18Апр

Что такое компрессии: КОМПРЕССИЯ | это… Что такое КОМПРЕССИЯ?

Содержание

Что такое компрессия и как правильно ее применять

Разбираемся в технических тонкостях, учимся работать со звуковыми редакторами

Должно быть, вы задаетесь вопросом, как получить звучание радийного или киношного качества. Как добиться плотного и в то же время гладкого, сатурированного (насыщенного теплыми тонами) звука приятного уху слушателя? Ответ кроется в важном для чтецов слове — компрессия.

Содержание

• Что такое компрессия?
• Основные параметры компрессора
• Как использовать виртуальную компрессию на примере бесплатной программы Audacity

Что такое компрессия?

Компрессия означает процесс сжатия сигнала, при котором сокращается динамический диапазон между самыми громкими и самыми тихими точками этого самого сигнала. Иначе говоря разница между перепадами громкости в записи сокращается, уравнивается, громкие части не шокируют резкими звуками, тихие же не заставляют напрягаться и вслушиваться в них.

В больших и не очень студиях звукозаписи, как правило, звукорежиссеры используют аналоговые компрессоры разных типов, которые обрабатывают сигнал на входе. Стоимость этой техники неловко называть вслух. Однако звуковая индустрия не стоит на месте и процессы цифровой постобработки сегодня могут быть высокого качества. Количество плагинов, как встроенных в DAW (Digital audio workstation — Цифровая звуковая рабочая станция например logic pro x, ableton, studio one и т.п.), так и отдельных VST (Virtual Studio Technology — формат виртуальных плагинов для обработки аудиосигнала), на любой вкус и кошелек перекрывают большую часть задач обработки записи. Важно понимать базовые алгоритмы работы с ними, чтобы избежать потенциальной перекомпрессии или так называемого «кирпича» (пережатый сигнал на изображении).


Как выглядит в аудиоредакторе «кирпич»

Основные параметры компрессора

Параметры компрессора, как они работают на этапе записи в реальном времени и на этапе постобработки с помощью VST плагинов:

  • Threshold (порог срабатывания) — отвечает за момент срабатывания компрессора. Эту настройку можно считать ключевой, она позволяет компрессору сжимать сигнал и контролировать количество применяемого сжатия в децибелах (дБ). Компрессор срабатывает тогда, когда исходный сигнал оказывается выше заданного значения. Иначе говоря, все, что громче порога срабатывания, будет сжиматься. Чем ниже порог, тем сильнее сжатие сигнала. Важно не передавливать сигнал и не превращать звуковую волну в кирпич, лучше сохранять динамику, близкую к натуральной.

    Чтобы настроить этот параметр рекомендуем выделить фрагмент записи и определить самую тихую часть в дБ. Здесь можно примерно выставить порог срабатывания. Все, что громче (выше) этого значения приблизится к значению самой тихой части записи. Для ослабления компрессии можно двигать порог срабатывания выше по значениям.

  • Ratio (соотношение) — отвечает за степень сжатия сигнала. Сильно ли будет компрессироваться сигнал, который превышает порог сжатия. Коэффициент показывает соотношение сжатого сигнала к исходному (1:1, 2:1, 3:1, 4:1 и т.  д.). Чем выше первое число в соотношении, тем активнее компрессор ослабляет сигнал. Если выставить значение 1:1, то на сигнал это никак не повлияет. Если выставить значение 2:1, то сигнал будет сжиматься компрессором наполовину после прохождения порога срабатывания. Чем выше значение ratio, тем жестче срабатывает компрессия и тем плотнее становится сигнал. Для речи рекомендуемое значение соотношения колеблется в диапазоне от 2:1 до 4:1.

  • Атака (Attack) отвечает за скорость утихания громкости в миллисекундах (мс). Он определяет, как быстро компрессор реагирует на сигнал за пределами установленного порога. Чем меньше атака, тем быстрее компрессор включается в работу и сжимает звук. Так, например, выставленная атака в 0 мс выше порога сожмет сигнал мгновенно, сделав его безжизненным. А атака от 20 мс и больше оставит «полетность» и будет срабатывать мягче. Для речи рекомендуем использовать атаку 10−40 мс.

  • Время восстановления, спад (Release)#nbsp;— противоположность атаке. Этот параметр устанавливает время в миллисикундах (мс), через которое компрессор разожмет сигнал и вернет его на начальный уровень, в режим ожидания следующего пикового значения. Время восстановления, как правило, значительно дольше, чем время атаки. Обычно его значения находятся в диапазоне от 40−60 мс до 2−5 секунд ©, в зависимости от типа и модели компрессора.
    Атака и время восстановления работают вместе и определяют, как именно сигнал будет ослаблен при превышении порога срабатывания — быстро или медленно. Для речи рекомендуем использовать параметр примерно в диапазоне 100−150 мс.

Как использовать виртуальную компрессию на примере бесплатной программы Audacity

  1. Откройте программу и загрузите туда ваш записанный файл. Выделите трек.

Нажмите, чтобы увеличить

2. Выберите панель «Эффекты» => «Компрессор».


Нажмите, чтобы увеличить

3. Выставите параметры, подходящие для вашей записи. Нажмите «Ок».


Нажмите, чтобы увеличить

4. Финальная картинка должна измениться. Если результат вас не устраивает, то можно отменить параметры и повторить все этапы, выставив значения мягче. Чтобы сравнить, как выглядит аудиодорожка до и после компрессии, посмотрите видео справа. При необходимости видео можно увеличить, нажав на крайнюю кнопку справа (в виде квадрата), или проиграть заново, нажав на кнопку play.

