Диагностика вариатора своими руками
В данной статье мы рассмотрим особенности диагностирования такой автомобильной трансмиссии как вариатор. Также мы проанализируем возможные причины неисправностей и сами поломки, а также то, как не допустить их дальнейшего возникновения.
- Частые неисправности вариатора
- Что нужно для проверки вариатора?
- Как проверить вариатор?
Уже многие водители знают о вариаторной коробке передач, и кое-то даже с удовольствием водит автомобиль с вариатором. Но ведь далеко не на каждом автомобиле он имеется. Кто-то вообще сторонится приобретения машины с вариатором. Обоснованы ли такие разные мнения или нет? Мы поможем вам в этом разобраться.
Частые неисправности вариатора
Приступим к рассмотрению основных причин поломки вариаторных коробок и путей исправления этого. Вас, пожалуй, заинтересует следующий вопрос. Почему же такая прогрессивная конструкция как вариаторная трансмиссия, к которой проявляют в последнее время большой интерес производители, не у многих пользуется успехом в силу их отказа от приобретения автомобилей с подобными узлами? Мы выяснили эту причину.
Возможные неисправности, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей с вариатором:
1. Износ подшипников конусов вариаторной коробки с характерным посторонним гулом машины.
2. Несогласованная работа ведущего и ведомого шкивов и, как следствие, рывки при движении автомобиля.
3. Засорение радиатора с последующим перегревом автомобиля при работе силового агрегата.
4. Другие неисправности, которые нехарактерны для вариаторных коробок.
Давайте рассмотрим детальнее каждую неисправность по отдельности. В случае износа подшипников конусов, вы услышите посторонний гул в автомобиле во время работы силового агрегата. Это свидетельствует о том, что детали подлежат замене. Всё дело в том, что ремень, который контактирует со шкивами, состоит из металлических пластин, истирающихся со временем.
Поэтому необходимо будет заменить этот ремень и желательно уже на первых этапах слышимости гула. Чем чаще вы будете проводить замену, тем лучше. Автомобильные эксперты советуют менять ремень даже в профилактических целях при замене подшипников.Касательно шумной работы подшипников, то причин здесь достаточно. Самая распространённая – попадание в конструкцию инородных элементов. Это случается из-за плохой работы фильтрующих деталей. Вполне вероятным может быть и заводской брак подшипников. Также подшипники могут обладать недостаточной грузоподъёмностью и низким классом точности. Это возникает из-за их неправильного подбора или штатного брака, как в предыдущем варианте.
Если вы заметили, что во время запуска двигателя у автомобиля прослеживаются рывки, для этого есть несколько причин. Зачастую это заклинивание клапана масляного насоса во время его работы. Если внутрь него попал какой-то мелкий посторонний предмет или продукты горения, то клапан, вполне вероятно, заклинит. После этого в системе образовывается давление из-за того, что клапан работает неравномерно, и может возникнуть несогласованность работы шкивов.
Если автомобиль сигнализирует о перегреве, значит, скорее всего, причина в загрязнённом радиаторе. Следовательно, радиатор переходит в аварийный режим. Теплообменник отвечает за то, насколько хорошо происходит охлаждение системы силового агрегата. Также это могут быть один или два радиатора, всё зависит от модели транспортного средства. Но любой радиатор в конечном счёте загрязняется из-за попадания в него инородных тел, насекомых, грязи и пыли. Следует регулярно следить за чистотой радиатора, дабы в дальнейшем двигатель больше не перегревался.
В список прочих неисправностей можно отнести разрушение гидротрансформаторного колеса, сбои электронных систем и нарушение работы электронного блока управления. Сразу однозначно заявить о том, что в вариаторе возникла та или иная неисправность, нельзя. Как правило, всё зависит от своевременной замены деталей, а также аккуратного обращения с автомобилем.
Что нужно для проверки вариатора?
Для того, чтобы приступить к проверке вариаторной коробки, нужно сесть за руль и тронуться с места. Если старт прошёл плавно и без каких-либо посторонних звуков, значит, на автомобиле установлен качественный стартовый пакет. Возникновение шумов и движение автомобиля рывками указывает на то, что стартовый пакет подвергся неким поломкам. Здесь без проверки масляного уровня, цвета и запаха жидкости не обойтись.
Помните, что в зависимости от состояния автомобиля – прогретый он или остывший – будет изменяться масляный уровень. В прогретом двигателе уровень масла будет значительно выше, чем в холодном.
Капните жидкость со щупа на чистый белый лист бумаги и присмотритесь, нет ли капле чёрных точек и разного рода уплотнений. Также проверьте детали вариаторной коробки – нет ли сколов, забоин и трещин. Воспользовавшись измерительным инструментом, можно проверить на предмет перекосов и неровностей. Нужно чётко понимать, что если присутствует забоина или скол, то это прямой путь к дальнейшему возникновению трещины в детали механизма с последующим его разрушением.
