16Мар

Качество дизельного топлива на заправках: Как проверить качество дизельного топлива

​Эксперты проверили дизельное топливо и получили шокирующие результаты.

ПРОГРАМА “ЯКІСТЬ ПІД КОНТРОЛЕМ”

ИССЛЕДОВАНИЯ

СМИ О НАС

‹›

​Эксперты проверили дизельное топливо и получили шокирующие результаты.

Чехарда с госрегулированием цен на топливо, и в целом отсутствие контроля над качеством нефтепродуктов, привели к значительному ухудшению ситуации на рынке. Одним из доказательств этого тезиса стали исследования бензинов А-95 и А-92, проведенных недавно специалистами Института потребительских экспертиз. Согласно им, «бодяга» стала массово появляться даже в больших всеукраинских сетях, позиционирующих себя как «дискаунтеры». А как обстоят дела с дизельным топливом? Ранее нарушения в этом сегменте были крайне редки, солярка была заводская и откровенно поддельного дизеля эксперты на заправках не находили. В Институте потребительских экспертиз приобрели самые дорогие и самые дешевые образцы «тяжёлого» топлива на украинских АЗС, и отправили их на исследование в лабораторию.

Отборы происходили по территории всей страны, в исследовании были отобраны образцы «евродизеля» 13 сетей – ОККО, WOG, SHELL, KLO, Prime, ANP, Avantage 7, БРСМ-нафта, МОТТО, Sun Oil, MARSHALL, MANGO и БРЕНТ Ойл.

В лаборатории все образцы прошли проверку по 5 параметрам: цетановый индекс, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, содержание серы и плотность. Все вышеперечисленные показатели должны быть в рамках допусков ДСТУ, иначе оно может нанести вред и автомобилю, и экологии – фактически воздуху, которым мы в итоге дышим. И от того, что обнаружилось в ряде образцов, у экспертов волосы поднимались дыбом…

По аналогии с исследованиями бензина, эксперты разделили результаты, полученные в лаборатории на зоны – зеленую, синюю и красную. В первую попали сети, результаты которых соответствовали всем нормативам и имели «запас прочности» по качеству, синюю – АЗС, топливо которых не имело нарушений по требованиям профильного ДСТУ, и красную – сети, топливо в которых оказалось не кондиционным, то есть имело отклонения в качественных показателях.

Зеленая зона.

Из 13-ти участников в эту зону попали 4 образца — ОККО, WOG, KLO, и Prime. Первым делом специалисты подсчитали цетановый индекс испытуемых. Цетановый индекс – это цетановое число топлива до применения цетаноповышающих присадок. Общий принцип – чем больше, тем лучше, поскольку параметр прямо влияет на расход топлива в сторону уменьшения и дымность. У троих испытуемых результаты перевалили за отметку 54 единицы – ОККО (54,3), WOG (54,2) и Prime (54,1) и это очень солидный запас. Далее разобрались с фракционным составом, который имеет важное значение для работы двигателя. При увеличении содержания легких фракций в дизельном топливе повышается критическое давление воспламенения рабочей смеси, появляются стуки в цилиндрах и разжижается картерное масло. Слишком тяжелые фракции сгорают неполно и увеличивают отложение нагара в камере сгорания. Для автомобильных дизелей наиболее удовлетворительным является топливо, состоящее из фракций, выкипающих при температурах 200-360⁰ С.

Чем уже интервал температур, в котором выкипает топливо, тем лучше процесс его сгорания в двигателе. По этому показателю у лидеров не оказалось никаких проблем, значения приблизительно одинаковые. Самые узкие интервалы — у «дизеля» KLO и WOG.

Ещё один значимый показатель – температура вспышки дизельного топлива. Этот показатель может показать, не попадали ли в «солярку» посторонние компоненты. Лучший результат, 65 градусов при нормативе не ниже 55, у топлива от WOG, практически такие же цифры и у коллег из ОККО и KLO – по 64 единицы.

