Датчик положения дроссельной заслонки — признаки неисправности
Конструкция современного автомобиля включает в себя множество элементов, это может быть и дорогая турбина, и копеечный датчик положения дроссельной заслонки. При этом стоимость детали вовсе не показывает ее значимости. Так, выход из строя указанного датчика может повлечь за собой нарушение работы двигателя и дорогой ремонт.
- Зона ответственности ДПДЗ
- Из-за чего нам может потребоваться ремонт датчика?
- Регулировка в своем гараже
- Замена и выбор датчика – бесконтактный или пленочный?
- Призрачные возможности ремонта
Зона ответственности ДПДЗ
В этой статье рассмотрим особенности этой детали и приведем подробные инструкции ее ремонта, регулировки и замены. Но прежде чем переходить непосредственно к практической части, следует уделить немного внимания теории и рассмотреть, что собой представляет дроссельная заслонка и ее датчик, какие функции они выполняют и где находятся. Итак, сама заслонка является конструктивной составляющей впускной системы двигателя.
Датчик положения дроссельной заслонки передает информацию коллектору о состоянии пропускного клапана. Это очевидно из его названия. Датчик может быть пленочный или бесконтактный (магнитный). Его конструкция аналогична воздушному клапану, и когда он находится в открытом состоянии, то давление в системе равно атмосферному. Но как только элемент переходит в закрытое положение, то и значение вышеуказанной характеристики сразу же снижается до состояния вакуума.
Состоит датчик дроссельной заслонки из постоянного и переменного резисторов, сопротивление которых достигает 8 Ом. Напряжение же на его выходе в зависимости от положения самой заслонки постоянно меняется. За всем процессом следит контроллер, а количество топлива регулируется в зависимости от полученных данных.
Чтобы совершить диагностику какого-либо узла или детали, следует знать ее месторасположение. Датчик положения дроссельной заслонки находится в моторном отсеке. Добраться до него сможете после того, как найдете дроссельный патрубок, на котором и зафиксирован ДПДЗ.
Из-за чего нам может потребоваться ремонт датчика?
Ничего вечного еще не изобрели, и этот элемент тоже ломается. Рассмотрим, какие причины могут спровоцировать его выход из строя и как это можно заметить. Неисправности датчика положения дроссельной заслонки в основном вызваны естественным износом.

Понять же, что пора обратиться в сервисный центр либо произвести самостоятельную диагностику и при необходимости ремонт, можно по следующим признакам. Прежде всего прислушайтесь к своему автомобилю во время холостого хода, если обороты «плавают», то не медлите с проверкой устройства. Еще тревожным знаком должна послужить остановка движка при резком сбросе педали. А во время набора скорости может создаться впечатление, что топливо не попадает в систему, автомобиль подергивается и появляются рывки.
Иногда же обороты как бы зависают в одном диапазоне (1,5–3 тысячи) и не изменяют свое положение даже при переключении на нейтральную передачу. Кроме того, ухудшается динамика. В общем, малейшее нарушение в работе двигателя должно насторожить. Кстати говоря, обратите внимание и на приборную панель, на ней должна загореться сигнальная лампочка «Check engine». Если такое произошло, то ваш автомобиль автоматически переходит в аварийный режим, а сделав компьютерную диагностику, вы увидите, что причина кроется именно в датчике.
Проверка датчика без помощи автоэлектрика
Осуществить проверку датчика положения дроссельной заслонки достаточно легко, и справиться с подобной задачей сможет каждый, тем более для этого вам понадобится всего лишь мультиметр, а когда такового в наличии нет, то сгодится и простой вольтметр. Далее выполняем все действия, приведенные ниже.
Поворачиваем ключ в замке зажигания и измеряем напряжение между контактом ползунка и минусом. Его значение не должно превышать 0,7 В. Затем открываем заслонку, повернув пластиковый сектор, опять производим замеры. Теперь прибор должен показать более 4 В. Полностью включаем зажигание, после чего вытягивается разъем и проводится проверка сопротивления между любым выводом и ползуном.
Теперь медленно вращаем сектор и наблюдаем за показателями измерительного прибора. Его стрелка также должна плавно менять свое положение, а любые скачки являются признаком неисправности датчика. Есть маленькая хитрость. Если не хотите отсоединять провода, то их можно просто проткнуть тонкой иглой, хотя лучше не ленитесь и сделайте все как положено.
