Штампованные, литые, сборные: история и современность автомобильных дисков
Каждая отдельно взятая деталь автомобиля прошла эволюцию столь же масштабную, сколь и автомобиль целиком. Взять хотя бы колесные диски: когда-то они были цельнодеревянными и, естественно, служили недолго. Чуть позже были придуманы спицы и шины из кожи или металла. Потом появились штампованные диски из стали, а в 1950–1960-е годы, начали выпускать и легкосплавные — на первых порах небольшими партиями и преимущественно для автогонок.
«Вокруг света» рассказывает об основных типах автомобильных дисков.
«Штамповка»: молоток и банка краски
Штампованные — самые простые и самые дешевые диски для «рабочих лошадок». Их устанавливают на массовые автомобили, они же чаще всего предлагаются в базовых комплектациях новых машин. Такие диски делают из прокатной стали, штампуя отдельно обод и отдельно — лицевую часть, а затем сваривая их между собой.
Штампованные диски довольно тяжелые, а их внешний вид оставляет желать лучшего. Впрочем, второй недостаток легко маскируется декоративными колпаками любых цветов и конфигураций. Помимо этого, поверхность диска можно просто покрасить, причем даже самостоятельно.
При этом «штамповка» достаточно пластична, что полезно в условиях российской дорожной действительности. Если вы заезжаете колесом в яму, такой диск, сминаясь, принимает удар на себя, чем порой спасает подвеску. Потом его можно выровнять — стоить это будет недорого. В общем, штампованные диски — самые ремонтопригодные, простые, дешевые и массовые. Но и самые тяжелые, что не может не влиять на расход топлива. На «штамповке» ездят более 60% всех автомобилей в мире.
Литые
Литые диски — это условная золотая середина в плане стоимости, прочности и эстетики. Весят они намного меньше штампованных, а нагрузку выдерживают большую. К тому же, у них куда более интересный и разнообразный дизайн, и они не ржавеют.
Зато литые диски хрупки: да, они способны выдержать более мощный удар, чем штампованные, но удар этот окажется чувствительнее для подвески. А если уж влететь на таком колесе в дорожную яму от души, есть вероятность, что диск просто расколется или, по меньшей мере, даст трещину.
Ремонтировать его нельзя, несмотря на обилие соответствующей рекламы в интернете — это запрещено техническим регламентом Таможенного союза. И не напрасно: литой диск после сварки имеет другую структуру и в дальнейшем из-за остаточных деформаций может повести себя на дороге непредсказуемо, а это уже опасно для жизни водителей и пассажиров. В странах Европы, а также в Японии и во многих других государствах ремонт литых дисков считается незаконным.
Кованые
Кованые диски — самый роскошный, редкий и дорогой вариант из представленных на массовом рынке. Делают их из алюминиевых сплавов с добавлением магния, титана и других элементов.
Сначала алюминиевые цилиндры несколько раз заносят под сверхтяжелый пресс весом около 10 000 тонн. Металл под действием такого давления сжимается, и его плотность становится больше, чем у стали. В этом и заключается секрет прочности кованых дисков: никаких пустот и складок внутри после такой обработки не остается, а значит, не будет микротрещин, из-за которых, например, может расколоться литой диск.
Следующий пресс придает этой будущей автомобильной «обуви» форму. К этому времени дизайнер уже прорисовал внешний вид, расположение «окошек» и отверстий под крепеж, а токарь забил эти данные в компьютер. Диск обтачивается 5–6 раз и за это время становится впятеро легче. Можно представить, сколько отходов у такого производства! Нет ничего удивительного в том, что кованые диски стоят ощутимо дороже. Для каждого из них на заводе выпускается отдельный паспорт.
Кованые диски красивы, а еще они легче литых. При этом они пластичны: при сильном ударе не раскалываются, а сминаются, и потому их, в принципе, можно восстановить. Но технология их изготовления насколько сложна и трудоемка, что ремонт стоит недешево.
А еще на рынке много подделок: среднестатистический автовладелец не отличит литой диск от кованого, но может клюнуть на маркетинговую хитрость: иногда технологию литья лишь чуть дорабатывают и уже называют получившиеся диски коваными, что, конечно, не соответствует действительности.
