7Июн

Как называются мозги в автомобиле: 9 автомобилей, умеющих ездить без водителя | Fresher

Содержание

9 автомобилей, умеющих ездить без водителя | Fresher

Фургончик, добравшийся из Европы до Шанхая, «гугломобили», мотоцикл без мотоциклиста, 9-тонный грузовик, споткнувшийся об обычный куст, и другие флагманы автомобилестроения «Еще немного, и автомобили, вместо того чтобы помогать водителю ориентироваться и безопасно маневрировать, просто выкинут его из-за баранки как самый ненадежный элемент системы. За два последних десятилетия для этого было сделано очень много, последний автономный Lexus от Google, получивший право ездить по дорогам Калифорнии, лишь один из примеров. Как скоро наступит будущее и как будет выглядеть сотрудничество «новых автомобилей» и людей? Обзор того, что напридумывали в этой сфере автомобильные и интернет-компании, университеты и лаборатории, простые частники, поможет представить себе, чего же нам ждать дальше.

Toyota Prius от Google: первый робот-автомобиль в законе

В марте 2012 года в Неваде — первом из американских штатов — вступил в силу закон, разрешающий езду по автомагистралям «автомобилей, которые используют искусственный разум, сенсоры и систему глобального позиционирования, чтобы передвигаться самостоятельно, без активного вмешательства водителя-человека».
Водитель в этом законе называется «оператором» и остается таковым, даже если «физически не присутствует» в автомобиле: пока совсем без человека автомобили Google по дорогам не ездят. Помимо обычных прав «оператор» должен получить специальный документ, удостоверяющий его способность управлять именно роботом, а не просто машиной. Номера, выдаваемые автомобилю без водителя, — с красным фоном и значком бесконечности (когда начнется коммерческое использование машин, фон поменяют на зеленый). В мае 2012 года первая лицензия на автономный автомобиль была выдана «тойоте» от Google. Помимо номеров ее можно узнать по большому круглому лазерному сенсору на крыше — он заменяет глаза водителя. А первые испытания семи таких «тойот» компания провела еще в 2010 году: тогда они проехали больше 220 000 км.

Vislab: за три месяца от Милана до Шанхая

Лаборатория Vislab базируется в Парме и еще с начала 1990-х годов занимается «искусственным зрением» и его использованием в автомобилях, умеющих ездить без водителя. Оборудованный фирмой автомобиль Piaggio Porter (их собирают в Англии) в 2010 году совершил путешествие длиной в три месяца, во время которого доехал без водителя от Милана до Шанхая. Путешествие получило название Intercontinental Challenge. Вагончики были буквально увешаны разнообразным оборудованием: камеры под лобовым стеклом и с боков, три лазерных сканера на переднем бампере, центральный и боковые сканеры плюс гигантская солнечная батарея на крыше — автомобили были полностью «на электрическом ходу». Хитрые итальянцы чуть-чуть упростили свою грандиозную задачу: автомобили разбили на пары — в каждой из них была ведущая машина, где водитель изредка вмешивался в управление, и ведомая, которая ориентировалась по едущей впереди и проделала самостоятельно 100% пути. В августе 2010 года караван побывал в Москве, а к осени добрался до Шанхая.

Робот-грузовик TerraMax, любитель природы

Изобретатели машин-роботов давно уже не разобщены, у них есть точка для сбора — всемирное соревнование DARPA Grand Challenge. Впервые оно состоялось в пустыне Мохаве на территории нескольких южных штатов США в 2004 году. Тогда ни одна из машин-роботов не добралась до финиша 240-километровой трассы. Зато в следующем году пройти всю трассу сумел один из самых ярких и крупных представителей семейства «автономных автомобилей» — грузовик TerraMax, разработанный Oshkosh Corporation, базирующейся в Висконсине, и итальянской Vislab. Делали его явно с военным уклоном — это естественная сфера применения автомобилей без водителя. Главной проблемой на соревнованиях для него стали несколько кустов перекати-поле, оказавшиеся на дороге: гигантский грузовик, обнаружив их своим лазерным глазом, пытался аккуратно объехать каждый из них, и эти маневры продолжались довольно долго. В результате средняя скорость TerraMax оказалась меньше 17 км/ч, и хоть он и финишировал, никаких наград не получил. Вес TerraMax, как будто пришедшего из рассказа Стивена Кинга о взбесившихся грузовиках, — чуть больше 9 т.

Машина-VaMP: один из первых автомобилей-роботов

Vamp был одним из первых автомобилей, которые могли ехать без водителя. В его создании участвовали Мюнхенский университет и Mercedes-Benz, дело было на рубеже 1990-х. Главной проблемой тогда было достаточно быстро создать в «мозгу» автомобиля картинку окружающей действительности. Для ее обозрения было использовано всего-навсего 4 камеры, но, чтобы обработать их изображение, пришлось установить в 500-й «Мерседес» 60 параллельно работающих компьютеров — таковы были тогдашние мощности. О навигации создатели особенно не думали - главным было просто научить автомобиль безопасно ехать. В 1994 году в районе аэропорта Шарль де Голль была устроена презентация: два автомобиля с «водителем на всякий случай» и гостями мероприятия проехали 1000 км по 3-полосной автостраде со скоростью до 130 км/ч. Они продемонстрировали перестроение с полосы на полосу и обгон других автомобилей (робот всякий раз предупреждал о готовящемся маневре и не начинал его, не дождавлись одобрения водителя-человека). Сейчас VaMP выставлен в Deutsches Museum в Мюнхене.