Регулировка в своем гараже
Производить настройку датчиков положения дроссельной заслонки может даже начинающий автолюбитель, главное, четко придерживаться инструкции, приведенной ниже. Причем эта операция не зависит от того, какой принцип работы ДПДЗ – бесконтактный или нет. Итак, сначала проводим подготовительные работы. Отсоединяем гофрированную трубку, по которой проходит воздух, и тщательно промываем ее спиртом, бензином либо иным сильнодействующим растворителем. Но не всегда достаточно одной жидкости, чтобы добиться лучшего эффекта, следует протереть трубку еще и мягкой тряпочкой. Такую же операцию проводим с самой заслонкой и с впускным коллектором. Кроме того, не забудьте произвести и визуальный контроль, особенно это касается заслонки.
Итак, никаких механических повреждений не выявлено? Тогда приступаем непосредственно к регулировке датчика положения дроссельной заслонки. Для начала берем ключ и ослабляем винты. Затем поднимаем заслонку и резко опускаем до упора, учтите, вы должны услышать удар, в противном случае повторите операцию еще раз. Ослабляем винты, пока деталь не перестанет «закусывать». И только тогда можно зафиксировать положение крепежных элементов гайками. Следующими раскручиваем болтовые соединения ДПДЗ и поворачиваем корпус устройства. Далее выставляем датчик положения дроссельной заслонки так, чтобы изменение напряжения происходило только при открытии заслонки. Настройка закончена, осталось вернуть все на свои места, затянуть болты и наслаждаться поездками на любимом автомобиле.
Замена и выбор датчика – бесконтактный или пленочный?
Если же элемент вышел из строя, то скорей всего спасет положение его полная замена. Один из важных моментов этого этапа – правильный выбор нового устройства. Конечно, если вы не желаете через короткий промежуток времени проводить все операции снова, то следует отдавать предпочтение только качественному товару, и уж тем более избегайте дешевых китайских подделок. Кроме того, не останавливайте свой выбор и на пленочно-резистивных моделях. Они недолговечны, и такая экономия может вылиться вам в круглую копеечку. А вот бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки отличаются повышенной надежностью. Стоят они всего несколько долларов.
Пленочная модель имеет резистивные дорожки, бесконтактный же экземпляр работает по принципу магнитного эффекта. Его составными частями выступают статор, ротор и магнит. На первый магнитное поле имеет огромное воздействие. Материал второго же выбирают таковым, чтобы на него магнит не имел никакого влияния. Расстояние между элементами ДПДЗ не изменяется и подбирается на этапе сборки. Стоит ли говорить, что бесконтактный датчик не ремонтируемый.
Сама же замена займет у вас намного меньше времени, чем выбор устройства. Но несмотря на то, что процесс довольно прост, рассмотрим его подробно. Подготавливаем крестовую отвертку, уплотнительное кольцо для дроссельного патрубка и, конечно же, саму деталь. Замена начинается с отключения зажигания, если авто было заведено. Открываем капот и не забываем отключить аккумулятор. Чтобы это сделать, снимаем минусовую клемму.
Теперь находим датчик на дроссельном патрубке и снимаем с него колодку с проводами, скорей всего вам придется отжать специальную пластиковую защелку. Затем откручиваем крепежные болты и демонтируем прибор. Между ДПДЗ и патрубком находится поролоновое кольцо, обязательно нужна и его замена. И только после этого можно устанавливать сам датчик. Крепко зафиксируйте прибор болтами, в противном случае вибрация не пойдет ему на пользу и спровоцирует выход из строя. Подключаем обратно колодку со всеми проводами. Иногда аккумуляторную батарею забывают отключить, в этом случае необходимо обесточить ее хотя бы на пять минут после установки нового прибора и подключения к нему колодки.
Проверить, правильно ли работает элемент, можно следующим образом. Открываем заслонку и тянем за тросики газа, чтобы провернуть сектор привода ДПДЗ. Если же положение сектора не изменяется, то следует установить датчик заново. При этом поворачиваем его на 90 градусов по отношению к оси заслонки. И напоследок проверьте тестером напряжение, если его значения совпадают с указанными выше, то прибор исправен.