Cборные (составные, разборные)
Штучный товар для настоящих энтузиастов. В состав таких дисков входит разное количество частей — обычно от двух до пяти. Среди них — обод, также называемый «бочкой», сердцевина, бедлоки, таерлоки, а также суперпрочные болты, чаще всего из титанового сплава. Любой из нескольких элементов можно заменить при повреждении или при необходимости откорректировать какие-то параметры диска.
Разборные части могут состоять из разных сплавов, в результате колесо приобретает просто космический вид. Такие диски могут быть разноцветными, с самыми причудливыми сочетаниями узоров, отполированные до зеркального блеска.
Стоимость такой красоты — просто запредельна, и выпускают сборные диски — преимущественно на заказ — только редкие фирмы с солидным опытом. В большинстве случаев такие колеса для автовладельца — сугубо имиджевая история. Неудивительно, что некоторые владельцы подобного сокровища трепетно протирают диски чуть ли не после каждой поездки.
Диски, которые удивляют
Само собой, энтузиасты экспериментировали и продолжают экспериментировать с автомобильными дисками. Здесь каждый сходит с ума по-своему: кто-то инкрустирует элемент драгоценными камнями, кто-то изобретает колесо без ступицы, а кто-то «дорабатывает» старенький Oldsmobile Cutlass 50-дюймовыми колесами.
Компания Porsche, например, в 2017 году показала карбоновые диски, сплетенные из углеродного волокна. Технология их производства чрезвычайно сложна, а материал дорог; для плетения используется особая машина диаметром почти 10 метров. Каждое колесо сделано из восьми квадратных метров карбонового материала. Диски получаются прочнее и легче аналогов почти на 20%, но один комплект обойдется почти в 18 тыс. долларов.
Иногда конструкторов посещают совсем уж неожиданные идеи. Здесь можно вспомнить, к примеру, прозрачные колеса от итальянцев Forgiato Radurra. Смотрелось это необычно, но стоило баснословно дорого, а еще на дисках моментально скапливалась грязь, поэтому особого спроса на новинку не было.
А можно обойтись и совсем без диска. Чтобы понять, как это выглядит, нужно взглянуть на покрышки Michelin Tweel (на фото внизу), у которых вообще нет воздуха в шинах, а сами колеса специфического вида и формы сделаны из прочного полимера и выдерживают серьезную нагрузку. И их совсем не страшно проколоть.
Подобные идеи круты, но совершенно неприменимы в массовом автомобилестроении из-за сложности и дороговизны. А значит, для личного автомобиля выбор все-таки неизменно встает между «штамповкой» и «литьем».
Фото: Getty Images, Wikimedia Commons, Autoviva.com
Материал опубликован в сентябре 2019, частично обновлен в ноябре 2022
Маша Веселова
Теги
- авто
- история
Все о колесном диске
Кованые диски
Кованые диски считаются наиболее престижными моделями среди подобных колесных аксессуаров.
Хромирование дисков
Хромирование автомобильных дисков – разновидность тюнинга, придающий колесам автомашины индивидуальный вид.
Покраска литых дисков
К окрашиванию автомобильных дисков прибегают в случае желания придать колесам новый вид или восстановить их, убрав царапины и другие мелкие повреждения.
Уход за шинами
Регулярно ухаживая за колесами автомобиля, владелец транспортного средства продлевает срок эксплуатации и сохраняет их привлекательный внешний вид.
Как выбрать диски?
Многие автолюбители предпочитают менять заводские диски на автомобиле, устанавливая те, что подберут самостоятельно.
На что влияет вылет диска?
Вылет автомобильного диска – это вид тюнинга колеса, преображающий его внешний вид.
Тюнинг дисков
На сегодняшний день доработка автомобиля пользуется популярностью, т. к. с помощью нее водитель выделяет свое средство передвижения, выражает себя.
Уход за дисками
Владельцы литых и кованых автомобильных дисков оправданно стремятся к сохранению премиального внешнего вида этой детали.
Зимние диски – литые или штампованные?
