10Июн

Что такое роторный мотор: орел и решка — журнал За рулем

Роторный двигатель.Принцип работы роторного двигателя.

 

 Роторный двигатель Феликса Ванкеля — уникальная разновидность двигателей, создан и более менее доведенный до ума в середине двадцатого века. В чем же уникальность роторно-поршневого двигателя Ванкеля? Ответ прост, при малых габаритах и рабочем объёме, в комплекте с простотой конструкции и значительно меньшем количестве деталей по сравнению с обычным поршневым двигателем, роторный двигатель выдаст мощность в 2-2.5 раза большую, нежели поршневой двигатель с тем же рабочим объёмом цилиндров. Однако, тут же возникает вопрос, раз роторный мотор такой простой и одновременно мощный, то почему он не получил широкого распространения.

В общем то вариантов довольно много, самый на мой взгляд вероятный ответ на данный вопрос кроется в событиях тогдашнего времени. В 70-х годах многие авто-концерны того времени попытались сделать ставку на роторный двигатель, ввиду его превосходящей мощности и простоты конструкции над традиционным ДВС того времени.

  Все возможно и было бы хорошо, и роторные двигатели возможно сейчас ставили бы как минимум на половину современных авто, если бы не одно НО, как всегда, куда ж без него. В общем в 1973 году началась война на Аравийском полуострове. К слову, в то время арабские страны были основными поставщиками нефти в Европу и Америку, и война вынудила их значительно сократить поставки ресурсов в страны нового и старого света, что повлекло за собой невероятное подорожание нефтепродуктов, и в том числе и бензина, на котором работал роторный двигатель. Но, почему не перестали выпускать стандартные ДВС? Да потому, что в роторном двигателе всегда имеется огромный табун лошадей, который нужно кормить, короче РПД слишком много жрал, содержать его в то время было очень не выгодно, поэтому компании, вложившие деньги в разработки и производство роторных двигателей потерпели крах и понесли колоссальные убытки, машины с большим расходом топлива оказались совсем не востребованы на рынке. Производители отказались от прожорливого роторного двигателя в пользу более экономичного поршневого варианта.


  Однако все же нашлись приверженцы роторного двигателя — авто-концерн Mazda встал на путь самурая и продолжил проводить исследования и совершенствование двигателя Ванкеля, подобно тому, как однажды Subaru не отказались от использования оппозитных двигателей, которые на сегодняшний день являются главной фишкой этой марки. Инженеры мазды тоже даром времени не теряли и также имели свои разработки в области РПД. Это позволило им создать роторный двигатель 13b-REW с системой твин-турбо, мощностью 350 л.с, который устанавливался в автомобили Mazda RX7, в процессе эксплуатации двигатель зарекомендовал себя достаточно хорошо, но один непобедимый недостаток, свойственный РПД у него всё же остался,это большой расход топлива. Далее маздисты воткнули роторник в следующую модель Mazda RX8, но в ней заметно сократили табун под капотом с 350 л.с до 200, уменьшив рабочий объём до 1.3 литра. Ну где вы видели ДВС объёмом 1.3 с мощностью 200 л.с.? Это позволило сократить расход топлива и вывести модель на более конкурентно-способный уровень.
Про попытку воткнуть РПД в жигуляторы думаю писать не стоит, инженеры купили авто с РПД у немцев и тупо скопировали двигатель. В результате ничего хорошего из этого не получилось.
 

