штифт;
  16. сателлит;
  17. шарикоподшипник;
  18. силовой вал;
  19. ведущая шестерня;
  20. крышка;
  21. механизм параллелограмма;
  22. рычаг управления реверс-редуктором.

Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-82

В отличие от механических КПП автомобилей, коробки передач тракторов приходиться обслуживать.

Обслуживание КПП тракторов МТЗ-80/82 заключается в контроле уровня смазки, своевременной её замене, а также контроле уровня затяжки всех болтовых соединений узла.

Масло в коробке передач МТЗ-80/82 нужно менять при ТО-3, которое проводится каждые 960 часов работы трактора.

На правой стенке коробки передач присутствует контрольная пробка, в нормальных условиях масло должно быть чуть ниже этого отверстия, если же масло существенно ниже этой контрольной точки, то его нужно долить. Стоит помнить, что для проверки уровня масла нужно поместить трактор на горизонтальную поверхность.

Как уже писалось выше, масло в КПП меняется при ТО-3. При этом в коробку передач можно заливать следующие виды масел:

  • ТЭ-15-ЭФО;
  • Тап-15В;
  • Моторное автомобильное масло М12Г1.

Замену масла в КПП МТЗ-80/82 производят сразу же после окончания работы трактора, ещё до того, как масло в коробке остынет. Именно при этих условиях можно добиться полного слива масла из картера КПП.

Ещё одним важным аспектом контроля технического состояния КПП является контроль осевого зазора в подшипниках вторичного вала. По условиям эксплуатации допускается зазор 0,3 мм.

Признаками превышения зазора являются посторонние шумы и стуки в коробке передач. Для того, чтобы устранить эти признаки нужно произвести регулировку зазора.

Другие статьи

Смотреть

ещё

Вал карданный межосевой

15.11.2019 16:00:00

Датчик положения коленвала

15.11.2019 15:13:00

Вентилятор охлаждения КАМАЗ

15.11.2019 13:58:00

Коробка передач МТЗ (МТЗ-80)

13.11.2019 19:22:00

Вал отбора мощности МТЗ 80 (ВОМ МТЗ-80)

13.11.2019 16:52:00

Рулевое управление МАЗ 5440

10. 10.2019 09:29:00

Регулировка ГУР КАМАЗа

08.10.2019 20:54:00

Предохранитель на Газели

08.10.2019 08:10:00

Схема КАМАЗа 43118

27.09.2019 09:29:00

Регулировка клапанов ГАЗ 53

27.09.2019 08:29:00

Как самостоятельно отрегулировать клапана у двигателя ЯМЗ 236

24.09.2019

Размеры кузова «ГАЗель»

24.09.2019

Какой насос выбрать на Камаз

29.08.2019

Регулятор давления газа

25.08.2019

Сборка и разборка МТЗ

22.08.2019

Регулировка клапанов ЯМЗ 238

22.08.2019

Технические характеристики ЯМЗ 238

22.08.2019

Снятие замка на двери Камаза 5490

15. 08.2019

ЯМЗ 53443 технические характеристики

15.08.2019

Запуск КамАЗа

14.08.2019

Смотреть

ещё

Возврат к списку

Не работает камера заднего вида

Дата: 05.04.2020 | Категория: Безопасность

    Содержание:
  • Камера заднего вида не включается автоматически
  • Камера заднего вида показывает в зеркальном отражении: как исправить
  • Запотела камера заднего вида
  • Рябит камера заднего вида
  • Что делать если чёрный, белый или синий экран у камеры заднего вида
  • Моргает камера заднего вида

Камера заднего вида может быть установлена в нескольких местах — на ручке багажника, в рамке номерного знака, на бампере или внутри салона. Устройства, установленные в салоне меньше подвержены неблагоприятному воздействию влаги и других внешних факторов, поэтому работают более стабильно. Чаще всего неисправности наружных гаджетов вызваны попаданием влаги внутрь устройства, что может вызвать дефекты изображения или полный отказ работы электроники. Рассмотрим основные виды неисправностей, почему не работает камера заднего вида и способы решения проблем.

 

Камера заднего вида не включается автоматически


Классическая схема подключения оборудования предусматривает подсоединение устройства к фонарю движения заднего хода. Напряжение появляется при включении задней передачи, но при наличии перегоревшей лампочки электроника работает с перебоями. Чтобы избежать таких неполадок питание должно подключаться к заднему фонарю через реле с постоянным током от прикуривателя. Камера может перестать включаться и работать, если она отсоединилась от датчика коробки передач из-за ненадёжного соединения контактов. Для устранения неисправности понадобится выполнить проверку подключения.  

