Советы! КРАСНЫЙ, БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ: ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА, УСТРАНЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Свечи зажигания устанавливаются в автомобиле для выполнения двух функций – воспламенения рабочей смеси в камере сгорания и отвода лишнего тепла после детонации. Их грамотная работа серьезно влияет на тяговые свойства двигателя, и если мотор начал нестабильно работать на холостом ходу, с трудом заводиться или «дергаться», следует обратить внимание на состояние свечей.
Производители автомобилей прописывают в техническом паспорте информацию о том, как часто необходимо менять свечи зажигания. Но данные значения чаще всего преувеличены в маркетинговых целях, и менять свечи водителю приходится чаще, чем планируют разработчики автомобиля. При возникновении подозрений на неисправность свечей зажигания, проверить их состояние можно довольно просто, обратив внимание на цвет нагара, образованный на электродах. Это позволит определить, какие именно системы автомобиля привели к выходу из строя свечей зажигания.
ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ НАГАР НА ЭЛЕКТРОДАХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ
Автомобильные свечи работают в «жесткой» среде, где на них происходит не только термическое, но и химическое воздействие. При сгорании топлива на электродах свечей образуется серый налет, что сигнализирует о стабильной работе системы. При этом также на свече зажигания может возникнуть красный, черный или белый нагар, что должно заставить водителя автомобиля задуматься не только о замене свечей, но и о необходимости в срочном порядке проверить двигатель на определенные неисправности.
Цвет нагара электрода свечи ясно сигнализирует о том, какие именно неисправности могли возникнуть в двигателе. Чаще всего они связаны с моментом искрообразования, составом топливной смеси или температурой в камере сгорания. Более подробно каждый цвет нагара свечи зажигания мы рассмотрим ниже.
КАК ПРОВЕРИТЬ СОСТОЯНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ПО НАГАРУ СВЕЧЕЙ
Считается, что свечи зажигания являются лучшим средством диагностики, если необходимо обнаружить неисправность, которая связана с циклом воспламенения рабочей смеси.
Чтобы проверить состояние двигателя по нагару свечей необходимо:
- Установить новые свечи;
- Проехать на них 150-200 километров;
- Выкрутить свечи и посмотреть на цвет нагара, который начал на них образовываться.
Внимание: Проверять цвет нагара на свечах зажигания следует только на прогретом двигателе.
ЧЕРНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ
Наиболее распространенным цветом нагара считается именно черный, и верно диагностировать неисправность, на которую он указывает, сложнее всего. Черный нагар может быть представлен в двух вариациях, каждая из которых указывается на возникновение определенной неисправности в работе двигателя.
Различают черный нагар по структуре, что позволяет точно выявить группу причин возникновения проблем с двигателем.
Важно: Равномерно распределенный нагар кофейного или сероватого оттенка указывает, что проблем в момент сгорания рабочей смеси не наблюдается. Подобный нагар характерен при стабильной работе двигателя.
МАСЛЯНИСТЫЙ ЧЕРНЫЙ НАГАР
Ярко выраженный маслянистый черный нагар, образованный в районе резьбовых соединений и на электроде, часто проявляется одновременно с другим симптомом – синим дымом из выхлопной трубы при старте двигателя. Подобный тип нагара на свечах зажигания указывает, что масло в избыточном количестве попадает в камеру сгорания. Это может происходить по одной из следующих причин:
- Износ маслосъемных колпачков на поршне;
- Износ поршневых колец на клапане;
- Износ направляющих втулок клапана.
Как можно видеть, проблема связана с изношенными деталями цилиндро-поршневой группы.
При подобных неисправностях требуется заменить изношенные детали.
СУХОЙ ЧЕРНЫЙ НАГАР В ВИДЕ САЖИ
Второй тип черного нагара на свечах зажигания принято называть «бархатистым». В данном случае нагар не отличается наличием масляных подтеков. Чаще всего подобный тип нагара говорит о том, что в камеру сгорания попадает топливо-воздушная смесь, сильно обогащенная бензином. Если на свечах зажигания появился сухой черный нагар, возможны следующие неисправности:
- Неверная работа свечи зажигания. Не исключено, что не хватает энергии на выработку искры требуемой мощности;
- Низкая компрессия в цилиндрах двигателя. При проявлении черного бархатистого нагара на свече двигателя рекомендуется проверить компрессию в цилиндрах;
- Если двигатель карбюраторный, проблема может быть связана с неправильной настройкой карбюратора;
- Если двигатель инжекторный, неисправность указывает на проблемы с регулятором давления топлива, который излишне обогащает воздушную смесь.
