Европе предрекли дефицит автомобильного топлива и двукратный рост цен на него
Benjamin Westhoff / Reuters
Страны ЕС через 6–8 месяцев могут столкнуться с дефицитом нефтепродуктов и ростом цен в 2 раза из-за отказа от поставок из России. Такой прогноз содержится в презентации Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго, с которой ознакомились «Ведомости». По данным Eurostat от 19 сентября (последние доступные), средняя цена 1 л бензина в ЕС составляла 1,76 евро, 1 л дизеля стоил 1,8 евро. Стоимость бензина в ЕС выросла на 2,9% по сравнению с февралем до начала специальной военной операции (СВО) на Украине, дизель подорожал на 15,4%.
В начале марта Bloomberg сообщил, что на АЗС в Германии дизель впервые за 15 лет превысил стоимость бензина. 14 марта дизельное топливо на немецких заправках стоило 2,31 евро за 1 л, что на 5,3 евроцента больше, чем литр бензина Euro Super 95. Тогда же российский вице-премьер Александр Новак прогнозировал, что без российских нефтепродуктов в ЕС придется вводить нормирование потребления автомобильного топлива.
РЭА Минэнерго напоминает, что 5 февраля 2023 г. вступает в силу эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из РФ. При этом в прошлом году Россия поставила в ЕС 91 млн т нефтепродуктов, или 14% от их потребления в ЕС. Наибольшую долю (около 30%) занимает дизель, следует из презентации.
До 80% поставок из РФ дизтоплива, или 26 млн т, ЕС, по мнению РЭА, сможет заместить. 13–15 млн т ввезти из стран Ближнего Востока, например Саудовской Аравии, 7–8 млн т – из США, оставшиеся 2–4 млн т страны ЕС смогут производить сами, если увеличат загрузку своих НПЗ.
Для российских компаний Европа была крупнейшим рынком сбыта нефтепродуктов – доля региона в экспорте РФ в 2021 г. составила 62%. Второе место по объемам экспорта из России заняли страны Африки и Латинской Америки (14% экспорта, или 20 млн т), третье – страны Азиатско-Тихоокеанского региона (13%, или 19 млн т), четвертое – США (8% экспорта, или 12 млн т).
На страны СНГ пришлось 3% экспорта российских нефтепродуктов, или 5 млн т, говорится в презентации.В Минэнерго и крупнейших нефтяных компаниях РФ на момент публикации на запросы «Ведомостей» не ответили.
Всего в 2021 г. объем переработки российских нефтяных компаний, согласно презентации РЭА, составил 285 млн т. Более половины нефтепродуктов было поставлено за рубеж. Большую часть экспорта составил мазут и прочие темные нефтепродукты (60 млн т), дизельное топливо (40 млн т) и прочие светлые нефтепродукты (42 млн т). Также компании экспортировали 4 млн т бензина – около 10% от его производства в стране (41 млн т), остальной объем был поставлен на внутренний рынок.
Снижение поставок в ЕС, по мнению РЭА, также создаст риск снижения загрузки НПЗ в России из-за потери большого рынка сбыта дизеля и мазута. В презентации приводятся два сценария развития событий. В целевом объем переработки нефти в РФ к 2030 г. снизится на 12,9% к 2021 г., или на 36 млн т до 245 млн т. В негативном – на 71 млн т, или на 25,3%. В целевом сценарии экспорт нефтепродуктов из РФ в дальнее зарубежье упадет на 19,1%, в негативном – на 52,5%.
Поставки нефти и нефтепродуктов из России в западном направлении начали сокращаться после начала СВО на Украине. Уже в марте 2022 г. США и Великобритания полностью отказались от закупки российского топлива, а в июне ЕС принял шестой пакет санкций, в который вошло эмбарго на морские поставки российской нефти с 5 декабря 2022 г. и нефтепродуктов – с 5 февраля 2023 г.
Одновременно с эмбарго ЕС страны «семерки» (G7, в нее входят Франция, США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия, Канада) планируют ввести потолок цен на российскую нефть и нефтепродукты, об этом решении было объявлено 2 сентября.