Призрачные возможности ремонта
Сразу следует сказать, что ремонт датчиков положения дроссельной заслонки делается крайне редко. Во-первых, сама деталь, даже наиболее дорогостоящая, стоит всего несколько долларов, и есть смысл потратиться. Во-вторых, произвести ремонт в большинстве случаев попросту невозможно, например, восстановить истершийся слой основы. Однако в некоторых моделях можно немного сместить резистивные дорожки относительно ползунка и тем самым продлить прибору жизнь.
Итак, на датчиках есть специальный винт. С его помощью фиксируется положение дорожек. Если они уже износились, то следует ослабить этот самый винт, так немного поменяется местоположение ползунка, и с заменой прибора можно немного потерпеть. Но только не рассчитывайте на долгосрочную отсрочку. Естественно, помним, что бесконтактный ДПДЗ не подлежит починке. На этом с регулировкой, ремонтом и заменой датчика положения дроссельной заслонки закончено, теперь можно еще несколько лет эксплуатировать авто и даже не задумываться о подобных вопросах.
Регулировка дроссельной заслонки: особенности процедуры
Дроссельная заслонка — важный элемент топливной системы автомобиля, от которого зависит правильная работа двигателя внутреннего сгорания.
На данный момент дроссельная заслонка играет ключевую роль в системе впускного коллектора на большинстве бензиновых моделей транспортных средств. Основным предназначением рассматриваемого устройства стало регулирование точного количества воздуха, поступающего в силовой агрегат для образования горючей смеси. Небрежная эксплуатация такого механизма неизбежно приводит к его заклиниванию, но регулировка дроссельной заслонки помогает своевременно устранить эту неисправность, обеспечив правильная работу ДВС.
Содержание
- Принцип работы механического устройства
- Принцип работы электронного устройства
- Основные неисправности механизма
- Особенности регулировки механизма
Принцип работы механического устройства
Не многие автомобилисты знают, что поступление воздуха в камеру сгорания осуществляется посредством нажатия педали газа. Именно она связана с дроссельной заслонкой, от положения которой зависит количество воздуха, необходимого для обеспечения качественного горения топливной смеси. Соответственно, чем больше выжат акселератор, тем больше кислорода может пропустить представленное устройство через себя.
Управление дроссельной заслонкой бывает всего двух типов: механическое и электронное. Механическим приводом оснащаются многие бюджетные машины с маломощным двигателем. Педаль газа и сам описываемый агрегат здесь связаны посредством металлического троса, а угол открытия клапана зависит от положения акселератора. Главными элементами такого устройства стали:
- Корпус изделия;
- Регулятор холостого хода;
- Сама дроссельная заслонка;
- Датчик текущего положения агрегата.
Каждый элемент механического управления выполняет строго определенные функции. Так, например, корпус тесно связан с системой охлаждения мотора, поскольку в него заведены патрубки, отвечающие за вентиляцию картера. Регулятор холостых оборотов отвечает за поддержания заданного показателя вращения коленчатого вала, когда дроссельных механизм закрыт. В него дополнительно вмонтирован специальный клапан, отвечающий за пропуск воздушной массы во впускную систему в обход основного агрегата.
Управление дроссельной заслонкойПринцип работы электронного устройства
Электрический привод устанавливается на большинстве современных транспортных средств со средним или большим объемом мотора. Электронная система управления самостоятельно выбирает угол открытия дроссельной заслонки, благодаря чему увеличивается возможный крутящий момент в различных режимах работы силового агрегата. Одновременно с повышением мощности достигается значительное снижение расхода горючего, а также вредных выбросов в атмосферу.
Двумя главными преимуществами электрического привода по праву считаются:
- Отсутствие механического троса между педалью газа и описываемым механизмом;
- Возможность регулирования холостых оборотов посредством изменения положения заслонки.
Особенностью конструкции электронного механизма считается присутствие в модуле одного или двух датчиков положения заслонки. В основе таких устройств лежат потенциометры, оснащенные скользящими контактами, либо же сюда устанавливаются бесконтактные резистивные аналоги. Выходные сигналы с датчиков всегда направляются навстречу, что позволяет без труда читать их блоку управления мотором автомобиля. В конструкции устройства есть опция аварийного положения дросселя, когда из строя выходит сервопривод. Возвратная пружина полностью открывает заслонку, вследствие чего в камеру сгорания продолжает поступать воздух, но уже избыточное его количество.
