24Май

Электронные системы безопасности автомобиля: Электронные системы безопасности автомобиля

Электронные системы безопасности автомобиля

Электронные системы безопасности автомобиля

Электронные системы дополнительной безопасности автомобиля

ABS, Тraction control, Electronic Stability Control (ESC)

Над повышением безопасности вождения автомобиля, автопроизводители задумались достаточно давно. Еще в середине 1980-х годов на некоторых легковых автомобилях была впервые внедрена система ABS, тогда это была строго тормозная система для предотвращения блокировки колес и соответственно заноса автомобиля при торможении. Затем в системе ABS добавилась функция контроля тягового усилия Тraction control, чтобы предотвратить пробуксовку колес во время начала движения и ускорения. Дальнейшее развитие автомобилестроительных технологий привело к внедрению системы ESC, что вывело систему ABS на совершенно новый уровень качества и обеспечения безопасности.

Электронный контроль устойчивости (ESC), в рамках системы ABS позволяет электронике автоматически подтормаживать отдельные колеса автомобиля, ровно настолько сколько необходимо для улучшения управляемости и при любых условиях движения. Система электронного контроля устойчивости, установленная на европейских грузовых автомобилях часто имеет другое название: Directional Control (DC). Да и производители легковых автомобилей имеют очень широкий выбор различных наименований этой системы, например — ESP (Electronic Stability Program), VSA (Vehicle Stability Assist), DSC (Dynamic Stability Control), VSC (Vehicle Stability Control), DSTC (Dynamic Stability and Traction Control), VDCS (Vehicle Dynamics Control Systems) и PSM (Porsche Stability Management). Электронный контроль устойчивости (ESC), одна из систем безопасности автомобиля, которая может предотвратить занос автомобиля во многих дорожных ситуациях. Это означает, что автомобиль остается управляемым в непредвиденных ситуациях возникающих на дороге и что порог скорости безопасного вождения поднимается.
Различные исследования показали, что позитивный эффект ESC на безопасность дорожного движения является очень существенным. Особенно большое количество одно-транспортных происшествий (при участии только одного транспортного средства) с легковыми автомобилями можно предотвратить при помощи системы ESC. По данным некоторых исследований при использовании системы ESCснижается от 30% до 62% количество фатальных одно-транспортных происшествий. Поэтому, на уровне Европейской комиссии было принято постановление, что все новые модели автомобилей (легковых и грузовых), должны быть оснащены системой ESC уже с ноября 2011 года. А с ноября 2014 года, это будет применяться ко всем вновь продаваемым автомобилям.

Сигнальные лампы систем дополнительной безопасности автомобиля Toyota на щитке приборов, рис.1

Электронный контроль устойчивости по существу делает систему ABS постоянным дублёром водителя, который беспрерывно отслеживает, как автомобиль реагирует на команды водителя и текущие дорожные условия. Если внезапно появляются проблемы с управляемостью автомобиля, которые начинают развиваться, система ESC моментально включается в работу и принимает все необходимые меры, чтобы сохранить контроль над ситуацией. Это включает в себя снижение мощности двигателя за счет резервного дросселя и/или тормозящего угла опережения зажигания, а так же включение подтормаживания одного или нескольких колёс для противодействия силам, которые вызывают потерю управления и/или тяги. Все это происходит автоматически, без какого-либо участия водителя. ЭБУ системы ESC сравнивает желаемое направление (угол поворота водителем рулевого колеса) с фактическим движением транспортного средства. Фактическое движение транспортного средства определяется по суммарному отслеживанию нескольких параметров — бокового ускорения (в сторону движения) транспортного средства, вращение автомобиля и скорости отдельных колес. Когда автомобиль начинает заносить, фактическое движение транспортного средства отличается от намерения водителя.

В такой ситуации, ESC применяет подтормаживание отдельных колес с помощью возможностей системы ABS. Это гарантирует, что колеса не блокируются и, следовательно, не скользят по поверхности дороги. При помощи этой техники, колеса сохраняют нормальное сцепление с поверхностью дороги и в результате автомобиль остается управляемым под контролем водителя. Система ESC всегда устанавливается в комплексе с двумя другими системами безопасности — ABS и ASR. ASR — Anti-Slip Regulator(регулятор анти-скольжения) ещё имеет распространённое название TCS (Traction Control system). ASR предотвращает пробуксовку колес в момент трогания с места или ускорения. Таким образом ABS и ASR оказывают влияние на продольную динамику автомобиля, а ESC на поперечную, а совместная работа всех трёх систем позволяет обеспечивать стабильный контроль во всех направлениях. Одним из ключевых датчиков системы ESCявляется Yaw Rate Sensor (во многих русскоязычных мануалах обозначен как датчик рыскания, термин более распространён в морском деле и авиации, мне более понятно определение — датчик измерения угловой скорости автомобиля).
YR-Sensor измеряет угловую скорость автомобиля вокруг вертикальной оси в градусах или радианах в секунду чтобы определить положение транспортного средства в пространстве в текущий момент. Эта информация необходима для того что бы ЭБУ автомобиля понимал насколько критично увеличение угловой скорости в момент возникновения ускорения отличного от направления движения автомобиля.

При превышении запрограммированного в ЭБУ порога, система ESC включается автоматически, применяя весь арсенал средств для нормализации возникшей опасной ситуации, рис. 2

Yaw Rate Sensor, как правило, находится между сиденьями водителя или пассажира, в центральной консоли, установленный на уровне пола для того чтобы располагаться как можно ближе к центру тяжести автомобиля, рис.3

Так же необходимо знать и помнить что требуется калибровка этого датчика при замене, после его отключения при проверке, а также зачастую и просто после снятия клеммы аккумулятора. Калибровка может проводится как при помощи диагностического сканера так и без него. Калибровка датчика без диагностического сканера производится следующим образом.

Сначала надо удалить из памяти предыдущую калибровку. 1. Включите зажигание ON не заводя двигатель. 2. Используя перемычку соедините и разъедините контакты Ts и CG более 4-х раз в диагностическом разъёме DLC3 в течении 8 секунд.

