26Июл

Как работает коробка вариатор на автомобиле: Вариатор (CVT): что это такое, плюсы и минусы, сравнение и отличия от автомата

Содержание

Как работает вариатор и как ездить на автомобиле с вариатором

Раз уж вы на этой странице, то наверняка догадались, что вариаторы далеко не самая надежная коробка передач среди возможных и ресурс любого типа CVT явно уступает большинству традиционных гидромеханических «автоматов».

Однако, не всё так однозначно. На самом деле мнения по поводу вариатора разделились. Возьмем для примера самую массовую CVT коробку от компании Jatco модели JF011E, которая разошлась миллионным тиражом (уже больше) по различным машинам компаний Nissan, Renault, Mitsubishi, Peugeot и Citroen. Посмотрите. Кто-то ругает этот вариатор за малый срок службы и дороговизну в ремонте, а кто-то катается с десяток лет и 250 000 км без крупных поломок. Как так получается?

Конструктивные особенности

В этом типе трансмиссии нет шестерней разного диаметра. Внутри коробки размещаются два шкива, которые соединены ремнем или цепью. С их помощью крутящий момент двигателя передается колесам. Форма шкивов V-образная, поэтому при смене их взаимного расположения меняется радиус вращающихся поверхностей. Благодаря этому и происходит смена передач. Такой механизм обеспечивает максимально плавное переключение без рывков и толчков.

Процесс переключения передач управляется электроникой, а функцию сцепления выполняет гидротрансформатор или диски, находящиеся в трансмиссионной жидкости.



Принципы вождения автомобиля с вариатором

Если обратиться к опыту адекватных, то есть объективных, а не фанатичных владельцев авто с вариаторной трансмиссией, то можно сделать вывод, что коробки существенно разняться между собой. Ряд вариаторов на автомобилях может эксплуатироваться, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций (нештатные в этом случае не означают экстремальные), другие же, напротив, демонстрируют нежный и капризный характер.

Однако существуют общие условия и требования к езде на авто с вариатором. Риск поломки трансмиссии повышается в случае неправильной эксплуатации, а также при достижении автомобилем определенного пробега.

Оффроуд – без оптимизма.

Эта тактика вождения впервые увидела свет в кроссоверах. Бесступенчатая коробка на внедорожных автомобилях действительно ограничивает потенциал оффроудного режима, поскольку повышенные нагрузки и жесткая эксплуатация отрицательно сказывается на вариаторе. Разумеется, это актуально для различных узлов и агрегатов любого транспортного средства, однако для вариаторов имеет наиболее существенное значение.

Пробуксовка, подъем в крутую гору, езда по пересеченной местности если и не выведут вариатор из строя, то существенно скажутся на его работоспособности. Поскольку подобные действия приводят к нагреву шкивов и ремня. Внезапное появление «зацепа» в результате бесплодных попыток покинуть снежную, грязевую или песчаную ловушку также может негативно отразиться на коробке – проскакивая из-за резкого рывка, ремень или цепь могут образовывать задиры на поверхности шкивов, о которые автомобиль будет спотыкаться при ускорении.

Опасность представляют и нагрузки, которые возникают в случае ударов колесами о препятствия или потере «мозгами» сигнала от вышедшего из строя датчика скорости. Такая ситуация грозит переходом трансмиссии на работу в аварийном режиме, при котором шкивы резко занимают промежуточное положение, крайне отрицательно сказываясь на ремне.

Резким стартам – отказать!

Негативно сказываются на работоспособности вариатора и резкое ускорение с места. На механизм одинаково отрицательно влияют как длительная езда на большой скорости, при которой возникает перегрев деталей, так и продолжительное медленное движение в натяг, например, при буксировке прицепа или при преодолении участка пересеченной местности.

Разбираясь с тем, что такое вариатор на автомобиле, учтите, что этот тип трансмиссии не допускает начала движения без предварительного прогрева. Если температура масла не будет приближена к рабочей, то вероятность повреждения внутренних частей трансмиссии очень велика, поскольку в этом случаем ремень или цепь будут пробуксовывать, повреждая шкивы.

Чистота и правильная буксировка.