Очень многие автолюбители считают, что зимой лучше всего ездить на стальных штампованных дисках. Основные аргументы просты – штампованные диски легче выправить и их не так жалко, как литые или кованые. Да и дешевле они. Но оказывается, не всё так просто.
Маркировка дисков
При замене колесных дисков большинство автолюбителей обращают внимание только на сплав этих деталей.
Какие диски лучше?
По этим автомобильным деталям можно судить не только о внешнем виде машины, но и о его безопасности, прочности установленных деталей.
Цветовая гамма дисков
Обозначение диска
По технологии изготовления автомобильные диски делятся на кованые, литые и штампованные. В зависимости от применяемых материалов диски делятся на алюминиевые, магниевые и стальные.
Расшифровка покраски дисков
Колесные диски: правила эксплуатации
Перед монтажом шины на колесо внимательно прочитайте настоящую инструкцию и убедитесь в том, что по всем установочным и крепежным размерам изделие подходит на Ваш автомобиль.
Правила подбора и установки колесных дисков
Установка легкосплавных колёс на автомобиль мало отличается от установки стальных колёс, и её можно выполнить самостоятельно. Но есть ряд причин, по которым рекомендуется устанавливать легкосплавные колёса, особенно новые, в специализированных сервисных центрах.
Составные колёсные диски
К отдельной группе легкосплавных дисков можно отнести так называемые составные диски. Обычно они собираются из двух или трех частей, скрепляемых болтами.
Легкосплавные стальные дискиВ зависимости от технологии изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые. Кованые диски прочнее, надежнее и легче литых, однако в производстве они существенно дороже.
Из чего сделаны диски? (алюминий, хром, сплав и др.)
Большинство людей обычно знают, что такое диски на автомобиле. Но иногда их можно спутать с колпаками ступиц или спутать с альтернативными словами, которыми их называют (прозвища).
Поскольку слово «обод» может использоваться во многих различных контекстах, не связанных с автомобилем, чтобы убедиться, что мы все понимаем и знаем, что такое автомобильный обод и из чего он сделан, продолжайте читать.
Обода обычно изготавливаются из стали, магния, сплава, алюминия или комбинации этих материалов. Можно с уверенностью сказать, что если у вас есть автомобиль с низкими опциями, особенно если они включают колпаки, у вас, вероятно, стальной обод. Если у вас есть автомобиль с высокими опциями, у вас, вероятно, есть легкосплавные или алюминиевые диски.
Вы когда-нибудь задумывались, из чего сделаны диски и почему они могут быть важны для среднего водителя или заядлого водителя? Читайте дальше, потому что каждый водитель должен немного знать о своих дисках!
Из каких материалов изготавливаются диски?
Стальные диски: Стальные диски — самые дешевые диски в группе. Вы найдете эти диски обычно на более дешевых автомобилях или автомобилях более низкого уровня отделки салона. Если вы ищете набор дешевых дисков и стиль, который вас не беспокоит, это то, что вам нужно.
Недостатком стальных дисков является вес. Вес вождения с более тяжелыми колесами на вашем автомобиле может повредить вашей управляемости и расходу топлива, не говоря уже о том, что вы были бы признательны за более легкую шину, если вам нужно заменить свои собственные шины.
Колеса также имеют тот недостаток, что они плохо рассеивают тепло. Это влияет на вашу тормозную систему, так как тормоза находятся прямо за вашими колесами. Не многие автозапчасти служат долго при длительном воздействии тепла.
Алюминиевый сплав: Легкосплавные диски изготовлены из алюминия и магния. Они предлагают более легкий компонент и лучшее распределение тепла для ваших тормозов. Им также легче придумать дизайн, который немного сложнее.
Диски и детали из алюминиевого сплава стали очень популярными благодаря гоночным технологиям.
Прочность, которую может предложить алюминий, оставаясь при этом легким материалом, быстро привела к тому, что диски из алюминиевого сплава стали популярным выбором дисков во всех видах автомобильных жанров.
Из чего сделаны хромированные диски?
Вопреки распространенному мнению, хромированные диски на самом деле не сделаны из хрома, они обычно изготавливаются из алюминиевого сплава, а затем покрываются хромом.
