13Янв

Как поменять щетки на генераторе ваз 2101: Замена щеток генератора lada 2101 (ваз 2101)

ВАЗ 2101 | Замена щеток генератора и регулятора напряжения

ВАЗ 2101

Сервисное обслуживание и эксплуатация

Руководства → ВАЗ → 2101 (Жигули)

14.8.3. Замена щеток генератора и регулятора напряжения

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Замену регулятора напряжения и щеток генератора можно производить, не снимая генератор с двигателя.

Можно производить раздельное снятие щеток и регулятора.

ГЕНЕРАТОР BOSCH

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снять провод массы с аккумулятора.
2. Отвинтить 3 болта и снять теплозащитный экран.
3. Отвинтить 2 винта крепления регулятора напряжения и, соблюдая осторожность, извлечь регулятор.
4. Проверить длину графитовых щеток (расстояние А), которая должна быть не менее 5 мм.
5. Для замены угольных щеток необходимо отпаять токоподводы, извлечь изношенные щетки и пружины, установить новые щетки с пружинами в гнездо регулятора и припаять токоподвод таким образом, чтобы длина щеток составляла 10 мм. При пайке не допускать попадания флюса и припоя на токоподвод, кроме места пайки (1 – щетки, 2 – пружины прижима щеток, 3 – держатель щеток).
6. Проверить легкость перемещения щеток в держателе.

ГЕНЕРАТОР LUCAS

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снять провод массы с аккумулятора.
2. Снять теплозащитный экран.
3. Снять разъем с проводами с генератора.
4. Отвинтить заднюю крышку генератора.
5. Отключить провода от регулятора, отвинтить соединительную пластину, крепежный винт регулятора и извлечь регулятор (1 – винт, 2 – пластмассовая прокладка, 3 – соединительная пластина, 4 – регулятор).
6. Отвинтить винты (указаны стрелкой) крепления графитовых щеток и извлечь щетки из держателя.
7. Проверить длину графитовых щеток, которая должна быть не менее 5 мм.

ГЕНЕРАТОР MOTOROLA

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снять провод массы с аккумулятора.
2. Снять теплозащитный экран.
3. Снять разъем с проводами с генератора.
4. Отвинтить регулятор (А) и отсоединить 2 провода (указаны стрелками).
5. Отвинтить винт крепления щеткодержателя.
6. Отвинтить щеткодержатель и, осторожно поворачивая его наружу, извлечь из генератора (1 – графитовая щетка, 2 – контакт).
7. Проверить длину графитовых щеток, которая должна быть не менее 4 мм.

Реклама

Замена диодного моста на генераторе ВАЗ 2101 — АвтоБелявцев

Что будет если перепутать клеммы на аккумуляторе? Лучше было — бы, если бы на этот вопрос, искать ответ в интернете не пришлось вообще. Но когда ты это уже делаешь, значит с машиной произошло что — то явно не хорошее. Сейчас мы рассмотрим мой пример, с ВАЗовской Копеечкой.

Сразу скажу легкое утешение, — тебе повезло, что это карбюраторная, а не инжекторная машина, иначе с блоком управления двигателя, скорее всего можно было бы попрощаться. Все таки, проводка ВАЗовской Классики не такая сложная. И не смотря на то, что обычному автолюбителю, который не привык самостоятельно копаться в машине, все это может казаться достаточно сложным, но поверь, — с этой проблемой вполне можно разобраться самостоятельно.

Что будет если перепутать клеммы аккумулятора?

В моем случае, первое, что я увидел, — это то, что провода просто начали дымиться. Еще бы, пусковой ток от аккумулятора который я подкинул был еще выше, чем вообще положено быть на аккумуляторе, установленном на такой автомобиль. Но конечно, основная причина того, что пошел дым, — это просто то, что плюс я накинул на минус, а минус на плюс. Дурацкая ситуация, но все получилось так.