Для вариатора имеют значение температурные режимы, оказывающие влияние на состоянии его деталей. До наступления летнего зноя очень важно проверить, не зарос ли войлоком радиатор охлаждения. Обратите внимание на то, в каком состоянии находится масло, его лучше менять через каждые 30–40 тысяч километров пробега. Это требование аналогично тем, что предъявляются к автомобилям, оснащенным гидромеханическим автоматом, эксплуатируемым в городских условиях.

Особенности эксплуатации вариатора в разных режимах

Для движения вперед в подавляющем большинстве случаев используется режим “D”. Передаточное отношение выбирается автоматически и не требует от водителя какого-либо вмешательства. Многие вариаторы оснащены дополнительными режимами для движения вперед: спортивным, экономным, зимним. В соответствующих ситуациях лучше выбирать наиболее подходящие режимы.

Нейтральная передача используется при запуске двигателя. Также ее рекомендуется включать при длительном простое в пробках, но каждый раз при кратковременной остановке этот режим включать не следует.

Режим “Р” используется только при полной остановке автомобиля. Переведение селектора в это положение препятствует самопроизвольному передвижению автомобиля. Об этом не нужно забывать, когда вы поставили автомобиль на стоянку.

При необходимости можно воспользоваться ручным режимом. Как таковых передач у вариатора нет, но можно включить повышенную или пониженную передачу.

Виртуальные передачи

Многие современные вариаторы оснащены так называемыми «виртуальными» передачами, позволяющими имитировать режим ручного переключения. Это достигается фиксацией ремня в определенных положениях, соответствующих определенным передаточным числам. «Виртуальные» передачи актуальны при обгоне на трассе, езде в сложных дорожных условиях. Они помогают контролировать автомобиль и преодолевать препятствия в ситуациях, когда электроника с этим не справляется. В таком варианте использования этой опции вреда для коробки нет.

Но есть любители практически постоянно ездить на ручном режиме. Поскольку электроника фиксирует ремень в определенных позициях, со временем в этих местах шкив изнашивается сильнее, особенно если водитель в большинстве случаев выбирает одну и ту же передачу. Это может привести к появлению рывков при движении. Следовательно, «виртуальные» передачи предназначены для использования в определенных ситуациях, а не постоянно. В таком случае это совершенно не влияет на срок службы коробки.

Обслуживание вариатора

Если механическая КПП не нуждается в особом обслуживании, вариатору нужно уделять достаточное внимание. Владелец такого автомобиля должен регулярно следить за уровнем трансмиссионной жидкости и своевременно проводить ее замену. Если не менять масло или использовать жидкость низкого качества, износ деталей существенно увеличивается, а срок службы агрегата сокращается. Это связано с тем, что со временем в масле появляется взвесь из металлической стружки, которая может привести к появлению царапин на деталях и выходу из строя электронной части.

Когда нужно менять масло, прочитайте в сервисной книжке вашего авто. Обычно производители указывают цифру порядка 60 тыс. км пробега. Но практика показывает, что при езде по отечественным автодорогам менять трансмиссионную жидкость нужно в 1,5-2 раза чаще. Посоветуйтесь с автомехаником и выполняйте его рекомендации. Лучше поменять жидкость раньше, чем с задержкой.

Обслуживайте вариатор на авторизированных станциях техобслуживания. В таких сервисах используют оригинальное масло хорошего качества. Трансмиссионные жидкости, приобретенные у случайных продавцов, могут нанести вред коробке передач.

Не менее важно следить за чистотой радиатора. Если он забился пылью, тополиным пухом иди другими сторонними элементами, то перегрев трансмиссии может возникать даже при езде в обычном режиме. Чистоту радиатора нужно проверять таксе после длительных поездок в грязную погоду.

Буксировка на вариаторе: да или нет?

Тянуть автомобиль с вариатором на буксире или тянуть другое транспортное средство категорически не рекомендуется. Это приводит к перегреву коробки и ее выходу из строя. Если в пути случилась неприятность, дешевле вызвать эвакуатор, чем потом ремонтировать коробку.

Если вы хотите буксировать прицеп, обязательно ознакомьтесь в максимальной разрешенной массой в инструкции производителя и не превышайте ее. Слишком тяжелый прицеп вызовет те же последствия, что и буксировка другого автомобиля.

Дополнительные недостатки

То, о чем говорилось выше, не единственная проблема, которая может возникнуть в процессе эксплуатации рассматриваемой коробки передач. Среди дополнительных недостатков можно отметить еще несколько.