Недостатком хромированных дисков является то, что они плохо противостоят окислению, а мелкие дефекты очень легко заметить. Преимущества хромированных дисков – вы можете заставить их сиять!
Из чего сделаны окрашенные диски?
Окрашенные диски очень похожи на хромированные диски, за исключением того, что на них нанесен слой краски вместо слоя хромирования.
Вы также с большей вероятностью увидите слои краски на дисках из стали и алюминиевого сплава, а не только на алюминиевом сплаве, таком как хром.
Стальные диски также будут дешевле и их легче красить. Таким образом, вы, скорее всего, увидите окрашенное колесо на маломощном автомобиле.
Процесс покраски диска из алюминиевого сплава намного сложнее, но его все равно делают часто, даже на серийных автомобилях с высокими опциями.
Из чего сделаны полированные диски?
Полированные диски изготовлены из алюминиевого сплава, но, в отличие от хромированных или окрашенных дисков, не имеют гальванического покрытия.
Диски отшлифованы до сплава. Затем используется специальный состав, чтобы придать сплаву блестящий вид.
Полированные диски не так блестят, как хромированные, но выглядят великолепно и имеют массу преимуществ. Полированные диски технически легче, чем хромированные диски со сплошным блестящим покрытием.
Они также подлежат повторной полировке. Когда хромированные диски начинают портиться, их можно только снять и переклеить (дорого).
Когда легкосплавные диски затупляются, они не имеют покрытия, которое отслаивается. Хороший новый лак, и они снова будут выглядеть как новые (недорого).
Как узнать, стальные у меня диски или алюминиевые?
Три самых простых способа определить, стальные у вас диски или алюминиевые, — это колпаки ступиц и стальные колеса.
Если колеса легкие, у вас алюминиевые диски, если они кажутся тяжелыми, то потому, что они стальные.
Другой способ узнать, стальные у вас диски или алюминиевые, заключается в конструкции.
Если дизайн колеса действительно прост и даже просто окрашен в черный цвет, это, вероятно, стальное колесо. Алюминиевые диски имеют гораздо более сложную и ультрасовременную конструкцию.
Из чего сделаны дешевые диски?
Самые дешевые диски, которые вы можете приобрести, это стальные диски. Они не могут быть причудливыми, но у них есть преимущество перед алюминиевым сплавом.
Стальные колеса намного прочнее и могут выдерживать больший износ.
Из чего сделаны топливные диски?
Топливные диски — довольно новый стиль колесных дисков для бездорожья. Они изготовлены из алюминиевого сплава методом ковки.
Они недешевы, но они стоят своих денег, когда речь идет о долговечности и стиле.
Из чего сделаны велосипедные диски?
Независимо от того, идет ли речь о велосипедных дисках или дисках для мотоциклов, большинство велосипедных дисков изготовлены из алюминиевого сплава.
Велосипеды во всех случаях должны быть легкими машинами, поэтому имеет смысл использовать только самые легкие компоненты.
Из чего сделаны гоночные диски?
Как правило, в большинстве случаев гоночные диски изготавливаются из алюминия. Легкий алюминий делает их очень востребованными в мире гонок.
Но в некоторых случаях, например, при занятиях скалолазанием по бездорожью, могут быть рекомендованы стальные колеса, чтобы противостоять рельефу.
Из чего сделаны диски BMW?
Диски BMW изготовлены из легкого сплава. Из десятилетия в десятилетие у них всегда были одни из самых стильных дисков, потому что они передавали свои диски в стиле OEM крупным компаниям, которые известны тем, что могут сочетать спортивный стиль с роскошным внешним видом.
BBS Wheels, Borbet Wheels, Cromodra Wheels и Ronal Wheels — это лишь некоторые из брендов, которые корпорация BMW использовала на протяжении многих лет своей успешной деятельности.
Из чего сделаны диски Telsa?
Просто потому, что электромобили Telsa кажутся представителями своего класса, их диски также сделаны из алюминиевого сплава.
Но, как и в случае с автомобилем, у них есть несколько очень привлекательных и дорогих вариантов на выбор. Как и BMW, Tesla также передает производство колес другим компаниям, производящим нестандартные колеса.