Что было потом? Спустя секунду я понял, что тупанул и скинул клеммы, одев на место старый аккумулятор. Но когда я провернул ключ зажигания, то увидил, что вместе с лампой давления масла, лампа зарядки аккумулятора, уже не загорается. Это было первым что меня озадачило. Тогда я проверил предохранитель, — на Копеечке он 10-ый от водительской дверцы и самый крайний в ряду. У меня предохранитель оказался нормальным, — следов горения не было, на всякий случай я его заменил, но это ни к чему не привело. Потом я достал приборную панель, вытащил лампочку которая идет на лампу зарядки, — зрительно она была норм, но я поменял и ее, — ничего не изменилось), — после поворота ключа зажигания, лампа так и не загоралась.

Сразу после этого я пошел и купил новую шоколадку, прикрутил ее к крылу и подключил провода, провернул ключ и снова ничего(. В добавок к этому, уже возле авторынка, я просто не смог завестись на новом аккумуляторе, который был куплен только позавчера от описуемого дня. Тогда я понял, — что кроме того, что не горит лампа зарядки аккумулятора, не идет и зарядка на саму батарею. В общем, постепенно приходило осознание того, что случилась беда с самим генератором…

Как я выяснил в процессе сбора информации, в генераторе есть такая деталь как диодный мост. На вид это просто металлическая подковка со встроенными диодами. И именно через эту запчасть осуществляется преобразование переменного тока в постоянный, а именно последним заряжается аккумулятор. Тогда я и предположил, что если диодному мосту в генераторе не совсем хорошо, то моя, новая батарея и не заряжается. Как еще я выяснил в интернете, при неисправности диодного моста, лампа зарядки аккумулятора чаще горит постоянно, но иногда и перестает гореть совсем. Так моя уверенность в том, что проблема именно в мосте генератора укрепилась и я стал искать инфу о том, как поменять данную запчасть.

Как снять генератор на ВАЗ 2101?

Это делается очень просто. В начале стоит посмотреть, — есть ли под машиной защита поддона и защита от пыли. Если есть, эти щитки просто откручиваются. Конечно это удобней делать с ямы, но при сильном желании можно подлезть под машину, заехав передними колесами на доски, или кирпичи. Защита снимается и откручивается верхний болт крепления генератора, который крепит гену к помпе, — там гайка на 17. Затем, выкручивается нижняя гайка на 19, которая крепит генератор к самому двигателю. И уже после этого, можно стягивать с шкива генератора ремень и вытаскивать сам генератор вниз.

Вот эта гайка на 19

Разборка генератора ВАЗ 2101.

Когда Гена уже в руках, можно приступать к его разборке. Но для того, чтобы просто поменять диодный мост, откручивать сам шкив совсем не обязательно.

Копеечный генератор — слева. Здесь Вы видите четыре гаечки, которые стягивают шпильки. Болт который выпирает сильнее всего — — болт массы, который удерживает диодный мост, — гайку на нем нужно будет выкрутить, чтобы освободить мост

Но нужно открутить четыре гайки, что на задней стороне генератора. Это четыре маленьких гаечки на 10-ять и они через шпильки скрепляют заднюю крышку, среднюю часть с обмоткой и переднюю часть со шкивом, вместе. Когда четыре гаечки будут выкручены, с помощью легких ударов молоточком, и поддеванием отверточкой, генератор можно будет разделить на три части.

Просто руками разделить генератор на части может не получится. Здесь понадобится отверточка, или молоточек

При этом, когда задняя часть будет отделена от обмотки, они все равно будут соединены тремя проводами, которые зажаты тремя, маленькими гаечками на диодном мосте. Эти, маленькие гаечки необходимо выкрутить. И тогда получится полностью вытащить обмотку с задней крышки генератора. Теперь, можно отсоеденить диодный мост с крышки генератора. Но для этого нужно еще выкрутить болт массы, который притягивает диодный мост к задней крышки. И к этому — же болту крепятся провода массы, которые были отсоединены при снятии генератора.

Когда диодный мост снят, его нужно тщательно осмотреть. Так между диодами проходят металлические мостики и вот на них нужно обратить внимание, — не прогорели ли они? Если данные, металлические «перепонки» погорели, или если сгорела хоть одна из них, то с таким дефектом, хоть о какойто зарядке аккумулятора речи быть и не может. Вот у меня одна такая перепонка как раз и была сгоревшей.