Наконец, главный показатель дизтоплива – содержание серы. Сера убийственна для нейтрализаторов и сажевых фильтров, извлечение ее из топлива довольно трудный и дорогой процесс. Для примера, если будет 1000 мг/кг (еще десять лет назад это было нормой) он может перестать эффективно работать после десяти – пятнадцати заправок. По украинским стандартам (аналогичным Евро 5), содержания серы в топливе допускается не более 10 мг/кг. У лидеров вредная сера практически отсутствовала — ОККО (3,1мг/кг), WOG (3,2 мг/кг), KLO и Prime (по 3,9 мг/кг).

Синяя зона.

СетиАЗС Avantage 7, SHELL, ANP, Sun Oil и MANGO попаливсинююзону. Дизельное топливо, реализуемое здесь, отвечало всем требованиям ДСТУ, но без «запаса». Учитывая, что четыре из пяти сетей позиционируют себя как дискаунтеры, то есть имеют более низкую цену на стеллах, это приличный результат.

Красная зона.

В число аутсайдеров попали целых четыре образца, которые были приобретены в сетях БРСМ-нафта, МОТТО, MARSHALL и БРЕНТ Ойл. В основном, проблемы были сосредоточены в содержании серы. И если у MARSHALL это незначительное превышение на 3 единицы (13 мг/кг), то уже у БРСМ-нафта – более чем семикратное превышение (76,7)! Ну а далее – запредельные цифры, которых эксперты, по их словам, не видели уже лет десять. В образце БРЕНТ Ойл – более чем двадцатикратное превышение (208 мг/кг)! Для современного дизельного двигателя системное попадание такого топлива в систему может стать фатальным очень быстро. Но всё меркнет по сравнению с абсолютным «рекордсменом» – в образце МОТТО в лаборатории обнаружили содержание серы в 647 мг/кг! Такая концентрация неизбежно приведёт к скоропалительной кончине двигателя, не говоря уже о выхлопе, из-за которого оксид будет вброшен на улицы городов. Также у «рекордсменов» БРЕНТ Ойл и МОТТО обнаружено и нарушение в параметре вспышки — загорание происходит в 38 и 51 градусов Цельсия соответственно. Напомним, что это говорит о том, что в топливе есть посторонние компоненты. Кроме того, топливо этих продавцов огнеопасное. Поскольку чем ниже температура от норматива, тем выше вероятность его взрыва при ДТП или другой чрезвычайной ситуации.

Итоги

Итоги исследования оказались очень полярными и удручающими. Даже в сегменте дизельного топлива, которое, как считалось, технологически довольно сложно и экономически не выгодно фальсифицировать, обнаружено без малого треть «не кондиции». Тревожный знак, особенно если учитывать тяжесть нарушений.

С другой стороны, специалисты констатировали, что качество заводского топлива у ответственных сетей АЗС неуклонно растёт.

Дмитрий Гордиенко

Исследования по ДСТУ 7688:2015 к топливу дизельному марки Фракционный состав, % (норматив – испаряемость не более 65 и не меньше 85 соотвеств.) Цетановый индекс (норматив – не менее 46 ед.) Плотность при t 15 С, кг/м3 (норматив 820-845) Температура вспышки в закрытом тигле, С (норматив – не ниже 55, С) Содержание серы, мг\кг (норматив – не более 10 мг/кг)
WOG 38 92 54,2 829,5 65 3,2
ОККО 38 91 54,3 831,5 64 3,1
КЛО 43 94 52,4 829,5 64 3,9
PRIME 44 95 54,1 830,7 62 3,9
SHELL 45 91 54,1 829,6
60
5,4
SUN OIL 41 93 54,2 828,2 67 4,9
ANP 43 92 53,5 835,6 61 5,6
БРСМ – Нафта 43 93 49,7 836 59 76,7
AVANTAGE 44 91 53,6 832,9 60 5,5
MARSHALL 36 91 50,3 841,9 60 13
БРЕНТ ОЙЛ 53 91 48,1 831,1 38 208
MOTTO 51 88 46,5 833,5 51 647
MANGO 46
90
53,8 826,8 59 6,5

азс брсм-нафта

Views: 3831

«За лет десять качество топлива улучшилось»: как в Татарстане проходит месячник по проверке бензина 02.

