КАКИЕ БЫВАЮТ СИГНАЛЬНЫЕ ФОНАРИ | Наука и жизнь
В фонарях с рассеивателем и отражателем световой поток формируется в основном отражателем.
В фонарях без отражателя световой поток формируется рассеивателем с очень сложной рельефной поверхностью, которая создается методом компьютерного проектирования.
Зона эффективной работы световозвращателя.
Катафоты всегда направляют отраженный свет в сторону осветившего их внешнего источника. Любителям геометрии предлагаем убедиться в этом, решив следующую задачу: докажите, что лучи a и b параллельны для любых β в пределах ±45<SUP>о</SUP>.
‹
›
Открыть в полном размере
Автомобильные источники света играют чрезвычайно важную роль в организации дорожного движения и обеспечении его безопасности. Световой сигнал — это средство общения водителей друг с другом и с пешеходами. О головном освещении — автомобильных фарах — журнал уже рассказывал (см. «Наука и жизнь» № 2, 2001 г.). Но ими источники света в машине не ограничиваются.
Цвета светосигнальных приборов строго определены правилами, едиными для всех стран — участниц Европейской конвенции по безопасности дорожного движения, куда входит и Россия. Эти же правила существуют в Японии, а в США они несколько отличаются (см. таблицу).
Световой поток сигнальных фонарей может формироваться установленными в корпусе отражателем и рассеивателем или только одним рассеивателем. Во втором случае рассеиватель представляет собой сложную комбинацию большого количества маленьких линз и призм.
В современных автомобилях задние сигнальные фонари чаще всего делают совмещенными, располагая все лампы в одном корпусе. Впрочем, передние габаритные огни и указатели поворота тоже часто совмещают с фарами — это так называемые блок-фары. В задних фонарях всегда устанавливают световозвращате ли. На некоторых моделях легковых автомобилей их располагают и на бортах (например, на «Ниве» ВАЗ 21213), и на торцах дверей (ВАЗ 2108).
На машины длиной более 6 метров (тягачи, прицепы и полуприцепы) обязательно ставят боковые катафоты оранжевого цвета. Задние, оранжевые или красные, световозвращатели в форме равностороннего треугольника вершиной вверх устанавливают на прицепы. Отражающая поверхность световозвращателей сделана из множества прямоугольных пирамидок, попавший на них свет от внешнего источника отражается точно в обратном направлении, то есть в сторону того же источника. Благодаря этому в свете фар своего автомобиля можно заметить на дороге или обочине машину с выключенными габаритными огнями.
В светосигнальных приборах источником света служат в основном лампы накаливания. В последние годы стали применять фонари на светодиодах. У них есть существенные преимущества перед традиционными лампами: больший срок службы, быстродействие, меньшая нагрузка на бортовую сеть, более высокая надежность, лучшая цветовая контрастность и большая яркость. Впрочем, до полного перехода светосигналь ной аппаратуры на светодиоды пока далеко.
Лампы для светосигнальных приборов бывают с одним или двумя цоколями со специальными штырьками для фиксации лампы в патроне. «Пальчиковые» лампы с двумя цоколями ставят в габаритные огни, повторители указателей поворотов, фонарь освещения номерного знака и в плафоны освещения салона. Мощность их чаще всего бывает небольшой — 5 Вт. Для освещения салона, как правило, используются 5-ваттные цилиндрические двухцокольные лампы категории С5W (см. «Наука и жизнь» № 2, 2001 г.). Лампы этой же категории, но мощностью 21 Вт(С21W) ставят обычно в фонари освещения номерных знаков.
Лампы с одним цоколем диаметром 8 миллиметров, мощностью от 1 до 5 Вт используют в габаритных огнях и повторителях поворотников, а в некоторых старых моделях автомобилей ими подсвечиваются панель приборов и прикуриватель. Лампы с цоколем диаметром 15 миллиметров бывают с одной и двумя нитями. Двухнитевые используют в совмещенных фонарях, например на «Жигулях» первых выпусков. Их нужно вставлять в патрон в определенном положении, так как фиксирующие штырьки расположены на цоколе на разном уровне. Иногда приходится временно заменять двухнитевой лампочкой однонитевую.
Обычно более мощные лампы ставят в указатели поворотов, стоп-сигналы, фонари заднего хода и задние противотуманные фонари, менее мощные — в габаритные фонари, плафоны освещения салона и фонари номерного знака. В большинстве современных машин электронная система управления указателя ми поворотов устроена так, что при перегорании одной из лампочек частота мигания остальных увеличивается вдвое. Мощность ламп основных передних и задних указателей поворотов обычно составляет 20-25 Вт. Если в поворотники вставить маломощные лампы, они тоже начнут мигать чаще.
