11Авг

Датчик коленвала принцип работы: Датчик положения коленвала: основа работы современного двигателя

Содержание

Расположение и принцип работы датчика коленвала: где находится контроллер положения коленчатого вала » Авто центр ру



Нормальная работа автомобильного двигателя возможна только в том случае, если будут работоспособны все исполнительные механизмы и датчики мотор. Одним из таких контроллеров является датчик коленвала, поломка которого может привести к невозможности эксплуатации авто. Подробнее о том, что это за устройство, как его проверить и какие неисправности для него характерны, вы можете узнать из этого материала.

[ Скрыть]

Описание датчика положения коленчатого вала

Где находится датчик положения вала, каков его принцип работы, за что отвечает и для чего нужен ДПКВ, что влияет на его работу и каким должно быть сопротивление устройства? Для начала разберем описание девайса.

Место расположения, назначение и устройство

Датчик ПКВ также часто зовется контроллером синхронизации. Благодаря этому регулятора управляющий модель автомобиля может синхронизировать работу ГРМ, что позволяет обеспечить правильную работу силового агрегата в целом. С помощью ДПКВ блок управления может определить момент, при котором высоковольтный разряд подается на свечи зажигания и осуществляется впрыск горючего в тот или иной цилиндр.

Многих автовладельцев интересует вопрос — где стоит ДПКВ? Если вы хотите точно узнать, где расположен контроллер, то лучше обратиться к сервисной книжке по эксплуатации вашего транспортного средства. Место расположения может отличаться, но в большинстве случаев контроллер монтируется на кронштейне, неподалеку от шкива привода генераторного узла.

Что касается конструктивных особенностей, то устройство ДПКВ следующее:

  • чувствительный компонент, выполненный в виде намагниченного металлического сердечника;
  • цилиндрический корпус, который обычно изготовляется из пластмассы или алюминия;
  • основание устройства с фланцем, а также отверстием для фиксации;
  • выход для подключения к бортовой сети машины;
  • связующий провод в эмалированной изоляции.

Для того, чтобы не допустить негативного воздействия на устройство, обмотка ДПКВ герметизируется компаундом. Непосредственно синхронизирующий диск коленчатого вала оснащается 58 зубчиками, которые установлены по окружности устройства на одинаковом расстоянии между собой. Расстояние между зубцами составляет 6 градусов. Два зубчика на валу отсутствуют — они используются для определения начального положения коленвала. С помощью этих зубчиков система генерирует сигналы синхронизации.

Принцип работы

Как работает девайс? Когда коленвал проворачивается, на механизм воздействуют его зубья, что приводит к изменению магнитного поля. В результате этого появляются импульсы напряжения. От ДПКВ синхронизирующий сигнал подается на блок управления, таким образом предупреждая модуль о том, какая частота и положение самого вала. Именно этот принцип является основанием для расчета момента времени, который потребуется для активации модуля зажигания, а также топливных форсунок.

В случае, если ДПКВ будет отправлять неверные импульсы, это приведет к нарушению цикличности подачи топливовоздушной смеси и зажигания. Соответственно, такая проблема станет причиной некорректной работы силового агрегата или невозможности его запуска в принципе (автор видео о диагностике — канал Resta).

Возможные неисправности: признаки и причины

Контроллер частоты вращения оборотов или работает нормально, или не работает совсем. Если устройство выходит из строя, на контрольном щитке должен загореться индикатор Чек Энджин.

По каким симптомам можно определить поломку ДПКВ:

  • снизилась динамика при движении транспортного средства;
  • на холостом ходу обороты силового агрегата могут то увеличиваться, то падать, происходит это произвольно;
  • в целом на холостых мотор может работать нестабильно, возможно троение двигателя;
  • стук «пальчиков» или детонация — обычно проявляется при динамичной нагрузке;
  • силовой агрегат транспортного средства заводится с большим трудом, при поломке ДПКВ он может вовсе не завестись.