Еще одним элементом электронного механизма является датчики текущего положения педалей акселератора, сцепления, тормоза. Также для моделей с автоматической коробкой передач предусмотрен датчик включения конкретного режима поездки, подключения систем помощи при экстремальных условиях вождения, работы климатической установки и т. д. Умная электроника влияет на механизм, даже когда водитель не нажимает на педаль газа. Поступившая информация с многочисленных датчиков, преобразуется блоком управления мотором в определенный сигнал, который определяет текущую работу дроссельной заслонки, а также угол ее открытия (закрытия). Поэтому машины с данным видом устройства являются более функциональными, экономичными, безопасными и мощными.
Электрический привод дроссельной заслонкиОсновные неисправности механизма
На дроссельную заслонку в процессе движения приходится огромный объем работы, ведь за время получасовой поездки по городу водитель в среднем нажимает на педаль газа порядка 100-120 раз. В результате, после нескольких лет эксплуатации механизм может выйти из строя по различным причинам. Ключевыми признаками поломки или ухудшения работы дроссельной заслонки стали:
- Наличие плавающих оборотов холостого хода;
- Возникновение проблем при холодном или горячем запуске;
- Несвоевременный (плохой) отклик при нажатии акселератора;
- Незначительная потеря мощности двигателя транспортного средства.
При загрязнении дроссельной заслонки наблюдается повышенный расход топлива, что особенно часто происходит на моделях, оснащенных турбиной. Если заслонка не очищается длительное время, то повышается вероятность ее заклинивания и неизбежного износа сервопривода, что чревато последующим дорогостоящим ремонтом. На неисправность дроссельной заслонки указывает лампочка СНЕК, загорающаяся на приборной панели большинства моделей авто.
Особенности регулировки механизма
Регулировка правильного положения дроссельной заслонки всегда начинается с выключения зажигания автомобиля, что автоматически переведет описываемое устройство в закрытое состояние. Далее отключаем разъем датчика ДЗ, предусмотрительно проверив тестером наличие проводимости между клеммами. В том случае, когда напряжение отсутствует, то причина неисправности, скорее всего, кроется именно в этой детали, а не в самой дроссельной заслонке.
Когда с датчиком все в порядке, берем специальный щуп толщиной примерно 0,4 мм, расположенный между винтом и рычагом (в непосредственной близости от прокладки корпуса). Если после замера на щупе выявилось наличие напряжения, то неисправность связана с датчиком положения заслонки, который следует незамедлительно заменить. Когда напряжение отсутствует, продолжаем аккуратно поворачивать привод механизма до достижения значения между клеммами, указанными в технической документации на транспортное средство.
По окончании регулировки плотно отверткой закручиваем винты на датчике, чтобы впоследствии избежать ослабления крепления устройства. После этого заводим машину и проверяем, как работает дроссельная заслонка. В том случае, если регулировка положения агрегата прошла успешно, неисправность должна исчезнуть, расход горючей смеси понизиться, а мощность автомобиля существенно увеличиться.
Подводя итоги, следует отметить, что дроссельная заслонка — это крайне важный элемент в топливной системе любого транспортного средства, поскольку во многом именно от него зависит качество сгорания топлива.
Поэтому при обнаружении малейших признаков неисправности данного механизма необходимо оперативно устранить поломку своими руками или обратиться за помощью опытных специалистов.
Каково назначение корпуса дроссельной заслонки?
Пол Новак
изображение двигателя от goce risteski с сайта Fotolia.com
До 1980 года наиболее распространенным способом управления подачей воздуха и топлива в двигатель был карбюратор, установленный на верхней части впускного коллектора. По мере совершенствования технологий и ужесточения стандартов выбросов впрыск топлива стал стандартной системой, используемой из-за ее повышенной эффективности и способности лучше контролировать выбросы загрязняющих веществ. Впрыск топлива — это система, в которой используется корпус дроссельной заслонки для управления подачей топлива и воздуха в двигатель.