Если устройство пишет нет сигнала, не работает, зависает, глючит или отключается, причина может быть связана с наличием помех от телефонов или других электронных гаджетов. Рядом с автомобильными системами не рекомендуется включать оборудование, которое работает с беспроводной сетью. Воздействие окружающей среды — с попаданием внутрь корпуса грязи и пыли увеличивает вероятность возникновения поломок. Яркий свет солнечных лучей, попадающих в объектив, может засвечивать изображение экрана.

 

Камера заднего вида показывает в зеркальном отражении: как исправить


Многие водители сталкиваются с проблемами, когда камера заднего вида показывает картинку вверх ногами, переворачивает или зеркалит изображение. Причины таких неисправностей могут быть связаны с неправильной настройкой и установкой устройства, выбором не подходящего монитора. Чтобы перевернуть картинку наоборот и убрать зеркальность необходимо изменить настройки в ММС. Для этого следует зайти в меню и отключить опцию Mirror. В некоторых случаях нужно вскрыть корпус и повернуть окуляр на 180°.

Если эти манипуляции не помогают и монитор продолжает работать в зеркальном отражении, то понадобится внести изменения в схему управления. Элементы, участвующие в изменении ориентации картинки обычно имеют специальную маркировку. Опция с маркировкой FLP даёт возможность повернуть картинку наоборот в вертикальном направлении, а MIR помогает избавиться от зеркального отображения. Для получения нормального изображения картинки необходимо отсоединить соответствующие перемычки.

 

Запотела камера заднего вида


Мутное изображение монитора может быть связано с попаданием на объектив грязи, пыли и влаги. Погодные условия с высокими параметрами влажности и температуры вызывают запотевание камеры заднего вида. Загрязнение может блокировать весь объектив или какую-то его часть. В результате экран показывает мутно, плохо просматриваются отдельные элементы изображения. Устранить такие проблемы не составит большого труда. Объектив легко чистится с помощью мягкой чистой ветоши для стекла.

 

Рябит камера заднего вида


К распространённым проблемам при неправильной установке гаджета относится появление ряби на экране. Изображение может сильно рябить или стать мутным, устройство может неправильно работать, определять разметку и расстояния. Причина связана с сильной вибрацией деталей при включенном двигателе. Чтобы устранить дефект необходимо обеспечить плотную фиксацию и надёжное крепление оборудования.

 

Что делать если чёрный, белый или синий экран у камеры заднего вида


Черный, синий или белый экран монитора свидетельствует о проблемах с визуализацией. В таких случаях камера не работает из-за программных неполадок и для их устранения понадобится перепрошивка устройства. Ремонт оборудования лучше доверить специалистам, которые выполнят диагностику неисправности, установят точную причину, почему не показывает камера и выберут оптимальный способ её устранения.

 

Моргает камера заднего вида

Мерцание и моргание экрана может быть связано с нарушением качества сигнала. Для устранения проблемы необходимо проверить все контакты проводов, убедиться в целостности кабельных связей и отсутствии нарушений изоляции. При наличии более сложных поломок, если камера полностью отказала, придётся делать проверку всей электрики. Процесс заключается в демонтаже и разборке оборудования, чистке контактов и плат.

 

Если у вас перестала работать камера, поломку можно найти и устранить самостоятельно. Ремонт производится по следующей схеме:

  • перед демонтажем оборудования проверить питание устройства с помощью специального тестера, напряжение должно составлять 12 вольт;
  • отключить кабель питания;
  • открутить элементы крепления и снять оборудование;
  • очистить гаджет мягкой тряпкой, удалить следы ржавчины и окисления с разъёмов питания;
  • снять корпус, проверить состояние прокладок и при необходимости заменить их;
  • осмотреть и очистить от пыли все детали;
  • проверить рабочую плату на наличие вздувшихся конденсаторов и повреждённых элементов, заменить вышедшие из строя детали методом перепайки;
  • выполнить сборку гаджета в обратном порядке.

 

После установки электроники на место очень важно правильно отрегулировать все настройки и проверить работу оборудования. Если после всех выше перечисленных манипуляций устройство по-прежнему не работает, лучше обратиться за квалифицированной помощью в сервисный центр.