Гибдирный Lexus RX учится ездить в сложных условиях

Бензо-электрический Lexus — самая свежая из моделей, на которых Google проверяет свои технологии. Испытания начались несколько месяцев назад. Определение своего местоположения, «понимание», кто и что находится вокруг — все это в целом пройденный этап. Нынешние задачи — научить автомобиль ездить по снегу, маневрировать в зоне, где ведется строительство, а также быстро и правильно реагировать на разнообразные нестандартные дорожные ситуации. Пока в каждой едущей машине сидят по два оператора, но вскоре Google собирается выпустить на дорогу уже пустой автомобиль. По состоянию на середину августа этого года была зафиксирована всего одна авария с участием машины-робота, причем ее виновником стал человек.

Всеберлинское такси MIG

MIG расшифровывается просто — MadeinGermany. На самом деле это не одна машина, а целая система, разработанная в Открытом университете Берлина (Freie Universität Berlin) и напоминающая маршрутное такси будущего. Презентация состоялась в 2010 году. Контакт с человеком происходит следующим образом. Он звонит автомобилю со своего смартфона, который передает местоположение звонящего. Машина находит оптимальный маршрут к своему будущему седоку и сообщает, скоро ли подъедет. Главная идея изобретателей в том, чтобы одно и то же автоматическое такси смогло по дороге забирать и развозить несколько человек, едущих в одном направлении. Разработчики уверяют, что использование такой технологии в масштабах всего города позволит уменьшить количество машин на улицах впятеро. Предполагается, что у ездока будет опция «выключить автоматику и управлять автомобилем по старинке». Сенсоры создают в электронном мозгу автомобиля трехмерную картинку окружающего — она выглядит примерно так, как у главного героя «Терминатора».

Машины-роботы ULTra в аэропорту Хитроу

Осенью 2011 года аэропорт Хитроу объявил о начале использования автомобилей без водителей для доставки пассажиров с автостоянки к терминалу: в отличие от уже привычных для аэропортов вагончиков мини-метро эти электромобили могут ездить не по рельсам, а просто по асфальту и самостоятельно заезжают на свою мини-парковку. Разработал их Бристольский университет. В 5-м терминале работает 21 такая машинка, каждая может перевозить четырех пассажиров с багажом и разгоняется до 40 км/ч. За равномерным распределением машинок по территории терминала следит центральный компьютер. Для пассажиров эта услуга бесплатная. На стоянке ULTra они должны набрать на сенсорном экране конечный пункт — та или иная стоянка или здание терминала. Двери открываются как в метро, а внутри надо нажать еще две кнопки — Close the door и Go.

Volkswagen с «временным автопилотом»

Volkswagen подошел к проблеме машин-роботов прагматично: создал систему TAP (Temporary Auto Pilot, «Автопилот на час»), которая позволяет автомобилю двигаться без водителя не всегда, но часто — на автостраде автомат контролирует ситуацию на скорости до 130 км/ч. Система является своеобразной надстройкой над существующими адаптивным круиз-контролем, системой мониторинга помех сбоку и т. п. Для ее реализации пришлось добавить с десяток камер и сенсоров. TAP была презентована в 2011 году. Машина самостоятельно сохраняет безопасную дистанцию до впереди идущего транспорта, держится середины своей полосы движения и тормозит перед изгибами шоссе. Человек в этой машине по-прежнему главный — его (осмысленных) действий автомобиль слушается в первую очередь, команд компьютера — во вторую. Система разработана в рамках общеевропейского исследовательского проекта HAVEit (Highly Automated Vehicles for Intelligent Transport).

Почему мотоцикл Ghost Rider не падает

Работа студента из Беркли Энтони Левандовского, который вместе с небольшой группой единомышленников создал мотоцикл, способный ехать и ориентироваться в пространстве без седока. На соревнованиях автономных автомобилей DARPA в США он был главным любимцем публики. Помимо навигационной системы и обычных датчиков его пришлось снабдить еще и системой стабилизации в вертикальной плоскости. Точный маршрут DARPA участникам сообщают незадолго до старта, и он представляет собой просто набор координат, так что подготовить транспортное средство к конкретной трассе, заставить его запомнить все препятствия — невозможно. Ghost Rider налетел на загородку, встретившуюся ему на пути, но сумел выстоять (при потере равновесия из корпуса выдвигается нога, которая не дает мотоциклу упасть, он останавливается и затем может ехать дальше). Сейчас мотоцикл Левандовского — один из экспонатов National American History Museum.

Как называется счетчик километража в автомобиле, пройденного расстояния

В любом автомобиле есть устройство, измеряющее его скорость — спидометр. Но вместе с ним, в панель встроен и другой прибор, главное назначение которого — измерять пройденное автомобилем расстояние. Как называется счетчик километража в машине? Как называется прибор, считающий пройдённое расстояние автомобилем? Почему все его норовят «скрутить»? Как он работает, основные функции.

Как называется счетчик пройденного расстояния на машине и для чего он нужен
Встроенный в панель приборов автомобиля счетчик пройденного километража называется одометр. С греческого языка «одo» переводится как дорога, а «метр» — измерение.

В дословном переводе получается «дорогомер», что вполне отражает главные функции прибора.

Его устройство достаточно простое и основано на считывании количества оборотов колес во время движения. В механических одометрах для этого есть тросик, а в более современных, электронных — специальный датчик.

Шутка, что при езде задним ходом – одометр сбрасывает показания в меньшую сторону – всего лишь шутка, активно используемая в американских комедиях.