Важно помнить, что с компрессией очень легко перестараться. Обязательное слушайте исходный материал, чтобы понять, в каком диапазоне можно сжимать сигнал. Плотный звук это то, к чему следует стремиться. Однако не стоит жертвовать ради этого полетностью и живостью голоса. В работе с компрессией очень важно придерживаться чувства меры.

«ВКонтакте»: https://vk.com/christinaptitca

Кристина Рукавишникова,

специалист по аудиоконтенту ЛитРес: Чтец, звукорежиссер.

Стать чтецом

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Истории успеха чтецов: Григорий Андрианов

Выплаты роялти в проекте ЛитРес: Чтец

Кейсы: как становятся чтецами аудиокниг?

Инструкция: используем эквалайзер в Audacity

что такое компрессия — SAMESOUND

Современная музыка немыслима без компрессии. Компрессор был и остаётся одним из самых мощных инструментов в арсенале звукорежиссёра, оказывающим чуть ли не ключевое влияние на качество звука конечного микса. Вместе с тем компрессия остаётся загадкой для многих музыкантов: все знают о существовании компрессоров, то и дело советуют друг другу что-нибудь пожать, но до конца не понимают принципов работы эффекта. Из этого материала вы узнаете, что такое компрессия, как она изменяет сигнал, а также какие бывают компрессоры и как ими пользоваться.


Компрессию нельзя назвать сложным эффектом, однако её применение связано с неопределённостью — предугадать итоговое влияние на звуковой сигнал непросто, слишком многое зависит от исходного звука. Так или иначе, выделить основные принципы работы эффекта не составляет труда. Из этого материала вы узнаете, как работает компрессия звука, какие настройки отвечают за работу эффекта, а также как ей пользоваться.

Что такое компрессия

Компрессия аудио или сжатие аудио — процесс уменьшения динамического диапазона сигнала. Динамический диапазон отражает разницу между самыми громкими и самыми тихими частями сигнала. Компрессор сжимает динамический диапазон, устраняя слышимую разницу между громкими и тихими частями звука.

После обработки тихие и громкие отрезки становятся ближе друг к другу по громкости, а сигнал приобретает более ровное звучание. В итоге в звуке исчезают перепады уровня: резкие рывки по громкости вверх, делающие сигнал крикливым, и неожиданные провалы вниз, в которых звук становится заметно тише. Более того, компрессор способен дополнительно увеличить или уменьшить общий уровень сжатых частей, что помогает вывести сигнал на нужную для микса громкость.

Сжатие динамического диапазона устраняет естественные перепады громкости, возникающие при пении или игре на инструменте. Представьте, что вы записываете партию ритм-гитары, состоящую из ровного приглушённого «чёса» в течение тридцати секунд. Люди — не машины, исполнить партию с одинаковой для каждого звука атакой и громкостью невозможно физически: в записанном сигнале неизменно будут более тихие или слишком громкие отрезки. Компрессор устраняет такие недостатки: тихие части становятся громче, громкие — тише.

Как работает компрессор

Принцип работы компрессора прост: устройство анализирует сигнал и ослабляет уровень самых громких моментов в нём. При этом компрессор «ищет» транзиенты (англ. Transients) — самыме энергичные отрезки сигнала.

Транзиенты

Транзиенты представляют собой начальные моменты возникновения звука, в которых сигнал звучит максимально громко.

Транзиенты хорошо заметны на звуковой волне — обратите внимание на самые размашистые части аудиографика. Лучше всего они видны на примере партии рабочего барабана: каждый удар по характеризуется начальным пиком с последующим сужением. Начальный мощный пик показывает момент зарождения звука — транзиент.

Наличие транзиентов само по себе не портит сигнал. С их помощью подчёркивается динамика звука, которая нужна миксу. С динамикой всё звучит кайфовее: никому не интересно слушать трек, в котором музыка постоянно держится на одном уровне. Слушателю нужны перепады, чтобы получать удовольствие от музыки.

Цель применения компрессора — улучшить естественную музыкальную динамику сигнала, а не уровнять или сделать его громче.

При работе с компрессором нужно ослабить транзиенты, а также подтянуть слишком тихие части сигнала, чтобы вывести его в общие границы уровня громкости. При сжатии аудио задача звукорежиссёра заключается в выравнивании уровня громкости без убийства динамики и характера. Именно здесь кроется главное правило работы с компрессором: для поиска подходящих параметров нужно слушать изменения динамики, а не тембра.

Какие настройки влияют на работу компрессора

За работу компрессора отвечают несколько ключевых параметров — порог срабатывания, соотношение, атака и спад. Каждый из них определяет, как именно компрессор сжимает сигнал.

Порог срабатывания (Threshold)

Порог срабатывания (англ. Threshold) определяет, в какой момент компрессор включается в работу.

Порог устанавливается в децибелах. Сигнал, чей уровень оказывается выше заданного значения, сжимается компрессором.

Порог срабатывания компрессора устанавливает границы для сигнала

Установка порога срабатывания определяет насколько громким может быть сигнал до того, как он будет сжат компрессором. При низком пороге ослабление до определённого уровня коснётся меньшей части сигнала, а компрессор включится в работу только при появлении особо агрессивных пиков. Высокий порог, наоборот, ослабит большую часть сигнала — компрессор станет снимать практически всё, что попадёт в его поле зрения.

Для установки подходящего порога срабатывания нужно определить проблемные части сигнала и понять, к какому эффекту от сжатия вы стремитесь. Подумайте, в чём именно проблема вашего звука: в слишком громких и выбивающихся из микса транзиентах или в слабых хвостах спада сигнала, теряющихся на общем фоне? В первом случае нужно понизить порог, чтобы подавить вылеты, во втором — нужно повысить порог, чтобы увеличить громкость.