Воздушный поток
Корпус дроссельной заслонки отвечает за регулирование количества воздуха, поступающего в двигатель. Клапан установлен внутри отверстия корпуса дроссельной заслонки, который открывается и закрывается в зависимости от действий водителя, подаваемых через педаль газа. При нажатии на педаль газа клапан открывается, позволяя воздуху поступать в двигатель. При отпускании педали газа клапан закрывается, уменьшая количество воздуха, поступающего в двигатель.
Направление
Корпуса дроссельных заслонок получают воздух от узла, содержащего фильтр, который очищает воздух и направляет этот воздух во впускной коллектор. Затем впускной коллектор смешивает воздух с топливом и направляет эту смесь в отдельные цилиндры двигателя, где смесь сгорает. Некоторые дроссельные заслонки работают по-разному; они смешивают воздух и топливо сами по себе и подают его прямо в цилиндры через трубки, называемые бегунками.
Объем
Корпуса дроссельных заслонок имеют электрические компоненты, называемые датчиками массового расхода воздуха, установленными внутри, которые определяют объем воздуха, поступающего в двигатель. Эти датчики отправляют информацию об обнаруженном количестве воздуха на компьютер автомобиля, который регулирует количество топлива, добавляемого к поступающему воздуху, чтобы поддерживать надлежащее соотношение топлива и воздуха для правильного сгорания в цилиндрах двигателя.
Положение дроссельной заслонки
Корпус дроссельной заслонки содержит датчик, отслеживающий положение клапана, регулирующего поток воздуха, и скорость, с которой он открывается. Это позволяет компьютеру отслеживать положение клапана и помогает компьютеру определить необходимое количество топлива для добавления к поступающему воздуху. Датчик положения дроссельной заслонки также отмечает, когда клапан открывается быстро, что позволяет компьютеру добавлять больше топлива во входящий воздух, что улучшает реакцию дроссельной заслонки и ускорение.
Топливо
На некоторых типах дроссельных заслонок топливные форсунки установлены непосредственно внутри дроссельной заслонки. Когда воздушный регулирующий клапан открыт, топливо впрыскивается форсункой, установленной в корпусе дроссельной заслонки, непосредственно в поток входящего воздуха. Затем эта смесь воздуха и топлива направляется корпусом дроссельной заслонки во впускные каналы, где смесь доставляется в цилиндры и сгорает. Некоторые системы имеют отдельный корпус дроссельной заслонки и форсунку для каждого цилиндра.
Референции
- Teglerizer: впрыск топлива в Triumph Spitfire
- Без ума от комплектных автомобилей: блок дроссельной заслонки управляет воздушным потоком
Автор биографии
Пол Новак — независимый писатель, специализирующийся на создании веб-контента. Он владел собственным бизнесом в течение семи лет и в течение 10 лет писал на самые разные темы, от политики до паранормальных явлений. Его статьи с критикой заявлений о паранормальных явлениях публиковались в журналах «Xproject» и «Ufoevidence».
Еще статьи
Что такое дроссельная заслонка?
Корпус дроссельной заслонки — это компонент системы впуска в двигателях с впрыском топлива, которым водитель управляет с помощью акселератора. Хотя акселератор широко известен как «педаль газа», на самом деле он не контролирует подачу топлива в двигатель. Вместо этого он фактически контролирует поток воздуха . В двигателях с впрыском топлива он специально контролирует угол дроссельной заслонки внутри корпуса дроссельной заслонки. Корпус дроссельной заслонки обычно также включает в себя датчик положения дроссельной заслонки (TPS), который сообщает об угле этого клапана в блок управления двигателем (ECU), который использует эту информацию в различных расчетах.
В некотором смысле дроссельная заслонка похожа на карбюратор. Это особенно актуально для автомобилей с одноточечным впрыском топлива, где топливная форсунка встроена в корпус дроссельной заслонки. Однако большинство дроссельных заслонок отвечают только за управление потоком воздуха, тогда как карбюраторы выполняют эту функцию в дополнение к смешиванию воздуха и топлива перед его подачей во впускной коллектор.
Содержание
- 1 Компоненты корпуса дроссельной заслонки
- 2 Как работает корпус дроссельной заслонки?
- 2.1 Чем отличается система впрыска дроссельной заслонки?
- 3 Неисправность корпуса дроссельной заслонки
Компоненты корпуса дроссельной заслонки
В корпусах корпуса дроссельной заслонки имеется центральное отверстие, которое перекрывается дроссельной заслонкой.