Опрошенные «Ведомостями» аналитики в целом согласны с прогнозами РЭА. Партнер практики стратегического и операционного консалтинга Kept Максим Малков считает, что в краткосрочной перспективе заменить выпадающие объемы из России Европе будет сложно. При этом европейские компании, по его мнению, продолжат завозить в Европу российскую нефть «обходными путями». Для этого нефть из РФ могут поставлять в смеси с нефтью другого происхождения («латвийская смесь», в которой доля российской нефти – менее 50%) или использовать многократную перегрузку с одного танкера на другой, при которой сложнее отследить поставщика. Британская Shell, как писал Bloomberg, ранее пользовалась «латвийской смесью» для обхода санкций. Поставлять российскую нефть в Евросоюз могут и крупнейшие ее покупатели – Китай и Индия, которые закупают топливо в России с дисконтом, продолжает Малков (на начало сентября он составлял $23/барр.).
Риск роста цен на нефтепродукты в Европе достаточно высокий. В марте этого года средние цены на дизель в ЕС выросли в 2,2 раза в годовом выражении на фоне риска для поставок, а в сентябре рост составил 65%, отмечает руководитель Московского энергетического центра Б1 (ранее EY) Ольга Белоглазова и напоминает, что в марте этого года средние цены на дизель в ЕС уже выросли в 2,2 раза в годовом выражении, в сентябре к сентябрю 2021 г. рост составил 65%.
В России санкции в сочетании с сокращением рынка тяжелого транспорта, который использует дизтопливо, могут привести к профициту на внутреннем рынке и падению цен, считает эксперт Института развития ТЭК Кирилл Родионов. Сейчас рост цен сохраняется и в оптовом, и в розничном сегментах (т. е. на АЗС), добавил он.
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайтетехнология производства в России и мире, контроль, проверка
Бензин является самым популярным видом топлива в мире, питая большую часть выпускаемых легковых автомобилей. Производство бензина тесно связано с развитием химических технологий, особенно в сегменте добычи и обработки нефти.
Содержание:
- Технология производства бензина
- Производство бензина из нефти
- Производство бензина в России
- Производство бензина в мире
- Производство бензина: контроль и проверка
Технология производства бензина
Нефть, которая используется в качестве сырья для горючего, должна пройти определенные этапы обработки на специальных заводах. В зависимости от изначального состава вещества и ожидаемого результата, некоторые этапы процесса могут варьироваться. Единая технология получения бензина выглядит следующим образом:
- Изначальное вещество подвергается температурной обработке, благодаря которой удается разделить нефть на компоненты с различной температурой выкипания.
- Чтобы добиться получения бензинов, необходимо нагреть субстрат до +370 градусов по Цельсию. По достижении этой отметки тяжелые углеводороды и летучие вещества обособленно выпадают в конденсат.
- Для дальнейшей обработки выбираются летучие компоненты. Проходя очистку, они становятся продуктами, пригодными для реализации на АЗС. Состав жидкостей на данном шаге обогащается различными присадками – для увеличения сопротивления самодетонации и защиты двигателя от преждевременного износа.
Около 20% мировых добытых запасов нефти уходит на производство бензинов различных марок.
Перегонка бензина происходит с созданием воздушного разрежения (что убыстряет и максимально оптимизирует процесс) и носит название атмосферно-вакуумной.
На языке специалистов описанные выше процессы называются каталитический крекинг и каталитический риформинг. Во время процессов обработки и очистки, при достижении необходимых показателей, также выделяют дизель и авиационное топливо.Производство бензина из нефти
Производство бензина из нефтяного вещества во многом зависит от правильного хранения сырья. Нефть, которая впоследствии подвергнется обработке, поступает в нефтехранилища предприятий по проводам, в резервуарах она отстаивается.
Для выделения бензина необходимо использовать субстанцию, свободную от молекул воды и солей. Для этого проводятся специальные процедуры высушивания рабочих объемов. Добавки оседают на дно емкостей вследствие воздействия на жидкость электрических разрядов.
После первичной переработки нефти часть объемов извлекается из процессов и экспортируется прямо в таком состоянии для промышленных нужд стран-заказчиков. Такой состав не пригоден для питания двигателей внутреннего сгорания, но хорошо проявляет себя в индустриальном секторе.