11.2022

Общество 16:43 | 2 ноября 2022

8

Фото: KazanFirst

Автор материала: Анастасия Марухина

На сегодняшний день взято почти 200 проб, впереди еще порядка 140. Нарушения выявлены на трех заправках, однако заносить их в черный список Управление рационального использования ТЭР пока не спешит. 

Машин на заправке немного, чего не скажешь о людях. Возле одной из колонок собралась целая толпа — это журналистов знакомят с процессом отбора проб топлива. Ежегодно в республике проходит месячник по проверке качества моторного топлива. Мероприятие проводит Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов Татарстана. Работают четыре бригады, которые выезжают на заправки в ближайшие к Казани районы, а также в Закамье и в окрестности Альметьевска. Приезжают они на республиканские АЗС внезапно. Берут пробы самого ходового топлива — дизеля и АИ-92.

— По плану за месяц Управление рационального использования ТЭР РТ должно собрать порядка 350-360 проб на 180 АЗС. Всего в республике порядка 730 станций, которые занимаются реализацией жидкого топлива. У нас создано 4 бригады на автомобилях, которые разъезжаются по всей республике. В основном стараемся охватить мелкий бизнес, потому что такие компании, как ТАИФ, «Татнефть», «Лукойл», имеют свою лабораторию, поэтому они следят за качеством своего топлива. А вот у мелких АЗС, естественно, своих лабораторий нет, — пояснил заместитель начальника ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ» Шамиль Гумеров

Сначала топливо наливают в чистую канистру объемом в 3 литра из рандомной колонки, затем переливают в одинаковые трехлитровые бутылки, каждую из которых пломбируют и помечают биркой с информацией о виде топлива, дате, времени и месте отбора. Одну из бутылок отправляют в лабораторию, другую оставляют сотрудникам заправки, а третья — это так называемая арбитражная проба. Ее хранят более месяца. Это необходимо на случай, если в ходе проверки в пробе выявят несоответствие.

— Информацию о несоответствии топлива мы направляем владельцу автозаправочной станции. Если он согласен, что топливо действительно некачественное, то мы даем ему рекомендации и время исправить. При повторном нарушении владельца ждет штраф. Если же он не согласен с протоколом, арбитражную пробу он вправе направить на повторную экспертизу в независимую лабораторию. Если повторная проверка подтвердит, что топливо некачественное, тогда материалы направляются в контрольно-надзорные органы, — поясняет спикер.

После отбора проб их везут в лабораторию, которую выбирают в результате тендера. Здесь топливо проверяют на соответствие 16 разных показателей — на содержание серы, бензола, определяется предельная температура фильтруемости и других показателей, прописанных в регламентах Таможенного союза и национальном стандарте. Если хотя бы один из этих показателей не соответствует требованиям ГОСТа, то считается, что такой бензин не соответствует стандартам. 

— Мы проверяем фракционный состав, плотность горючего, массовую долю серы, которая не должна превышать 10 мг/кг, температуру вспышки. К примеру, по дизельному в анализ входит плотность, кинематическая вязкость, фракционный состав, содержание серы и предельная температура фильтруемости. По времени анализ одной пробы дизеля и бензина занимает порядка шести часов, но мы их делаем параллельно, — рассказывает сотрудник лаборатории Алия

Гумеров добавил, что с приходом холодов АЗС переходят на реализацию межсезонного дизельного топлива. Предельная температура фильтруемости для него составляет минус 15 градусов Цельсия, для зимнего — минус 32 градуса. А это значит, что проверять их надо иначе. 

Мы поинтересовались у эксперта, может ли автовладелец самостоятельно распознать плохой бензин. Как оказалось, не может. Это по силам лишь лаборатории. С начала месячника на 99 АЗС было отобрано: 120 — бензина и 76 — дизельного топлива. 114 из них уже прошли проверку в лаборатории. Нарушения, по словам эксперта, были выявлены в трех. 

— Если хотя бы один показатель, а их 16, не соответствует требованию ГОСТа, то уже считается топливо плохим, — подчеркнул Гумеров. 

