18Июл

Датчики давления масла: система смазки двигателя под контролем

Датчик давления масла

Показания давления масла в современном двигателе служат не только для контроля, но и для оптимизации его работы

Двигатель

Датчик давления масла — прибор, преобразующий механическое усилие в электрический сигнал разного напряжения, который после расшифровки позволяет судить о давлении в системе смазке в режиме реального времени.

Зачем нужен датчик контроля давления масла в двигателе 

Подача масла в места трения в двигателе осуществляется разными способами – в том числе, и разбрызгиванием (для чего в распредвале, к примеру, делают специальные отверстия), для обеспечения которого необходимо создать давление.

С целью экономии денег при тюнинге двигателя в автомобиле, не имеющем штатного прибора для контроля давления масла, можно приобрести и установить бюджетный прибор от российского грузовика

В случае его понижения, которое может произойти по причине уменьшения количества масла в системе или выхода из строя масляного насоса, трение узлов возрастает, что приводит к ускоренному износу или заклиниванию деталей. Чтобы своевременно предупредить эти последствия, в систему смазки встраивают датчик давления.

Чтение сигнала может быть реализовано по-разному. Чаще всего детальных показаний водитель не видит и может руководствоваться только срабатыванием сигнализатора с пиктограммой, изображающей масленку на панели приборов, в случае понижения давления до критического уровня. В некоторых автомобилях давление масла в двигателе отображается на шкале отдельного стрелочного прибора. В наиболее современных автомобилях показания датчика давления используются не только для контроля за состоянием двигателя, но и для оптимизации его работы.

Устройство датчика давления масла

Работа большинства датчиков давления основана на принципе преобразования одного вида энергии в другой. Первичные преобразователи выдают механическое усилие, которое либо оказывает непосредственное воздействие на чувствительный элемент измерительного прибора (стрелочные манометры), либо преобразуется в электрический сигнал. В современных автомобилях применяют датчики давления второго типа, так как электрический сигнал может считывать и интерпретировать компьютерный блок управления.

Устройство датчика старого образца 

Классический стрелочный прибор на приборной панели старых автомобилей (например, ГАЗ 69) в сочетании с датчиком – разновидность манометра. В приборах старого образца измерение давления масла было основано на деформации упругого чувствительного элемента (мембраны). Деформируясь, мембрана давила на шток, сжимающий жидкость в герметичной трубке. На другом конце жидкость давила на другой шток, поднимавший механическую стрелку. Такой автомобильный прибор называется дифманометром.

В зависимости от страны производства шкала показаний давления масла может быть градуирована в Паскалях, Ньютонах на кв.м, барах, атмосферах или килограмм-силах на квадратный сантиметр

Современный датчик давления масла

В более современных моделях измерение происходит датчиком-преобразователем, вмонтированным в блок цилиндров, а показания передаются в виде электронного сигнала в бортовой компьютер или на электронную шкалу. Для этого в корпусе датчика предусмотрен промежуточный преобразователь, превращающий механическое усилие в электрический сигнал.

В таких приборах роль чувствительного элемента выполняет жесткая металлическая мембрана оснащенная резистором, меняющим сопротивление в ответ на деформацию. Сопротивление преобразуется измерительной схемой в электрический сигнал, который передается по проводам или через CAN-шину. 

Эксплуатация датчика давления масла

В исправном и прогретом до рабочей температуры двигателе давление масла на холостом ходу должно быть в районе 2 бар.Давление масла при высоких оборотах (как правило, для большинства двигателей это5500 об в мин.) от 4,5 до 6,5 бар. Если давление колеблется в допустимых пределах, контакты в схеме электрического преобразователя разомкнуты, и сигнализатор низкого давления масла на приборной панели не горит.

На средний уровень давления масла влияет высота точки нахождения автомобиля над уровнем моря

В целом, датчик давления масла надежен и редко выходит из строя. Чаще неприятности случаются с уплотнителем, который не дает маслу просачиваться из блока цилиндров наружу. За его состоянием необходимо следить, так как в случае утечки масла оно попадает на раскаленный блок, что может привести к возгоранию.

Причины падения давления масла в системе

Слишком низкое или слишком высокое давление всегда свидетельствует о неисправности двигателя или, как минимум, масляного насоса. 

Если давление высокое, возможно, где-то в системе случился засор. Возможно, закупорены масляные каналы в стенках блока цилиндров, а может быть, редукционный клапан забит продуктами износа.

Если же давление слишком низкое, это может быть ослабление пружины или общий износ масляного насоса.