3. Разъедините контакты Ts и CG.-рис.4

д


Затем откалибровать датчик заново.
4. Выключите зажигание Off.

5. Используя перемычку, снова соедините контакты Ts и CG в диагностическом разъёме DLC3.

6. Включите зажигание ON не заводя двигатель.

7. Оставьте автомобиль в неподвижном состоянии стоящим на ровной поверхности на 2 секунды или более.

8. Убедитесь что контрольная лампочка системы ESC на приборной панели мигает.

9. Разъедините контакты Ts и CG.

10. Выключите зажигание Off.

Если лампочка системы ESC на приборной панели во время проведения калибровки не мигает, попробуйте провести процедуру калибровки ещё раз. Если повторная попытка так же окончится неудачей, то проверьте систему ESC на наличие неисправностей и соответствующих кодов DTC.

Проверка корректной работы Yaw Rate Sensorпроводится следующим образом. Необходимо завести автомобиль и начать движение на ровной и достаточно широкой для разворота дороге со скоростью приблизительно 5 км/ч, затем повернуть рулевое колесо в любую сторону на 90 градусов и удерживать его до тех пор пока автомобиль не совершит разворот на 180 градусов. Остановить автомобиль в тот момент когда он будет в положении разворота на 180 (+/ — 5) градусов к стартовому положению. Перевести переключатель коробки передач в положение «Р» в этот момент, в течении примерно около 3-х секунд, должен сработать звуковой сигнал системы ESC.

Если сигнал есть то система Электронного контроля устойчивости автомобиля работает нормально, в том числе и все входящие в неё датчики. Если этого не произошло то в первую очередь необходимо проверить сам зуммер и его электроцепь. Затем повторить тест ещё раз и постараться максимально выдержать все необходимые условия. Так же необходимо помнить что после остановки нельзя вращать рулевое колесо. Если же все условия выполнены, а сигнала всё же нет, то проверьте систему ESC на наличие неисправностей и соответствующих кодов DTC.

Примеры датчиков от разных производителей, рис.5

Ещё одним не менее важным датчиком в системах дополнительной безопасности автомобиля является Steering wheel angle sensor (датчик положения рулевого колеса), рис.6

При помощи этого датчика Блок управления понимает что же хочет от автомобиля водитель. Расположен он в большинстве своём в рулевой колонке в месте крепления рулевого колеса, рис. 7

Хотя встречаются и другие места расположения, ниже по рулевой колонке ближе к рулевой рейке, рис. 8

Устройство Steering angle sensor может быть различным в зависимости от производителя и марки автомобиля. Широко распространены SASс применением обычных потенциометров, оптического и магнитно-резистивного типа.

Данные с этого датчика используются в очень многих системах автомобиля, таких как:

1. ESC (Electronic Stability Control) systems

2. EPS (Electronic Power Steering)

3. AS (Active Steering)

4. VRS (Variable Rate Steering)

5. ABS (Anti-Lock Brake System)

6. LD (Lane Departure)

7. LA (Lane Assist)

8. PA (Parking Assist)

9. EBD (Electronic brakeforce distribution)

10. S-AWC (Super All Wheel Control)

… и других.

Steering angle sensor оптического типа, рис.9

Steering angle sensor магнитно-резистивного типа, рис. 10

Принцип работы датчика положения руля довольно прост. Рассмотрим это на примере SASустанавливаемых на автомобили BMW. Датчик состоит из двух потенциометров расположенных под углом 90°.

Показания с этих двух потенциометров покрывают один полный поворот , рис. 11

руля, все данные с потенциометров повторяются после +/-180°. Датчик SAS понимает это и соответственно считает обороты руля. Полный угол положения руля таким образом состоит из текущего показания потенциометра прибавленного к количеству полных оборотов рулевого колеса в ту или иную сторону. Чтобы точное положение рулевого колеса было доступно в любое время, идёт непрерывное отслеживание всех движений руля — даже когда автомобиль стоит на месте. Чтобы достичь этого, на датчик угла поворота постоянно подаётся напряжение с терминала №30. Это означает что ослеживание за движениями рулевого колеса продолжается и с выключенным зажиганием ”OFF”. Угол поворота руля зафиксированный потенциометрами остается доступным даже после отключения питания, данные о количестве оборотов рулевого колеса после отключения питания утрачиваются. Для того, чтобы датчик угла поворота рулевого колеса понимал фактическое взаиморасположение руля и колёс автомобиля после прекращения подачи питания, в блок управления интегрировано программное обеспечение которое может рассчитать этот показатель основываясь на скорости вращения колёс автомобиля и текущем показании угла поворота руля. На некоторых моделях автомобилей достаточно прокрутить 2-3 раза рулевое колесо до упора вправо и влево на неподвижно стоящем автомобиле. На других же требуется проведение адаптации датчика SAS. Проведение этой процедура возможно как при помощи диагностического сканера так и без него. Если это процедура не проведена то блок управления не может определить точного взаиморасположения руля и колёс. При начале движения автомобиля и достижении скорости примерно 20 км/ч на приборной панели загорится соответствующий транспарант предупреждения DSC warning lamp. Процесс контроля за состоянием системы определения угла поворота рулевого колеса стартует немедленно при включении зажигания ”ON” и если число оборотов рулевого колеса не известно то система DSC сразу же переключается в пассивный режим (passive mode), а в память ЭБУ записывается соответствующий код неисправности DTC. На автомобилях с обычным приводом на одну ось возможна ситуация когда после начала движения блоку управления системой DSC удаётся просчитать корректный угол положения руля в этот момент DSC warning lam на приборной панели погаснет, а система начинает функционировать в обычном режиме. На полноприводных автомобилях система предупреждения работает несколько по иному. Код неисправности DTCзаписывается немедленно при прекращении подачи питания на датчик положения руля (SAS). Система тут же переходит в пассивный режим (passive mode) и при включении зажигания ”ON” на приборной панели загорается транспарант предупреждения DSC warning lamp, даже на неподвижно стоящем автомобиле.