Первым из нефтяной массы выделяется дизель. Это топливо образуется вследствие воздействия максимальных температур в условиях воздушного разрежения. Получается, конечно, не чистый дизель, а жидкость светлого цвета, которая является основой для солярки.
Остатки отправляются на каталитический риформинг, результатом которого становится получение лигроина и бензина. Данный этап подразумевает разделение бензина на типы, которые впоследствии станут его торговыми маркировками – АИ-92, АИ-95 и так далее. Ранжирование зависит от показателя октанового числа – чем оно выше, тем лучше сопротивляемость жидкости самовоспламенению. К данному моменту состав свободен от излишка серы и механических примесей.
Смешение полученного бензина с добавками, улучшающими эксплуатационные свойства финального продукта длится от нескольких до 24 часов. Конечный состав выглядит как прозрачная (в случае с дизелем – светлая), незамутненная жидкость. Если топливо, полученное в процессе, предназначено для военных нужд (авиационный керосин), то оценкой качества такой субстанции занимается специальный представитель военного ведомства.
Производство бензина в России
В России отлично налажено производство прямогонного бензина благодаря большим объемам нефти в недрах земли, принадлежащей государству. Нефтехимия является одним из ведущих секторов экономики страны.
Нефть, пригодную для обработки, добывают из-под земляной толщи с помощью буровых агрегатов. Такая нефть обладает нужной чистотой, так как свободна от грязи и химикатов. К резервуарам для хранения на территории НПЗ ископаемое доставляется специальным транспортом в цистернах.
В России базируются несколько поставщиков нефти, имеющие свои перерабатывающие мощности и реализующие продукты в собственных сетях АЗС. Это компании Газпром-Нефть, Лукойл, Роснефть, Башнефть, Сургутнефтегаз, Славнефть. Заводы корпораций расположены в различных точках страны, включая Сибирь и Центральный федеральный округ. Способ менеджмента производственными циклами в данных предприятиях позволяет относить их к категории ВИНК – обособленному явлению российского нефтяного рынка. Это вертикально интегрированные компании, которые самостоятельно осуществляют полный цикл обработки нефти, начиная от добычи ископаемого и заканчивая готовым бензином для массового потребителя.
Многих соотечественников интересует вопрос, почему в России – лидере по добыче и обработке нефти – ежегодно повышаются цены на литр бензина. Это связано с работой механизмов экономического рынка. В сложившейся обстановке реализовывать нефть и ее производные для корпораций целесообразно на внешнем, а не внутреннем рынке. К решению дилеммы подключается государственный регулятор, который предоставляет различные бонусы предприятиям, обеспечивающим рост цен на АЗС в пределах и ниже инфляции.
Производство бензина в мире
Рейтинг ведущих стран-изготовителей различных нефтепродуктов (исключая Россию) выглядит следующим образом:
- США – свыше 20 тысяч баррелей в день
- Китай – свыше 11 тысяч баррелей ежедневно
- Столько же предоставляют суммарно все страны, входящие в Европейский Союз
- Индия обрабатывает 5 тысяч баррелей в день
- Более двух тысяч баррелей имеют Бразилия, Саудовская Аравия, Япония, Германия, Южная Корея
Потребность мирового сообщества в нефтепродуктах увеличивается ежегодно минимум на 1 миллион баррелей в день.
С ужесточением требований к экологичности бензина возникает необходимость в обновлении технологической оснащенности нефтеперерабатывающих заводов. Лучше всего с этой задачей справляются в Северной Америке и Европе. На территории последней действуют высокие стандарты, согласно которым минимизируется количество вредных веществ в выхлопе автомобиля. Евро-стандарты быстро меняются, усиливая контроль над качеством бензина. Текущий стандарт в западных странах – Евро-6, предполагающий резкое снижение содержания серы, оксида азота и тяжелых углеводородов в отработанных газах. Российские производители активно создают аналоговое топливо с не уступающими характеристиками – как компания Лукойл, реализующая топливо премиум-класса ЭКТО.
На европейский уровень ориентируются производители машин, особенно бизнес-сегмента. Для стран, в которых актуален последний стандарт по экологии, налаживается выпуск транспортных средств с мотором, для питания которого подходит бензин класса не ниже Евро-5.