Ситуации возникновения некорректного давления могут быть разными, и они не обязательно связаны с поломками. К примеру, при запуске двигателя давление в системе, в которой циркулирует холодное масло, может быть нормальным, а после прогрева до рабочей температуры упасть почти до нуля. Это связано с падением плотности масла при разогреве.

Датчик давления масла: замена и установка

Так как проверить датчик давления масла в системе не составляет особой сложности, это можно сделать самостоятельно и практически в любом месте. Умение диагностировать неисправность позволит чувствовать себя увереннее на дороге. Своевременную подачу масла на движущиеся детали обеспечивает масляная система.

Благодаря маслу срок службы деталей значительно увеличивается, так как оно снижает их износ, обеспечивает охлаждение и отвод тепла. По этой причине следует быть внимательным и постоянно следить за тем, что показывает указатель давления масла на приборной панели. Очень часто случаются ситуации, когда все работает исправно, но на приборной панели ДДМ сигнализирует о снижении давления в системе.

Как измеряется давление масла?

Датчик представляет собой механизм, состоящий из 3 основных частей:

  • корпус;
  • измерительная мембрана;
  • передающий механизм.

Датчики бывают 2-х видов.

  1. Датчик аварийного давления масла оповещает об отсутствии давления в системе при помощи индикаторной лампочки.
  2. Механический датчик показывает точные данные при помощи стрелочного указателя на циферблате.

    Датчик аварийного давления механического типа

Независимо от вида датчики работают по одному принципу. В зависимости от созданного давления в масляной системе изгибается мембрана, замыкая или размыкая электрические контакты. При включении зажигания электрические контакты находятся в замкнутом состоянии, что и заставляет гореть лампочку индикатора. Как только двигатель будет запущен в работу, в системе начнет нагнетаться давление масла, которое деформирует мембрану.

Она же, в свою очередь, изгибаясь, воздействует на толкатель, размыкающий электрические контакты. Вследствие этого индикатор лампочки гаснет. Когда в двигателе автомобиля или при другой неисправности давление не создается, то и мембрана вместе с толкателем после запуска возвращается на свое исходное место. Размыкания контактов не происходит, о чем и свидетельствует горящая лампочка аварийного давления масла на приборной панели.

Принцип работы датчика 2-го вида схож с аварийным, только при деформации мембраны толкатель воздействует на механизм изменения сопротивления. В зависимости от того, какое сопротивление возникает в системе, изменяется положение стрелки указателя на циферблате.

Проверка состояния датчика

По разным обстоятельствам датчик может выйти из строя. Поэтому не стоит сразу паниковать, если указатель давления масла сообщает о критическом состоянии системы. Прежде всего, нужно удостовериться в его исправности. Возможно, потребуется только замена датчика, а не капитальный ремонт двигателя.

Для проверки работоспособности следует воспользоваться манометром, который вкручивается вместо него. Если при заведенном двигателе указатель манометра покажет давление масла 0,65 кгс/см² и более, то система работает исправно. В противном случае необходимо искать причину потери давления в двигателе. Давление масла в системе можно определить мультиметром.

Благодаря этому прибору измеряют целый диапазон электрических величин, поэтому он нужен для «прозвона» цепи. Электроды мультиметра подсоединяются к датчику, в результате чего прибор должен отобразить на своем циферблате нулевое сопротивление. Если качнуть насосом, то мультиметр изменит свой показатель на бесконечность, так как цепь размыкается. При таких показателях система считается исправной.

Существует и альтернативный способ проверки, которым можно воспользоваться, если под рукой нет ничего. Как это часто бывает, если лампочка индикатора загорелась в дороге. Выкрутите датчик и проверните стартер на заглушенном двигателе. Если из отверстия, в которое вкручивается датчик, начинает литься масло, система работает исправно.

Замена датчика давления масла

Расположение датчика давления масла в автомобиле Лада Калина

Лампочка красного цвета на приборной панели сигнализирует автовладельцу о недостаточном количестве масла в двигателе или о неисправности в работе системы смазки двигателя. Кроме того, из строя может выйти не сам прибор, а электропроводка. Неисправность работы датчика давления масла может привести к тому, что в один момент система действительно даст сбой, а автовладелец узнает об этом слишком поздно.

Поэтому замена датчика давления масла не должна откладываться, а производиться в самые короткие сроки. Изначальная причина поломки может быть не настолько критичной, как то, к каким последствиям приводит перегрев двигателя. Необходимо рассмотреть, как подключить датчик давления масла на примере машины Lada Калина. Для замены потребуется снять декоративную крышку с двигателя.