А это будет сопровождаться заклиниванием механизма и заеданием.Следующее, на что необходимо обратить своё внимание – это состояние спидометра. Если спидометр находится в нерабочем состоянии, то выход его из строя может быть обусловлен переходом ремня вариатора в аварийное положение.
При движении на низких скоростях положение ремня, которое отклонилось от нормы, вполне может остаться незамеченным, а вот на высокой скорости это может закончиться плачевно: аварийным торможением и разрывом ремня. Конечно, многое зависит и от автомобилиста, которому присуща индивидуальная особенность вождения машиной. Вариатор – это достаточно сложный механизм, который в первую очередь предназначен для размеренной и спокойной езды.
Если же водитель любит прямо с места жечь резину, тогда это, без сомнений, приведёт к сильному износу механизмов вариаторной коробки передач. Следовательно, значительно уменьшится и её функциональный срок. На низких оборотах заведённого двигателя должен отсутствовать звук на свист растянутого ремня генератора. Если вы услышали такой звук, значит, ремень вариатора сильно растянут, но на высоких оборотах этот звук пропадает полностью.
Как проверить вариатор?
Прежде чем приступить к диагностике вариатора, двигатель и трансмиссия должны быть прогреты в движении. Некоторые автомобильные инструкции требуют подключения Consult и проверки температурного датчика в вариаторной коробке. Напряжение там должно превышать 0,9В. Проще говоря, нужно проехать несколько километров перед диагностированием вариатора. Последовательность действий при подготовке к самостоятельной диагностике вариаторной коробки следующая:
1. Прогреть в движении автомобиль.
2. Отключить все потребители электрической энергии аккумуляторной батареи.
3. Аккумулятор в исправном состоянии с зарядом более 12 В.
4. Отсутствуют сигнализации, которые разрывают штатные цепи.
5. Селектор коробки передач переведён в положение «P» — Parking.
Порядок проведения диагностики вариаторной коробки передач:
1. Вставьте ключ в замок и поверните в положение ON – включено.
Должны загореться контрольные лампы на приборной панели. Процедуру провести быстро дважды OFF- ON — OFF — ON – OFF. Оставить выключенным.
2. Включить зажигание, когда селектор коробки селектор передач в положении P и включить зажигание. Подождать, пока загорится лампочка CVT (Sport) на пару секунд и потом сразу отключить зажигание.
3. Зажмите на педаль тормоза и переведите селектор в «D» — Drive.
4. Снова включите зажигание.
5. Отпустите педаль тормоза и переведите ручку селектора в положение L.
6. Одновременно полностью выжмите педали тормоза и газа, и переведите селектор снова в D.
7. Отпустите обе педали.
Сначала будет стартовый импульс в 2 секунды, как при включении зажигания, затем лампа замигает 10 раз, в это время надо смотреть на вспышки. Какие-то из них будут короткие примерно в полсекунды, какие-то длиннее, около секунды. Давайте предположим, что процедура самодиагностики не запустилась по каким-либо причинам.
Если вариатор находится постоянно в аварийном режиме, тогда сначала проверьте состояние обмоток Step Motor на разъёме коробки под аккумулятором. Через данный разъём можно продиагностировать все внутренние электронные узлы вариатора. В случае их замены придётся слить масло и снять поддон с фильтром.
Если неисправность сложная и не всегда проявляется в движении, тогда замеры необходимо проводить с внешних датчиков показаний скорости и непосредственно в движении. На легковых автомобилях этот разъём располагается, как правило в центре торпедо. На минивенах – под бардачком с пассажирской стороны ближе к левой стойке.
Если автомобиль движется в аварийном режиме вариатора как на прогретом, так и на холодном моторе, тогда есть большая вероятность, что из строя вышел Step Motor (произошел обрыв обмотки). Неисправность, которая возникает после прогрева – это датчики вращения. В таком случае нужно всё разобрать для доступа к ЭБУ и отправиться активно поездить минут десять. Как только прошло это время, подключите прибор и посмотрите сигналы.
Если вариатор начинает буксовать, тогда проверьте давление в порту и напряжение на датчике давления в режиме Stall Test. Это поможет узнать многое о состоянии вариаторной коробки. Чтобы не передвигаться на «бочке с порохом», если вы приобрели подержанную машину на вариаторе, пробег которой достиг уже критического числа, при первом же ТО поменяйте коробку, чтобы не портить себе жизнь беспокойными мыслями.
Как проверить вариатор при покупке авто
Вторичный рынок предлагает широкий выбор авто, которые оснащены различными коробками переключения передач. Среди автолюбителей по-прежнему популярны машины с АКПП, модернизированные вариаторы также не сдают своих позиций.
Вариаторная коробка не имеет фиксированных ступеней переключения скоростей и обеспечивает значительную экономию топлива, благодаря эффективному использованию мощности двигателя. Она более плавная и комфортная.