Порог срабатывания должен быть таким, чтобы вы слышали работу компрессора только в тех частях сигнала, которые нужно исправить. Точный порог назвать сложно — слишком многое зависит от исходного звука и целей, которые вы решаете сжатием.

Соотношение (Ratio)

Соотношение (англ. Ratio) определяет в какой пропорции ослабляется сигнал, вышедший за заданный порог срабатывания. Параметр устанавливается коэффициентом: например, 2:1, 4:1 или 7:1.

Соотношение

Коэффициент показывает соотношение обработанного (сжатого) сигнала к исходному (необработанному). Чем выше первое число в соотношении, тем активнее компрессор ослабляет сигнал.

При малом первом числе компрессия применяется мягко и едва заметно: соотношения до 4:1 можно применить ко всему миксу. Чем больше первое число, тем интенсивнее сжимается сигнал и тем заметнее работа компрессора.

Обычно параметр соотношения устанавливается в пределах от 1.5:1 до 10:1. Более высокие соотношения применяются при работе с лимитерами.

Выбирать соотношение нужно только после установки порога срабатывания. Для поиска идеального варианта нужно слушать изменение динамики по мере увеличения цифр.

Повышать соотношение лучше до тех пор, пока работа компрессора не станет очевидна — в этот момент сжатие начинает деструктивно влиять на сигнал. Как только влияние компрессора становится заметным, откатите ручку соотношения на один-два пункта назад, чтобы достаточно сжать сигнал, но не убить его характер.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Гид по эффектам: что такое лимитер

Атака, спад и колено (Attack, Release, Knee)

Параметры атаки (англ. Attack) и спада (англ. Release) — две стороны одной медали. Они отвечают за временные особенности работы компрессора:

  • Атака определяет, как быстро компрессор реагирует на сигнал, выбившийся за установленный порог. Чем меньше (быстрее) атака, тем быстрее компрессор включается в работу и сжимает звук.
  • Спад задаёт время окончания работы компрессора. Параметр определяет время, через которое компрессор «отпускает» сигнал, возвращая его на исходный уровень и переходя в режим ожидания следующего пика.

Атака и спад определяют, как именно сигнал будет ослаблен при превышении порога срабатывания — моментально или постепенно.

Атака и спад компрессора

Совместная работа параметров — ключевой момент в достижении естественной компрессии звука: слишком быстрая атака моментально убивает транзиенты, быстрый спад неестественно быстро отпускает сигнал, делая динамику нестабильной.

В некоторых моделях компрессоров атака и спад дополнены параметром колена компрессии (англ. Knee). Колено может быть мягким (плавным) или жёстким (острым), что дополнительно влияет на резкость активации компрессора.

Колено компрессии

При мягком колене компрессор аккуратно переходит от исходного сигнала к сжатому, и обратно: сигнал сжимается не моментально, а постепенно, что маскирует переход и делает сжатие менее заметным. Более мягкий переход полезен при высоких соотношениях компрессии, чтобы лучше скрыть работу эффекта.

При остром колене сжатие применяется резко, а компрессия становится заметнее. Применять острое колено лучше при низких соотношениях сжатия, когда работа эффекта незаметна сама по себе.

Типы компрессоров

Все существующие аппаратные и программные компрессоры можно разделить на четыре типа:

  • Оптические компрессоры;
  • Компрессоры с переменной крутизной;
  • FET-компрессоры;
  • VCA-компрессоры.

Основные отличия между ними кроется в методике определения пиковых моментов и ослабления сигнала. Несмотря на то, что компрессоры всех четырёх типов эффективны в сжатии аудио, они не универсальны: каждый тип устррйатва лучше приспособлен для определённых задач.

Оптические компрессоры (Optical Compressor, Opto Comp)

Оптические компрессоры (англ. Optical Compressor, Opto Comp) были одними из первых устройств, созданных для сжатия звукового сигнала. Внутри оптических компрессоров установлен фотоэлемент и источник света (лампа или светодиод).

Источник света напрямую связан с напряжением поступающего звукового сигнала. Принцип работы максимально прост: чем сильнее входящий сигнал, тем ярче свечение лампы и тем активнее сжатие звука.

Оптический компрессор Teletronix LA-2A

Уникальность оптических компрессоров заключается в реакции фотоэлемента на источник света, которая происходит с небольшой задержкой. Из-за этого оптические компрессоры более плавно применяют атаку и аккуратно возвращают сигнал к исходному состоянию. Сигнал захватывается быстро, но возвращается с некоторым замедлением, что делает эффект сжатия особенно плавным.

Оптические компрессоры характеризуются колоризацией звука — сжатый сигнал приобретает дополнительные краски и приятную теплоту. Использовать такие устройства можно на любых источниках, хотя особенно хорошо они жмут вокал, струнные и бас.

Оптика популярна при сведении музыки. Из-за фиксированных настроек такие компрессоры слабо приспособлены для мастеринга, где требуется большая гибкость в работе.

Компрессоры с переменной крутизной (Variable-Mu Compressor)

Наравне с оптическими устройствами, компрессоры с переменной крутизной (англ. Variable-Mu Compressor) являются одними из основных типов компрессоров в музыкальной индустрии. Ламповые устройства, изредка называющиеся вариаторами, отличаются особым характером обработки, придающим сигналу дополнительное богатство и теплоту.

Компрессор с переменной крутизной (Variable-Mu) General Electric BA7A Tube Limiter

Устройства с переменной крутизной работают с помощью лампы, управляющей ослаблением уровня на основе изменяющегося напряжения входного сигнала. Из-за лампы устройства медленнее реагируют на изменения сигнала, но взамен предлагают его гармоническое обогащение — звук становится заметно насыщеннее и теплее.