Лампы меньшей мощности (5 Вт) устанавливают в повторители указателей поворотов и габаритные огни. Если же в габаритные фонари поставить более мощные лампы, то их рассеиватели, скорее всего, расплавятся. Кроме того, предохранители, которыми защищены цепи габаритных огней, могут не выдержать нагрузки.
Иногда сами предохранители остаются целыми, но подгорают их цоколи или плавится пластиковая вставка, и цепь все равно перестает работать. Чтобы избежать таких неприятностей, нельзя забывать о том, что лампы светосигнальных приборов должны точно соответствовать электрической схеме машины.
Фары, фонари, противотуманки — виды автомобильного освещения
В статье:
- Передний свет
- Устройство фары
- Задние световые приборы
- Противотуманные фонари. Устройство и особенности использования
- Источники света
Автомобильную светотехнику составляет совокупность ряда светосигнальных и осветительных устройств. Они расположены как снаружи, так и внутри транспортного средства и имеют различное назначение. Внутренние устройства обеспечивают удобство и комфорт посредством общего освещения салона или местной подсветки отдельных его частей, бардачка, багажника и т. д. Если внутреннее освещение особых вопросов не вызывает, то о внешних светотехнических приборах стоит поговорить подробнее.
Передний свет
В передней части машины имеются устройства ближнего и дальнего света, габаритные огни и указатели поворотов. Как правило, эти устройства конструктивно объединены в один комбинированный прибор, который называется блок-фара. В последние годы этот набор дополняется также дневными ходовыми огнями, которые стали обязательными в большинстве европейских стран с 2011 года.
Противотуманный фонарь (ПТФ) чаще монтируется как отдельный прибор, но может входить в состав блок-фары. Противотуманки включаются одновременно с ближним светом или вместо него. Передние ПТФ не являются обязательными устройствами, а в отдельных странах и вовсе запрещены.
Ближний свет обеспечивает видимость в пределах примерно 50…60 метров. Благодаря специальной конструкции фар ближний свет является асимметричным, то есть правая сторона дороги и обочина освещаются лучше. Это предотвращает ослепление водителей встречного транспорта.
В Украине включение ближнего света независимо от времени суток обязательно при перевозке опасного груза или группы детей, буксировке и во время следования в колонне.
Дальний свет необходим для лучшего освещения дороги в темное время суток в основном на загородных трассах. Мощный симметричный световой пучок, распространяющийся параллельно дорожному полотну, способен пробить темноту до 100…150 метров, а иногда и дальше. Дальний свет можно использовать только при отсутствии встречного движения. При появлении машины на встречке необходимо переключиться на ближний свет, чтобы не ослепить водителя. Нужно учитывать, что водитель попутной машины также может быть ослеплен через зеркало заднего вида.
Габаритные огни позволяют обозначить размеры транспортного средства.
Включаются, как правило, вместе с подсветкой приборной доски и являются важным элементом обеспечения безопасности на дороге в темноте. Спереди габаритные огни белого цвета, сзади — красного.
Указатели поворота информируют других участников дорожного движения и пешеходов о ваших намерениях— поворот, перестроение и т.
Дневные ходовые огни (ДХО) улучшают различимость транспортного средства в светлое время суток. Они излучают белый свет, а размещают их под фарами головного света.
Поначалу ДХО применяли в Скандинавии, где даже летом уровень освещенности часто бывает недостаточным. Теперь их стали использовать и в остальной части Европы, хотя там они актуальны в основном в осенне-зимний период. В Украине дневные ходовые огни должны включаться вне населенных пунктов в период с октября по апрель включительно. При отсутствии штатных ДХО необходимо использовать ближний свет.
Устройство фары
Основными составными частями фары являются рефлектор (отражатель) и рассеиватель, а также источник света (лампочка), размещенные в отдельном корпусе, который, как правило, сделан из пластика.
Рефлектор формирует световой пучок. Он также обычно выполнен из пластмассы, а зеркальная поверхность получается с помощью алюминиевого напыления. В простейшем случае рефлектор представляет собой параболу, но в современных фарах форма бывает и более сложной.
Прозрачный стеклянный или пластиковый рассеиватель пропускает свет и в некоторых случаях преломляет его. Кроме того, рассеиватель предохраняет внутреннюю часть фары от воздействий внешней среды.