Разумеется, приведенные выше симптомы могут свидетельствовать о неисправностях в работе других узлов и механизмов. К примеру, троение двигателя и снижение его мощности может быть обусловлено неполадками в работе топливного насоса или засорением топливного фильтра. Поэтому для определения поломки контроллера нужно не только знать признаки, но и уметь проверить датчик (видео обнародовано на канале Lty D).

Способы устранения поломок

Есть несколько вариантов устранения поломок в зависимости от неисправности:

  1. Если датчик вышел из строя, то его необходимо менять. Поломанный контроллер ремонту и восстановлению не подлежит, поэтому замена является единственным выходом для решения проблемы.
  2. Если контроллер работоспособный, то нужно проверить качество его подключения к электросети. Часто бывает такое, что причина неработоспособности заключается в плохом контакте датчика с системой электрики, в частности, речь идет о разъеме. Штекер может быть поврежден, а если ДПКВ работает в условиях влаги, то контакты на разъеме могут окислиться.
    Окисление препятствует нормальной передаче сигнала. При такой проблеме можно попробовать очистить разъем с помощью железной строительной щетки или мелкозернистой наждачной бумаги. Однако, если разъем поврежден, то его придется поменять. Для этого поврежденный штекер нужно отрезать, а вместо него к проводку подключить новый разъем, тщательно заизолировав место подсоединения.
  3. Неработоспособность датчика может быть обусловлена и неисправностью электрической проводки. Тогда нужно будет произвести диагностику целостности электроцепи авто, это позволит определить отсутствие разрыва в проверяемой цепи.
    Диагностика осуществляется с помощью контрольной лампочки, к которой надо подключить два провода. От датчика нужно отключить разъем с проводкой, после чего один конец провода контрольной лампы следует к разъему, а второй — к другому концу или массе авто. Если при подключении лампа стала гореть, это свидетельствует о том, что цепь целая и разрывы в ней отсутствуют. Если же в результате подключения лампа не загорелась, то это говорит о наличии разрыва в проводке.

Диагностика работоспособности датчика

Есть несколько методов проверки ДПКВ в домашних условиях. В первую очередь контроллер необходимо отключить от штекера питания, демонтировать и внимательно осмотреть — это будет визуальная диагностика. В ходе проверки нужно оценить сам корпус — нет ли на нем повреждений, дефектов, целый ли он, в каком состоянии находятся контакты, разъем и сердечник. Если на датчике имеются следы грязи, то их все необходимо удалить, для этого используется бензин либо спирт (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).

Если визуальная диагностика не дала результатов, то нужно прибегнуть к более точной проверке работоспособности. Для выполнения этой задачи потребуются тестеры.

Рассмотрим два способа проверки:

  1. Для реализации первого метода вам потребуется мультиметр — эти прибором вы будете замерять значение сопротивления обмотки. Зависимо от типа датчика, параметр сопротивления может быть разным. Но, как правило, эта величина варьируется в районе 550-750 Ом. Если полученное значение не соответствует этим пределам, то датчик надо менять.
  2. Второй вариант диагностики более трудоемкий, поскольку для его выполнения вам потребуется вольтметр, устройство для измерения индуктивности, мегомметр, а также сетевой трансформатор. Величина индуктивности должна составить около 200-400 мГн в идеале. Параметр сопротивления нужно замерять при помощи тестера — полученная в ходе диагностики величина должна составить более 20 мОм при условии, что напряжение составит 500 В. Использование сетевого трансформатора необходимо для того, чтобы снять намагничивание с диска синхронизации.

Фотогалерея

Фото расположения и диагностики контроллера ПКВ.




Видео «Как можно завести двигатель авто с неработающим ДПКВ?»

Автор ролика предлагает вам узнать о том, как можно запустить силовой агрегат автомобиля в обход ДПКВ (видео опубликовано каналом Автоэлектрика ВЧ).



Расположение датчика коленвала и принцип работы – просто о сложном

Одним из необходимых условий устойчивой работы двигателя в современных автомобилях с электронной системой впрыска топлива является корректная работа датчика положения коленвала. Заменить его самостоятельно под силу практически каждому водителю.

Устройство и назначение.

Содержание статьи

  • 1 Устройство и назначение.
  • 2 Диагностика и замена.