В подобных случаях можно заметить повышенный расход топлива автомобилем; - Засорен или неисправен воздушный фильтр, который пропускает недостаточное количество воздуха, что приводит к неполному сгоранию топлива, и оно оседает на электроде свечи зажигания.
Подобный тип нагара характерен тем, что он оседает больше на электроде свечи зажигания и практически не проникает на резьбовое соединение.
КРАСНЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ
Если владелец автомобиля использует различные присадки для топлива или масла, он может заметить, что на свече зажигания образуется красный нагар. Связано это со сгоранием химических добавок, залитых с излишком. Если водитель регулярно использует определенные добавки и замечает, что его свечи зажигания покрываются красным нагаром, в следующий раз рекомендуется сократить количество заливаемых присадок.
Проблема характерна, если в составе присадок, применяемых в автомобиле, имеются добавки марганца или свинца.
Если не уделять внимание красному нагару на свече зажигания, на электроде образуется слой, из-за которого снизится вероятность появления искры, что приведет к нестабильной работе двигателя.
При появлении красного нагара на свечах зажигания рекомендуется удалить его, а также произвести замену масла или бензина, в зависимости от того, куда заливалась присадка.
БЕЛЫЙ НАГАР НА СВЕЧАХ ЗАЖИГАНИЯ
Как и черный нагар, белый имеет различные проявления. Он может обладать глянцевой поверхностью, из-за наличия в нагаре крупинок металла, или оседать на электроде в виде крупных белых отложений.
ГЛЯНЦЕВЫЙ БЕЛЫЙ НАГАР
Глянцевый белый нагар опасен для двигателя автомобиля, и он указывает, что свеча не получает должного охлаждения. Помимо свечи могут также перегреваться поршни, что приведет к трещинам в клапане и обернется для водителя дорогостоящей заменой. Чаще всего причины для перегрева свечи зажигания и появления белого нагара кроются в недостаточном количестве жидкости в системе охлаждения.
- В камеру сгорания поступает обедненная топливная смесь;
- Впускной трубопровод подсасывает лишний воздух;
- Происходит пропуск искры или свеча выдает искру слишком рано из-за неверно настроенного зажигания;
- Неверно выбрана свеча зажигания для данного типа двигателя.
Если на свече зажигания появляется глянцевый белый нагар со следами металлических вкраплений, следует как можно быстрее показать автомобиль диагностам или самостоятельно разобраться в проблеме. Эксплуатировать машину при подобном нагаре не рекомендуется.
СЛАБОВЫРАЖЕННЫЙ БЕЛЫЙ НАГАР
Если на свече зажигания образовался белый нагар, ровно оседающий на поверхности электрода, проблема кроется в топливе, залитом в автомобиль. В такой ситуации рекомендуется проверить качество бензина и полностью его заменить, а после заправиться топливом от другого производителя.
Как самостоятельно проверить свечи зажигания
Для чего нужны свечи зажигания в двигателе автомобиля? Без искры, которую вырабатывает свеча зажигания, не будет воспламенения смеси в камере сгорания. Соответственно, мотор просто не будет работать. Чтобы не допустить подобной неисправности, нужно знать, как самому проверить свечи зажигания.
Содержание
Как определить неисправность свечей зажигания
Чтобы быстро определить неисправность свечей, в багажнике своего автомобиля следует постоянно хранить свечной ключ, с помощью которого можно быстро извлечь свечи зажигания из двигателя.
Основные признаки неисправности свечей:
- Банальное загрязнение контактов свечи. Залитая бензином свеча зажигания будет давать искру плохого качества, или не даст её вовсе. Также к подобной неисправности можно отнести окисление контактов, или их загрязнение.
- Автомобиль начинает плохо заводиться. Стартеру необходимо, куда большее время, чтобы “разогнать” двигатель.
Плохой разряд свечи не позволяет добиться мгновенного воспламенения смеси и правильной работы мотора. - Повышается уровень СО в выхлопных газах. К сожалению, проверить это самостоятельно не получится, необходима помощь опытного механика или карбюраторщика, с соответствующим оборудованием.
- Нарушается работа двигателя, как на ходу, так и на холостых оборотах. Неправильно функционирующий мотор можно определить по звуку его работы. Если неисправность в свечах, то шум двигателя будет захлёбывающимся.