Принцип работы и устройство роторного двигателя. Принцип работы роторного двигателя разительно отличается от поршневого. Прежде всего это связано с его конструктивными особенностями. Трудно выделить главную особенность этого двигателя, начну пожалуй с самого ротора. Ротор — является в данном типе двигателя и поршнем и шатуном, то есть весь кривошипно-шатунный механизм сводится только к ротору и валу-эксцентрику, которые и превращают энергию топлива во вращательные движения вала. Происходит это все в блоке, который является и камерой сгорания и газораспределительным механизмом. В нем происходят все такты работы ДВС, начиная с впуска и заканчивая выхлопом. Внутри блок имеет форму некой капсулы, но это не совсем так, эта форма имеет геометрическое научное название — эпитрохоида (блять).
Установленный на валу ротор, крепко сцеплен с зубчатым колесом, которое соединено с неподвижной шестернёй, название которой — статор. Размер ротора значительно больше, нежели статор, несмотря на это, вокруг шестерни свободно вращается ротор с зубчатой шестерней. Каждый из концов треугольного ротора движется по внутренней поверхности блока, отсекая определенное количество пространства в блоке благодаря трём клапанам. Функцию поршневых колец в роторном двигателе выполняют радиальные и торцевые уплотнительные пластины, которые прижимаются к стенкам блока-цилиндра центробежными силами, ленточными пружинами и давлением газа. Двигатель ванкеля лишен сложного механизма газораспределения, это значительно упрощает конструкцию роторного двигателя по сравнению с традиционным, также отсутствие многих деталей КШМ традиционного двигателя позволяет вырабатывать большую мощность за счет отсутствия потерь на трение. За один полный оборот ротора, в двигателе проходит три полных рабочих цикла. Чуть не забыл, почему он много жрет, потому что камера сгорания в момент такта сжатия получается весьма длинной и топливо не успевает догорать полностью, для борьбы с этим явлением на роторные моторы ставят по две свечи зажигания, которые срабатывают по очереди одна за другой, воспламеняя топливную смесь с двух сторон.
Такие меры весьма улучшили показатели роторников в плане экономичности и выдаваемой мощности.

  В общем все это очень хорошо звучит, но что же представляет из себя роторный двигатель в реальной жизни. На самом же деле по всему свету довольно много авто с роторными моторами времен 60-80х годов, многие на ходу и хранятся где то в музеях или частных коллекциях, еще больше гниют или уже сгнили на свалках. Стоит взглянуть на владельца авто с роторным двигателем, который мотор перегрел и носится по городу в поисках спецов и запчастей, всплывают все недостатки этого вида двигателей. Самое страшное для РПД на той же мазде рх8 это перегрев. Стоит один раз перегреть такой мотор и отремонтировать его будет потом очень сложно,так как запчасти стоят довольно недешево и ехать будут из Японии.В большинстве случаем при ремонте РПД бракуется и сам ротор и блок, на котором образовались задиры от поплавившегося металла. Многие в этом случае заказывают новый мотор, так как стоить он буден примерно так же как и ремонт старого двигателя.
Поэтому некоторые мечтают сменить роторник на традиционный поршневой ДВС, однако, есть и фанаты, которые его ни на что не променяют.

Наверх

Как на ВАЗе роторный двигатель внедряли

Изобретение двигателя внутреннего сгорания стало переломным моментом в истории машиностроения. На текущий момент при помощи поршневого ДВС приводятся в действие мотоциклы, легковые машины и многочисленная промышленная техника. Правда, это не значит, что он имеет совершенную конструкцию. Существуют и другие типы двигателей внутреннего сгорания, например, роторные. Их тоже устанавливали на автомобили, даже ВАЗ сделал такую попытку.

Нераскрытый потенциал

При наличии подходящей конструкции поршневой двигатель внутреннего сгорания может выдать огромную мощность. Поэтому ДВС устанавливают и в компактную технику, и в большие промышленные машины. Фактически единственными его недостатками являются размер и вес, поэтому существуют известные сложности с установкой мощных двигателей в ограниченный объём моторного отсека.

Разработать новый вид двигателей попытался Феликс Ванкель в 1930-х годах. Он решил использовать роторную конструкцию, где в камере сгорания вращается треугольный ротор, толкаемый газами от сжигаемого топлива. Мотор казался интересным и обещал большие перспективы. Ванкель провёл много времени со специалистами из BMW за его тестированием, а результаты были неутешительными: ему требовались многочисленные доработки, но с имеющимся на тот момент уровнем развития техники произвести их было практически нереально. Только в конце 1950-х годов Ванкель смог собрать рабочую модель роторного двигателя. В 1963 году его поставили на серийный седан NSU Prince Spyder.