Асимметричность ближнего света может достигаться двумя способами. В конструкции передних фар автомобилей американского производства источник света расположен таким образом, что отражение от рефлектора происходит преимущественно вправо и вниз.
В европейских машинах лампочка также смещена относительно фокуса рефлектора, но при этом имеется еще и экран специальной формы, закрывающий нижнюю часть отражателя.
Задние световые приборы
Сзади имеются следующие световые устройства:
Обычно эти устройства составляют цельную по конструкции блок-фару.
Монтируется она справа и слева симметрично относительно продольной оси машины. Иногда прибор разделяется на две части, одна из которых встроена в кузов, а вторая — в крышку багажника.
Кроме того, сзади имеется дополнительный центральный стоп-сигнал и подсветка номера.
Стоп-сигнал красного цвета загорается автоматически с обеих сторон при нажатии на тормоз. Назначение его вполне очевидно — предупредить о торможении водителя машины сзади.
Габаритные огни улучшают заметность транспортного средства в темноте сзади и позволяют оценить его размеры. Задние габариты красного цвета, но интенсивность их свечения ниже, чем у стоп-сигналов. Иногда для габарита и стоп-сигнала используется одна лампа с двумя нитями накала.
Задние сигналы поворота мигают синхронно с передними и также имеют желтый или оранжевый цвет.
Фонари заднего хода белого цвета загораются автоматически при включении задней передачи.
Улучшают видимость при движении назад в темноте и предупреждают о вашем маневре других водителей и пешеходов.
Задняя противотуманная фара должна иметь красный цвет. Ее наличие сзади обязательно, в отличие от передней противотуманки. Ночью в условиях пониженной видимости (туман, снег) задняя ПТФ сделает ваш автомобиль более различимым для тех, кто едет следом за вами. Задние противотуманки могут быть выполнены в виде отдельных фар, установленных ниже основных блок-фар.
ПТФ сзади может быть и в единственном числе, в этом случае она размещается обычно не по центру, а ближе к водительской стороне.
Подсветка номера включается вместе с габаритными огнями. Для подсветки может использоваться лампа только белого цвета. Никакой произвольный тюнинг здесь не допускается.
Дополнительный центральный стоп-сигнал срабатывает синхронно с основными стоп-сигналами. Он может быть встроен в спойлер, размещен на крышке багажника или установлен под задним стеклом.
Расположение на уровне глаз оставляет повторитель стоп-сигнала видимым даже на малом расстоянии, например, в пробке. Цвет — всегда красный.
Противотуманные фонари. Устройство и особенности использования
Туман, сильное запыление, ливень или снегопад значительно ухудшают видимость на дороге и приводят к необходимости снижения скорости движения. Включение дальнего света не помогает. Отражающийся от мелких капель влаги свет создает своего рода пелену, ослепляющую водителя. В итоге видимость становится практически нулевой. Немногим лучше в этих условиях ближний свет.
В такой ситуации выходом из положения может стать использование специальных противотуманных фар. Благодаря особой конструкции противотуманной фары излучаемый ею световой пучок имеет большой угол рассеивания по горизонтали — до 60° и узкий в вертикальной плоскости — около 5°. Противотуманки обычно размещены немного ниже фар ближнего света, но на высоте не менее 25 см относительно дорожного полотна.
В итоге свет противотуманных фар направлен как бы под туман и не вызывает эффекта ослепления отраженным светом.
Цвет передних противотуманных фар обычно белый, хотя допускается использование так называемого отборного желтого, который получается отфильтровыванием из белого света голубой, синей и фиолетовой составляющих. Отборный желтый не дает заметного улучшения видимости, но немного уменьшает нагрузку на глаза.
Хотя в светлое время суток передние противотуманные фары не дают существенного улучшения видимости, но могут играть роль габаритных огней, улучшая различимость автомобиля для встречного транспорта.
Задняя противотуманка, как отмечалось выше, должна светить красным цветом. В ясную ночь ее включать нельзя, так как она может ослепить водителя следующего позади автомобиля.
Источники света
В автомобильных фарах и других осветительных приборах в качестве источника света могут использоваться лампочки четырех типов:
- стандартные лампы накаливания;
- галогеновые;
- ксеноновые;
- светодиодные.

Обычные лампочки накаливания с вольфрамовой нитью отличаются невысокой эффективностью и малым сроком службы, а потому давно уже вышли из употребления в автомобильных светотехнических приборах. Встретить их можно только в старых машинах.