Какие существуют способы проверки свечей зажигания
Существует несколько способов, как самому проверить свечи зажигания:
- Самым простым и удобным является способ, когда свечу выворачивают из своего посадочного места, подключенную кладут на корпус, чтобы был хороший контакт, а потом проворачивают стартер. Если свеча исправная, то между её контактами пройдёт яркая искра, длиной около 4 мм. Если искра еле видна, или её вообще нет, то такая свеча нуждается в замене.
Это можно сделать и в домашних условиях.
Также можно определить неисправность свечей, при заведённом автомобиле, но для этого следует обладать качественным слухом. Следует последовательно отстыковывать провода, которые идут от свечей зажигания. После каждого провода, надо внимательно прислушиваться к работе двигателя. Если после очередной свечи, двигатель стал работать хуже, то она является исправной. Но если работа мотора не поменялась, тогда именно эта свеча вышла из строя.
- Можно ли проверить свечу зажигания с помощью мультиметра? Нет, нельзя. Но сначала необходимо разобраться с понятием мультиметр. Мультиметр – это прибор, для электротехнических измерений. С его помощью можно проверить как силу тока и напряжение, так и целостность электрической цепи. Но для проверки свечей зажигания данный прибор не подходит. Используя мультиметр можно только определить, присутствует ли короткое замыкание внутри цепи. Для этого один щуп прибора надо приложить к входу свечи, а второй щуп зажать на её резьбе.
Если тестер покажет нулевое сопротивление или зазвучит сигнал, то это будет сигнализировать о том, что внутри свечи зажигания произошло короткое замыкание. Не стоит использовать при проверке самодельный тестер. - Как самому проверить свечи зажигания, с помощью пистолета? Пистолетом называют специализированный прибор, который присутствует не только на всех СТО и автосервисах, но и во многих автомобильных магазинах, так как его устройство не является достаточно сложным и имеет простую схему. Подобные стенды созданы специально для проверки исправности свечей зажигания, приобрести их можно сейчас и для своего гаража, так как цена подобного прибора не является высокой.
На пистолете существует специальное отверстие для свечей зажигания. Вставив свечу в это отверстие, с другой стороны на неё необходимо надеть резиновый колпак. После этого можно нажимать на курок. Электроды, соединённые с пистолетом, сигнализируют появлением искр о том, что свеча исправна. Также должна загореться лампа на корпусе пистолета.
К сожалению, подобный способ проверки не может на 100% гарантировать исправность или неисправность свечей. Так как на свечу зажигания в двигателе будет действовать совершенно другое давление, то и качество её работы может разительно отличаться. Но можно сказать с уверенностью, что если свеча на пистолете не показала исправность, при условии, что пистолет рабочий, то она однозначно подлежит замене.
Можно ли вернуть свечу зажигания к жизни?
Не всегда свеча зажигания выходит из строя и требует обязательной замены. Излишнее количество бензина, нагара или грязи может стать причиной отсутствия искры. Поэтому иногда свечу достаточно просто правильно почистить, что позволит её эксплуатировать ещё определённый промежуток времени.
Обязательно посмотрите видео:
При чистке контактов свечи зажигания нельзя использовать острые предметы, которые могут повредить её поверхность и окончательно нарушить работу.
Лучше всего, тонкий металлический предмет обернуть тканью, таким образом, сделав самодельную щётку, и аккуратно счистить нагар с контактов. Можно использовать самую мелкую наждачную бумагу, она хорошо стирает грязь, но не причиняет вреда поверхности.
Если есть время и некоторые ингредиенты, то свечу зажигания можно отчистить без каких-либо последствий для неё. Для этого надо использовать раствор ацетата аммония, в который необходимо погрузить свечу на время до одного часа. После этого, с помощью любой мягкой щётки можно избавиться от нагара за считанные минуты. Всё вышеописанное можно сделать в домашних условиях.
Проблема может быть и не в свечах
Очень часто возникает следующая ситуация: все свечи проверены и исправны, а работа двигателя всё равно нарушена. Следует знать, что катушка зажигания способна вырабатывать высокое напряжение, а после этого передавать его непосредственно на свечу зажигания. Поэтому причиной неправильной работы мотора может быть пробитый или оборванный провод высокого напряжения.
Даже мелкая трещина на изоляции провода может причиной утечки напряжения. Для устранения повреждённой изоляции, следует использовать термоусадочные трубки или обычную изоленту. Подобные материалы лишь ненадолго позволят устранить проблему, в будущем повреждённый провод высокого напряжения необходимо обязательно заменить.