Как показала практика, РПД (роторно поршневой двигатель) при своих компактных размерах способен выдавать гораздо большую мощность, не уступая в этом огромным и тяжёлым V8. Правда, были и неприятные моменты. Из-за своей конструкции роторный мотор обладал несколькими серьёзными родовыми болячками: он требовал огромной точности сборки, а в ходе эксплуатации быстро появлялись люфты и неисправности. Степень износа по сравнению с поршневыми ДВС была чрезвычайно велика. Тем не менее нашлись ситуации, когда достоинства РПД перевешивали быстрый износ.

ВАЗовский ротор

Заинтересовались новой разработкой и ВАЗовские специалисты. Двигатель стал отличным шансом уменьшить общий вес автомобиля и улучшить его эксплуатационные показатели при сохранении мощности на прежнем уровне. Тем более что исследования в области роторных моторов велись давно силами НАМИ, ВНИИмотопрома и НАТИ. Инженеры ВАЗа решили не заниматься копированием уже существующего двигателя Ванкеля и отказались от приобретения лицензионного. Вместо этого они занялись разработкой собственного варианта. Правда, для этого им пришлось тщательно изучить рабочий образец. Завод приобрёл автомобиль Mazda RX-2 с установленным на нём роторным мотором. Силовую установку демонтировали, разобрали до винтика и изучили едва ли не под микроскопом, после чего собрали и для испытаний в «естественной среде» установили на «Жигули».

Правда, инженерам пришлось столкнуться с серьёзными проблемами, которые впоследствии так никогда и не были решены полностью: с большим расходом топлива и быстрым износом уплотнений. Эту родовую болезнь всех РПД не удалось в итоге победить ни одному производителю, рискнувшему связаться с их проектированием и производством. Несмотря на это специалистам к 1976 году удалось собрать и продемонстрировать первый рабочий образец роторного двигателя ВАЗ-311. Он имел множество недостатков и часто выходил из строя, поэтому инженеры потратили много лет на его доводку. Лишь в 1982 году был готов предсерийный силовой агрегат. РПД мощностью 70 лошадиных сил установили на обычный ВАЗ-21011. «Жигули» с индексом 21018 должны были пойти в серийное производство. Для масштабного тестирования изготовили 50 моторов, оснастили ими десяток машин и отправили на испытания. К сожалению, закончились они плохо: через полгода не осталось ни одного рабочего экземпляра, у всех сыпались подшипники, выходили из строя уплотнители, да и расход топлива сказался запредельным.

После многочисленных выговоров от начальства решили перейти к более надёжной двухсекционной конструкции. К тому же, такие РПД были гораздо мощнее. В результате выделились две ветки автомобилей: гражданские и «догонялки». Первые большой популярности так и не получили. Расход топлива по-прежнему был большим, а надёжность оставляла желать лучшего. Зато спецмашины нашли своё место в рядах КГБ, МВД и ГАИ, здесь на подобные мелочи можно было не обращать внимания.

Работы по улучшению роторных двигателей велись постоянно, разрабатывались моторы для разных моделей, даже для «Оки». Машины выпускались только для внутреннего рынка, а объём их производства был далеко не таким большим, как с обычными ДВС. Последним РПД стал ВАЗ-415, в 1997 году его сертифицировали для монтажа на обычные автомобили, предназначенные для массмаркета. Правда, модификация с роторным двигателем была существенно дороже, а расход топлива составлял до 14 литров на каждую сотню.

РПД устанавливали на несколько моделей, включая и ВАЗ-2108, но даже имеющийся на них небольшой спрос стремительно падал. Причина же была очень простой: заявленный ресурс двигателя составлял 125 тысяч километров, а рассыпаться он начинал уже с 50 тысяч. Эпоха роторных моторов для ВАЗа закончилась на рубеже 1990-2000 годов, а работавшее над ними конструкторское бюро прекратило существование.