Но не только прекращение подачи питания служит основной причиной появления неисправности в системе, дополнительные проверки надлежащего состояния системы проводятся периодически блоком управления DSC. Алгоритм, как уже сказано выше опирается на показания датчиков скорости колёс системы ABS и текущих значений датчика SASположения руля. В памяти блока управления EEPROM системы DSC записаны стандартные значения которые сравниваются с текущими данными поступающими с датчиков в режиме реального времени. Если значения не совпадают то система естественно переключается в passive mode со всеми вытекающими последствиями. Все кто занимаются ремонтом автомобилей наверняка встречались с ситуацией когда колёса автомобиля установлены ровно, а рулевое колесо смещено в одну или другую сторону. Это и есть яркий пример нарушения калибровки датчика SAS. Такая ситуация может возникнуть как при обычной эксплуатации автомобиля так и при проведении ремонтно-профилактических работ с элементами рулевого управления автомобилем, а так же при проведении сервисных процедур по регулировки геометрии колёс.

Калибровка нулевого положения датчика положения руля (Zero Point Calibration) без диагностического сканера на автомобилях Toyota проводится по следующему алгоритму.

Автомобиль должен находится на ровной поверхности с уклоном менее 1 градуса. Быть в неподвижном состоянии. На автомобилях с автоматической коробкой передач селектор переключения передач должен находится в положении «Р» и стояночный тормоз активирован, на автомобилях с механической коробкой передач активируйте стояночный тормоз. Во время проведения процедуры не изменяйте положения рулевого колеса и не качайте автомобиль. Колёса автомобиля должны находиться в положении строго вперёд.

1. Включите зажигание ”ON”, но не запускайте двигатель.

2. Используя перемычку соедините и разъедините контакты Ts и CG более 4-х раз в диагностическом разъёме DLC3 в течении 8 секунд, рис. 12

3. Убедитесь что индикатор VSC на приборной панели мигает, сигнализируя об обнулении предыдущей калибровки.

4. Выключите зажигание “OFF”.

5. Убедитесь что контакты Ts и CG в диагностическом разъёме DLC3 разъединены.

6. Включите зажигание ”ON”.

7. Убедитесь что индикатор VSC на приборной панели после включения зажигания загорелся и погас по истечении примерно 15 секунд.

8. По истечении 2 секунд с момента выключения индикатора VSC на приборной панели выключите зажигание.

9. Соедините перемычкой контакты Ts и CGв диагностическом разъёме DLC3.

10. Включите зажигание ”ON”.

11. После включения зажигания убедитесь что индикатор VSC на приборной панели после включения зажигания загорелся на 4 секунды, а потом начал мигать с интервалом 0,13 секунды.

12. Подождите примерно 2 секунды пока индикатор VSC на приборной панели мигает и выключите зажигание.

13. Удалите перемычку из диагностического разъёма DLC3.

14. Сделайте пробную поездку на автомобиле в течении 5 минут чтобы убедиться что калибровка нулевого положения Steering angle sensor прошла успешно. При включении зажигания и запуске двигателя индикатор VSC на приборной панели должен загореться на короткое время и погаснуть.

Если в течении пробной поездки индикатор VSC на приборной панели загорелся вновь то это обозначает что калибровка нулевого положения SAS не удалась или в системе присутствует неисправность. Попробуйте провести повторную процедуру калибровки. Если она тоже закончится не удачно проверьте систему диагностическим сканером на наличие диагностических кодов неисправности DTC.

Так же к категории основных датчиков электронных системы дополнительной безопасности автомобиля необходимо отнести датчики скорости WSS системы ABS установленные на каждом колесе автомобиля. По мере развития системы ABS изменялся и тип используемых датчиков и если в самом начале это были простые индуктивные датчики, которые постепенно потеснили датчики Хола, которым теперь в свою очередь приходится уступать место новым более продвинутым MRE sensors. Очень хорошо и подробно описал принцип их действия в своей статье «Nissan Pathfinder 2007 MRE sensor обрыв в жгуте ABS» наш коллега Кудрявцев Михаил Евгеньевич, адрес статьи в интернете autodata.ru/article/all/nissan_pathfinder_2007_mre_sensor/

Хотел бы ещё добавить что форма сигнала MRE sensors меняется в зависимости от направления движения автомобиля (вперёд/назад) и сигнал снимается не с обычного зубчатого венца, а с диска, с намагниченными фрагментами разной полярности.

Что должно существенно повысить их надёжность и точность показаний, рис. 13

Основные датчики электронных системы дополнительной безопасности автомобиля, рис. 14

Для проведения сервисного обслуживания и ремонта иногда необходимо отключать электронные системы дополнительной безопасности. На многих моделях можно произвести отключение выбрав соответствующее положение переключателя на расположенного в районе приборной панели, выбрав соответствующее положение ON/OFF. Но не на всех моделях такой переключатель предусмотрен и к примеру на новых Toyota camry есть специальная процедура включения и выключения сервисного режима. В этом режиме системы TRC и VSC можно принудительно выключить либо с помощью портативного диагностического прибора, либо одновременно включив стояночный тормоз и нажав на педаль тормоза. Информация по изменениям в сервисном режиме приведена в следующей рекомендации по техобслуживанию.

Переключение в сервисный режим (системы TRC и VSC выключены).

Системы TRC и VSC можно выключить, в описанном ниже порядке:

• С использованием стояночного тормоза и педали тормоза:

1. Убедиться, что зажигание выключено и рычаг переключения передач установлен в положение”P”.

2. Включить зажигание (ON) и запустить двигатель.

3. Пункты с 4 по 8 выполнить в течение 30 секунд после запуска двигателя.

4. Включить стояночный тормоз.

5. Дважды нажать на педаль тормоза и отпустить ее.

6. Дважды включить и выключить стояночный тормоз, нажимая на педаль тормоза.

7. Дважды нажать и отпустить педаль тормоза, пока включен стояночный тормоз. Примечание: каждый из пунктов 6 и 7 следует выполнить в течение 15 секунд.

8. Убедиться, что на мультиинформационном дисплее включилась контрольная лампа скольжения ”Slip”и сообщение ”CHECK VSC SYSTEM”. В противном случае повторить процедуру, начиная с пункта 1.

9. Электронные системы дополнительной безопасности TRC и VSC можно вернуть в нормальный режим работы, включив зажигание из выключенного состояния.