Чтобы разобраться, как работает датчик коленвала, необходимо понять его назначение и устройство. Принцип работы отличается в зависимости от типа датчика.

Основным назначением датчика коленвала является согласование момента подачи топлива через форсунки в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. Электронный блок управления двигателем получает сигнал с датчика и точно определяет момент подачи топлива.

За счет этого обеспечивается своевременная его подача и устойчивая работа двигателя.

По своему устройству датчик частоты вращения коленчатого вала подразделяется на три вида:

  • Датчик оборотов коленвала на магнитном эффекте;
  • ДПКВ на эффекте Холла;
  • Оптический датчик.

Не смотря на различия типов исполнения, принцип работы датчика всех трех видов идентичен. Он заключается в контроле положения коленвала посредством установки на шкив коленвала зубчатого колеса и возникновении импульса в датчике при прохождении зубьев колеса вблизи датчика.

Рассмотрим каждый тип отдельно:

  1. Датчики на магнитном эффекте. Сигнал посылается на электронный блок управления (ЭБУ) в тот момент, когда специальная метка (зуб) на шкиве проходит через магнитное поле датчика. Возникает импульс, основанный на эффекте магнитной индукции, который отправляется в блок управления. Одной из особенностей датчиков этого типа является то, что им не нужно отдельного провода питания.
    Кроме основного назначения, датчик этого типа отвечает за показания скорости движения автомобиля.
  2. Датчик Холла. Так называют датчик коленчатого вала, основанного на эффекте Холла. Импульс на ЭБУ подается в тот момент, когда к датчику приближается изменяющееся магнитное поле. Это обеспечивается за счет специального диска, установленного на шкив коленвала. Такие датчики могут выполнять функцию распределения зажигания.
  3. Оптический датчик также взаимодействует с диском, установленным на шкиве, на котором находятся зубья или отверстия. За счет перекрытия светового потока от светодиода датчик контролирует частоту вращения коленвала и формирует сигнал на ЭБУ. Эти датчики нуждаются в отдельном проводе питания.

Диагностика и замена.

Для того чтобы поменять датчик необходимо найти место его расположения и минимальный набор инструментов (как правило, это отвертка, крестовая или прямая или ключ 10х8).

Найти где находится датчик коленвала совсем не сложно. для этого достаточно посмотреть на шкив коленвала. Если на нем стоит зубчатое колесо и небольшой датчик возле этого колеса, то можно с уверенность сказать, что это именно то, что мы ищем – датчик положения коленчатого вала.

Демонтаж датчика осуществляем в следующей последовательности:

  • Отключаем разъем проводов, идущих от датчика. Делать это необходимо аккуратно, дабы не повредить сам разъем, который выполнен из пластика.
  • Очищаем место, где находится датчик положения коленвала от загрязнений. Определяем, какой инструмент (ключ или отвертка) необходим для откручивания болта крепления.
  • Выкручиваем болт крепления и снимаем датчик.

Проверка датчика заключается в осмотре его на наличие механических повреждений. Также стоит визуально осмотреть провода, идущие от него к разъему. После этого подключают датчик к мультиметру, установленному на измерение сопротивления. Показание мультиметра должно быть в пределах 800-900 Ом. Если все показатели в норме, необходимо осмотреть место расположения датчика. Зубчатое колесо не должно иметь повреждений или загрязнений. Загрязнение специальных отверстий или расстояний между зубчиками влияет на правильность работы датчика, а, следовательно, и на работу двигателя.

Кроме самого датчика стоит проверить и цепь, по которой идет импульс к ЭБУ, а, в случае с оптическим датчиком, то и питание светодиода. Номер предохранителя, отвечающего за целостность цепи можно посмотреть в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля и проверить его исправность.

Действия по монтажу датчика производят в обратной последовательности. При этом на датчике необходимо установить оптимальный зазор между ним и зубчатым колесом. Оптимальный показатель 0,5-1 мм. Для его установки есть регулировочные шайбы, установленные между датчиком и посадочным местом. В последнюю очередь производят манипуляции с разъемом и запускают двигатель. Если датчик работает правильно, то двигатель запустится, и будет работать устойчиво, не глохнуть. Однако, при неустойчивой работе двигателя на холостых оборотах найдутся и другие причины, влияющие на это. Чтобы найти их и ответить на вопрос, что же вышло из строя, необходимо последовательно проверять датчики и исключать их выход из строя.