Среди основных отличий компрессоров с переменной крутизной — сжатие с мягким коленом и постепенно увеличивающееся соотношение сжатого и не сжатого сигнала. Последнее особенно интересно: чем дольше сигнал находится в цепи сжатия, тем выше становится соотношение компрессии и тем круче становится колено, что позволяет выравнивать сигналы без риска разрушить их структуру.

Из-за менее агрессивного характера обработки, устройства чаще всего применяются не для укрощения транзиентов, а для выравнивания общего уровня звука. Компрессоры с переменной крутизной также отлично справляются с «тонкими» сигналами, которые после обработки становятся жирнее за счёт обогащения дополнительными гармониками. Наконец, медленная атака, присущая таким устройствам, помогает склеить треки на шинах и посылах.

FET-компрессоры (FET Compressor)

Компрессоры на основе полевого транзистора (англ. FET Compressor, Field Effect Transistor Compressor) — относительно новые устройства в музыкальном мире. Изначально FET-компрессоры разрабатывались как более подходящая для работы с транзиентами альтернатива оптическим компрессорам и компрессорам с переменной крутизной. Наличие транзистора позволяет FET-устройствам быстрее реагировать на сигнал и быстрее сжимать его.

FET-компрессор UREI 1176 Limiting Amplifier

FET-компрессоры отличаются сжатием с особо яркой колоризацией звука: транзисторные устройства неизменно украшают сигнал, что стало основой звука многих коллективов. Вместе с тем такие девайсы отличаются более резким звуком, с налётом дисторшна.

Так или иначе, «Феты» универсальны — их можно применять на ударных, вокале, клавишных и струнных, на шинах и посылах. Однако считать транзисторные устройства заменителем оптики или вариаторов не стоит — FET-компрессоры зачастую работают в связке с аппаратами других типов.

VCA-компрессоры (VCA Compressor)

Компрессоры на основе управляемых напряжением усилителей (англ. VCA Compressor, Voltage Controlled Amplifier Compressor) работают на схеме, в которой присутствуют усилители, управляемые поступающим напряжением (такое вот масло масляное). Наличие усилителя даёт полный контроль над атакой и спадом, а также обеспечивает более плавную работу компрессора.

VCA-компрессор SSL G-Series Console Bus Compressor

Внутри VCA-компрессоров установлен блок транзисторов, определяющих входное напряжение и, на основе этих данных, подбирающих степень ослабления сигнала. Благодаря этому устройство приобретает большую управляемость — пользователь может гибко настроить любой параметр работы.

Что касается самого сжатия, то VCA можно назвать достаточно прозрачными устройствами. Компрессия отличается чистотой и практически полным отсутствием окрашивания сигнала.

VCA-компрессоры также отличаются высокой гибкостью: они одинаково хороши для сведения и мастеринга, устранения непослушных транзиентов и повышения общего уровня сигнала. Их можно применять для обработки любых инструментов, шин и посылов.

Вместе с тем не стоит воспринимать VCA как инструмент на все случаи жизни. Из-за простоты реализации качество обработки VCA-компрессоров сильно разнится от устройства к устройству. Используемые производителями транзисторы и блоки схем могут прекрасно справляться с сжатием вокала, но совершенно не подходить для ударных.

Виды компрессии

С точки зрения использования, компрессор — простое устройство. Достаточно поместить аппаркт на канал и задать необходимые настройки, чтобы эффективно сжать сигнал. Тем не менее за время существования компрессоров звукорежиссёры выработали два основных способа применения компрессии.

Условно компрессию можно разделить на два вида:

  1. Последовательная (серийная) компрессия аудиосигнала;
  2. Параллельная компрессия аудиосигнала.

Оба способа одинаково эффективны для обработки аудио, хотя и применяются в совершенно разных ситуациях.

Последовательная (серийная) компрессия аудиосигнала

Самый распространённый вид сжатия — серийный или последовательный. Своё название серийная компрессия (англ. Serial Compression) получила из-за особенностей установки компрессора: устройство сжатия помещается в одном из слотов эффектов на дорожке вслед за остальными обработками. При таком размещении сигнал последовательно проходит через все эффекты на канале, рано или поздно попадая в компрессор.

Последовательная компрессия аудиосигнала

Благодаря простоте и применимости практически в любых ситуациях, серийная методика компрессии хорошо знакома каждому, кто хотя бы раз работал с DAW. Достаточно поместить компрессор в первый свободный слот эффектов на дорожке инструмента и задать необходимые настройки. Сигнал будет сжат после того, как последовательно пройдёт через все эффекты на дорожке и достигнет компрессора.

Серийная компрессия не ограничивает количество компрессоров. На одну дорожку можно поместить несколько разных аппаратов для достижения нужного звука. Несмотря на это, лучше держать себя в руках: если сигнал совсем плох, то ему не помогут даже десять компрессоров подряд.

Параллельная компрессия аудиосигнала

В отличие от серийной, параллельная компрессия (англ. Parallel Compression) работает на копии трека, который необходимо сжать. Впоследствии сжатая копия подмешивается к исходному сигналу — сжатый и не сжатый сигнал звучат параллельно.

Параллельная компрессия аудиосигнала

Несмотря на то, что серийная компрессия достаточно универсальна и работает в большинстве случаев, помещение компрессора непосредственно на дорожку может сильно изменить характер сигнала. Иногда такие изменения характера необходимы, однако, если сигнал хорош сам по себе, то лучше довериться параллельной компрессии, чтобы слегка улучшить исходный звук.

Применяйте параллельную компрессию только в тех случаях, когда исходный сигнал хорошо звучит сам по себе и требует лишь небольших улучшений — например, поднятия уровня или уплотнения. В противном случае доверьтесь последовательной компрессии.