Функции прибора одометра

  • Измерение общего пробега автомобиля;
  • Определение километража пройденного отрезка пути.

Благодаря одометру владелец автомобиля может узнать какое количество километров проехало транспортное средство после того, как впервые коснулась асфальта при выходе с конвейера.

Кроме того, устройство считает не только расстояние, пройденное автомобилем за всю его «жизнь», но и километраж какого-либо определенного отрезка.

Для того, чтобы установить точку отсчета, достаточно лишь нажать на нужную кнопку и «обнулить» показания прибора.

Это гораздо удобней, чем высчитывать пройденное расстояние по картам или каким-либо другим способом. и многие водители часто пользуются этой функцией в своем автомобиле.
Разумеется, по щелчку кнопки невозможно обнулить общую информацию о всех пройденных километрах на автомобиле. Эта функция доступна лишь для коротких участков.

Для чего отматывают показания одометра, как это делают

Покупая подержанный автомобиль, люди, прежде всего, интересуются не сколько годом выпуска, сколько его пробегом. Никто не хочет приобрести интенсивно использовавшееся транспортное средство, например, в такси.

Поэтому, некоторые предприимчивые автолюбители отматывают показания одометра в обратную сторону, чтоб продать машину дороже. Иногда показания одометра также «скручивают» на служебной машине, которая использовалась не по назначению.

«Отмотка» показаний происходит при помощи компьютера, в более редких случаях – механическим способом (на старых моделях автомобилей).

Скручивание показаний одометра – настоящий бизнес, который давным-давно успешно функционирует и развивается. Даже на ютубе можно найти много пособий и роликов, объясняющий процесс скрутки для различных одометров.

Очень часто, услугу по отмотке счетчика расстояния у машин — скромно называют — «коррекция пробега». Таким образом, продавцы оберегают себя от правоохранительных органов. Ведь, услуга является незаконной.

Кстати, при покупке довольно старых автомобилей, почти все покупатели понимают, что показания так называемого счетчика километража в машине – были скручены. Разумеется, это учитывается при торгах.

как называется, у новичков, после дтп

Страх вождения может проявляться не только у новичков, но и у водителей со стажем. Здесь играют роль причины. Если в первом случае причиной является отсутствие опыта, то во втором — участие в ДТП. В обоих случаях человеку сложно побороть свой страх и передвигаться за рулем по оживленным улицам и перекресткам. Эта боязнь называется амаксофобией.

Страх вождения автомобиля называется амаксофобия

Определение

Страх перед вождением автомобиля — амаксофобия. Она широко распространена среди людей, у которых очень высок защитный порог перед поездками в транспорте как частном, так и общественном. Проявляется:

  • у участников ДТП;
  • свидетелей ДТП;
  • маленьких детей;
  • начинающих водителей.

Амаксофобия может возникать как самостоятельная фобия или же быть последствием других психологических проблем. Психология выделяет несколько фобий, в результате которых может развиться страх водить машину.

  1. Гипенгиофобия – страх взять на себя ответственность.
  2. Танатофобия – боязнь умереть.
  3. Криминофобия – страх убить кого-то, совершить преступление.
  4. Пирофобия – боязнь возгорания автомобиля.

Причины возникновения страха водить машину

Бытует ошибочное мнение, что страх вождения – это чисто женская фобия. Мужчины точно так же боятся садиться за руль, в этом нет ничего удивительного, когда человек учится водить и не уверен в себе. Проявление амаксофобии может иметь самые разные причины.

  1. Сильный страх вождения автомобиля возникает по вине родственников, сотрудников или друзей. Люди из близкого круга общения рассказывают о всевозможных поломках, заносах на льду и других неприятностях. После многократных повторений у слушателя срабатывает защитный механизм, в результате чего машина становится не средством передвижения, а потенциальной опасностью.
  2. Обучение у некомпетентного инструктора. К каждому человеку нужен свой подход. Неправильное разъяснение правил дорожного движения, а также нерациональная организация процесса обучения делают человека неуверенным в себе и приводят к проблемам с управлением авто. Для многих новичков самой большой сложностью является восприятие на слух того, что говорит инструктор одновременно с ездой за рулем, когда внимание сосредоточено на ситуации на дороге.
  3. Поездка с опытным пассажиром. Водителю дают советы о том, где удобнее сделать поворот, перестроиться и т. д., в итоге происходит дезориентация, начинают трястись руки, учащается дыхание, кружится голова. В таком состоянии очень сложно контролировать себя и окружающую обстановку.

Разновидности страха

Боязнь вождения автомобиля – это всего лишь определение, которое скрывает глубинные проблемы. Специалисты выделяют несколько разновидностей страха, которые провоцируют боязнь автомобилей, проблемы в управлении и могут стать причиной больших неприятностей на дороге в городе и на трассе.

  • боязнь стать участником аварии;
  • переживания по поводу предстоящих трат;
  • страх потерять контроль над собой;
  • в целом боязнь машин.

Страх перед аварийными ситуациями

Амаксофобия может быть спровоцирована страхом собственной или чужой смерти в результате ДТП. Это неплохо, ведь человек понимает, что несет ответственность за жизни людей и собственную, но для некоторых такой страх может стать началом больших проблем с психикой. Природная боязнь подпитывается бурным воображением.

Этот страх может быть спровоцирован смертью близкого человека в результате дорожной аварии. Женщины боятся, что могут сбить на дороге животное.