Прогрев

Вариатор требует обязательного прогрева в холодное время года. Дело в том, что данная коробка передач очень чувствительна к смазке, и при любых понижениях температуры масло хуже распределяется внутри агрегата, вызывая возникновение неисправности.

При этом стоит отметить, что для данного типа стандартный прогрев коробки передач не подойдет, так как агрегат заметно отличается по своей конструкции от гидромеханического автомата. Чтобы прогреть вариатор потребуется сначала прогреть ДВС и включить режим N буквально на несколько секунд. Эти действия приведут к прогреву гидромуфты.

Только после этого можно потихоньку приступать к движению, избегая больших нагрузок на агрегат. Нерадостной новостью для владельцев вариаторов станет то, что в случае опускания температуры ниже 30 градусов по Цельсию от поездок на автомобиле с подобной коробкой передач лучше отказаться. Этот момент стоит учитывать тем, кто хочет знать, как работает коробка вариатор.

Страх пробуксовок

Проблема, связанная со страхом вариатора перед пробуксовками и повышенными нагрузками, не позволяет поставить автомобиль с такой коробкой в ряд внедорожников, готовых к суровым условиям загородных дорог.

CVT вряд ли поможет справиться с застрявшим в грязи автомобилем, а также абсолютно не выдержит буксировку прицепов, которые обычно рассчитаны на перевозку габаритных и весомых грузов.

Если говорить более понятным языком, то на автомобиле с коробкой передач CVT не рекомендуется покидать пределы города, а также стараться избегать использования прицепов. В редких случаях автомобиль способен осуществить буксировку прицепа, если вес груза не превышает допустимых показателей. Однако в подобной ситуации ограничениями также станут скорость транспортного средства и расстояние, на которое дозволено перевезти груз.

В ситуациях, когда автомобиль с вариатором застревает в грязи или снегу, от самостоятельных попыток выехать можно отказаться. Любая попытка переключить селектор в режим «раскачивания» авто приведет к возникновению неисправности в конструкции транспортного средства.

Как вариатор относится к бездорожью

Многие владельцы кроссоверов или внедорожников с вариаторами стремятся испытать свое транспортное средство на бездорожье. Но следует знать, что бесступенчатая трансмиссия не приспособлена к таким условиям эксплуатации. Езда по ухабам часто приводит к механическим повреждениям коробки передач, а пробуксовка вызовет перегрев, последствия которого могут быть катастрофическими.

Если вы попали в сложные дорожные условия, нужно управлять автомобилем аккуратно, ехать максимально плавно. Автомобиль с вариатором не является полноценным внедорожником. Если вы хотите эксплуатировать транспортное средство в сложных дорожных условиях, лучше приобретите механику.

Если вы застряли в снегу или грязи, не стоит пытаться выехать в раскачку, как это привыкли делать владельцы МКПП. При многократном переключении с передней на заднюю передачу быстро выходят из строя шлицевые соединения, поэтому постарайтесь найти другой вариант, который позволит продолжить движение.

Что представляет собой вариатор и как на нем ездить?

Прежде всего, необходимо разобраться, что представляет собой вариатор. Данный вид автоматической коробки передач является бесступенчатой автоматической трансмиссией. Уже этот факт значительно отличает вариаторы от стандартных аналогов.

Дело в том, что в вариаторе переключение скоростей происходит не резко, а плавно и без каких-либо задержек. Благодаря данной особенности водителю становится проще управлять автомобилем. Транспортное средство достаточно быстро разгоняется, и при этом машина движется без рывков.

Еще одна особенность вариатора заключается в экономии топлива. Также, если сравнивать CVT с обычной АКПП, то первый вариант более рационально распределит нагрузку на ДВС и трансмиссию, что приводит к увеличению срока службы силового агрегата.

Однако не стоит думать, что этот тип идеален, и лучше предпочесть его классической автоматической коробки передач. Это далеко не так. Основная причина заключается в низкой ремонтопригодности вариаторов, а также в высокой стоимости их обслуживания.

Помимо прочего, в процессе эксплуатации CVT необходимо учитывать огромное количество ограничений – это ответ на вопрос «Как правильно ездить на вариаторе?» Дополнительно стоит отметить, что вариаторы хуже остальных переносят крутящий момент и считаются практически неподготовленными к большим нагрузкам. Поэтому владельцам автомобилей с данной коробкой передач рекомендуется стартовать плавно, постепенно поднимая обороты.