Примеры использования компрессии

Современная музыка немыслима без компрессии. Ни в одно другое десятилетие, включая яркие и революционные 1980-е, музыкальная индустрия не была так активна в использовании компрессора. С его помощью жмут всё — синтезаторы, гитары, бас, ударные и вокал, шины и посылы, мастер-треки и отдельные каналы.

Компрессор давно стал ключевым элементом качественного и отполированного микса. Проблема лишь в том, что при работе с компрессором не существует идеальных настроек, которые бы работали всегда — конкретные положения ручек сильно зависят от исходного сигнала. Тем не менее выделить некоторые способы использования компрессора и отправные точки настроек вполне реально.

ВНИМАНИЕ!

Ниже представлены несколько примеров компрессии звукового сигнала инструментов. Подходящие для ваших треков настройки будут отличаться от тех, что показаны здесь. При сжатии полагайтесь только на слух и обязательно проверяйте звучание сигнала после компрессии в рамках всего микса.

Последовательная компрессия баса

Компрессор — основной друг баса. Без него инструмент затухает слишком быстро: низ микса звучит слабо, напоминая дряблые побулькивания на фоне, но никак не мощный заряд низкочастотной энергии. Компрессор выводит звук на один уровень, все ноты выстраиваются в линию по уровню и становятся хорошо различимы в миксе.

Компрессию баса можно начать с ряда базовых настроек. Установите порог срабатывания в районе 5-10 дБ, соотношение 3:1. Атаку лучше сделать медленной, в районе 100 мс, а спад — быстрым, в пределах 25 мс.

Теперь, исходя из сигнала баса, понижайте атаку до тех пор, пока бас не потеряет агрессию и не станет тусклым — так вы найдёте место, в котором транзиенты полностью отрезаются от сигнала. Верните ручку атаки на несколько миллисекунд назад, чтобы восстановить пики сигнала, придающие основной характер басу.

Начальные настройки компрессора Cubase для сжатия баса. Компрессор помещён в слот эффектов на дорожке баса.

Повысьте время спада, чтобы бас «задышал» вместе с миксом — обычно это происходит в районе 50-150 мс. Эффект дышащего в такт музыке сигнала достигается за счёт того, что подавление гейна (ослабление сигнала) успевает сработать в полной мере — стрелка на VU-метре возвращается к нулевому значению прямо накануне появления следующей ноты.

При работе с быстрыми партиями стрелка метеринга может не достигать нуля после каждой ноты. Это нормально: для проявления дыхания достаточно того, чтобы компрессор полностью подавил сигнал на одной-двух нотах в такте.

Наконец, когда бас задышал, повысьте общий выходной уровень сигнала на компрессоре, чтобы восстановить его уровень в миксе. Если после повышения в партии присутствуют перепады громкости, вернитесь к ручкам атаки и релиза — что-то было недокручено или перекручено.

  1. org/MusicRecording»> Бас без компрессии
  2. Бас с компрессией

Обычно для выравнивания баса достаточно взять изначальные параметры и подстроить их на основании имеющегося сигнала. Тем не менее бывает и так, что даже хороший исходник после компрессии не раскачивает низ микса в должной мере.

В таких ситуациях можно расширить серийную компрессию, добавив в цепочку эффектов на дорожке ещё один компрессор с другими настройками. Об этой методике сжатия мы рассказывали в отдельном материале, поэтому за подробностями и примерами загляните в статью «Компрессия баса: как добиться плотного и мощного звучания низких частот в миксе».

Параллельная компрессия вокала

Некоторые вокальные треки отличаются мощной динамикой, которая берёт своё начало в индивидуальных особенностях человеческого голоса (некоторые голоса мощнее сами по себе, о чём мы уже также говорили). При работе с особенно мощным голосом найти какое-то одно положение фейдера трека, работающее на протяжении всей песни, довольно сложно.

Часто ситуация складывается так, что при установке подходящей громкости в куплете голос теряется в припеве, а при фиксации фейдера на каком-то уровне в припеве — вокал орёт в куплете. Если не брать в расчёт автоматизацию, то исправить неравномерность можно последовательной компрессией.

Тем не менее бывает и так, что дорожка вокала сама по себе достаточно равномерна — все слова хорошо различимы, в голосе нет резких колебаний уровня. Вокалу всего лишь не хватает общей детализации.

К примеру, на концах фраз, когда голос вокалиста естественным образом затихает или становится ниже, громкость вокала падает — важные исполнительские нюансы исполнения, связанные с динамикой, попросту размываются в миксе. Повысить их детализацию можно параллельной компрессией, которая поднимет уровень тихих моментов партии без явного искажения сигнала.

Представим, что в проекте присутствует вокальная дорожка VOCAL. Отправьте сигнал дорожки не на мастер-канал, а на отдельный, специально созданный трек VOCAL MAIN OUT.

Теперь создайте шину VOCAL PARALLEL COMP и отправьте на неё сигнал с трека VOCAL MAIN OUT — в проекте будут две идентичные дорожки вокала. В качестве выхода для VOCAL PARALLEL COMP используйте трек VOCAL MAIN OUT — все дорожки варианты голоса должны звучать в проекте через единый канал.

Добавьте на дорожку VOCAL PARALLEL COMP компрессор. В качестве отправной точки установите соотношение от 4:1 до 10:1 (ориентируйтесь на общий уровень вокала), среднее время время атаки в пределах 5 миллисекунд и максимально быстрое время спада. Опускайте порог срабатывания до тех пор, пока вокал не станет явно перекомпрессированным.

Дорожка вокала в качестве выхода использует канал VOCAL MAIN OUT. Копия сигнала с VOCAL MAIN OUT отправлена на шину VOCAL PARALLEL COMP, которая в качестве выхода использует VOCAL MAIN OUT.