Пока что неизвестно, что получится из этого начинания, но ВАЗ решил выпустить «Ларгус» с электрическим двигателем.

MAZDA: Роторный двигатель живет

Mazda рядом с вами

Мы думаем, что вы находитесь в

  • Европа
  • Азиатско-Тихоокеанский регион
  • Северная и Южная Америка
  • Ближний Восток и Африка

WE ARE MAZDA

Эксклюзивный взгляд на завод по производству роторных двигателей 13B — история непрерывного производства

Мы не хотим, чтобы машина мечты закончилась мечтой.

Представляем людей, фабрику и видение текущего производства роторных двигателей Mazda.
Половина девятого на тускло освещенной фабрике в Хиросиме, Япония, однажды утром в 2021 году. Загорается свет, а затем, насколько хватает глаз, слышен тусклый гул машин, оживающих. Мы находимся в Производственном отделе Mazda Powertrain № 2, где изготавливаются детали роторного двигателя 13B. Да, роторный двигатель живет!

Для наших младших читателей, которые все еще мечтают о том дне, когда они смогут получить права и начать жизнь с собственным автомобилем, эти машины должны были появиться примерно в то время, когда ваши бабушки и дедушки мечтали о том же. На самом деле, они могли родиться примерно в то же время, что и ваши мама или папа!
В то время Mazda была известна как Toyo Kogyo, и у нас были огромные мечты о будущем автомобилей. Конечно, машина, которая интуитивно понятна в управлении, может повысить нашу восприимчивость и сделать жизнь намного веселее? Роторный двигатель, который обеспечивает плавное, мощное ускорение, которое, кажется, бесконечно увеличивается по мере того, как вы нажимаете на педаль, воплощает мечту Mazda создать именно такой автомобиль.

Запах масла от нагревательных машин сигнализирует о новом дне в заводском цеху. Я медленно пробираюсь дальше на фабрику между возвышающимися машинами. Присоединяйтесь ко мне в этом туре по единственному в мире заводу по производству роторных двигателей.

Тщательно изготовлено вручную на том же оборудовании, что и оригинальные роторные машины.

Каждый роторный двигатель 13B 2021 года тщательно собирается небольшой группой опытных инженеров.

Первый человек, с которым я столкнулся, был не кто иной, как Тэцуя Сато, самый долго работающий в Mazda инженер по роторным двигателям. И неудивительно, что даже после 36 лет работы в компании он все еще усердно работал над обрабатывающим станком! Он поделился некоторым пониманием того, почему он так увлечен роторным двигателем.

«Mazda начала производить детали для роторных двигателей на этом заводе в 1973 году. Все наши обрабатывающие станки относятся к этой эпохе, а это значит, что они неустанно работают уже более полувека. Точная обработка требует точного оборудования, поэтому крайне важно проводить ежедневное техническое обслуживание этих машин. Немногие знают об этом, но на самом деле мы все еще производим роторный двигатель Mazda. Хотя Mazda RX-8 была последней моделью, в которой действительно использовался роторный двигатель 13B, а производство RX-8 было завершено в 2012 году, мы по-прежнему производим запасные части и двигатели, изготовленные с использованием этих деталей. Вот почему эта фабрика до сих пор существует».

Глядя на громоздкую, бронированную обрабатывающую машину, которая определенно выглядела так, будто работала несколько десятков лет, Сато продолжил.

«Наши предшественники доверили этим машинам свои надежды и мечты. Они не так эффективны, как сегодняшние машины с компьютерным управлением — например, все машины в этой области являются режущими, но лезвие каждой машины можно перемещать только в одном направлении. Итак, как только мы закончили обработку на одном станке, мы должны вынуть деталь и установить ее на следующем. Требуется проработать около сорока машин — начиная с той, что у двери, через которую вы вошли, — чтобы закончить базовую обработку для одного ротора».