Несмотря на популярность биотоплива в ряде регионов (США, Бразилия), бензин отнюдь не теряет свои позиции. А недавние подсчеты американских ученых о том, что во время производства бензина в атмосферу попадает почти на 25% меньше вредных веществ, чем при выпуске биоэтанола дают нефтяному горючему весомые баллы на десятилетия вперед.
Что касается объемов потребления, то лидером, закономерно (учитывая соотношение количество собственников машин / количество легковых автомобилей в семье), является США – 40% от всех нефтепродуктов используются в этой стране.
Производство бензина: контроль и проверка
Контроль сохранности качества нефти и нефтепродуктов, включая сохранность вещества во время хранения, перелива, транспортировки определяется в соответствии с действующими ГОСТ.
На каждом НПЗ или нефтебазе существуют многоступенчатые методы контроля сырья и последовательности производства бензина.
Тем не менее, многие автолюбители жалуются на снижение качества бензина или вовсе несоответствие налитой жидкости марке, обозначенной на колонке. Почему так происходит?
На рынок поступает горючее, которое полностью соответствует государственным требованиям. Оно свободно от присадок, содержащих свинец, имеет минимальный остаток серы или золы и конкретное октановое число.
Однако на ряде автозаправок сложно проконтролировать процесс перелива и заполнения колонок. Некоторые владельцы локальных точек разбавляют бензин или реализуют под маркировкой высокооктанового продукта бензин с низким октановым числом.
Рядовой потребитель может настаивать на взятии образца прямо на АЗС для проверки качества топлива. В качестве исходной документации принимается паспорт продукта, который администрация должна предоставлять по первому требованию. Именно в нем фиксируются присадки, входящие в состав, а также числовые выражения содержания серного компонента и других примесей.
#Бензин
Статьи по теме
10 лучших заправок по качеству бензина в 2022 году (Лукойл, Газпромнефть, Роснефть, Татнефть, Шелл)#Топливо#Бензин 20065 просмотров
Бензин Тебойл (Teboil): что это, бензин АИ 95, 98, 100, заправки, сеть АЗС, отзывы#Бензин#АЗС 15463 просмотра
Сколько литров бензина в тонне? Как перевести литры в тонны бензина: формула перевода, коэффициент перевода, зависимость от температуры#Бензин 11183 просмотра
Плотность бензина: АИ 92, АИ 95, таблица плотностей, измерение#Бензин 7457 просмотров
Отравление парами бензина: симптомы, признаки, первая помощь, лечение#Бензин 6813 просмотров
Какой бензин лучше Лукойл или: Газпром, Роснефть, Газпромнефть, Башнефть, Татнефть#Бензин#Топливо 6713 просмотров
Российские резервы природного газа, Статистика производства и потребления
- W
- Energy
- Russia Energy
- Россия природная газ
Сводная таблица
млн. Кубических номеров (MMCF) | млн. Кубических FT (MMCF) | млн. Кубических FT (MMCF) | млн. Кубических FT (MMCF) | млн. Кубических. | ||||||||||||||||
Запасы газа | 1 688 228 000 | 1-е место в мире 8 9 Gas Production 22,728,734 | 2nd in the world | Gas Consumption 15,538,247 | 2nd in the world | Yearly Surplus + 7,190,487 | | Импорт газа 557 977 | | Экспорт газа 6,550,933 | | Net Exports 5,992,956 | | |
(Data shown is for 2015, the latest year with complete data in all categoreies)
Gas Reserves в России
См. также: Список стран по запасам газа
Россия располагает 1,688 триллионами кубических футов (трлн кубических футов) доказанных запасов газа по состоянию на 2017 г. , занимая 1-е место в мире и насчитывая около
24% от общих мировых запасов природного газа в размере 6 923 триллионов кубических футов.
Доказанные запасы России эквивалентны 102,3-кратному годовому потреблению . Это означает, что у него осталось около 102 лет газа из (при текущем уровне потребления и без учета недоказанных запасов).