признаки неисправности и способы проверки

Коленчатый вал ДВС отвечает за преобразование возвратно-поступательных движений поршневой системы во вращательные. Датчик положения коленвала (ДПК) необходим для синхронной работы системы топливного впрыска и стартера двигателя. Электронный прибор сигнализирует о неисправностях в механизме подачи топлива двигателя и системе зажигания.

Содержание статьи:

  • 1 Зачем нужен датчик коленвала и где он находится в моторе
  • 2 Признаки неполадок датчика
    • 2.1 ДВС не запускается
    • 2.2 Двигатель постоянно глохнет
    • 2.3 Мотор работает неустойчиво (детонация), плавают обороты
    • 2.4 Снижение мощности автомобиля
  • 3 Как проверить датчик положения коленчатого вала

Зачем нужен датчик коленвала и где он находится в моторе

ДПК является электромагнитным элементом, отвечающим за синхронизацию механизма запуска ДВС и топливных форсунок.

Основные функции датчика:

  • Информация для ЭБУ двигателя. Данные ДПК об угле поворота, частоте и направлении вращения КВ передаются на блок управления (ЭБУ). Сигнал, переданный с ДПК на ЭБУ, позволяет точно определить объем впрыска топлива и запустить зажигание;
  • Расчет среднего числа оборотов ДВС — данные передаются в электронную систему управления мотором и могут выводиться на цифровое табло на приборной панели;
  • Определение ускорения подкрутки КВ после зажигания топливной смеси в каждом цилиндре. Когда смесь загорается, давление газов повышается, под его воздействием КВ разгоняется, а переходя к следующему цилиндру снова замедляется. Таким образом, по ускорению подкрутки, ЭБУ оценивает эффективность работы каждого цилиндра по отдельности и выравнивает их скорость, тем самым изменяя длительность топливного впрыска для каждой форсунки;
  • Диагностика синхронизации КВ и распредвала (РВ) путем сравнения сигналов, поступающих с двух датчиков: ДПК и ДПРВ.

Чтобы понять, где находится ДПК, необходимо разобраться в классификации датчиков и знать, как они выглядят, так как в зависимости от типа датчика — его местоположение в ДВС может отличаться.

Статья по теме: Почему горит лампа давления масла на холостом ходу и что надо делать

ДПК бывают трех типов:

  1. Индуктивные (электромагнитные). Принцип действия: магнитом продуцируется магнитное поле, которое меняется задающим диском в момент прохождения зуба синхронности через него, в результате возникает импульс, который преобразуется в сигнал, передаваемый в БЭУ для обработки.
  2. Использующие эффект Холла (цифровые). Конструкция — полупроводник, принцип работы: диск синхронности, попадая в переменное магнитное поле, вступает с ним во взаимодействие и формирует сигнал, поступающий в БЭУ для расшифровки.
  3. Оптические. В основу работы таких датчиков положен принцип перебивки свето-потока, идущего от светодиода на диск синхронности, в котором сделаны специальные отверстия.
    Когда диск вращается, поступающий на него свет перебивается, формируя импульс, поступающий в блок управления.

Обычно ДПК устанавливается рядом со шкивом коленвала в спец-кронштейне. На диске маховика коленчатого привода насчитывается 58 зубьев, которые размещены в промежутках по 60 мм между каждым. Промежуток, где нет 2-х зубьев, создает электро-импульс синхронности оборотов КВ, который далее преобразуется и передается в ЭБУ.

Обратите внимание, что ДПК внешне мало чем отличается от того же ДПРВ. Единственное существенное отличие, по которому можно найти и определить индикаторное устройство КВ — это идущий от него длинный провод (около 70 см).

Признаки неполадок датчика

Если датчик КВ неисправен, то показателем его поломки может быть ряд симптомов, свидетельствующих о том, что устройство должно быть в срочном порядке проверено и заменено.