Стоит научиться хорошо водить, и фобия исчезнет. Порой перебороть ее не могут даже самые опытные водители. Часть людей даже не старается найти метод решения проблемы, поэтому на всю жизнь остается в роли пассажиров.

Страх перед аварией может быть спровоцирован пережитым ДТП

Переживания по поводу потери денег

Страх ездить на машине нередко порождает отсутствие денежных средств. Эксплуатация автомобиля – недешевое удовольствие, ремонт после аварии может стоить целое состояние.

Мозг практичного человека то и дело выдает различные подсчеты и суммы ущерба. Эта же фобия не позволяет некоторым людям сесть за руль чужого авто, в особенности такой страх развит у новичков.

Страх потерять контроль

Страх вождения автомобиля у новичков может быть спровоцирован неуверенностью в своих силах, знаниях и умениях. Очень часто водитель не садится за руль, чтобы не выглядеть глупо, если машина сломается посреди дороги в непогоду. Этот страх легко побороть. Главное понять, что люди не с детства ездят за рулем, а учатся этому.

Каждый из участников дорожного движения когда-то начинал водить и был таким же новичком.

Боязнь автомобиля

Есть категория людей, которые считают машину живым существом, довольно агрессивным и совершенно не управляемым. Такой страх не позволяет расслабиться за рулем и наслаждаться всеми прелестями поездки в автомобиле. Чтобы избавиться от этого страха, нужно поменять свое отношение к вещам, а уж потом садиться за руль.

Важно понять, что транспорт – это механизм, созданный самим человеком и управляемый только им. Понять принципы устройства сможет без проблем любой желающий. Тогда перед поездкой будет возможность осмотреть всю машину и удостовериться, что она полностью исправна.

Как преодолеть свой страх

Как же научиться бороться со своим страхом? На практике боязнь водить машину проще побороть опытному водителю, чем новичку. Существуют различные методики и способы быстро избавиться от своих фобий и наслаждаться вождением. Следует определиться с целью и мотивацией. Задайте сами себе вопрос, зачем это нужно вам. Если посещать автошколу вас подталкивает супруг, родители или знакомые, вы еще не «созрели» и нужно немного подождать. Шансов справиться с фобией значительно больше у человека, который задался конкретной целью. Сегодня многие виды работы предполагают наличие собственного авто. Автомобиль позволяет значительно расширить свои возможности в плане независимости и комфорта передвижения.

Если у новичка появился страх после некоторого перерыва в вождении— это нормально. Бороться со страхом нужно с помощью практики. Чем больше часов человек проведет за рулем, тем увереннее он будет себя ощущать. Если страх возникает во время обучения в автошколе, очень важно выработать правильную последовательность своих действий. Начинать ездить нужно на автодроме. Освоение парковки и заезд в гараж является самым сложным аспектом обучения. После приобретения этих навыков можно переходить на малооживленные трассы, а уже затем в оживленный поток машин.

Если вы не уверены в своем инструкторе, то лучше записаться на курсы экстремальной езды или контраварийного вождения. На таких курсах предусматривается подробный инструктаж по избеганию аварийных ситуаций на дороге. Установите на свой автомобиль предупредительный знак, что вы начинающий водитель. В любой ситуации сохранять спокойствие. Включите аварийные огни и съезжайте на обочину. Успокойтесь, а затем решайте свою проблему.

Часто новичков одолевает страх перед сдачей экзаменов в ГАИ. Это совершенно нормальное чувство для любого человека. Дайте себе установку, что это обычная проверка знаний, и, если вы не справитесь с заданием, ничего страшного не произойдет. Всегда есть возможность сдать заново.

Курсы контраварийного вождения помогут снять неуверенность

Заключительная часть

Страх за рулем может появиться у любого человека, чаще у новичков, и может скрывать под собой множество причин. Побороть свой страх поможет правильный настрой. Если вам сложно ездить на авто, вы попадаете в различные курьезные ситуации, есть смысл научиться воспринимать их с юмором. Это поможет вам расслабиться и взглянуть на свои ошибки с другой стороны.

Пред поездкой всегда проверяйте исправность работы поворотов, заполненность бака, уровень масла, в случае необходимости подкачайте шины. Все эти действия по подготовке авто придадут вам уверенности на дороге и помогут избежать больших проблем.

Правда ли, что мозг задействуется нами только на 10%?

Миф о работе мозга

Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), — это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно — например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы.

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует — значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое — «бьет баклуши»?

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них — это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны — бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.

Как примерно работает мозг

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.

Мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, — очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны — они неактивны. И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так... Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны... Мышление — настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера — не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.

Например, тяжелая болезнь эпилепсия, при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те — на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, — дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример — «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.

Ответила: Вера Башмакова

Функциональных областей мозга и их удивительные возможности


Классическое представление о человеческом мозге - это командный центр вашей нервной системы. Однако исследования показывают, что это намного сложнее, чем просто коммутатор между ушами.

Ваш мозг настолько силен и разнообразен, что сложно назвать все его функции. Нейробиологи попытались разбить различные части мозга, чтобы объяснить его структуру.

Они известны как функциональных областей мозга .

В этой статье мы исследуем эти различные области мозга и их функции.

Как работает мозг?

Структура человеческого мозга - это иерархия, состоящая из примерно 85 миллиардов нейронов. Эти нейроны посылают сигналы через 18–32 триллиона крошечных пространств, называемых синапсами. Каждый синапс может передавать сигнал 0,1–2 раза в секунду. Это соответствует от 18 до 640 триллионов сигналов, которые ваш мозг отправляет и принимает каждую секунду.