Как установить камеру заднего вида на автомобиль

Опубликовано 26.12.2019 | Обновлено в 01.06.2021 | Добавлено в Безопасность |

Повысить уровень безопасности несложно при использовании камеры заднего хода. Монтаж электронного устройства нередко обходится дороже, чем его покупка. Приведённая в статье информация поможет своими силами справиться с установкой.

Подробнее

Какую выбрать камеру заднего вида на авто

Опубликовано 29.01.2020 | Обновлено в 01. 06.2021 | Добавлено в Безопасность |

Критерии выбора камеры заднего вида на авто с учётом основных технических характеристик и конструктивных особенностей с примерами и рекомендациями. Как влияет на выбор разрешение матрицы, каким должен быть угол обзора и почему важно правильно определить место для установки камеры.

Подробнее

Подключение камеры заднего вида к планшету и телефону

Опубликовано 05.04.2020 | Обновлено в 01.06.2021 | Добавлено в Безопасность |

Современная автомобильная электроника существенно облегчает процесс вождения. Камера заднего вида обеспечивает хороший обзор «мертвых зон» и безопасность парковки. Установка системы на автомобиле может обойтись достаточно дорого, так как требует приобретения не только самой видеокамеры, но и монитора или головного модуля. Отличным решением вопроса станет подключение аксессуара к телефону или планшету, которые могут использоваться для воспроизведения видеосигнала и управления системой. В данной статье вы узнаете полезную информацию о том, как подключить камеру заднего вида к планшету или телефону на базе Android.

Подробнее

Как проверить камеру заднего вида

Опубликовано 10.04.2020 | Обновлено в 01.06.2021 | Добавлено в Безопасность, Ремонт |

Большой выбор производителей и моделей видеокамер заднего вида усложняет задачу выбора устройства для своего автомобиля. В продаже предлагаются разнообразные модели с различными техническими параметрами и функциональными возможностями. По каким критериям следует осуществлять свой выбор? Как проверить камеру заднего вида автомобиля перед установкой? Ответы на эти и другие вопросы вы получите в этой статье.

Подробнее

Подключение камеры заднего вида к зеркалу

Опубликовано 27.07.2020 | Обновлено в 01.06.2021 | Добавлено в Безопасность |

Камеру заднего вида можно подключить к зеркалу со встроенным дисплеем или видеорегистратором. Как правильно установить, соединить и настроить оборудование, какие схемы подключения используются для разных моделей камер и зеркал — читайте в нашем обзоре.

Подробнее

Простое руководство по регулировке втулки Shimano Nexus

Я решил дать небольшой совет по аспекту технического обслуживания велосипеда, который был немного чужд мне, и, надеюсь, я смогу объяснить его с помощью изображений. Если вы опытный веломеханик, то этот пост, вероятно, не для вас, поскольку я полагаю, что вы уже все это знаете. Если нет, то я надеюсь, что это будет полезно, если у вас есть набор передач, похожий на мой.

Преимущество надежного голландского велосипеда в том, что он почти полностью не требует технического обслуживания, поэтому вам не нужно сталкиваться с такими проблемами обслуживания. Чтобы представить это в перспективе, у меня есть мой Workcycles Omafiets уже около девяти месяцев, и я катался с ним в довольно ужасную погоду.

Но кроме ремонта одного прокола (шип из боярышника пробил мое заднее колесо), подкачки шин примерно раз в месяц и протирания рамы и колес тряпкой, то, что я собираюсь описать, — это единственный момент. «обслуживания» я должен был сделать. Никакой чистки цепи, никакого обслуживания тормозов — ничего больше. (Напротив, мой предыдущий мотоцикл требовал регулярной чистки и обслуживания, в частности трансмиссии, потому что она подвергалась воздействию непогоды.)

После нескольких месяцев катания у меня начались небольшие проблемы с передачей. Ничего особо серьезного — просто они не включали ту передачу, которую я хотел, или прыгали с одной на другую. Проблема возникает из-за растяжения зубчатого троса при использовании, что означает, что он больше не тянет части ступицы в правильное положение для плавного переключения передач.

В любом случае, вот что вам нужно сделать, чтобы решить эту проблему, если у вас есть аналогичный концентратор Shimano Nexus. Первое, что нужно сделать, это установить регулятор коробки передач на цифру 4 — для ясности он помечен маленькой точкой на дисплее (у меня восьмиступенчатая, с ножным тормозом — но тот же принцип применим и к другим втулкам Shimano). ; выберите «отмеченную» передачу).