Можно ли предупредить поломку?
При выборе свечей зажигания стоит руководствоваться несколькими условиями: высоким качеством изделия и надёжностью фирмы изготовителя. Не стоит отдавать предпочтение низкой цене, подобная покупка через пару тысяч километров может привести к нарушению работы двигателя и покупке новой свечи зажигания. Лучше выбрать средний вариант с доступной, но не заниженной, ценой и зарубежным производителем. В среднем, свечи зажигания должны прослужить 35-40 тысяч километров.
Заранее определить, когда выйдет из строя свеча зажигания, не получится. Продолжительность их эксплуатации регламентируется только качеством деталей и правильной сборкой.
Поэтому свечи могут перестать функционировать как при запуске двигателя, так и во время езды. Чтобы избежать проблем в дальней дороге, каждый водитель должен возить в своём автомобиле одну или две новых свечи. Тогда при возникновении неисправности, связанной с выходом из строя свечи зажигания, можно легко заменить старую свечу на новую.
При каждом техническом обслуживании следует проводить диагностику двигателя и проверять свечи зажигания. Если автомобиль дорогой и водитель не отказывается тратить на него средства, то свечи зажигания можно менять по регламенту на каждом соответствующем ТО, даже если они еще не утратили хорошую работоспособность.
Как «прочитать» свечу зажигания?
Способность «читать» свечу зажигания может оказаться ценным подспорьем в настройке. Изучив цвет горлышка изолятора, опытный настройщик двигателя может многое узнать об общем рабочем состоянии двигателя.
Как правило, светло-коричневый/серый цвет говорит о том, что свеча зажигания работает при оптимальной температуре и что двигатель находится в хорошем состоянии.
Темная окраска, такая как тяжелые черные влажные или сухие отложения, может указывать на чрезмерно богатое состояние, слишком холодную свечу зажигания, возможную утечку вакуума, низкую компрессию, чрезмерно запаздывающее опережение зажигания или слишком большой зазор свечи.
Если отложения влажные, это может свидетельствовать о пробитой прокладке головки блока цилиндров, плохом управлении подачей масла из-за проблем с кольцом или клапанным механизмом или о чрезвычайно богатом состоянии — в зависимости от характера жидкости, присутствующей на наконечнике.
Признаки загрязнения или чрезмерного нагрева должны быть обнаружены быстро, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение рабочих характеристик и возможное повреждение двигателя.
Нормальное состояние
О состоянии двигателя можно судить по внешнему виду запального конца свечи зажигания. Если запальный конец свечи зажигания имеет коричневый или светло-серый цвет, состояние можно считать хорошим, и свеча зажигания работает оптимально.
Сухое и мокрое загрязнение
Хотя существует множество различных случаев, если сопротивление изоляции между центральным электродом и корпусом превышает 10 Ом, двигатель можно запустить нормально. Если сопротивление изоляции падает до 0 Ом, запальный конец загрязняется либо влажным, либо сухим углеродом.
Перегрев
При перегреве зажигания, отложений, которые накапливались на совет изолятора, и придают наконечнику инсулятора.
Отложения
На накопление отложений на запальной головке влияют утечка масла, качество топлива и продолжительность работы двигателя.
Свинцовое загрязнение
Свинцовое загрязнение обычно проявляется в виде желтовато-коричневых отложений на носовой части изолятора. Это не может быть обнаружено тестером сопротивления при комнатной температуре.
Соединения свинца соединяются при разных температурах. Образовавшиеся при 370-470°С (700-790°F) оказывают наибольшее влияние на сопротивление выводов.
Поломка
Поломка обычно вызвана тепловым расширением и тепловым ударом из-за внезапного нагрева или охлаждения.
Нормальный срок службы
Изношенная свеча зажигания не только расходует топливо, но и создает нагрузку на всю систему зажигания, поскольку расширенный зазор (из-за эрозии) требует более высокого напряжения. Нормальные темпы роста гэпа следующие:
четырехтактные двигатели: 0,01 ~ 0,02 мм/1000 км (0,00063 ~ 0,000126 дюймов/1000 миль)
Двухтактные двигатели: 0,02 ~ 0,04 мм/1000 км (0,000126 ~ 0,00252 дюйма/1 0003
Аномальная эрозия
Аномальная эрозия электрода вызывается коррозией, окислением и реакцией со свинцом, что приводит к аномальному увеличению зазора.