Сильное сжатие не испортит сигнал по двум причинам:

  1. Исходная дорожка вокала остаётся нетронутой;
  2. Пережатый параллельной компрессией вокал подмешивается к оригинальному сигналу, что сохраняет возможность создания идеального эффекта сжатия.

После того, как вокал пережмётся на дорожке VOCAL PARALLEL COMP, настройте уровень громкости трека. Параллельный канал должен оказаться за основным сигналом, подчёркивая его, но не перекрикивая. Ищите такой уровень громкости для параллельной дорожки, при котором голос зазвучит сбалансированно и натурально, а ранее пропавшие нюансы исполнения станут хорошо различимы.

Пример настройки компрессора Cubase для параллельного сжатия вокала

Возможно, что громкость основного вокального трека придётся понизить из-за общего повышения уровня, вызванного наличием двух идентичных каналов.

  1. Зацикленный вокальный напев без компрессии 0:12
  2. Зацикленный вокальный напев с параллельной компрессией 0:12

Параллельная компрессия ударных

Параллельная компрессия барабанов добавляет звуку ударных панча, энергии и плотности. При правильном применении параллельное сжатие делает звучание ударных объёмнее, чем оно есть на самом деле.

Использование параллельной компрессии для барабанов может быть продиктовано одной из трёх проблем:

  1. Ударным не хватает панча — хлёсткости и сочности звучания. Обычно недостаток панча проявляется применительно к бочке и рабочему, которые недостаточно «бьют в лицо».
  2. Ударным не хватает сустейна. Проявляется в недостаточной звонкости и длительности звука. Обычно эти элементы присутствуют в записанной дорожке, но теряются в миксе.
  3. Ударных не хватает панча и сустейна одновременно.

Настройки компрессора во многом зависят от того, чего именно не хватает звуку барабанов. При недостатке панча нужна быстрая атака и достаточно медленный спад, при потерях сустейна — медленная атака и быстрый спад.

Все каналы ударных собраны на шине DRUMS MAIN OUT, а также отправлены на посыл DRUMS PARALLEL COMP. Посыл в качестве выхода использует канал DRUMS MAIN OUT.

Методика применения идентична сжатию вокала. Создайте общий барабанный трек DRUMS MAIN OUT, на котором соберите все дорожки барабанов — итоговое звучание ударных должно выходить через этот канал.

Следом отправьте сигнал со всех дорожек ударных на трек параллельной компрессии DRUMS PARALLEL COMP, который в качестве выхода использует DRUMS MAIN OUT.

Пример настройки компрессора Cubase для параллельного сжатия барабанов

Добавьте на дорожку DRUMS PARALLEL COMP компрессор и сожмите сигнал так, чтобы он сильно изменился и потерял свои исходные качества. Теперь подмешайте сигнал параллельного канала к основной дорожке так, чтобы в звуке ударных появился недостающий панч или сустейн.

  1. Ударные без компрессии 0:20
  2. Трек с параллельной компрессией 0:20
  3. org/MusicRecording»> Ударные с параллельной компрессией 0:20

Общие советы по работе с компрессором

Настройки компрессора всегда индивидуальны: нельзя просто скопировать положения ручек из первого попавшегося урока в Интернете. Пресеты тоже нельзя назвать эффективным средством компрессии: предустановки разработчиков лишь задают общее направление сжатия, однако подстройку под обрабатываемый сигнал никто не отменял.

Компрессия аудио предполагает постоянное экспериментирование с положением регуляторов. Сжимать сигнал нужно не глазами, а ушами. Настройки подскажет звук, к которому вы стремитесь.

Хорошая практика — применять мягкое сжатие на разных этапах сведения, отдельных дорожках и посылах вместо сильной компрессии в каком-то одном месте микса. Так или иначе, будьте осторожны при работе с компрессором, постоянно проверяя изменения после сжатия. Компрессия с лёгкостью уничтожает тембр инструмента, поэтому внимательность здесь обязательна.

Сжатие сигнала лучше начинать с небольшого соотношения 2:1 и постепенно повышать его до 5:1 или выше, если потребуется. Для начала работы время атаки и спада также установите на средние значения в пределах 50-100 мс. Повышайте скорость атаки и спада до тех пор, пока работа компрессора не станет заметной, а затем слегка откатите регуляторы назад.

Порог срабатывания установите в минимальное значение, а затем ослабляйте усиление до тех пор, пока уровень не снизится примерно на 5 дБ. Снизившийся общий уровень компенсируйте выходным регулятором.

При компрессии всего микса будьте вдвойне осторожны. Басовая линия зачастую звучит с постоянным уровнем сигнала, однако её равномерность сломается под давлением компрессора.

Сжатие всего микса для устранения громких пиков в каком-то инструменте приведёт к тому, что в месте громкого пика просядет весь микс. Как итог, трек получит нежелательный эффект раскачки.

Если вы готовы жать всю песню разом, то убедитесь, что инструменты не выбиваются из общей канвы, а микс звучит как единое целое.

Заключение

Компрессия подобна специям в кулинарии: небольшое количество значительно улучшает блюдо, избыток портит весь вкус. Так или иначе, но компрессия остаётся одним из основных и самых важных инструментов в арсенале звукорежиссёра, которая делает звучание миксов отполированным и профессиональным.

Понимая, какие ручки компрессора за что отвечает, и как именно компрессия влияет на звук, можно эффективно управлять любыми сигналами, улучшая их динамику и не убивая характер. Всё-таки более полезного инструмента для качественного саунда треков ещё не придумали. Хотите отличного звука — учитесь пользоваться компрессором. В общем, самое время сжать что-нибудь.