Вдобавок ко всему, он хранит часть передаваемой информации в виде памяти.Как система хранения данных долговременный жесткий диск мозга может быть бесконечным. Например, электрические импульсы могут вызывать воспоминания, которые, как предполагалось, были давно забыты. Считается, что мозг может запоминать все от рождения до смерти.

Какая основная часть мозга?

Кора головного мозга - это то, что отличает человеческий мозг от других организмов. Он организован во многих физических масштабах, начиная с уровня отдельных нейронов и заканчивая функциональными системами.

Текущие исследования функциональной визуализации классифицируют структуру мозга на три уровня. Это области, сети и системы.

В основном известно, что мозг состоит из функциональных областей, которые объединены в сети. Однако абсолютный вклад каждой области в поведение еще предстоит должным образом определить.

Новые крупные исследования объединяют данные изображений мозга и поведения. Это позволяет исследователям изучать более широкие данные о моделях сканирования мозга, сравнивая нейронные маркеры и функциональные результаты.

Левое полушарие мозга и правое полушарие

Во-первых, мозг человека делится на левое и правое полушария. Они связаны пучком нервных волокон, называемым мозолистым телом. Две стороны сильно, хотя и не полностью симметричны.

Левое полушарие управляет мышцами правой стороны тела. Затем правое полушарие контролирует левую сторону. Одно полушарие может быть немного доминирующим. Вроде левша или правша.

В чем разница между мышлением левого и правого полушария?

Идея «левого полушария» и «правого полушария» - это качества, не подтвержденные исследованиями.Однако между этими областями есть некоторые важные различия. Левое полушарие содержит области, участвующие в речи и языке (область Брока и область Вернике). Он также выполняет математические вычисления и поиск фактов. Это считается логической или академической стороной мозга.

Правое полушарие мозга играет роль в визуальных, слуховых и пространственных навыках. Обычно считается, что они приравниваются к художественным способностям, которые считаются более инстинктивными или творческими по своей природе. Однако в этих функциях задействованы оба полушария.

Сканирование изображений показывает, что люди используют разные пропорции своего мозга. Когда вы используете свой мозг, вы задействуете и левую, и правую функциональные области.

Функциональные области коры головного мозга

Различные области коры головного мозга контролируют разные функции.

Самый большой участок мозга человека - это головной мозг. Он также известен как кора головного мозга и контролирует многие мысли и процессы, которые мы приравниваем к человеческому разуму. Он больше всего отличает нас от других существ.

1) Зрительная кора

Первичная зрительная кора головного мозга находится в задней части мозга человека. Это называется затылочной долей и находится в левом и правом полушариях.

Он объединяет и обрабатывает визуальные данные, передаваемые сетчаткой.

Он разделен на пять различных областей (от V1 до V6) в зависимости от функций и структуры.

V1 реагирует на определенные типы визуальных сигналов, такие как ориентация краев и линий.

V2 получает и обрабатывает данные от V1. Клетки в этой области реагируют на цвет, пространственную частоту, умеренно сложные паттерны и ориентацию. V2 отправляет соединения обратной связи к V1 и имеет прямые соединения с V3-V5.

V3 находится непосредственно перед V2. Некоторые исследователи считают, что эта территория подразделяется на две или три части. Дорсальный V3 получает входные данные от V2 и из первичной зрительной области и проецируется на заднюю теменную кору. Ventral V3 (VP) имеет связи с первичной зрительной областью и более сильные связи с нижней височной корой.

V4 - менее изученная область, связанная с избирательным вниманием. Как и V2, V4 настроен на ориентацию, пространственную частоту и цвет. В отличие от V2, в V4 настраиваются определенные детали сложности, например простые формы.

V5 , как считается, играет важную роль в восприятии движения, интеграции локальных сигналов движения в глобальное восприятие и управлении некоторыми движениями глаз.

V6 , по-видимому, реагирует на зрительные стимулы, связанные с самодвижением [ и широкопольной стимуляцией

2) Площадь ассоциации

Часть височной доли коры головного мозга. Он получает данные из нескольких областей; Области ассоциаций интегрируют поступающую сенсорную информацию, а также образуют связи между сенсорной и моторной областями.

3) Область двигательной функции

Находится в задней части лобной коры (верхняя часть головы). Моторная кора посылает мышечные сигналы по спинному мозгу. Левая моторная кора контролирует правую сторону тела, а правая моторная кора контролирует левую сторону тела.

Он подразделяется на:

  • Премоторная кора - выбирает группу мышц, необходимую для действия. Например, чтобы ударить по футбольному мячу, нужно задействовать группу мышц правой ноги.
  • Первичная моторная кора - посылает сигналы мотонейронам спинного мозга для стимуляции намеченных мышц.
  • Дополнительная моторная кора - контролирует движения, требующие двух групп мышц. Например. Поднимите коробку двумя руками.

Однако некоторые из других моторных областей головного мозга также играют роль в определенных моторных функциях

4) Площадь Брока

Область мозга Брока и Вернике. Источник

Расположен в лобной доле и имеет решающее значение для воспроизведения речи. В левом полушарии он больше, чем в правом.Эта разница в размерах коррелирует с преобладанием языка.

5) Слуховая зона

Основная слуховая зона. Источник

Слуховая кора принимает сигналы от ушей через нижние части слуховой системы. Затем он передает сигналы обратно в эти области и другие части коры головного мозга.

Он был разделен на первичную (A1) и вторичную (A2), а также на дополнительные зоны ассоциации.