К слову, месячник по проверке качества моторного топлива на автозаправочных станциях и нефтебазах в Татарстане проходит с 2005 года. Тогда нарушения выявлялись в 20-30% проб. В 2008 году в результате принятых мер этот показатель уменьшился и достиг 3-4%. Сегодня эта цифра сохраняется. Шамиль Гумеров пояснил, что такая тенденция связана с увеличением доли прямых поставок на АЗС с нефтеперерабатывающего завода.  

— За последние лет десять качество топлива улучшилось. К крупным сетям, как «ТАИФ-НК» и «Татнефть», никаких претензий нет. В год мы отбираем по 2 тысячи проб и жалоб не выявляем, а значит, качеству топлива можно доверять, — добавил замначальника Управления.

Наиболее частым нарушением является превышение содержания серы. Сегодня нормой считается топливо с серой V класса, то есть регламенту вещество должно составлять 10 миллиграмм на 1 килограмм топлива.

— Превышение серы происходит из-за плохой очистки, но и смешивания я тоже не исключаю. Берут более качественное и менее качественное топливо и смешивают, чтобы было подешевле. Когда же содержание серы составляет порядка тысячи миллиграмм, это говорит о том, что дизельное топливо было смешано или печным, или судовым, а это уже обман потребителя. Прежде всего это влияет на воздух, которым мы с вами все дышим, — заметил спикер. 

Гумеров предупредил, что в долгосрочной перспективе для машин смешанное топливо грозит коррозией. В основном подобный суррогат эксперты выявляют на АЗС на трассе, где заправляются большегрузы, а также на маленьких заправках в районах или небольших городах.

Ежегодный месячник — не единственное время, когда Управление неожиданно появляется на АЗС с проверкой. Они едут в течение всего года — это около 1 470 проб. Выезжает ведомство и по жалобам татарстанцев. В этом году таких поступило семь. На каждую подобную жалобу специалисты Управления рационального использования ТЭР реагируют выездной проверкой. Если факт подтверждается, материалы проверки направляют в прокуратуру.

— Жалобы от потребителей получаем со всей республики. Семь мы получили в этом году, но никакая из них не подтвердилась. Они в целом редко подтверждаются. Например, в прошлом году было 15 жалоб, а реальное нарушение мы нашли только одно. Составили акт. Люди не хотят разбираться на месте. Почему бы не спросить заправщика? — сетует Шамиль Гумеров. 

Нередко автолюбители жалуются не только на качество топлива, но и на недолив топлива на АЗС. Однако, по словам начальника Управления, таких жалоб к ним в ведомство не поступало очень давно. 

Новости СМИ2

Теги:

топливо, бензин, АЗС, Гумеров, месячник, «ТАИФ», «Татнефть», «Лукойл», Татарстан

Услуги по тестированию топлива качество дизельного топлива перекрестное загрязнение бензина водой

Заправка автомобиля бензином или дизельным топливом является еженедельным занятием для многих американцев. Вы, вероятно, не слишком задумываетесь о качестве топлива, которое заливаете в бак, но каждый год тысячи автомобилей повреждаются из-за загрязненного топлива. Проблемы с загрязнением топлива чаще всего возникают на АЗС, где топливо реализуется потребителю. Плохое топливо может дорого обойтись автовладельцу. Автомобиль, скорее всего, потребуется отбуксировать в автосалон или ремонтную мастерскую. Повреждение двигателя чаще всего будет стоить более 1000 долларов, а иногда может достигать более 10 000 долларов в зависимости от типа автомобиля.

Получить компенсацию за повреждение двигателя автомобиля непросто. Большинство полисов автомобильного страхования не покрывают расходы, поэтому вам придется обратиться на заправочную станцию, где вы приобрели топливо. У розничных заправочных станций есть страховые полисы, и владельцы иногда передают вас в страховую компанию, чтобы узнать, застрахованы ли вы. Это поможет, если вы сохранили свои квитанции и можете доказать, что вы купили топливо на станции. Хранение чеков в качестве доказательства покупки повысит вероятность возмещения убытков.