• При использовании портативного диагностического прибора:

1. Убедиться, что зажигание выключено и рычаг переключения передач установлен в положение ”P”.

2. Включить зажигание (ON) и запустить двигатель.

3. Подключить портативный диагностический прибор к разъему DLC3 и из соответствующего сервисного меню выключить системы TRC и VSC.

4. Электронные системы дополнительной безопасности TRC и VSC можно вернуть в нормальный режим работы, включив зажигание из выключенного состояния.

Диагностика электронных систем дополнительной безопасности на примере автомобилей Toyota.

При обнаружении ЭБУ электронных систем дополнительной безопасности неисправности в системах ABS с электронной системой распределения тормозного усилия (EBD), усилителя экстренного торможения, антипробуксовочной системы (TRC) или системы курсовой устойчивости (VSC) включаются соответствующие контрольные лампы и сообщения на мультиинформационном дисплее, указывающие неисправный узел, рис. 15

При неисправности в системах ABS, EBD и в усилителе экстренного торможения системы TRC и VSC отключаются. Соответственно, включается главная контрольная лампа и контрольная лампа скольжения ”Slip”, а на мультиинформационном дисплее выводится сообщение ”CHECK VSC SYSTEM”.

При этом в память системы записываются электронные коды неисправности (DTC). Коды DTC могут быть считаны по числу миганий контрольной лампы ABS или по выводу кодов на мультинформационный дисплей при подключении перемычки к клеммам Tc и CG разъема DLC3 или с помощью диагностического прибора.

В данной системе предусмотрен режим активной диагностики сигналов датчиков. Функция активируется путем подключения перемычки к клеммам Tc и CG разъема DLC3 или с помощью диагностического прибора. Контрольная лампа ABS и контрольная лампа VSC мигают с интервалом 0,25 с. Эта контрольная функция обеспечивает проверку датчика замедления, датчика рысканья, датчика давления в главном тормозном цилиндре и датчика скорости.

Пример вывода информации на мультиинформационный дисплей, рис. 16


Отображается код исправного состояния системы                                                  Отображается код DTC

При определённых неисправностях работа электронных систем дополнительной безопасности переходит в аварийный режим. Вот некоторые причины вызывающие такой переход.

• При возникновении неисправности системы ABS и/или усилителя экстренного торможения, ЭБУ электронных систем дополнительной безопасности блокирует включение дополнительных тормозных систем (ABS, усилитель экстренного торможения, TRC, VSC).

• При возникновении неисправности электронной системы распределения тормозного усилия (EBD), ЭБУ электронных систем дополнительной безопасности блокирует работу этой системы. Даже в этом случае обеспечивается эффективная работа тормозной системы, за исключением дополнительных тормозных систем (ABS с EBD, усилитель экстренного торможения, TRC, VSC).

• При возникновении неисправности антипробуксовочной системы (TRC) и/или системы курсовой устойчивости (VSC), электронный блок управления блокирует включение этих систем.

• При появлении неисправности в линии связи между ЭБУ электронных систем дополнительной безопасности и датчиком угла поворота рулевого колеса, датчиком рысканья и замедления или ЭБУ двигателя, ЭБУ электронных систем дополнительной безопасности блокирует функционирование антипробуксовочной системы (TRC) и системы курсовой устойчивости (VSC).

• Если ЭБУ двигателя регистрирует определённые коды неисправности DTC (список этот варьирует от марки модели и года выпуска автомобиля), то он блокирует функционирование антипробуксовочной системы (TRC) и системы курсовой устойчивости (VSC).

Так же, в определённых случаях, при обнаружении критических кодов неисправности DTC (с точки зрения производителя автомобиля) могут отключаться не только электронные системы дополнительной безопасности автомобиля TRC и VSC, но и происходит принудительное снижение мощности через непосредственное управление на прямую с ЭБУ двигателя электромотором дроссельной заслонки для ограничения максимальных оборотов двигателя. Так называемый режим ”LIMP MODE”.

Режим ограничения мощности включается и в экстремальных ситуациях возникающих на дороге и при включении систем TRC и VSC. При включении системы курсовой устойчивости VSC, ЭБУ электронных систем дополнительной безопасности подает сигнал включения VSC на ЭБУ двигателя.

При получении этого сигнала ЭБУ двигателя регулирует положение дроссельной заслонки для изменения мощности двигателя, рис. 17

Ну и в заключении совсем коротко о том что из себя представляет система ABS с электронной системой распределения тормозного усилия (EBD).

ЭБУ электронных систем дополнительной безопасности рассчитывает скорость каждого колеса, величину замедления, а также распознает блокировку колес на основании сигналов от датчиков скорости колес, скорости поворота автомобиля вокруг вертикальной оси и замедления. В зависимости от того, пробуксовывают колеса или нет, ЭБУ электронных систем дополнительной безопасности регулирует давление тормозной жидкости в рабочем цилиндре каждого колеса, включая обратный и редукционный клапаны в одном из трех режимов: снижение, удержание и повышение давления.

В таблице приведён наглядный пример системы ABS с электронной системой распределения тормозного усилия (EBD) в различных режимах работы. Рис. 18

Конечно же это не полная информация о строении и функционировании систем дополнительной безопасности автомобиля ABS, TRC и VSC, а всего лишь тезисный обзор основных моментов. Более глубже узнать и как следует разобраться возможно только через ежедневную практику работы с этими системами при ремонте и сервисном обслуживании автомобилей.

Удачных всем ремонтов и беспроблемного обслуживания своих автомобилей.

Боровиков Игорь Александрович

© Легион-Автодата

ник на форуме Легион-Автодата
http://forum.autodata.ru/index.php

semirek

Автосервис «Япония Авто»
г. Калининград, ул.Портовая, 45
+7 [4012] 63 12 55, 65 60 99, +7(911) 475 9493
http://www.japanauto.ru/


Электронные системы безопасности в авто: 12 самых полезных

Гордитесь своей машиной со множеством электронных помощников? Скорее всего, в следующем авто их будет еще больше. Но какие из них действительно полезны? Специалисты InterCargo исследовали новейшие автомобильные системы безопасности и выделили из них 12 лучших.