Галогеновые лампы на данный момент являются стандартом и устанавливаются на большинстве серийных автомобилей. Здесь тоже используется вольфрамовая нить, которая нагревается до очень высокой температуры (около 3000°C), благодаря чему световой поток значительно выше, чем у ламп накаливания при том же расходе электроэнергии.
Галогенами называются химические элементы 17-й группы таблицы Менделеева, в частности фтор, бром и йод, пары которых под давлением закачивают в колбу лампы. Колба галогеновой лампочки изготавливается из жаропрочного кварцевого стекла. Наличие буферного газа замедляет испарение атомов вольфрама и продлевает таким образом срок службы лампы. Галогенки работают в среднем около 2000 часов — примерно в три раза дольше обычных лампочек накаливания.
Газоразрядная ксеноновая лампа является следующим шагом на пути повышения эффективности автомобильной светотехники. Ксеноновые лампы существенно ярче и долговечнее галогенок. В заполненной газообразным ксеноном колбе между двумя электродами создается электрическая дуга, которая и служит источником света. Для поджига дуги на третий электрод подается импульс напряжением около 20 kV. Получение высоковольтного напряжения требует специального блока поджига.
Следует иметь в виду, что ксеноновые лампы нельзя устанавливать в противотуманки, так как нарушается фокусировка фары, изменяется геометрия светового пучка и размывается светотеневая граница. В итоге ПТФ не обеспечивает видимость в сложных погодных условиях, зато способна ослепить водителей встречного и попутного транспорта.
Подробнее о ксеноновых лампах и особенностях их использования читайте в специальной статье.
Лампы со светоизлучающими диодами (LED) — это ближайшее будущее автомобильной светотехники.
Одиночные светодиодные лампочки, которые можно установить вместо галогенок, доступны уже сейчас. До недавнего времени LED-лампочки годились в основном для освещения салона, подсветки номера и габаритных огней. Однако теперь появились достаточно мощные светодиодные лампы, которые можно использовать для головного света.
Светодиодные фары, изначально рассчитанные под использование LED, пока еще не стали массовым явлением, но не редкость в автомобилях среднего класса, не говоря уже о дорогих моделях.
LED-лампы имеют ряд преимуществ по сравнению с галогеновыми и ксеноновыми лампочками:
- потребление тока в 2…3 раза меньше;
- срок службы в 15…30 раз выше;
- практически мгновенное включение, что особенно важно для стоп-сигналов;
- незначительный нагрев;
- невосприимчивость к вибрации;
- взаимозаменяемость со многими галогеновыми лампами;
- малые размеры;
- экологичность.

А недостатки светодиодных лампочек — относительная дороговизна, недостаточная для дальнего света мощность и ослепляющий эффект — постепенно уходят в прошлое.
Казалось бы, ничто не может помешать полному и окончательному доминированию LED-лампочек в автомобильной светотехнике в обозримом будущем. Однако уже сейчас имеются опытные разработки с применением лазерных технологий и органических светодиодов (OLED). Что будет дальше? Поживем — увидим.
У этой вещи настоящее имя
Автор:
Джейсон Торчински
Комментарии (267)
Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.
Будучи всю жизнь одержимым задними фонарями, я немного потрясен тем, что не знал, что у этих кусочков арканы задних фонарей есть настоящее имя. Я имею в виду те отражающие панели, сделанные из того же пластика и того же цвета, что и задние фонари автомобиля, которые заполняют заднюю часть кузова между отдельными фонарями, создавая иллюзию одного длинного непрерывного блока задних фонарей.
Часто на панели будет марка или название автомобиля. Эти вещи имеют настоящее имя. Настоящая Немецкое имя .
Читатель по имени Ян написал мне по электронной почте это странное неуловимое слово: heckblende . Это слово буквально означает что-то близкое к «задней крышке», что, я думаю, довольно точно. Часть «обманка» также может означать «отверстие» или «апертура объектива» или множество других подобных вещей, но на самом деле немецкое значение ближе к «задней панели».
Как бы то ни было, чертова обманка — штука довольно специфическая. Автомобиль с полноразмерным задним фонарем, таким как современный Dodge Charger, где светится вся ширина светового блока, и он с самого начала проектировался как полноразмерный задний фонарь, составляет , а не чертова обманка.
Обманка, по-видимому, применима только к пластиковым отражающим панелям, предназначенным для заполнения пространства между двумя задними фонарями, которые изначально были спроектированы как отдельные блоки.