Итак, в чем причина загрязнения топлива? Тестирование и анализ топлива выявили два наиболее распространенных сценария загрязнения:

Перекрестное загрязнение бензина и дизельного топлива

Загрязнение топлива чаще всего происходит на «последней миле» цепи поставок розничному потребителю. Загрязнение происходит, когда один вид топлива по ошибке «сливается» в неправильный подземный резервуар на АЗС. Чаще всего это вызвано ошибкой драйвера доставки. Шланги перекачки топлива и крышки баков имеют цветовую кодировку для обозначения типа топлива: красный для дизельного топлива, синий для бензина и желтый для высокооктанового бензина. Когда доставка осуществляется ночью и цвета труднее разглядеть, возникает кросс-дамп. Что еще хуже, шланги перекачки топлива и резьба крышки имеют одинаковые размеры.

На заправке потребитель имеет лучшую защиту от случайной заливки дизельного топлива в бензобак автомобиля. Дизельные топливные насосы отличаются зеленой маркировкой и табличкой «Только дизельное топливо». Ручной насос оснащен раздаточной форсункой с большим размером отверстия, чем у бензонасоса. Поэтому дизельная форсунка не влезет в заливное отверстие для бензина.

Когда вы заливаете в свой автомобиль дизельное или бензиновое топливо с перекрестными загрязнениями, вы сразу это заметите. Если вы залили дизель в автомобиль с бензиновым двигателем, он заглохнет и сломается. Высокий уровень загрязнения дизельным топливом бензина приведет к повреждению двигателя в виде выдутых поршней и треснутых головок. Более низкий уровень загрязнения дизельного топлива приведет к грязному сгоранию и может со временем повредить двигатель, если что-то не сделать. Если у вас есть дизельный автомобиль и вы заправляете его топливом с примесью бензина, вы услышите звуки взрыва двигателя и увидите беловато-серый дым, выходящий из машины. Загрязнение бензином может повредить турбокомпрессоры, топливные насосы и грязные дизельные форсунки. В любом случае загрязнения оператор должен остановить машину и немедленно вызвать помощь, чтобы избежать дальнейшего повреждения и предотвратить возможный пожар или взрыв. Метод определения перекрестного загрязнения дизельного топлива и бензина основан на использовании химического метода, называемого фракционной перегонкой. Конкретным методом для этой техники является ASTM D86. Оборудование, используемое для фракционной перегонки, обычно состоит из круглодонной колбы, фракционной колонны, термометра, холодильника и перегонных адаптеров.

Вода в бензине или дизельном топливе

Бензин и дизельное топливо, загрязненные водой, встречаются чаще, но менее опасны и обходятся владельцу транспортного средства менее дорого. Вода представляет собой постоянную угрозу для бензина и ухудшает работу двигателя. Вода нанесет менее дорогой ущерб транспортному средству, чем перекрестное загрязнение дизельного топлива и бензина. Существенной причиной попадания воды в систему подачи бензина является сама АЗС. Старые независимые заправочные станции часто имеют недостатки инфраструктуры, которые наиболее очевидны во время сильных ливней. Сильный дождь может привести к повреждению трубопроводов и сборных резервуаров. Сразу после сильных ливней сами лаборатории по тестированию топлива завалены телефонными звонками с просьбой оказать услуги по тестированию топлива для проверки качества бензина и дизельного топлива, поступающего из их насосов.

При попадании воды в бензин водитель заметит захлебывание двигателя, замедление ускорения и, в худшем случае, остановку автомобиля. В этом случае автомобиль необходимо отвезти или отбуксировать в дилерский центр или сервисный гараж для ремонта. Загрязненное топливо необходимо будет полностью слить из автомобиля, топливные форсунки необходимо будет обслужить или заменить, топливные фильтры в баке необходимо будет заменить, а также выполнить полную настройку. Стоимость устранения проблем вашего автомобиля, связанных с бензином, загрязненным водой, составит около сотни долларов.