На этом автомобиле датчик располагается с обратной стороны силового агрегата: с правой стороны, в головке блока цилиндров. Месторасположение зависит от марки и модели автомобиля, его можно уточнить в книге по ремонту и эксплуатации. Также может потребоваться ключ определенной маркировки. Нажав на фиксаторы, от ДДМ отключают колодку провода. При помощи ключа, маркированного 21 номером, выкручивают неисправный указатель давления масла.

С помощью того же ключа новый ДДМ устанавливается в гнездо и затягивается. Для правильной работы системы нужна герметичность, поэтому, чтобы давление масла после замены датчика нормализовалось, необходимо заменить и уплотнительное кольцо. Нигде не должно быть течи. Сверху надевается колодка провода. Обязательно проверяют целостность пылезащитного уплотнителя и чистоту контактов. Если все в норме, прикручивают крышку.

Установка датчика давления масла завершена, остается проверить, устранена ли причина неисправности. Если после приведения двигателя в рабочее состояние на приборной панели датчик аварийного давления масла загорелся, а затем погас, значит, все сделано верно. Существует вероятность того, что новый прибор будет неисправен изначально. Поэтому, если все другие способы измерения свидетельствуют об исправности системы, попросите заменить покупку.

Чтобы продлить срок службы двигателя, владельцы авто не только должны регулярно следить за индикатором лампочки, но и своевременно делать замену масла. В процессе работы оно теряет свои качества. Масло загрязняется сажей, металлической стружкой и нагаром. Чем больше в нем посторонних предметов и примесей, тем хуже оно выполняет свою работу. Постепенно двигатель начинает работать плохо и выводит из строя остальные системы.

Для экономии средств дополнительно ставят масляный фильтр, который задерживает грязь и отходы, тем самым увеличивая срок службы масла. Время от времени фильтр нуждается в профилактике. Промывка и замена смазки должны происходить через 15 000 км. В том случае, если авто в большей степени ездит по грунтовой дороге, то замену следует делать не реже, чем каждые 10 000 км.

3 признака того, что пора заменить датчик давления масла

Сигнальная лампа давления масла в двигателе не может быть проигнорирована. Обычно это признак того, что вам нужна замена датчика давления масла.

Датчик давления масла является важным компонентом автомобиля. Он определяет давление и уровень масла в вашем автомобиле, а затем передает эту информацию в электронный блок управления вашего автомобиля (ECM). Датчики давления масла выходят из строя и в конечном итоге выходят из строя. Когда это происходит, лампа на приборной панели может постоянно гореть. Это также может привести к утечке масла. Если вы продолжите водить машину, вы нанесете серьезный ущерб двигателю. Давайте подробнее рассмотрим признаки и что делать с неисправным датчиком давления масла.

1. Сигнализатор давления масла в двигателе продолжает гореть

Это означает, что у вас, вероятно, неисправен датчик давления масла. Имейте в виду, что индикатор масла в двигателе загорается по другим причинам. Например, он может загораться или мигать, если уровень масла низкий. Проверьте его с помощью щупа и добавьте соответствующее количество масла. Вы также можете заменить масло, если заметите, что масло в вашем автомобиле стало коричневым и грязным. Если после этого снова загорится индикатор давления масла, вам следует снова проверить щуп. Если масла в вашем двигателе мало, у вас, вероятно, есть утечка.

2. Неустойчивое поведение индикатора давления масла

Это еще один потенциальный признак неисправности датчика давления масла. Если вы видите, что этот индикатор мигает или горит несколько минут, вам, вероятно, нужен новый датчик давления масла.

Что именно означает неустойчивое поведение? Это означает, что мигает лампочка давления масла. Он также может оставаться включенным в течение нескольких минут, прежде чем автоматически выключится.

Во время вождения следите за индикатором давления масла в автомобиле. Если вы заметили неустойчивое поведение, вы можете заменить датчик давления масла. Это недорогая деталь, которую относительно легко заменить.

3. Утечка масла

Неисправный датчик давления масла может привести к утечке масла из вашего автомобиля. Это происходит потому, что ваш датчик давления масла подключается к блокам подачи масла. Когда это выходит из строя, устройство начинает вытекать масло из поддона. Если в масляном поддоне вашего автомобиля есть утечка, вы должны устранить или заменить его как можно скорее.