 Далее вам нужно снять корпус цепи. У моего простая съемная задняя часть, которая плавно снимается. Просто сожмите верхнюю часть, чтобы освободить —

, затем вернитесь назад, чтобы отсоединить.

Это обнажит цепь и (для наших целей) соответствующую часть задней втулки.

Вы сможете увидеть, посмотрев вниз, две желтые маркировки, сразу за цепью – видны на картинке выше.

Если вы хотите устранить неуклюжее и неуверенное переключение передач, две желтые маркировки должны совпадать (они обозначают «фиксированную» часть самой втулки и вращающуюся регулировочную секцию, которая фактически переключает шестерни внутри втулки, но это не так важно).

Сделать это очень просто — нужно просто покрутить регулировочную гайку на руле. Он лежит на тросе, выходящем из рычага переключения передач.

Вращение рифленой ручки позволит совместить желтые отметки. Я собирался углубиться в описание того, в какую сторону вам нужно его повернуть, но, поразмыслив, будет намного проще, если вы просто немного повернете его и увидите, в какую сторону сдвинулась желтая маркировка. Если он приблизился, продолжайте вращаться в этом направлении; если нет, вам нужно повернуть его в другую сторону.

Как только они выстроятся, все готово. Все, что вам нужно сделать, это заменить конец корпуса цепи (сначала вставить его внизу, а затем защелкнуть верхнюю часть), и вы готовы к работе. Сделанный!

Так:

Нравится Загрузка…

Конструкция автомобильных коробок передач УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519

На автомобили УАЗ устанавливаются механические трехвальные коробки передач трех типов:

  • — четырехступенчатая, с синхронизаторами только на III и IV передачах;
  • — четырехступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода;
  • — пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.

Четырехступенчатые коробки передач взаимозаменяемы, но могут иметь разные размеры шлицов первичного вала (для разных дисков привода сцепления).

Пяти- и четырехступенчатые коробки передач взаимозаменяемы в комплекте с раздаточной коробкой и карданным валом. При установке

Пятиступенчатой ​​коробки передач вместо четырехступенчатой ​​также требуется доработка отверстия в полу кузова под рычаги раздаточной коробки. узлов и

Детали разных коробок передач не взаимозаменяемы.

Коробка передач четырехступенчатая с синхронизаторами на III и IV передачах: 1 — муфта выключения сцепления; 2, 6 — первичный и вторичный валы; 3 — стопорное кольцо или гайка; 4.10 — передний и задний подшипники вторичного вала; 5 — муфта синхронизатора; 7, 8, 9 — передачи III, II и I передач; 11 — стопорное кольцо; 12 — болт крепления заднего подшипника промежуточного вала; 13 — подшипник блока шестерен заднего хода; 14 — ось блока заднего хода; 15 — блок шестерни заднего хода; 16 — распорная втулка; 17.18 — шестерни II и III передач промежуточного вала; 19- сливная пробка; 20 — картер; 21 — шестерня привода промежуточного вала; 22 — подшипник промежуточного вала; 23 — гайка; 24 — промежуточный вал; 25 — заглушка; 26 — крышка переднего подшипника первичного вала

Коробка передач четырехступенчатая, не полностью синхронизированная, состоит из цельного чугунного картера, в котором первичный, вторичный и промежуточный валы установлены на шарикоподшипниках.

Передний конец вторичного вала опирается на бессепараторный роликовый подшипник в расточке заднего конца первичного вала, а задний конец — на двухрядный шариковый подшипник, по которому центрируется коробка

Шестерня и раздаточная коробка.

Шестерни привода промежуточного вала, а также шестерни Ⅱ и Ⅲ косозубые, постоянного зацепления.

Шлицы устанавливаются на промежуточный вал шестерни Ⅱ и шестерни Ⅲ.

Втулки бронзовые с отверстиями и ячеистой накаткой запрессованы в отверстия шестерен 2-й и 3-й шестерен вторичного вала для улучшения смазки.

Для подвода масла к втулкам используются радиальные отверстия в шестернях и винтовые канавки на валу.

Третья и четвертая передачи включаются путем перемещения инерционных муфт синхронизатора на вторичном валу.

Ведомая цилиндрическая шестерняⅠ коробки передач перемещается по шлицам выходного вала.