Дополнительное чтение по теме компрессии (на английском языке)

  • iZotope Pro Audio Essentials: Compression Guide
  • Pro Audio Files: How Compression Affects The Timbre Of A Sound
  • Music Tutsplus: The Beginner’s Guide To Compression
  • Coursera: The Art Of Vocal Production (Vocal Compression And Expansion)

Теги: гид по эффектамкомпрессоры

Что такое сжатие? Как использовать компрессоры в производстве музыки — Блог

Компрессия — незаменимый инструмент, который можно найти в отдельных треках, микс-шинах и цепочках мастеринга.

Компрессия, один из самых популярных среди музыкантов и инженеров эффектов, используется для укрощения динамики, управления огибающими амплитуды, ограничения пиков, сайдчейна, параллельной обработки и многого другого. Тем не менее, несмотря на свою популярность, сжатие может быть довольно загадочным как для новичков, так и для ветеранов, поскольку различия в динамическом диапазоне часто труднее различить по сравнению с другими звуковыми свойствами, такими как высота тона и темп. Так что это сжатие ? В этом сообщении блога давайте демистифицируем сжатие, обсудив, что это такое, каковы его параметры и как оно используется в производстве музыки.


Встроенный компрессор в Logic Pro

Что такое компрессия в музыке?

Сжатие уменьшает общий динамический диапазон фрагмента аудио, обнаруживая, когда он превышает заданный уровень, и затем ослабляя его на заданную величину. Проще говоря, он сужает разницу между самыми громкими и самыми тихими частями трека, чтобы он был более последовательным по уровню.

Если вы когда-либо рисовали кривые автоматизации для уровня трека, вы, вероятно, неосознанно выполняли некоторую ручную компрессию — возможно, вы опускали слишком громкие части ( нисходящая компрессия ) и поднимали слишком тихие части ( восходящее сжатие ). Хотя компрессор обычно менее настраиваемый, он автоматизирует этот процесс для нас, что может 1) сэкономить нам много времени и 2) ввести звуковые характеристики и варианты использования, уникальные для сжатия.

Как звучит сжатие звука?

Давайте послушаем, как звучит компрессия в действии — ниже грув барабана без сжатия:

      

Теперь давайте послушаем, как это звучит в сжатом виде:

      

в несжатом груве все элементы намного ровнее в сжатом варианте. Это визуально усиливается, когда мы сравниваем две формы волны:

Несжатая канавка барабана

Сжатая канавка барабана

Теперь, когда у нас есть общее представление о сжатии, давайте углубимся в его параметры.

Как использовать компрессоры в вашей музыке

Хотя всегда есть исключения, большинство компрессоров имеют общий набор параметров. Понимание того, что делает каждый из них, позволит нам использовать сжатие в нашей музыке с большей преднамеренностью и легкостью.

Порог

Порог компрессора , выраженный в децибелах (дБ), определяет уровень, при котором компрессор начинает сжимать. Порог может быть установлен стратегически, чтобы нацеливаться на определенные моменты в вашем аудио; например, если малый барабан в груве слишком громкий, вы можете установить порог так, чтобы он был достаточно низким, чтобы малый барабан превышал его, но достаточно высоким, чтобы остальная часть набора была обойдена (лучший способ сделать это — медленно поднять или снижайте порог до тех пор, пока счетчик не будет реагировать только на малый барабан).

Ratio

Как только компрессор обнаружит, что входной сигнал превысил пороговое значение, он начнет ослаблять сигнал. Величина снижения уровня определяется соотношением . Например, если порог установлен на -20 дБ, входной сигнал достигает -16 дБ, а соотношение установлено на 2:1, выходной сигнал будет ослаблен до -18 дБ. Поскольку вход превышал пороговое значение на 4 дБ, соотношение 2:1 сокращает это значение вдвое, в результате чего на выходе получается -18 дБ.

Лимитер — это, по сути, компрессор с «бесконечным» соотношением (например, 10:1 или больше). В то время как компрессор (особенно с более низким коэффициентом) мягко укрощает пики, ограничитель агрессивно останавливает любой уровень, превышающий пороговое значение (также называемое его потолком ).

Атака и освобождение

Атака компрессора, обычно измеряемая в миллисекундах (мс), определяет, как быстро он снижает входной сигнал до полного значения коэффициента, когда он превышает пороговое значение. версии , напротив, представляет собой общее время, необходимое для возврата сигнала в несжатое состояние.

Колено

Колено определяет характер снижения усиления, применяемого к сигналу. Он находится в диапазоне значений от 0,0 до 1,0, где 0,0 — это жесткое колено , а 1,0 — мягкое колено . Жесткое колено начинает резко уменьшать усиление, когда компрессор превышает пороговое значение, тогда как мягкое колено вводит постепенное снижение усиления по мере приближения сигнала к порогу.

Колено компрессора имеет больше нюансов в своем воздействии, чем время атаки и восстановления, но, тем не менее, может быть ценным. В общем, старайтесь склоняться к быстрой атаке и релизу с жестким коленом для более заметной/агрессивной компрессии и к медленной атаке и релизу с мягким коленом для тонкой/мягкой компрессии.

Компенсация усиления

Мы часто связываем компрессию с увеличением громкости трека. Однако мы узнали, что по определению сжатие на самом деле уменьшает уровень . Make up Gain — это то, что позволяет компрессии сделать трек громче. Мы можем компенсировать уровень, который мы потеряли, используя этот параметр, и, поскольку мы приручили пики, мы можем фактически сделать общий звук громче, не сталкиваясь с отсечением.

Общая картина: почему важны компрессоры?

Компрессия — очень важный звуковой эффект для понимания, поскольку он регулярно затрагивает все аспекты создания цифровой музыки, от звукового дизайна до микширования и мастеринга. Его можно использовать творчески и музыкально, но он также может превратить динамичный и захватывающий микс в плоский и утомительный, если использовать его безответственно.