«Они могут быть старыми, но это замечательные машины, которые были передовыми в то время и были тщательно разработаны для получения точных результатов — истинное свидетельство инноваций и изобретательности наших предшественников. Я знаю это так же твердо, как и сам, потому что работаю с этими машинами уже 36 лет. Позвольте мне показать вам, как изготавливаются наши роторные двигатели 13B 2021 года». Сато провел меня вглубь фабрики.

Поддержание оптимальных производственных условий — первый шаг к обеспечению оптимального качества.

Затем мы останавливаемся, чтобы поговорить с Йошикадзу Васио, еще одним инженером-механиком, усердно работающим.

«Что я здесь делаю, так это вырезаю канавки, куда мы прикрепляем апексные уплотнения. Эти уплотнения крепятся во всех трех точках треугольного ротора и имеют решающее значение для оптимизации работы роторного двигателя».

«Расчетное значение ширины паза 2 мм, и мы дорабатываем их с точностью от 5 до 12 тысячных миллиметра, тщательно сточив канавку вращающимся точильным бруском. Но на самом деле первым шагом в этом процессе является тщательная проверка толщины и состояния точильного камня, потому что он может истончаться по мере использования. Даже крошечная царапина на поверхности камня может повредить внутреннюю стенку канавки. Незначительная неисправность в любой из этих машин может свести на нет всю тяжелую работу, затраченную на обработку ротора до этого момента. Крайне важно, чтобы мы избежали этого, убедившись, что все находится в отличном рабочем состоянии, прежде чем мы начнем каждый процесс».

Washio также является инженером-ветераном с 35-летним опытом создания роторных двигателей на этом заводе. Среди коллег он пользуется репутацией застенчивого и мягкого человека, и, как положено, сразу же вернулся к работе, как только ответил на мой вопрос.

«У нас есть только небольшая команда из семи человек, занимающихся производством роторных двигателей на месте. Добавьте еще нескольких инженеров, которые выполняют первую половину обработки корпуса ротора в соседнем здании, и у нас получится команда из десяти человек. Эта небольшая команда производит все детали, необходимые для роторного двигателя, включая корпус ротора, боковой корпус и эксцентриковый вал в дополнение к самим роторам. Это непросто, но мы команда, и мы вместе. Каждый в команде уникален — это веселое место для работы».
Сато улыбнулся и снова отправился в путь.

Роторная команда мечты — десять опытных инженеров, создавших все десять вариантов роторного двигателя 13B.

Сато снова улыбается, выдавая впечатляющие цифры. Его команда ежемесячно отгружает в среднем от двухсот до четырехсот деталей роторных двигателей.

Затем я поговорил с Хиромичи Абэ и Наоки Мицу, которые присоединились к команде в апреле 2020 года в качестве мастера и помощника мастера соответственно. Они сошлись в оценке своих товарищей по команде:
«В зависимости от автомобиля, для которого он предназначен, и характеристик двигателя существует десять различных вариантов роторного двигателя 13B, и в каждом варианте используются немного разные детали. Все эти детали — а их очень много — изготавливаются на заказ для клиентов во всех уголках мира. Для завершения обработки некоторых деталей может потребоваться от одного до двух месяцев, включая работу, выполненную внутри компании и за ее пределами. Кроме того, иногда нам нужно собрать эти части в определенный блок», — объясняет Абэ.

«Тот факт, что наша команда может успешно выполнять эти сложные процессы, является свидетельством их общения и совместной работы. Каждый, кто работает здесь, обладает навыками и опытом для идеального выполнения нескольких процессов. Работая здесь, вы будете регулярно видеть, как рабочие перемещаются между задачами и оборудованием, требующим совершенно разных навыков. Что делает это возможным и действительно выделяет эту команду, так это их командная работа — их готовность помогать друг другу и брать на себя задачи, выходящие за рамки их собственных ролей», — соглашается Мицу.