Большинство современных средств безопасности доступны на самых разных автомобилях – от недорогих компактных седанов до роскошных моделей. Нередко производители комплектуют их вместе с дорогими навигационными системами или техническими пакетами. При этом функциям присваиваются «фирменные» названия.

Некоторые системы действительно важны и полезны; другие, скорее всего, вам никогда не понадобятся. Внимательно изучите возможности современных помощников и выберите из них те, за которые не жалко отдать деньги.

Вот беглый взгляд на системы безопасности, которые сегодня предлагаются наиболее массово и действительно могут выручить в пути.

1. Адаптивный круиз-контроль


Он способен не только поддерживать заданную скорость, как обычный круиз-контроль. Адаптивный круиз-контроль (ACC, Adaptive Cruise Control) ускоряет и замедляет автомобиль, позволяя уверенно держаться в потоке, не отставая от других участников дорожного движения. Используя комбинацию радара, камер и вычислительной мощности, ACC поднимет дроссельную заслонку или тормозит авто по мере необходимости, если вы слишком приближаетесь к впереди идущему автомобилю. Когда дорога снова свободна, система возвращает машину к желаемой скорости. Некоторые АСС работают только при превышении определенного порога скорости. Лучшие из них могут функционировать даже в условиях движения с частыми остановками, полностью тормозя автомобиль и снова ускоряясь, когда позволяют условия.

Примеры: Chrysler Adaptive Cruise Control Plus with Full Stop, Ford Adaptive Cruise Control, Honda Adaptive Cruise Control, Nissan Intelligent Cruise Control 2.

2. Система контроля «слепых» зон


Настоящим помощником в обеспечении безопасности на скоростных загруженных автомагистралях, особенно в ненастную погоду, являются система контроля слепых зон (DSM, Blind Spot Monitor). Она использует камеры или радары для наблюдения за движением в соседних полосах. Если сбоку или немного позади от вашего авто обнаружено транспортное средство, система активирует сигнальную лампу, установленную в наружном зеркале или рядом с ним с соответствующей стороны. Таким образом, система предупреждает, что в «слепой» (не видимой в зеркале заднего вида) зоне находится другой автомобиль. Это упрощает процесс перемещения по полосам движения. А главное – делает его безопасным.

Примеры: Ford Blind-Spot Information System, Chrysler Blind-Spot Monitoring, Subaru Blind-Spot Detection, Volvo Blind-Spot Information System.

3. Система оповещения о перекрестном движении


Как раз то, что нужно на оживленной парковке: система оповещения о перекрестном  движении (СTA, Cross-Traffic Alert)

использует радар для обнаружения приближающихся автомобилей, когда вы сдаете назад, чтобы выехать с парковочного места. Обнаружив транспортное средство, приближающееся с любой стороны, система подает звуковой сигнал. Причем, еще до того, как вы сами сможете обнаружить опасность  (например, если ваша машина окружена большими внедорожниками). Продвинутые СTA задействуют тормоза, если определяют, что столкновение неизбежно.

Примеры: Chevrolet Rear Cross-Traffic Alert, Chrysler Rear Cross Path, Nissan Rear Cross-Traffic Alert, Subaru Rear Cross-Traffic Alert.

4. Система предупреждения о сходе с полосы

Эта система (LDW, Lane Departure Warning ) срабатывает, принимая информацию с камер и/или радара, а также специальных датчиков. LDW отслеживает разметку, когда вы едете по шоссе и второстепенным двухполосным дорогам, и издают звуковое и/или визуальное предупреждение, когда колеса авто ее пересекают. В некоторых системах (например, от General Motors) в качестве дополнительного предупреждения водителя включается вибрация подушки сиденья – с той стороны, с которой автомобиль отклонился от курса.

Примеры: Cadillac Lane-Departure Warning with Safety-Alert Seat, Honda Lane-Departure Warning, Toyota Lane-Departure Alert.

5. Система удержания полосы движения


Помощь системы удержания полосы движения (LKS, Lane Keeping System) превращает автомобиль практически в самоуправляемый. То есть автоматически предпринимает действия для того, чтобы удержать транспортное средство в полосе движения. По сути, это более надежная комбинация адаптивного круиз-контроля (ACC) и системы помощи при движении по полосе (LCA). При активации система позволяет водителю выполнять задачи, не связанные с вождением. Особенно это пригодится в городских «пробках».

Но LKS, конечно, не заменяет водителя полностью. Поэтому, когда он убирает обе руки с руля, система выдает предупреждающий сигнал.

Примеры: Chevrolet Lane-Keep Assist, Mercedes-Benz Active Blind-Spot Assist, Chrysler Lane-Keep Assist, Honda Lane-Keeping Assist System.

6. Система предупреждения о лобовом столкновении

Система предупреждения о лобовом столкновении (FCW, Forward Collision Warning) извещает водителя в случае возможного столкновения с впереди идущим автомобилем.  Использует тот же тип камеры, радара или лазера, что и адаптивный круиз-контроль. Система обеспечивает визуальное и звуковое предупреждение, когда столкновение неизбежно. При этом реагирует на опасность с возрастающей интенсивностью по мере ее приближения: сигнальные лампы на приборной панели (или значки в проекции на лобовое стекло) меняют цвет с желтого на красный, звуковые сигналы становятся все более частыми.

Примеры: Chevrolet Forward-Collision Alert, Honda Forward-Collision Warning, Nissan Predictive Forward-Collision Warning.

7. Система экстренного торможения

Эта технология (BAS, Brake Assist) срабатывает, когда обнаруживает, что водитель начал экстренное торможение. BAS дополняет его усилия, обеспечивая оптимальное тормозное усилие – без полной блокировки колес, которая может вызвать неуправляемый занос. Работая совместно с антиблокировочной системой тормозов (ABS) Brake Assist реагирует быстрее, чем самый проворный водитель. В результате, экстренное торможение происходит безопасно, тормозной путь – максимально короткий.

Примеры: Ford Brake Support, Honda Collision-Mitigation Braking System, Toyota Brake Assist.