Новейшие отделы слуховой коры:

  • ядро ​​(включая А1),
  • ремень
  • парапояс.

Ремень - это область, непосредственно окружающая сердечник. Парапояс прилегает к боковой стороне ремня

6) Эмоциональная зона

Эмоциональная кора головного мозга связывает головной мозг с лимбической системой. Источник

Эмоциональная кора находится в центральной нижней части головного мозга. Сингулярная извилина - это часть головного мозга, которая расположена ближе всего к лимбической системе , чуть выше мозолистого тела. Он взаимодействует с лимбической системой и работает, когда подкорковые структуры встречаются с корой головного мозга.Структуры лимбической системы участвуют в мотивации, эмоциях, обучении.

Почему вы никогда не можете вспомнить имена людей: мозг изо всех сил пытается сохранить случайную информацию - особенно если нас не интересует человек

Большинство из нас сталкивались с тем, что нас знакомили кому-то новому только чтобы забыть свое имя в считанные секунды.

Но почему часто легко запомнить лицо человека, но так трудно вспомнить, как его зовут?

В новом видео объясняется, что это явление связано с тем, как наш мозг обрабатывает произвольные данные, и почему отсутствие интереса к человеку может помешать нам сохранить эту информацию.

Прокрутите вниз для просмотра видео

Митчелл Моффит и Грег Браун из AsapScience из Торонто объяснили, что так называемый «эффект следующего в очереди» может повлиять на нашу способность запоминать имена. Вместо того, чтобы смотреть и слушать другого человека, мозг начинает сосредотачиваться на своей рутине - что они скажут и как они это скажут - поэтому они отвлекаются

Видео под названием «Почему вы забыли их имя? ' был произведен Митчеллом Моффитом и Грегом Брауном с YouTube-канала AsapScience.

Пара объяснила, что наш мозг запрограммирован на распознавание деталей лица, а сканирование ранее показало, что определенные клетки мозга срабатывают в ответ на видение лица.

Университет Торонто, например, обнаружил, что при поиске лиц в толпе лобная кора посылает сигналы в заднюю зрительную кору, чтобы улучшить то, на что смотрит человек.

Но поскольку имена случайны и не содержат конкретной информации, мозг изо всех сил пытается их удержать.

И если мозг не может установить связи между множеством фрагментов информации, особенно вещей, которые уже знакомы человеку, он, скорее всего, забудет это.

В видео продолжалось, что при первой встрече с людьми многие из нас сосредотачиваются на представлении себя, и это известно как эффект «следующего в очереди».

Вместо того, чтобы смотреть и слушать другого человека, мозг начинает сосредотачиваться на своей рутине - на том, что они скажут и как они это скажут.

10 БЕЗОПАСНЫХ СПОСОБОВ ПОМОЩИ ПОМНИТЬ ИМЯ

Великий магистр памяти и основатель приложения Memrise Эд Кук сказал MailOnline, что существует 10 советов, которые помогут человеку запомнить имена.

Произносите имя вслух и часто: Имена существуют для произнесения вслух. Активно используя имя человека, вы не только практикуете его, но и приучаете свой разум к мысли, что этот человек вам интересен в социальном плане, и это еще больше улучшит вашу память о нем.

Произнесите это по буквам: Имя легко не расслышать, и многие имена похожи, например Кэти, Кэтрин, Кейт, Кэт, Кейтлин, Кэти, Карен. Спросите человека, как пишется его имя. Это дает вам время подумать над названием и помогает его запомнить.

Если имя вам незнакомо, спросите, что оно означает: имена из частей света, с которыми вы не знакомы, могут сбивать с толку. Если спросить, что это означает, это действительно может помочь добавить больше цвета к звуку.

Обратите внимание на лицо: первая причина, по которой мы что-то забываем, - это то, что мы не обращаем внимания.

Хитрость здесь в том, чтобы побудить ваши глаза делать Z-образное движение по лицу человека, охватывая оба глаза, его нос и два уголка рта.

Найдите отличительную особенность и обратите на нее внимание - это будет ориентир, по которому вы узнаете человека в следующий раз.

Обнаружено приложение Grand Master of Memory и Memrise Эд Кук сказал MailOnline, что есть 10 советов, которым человек может следовать, чтобы легче запоминать имена.К ним относятся частое повторение имени вслух, использование визуальных ассоциаций или соединение человека со знаменитостью с таким же именем

Использование визуальных ассоциаций: узнавание чьего-либо имени или лица - это большая часть работы по запоминанию того, кто они, но, конечно, вы нужно связать эти два понятия в своем уме.

Если у Франчески забавный нос, скажите себе: «Франческа, девушка с забавным носом».

Свяжите человека со знаменитостью с таким же именем: попробуйте связать людей, у которых есть такие имена, со знаменитостями, которые их разделяют.Связывание человека по имени Джордж с Джорджем Клуни автоматически сделает его имя более узнаваемым и запоминающимся.

Узнайте больше о человеке: когда вы впервые встречаетесь с человеком, вы ничего о нем не знаете, поэтому может быть сложно найти достаточно идей, связанных с его именем и лицом, чтобы эти ассоциации закрепились. Так что узнайте больше о человеке.

Узнав эти дополнительные подробности, человек начнет занимать больше места в вашей голове.

Свяжите имя с забавным изображением: Еще один действенный метод связать имена с людьми - рассматривать их как небольшие предложения.

Если кого-то зовут Терренс Маки, представьте, что он выгуливает терьера, поедающего Биг Мак. Если кого-то зовут Джеймс Худ, представьте его с Джемом в капюшоне.