Я спросил Сато, считает ли он работу тяжелой.
«Мои коллеги, которые присоединились к Mazda примерно в то же время, что и я, сделали это, потому что мы мечтали работать над роторным двигателем. Хотя они больше не используются в новых автомобилях, мы — поколение, которое действительно понимает концепцию этого двигателя, и мы знаем, что большое количество клиентов по всему миру также откликнулись на это видение и приобрели роторные автомобили Mazda. Мы хотим, чтобы эти клиенты могли и дальше получать удовольствие от вождения автомобиля с роторным двигателем».

«Самое лучшее в работе здесь — это отличная командная работа и товарищество. Работа по производству каждого двигателя вручную сложна, но мы делаем это в команде, где мы каждый день находимся лицом к лицу со всеми, поэтому мы чувствуем общую ответственность и сопричастность».

С этими словами он пошел дальше, в расстояние между рядами гигантских машин.

Далее: сложный процесс, превращающий каждый роторный двигатель в произведение искусства

Проверить список деталей для роторного двигателя и запасных частей (PDF)

10 фактов о роторном двигателе Ванкеля, которые вы должны знать

Время от времени появляется нестандартный мыслитель и заново изобретает колесо. В данном случае Феликс Ванкель заново изобрел двигатель внутреннего сгорания. Именно немецкие инженеры первыми изобрели роторный двигатель.

Родившийся в 1902 году в Ларе, Германия, Ванкель оказался инженерным гением, несмотря на отсутствие формального образования. Получив свой первый патент в 1929 году, Ванкель сотрудничал с немецкой автомобильной маркой NSU. Они сделали автомобиль с двумя роторными двигателями под названием NSU Ro 80. Он имел большой успех, поскольку в 1919 году автомобиль получил награду «Автомобиль года».68, первый для Германии.

Ванкель привлек внимание Mazda , нового японского автопроизводителя. Он выиграл партнерство, и его инновационное изобретение двигателя нашло применение в Mazda Cosmo в 1967 году. Двигатель Ванкеля гениален по своей изобретательности. Без сомнения, это инженерный подвиг, но у него есть уязвимое место. Читайте дальше, чтобы узнать ахиллесову пяту этого великого изобретения.

10 Роторный двигатель Ванкеля

Двигатель Ванкеля — это двигатель внутреннего сгорания. Он осуществляет процессы внутреннего двигателя, но у него совершенно другой механизм. Как и стандартный двигатель, роторный двигатель Ванкеля использует свечи зажигания для зажигания и давление для подачи мощности, а также выполняет функцию выхлопа. На этом сходство заканчивается. Роторный двигатель использует центральный ротор, который вращается для производства энергии. Непрерывное вращательное движение передает мощность через шестерни на коленчатый вал (эксцентриковому валу), а затем на колеса.

9 В двигателе Ванкеля мало движущихся частей

via: MechStuff

Самая существенная отличительная черта двигателя Ванкеля (или роторного) состоит в том, что он имеет один главный движущийся механизм. Весь двигатель состоит всего из трех движущихся частей. Вращающийся ротор выполняет работу нескольких движущихся поршней всего одним постоянно вращающимся колесом. Вибрации нет. Плавный механизм, заключенный в небольшой корпус, делает роторный двигатель более легким, менее сложным и более надежным; с меньшим количеством деталей, подлежащих ремонту. При одном обороте происходят три действия: воспламенение, сжатие и выдох.