Если же проигнорировать перечисленные выше требования и рекомендации, вариатор мгновенно выйдет из строя, а на его ремонт придется потратить огромные средства.

Состояние датчиков — это важно

Работа контроллеров очень важна при эксплуатации автомобиля с вариатором. Если поломан датчик уровня масла в КПП, то водитель может вовремя не увидеть проблему, что приведет к масляному голоданию и быстрому износу деталей.

Не менее важную роль играет датчик скорости. Если он вышел из строя, КПП обычно переходит в аварийный режим. Если это произошло на высоких оборотах двигателя, может разорваться ремень вариатора.

Если в вашем автомобиле выявлены проблемы с контроллерами, нужно как можно скорее произвести их замену, ведь каждый датчик важен и выполняет определенную функцию.

Буксировка

Буксировка авто с вариатором довольно небезопасна, так как это может обернуться неисправностью двигателя, не предназначенного для этого. Единственный вариант буксирования автомобиля – включить мотор и, желательно, быть уверенным в своих знаниях об эксплуатации авто. Есть смысл буксировки на жесткой или гибкой сцепке и обязательно при нейтральном положении селектора. При отсутствии этих условий возможен способ частичной погрузки, но только в том случае, если будут произведено вывешивание ведущих колес. Не взирая на это, возможен вариант поломки, поэтому для начала настоятельно рекомендуется узнать, как правильно пользоваться вариатором.

Подведем итог

Вариатор — довольно удобная и надежная трансмиссия, но подходит она не всем автовладельцам. Для водителей, предпочитающих спокойную езду и уделяющих внимание техническому обслуживанию такая коробка отлично подойдет и долго будет служить верой и правдой. Но для любителей бездорожья, высоких скоростей, агрессивного стиля вождения и буксировки вариатор — не лучший выбор. Таким водителям лучше присмотреться к механике, ведь при покупке вариатора может настигнуть глубокое разочарование и большие непредвиденные расходы.

Срок службы вариатора в многом зависит от условий его эксплуатации. Если строго соблюдать рекомендации, данные в этой статье, то трансмиссия не будет создавать проблемы. Но если игнорировать правила пользования коробкой передач, то финансовые и временные затраты на ремонт будут колоссальными.

edit this post

Как работают механические коробки передач » Изучите советы по вождению

Многие из нас будут учиться водить машину с механической коробкой передач. Как инструкторы по вождению, мы часто обнаруживаем, что перед тем, как научить чему-то пользоваться, часто бывает полезно дать общее представление о том, как это работает. В этом уроке мы приведем базовый пример того, как работает механическая коробка передач автомобиля.

На основной диаграмме выше мы можем видеть, как работают ручные передачи автомобиля при подключении к сцеплению и двигателю. Теперь мы разберем эти компоненты, чтобы объяснить их более подробно.

Двигатель автомобиля

Двигатель автомобиля является источником энергии. Сжигая топливо, он преобразует химическую энергию в кинетическую энергию (движение), которая вращает главный вал. Главный вал от двигателя идет к маховику и сцеплению.

Двигатель автомобиля преобразует химическую энергию в кинетическую (движение), которая приводит во вращение главный вал.

Автомобильное сцепление.

С главным валом двигателя соединен маховик. Маховик представляет собой тяжелый металлический диск, который вращается вместе с главным валом двигателя. Используя энергию вращения, маховик помогает поддерживать плавную работу двигателя. На многих автомобилях маховик используется для запуска двигателя.

На этой диаграмме показано включенное сцепление автомобиля, передающее мощность двигателя на коробку передач, и другое сцепление, отключающее двигатель от коробки передач.

Маховик соединен со сцеплением, которое, в свою очередь, соединено с коробкой передач. Коробка передач позволяет нам изменять скорость и мощность автомобиля, но для того, чтобы плавно переключать передачи, поток мощности от двигателя к коробке передач должен быть временно прекращен. Этот перерыв в потоке мощности является работой сцепления, а также необходим, когда мы останавливаем автомобиль. Если поток мощности от двигателя не прерывается, когда мы останавливаем автомобиль, то двигатель глохнет.