8. Система автономномного экстренного торможения


Прежде всего, эту систему (AEB, Autonomous Emergency Braking) не следует путать с системой помощи при экстренном торможении (BAS). Последняя не включается сама, в то время как AEB задействует тормоза автоматически, если водитель бездействует.

В большинстве случаев автоматическое торможение может предотвратить столкновение. Или, по крайней мере, смягчить тяжесть аварии и связанных с ней травм.

В транспортных средствах, оснащенных AEB, автоматические системы используют для наблюдения за движением лазерные технологии, радары или камеры. Если водитель медленно реагирует на дорожную обстановку, они дают ему время опомниться – подавая визуальные и/или звуковые сигналы – и лишь затем берут управление на себя.

Примеры: Chrysler Forward-Collision Warning Plus, Honda Collision-Mitigation Braking System, Toyota Pre-Collision System with Pedestrian Detection.

9. Родительский (или работодателя) контроль (мониторинг)


Несколько автопроизводителей, в том числе Ford и General Motors, предлагают системы, позволяющие родителям или работодателям настроить один или несколько ключей для управления настройками автомобиля. Это полезно, если вы хотите обеспечить безопасность водителя-подростка или контролировать вождение своего сотрудника.

Например, вы можете запрограммировать максимальную скорость автомобиля, ограничить громкость радио или включить предупреждение о непристегнутых ремнях безопасности. Система позволяет фиксировать расстояние, пройденное авто и оповещать о превышении ограничений.

Примеры: Ford My Key, Chevrolet Teen-Driver Vision.

10. Система обнаружения пешеходов


Система обнаружения пешеходов (Pre-Collision Assist и др.) – более продвинутая версия системы предупреждения столкновений и автономного экстренного торможения – может идентифицировать человека или велосипедиста, который находится/появляется на пути движения авто. В этом случае она сигнализирует об опасности и при необходимости применяет торможение. Некоторые передовые системы (например, у BMW и Cadillac) используют инфракрасную технологию, чтобы лучше идентифицировать людей или животных ночью, прежде чем их выхватит свет фар или заметит человеческий глаз.

Примеры: Cadillac Night Vision, BMW Night Vision with Pedestrian Detection, Volvo City Safety.

11. Камеры объемного обзора


Система 360-градусных камер, т.н. «объемного обзора»  объединяет изображения с оптики, установленной спереди и сзади авто, под зеркалами заднего вида и т.д., в картинку, которая отображается на центральной консоли машины. Водители могут наблюдать за обстановкой вокруг авто в любое время суток (в том числе доступен вид сверху). Это особенно полезно во время движения задним ходом и маневрирования в ограниченном пространстве.

Примеры: BMW Surround View Camera System with 3D View, Nissan Around View Monitor, Volvo 360 Surround View.

12. Парковочный ассистент

Доступно несколько систем, облегчающих парковку авто – от подающих звуковые сигналы, до более продвинутых, использующих камеры заднего вида. Простые ультразвуковые датчики, установленные на бампере, подают звуковой сигнал, который учащается по мере приближения авто к объектам.

Камеры заднего вида позволяют видеть «картинку» позади транспортного средства. В настоящее время они не просто широко распространены – их установка является федеральным требованием в США для моделей, произведенных после 2018 года.

Наилучшим решением являются системы автоматической парковки от BMW, Chrysler, Ford и др. компаний. Они позволяют водителям просто остановиться перед свободным местом, нажать кнопку и сосредоточиться на торможении, в то время как их автомобиль самостоятельно занимает место на парковке.

Примеры: Ford Active Park Assist, Chrysler ParkSense Park Assist, BMW Parking Assistant.

Системы безопасности транспортных средств (автомобили)

30. 9.

Автомобильные системы безопасности

Производители автомобилей и сигнализаций постоянно пытаются улучшить защиту от угона. В последнее время были достигнуты большие успехи благодаря тому, что система сигнализации стала неотъемлемой частью электроники автомобиля. Даже модернизированные системы по-прежнему очень эффективны. Используются три основных типа охранной сигнализации:
(a) Выключатель работает на всех точках входа.
(b) Определено напряжение батареи.
(c) Объемное определение.
Кроме того, для выведения из строя транспортного средства используются следующие методы: (i) Отключение цепи зажигания и/или стартера.
(it) Кодовый замок ЭБУ двигателя.
Тревоги могут быть установлены отдельным переключателем или ИК-передатчиком. Сейчас чаще всего они устанавливаются автоматически при запирании дверей. Профессиональные угонщики автомобилей всегда находят способы обойти новейшие системы сигнализации. Производители автомобилей стремятся быть на шаг впереди. Рассматривается законодательство для установки устройств слежения в неизвестной части шасси транспортного средства. Его можно активировать во время угона автомобиля, что позволит полиции отследить автомобиль.
30.9.1.

Обзор доступных систем.

Хорошие системы сигнализации, доступные в настоящее время, либо модернизируются, либо устанавливаются на заводе. Большинство из них предназначены для транспортных средств с отрицательным заземлением 12 В. Они используют электронные сирены и генерируют звуковой сигнал при постановке на охрану и снятии с охраны. Все они срабатывают при открытии двери автомобиля и автоматически сбрасываются через определенный промежуток времени, часто 1 или 2 минуты. Сигнализация срабатывает мгновенно при взломе точки входа. Большинство систем состоят из двух частей, с отдельным блоком управления и сиреной. В большинстве систем блок управления устанавливается в салоне, а сирена под капотом.
В самых последних системах используются два инфракрасных дистанционных ключа, в которые встроены маленькие батарейки таблеточного типа и которые имеют светодиод, показывающий, когда посылается сигнал. Они работают только с одним транспортным средством. Датчики проникновения, которые обнаруживают движение автомобиля или используют объемное зондирование, можно настроить на чувствительность.
При работе с проблесковыми маячками большинство систем потребляют ток около 5 А, а без мигающих огней (только сирена) потребляемый ток составляет менее 1 А. Сирены издают уровень звука около 95 дБ при измерении на расстоянии 2 м перед автомобилем. . Блок-схема комплексной сигнализации



Рис. 30.59. Блок-схема комплексной системы сигнализации. Система
показана на рис. 30.59. Система, как обычно, содержит ряд входов и выходов следующим образом.
Входы:
• Питание зажигания.
• Сигнал запуска двигателя.
• Объемный датчик.
• Выключатель капота.
• Дрожащий переключатель.
• ИК/РЧ дистанционный сигнал.
• Дверные выключатели.
• Переключатель управления. Выходы:
• Объемный преобразователь.
• Системный светодиод.
• Звуковой сигнал или сирена.
• Аварийные огни.
• Иммобилайзер зажигания.
• Цепь контура.
• Электрические стеклоподъемники, люк в крыше и дверные замки.
Некоторые установленные на заводе сигнализации связаны с центральной системой блокировки дверей, известной как ленивый замок. Одно нажатие на пульт включает сигнализацию, закрывает окна и люк в крыше и, наконец, запирает двери.
30.9.2.