Плавка
Плавление вызвано перегревом. В основном поверхность электрода довольно блестящая и неровная. Температура плавления никелевого сплава составляет 1200~1300°C (2200~2400°F).
Эрозия, коррозия и окисление
Материал электродов окислился, и при сильном окислении поверхность становится зеленой. Поверхность электродов также рифленая и шероховатая.
Эрозия свинца
Эрозия свинца вызывается соединениями свинца в бензине, которые химически реагируют с материалом электродов (сплав никеля) при высоких температурах; кристалл никелевого сплава отваливается из-за проникновения соединений свинца и разделения границ зерен никелевого сплава. Типичная эрозия свинца приводит к тому, что поверхность заземляющего электрода становится тоньше, а кончик электрода выглядит так, как будто он был отколот.

Ваши свечи зажигания пытаются вам что-то сказать?
Если в последнее время у вашего автомобиля стало немного меньше энергии, возможно, пришло время заменить свечи зажигания. Быстрый осмотр может не только сказать вам, пришло ли время для новых свечей зажигания, но и многое рассказать о состоянии двигателя вашего автомобиля. Светло-коричневые или желтовато-коричневые отложения на кончиках свечей зажигания являются нормальным явлением. Но отложения разного цвета и консистенции могут указывать на более серьезные проблемы. Вот несколько вещей, на которые стоит обратить внимание:
Свечи зажигания дают многочисленные сведения о состоянии двигателя.
Желтая глазурь на электроде свечи зажигания и наконечнике может снижать проводимость, препятствуя прохождению искры через зазор. Очистите его, распылив на свечу зажигания очиститель тормозов, дав ему впитаться примерно на 10 минут, а затем протерев чистой тканью.
Если ваша свеча зажигания имеет белый цвет или на ней появились пузыри, это означает, что что-то вызывает перегрев свечи.
Проверьте наличие проблем с охлаждением вашего двигателя, бедной топливной смесью или неправильным опережением зажигания. Расплавленный электрод на ваших свечах зажигания означает, что они слишком долго работали слишком сильно и могут прожечь отверстие в верхней части поршня.
Черный пушистый нагар на свечах зажигания может указывать на слабую искру или переобогащение топливной смеси. Причинами могут быть заклинившая воздушная заслонка, неправильно отрегулированный или тяжелый поплавок карбюратора, негерметичный инжектор или игольчатый клапан карбюратора, низкий выход катушки или высокое сопротивление в проводах свечи зажигания. Неисправный кислородный датчик или датчик охлаждающей жидкости также может быть причиной углеродного загрязнения.
Более тяжелый маслянистый черный налет означает, что масло всасывается в камеру сгорания, вероятно, через изношенные направляющие клапанов, уплотнения направляющих или поршневые кольца или треснувший поршень. Проверьте наличие проблем с расходом масла, включая протекающие прокладки клапанной крышки, торцевые уплотнения коленчатого вала и прокладки масляного поддона.
Затяжка клапанной крышки или болтов поддона вашего автомобиля может оказаться временным решением, но вам, вероятно, потребуется заменить прокладку.
Влажная свеча зажигания, вероятно, означает, что она не воспламеняется из-за переполнения двигателя или плохого провода зажигания. Грязь или влага на внешней стороне свечи зажигания, которые обеспечивают токопроводящий путь к земле, или внутренняя трещина в керамическом изоляторе свечи зажигания, которая замыкает свечу на землю, также могут быть причиной.
Если электроды ваших свечей зажигания раздавлены или сломаны, скорее всего, они не подходят для вашего двигателя. Если свеча зажигания слишком длинная, она может выступать в камеру сгорания и ударять по поршню или клапану. Это может не только разбить свечу зажигания о поршень, но и сам поршень или повредить головку. Слишком короткая свеча зажигания может привести к рывкам двигателя. Искра не воспламенит ваше топливо должным образом и может привести к плохому расходу топлива, а также вызвать загорание индикатора проверки двигателя.

В подобных случаях можно заметить повышенный расход топлива автомобилем;
Плохой разряд свечи не позволяет добиться мгновенного воспламенения смеси и правильной работы мотора.
Это можно сделать и в домашних условиях.
Если тестер покажет нулевое сопротивление или зазвучит сигнал, то это будет сигнализировать о том, что внутри свечи зажигания произошло короткое замыкание. Не стоит использовать при проверке самодельный тестер.