Компания по производству колес OHM использует специальный метод вращающейся ковки, чтобы выпрямить сплав и сделать диски легче. Колеса Unplugged Performance и Element Wheels присоединяются к успеху и/или конкуренции.
Чтобы узнать больше о шинах, вы также можете прочитать наши сообщения о том, поставляются ли шины с дисками, как долго служат шины Bridgestone, можно ли ставить 15-дюймовые шины на 16-дюймовые диски и как долго можно носить шины Pirelli. резина последняя.
Заключение
Не все диски сделаны из одного и того же материала и/или сделаны одинаково. Есть также преимущества и недостатки, которые могут предложить вам ваши диски.
Двумя самыми большими различиями между ободами будут цена и прочность. Как узнать, какие диски лучше для вас?
Обратитесь к специалисту по колесам, чтобы он объяснил, что именно вы хотите получить от своей покупки, и он направит вас в правильном направлении.
Легкосплавные диски против стальных
Добро пожаловать в первый пост GoMechanic #Basics 2019 года. Давайте начнем этот пост с углубления в одну из самых популярных тем на автомобильном форуме; Легкосплавный диск против стального колеса. Кому-то важен внешний вид, кому-то удобство использования.
Стальные и легкосплавные диски — два наиболее распространенных типа колес, используемых в современных автомобилях. У каждого из них есть свои плюсы и минусы; от надежности и обслуживания до эстетики. Но, в конце концов, все сводится к тому, какой тип колес лучше всего подходит для вашего автомобиля.
Что такое легкосплавные диски?Давайте немного понаучимся. Сплав представляет собой смесь нескольких металлов таким образом, чтобы соединить их основные качества (жесткость, ковкость, твердость). Итак, легкосплавный диск в данном контексте — это диск, изготовленный из сплава алюминия или магния. В современных автомобилях легкосплавные диски занимают особое место в списке функций и даже могут решить или разрушить сделку. Легкосплавные диски стоят дороже, но они имеют значительные преимущества по сравнению со стальными. (Но то же самое мы можем сказать и о стальных колесах!). Несмотря на это, для обычного человека легкосплавные диски улучшают внешний вид автомобиля, повышая его присутствие на дороге. Однако когда дело доходит до легкосплавных дисков — или просто легкосплавных — это больше, чем кажется на первый взгляд.
Ваши колеса нуждаются в регулировке? GoMechanic здесь, чтобы помочь!
Литые диски: палец вверх 👍Литые диски: большой палец вниз Легкосплавные диски довольно дороги из-за сложной технологии производства. Чтобы купить легкосплавный диск, вам придется заплатить на 50% больше, чем за стальной диск. Именно из-за этого производители автомобилей не используют легкосплавные диски в своих бюджетных автомобилях более низкого уровня (сокращение расходов… ух!).
Maruti Suzuki Alto со стальными дисками
Название говорит само за себя. Стальные колеса состоят из… Стали (капитан явно бьет!), а точнее «штампованной стали». Эти стальные колеса существуют уже давно и прошли боевые испытания на прочность и долговечность. Из-за этого мы можем найти их в хардкорных внедорожниках, городских автомобилях и даже в внедорожниках. Стальные диски производятся как экономичная альтернатива легкосплавным дискам.
Стальные колеса: палец вверх 👍 Стальные колеса: палец вниз 👎- Вес : Несмотря на все это, стальные колеса тяжелые, и это увеличивает неподрессоренную массу автомобиля. Из-за дополнительного веса стальных колес подвеска через некоторое время дает сбои. Однако вес — это не всегда плохо. Некоторые автомобили могут воспользоваться этим преимуществом, поскольку стальные колеса обеспечивают лучшее сцепление с дорогой и маневренность.
- Коррозия : Стальные колеса не любят соленую и/или влажную среду. Хотя с современными технологиями покраски, такими как порошковое покрытие, стальные колеса могут в значительной степени противостоять коррозии и ржавчине — по крайней мере, до определенного момента.
- Внешний вид : Ну, это субъективно. Тем не менее, стальные колеса не лучший выбор для производителей автомобилей класса люкс.