Типовой корпус дроссельной заслонки состоит из цельного или состоящего из двух частей металлического корпуса с большим отверстием, проходящим через его середину. Это отверстие частично или полностью заблокировано компонентом, известным как дроссельная заслонка, которая поворачивается вокруг своей оси (т. проволочная технология.
Хотя дроссельная заслонка является основным средством управления потоком воздуха через корпус дроссельной заслонки, эти компоненты иногда включают в себя дополнительные клапаны или каналы для прохождения воздуха. Одним из примеров является клапан управления подачей воздуха на холостом ходу, который является компонентом, позволяющим ЭБУ регулировать скорость холостого хода на лету.
В дополнение к этим основным компонентам корпуса дроссельной заслонки обычно также включают датчик положения дроссельной заслонки. Этот компонент обычно располагается на основном корпусе корпуса дроссельной заслонки напротив тяги дроссельной заслонки, что позволяет механически соединить его с дроссельной заслонкой.
Некоторые дроссельные заслонки крепятся непосредственно к датчику массового расхода воздуха, но иногда эти датчики располагаются рядом с корпусом воздушного фильтра.
Как работает дроссельная заслонка?
Корпуса дроссельных заслонок регулируют поток воздуха, позволяя водителю управлять дроссельной заслонкой.
Дроссельные заслонки работают, предоставляя водителю транспортного средства возможность контролировать количество воздуха, проходящего через впускную систему в любой момент времени. Хотя педаль акселератора часто называют педалью газа, а такие фразы, как «нажми на газ», укоренились в нашем сознании, на самом деле педаль акселератора управляет потоком воздуха в двигатель.
При нажатии на педаль акселератора происходит одно из двух. В большинстве случаев механическая связь между педалью и корпусом дроссельной заслонки тянет дроссельную заслонку, что приводит к ее открытию. В автомобилях с электронным управлением дроссельной заслонкой (ETC) происходит то же самое, но дроссельную заслонку открывает электродвигатель, а не механическая связь. Когда это происходит, повышенное количество воздуха может проходить во впускной коллектор двигателя, и датчик массового расхода воздуха передает эту информацию в блок управления двигателем. ЭБУ также знает положение дроссельной заслонки благодаря информации, которую он получает от датчика положения дроссельной заслонки.
В двигателях с впрыском топлива ЭБУ является компонентом, который фактически контролирует количество топлива, подаваемого в камеры сгорания, и частоту его подачи. Поэтому, когда блоку управления двигателем сообщается, что во впускное отверстие поступает увеличенный объем воздуха, он «знает», что вы нажимаете на педаль акселератора, и подает больше газа на форсунки.
Это типичный корпус дроссельной заслонки, включая (отсоединенные) тяги дроссельной заслонки, вакуумные соединения и датчики.
Чем отличается система впрыска дроссельной заслонки?
В большинстве современных бензиновых двигателей внутреннего сгорания используется непосредственный впрыск, но за прошедшие годы появилось много других типов впрыска топлива. Один тип, который сейчас встречается не так часто, как когда-то, — это одноточечный впрыск. Эти системы также называют «впрыском в корпус дроссельной заслонки», поскольку имеется только одна топливная форсунка, расположенная внутри корпуса дроссельной заслонки. Это объединяет подачу топлива и воздуха в единый компонент, подобно карбюраторам.
Одноточечный впрыск топлива имеет несколько разных названий, включая впрыск в корпус дроссельной заслонки (TBI), центральный впрыск топлива (CFI), EGI и PGM-CARB. Корпуса дроссельных заслонок в этих системах аналогичны тем, которые используются в других, более современных системах впрыска топлива, за исключением того факта, что они имеют встроенные топливные форсунки.
Неисправность корпуса дроссельной заслонки
Когда корпус дроссельной заслонки выходит из строя, существует несколько различных общих точек отказа. Хотя они могут выйти из строя механически, гораздо чаще выходят из строя внешние детали и датчики (например, IAC или TPS). Конкретная процедура диагностики зависит от проблемы, с которой вы столкнулись, поскольку существует ряд различных компонентов, которые могут выйти из строя.
Закоксовывание может привести к проблемам с холостым ходом и другим проблемам, вплоть до заедания или частичной блокировки дроссельной заслонки.