Проверьте себя: после того, как вы выучили имя, лучший способ укрепить эту память - убедиться, что вы активно вспоминаете его, просматривая и запоминая его. Вспомните человека, с которым вас познакомили десять минут назад, и активно вспомните его имя.

Не бойтесь ошибиться в названии: неважно, если вы ошиблись в названии, люди польщены вашим интересом, поэтому рискуйте и практикуйте активное вспоминание.

Пара объяснила, что наш мозг запрограммирован на распознавание деталей лица, а сканирование ранее показало, что определенные клетки мозга срабатывают в ответ на вид лица (на фото). Но поскольку имена произвольны и не содержат конкретной информации, мозг изо всех сил пытается сохранить их или использовать

В результате мы не созданы для того, чтобы воспринимать новую информацию и одновременно передавать ее.

В эксперименте Техасского христианского университета исследователи попросили людей в группе по очереди представиться.

Затем они проверили их, чтобы выяснить, какую информацию они запомнили.

Участник запомнил всех остальных участников группы, за исключением человека, который говорил перед ними.

В качестве альтернативы, если человека не интересует, с кем он разговаривает, он с меньшей вероятностью сохранит свое имя, потому что оно мало для него полезно

Для этих людей участники не смогли вспомнить никакой или небольшой информации .

Кроме того, мозг имеет как краткосрочную, так и долговременную память, а кратковременную память часто называют «рабочей памятью».

Это может содержать только определенное количество информации, и если мозг не фокусируется или не повторяет ее, информация исчезает.

Важность повторения в памяти - одна из основных особенностей обучающих приложений, таких как Memrise.

Это приложение обнаружило, что чем чаще человек вспоминает какое-то воспоминание, например, немецкое слово, обозначающее предмет или дату события, тем сильнее оно становится и тем легче его вспоминать в будущем.

Memrise предлагает пользователям регулярно возвращаться к предыдущим воспоминаниям, чтобы «расширить» свои знания.

В качестве альтернативы, если человека не интересуют люди, с которыми он разговаривает, или он знает, что больше не встретится с ними, он с меньшей вероятностью сохранит информацию, потому что от нее мало пользы.

«В результате люди, которым нравится заводить новые отношения, настроены и сфокусированы и почти не чувствуют, что их память используется или проверяется», - поясняется в видео.

Это заметил Ричард Харрис из Университета штата Канзас, профессор психологии.

Он обнаружил, что не обязательно способность мозга определять, насколько хорошо человек запоминает имена, а, скорее, уровень их интереса.

«Некоторые люди, возможно, более социально сознательные, просто больше заинтересованы в людях, больше заинтересованы в отношениях», - сказал профессор Харрис. «У них будет больше мотивации запомнить чье-то имя».

Это касается людей, занимающихся политикой или преподаванием, где знание имен полезно.

Но то, что кто-то не может вспомнить имена, не означает, что у него плохая память.

«Почти у всех на что-то очень хорошая память», - добавил профессор Харрис.

Чем больше вы проявляете интереса к теме, тем больше вероятность, что она запечатлится в вашем мозгу. Если вам нравится эта тема, то не будет казаться, что вы используете свою память.

Левое полушарие и правое полушарие: характеристики, функции и мифы

Два полушария или стороны мозга - левое и правое - выполняют несколько разные функции. Но может ли одна сторона быть доминирующей и влияет ли это на личность?

Некоторые люди считают, что у человека либо левое, либо правое полушарие, и это определяет способ их мышления и поведения.

В этой статье мы исследуем истину и заблуждение, стоящие за этим утверждением. Читайте дальше, чтобы узнать больше о функциях и характеристиках левого и правого полушария.

Мозг - сложный и трудолюбивый орган. Он состоит из 100 миллиардов нейронов или клеток мозга, но весит всего 3 фунта.

Это энергоемкий орган, составляющий около 2 процентов веса человека, но использующий огромные 20 процентов энергии тела.

Левая и правая части головного мозга связаны множеством нервных волокон.В здоровом мозге две стороны взаимодействуют друг с другом.

Однако обе стороны не обязательно должны общаться. Если у человека есть травма, которая разделяет два полушария мозга, он все еще может функционировать относительно нормально.

Согласно убеждению, что левое и правое полушарие полушарие, у каждого человека одна часть мозга является доминирующей и определяет его личность, мысли и поведение.

Поскольку люди могут быть левшами или правшами, идея о том, что у людей может быть левое и правое полушарие, заманчива.

Люди с левым полушарием считаются более:

  • аналитические
  • логические
  • ориентированные на детали и факты
  • числовые
  • вероятно думают словами

Люди с правым полушарием считаются более:

  • творческий
  • свободомыслие
  • способен видеть общую картину
  • интуитивно
  • скорее визуализировать, чем думать словами

Недавние исследования показывают, что левое полушарие мозга vs. теория правого полушария неверна.

В исследовании, проведенном в 2013 году, были изучены трехмерные изображения мозга более 1000 человек. Они измерили активность левого и правого полушарий с помощью сканера МРТ.

Их результаты показывают, что человек использует оба полушария своего мозга и что, похоже, нет доминирующей стороны.

Однако активность мозга человека различается в зависимости от того, какую задачу он выполняет.

Например, в исследовании PLoS Biology говорится, что языковые центры мозга находятся в левом полушарии, а правое полушарие специализируется на эмоциях и невербальном общении.