Это и есть Диодный мост, — обратите внимание на «металлические перепонки» что между основными диодами

Я взял старый, сгоревший, диодный мост и поехал с ним на рынок, где купил такой — же новый. Приехал, поставил, собрал все обратно и поставил на место сам генератор. Провернул ключ не запуская двигателя и о чудо), — лампа загорелась и потухла когда я провернул ключ обратно. Тогда мне показалось, что я решил проблему и что теперь можно отдыхать. Но в который раз, радоваться я начал рано). Я завел машину, лампочка заряда генератора зажглась, но не погасла, что говорит о том, что батарея не заряжается. Тут я приуныл и на минутку задумался, — “а не может ли такое быть из -за щеток?». Забегая вперед сразу скажу, — может, — поменял щетки и все заработало как нужно), — лампочка загорается при повороте ключа, и гаснит когда двигатель начинает работать. Но, первые щетки которые я купил вылетели из пластикового корпуса просто при нажатии на саму щетку), так что щетки я покупал два раза, но вторые щетки сразу — же решили мою проблему, чему я был очень рад).

Так что вот так, вот что бывает, когда на ВАЗовской Классике перепутаешь полярность). Так 3 лампочки, шоколадка, новый диодный мост и двое щеток мне обошлись в 330грн, что на сегодня составляет 13 долларов, что в общем то и не много для решения столь важной для машины проблемы. Такое, короткое замыкание может привести не к одной, а к нескольким поломкам, как и произошло в моем случае. Но отчаиваться точно не стоит) — нужно только хорошее настроение, чтобы заняться этой проблемой и решить ее.

ВАЗ-2101, генератор: проводка, ремонт, замена

В автомобиле ВАЗ 2101 генератор является одним из источников питания. Второй — аккумуляторная батарея, но она участвует только в запуске двигателя, а остальное подзаряжается от генератора. Благодаря этому симбиозу удается донести мощность до потребителей даже при остановленном двигателе. Можно провести сравнение с мотоциклами типа «Минск», выпускавшимися в советское время.

Отсутствовал аккумулятор, что несколько удешевляло транспортное средство, но фары работали только при открытии мотора. Но это мотоцикл. На машине это неудобно, так как двигатель заводится приходится производить «кривой» стартер или рывок. И это вызывает довольно сильные трудности.

Основные узлы генератора

Конструктивно он состоит из следующих основных элементов:

  1. Ротор – подвижная часть, вращающаяся от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотки возбуждения.
  2. Статор – неподвижная часть генератора, также имеет обмотку.
  3. Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. Они представляют собой проушины для крепления к двигателю внутреннего сгорания. Сзади находится конденсатор, необходимый для подстройки переменной составляющей тока.
  4. Полупроводниковый мост, названный «подковой» за внешнее сходство. Три пары полупроводниковых силовых диодов установлены на подковообразном основании.
  5. А Шкив надеваемый на ремень генератора ВАЗ-2101. Ремешок клиновой (на современных автомобилях используют мульти-).
  6. Регулятор напряжения на автомобиле ВАЗ-2101 устанавливается в моторном отсеке, подальше от генератора. Но все же его нужно рассматривать как часть дизайна.
  7. Щетки устанавливаются внутри генератора и подают напряжение на обмотку возбуждения (на ротор).

Обмотка генератора

Всего их две – ротор (возбуждение) и статор (силовая). Принцип работы установки заключается в том, что вывод тока в силовую обмотку возможен только при соблюдении двух условий:

  1. Имеется постоянное магнитное поле.
  2. Это поле повернуто относительно силовой обмотки.

Только при их соблюдении заработает генератор. Подается напряжение на обмотку ротора, возникает магнитное поле. Так как ротор вращается от коленчатого вала, то условие второе. Но все же стоит обратить внимание на то, какая схема подключения генератора ВАЗ-2101. Он подключается к аккумулятору параллельно для выполнения зарядки.

Принцип работы генератора

В начальный момент (при работающем двигателе) напряжение равно имеющемуся в аккумуляторе (около 12В). И на холостом ходу он будет примерно на этом уровне поддерживаться. Но при увеличении скорости вращения ротора происходит выброс напряжения до 30 В. Причина: на обмотку возбуждения подается повышенное напряжение из-за увеличения частоты вращения ротора (скорость магнитного поля увеличивается). А это чревато повреждением электропроводки автомобиля и выходом из строя потребителей.