Запасы газа в России
1 688 228 000 млн фут3
Глобальный рейтинг: 1st | Доля мирового газа: 24,39 %
102 года природного газа осталось
(при текущем уровне потребления)
История запасов газа в России
Потребление газа в России
См. также: Список стран по потреблению газа См. также: Список стран по добыче газа Цены на нефть и газ выросли после вторжения России в Украину 24 февраля. Соединенные Штаты запретили импорт нефти и газа, а Великобритания постепенно прекращает импорт нефти в рамках ряда западных санкций, направленных на прекращение Россия от мировых финансовых артерий. Тем временем Европейский Союз заявил, что перестанет полагаться на российский газ. В 2020 году в мире было потреблено 3 822,8 миллиарда кубометров (млрд кубометров) природного газа, согласно Статистическому обзору мировой энергетики BP за 2021 год. , за ней следуют Россия (411,4 млрд м3) и Китай (330,6 млрд м3). Россия обладает крупнейшими запасами природного газа, за ней следуют Иран и Катар. В совокупности на эти три страны приходилось половина мировых запасов природного газа в 2020 году. Доказанные запасы России составляют около 48 938 млрд кубометров, Ирана — 34 077 млрд кубометров, а Катара — 23 831 млрд кубометров. В отличие от Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), не существует многонациональной организации для крупных экспортеров газа, которая регулирует предложение, чтобы сбалансировать рынок. Однако Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) существует как организация, состоящая из 11 членов, в которую входят Алжир, Боливия, Египет, Экваториальная Гвинея, Иран, Ливия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго и Венесуэла. Ангола, Азербайджан, Ирак, Малайзия, Мозамбик, Норвегия, Перу и Объединенные Арабские Эмираты имеют статус членов-наблюдателей. Консорциум представляет 71 процент доказанных мировых запасов природного газа. Более 80% мирового экспорта газа приходится на 10 крупнейших экспортеров. В 2020 году в 10 крупнейших экспортеров газа в мире входила Россия (199 928 млн куб. млн м3) и Нигерии (35 586 млн м3). В 2019 году крупнейшими мировыми экспортерами природного газа были Австралия (34 млрд долларов), Катар (27,5 млрд долларов), Россия (24,5 млрд долларов), Норвегия (21 млрд долларов) и США (16 млрд долларов). Италия закупила около четверти (24%) всего российского экспорта природного газа на сумму 5,8 млрд долларов. Это составило всего 39процентов импорта природного газа в страну. Не менее 37 стран напрямую импортировали российский газ в 2019 году. В число стран, напрямую импортирующих большую часть российского природного газа, входят: Беларусь, Босния и Герцеговина, Норвегия и Сербия, каждая из которых импортирует около 99 процентов своего природного газа из России. На приведенном ниже графике показано, какая часть общего объема импорта природного газа каждой страной в 2019 г. поступила непосредственно из России. Природный газ используется на транспорте, для выработки электроэнергии и тепла в домах, а также в промышленном секторе для производства сырья, такого как стекло, пластмассы и краски, среди прочего. Природный газ без запаха и цвета образуется в течение миллионов лет из разложившихся организмов, ила и песка, которые затем подвергаются воздействию тепла и давления под поверхностью Земли. Метан является самым крупным компонентом природного газа, который также содержит меньшее количество жидких фракций природного газа и таких газов, как двуокись углерода и водяной пар. Газ добывается путем вертикального или горизонтального бурения в земле, что позволяет газу подниматься по скважинам на поверхность. Затем из скважин природный газ направляется на перерабатывающие заводы, где удаляются водяной пар и неуглеводородные соединения, а ШФЛУ (сжиженный природный газ) отделяется от влажного газа. Затем он распространяется потребителям через сеть трубопроводов. Россия владеет второй по величине газовой инфраструктурой в мире после США общей протяженностью почти 100 000 км (62 137 миль). По данным МЭА, в 2021 году европейский импорт газа из России составил более 380 миллионов кубометров газа в сутки по трубопроводу, что в сумме составило около 140 миллиардов кубометров в год. Дополнительные 15 млрд м3 были поставлены в виде сжиженного природного газа (СПГ).
90327 потребляет 16 510 143 миллионов кубических футов (млн кубических футов) природного газа в год по состоянию на 2017 год. Добыча газа в России
Экспорт газа
История потребления и производства газа
См. Также
Источники
Инфография: Как еместна.
газа вашей страны поступает из России? | Инфографика Новости Какие страны экспортируют больше всего природного газа?
Какие страны напрямую импортируют больше всего российского природного газа?
Как используется и производится газ?
Европейская зависимость от российского газа