В общих чертах, сцепление состоит из двух пластин, одна из которых представляет собой прижимную пластину, которая прижимается к другой пластине или освобождается от нее. Когда мы нажимаем на педаль сцепления, гидравлическая жидкость находится под давлением и приводит в действие компоненты, которые толкают диафрагменную пружину. Это приводит к тому, что диски сцепления расходятся, перекрывая передачу мощности от двигателя к коробке передач. Когда педаль сцепления отпущена, диафрагменная пружина втягивается, и пластины сжимаются, восстанавливая поток мощности.

Коробка передач автомобиля

Схема коробки передач автомобиля с 5-й передачей, включаемой с помощью муфты

От сцепления переходим к коробке передач. В коробке передач входные шестерни и выходные шестерни постоянно соединены или находятся в зацеплении. Выходные шестерни вращаются независимо от главного вала (к опорным каткам), а муфта (также называемая кулачковой муфтой) закреплена непосредственно на главном валу (к опорным каткам) и вращается вместе с ним.

На схеме, следуя по желтой линии от муфты, мы видим, что муфта (сплавленная с главным валом) соединена или зацеплена с 5-й передачей.

Когда водитель переключает передачу, механизм переключения передач приводит в действие каждую муфту, чтобы соединиться с передачей. Когда рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, ни одна из муфт не соединена с передачей. Промежуточная шестерня (зубчатая) в передаче заднего хода позволяет главному валу колес вращаться в противоположном направлении.

Как работает ваша трансмиссия? И как узнать, что он в беде.

Главная страница блога — Предыдущий пост | Следующий пост

Коробка передач — это часть сердца вашего автомобиля. Эта жизненно важная часть вашего автомобиля предназначена для того, чтобы (в ручном или автоматическом режиме) переключать ваш автомобиль на правильную передачу и обеспечивать его плавную работу — независимо от того, ускоряетесь вы или замедляетесь.

Итак, как эта важная часть вашего автомобиля выполняет эти важные задачи? И как вы узнаете, когда он не работает должным образом?

Почему важна ваша трансмиссия

Автоматическое переключение передач

При исправной и исправной трансмиссии вашего автомобиля она должна переключать передачи автоматически, обеспечивая скорость и производительность, необходимые на дороге. Верный признак того, что у вашей трансмиссии проблемы: ваш автомобиль отказывается переключать передачи. Низкий уровень трансмиссионной жидкости или неправильная вязкость (густота) жидкости может помешать вашей трансмиссии работать должным образом, или вашей трансмиссии может просто потребоваться регулировка тросов переключения передач или рычага сцепления.

Плавно переключает передачи

Ваша трансмиссия должна переключать передачи настолько плавно, что зачастую вы даже не заметите этого. Если вы замечаете скрежет или тряску в автомобиле при переключении передач, причиной, скорее всего, является изношенное сцепление или синхронизаторы коробки передач, которые также изношены или повреждены.

Автоматическое включение передачи

Ваша трансмиссия поможет вашему автомобилю оставаться на передаче автоматически. Однако, если ваша трансмиссия испытывает проблемы, ваш автомобиль может неожиданно пробуксовывать или выпасть из передачи. Часто это является результатом проблемы в компьютерной системе вашего автомобиля.

Пять сигналов о необходимости ремонта коробки передач

Хотя большинство водителей знают, что проблемы с коробкой передач обходятся дорого, многие водители не знают, на какие признаки обращать внимание. Однако команда компании Christian Brothers Automotive имеет опыт обслуживания трансмиссии. Вот пять признаков того, что ваша трансмиссия нуждается в проверке нашими техническими специалистами, сертифицированными ASE.

Пробуксовка трансмиссии

Ваша трансмиссия пробуксовывает, если вы едете и переключаете передачи без видимой причины. Переключение передач сопровождается звуком двигателя. Если это произойдет, вы, как правило, почувствуете, что машине не хватает мощности, и акселератор не будет работать нормально.

Неровное переключение передач

Ваш автомобиль также будет переключать передачи при ускорении или торможении. Коробки передач, которые находятся в очень плохом состоянии, не будут переключать передачи плавно, а иногда и вообще. Вы также можете услышать или почувствовать характерный «стук», когда он, наконец, переключится.

Движение с задержкой

Когда вы впервые переключаете автомобиль с парковки на движение, вы можете столкнуться с длительной паузой, прежде чем автомобиль действительно начнет двигаться вперед. Если это произойдет, ваша машина не тронется с места, даже если вы дадите ей немного газа.