Первая передача включается перемещением ведомой шестерни по шлицам вторичного вала назад до зацепления ее зубьев с зубьями ведущей шестерни.

Перемещение ведомой шестерни Ⅰ передачи вперед включает 2-ю передачу (ее шлицевое кольцо через шестерню 1-й передачи соединено с выходным валом).

Кроме того, ведомая шестерня имеет среднее положение. В этом случае он используется для включения задней передачи.

Блок шестерни заднего хода расположен на сепараторном игольчатом подшипнике, скользящем по оси, запрессованной в картер.

При перемещении зубчатого ряда по оси вперед его большая шестерня входит в зацепление с ведущей шестерней первой передачи, а малая шестерня — с ведомой шестерней на вторичном валу.

При этом первичный и вторичный валы начинают вращаться в разные стороны, и автомобиль движется назад.

Механизм переключения передач состоит из крышки, в которой установлены три тяги с вилками, рычага переключения передач с пружиной и подпружиненного предохранителя, предотвращающего случайное включение передачи заднего хода.

Фиксация включенных шестерен осуществляется подпружиненными шариками, вставляемыми в отверстия на тягах.

Стопорное устройство в виде двух плунжеров и штифта на штоке III и IV передач не позволяет включать две передачи одновременно.

Коробка передач смазывается трансмиссионным маслом, залитым в картер.

Для залива и слива масла используются заливное и сливное отверстия, закрытые пробками с конической резьбой.

Коробка передач четырехступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода: 1,16, 23 — первичный, вторичный и промежуточный валы; 2 — крышка переднего подшипника; 3 — специальная гайка или стопорное кольцо; 5 — прокладка; 6 — подшипник первичного вала; 7 — передний подшипник выходного вала; 8 — картер; 9 — муфта синхронизатора III и IV передач; 10, 11 — шестерни III и II передач; 12 — муфта синхронизатора I и II передач; 13 — шестерня 1-й передачи; 14 — стопорные пластины; 15 — подшипник; 17 — стопорное кольцо; 18 — шайба; 19- разделительное кольцо; 20 — подшипник промежуточного вала; 21 — специальный болт; 22 — специальная шайба; 24 — ось задней передачи; 25 — промежуточная шестерня заднего хода; 26 — сливная пробка; 27 — блок шестерен привода промежуточного вала и III передачи; 28 — стопорное кольцо; 29 — заглушка; 30 — роликовый подшипник

Коробка передач четырехступенчатая, полностью синхронизированная, отличается от описанной тем, что:

  • — включение всех передач переднего хода осуществляется перемещением муфт двух инерционных синхронизаторов, установленных на вторичном валу;
  • — Шестерни I, II и III передач — косозубые, постоянного зацепления, установленные на вторичном валу на двухрядных роликоподшипниках с пластиковыми сепараторами;
  • — передний конец промежуточного вала опирается на радиальный роликовый подшипник;
  • — ведомая шестерня привода промежуточного вала и ведущая шестерня III передачи выполнены в виде блока, напрессованного на гладкую часть промежуточного вала;
  • — ведущие косозубые шестерни I, II передач и цилиндрическая шестерня заднего хода выполнены заодно с промежуточным валом;
  • — передача заднего хода включается путем перемещения промежуточной шестерни заднего хода до зацепления с цилиндрической шестерней промежуточного вала и зубчатым венцом муфты синхронизатора I и II передач.

Кроме того, у этой коробки другие передаточные числа на всех передачах, кроме IV передачи.

Коробка передач пятиступенчатая: 1 — вал первичный; 2 — крышка подшипника; 3 — манжета первичного вала; 4 — стопорное кольцо; 5 — шарикоподшипник первичного вала; 6 — роликовый подшипник вторичного вала; 7 — шлицевой венец первичного вала: 8 — стопорное кольцо; 9- муфта синхронизатора III-IV передач; 10 — ступица сцепления; 11 — ключ; 12 — шлицевой венец шестерни третьей передачи; 13 — шестерня третьей передачи; 14 — втулка шестерни; 15 — шестерня второй передачи; 16 — картер; 17 — втулка второй шестерни; 18 — шлицевой венец второй передачи; 19 — муфта синхронизатора II-I передач; 20 — шлицевой венец 1-й передачи; 21 — шестерня 1-й передачи; 22 — втулка шестерни 1-й передачи; 23 — роликовый подшипник вторичного вала; 24 — втулка выходного вала; 25 — ведомая шестерня V-образной шестерни; 26 — картер V коробки передач; 27 — двухрядный шарикоподшипник вторичного вала: 28 — шайба шлицевая; 29- стопорное кольцо; 30 — вторичный вал; 31 — болт; 32 — тарельчатая пружина, 33 — опорное кольцо; 34 — ведущая шестерня V-образной шестерни; 35 — шлицевой венец ведущей шестерни 5-й передачи; 36 — пружина синхронизатора; 37 — сухарь синхронизатора; 38 — синхронизатор сцепления V коробки передач; 39 — шарикоподшипник промежуточного вала; 40 — роликовый подшипник задней передачи; 41 — передача заднего хода; 42 — ось задней передачи; 43 — блок шестерен привода промежуточного вала и III передачи; 44 — промежуточный вал; 45 — роликовый подшипник промежуточного вала; 46 — крышка подшипника