Как заменить датчик давления масла

Имейте в виду, что это общие указания, которые помогут вам заменить датчик масла. Каждый автомобиль уникален, поэтому всегда лучше проконсультироваться с руководством по ремонту, прежде чем браться за эту работу по ремонту автомобиля. Тем не менее, вот основные шаги по замене датчика давления масла:

  1. Наденьте защитные очки.
  2. Отсоедините отрицательный кабель аккумуляторной батареи.
  3. Безопасно поднимите автомобиль домкратом.
  4. Вставьте домкрат для дополнительной безопасности.
  5. Установите стояночный тормоз автомобиля.
  6. Правильно вставьте противооткатные колодки за задними колесами.
  7. Отсоедините электрический разъем датчика давления масла.
  8. Используйте соответствующий храповик и гнездо, чтобы ослабить датчик.
  9. Снимите датчик давления масла.
  10. Смажьте резьбу нового датчика давления масла герметиком, если герметик не был нанесен предварительно.
  11. Установите новый датчик давления масла.
  12. Затяните в соответствии со спецификацией производителя с помощью динамометрического ключа.
  13. Подсоедините электрический разъем датчика.
  14. Безопасно извлеките домкраты.
  15. Опустите автомобиль с помощью домкрата.
  16. Подсоедините отрицательный кабель аккумуляторной батареи.

Инструменты для замены датчика давления масла

Вам понадобится больше, чем несколько, чтобы выполнить работу. JB Tools может помочь, если у вас нет всего необходимого. Найдите в нашем инвентаре следующие инструменты:

  • Домкрат A
  • Стойки домкрата
  • Набор трещоток и головок
  • Защитные очки
  • Динамометрический ключ
  • Противооткатные упоры

Покупайте инструменты JB Tools и получайте лучшие цены на инструменты для ремонта автомобилей, которые вам нужны.

Датчики давления масла

Член Австралийской автомобильной ассоциации послепродажного обслуживания

Последние новости

Датчики давления масла

Технический специалист должен подумать о многих вопросах, когда загорается индикатор уровня масла в двигателе или датчик давления масла показывает низкое или высокое давление.

  1. Состояние вызвано механической неисправностью двигателя, неисправностью гидравлики или неисправностью электрического компонента/системы? Поскольку в современных автомобилях используются более вязкие масла и конструкция двигателя с уменьшенным внутренним трением, потребление масла на многих из этих автомобилей резко возрастает до такой степени, что уровень масла в двигателе может потребовать доливки между обслуживаниями, а в некоторых случаях и более одного раза.

    Если в автомобиле используется датчик уровня масла, дисплей раннего предупреждения обычно дает водителю время долить масло до какой-либо крупной аварии. Автомобиль без датчика уровня может доехать до места, где давление масла может оказаться под угрозой. Проверка правильности уровня масла — первый приоритет когда загорается любая сигнальная лампа уровня масла.

    Примечание: важно, чтобы уровень масла находился в правильном диапазоне и не превышал или не опускался ниже требуемых пределов, так как оба условия могут привести к чрезмерному повреждению двигателя.

    При горящем индикаторе давления масла может потребоваться физический контроль давления масла с использованием манометра. Как правило, более низкое, чем обычно, давление масла может создавать более сильные, чем обычно, шумы при работе двигателя.

    PlusQuip EQP-023 позволит техническому специалисту точно контролировать фактическое давление масла в двигателе. Приемлемое показание давления моторного масла при горящей сигнальной лампе моторного масла потребует проверки датчика/выключателя давления масла и соответствующей схемы.

  1. Как проверяется реле давления масла? Примечание: Для точной проверки переключателя давления масла важно определить тип установленного переключателя или датчика. Как правило, масляный выключатель, активирующий сигнальную лампу, использует только встроенные контакты, которые могут быть либо в Открыто или Закрыто положение.

    При неработающем двигателе (указанный как нормально разомкнутый или замкнутый в перечнях деталей) простая проверка омметра может определить, размыкаются или замыкаются контакты при подаче давления масла.

    Проверка питания цепи также требуется, если внутренние контакты работают правильно. Типичная простая схема показана ниже.

  1. Типы датчиков давления масла и работа
  • Изменение сопротивления внутреннего датчика в ответ на изменение давления масла в двигателе приведет к перемещению стрелки манометра. Эту операцию также можно проверить с помощью мультиметра или подходящего осциллографа.

  • На некоторых автомобилях можно найти комбинированные датчики давления масла и манометрические датчики. Эти цепи должны быть испытаны отдельно .