Электронные блоки управления с защитным кодом

Одной из последних идей является использование кода безопасности в электронном блоке управления двигателем, чтобы его можно было разблокировать, чтобы двигатель мог запускаться только при получении закодированного сигнала. Форд использует специальный ключ зажигания, запрограммированный на необходимую информацию. Citroen использует аналогичную идею в некоторых своих моделях, но код нужно вводить с цифровой клавиатуры.
Конечно, при таком расположении автомобиль также можно поднять на грузовик и увезти, но при этом требуется новый ЭБУ управления двигателем, что является дорогостоящим.

Объяснение систем безопасности автомобиля

Ви-ох, пи-ох, сигнал, сигнал, сигнал, бип, бип, бип… Ах, сладкая мелодия современной автомобильной сигнализации. Безопасность автомобиля — это большой бизнес. Если вы беспокоитесь о том, что кто-то украдет ваш автомобиль, посетите местного продавца аксессуаров для мобильных устройств и спросите о правильно спроектированной и установленной системе безопасности автомобиля. Прежде чем вы выйдете за дверь, давайте рассмотрим варианты систем безопасности и датчиков и поговорим о важности правильной установки, чтобы ваш автомобиль оставался там, где вы его оставили.

Классическая автомобильная сигнализация

В большинстве случаев автомобильной сигнализацией будет управлять портативный пульт дистанционного управления, также известный как брелок. Эти пульты дистанционного управления используют радиочастотные сигналы для связи с модулем управления в автомобиле. Если вы хотите включить сигнализацию, нажмите кнопку блокировки на пульте дистанционного управления, и система среагирует практически мгновенно.

Доступны пульты дистанционного управления различных стилей. Самые простые включают одну кнопку, которая переключает функции постановки на охрану и снятия с охраны. Немного более сложный пульт может включать в себя специальные кнопки блокировки, разблокировки, открывания багажника и дополнительные выходные кнопки. Многие сигнализации интегрированы с дистанционным запуском автомобиля или наоборот. В этих системах одна из кнопок на пульте обычно предназначена для запуска автомобиля.

Назначение системы безопасности автомобиля

Проще говоря, цель сигнализации — следить за автомобилем на предмет попыток угона или вандализма. Когда система обнаруживает срабатывание определенной зоны или датчика, она включает громкую сирену. В зависимости от вашего автомобиля вы можете включить звуковой сигнал и мигание габаритных огней при срабатывании сигнализации.

Этот печально известный мигающий красный или синий светодиод на приборной панели сигнализирует потенциальным ворам о том, что вы приняли меры для защиты своего автомобиля и имущества. Знание того, что в автомобиле установлена ​​сигнализация, может быть адекватным сдерживающим фактором, который убеждает вора перейти к другой цели.

Функции дистанционного запуска автомобиля

Мы упоминали, что системы безопасности являются популярным вариантом для дистанционного запуска автомобиля. Некоторые производители предлагают отдельные системы дистанционного запуска, безопасности и гибридные (дистанционный запуск и безопасность) системы. Другие компании разработали свои дистанционные пускатели так, чтобы в качестве опций можно было использовать сирену и датчик удара. Такой модульный подход позволяет обновлять систему в любое время.

Зоны охраны

Современные системы безопасности способны контролировать несколько зон или датчиков одновременно. Например, ваша сигнализация будет подключена к штыревым проводам вашей двери. Эти же провода сигнализируют о включении плафона при открытой двери. Если система обнаружит, что дверь открыта, она немедленно сработает.

Многие системы безопасности имеют отдельные входы для контроля капота и багажника. Ваш установщик может выбрать использование штыревого переключателя на капоте или багажнике или ртутного переключателя. Если в вашем автомобиле есть заводской контроль капота или багажника, эти соединения часто совместимы с системой безопасности послепродажного обслуживания.

Каждая автомобильная сигнализация оснащена датчиком удара для обнаружения внезапных ударов по автомобилю. Существует множество различных конструкций датчиков удара. Некоторые датчики удара работают, подвешивая небольшой металлический шарик рядом с индуктором на пружине или резиновом ремешке. Оба позволяют шарику двигаться независимо от корпуса датчика. Когда шарик движется из-за удара или вибрации, он индуцирует ток в индукторе. Включенная схема определяет амплитуду движения и решает, должна ли она вызывать тревогу.

Еще одним методом контроля ударов и вибрации является цифровой акселерометр. Акселерометр связывается с микрокомпьютером в датчике удара, чтобы предоставить информацию о движении автомобиля. Преимущество этого типа датчика заключается в том, что он почти невосприимчив к изменениям температуры. Большинство автомобильных акселерометров надежно работают в диапазоне от -40 до более 220 градусов без заметного изменения точности.

Большинство охранных систем обеспечивают два уровня оповещения на основе сигнала датчика удара. Легкое прикосновение к автомобилю вызовет предупреждение о том, что автомобиль защищен системой безопасности. Это предупреждение обычно подается в виде последовательности коротких сигналов сирены. Цель состоит в том, чтобы воры перешли к транспортному средству без дополнительной защиты. Разумеется, при резком ударе сразу же сработает сигнализация.