Пятиступенчатая коробка передач разработана на базе полностью синхронизированной четырехступенчатой ​​коробки передач и отличается тем, что картер пятой передачи крепится болтами к задней стенке ее картера.

Картеры центрируются с помощью двух установочных втулок. Вторичный и промежуточный валы выполнены удлиненными

В задней стенке картера пятой передачи расположен двухрядный радиально-упорный шариковый подшипник вторичного вала, а в расточке задней стенки пятой передачи установлен дополнительный радиальный роликовый подшипник. коробка передач.

На заднем конце промежуточного вала на двухрядном игольчатом подшипнике установлена ​​косозубая шестерня пятой передачи (большая) с инерционным синхронизатором. Ведомая (малая) шестерня пятой передачи расположена на шлицах вторичного вала.

При включении пятой передачи вторичный вал вращается быстрее первичного, поэтому пятая передача называется повышающей.

Благодаря его применению снижается число оборотов коленчатого вала при высоких скоростях движения автомобиля, что увеличивает ресурс двигателя и экономит топливо

Смазка деталей пятой передачи осуществляется из общей масляной ванны коробки передач.

Для уменьшения течи масла в крышке первичного вала пятиступенчатой ​​коробки установлена ​​резиновая манжета.

Слить масло из коробки передач сразу после поездки, пока она не остыла

Данную операцию рекомендуется совместить с заменой масла в раздаточной коробке

Установка автомобиля на смотровую канаву или подъемник

Шестигранником на 12 открутить сливную пробку, подставив емкость не менее двух литров, и слить масло

Если отработанное масло темного цвета* или в нем заметны частицы металла, промываем редуктор, для чего заворачиваем пробку, очищая ее магнит от стальной стружки

Масло может иметь темный цвет не только в результате износа деталей, но и первоначально, например, при добавлении дисульфида молибдена или графита

Шестигранником на 12 открутить заливную пробку

Залить около одного литра смеси трансмиссионного или моторного масла ( 70-80%) керосином или дизельным топливом (20-30%) в коробку с масляным шприцем и завернуть заливную пробку

Включив первую передачу, запускаем двигатель на 2–3 минуты

Полностью слить промывочное масло (время слива не менее 5 минут).

Снова чистим сливную пробку и заворачиваем.

С помощью масляного шприца заливаем в коробку передач свежее трансмиссионное масло в объеме 1 литр (1,3 литра для пятиступенчатой ​​коробки передач)

Заворачиваем заливную пробку.

Во время работы возможен выброс части масла из коробки передач в раздаточную коробку через подшипник вторичного вала

При этом уровень масла в коробке передач может опускаться (до 8 мм) относительно нижней кромки заливного отверстия

Масло в этом случае доливать не нужно

Возможные неисправности коробки передач и их устранение

Шум в коробке передач, стуки

— Ослабление крепления коробки передач к картеру сцепления и раздаточной коробке

Подтянуть ослабленные соединения

— Износ зубьев шестерен и подшипников

Заменить детали

— Слишком жидкое масло или его уровень слишком низкий

Сменить масло или долить

— Износ или разрушение деталей

Разобрать и отремонтировать коробку передач

Затрудненное переключение рычаг переключения передач

Регулировка сцепления и привода его выключения

— Износ деталей синхронизатора или выход шарика из гнезда

Замена изношенных деталей

— Изгиб вилок и других деталей механизма переключения

Выправить деформированные детали или заменить их

Самовыключение шестерни при движении автомобиля

— Ослабление посадки на центрирующих поверхностях в результате износа или смятия деталей

Заменить детали.