Высококачественный бензин имеет природное содержание воды от 0,008% до 0,1%. Большинство коммерческих сортов газа содержат от 9,8% до 10,4% этанола. Этанол гигроскопичен, что означает, что он будет притягивать и поглощать воду. Любое воздействие влаги на открытом воздухе или влажных поверхностей может привести к тому, что бензин впитает воду. Как только бензин содержит более 0,2% воды, двигатели транспортных средств могут начать испытывать проблемы с производительностью и реакцией. Вода создаст фазовое разделение, когда уровень воды в бензине превысит 0,25%. Разделение фаз происходит, когда уровень воды становится достаточно высоким, чтобы смесь этанола и воды отделялась от бензина. Разделение фаз выглядит как визуальное расслоение, очень похожее на заправку для салата из масла и уксуса. Лаборатория анализа топлива будет использовать такой метод, как титрование по Карлу Фишеру, для определения количества воды в жидкости. Титрование по Карлу Фишеру включает процесс, основанный на реакции воды и йода. Этот метод тестирования является одним из немногих, который измеряет количество воды и не искажается другими полярными материалами, такими как этанол. ASTM D1744 — это специальный метод испытаний, использующий титрование по методу Карла Фишера для измерения содержания воды в бензине, дизельном топливе, гидравлических жидкостях, смазочных материалах или любых других нефтепродуктах.

Почему качество дизельного топлива имеет значение

30.09.2019

11 комментариев

 

​Многие люди не знают, как работают дизельные двигатели или насколько точны детали под капотом. Хотя они во всех смыслах и целях работают по тому же принципу, что и бензиновые двигатели, требования к компонентам дизельной системы намного выше.
 
Возможно, вы знаете, что плохие топливные фильтры и низкое качество топлива могут дорого обойтись, но вы, вероятно, не думали, что они могут обойтись вам в 10 000 долларов или больше. Это правда — плохое топливо может нанести серьезный ущерб всему двигателю! Это очень важно для автомобилей с дизельным двигателем из-за чрезвычайно высоких пределов допуска каждой детали. Например, топливные системы современных дизельных двигателей нередко производят более 30 000 фунтов на квадратный дюйм; очевидно, насос, его топливопроводы и точки соединения, которые могут выдерживать такое огромное давление, должны быть в оптимальном состоянии, чтобы работать.

Если вы думаете, что у вас никогда не было этой проблемы в вашей старой бензиновой машине, вы, вероятно, правы. Давление топлива в бензиновом двигателе намного меньше, и топливо даже более низкого качества (например, обычное по сравнению с высшим) все равно будет работать хорошо, хотя и не так эффективно. Однако в дизельном двигателе любые растворенные загрязняющие вещества или незакрепленные частицы в дизеле очень быстро преодолеют строгие рабочие параметры деталей — высококачественное топливо напрямую связано с более длительным сроком службы двигателя, лучшей смазкой и исправной системой впрыска топлива.
 
Итак, как можно убедиться, что дизельное топливо, которое вы заливаете в бак, имеет достаточное качество? Многие люди просто ищут заправки «Diesel Max», которые утверждают, что имеют топливо более высокого качества (хотя часто это означает, что они добавляют присадки, предназначенные для улучшения смазки). Одна хитрость, о которой вы, возможно, не подумали, — это пойти на оживленную станцию, где много трафика. Скорость оборота резервуаров для хранения означает, что топливо часто намного новее, чем на медленно работающей станции, где топливо может находиться под землей месяцами или даже годами, собирая при этом частицы ВОДЫ, мусор и ржавчину. Одна только эта привычка является одной из самых важных вещей, которые вы можете сделать для своего дизельного автомобиля.
 
Если произойдет самое худшее, и в двигатель попадет загрязненное топливо или начнет выходить из строя фильтр, вы довольно быстро заметите это. Скорее всего, вы услышите стук в двигателе, увидите черный дым или столкнетесь с тяжелыми условиями эксплуатации, такими как пропуски зажигания. Плохая новость заключается в том, что если вы уже видите какие-либо из этих признаков, вероятно, уже слишком поздно, и вам, скорее всего, предстоит дорогостоящий ремонт. Но хорошая новость в том, что такой участи можно избежать, проявив инициативу уже сегодня!
 
Мы можем работать вместе, чтобы этого не случилось с вами.