ДВС не запускается

После поворота ключа в замке зажигания или попытки запуска ДВС другим способом — силовой агрегат не запускается. Поломка ДПК является причиной отсутствия искры в системе зажигания, в результате — не происходит синхронизация с топливной подачей и мотор не заводится. В данном случае поможет только полноценная замена датчика на новый.

Двигатель постоянно глохнет

ДВС глохнет на «нейтралке» или во время движения автомобиля. Это говорит о том, что ДПКВ работает нестабильно или вот-вот выйдет из строя. В этой ситуации следует как можно скорее посетить СТО или устранить проблему самостоятельно;

Мотор работает неустойчиво (детонация), плавают обороты

Работа мотора нестабильна, при больших нагрузках на силовой агрегат (резкое ускорение или плавают обороты холостого хода) может возникать детонация. Когда есть проблема с работой ДВС на приборной панели загорается соответствующий индикатор «Check», сигнализирующий о неполадках;

Падение или внезапное повышение оборотов двигателя. Неисправный ДПКВ провоцирует неконтролируемый впрыск топлива в систему, в результате чего мотор начинает «троить»;

Снижение мощности автомобиля

Еще может наблюдаться снижение мощностных характеристик мотора. Из-за некорректной работы датчика коленвала двигатель работает в холостую даже на повышенных передачах, разогнать авто до нужной скорости практически невозможно. Это происходит из-за отсутствия синхронности между механизмом топливного впрыска и ЭБУ.

Это надо знать: Признаки, причины и последствия перегрева двигателя автомобиля

Важно знать, что все перечисленные признаки, могут также быть спровоцированы выходом из строя и других компонентов ДВС. Поэтому прежде чем снимать, ремонтировать и менять датчик КВ следует провести диагностику других устройства, например, ДПРВ, который работает с ДПКВ в паре.

Проще всего это сделать с помощью автомобильного диагностического сканера. К примеру, можно воспользоваться универсальным устройством Rokodil ScanX Pro.

Данный сканер предназначен для диагностики импортных и отечественных автомобилей с OBDII разъемом подключения. С его помощью можно проверить все имеющиеся датчики, в том числе и ДПКВ, в режиме реального времени. Также следует проверить автомобиль на наличие ошибок. Явными признаками неисправности ДПКВ будут ошибки P0320 – P0323.

Как проверить датчик положения коленчатого вала

Есть несколько способов диагностирования неполадок ДПКВ. Рассмотрим самые популярные из них.

Проверка при помощи измерительного прибора — мультиметра

Подключив его к вызывающему подозрения в исправности датчику нужно измерить сопротивление. Нормой считается показатель равный от 560 до 745 Ом, но лучше прочитать «мануал» конкретной марки автомобиля, так как для разных моделей значения нормы могут отличаться.

Обратите внимание, что для того чтобы провести измерение сопротивления — датчик нужно снять.

Применение осциллографа

Здесь все происходит почти по той же схеме что и с мультиметром. Осциллограмма проверки отображает  любой дефект в работе датчика. Измерительный прибор подключается к снятому ДПК и производится диагностика.

В первую очередь следует обратить внимание на показатели напряжения, если оно не соответствует нормативам, заявленным в паспорте авто (обычно 5 или 12 В), значит ДПК сломан, и подлежит замене.

Тестирование значения индуктивности

Это комплексный и точный метод определения неполадок ДПК, но наиболее сложный. Для замера индуктивности помимо мультиметра, понадобятся дополнительные измерительные приборы: вольтметр, сетевой трансформатор и мегаомметр.

В этом случае производится комплексный замер всех электронных характеристик датчика: сопротивление, напряжение, индуктивность. Все результаты сопоставляются с нормой и анализируются в комплексе, на основании чего делается вывод о работоспособности устройства.

В заключении, стоит отметить, что езда на авто с неисправным датчиком положения коленчатого вала небезопасна, так как может привести к выходу из строя мотора в самый неподходящий момент.

Индуктивное измерение датчика коленчатого вала