Связанный: Все, что вы должны знать об автомобилях с роторным двигателем

8 Изобретатель роторного двигателя

https://rotarypowercrew.wordpress.com/felix-wankel/

Гениальным создателем автомобильного роторного двигателя был Феликс Ванкель. Этот немецкий инженер был самоучкой; его семья не могла позволить себе университет. Тем не менее, Ванкелю удалось привлечь внимание Вильгельма Кепплера, влиятельного немецкого экономического советника, который финансировал разработку роторного двигателя Ванкеля. Кепплер даже вызволил Ванкеля из тюрьмы после того, как его отправили туда за протест против нацистской партии. Ванкель получил патент в 1929, но только в 1963 году его двигатель дебютировал в автомобиле. В 1967 году немецкий автомобиль с роторным двигателем стал европейским автомобилем года. Затем Mazda купила права на изобретение Ванкеля.

7 Mazda RX7

Mazda доказала, что японский автомобиль может быть оснащен роторным двигателем. Этим автомобилем был Cosmo 1967 года и его гоночный аналог. Команда инженеров Mazda отправилась в Германию, чтобы узнать о роторном двигателе, прежде чем лицензировать его. Затем японский автопроизводитель разработал роторный двигатель для производства модели Mazda RX-7. Как показано на демонстрации, в нем использовались сдвоенные роторные двигатели. Первый RX-7 вышел в 1978, но двигатель Ванкеля приводил в действие двухместный спортивный автомобиль до 2002 года. 7 будет последним. RX-7 1992 года был популярным спортивным автомобилем с отличной управляемостью, но модель, доставляющая удовольствие от вождения, не могла преодолеть европейские правила. К 1996 году автомобиль с роторным двигателем был запрещен по всей Европе из-за несоответствия нормам выбросов. Модель 2002 года закрыла главу в истории автомобилей Mazda с роторным двигателем. Всего за 40 лет было произведено 811 634 RX-7.

Связано: 10 вещей, которые нужно знать перед покупкой подержанной Mazda RX-7

5 Неэффективность роторных двигателей

через «Принеси прицеп»

Если роторный двигатель кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой, это потому, что это так. Несмотря на то, что это автономный двигатель внутреннего сгорания, который в несколько раз меньше обычных двигателей и вырабатывает мощность с потрясающей эффективностью деталей, двигатель Ванкеля не экономит топливо. В процессе сгорания не удается израсходовать все топливо, и тогда оно высвобождается с выхлопом. Мало того, масло, используемое для смазки, сгорает, расходуя больше масла, чем обычные двигатели. Еще одним недостатком роторного двигателя являются наконечники ротора. Эти верхние уплотнения защищают точки от стенки камеры, но, к сожалению, могут изнашиваться до 80 000 миль.

4 Norton F1 Rotary

Предоставлено Википедией

Роторный двигатель используется не только в автомобилях: большое количество судов также приводилось в движение роторным двигателем. Мотоцикл Norton F1 1989 года представляет собой одно из самых успешных применений роторного двигателя, используемого в мотоциклах. Это была не первая попытка. Мотоциклы Norton, построенные в 1980-х годах, оказались неудачными из-за перегрева и выхода из строя верхних уплотнений ротора. Наконец, после того, как он был разработан для гоночного мотоцикла RCW588, велосипед Norton F1 Rotary с водяным охлаждением получил еще более мощный роторный двигатель. Его максимальная скорость составляет 140 миль в час.

3 Mazda 787B с роторным двигателем выиграла Ле-Ман

favcars.com

Гоночный автомобиль Mazda 787B вошел в историю на 59-й гонке «24 часа Ле-Мана». Он первым финишировал в гонке на выносливость, но не только первым. В 1991 году Mazda 797B стала первым японским автомобилем, выигравшим гонку в Ле-Мане. Он был частью гоночных автомобилей Mazda Group C с роторным двигателем. Mazda № 55 оснащалась четырьмя роторными двигателями R268B.

Связанный: 10 потрясающих Mazda с роторным двигателем, о которых вы, вероятно, никогда не слышали

2 Роторный двигатель в MX-30 R-EV 2023 года

Via Mazda

В 2023 году роторный двигатель вернулся! Многие хвалебные речи объявили его мертвым после того, как Mazda прекратила его выпуск, но затем Mazda повторно представила его с MX-30 R-EV 2023 года.