Вклад в это исследование «латерализации мозга» принес Роджеру В. Сперри Нобелевскую премию в 1960 году. Однако популярное культурное преувеличение этих результатов привело к формированию убеждений в отношении левополушарных и правополушарных личностей.

Хотя люди не попадают точно в категории левополушарных или правополушарных, есть некоторые различия в том, что делают левое и правое полушария.

Различия в функциях левого и правого полушария мозга существуют в:

Эмоции

Это область правого полушария мозга как у людей, так и у нечеловеческих приматов.Эмоции у других выражаются и распознаются правым полушарием.

Язык

Левое полушарие более активно в производстве речи, чем правое. У большинства людей две основные языковые области, известные как область Брока и область Вернике, находятся в левом полушарии.

Язык жестов

Визуальные языки также являются областью левого полушария. Глухие люди проявляют речевую мозговую активность при просмотре языка жестов.

Руки

Левши и правши используют левое и правое полушарие по-разному. Например, левша использует свое правое полушарие для ручных задач и наоборот.

Ручка встроена, и ее можно обнаружить даже в утробе матери. Некоторые младенцы предпочитают сосать большой палец левой или правой руки уже с 15 недель.

Внимание

Два полушария мозга также различаются по тому, на что они обращают внимание.

Левое полушарие мозга больше связано с вниманием к внутреннему миру. Правая сторона больше заинтересована во внешнем мире.

Недавние исследования изображений головного мозга не показали различий между мужчинами и женщинами с точки зрения латерализации мозга.

Сторона мозга, используемая в каждом виде деятельности, у каждого человека не одинакова. Сторона мозга, которая используется для определенных действий, может зависеть от того, левша или правша человек.

Исследование 2014 года отмечает, что до 99 процентов правшей имеют языковые центры в левой части мозга. Но то же самое делают около 70 процентов левшей.

Доминирование в полушарии варьируется от человека к человеку и в зависимости от вида деятельности. Чтобы полностью понять все факторы, влияющие на это, науке необходимы дополнительные исследования.

Теория о том, что человек имеет левое или правое полушарие, не подтверждается научными исследованиями.

Некоторые люди могут обнаружить, что теория соответствует их способностям.Однако им не следует полагаться на это как на научно точный способ понимания работы мозга.

Убеждение, что левое полушарие полушарие против правого, могло существовать так долго, потому что в действительности мозговая активность не является симметричной и действительно различается от человека к человеку.

Я и мой мозг | LearnEnglish Teens

Перейти к навигации

  • Войти
  • Зарегистрироваться
  • Информационный бюллетень

Английский العربية

  • LearnEnglish
  • LearnEnglish Kids
  • Обучение Английский
  • Мой уровень английского
  • Домашняя страница
  • Курсы
  • Навыки
    • Разговорная речь
    • Аудирование
    • Чтение
    • Письмо
  • Грамматика
    • Грамматика для начинающих
    • 122 Словарь
    • Средний
    • словарный запас Средний словарный запас
    • Экзамены
      • Экзамены по чтению
      • Письменные экзамены
      • Экзамены по аудированию
      • Устные экзамены
      • Экзамены по грамматике и лексике
      • Советы по обучению на экзаменах
    • Великобритания сейчас
      • 9012 Литература Великобритании 9012 9012 Великобритания Великобритания
      • Science UK
    • Перерыв на учебу
      • Видео зона
      • YouTube
      • Игры
      • Подписи к фотографиям
      • Что это?
      • Градуированное чтение
      • Градуированное слушание
    • Журнал
      • Книги
      • Развлечения
      • Мода
      • Жизнь во всем мире
      • Музыка
      • Наука и технологии
      • Спорт
    • Форма поиска

      Поиск

      Меню раздела

      • Дом
      • Курсы
      • Навыки
        • Говорение
          • Начинающий A1 говорит
          • Элементарный уровень A2, говорящий
          • Средний уровень B1 разговорный
          • Выше среднего B2 разговорный
        • Прослушивание
          • Начинающий A1 слушает
          • Элементарное обучение A2
          • Средний уровень B1 прослушивание
          • Выше среднего B2 слушает
          • Продвинутый уровень прослушивания C1
        • Чтение
          • Чтение для начинающих A1
          • Элементарное чтение A2
          • Среднее значение B1
          • Показание выше среднего B2
          • Расширенное чтение C1
        • Письмо
          • Начинающий Письмо A1
          • Элементарное письмо A2
          • Промежуточное письмо B1
          • Письмо B2 выше среднего уровня
          • Продвинутый уровень письма C1
      • Грамматика
        • Грамматика для начинающих
        • Промежуточная грамматика
      • Словарь
        • Начальный словарь
        • Продвинутый словарь
      • Экзамены
        • Экзамены по чтению
        • Письменные экзамены
        • Аудиторские экзамены
        • Устные экзамены
        • Грамматические и лексические экзамены
        • Советы по подготовке к экзамену
      • Сейчас в Великобритании
        • Читать в Великобритании
        • Видео UK
        • Литература Великобритании
        • Пленка UK
        • Science UK
      • Перерыв на учебу
        • Видеозона
        • Ютуберы
        • Игры
        • Подписи к фотографиям
        • Что это?
        • Оценка чтения
        • Градуированное прослушивание
      • Журнал
        • Книги
        • Развлечения
        • Мода
        • Жизнь во всем мире
        • Музыка
        • Наука и технологии
        • Спорт
      • Войти
      • Зарегистрироваться
      • Информационный бюллетень
      • LearnEnglish
      • LearnEnglish Kids
      • Teaching Английский язык
      • Мой уровень английского
      .