Дополнительные датчики безопасности

Знакомство с тонировкой автомобильных стекол…

Пожалуйста, включите JavaScript

Знакомство с оттенками и цветами тонировки автомобильных стекол

Существует множество датчиков, позволяющих повысить эффективность и возможности покрытия автомобильной сигнализации. Датчики наклона и движения могут обнаруживать незначительные изменения угла наклона транспортного средства, чтобы активировать сигнализацию. Это отличный вариант, если вы хотите защитить хороший комплект колес или беспокоитесь о том, что кто-то поднимет автомобиль, чтобы украсть ваш каталитический нейтрализатор.

Датчики разбития стекла включают в себя микрофон и систему обработки сигналов, настроенную на прослушивание звука удара твердого предмета о стекло. Для срабатывания этих датчиков часто бывает достаточно твердого прикосновения ключом или монетой.

Еще одним популярным вариантом являются радарные датчики или датчики возмущения поля. Эти устройства создают радиочастотное поле вокруг датчика. Когда объект перемещается в поле или выходит из него, срабатывает сигнал тревоги. Эти датчики идеально подходят для автомобилей с откидным верхом и джипов, в которых можно получить доступ к салону без срабатывания датчика удара или движения. Размер поля регулируется, поэтому ваш установщик может работать с вами, чтобы определить подходящее количество покрытия. Имейте в виду, что ложные срабатывания очень раздражают.

Удобные функции

Самая популярная удобная функция — управление дверным замком. Эта функция является стандартной почти для всех систем сигнализации. При включении сигнализации двери запираются. Неудивительно, что двери разблокируются, когда вы отключаете сигнализацию. Удаленное открывание багажника — еще одна популярная удобная функция. Большинство систем безопасности имеют специальный выход для открывания багажника, который автоматически отключает датчик удара или отключает сигнализацию непосредственно перед открытием багажника или люка. Если у вас нет устройства открывания багажника с электроприводом, к большинству автомобилей можно добавить соленоид, чтобы имитировать функцию ключа.

Электростеклоподъемники, люк в крыше и электропривод управления сдвижной дверью также доступны в качестве опций. Отличным примером управления электрическими стеклоподъемниками может быть поднятие окон, как только система будет поставлена ​​на охрану. Если у вас есть фургон с задней дверью с электроприводом или автомобиль с моторизованным багажником, вы также можете управлять им удаленно.

Важность правильной установки

Mobile Edge показывает нам, как выглядит надежно спрятанный, профессионально подключенный мозг сигнализации.

Так же, как и в случае установки дистанционного запуска, то, как автомобильная сигнализация интегрирована в ваш автомобиль, может существенно повлиять на его работу и надежность.

Многие новые автомобили используют компьютеризированные сети передачи данных для контроля и управления функциями. Управление дверным замком, состояние двери и капота (открыта или закрыта), управление заводской сигнализацией и даже активация звукового сигнала выполняются в цифровом виде через модуль интеграции автомобиля. Эти модули должны быть настроены вашим установщиком для конкретной марки, модели, года выпуска и комплектации вашего автомобиля перед установкой.

Любые электрические соединения, необходимые для установки вашей сигнализации, должны быть тщательно спланированы и выполнены. Установщик, который просто перерезал бы провод стартера под приборной панелью и установил реле, отключающее стартер, фактически пометил одно из соединений, которое потребуется вору, чтобы подключить автомобиль. На современных автомобилях «горячая проводка» практически невозможна, потому что большинство ключей включают в себя установленную на заводе систему безопасности или иммобилайзер. При этом размещение модулей, датчиков и реле не должно привлекать к себе внимание. Если они не спрятаны должным образом, вору будет намного легче обойти вашу систему безопасности.

Вся проводка должна быть аккуратной. Все соединения должны быть механически надежными и электропроводными. Использование материалов для обертывания жгутов, таких как тканевая лента, виниловая лента или разъемные трубки, которые соответствуют заводской проводке, — отличный способ для вашего установщика скрыть систему безопасности.

Заводские системы безопасности

Если вы посмотрите на брошюру о новом автомобиле, вы увидите, что формулировка, выбранная для описания заводской «сигнализации», была выбрана очень разумно. Давайте рассмотрим несколько примеров. Ford Focus включает в себя «пассивную противоугонную систему двигателя», Honda Civic имеет «иммобилайзерную противоугонную систему» ​​и, наконец, Toyota Camry имеет «противоугонную систему с сигнализацией». Далее в брошюре Camry описывается, как работает система: «Когда вы вставляете ключ в замок зажигания или вносите в автомобиль брелок Smart Key, ключ передает в автомобиль электронный код. Двигатель запустится только в том случае, если код в чипе транспондера внутри ключа/брелока совпадет с кодом в иммобилайзере автомобиля».

Звучит неплохо, не так ли? К сожалению, продублировать код с этих чипов транспондеров несложно. В конце концов, если вы потеряете свой ключ или брелок, должен быть способ заменить его. Аппаратное обеспечение для клонирования ключа можно приобрести примерно за 100 долларов. Вы также заметите, что нет упоминания о предотвращении повреждений или защите. Очень немногие заводские системы безопасности, если они вообще есть, включают в себя датчик удара.

Если ваша система безопасности послепродажного обслуживания включает в себя систему блокировки стартера, даже с заводским ключом или брелком, автомобиль не заведется без отключения сигнализации.

Предотвращение угона автомобиля

Жестокий факт заключается в том, что любой, у кого есть бортовая платформа, может подъехать к вашему автомобилю, накинуть крюк на раму и затащить его на платформу. Через минуту даже при срабатывании сигнализации ваша машина может исчезнуть. Важным аспектом обеспечения безопасности вашего автомобиля является связь. Если вы знаете, что кто-то вмешивается в ваш автомобиль, вы можете посмотреть в окно, чтобы увидеть, что происходит, и при необходимости вызвать полицию. (Пожалуйста, не выбегайте за дверь с криками и визгом – вы не знаете, есть ли у них оружие.)

Брелоки дистанционного управления, которые могут принимать сигналы от автомобиля, являются отличным вариантом. Когда сработает сигнализация, ваш брелок начнет вибрировать и гудеть, чтобы вы знали, что что-то происходит.