Щетка регулятора напряжения

Требуется, чтобы выходное напряжение генератора оставалось постоянным, и для этого используется простой принцип. Если сделать напряжение ротора постоянным, то можно избежать изменения величины магнитного поля. Генератор ВАЗ-2101 должен работать под нагрузкой 13-14 В. Даже два реле-регулятора одинаковой конструкции могут поддерживать разное значение напряжения.

Типы регуляторов

  1. Механические – в основе электромеханическое реле и сопротивление для снижения напряжения.
  2. Твердотельный – в основе небольшая схема транзисторов малой мощности или один силовой ключ.
  3. Смешанный – в конструкции есть и транзисторная схема, и соленоидная.

Щетка – это элемент, реализующий схему подключения генератора ВАЗ-2101. Благодаря им напряжение на контактном кольце движущегося ротора.

Как снять генератор

Для демонтажа вам потребуются следующие инструменты:

  1. Гаечные ключи на 10, 13 и 17.
  2. Монтажное лезвие.
  3. Проникающая смазка типа WD-40.

Сначала отключите аккумулятор и отсоедините провода от генератора. Желательно все работы проводить при слегка приподнятом передке автомобиля или на эстакаде ямы. Перед снятием генератора необходимо ослабить приводной ремень. Для этого полностью отверните ключом на 17 гайку от верхней шпильки крепления картера к блоку цилиндров. Проблем возникнуть не должно.

Корпус генератора нужно придвинуть к агрегату, затем снять ремень. Проблематично будет открутить нижний болт. Он находится близко к земле, на него часто попадает пыль, грязь, вода. Поэтому предварительно обработайте резьбовое соединение проникающей смазкой.

Генератор

Установка производится в обратной последовательности. Если вам нужна замена генератора на более мощный, то можно установить аналогичные модели автомобилей ВАЗ-2107 или 2109. Они имеют большую мощность и способны обеспечить стабильную зарядку аккумулятора. Отличие «родного» ВАЗ-2101 в том, что регулятор напряжения совмещен со щеточным узлом.

Самое главное, чтобы не было перекосов, иначе ремень будет рваться, быстро изнашиваться, нагрузка на ротор увеличится в несколько раз. Для нормальной работы необходимо, чтобы этот элемент имел определенное напряжение. Он регулируется изменением положения корпуса относительно двигателя. Фиксация производится гайкой в ​​верхней части генератора.

Поиск и устранение неисправностей

В генераторе могут возникнуть следующие механические и электрические неисправности:

  1. Подшипник Износ диагностируется по характерному свисту или скрежету из прибора. Смазка в подшипниках со временем исчезает, что приводит к увеличению трения.
  2. Щетки генератора ВАЗ-2101 необходимо заменить для обеспечения исправной работы автомобиля. Если они изнашиваются, то на приборной панели загорается сигнальная лампа с изображением аккумулятора.
  3. Недостаточный или чрезмерный заряд аккумулятора – это явный признак неисправности регулятора напряжения. Проверку можно выполнить обычным мультиметром. Запустите двигатель, включите ближний свет. Холостой ход должен быть около 800 об/мин. Необходимо, чтобы напряжение на клеммах было ~13,2 В.
  4. Мигание, пульсация – признак выхода из строя одного или двух полупроводниковых диодов в выпрямительном агрегате. Генератор ВАЗ-2101 построен по классической схеме – вырабатывает три фазы, затем выпрямитель преобразует в постоянный ток.
  5. Если генератор не заряжается, а выпрямитель и регулятор напряжения исправны, можно говорить о разрушении одной из обмоток. В этом случае либо заменой генератора, либо установкой нового ротора или статора (в зависимости от того, какая из обмоток разрушена). Диагностика проводится тестером.

Инсайты

Несмотря на кажущуюся простоту, в автомобиле ВАЗ-2101 генератор способен доставить владельцу немало хлопот. И если вы во время поездки заметили загоревшуюся лампочку на панели приборов, необходимо как можно быстрее принять меры по устранению неисправности. Так просто провод окислился, контакта нет, но это надо выявить на ранней стадии, иначе при севшем аккумуляторе не получится уехать.