Вместе с тем, высокая техническая сложность означает, что любой ремонт или замена CVT обойдется в довольно приличную сумму. Поэтому автолюбителям, которые присматривают немецкий или японский авто с бесступенчатой трансмиссией, следует знать, как проверить вариатор при покупке.
Подержанные машины с вариатором нужно проверять перед покупкой более тщательно. Важно обращать внимание на уровень масла в коробке, а также на любые звуки во время переключения селектора и движения авто.
Как проверить уровень масла в коробке вариатор
Самый надежный способ получить полную информацию о том, как работает трансмиссия — проверить уровень масла в коробке вариаторе. В CVT заливают только специальные жидкости, в основном они желтого цвета. В процессе эксплуатации масло особо не изменяет цвет. Если оно грязное, с металлическими частицами пыли или осадка — такой автомобиль лучше не брать. Это означает, что автовладелец не ухаживает за машиной или попросту “убивает” ее своей манерой вождения.
Расскажем, как правильно проверить масло в вариаторе. Быстрая диагностика проводится с помощью стандартного масляного щупа. В случае с вариаторной коробкой важно учитывать необходимость проверки двумя метками на щупе: первая определяет состояние трансмиссии на холодную, вторая — при прогретой коробке.
Если уровень масла в норме, следует оценить его качество.
Критерии проверки:
- степень прозрачности:
- присутствие посторонних частиц;
- запах.
Если в абсолютно прозрачном масле будут обнаружены сгустки, комки, металлическая пыль, велика вероятность скорого ремонта или замены коробки. Запах расскажет об условиях эксплуатации авто. Если масло пахнет гарью, значит машина эксплуатировалась при критических нагрузках.
Проверка работы вариатора в движении
На последнем этапе можно перейти к ходовым испытаниям узла. Как множество других агрегатов, CVT имеет свои особенности в движении, а значит важно правильно проверить коробку вариатор.
Для начала следует испытать запуск и переключение селектора. После того, как авто прогреется, попробуйте поочередно перевести переключатель в каждый режим. В норме они все должны загораться на приборной панели, не вызывать посторонних звуков и скачков оборотов свыше 50 об/мин.
Далее нужно выбрать свободный участок дороги и плавно набрать скорость до 100 км/час. Ориентируйтесь на тихую работу вариатора без толчков и рывков. После быстрого разгона отпустите педаль газа и посмотрите, как машина едет накатом — критерии оценки те же.
В процессе такого тест-драйва могут проявиться тревожные симптомы, при наличии которых лучше отказаться от покупки:
- автомобиль дергается при движении, ускорение происходит не плавно — источником проблемы может быть масляный насос, забитый стружкой металла от изношенного вариатора;
- теряется слаженность движения шкивов, проскакивает ремень (цепь) и коробка дергается — если владелец долго ездил в таком режиме, велика вероятность скорой замены коробки.
Проверка на звук коробки вариатора при движении автомобиля
Во время тестирования ходовых качеств машины стоит прислушаться к работе CVT. Исправная коробка должна функционировать бесшумно. Если прослушивается гул снизу, значит подшипники уже сильно изношены и требуют замены. Вместе с ними придется также заменить ремень.
Иногда гул может свидетельствовать об износе шкивов. В любом случае появление этого звука может быть опасно, поскольку указывает на критичный износ или серьезные проблемы в трансмиссии.
Руководство по сцеплениям, вариаторам и роликам скутеров
Аксессуары
Аккумуляторы и аксессуары для аккумуляторов
Подшипники
Кузов
Книги, руководства и DVD
Детали тормоза
Лампы
Кабели
Карбюратор
Детали шасси
Очистка и защита
Зазор
Одежда, шлемы и защитные очки
Детали сцепления и трансмиссии
Заказные детали
Электрика
Детали двигателя
Выхлоп
Гайки, болты и винты крепежа
Фильтры
Детали вилки
Топливные детали и аксессуары
Прокладки и герметики
Рули и ручки
Индикаторы
Инструментарий
Рычаги
Освещение
Замки и безопасность
Смазочные материалы, жидкости и смазки
Багаж
Зеркала
Стойки для паддока и аксессуары
Штифты
Радиаторы и маслоохладители
Потрясения
Прокладки бака
Инструменты
Трансмиссия и трансмиссия
Шины
Колесо
Расходные материалы для мастерских
Ремень Deluxe, вариатор, ремонтный комплект сцепления MP3 500
Customize Deluxe Ремень, вариатор, ремонтный комплект сцепления MP3 500849090
ПРИВОДНОЙ РЕМЕНЬ ОЕМ PIAGGIO MP3 500 2007-НАСТОЯЩИЙ + 119,55 долларов США
Количество
830899
Роликовые грузы 25X17 21,5 ГР НАБОР 8 ШТ.