Большинство дизайнов heckblende пытаются воспроизвести цветовые секции оригинальных огней и, как таковые, могут включать в себя, помимо ожидаемых красных, янтарных и, очень редко, белых секций.
Я полагаю, обманку можно подсветить? Я чувствую, что встречал некоторых, которые загораются вместе с задними фонарями, так что, я думаю, это может быть частью этого.
Heckblendes пережили свой расцвет в 1980-х годах, и хотя они казались наиболее популярными на немецких автомобилях, это было глобальное явление. Американские автомобили использовали свою долю хекблэндов, причем Форд был особенно увлеченным пользователем, хотя Крайслер также использовал много на таких автомобилях, как LeBaron.
В Японии тоже была лихорадка чертовой обманки: Хонда, Тойота, Митсубиси и даже милый маленький Дайхатсу — все чертовски обманывали все, что могли.
Есть один странный пример, я не совсем уверен, что назвал бы его чертовой обманкой; у Mitsubishi Colts конца 70-х, продаваемого под маркой Plymouth, были задние фонари с надстройками, похожими на хекблэндо, в которых располагались опухолевидные огни номерного знака:
Это считается? Может быть, нет, потому что нет попытки сделать задние фонари смежными.
Это просто странно.
Heckblendes, кажется, исчезают в автомобильном дизайне; теперь, если дизайнер хочет, чтобы задние фонари выглядели во всю ширину, он обычно может сделать что-то гораздо более органичное и преднамеренное, а в современных автомобильных конструкциях действительно нет областей между фонарями, которые можно было бы так легко заполнить, даже несколько убедительно. , с панелью типа heckblende.
В любом случае, возможно, теперь вы знаете еще одну совершенно бесполезную мелочь, связанную с задними фонарями! Ваш день завершен! Смело уходите пораньше.
Стоп-сигналы и задние фонари Brockton MA
Стоп-сигналы и задние фонари
28 сентября 2016 г. | Автор: streamadmin | Нет комментариев | Категории: Без категорий
Служба расписания
Когда люди говорят об автомобильном освещении, некоторые делают ошибку, используя термины «стоп-сигнал» и «задний фонарь» взаимозаменяемо. Эти термины на самом деле относятся к различным типам заднего освещения, оба из которых важны, но выполняют разные функции.
Знание разницы между ними может быть важным при обсуждении ремонта и повреждений с сервисными службами и страховыми компаниями. Столкновение 24 в Броктоне, Массачусетс, дает простое объяснение ниже.
Стоп-сигналыСтоп-сигналы загораются автоматически при нажатии на педаль тормоза. Понятно, что это имеет решающее значение для безопасных условий вождения, поскольку дает водителям позади вас отчетливое предупреждение о том, что ваша скорость вот-вот изменится. Ехать позади кого-то со сломанными или неисправными стоп-сигналами одновременно неприятно и опасно, потому что длительная задержка между изменением маневрирования и вашим пониманием этого изменения значительно увеличивает вероятность аварии.
Несколько факторов могут повлиять на эффективность стоп-сигнала. Грязные линзы, тусклые лампочки и неисправная проводка — вот лишь несколько причин, по которым другие люди могут не заметить ваше торможение так быстро.
Как и любые другие детали автомобиля, детали стоп-сигналов со временем необходимо будет заменить или отремонтировать.
Регулярные проверки дадут вам достаточно времени, чтобы предвидеть и устранить проблемы со стоп-сигналами, что поможет вам избежать несчастных случаев.
Задние фонари — это красные огни, которые включаются при включении передних фар. Из-за этого они обычно неактивны в течение дня. Они светят менее ярко, чем стоп-сигналы, потому что предназначены для работы только в темных условиях, таких как ночное время или сильный дождь. Эти огни существуют для того, чтобы сигнализировать другим водителям о вашем присутствии на дороге, когда видимость ухудшается.
Подобные проблемы могут повлиять на эти фары, как и на стоп-сигналы. Сломанные нити накаливания лампы и треснутые линзы — распространенные проблемы, требующие обслуживания. Дешево, быстро и легко починить, нет причин игнорировать проблемы с задними фонарями. Collision 24 обеспечит эффективное обслуживание этих и стоп-сигналов, которые обычно повреждаются при наездах сзади.
Центральные стоп-сигналы с высоким креплением Многие водители задаются вопросом, насколько важен третий стоп-сигнал, поскольку два других фонаря уже выполняют ту же функцию.