БЫТЬ: https://tostpost.com/be/a-tamab-l/38265-vaz-2101-generatar-shema-padluchennya-ramont-zamena.html

Германия: https://tostpost.com/de/autos/37857-vaz-2101-generator-schaltplan-reparatur-ersatz.html

ES: https://tostpost.com/es/coches/37639-vaz-2101-generador-esquema-de-conexi-n-reparaci-n-sustituci-n.html

КК: https://tostpost.com/kk/avtomobil-der/38672-vaz-2101-generator-osu-shemasy-zh-ndeu-auystyru.html

PL: https://tostpost.com/pl/samochody/40240-waz-2101-generator-schemat-pod-czenia-naprawa-wymiana.html

PT: https://tostpost.com/pt/carros/39876-vaz-2101-gerador-esquema-de-liga-o-repara-o-substitui-o-de.html

TR: https://tostpost.com/tr/arabalar/35123-vaz-2101-jenerat-r-ba-lant-emas-onar-m-yedek.html

Великобритания: https://tostpost.com/uk/avtomob-l/39055-vaz-2101-generator-shema-p-dklyuchennya-remont-zam-na. html

ВАЗ-2101, генератор: схема подключения, ремонт, замена

В автомобиле ВАЗ 2101 генератор является одним из источников питания. Второй — аккумуляторная батарея, но она участвует только в запуске двигателя, остальное время подзаряжается от генератора. Благодаря такому симбиозу возможно снабжение потребителей даже при остановленном двигателе. Можно провести сравнение с мотоциклами типа «Минск», выпускавшимися в советское время.

Аккумулятора у них не было, что удешевляло машину, но световые приборы работали только при работающем двигателе. Но это мотоцикл. На автомобиле эта схема неудобна, так как двигатель нужно запускать «кривым» стартером или рывком. И это вызывает довольно непростые трудности.

Основные узлы генератора

Конструктивно состоит из следующих основных элементов:

  1. Ротор — подвижная часть, вращается от коленчатого вала двигателя. Имеет обмотку возбуждения.
  2. Статор является неподвижной частью генератора, также имеет обмотку.
  3. Передняя и задняя крышки, внутри которых установлены подшипники. На них есть проушины для крепления к ДВС. В задней крышке находится конденсатор, необходимый для отсекания переменной составляющей тока.
  4. Полупроводниковый мост — назван «подковой» по сходству. Три пары полупроводниковых силовых диодов установлены на подковообразном основании.
  5. Шкив, на который одевается ремень генератора ВАЗ-2101. Ремень клиновидный (в современных автомобилях используется многолучевой).
  6. Регулятор напряжения на автомобиле ВАЗ-2101 устанавливается в моторном отсеке, подальше от генератора. Но все же это нужно считать частью дизайна.
  7. Щетки устанавливаются внутри генератора и передают напряжение питания на обмотку возбуждения (на ротор).

Обмотка генератора

Всего их два — ротор (возбуждение) и статор (сила). Принцип работы установки заключается в том, что генерация тока в силовой обмотке возможна только при выполнении следующих двух условий:

  1. Имеется постоянное магнитное поле.
  2. Это поле вращается относительно силовой обмотки.

Только при их соблюдении генератор будет работать. Подавая напряжение на обмотку ротора, получаем магнитное поле. Поскольку ротор вращается от коленчатого вала, выполняется второе условие. Но все же нужно обратить внимание на то, какая схема подключения генератора ВАЗ-2101. Он подключается к аккумулятору параллельно для зарядки.

Принцип работы генератора

В начальный момент (при запуске двигателя) напряжение в бортовой сети равно напряжению в аккумуляторной батарее (около 12 В). И на холостых будет поддерживаться примерно на этом уровне. Но при увеличении скорости вращения ротора произойдет скачок напряжения до 30 В. Причина: на обмотку возбуждения подается более высокое напряжение из-за увеличения скорости вращения ротора (увеличивается скорость магнитного поля). А это чревато повреждением проводки автомобиля и выходом из строя потребителей.

Регулятор напряжения, щетки

Необходимо, чтобы на выходе генератора напряжение оставалось постоянным, и для этого используется простой принцип. Если сделать напряжение питания обмотки ротора постоянным, то можно избежать изменения величины магнитного поля. На ВАЗ-2101 генератор должен функционировать под нагрузкой 13-14 В. Даже два одинаковых реле-регулятора могут держать разное значение напряжения.

Типы регуляторов:

  1. Механический — в основе лежит электромеханическое реле и сопротивление для снижения напряжения.
  2. Semiconductor — в основе небольшая схема маломощных транзисторов или один силовой ключ.
  3. Смешанный — в конструкции есть и транзисторная схема, и электромагнитное реле.

Щетки — это именно тот элемент, с помощью которого реализована схема подключения генератора ВАЗ-2101. Благодаря им на контактные кольца подвижного ротора подается напряжение.

Как снять генератор

Для выполнения демонтажа потребуются следующие инструменты:

  1. Ключи накидные на 10, 13 и 17.
  2. Монтажная лопата.
  3. Проникающая смазка типа WD-40.

Сначала отключите аккумулятор и отсоедините провода от генератора. Все работы желательно производить с немного приподнятой передней частью автомобиля или на смотровой яме, эстакаде. Перед снятием генератора нужно ослабить приводной ремень. Для этого ключом с гаечным ключом полностью откручиваем гайку от верхней шпильки корпуса к блоку цилиндров. С ней никаких проблем возникнуть не должно.

Корпус генератора необходимо передвинуть к блоку, затем снять ремень. Ослабить нижний крепежный болт будет проблематично. Он находится близко к земле, на него часто попадает пыль, грязь, вода. Поэтому предварительно обработайте резьбовое соединение проникающей смазкой.

Установка генератора

Установка производится в обратном порядке. При необходимости замены генератора на более мощный можно установить аналог от модели ВАЗ-2107 или 2109. Они имеют большую мощность и способны обеспечить стабильный заряд аккумулятора. Отличие от «родного» ВАЗ-2101 в том, что регулятор напряжения совмещён со щёточным узлом.

Главное, чтобы не было никаких перекосов, иначе ремень порвется, быстро износится, нагрузка на ротор увеличится в несколько раз. Для нормальной работы необходимо, чтобы этот элемент имел определенное напряжение. Регулируется изменением положения корпуса относительно двигателя. Фиксация производится гайкой в ​​верхней части генератора.

Поиск и устранение неисправностей

В генераторе могут возникнуть следующие механические и электрические неисправности:

  1. Износ подшипников диагностируется по характерному свисту или скрежету со стороны устройства. Смазка внутри подшипников со временем испаряется, что увеличивает трение.
  2. Щетки генератора ВАЗ-2101 необходимо своевременно заменять для обеспечения нормальной работы автомобиля. Если они изнашиваются, на приборной панели загорается контрольная лампа с изображением аккумулятора.
  3. Недостаточный или чрезмерный заряд аккумулятора – явный признак неисправности регулятора напряжения. Проверку можно выполнить обычным мультиметром. Запустите двигатель, включите ближний свет. Холостой ход должен быть около 800 об/мин. Необходимо, чтобы напряжение на клеммах аккумулятора было ~ 13,2 В.
  4. Мигание света, пульсация — признак выхода из строя одного или двух полупроводниковых диодов в выпрямительном узле. На ВАЗ-2101 генератор построен по классической схеме – он вырабатывает три фазы, затем с помощью выпрямителя преобразует их в постоянный ток.
  5. В том случае, если генератор не дает зарядку, а выпрямитель и регулятор напряжения исправны, можно говорить о разрушении одной из обмоток. В этом случае либо заменяют генератор, либо устанавливают новый ротор или статор (в зависимости от того, какая из обмоток разрушена). Диагностика проводится с помощью тестера.

выводы

Несмотря на кажущуюся простоту, в автомобиле ВАЗ-2101 генератор способен доставить владельцу немало хлопот. И если вы заметили во время поездки, что загорелась лампа на приборной панели, то необходимо как можно быстрее принять меры по устранению поломки.