Это руководство должно дать вам базовые знания о сжатии и его общих параметрах. Тем не менее, точно так же, как вы не можете научиться ездить на велосипеде, прочитав книгу, вы не можете стать экспертом в области сжатия, просто прочитав статью или посмотрев видео на YouTube; Теперь пришло время открыть DAW и поэкспериментировать со всеми параметрами самостоятельно. Это даст вам реальное ощущение того, когда сжатие помогает или вредит вашей музыке.

Есть вопросы по сжатию? Оставьте их в комментариях к нашему уроку на YouTube выше.

15 марта 2022 г.

Что такое сжатие аудио?

Независимо от того, сочиняете ли вы музыку или редактируете звук для видео, сжатие — это последний штрих, который сделает ваш проект более совершенным. Но зачем нам это нужно? Как работает сжатие? Давайте углубимся.

В любом проекте, где вы работаете со звуком, сжатие звука — это процесс, обеспечивающий баланс всего микса. Это может быть не самая заметная часть звукового микса; тем не менее, это фундаментальная задача в аудиопроцессе. Здесь мы распаковываем функцию сжатия, и зачем и где она вам нужна.


Что такое сжатие?

Сжатие звука выравнивает динамический диапазон между самой громкой и самой тихой частями микса. Он сужает уровни и, таким образом, позволяет звуку более комфортно сидеть в финальном миксе без резких пиков.

Выравнивание громких и тихих частей микса позволяет услышать их более четко. Регулировка громкости может сделать только так много. Таким образом, сжатие обеспечивает этот общий баланс.

В качестве примера, чтобы понять, что делает компрессия, представьте себе запись ударной установки. Барабаны громкие и имеют первоначальный ударный звук, когда палочка касается кожи барабана, а затем звук затухает. Тот «удар», который мы слышим, проявляется в цифровом представлении звуковой волны как 9.0005 переходный .

Переходные процессы обычно являются самой громкой частью сигнала. Применение компрессии позволяет нам одинаково слышать переходные процессы в контексте. Это достигается за счет снижения пиковых уровней, что позволяет сустейну тона быть более заметным (оставаясь при этом резким). У вас может быть раздел аудио с разной громкостью, в том числе один человек, говорящий с толпой, и несколько аплодисментов. Или у вас может быть диалог, происходящий в шумной комнате, полной людей.

Громкость звукового окружения будет давать заметные пики, которые могут быть слишком громкими для микса. Тем не менее, вы можете потерять более тихие моменты при уменьшении общего усиления. В этом случае соло-динамик может потеряться.

Сжатие этого аудио решит эту проблему. И шепот, и крик в одном дубле улавливаются ухом. Путем буквального «сжатия» динамический диапазон не позволит сольному динамику потеряться в миксе и сохранит максимально естественное звучание.

В конечном счете, цель состоит в том, чтобы сделать так, чтобы диалоги были легко слышны, чтобы получить полное впечатление от истории. Напрягаться, чтобы слушать, что говорит персонаж, не очень хорошо.


Параметры сжатия

Итак, вопрос в том, как мы это используем? Сжатие имеет несколько параметров, которые помогают контролировать поведение звука, чтобы уменьшить громкость сигнала.

Порог

Сначала рассмотрим порог. Это начальная точка процесса сжатия. Регулировка порога, измеряемого в децибелах (дБ), устанавливает уровень, при котором сжатие активируется. Когда сигнал превышает порог, только тогда сигнал будет сжат.

Чем ниже порог, тем сильнее будет сжат сигнал. Хорошая отправная точка — посмотреть, на каком уровне находятся пики на измерителе дБ. Это дает хорошее представление о том, какой порог установить.

Коэффициент

Далее следует коэффициент. Это определяет, насколько громкость уменьшается после того, как она превысит пороговое значение.

Чтобы понять, как это работает, предположим, что мы установили соотношение 2:1. Если сигнал превышает порог на 2 дБ, он будет ослаблен до 1 дБ выше порога. Или, если сигнал превышает 6 дБ, он будет уменьшен до 3 дБ выше порога. Если порог установлен на -10 дБ (то есть все, что превышает -10 дБ, будет сжато), а соотношение составляет 2:1, когда сигнал превышает -10 дБ, он будет ослаблен всего до 5 дБ выше порога, а не до 10 дБ.

Соотношение 1:1 означает отсутствие затухания, но соотношение 20:1 является экстремальным. На этом этапе наличие сильного коэффициента будет рассматриваться как ограничение. Это не позволяет ни одному сигналу пройти порог.

Атака и освобождение

Теперь, когда мы позаботились о пиках сигнала, нам нужно рассмотреть громкость после сжатия сигнала. Здесь в игру вступают время атаки и восстановления. Эти параметры представлены в миллисекундах и могут придавать форму миксу, и все они зависят от того, с каким звуком вы работаете.

Время атаки определяет, сколько времени требуется для сжатия сигнала после превышения порога. Более быстрое время атаки подходит для более агрессивных транзиентов (таких как медиатор бас-гитары). Между тем, более медленное время атаки будет сжимать сустейн звука.

Релиз противоположный: сколько времени требуется, чтобы сжатый сигнал вернулся в исходное состояние. Как только он опустится ниже порога, время восстановления будет определять, сколько времени потребуется, чтобы сигнал вернулся к своей нормальной громкости. Быстрое время восстановления может сделать звучание неестественным. Более медленное время восстановления будет поддерживать сжатие и может быть излишним.

Общий совет, который следует учитывать при использовании атаки и восстановления голоса: чем короче атака и восстановление, тем лучше! При разговорном вокале лучше всего, чтобы компрессия срабатывала сразу и не оставляла компрессию после того, как голос перестал говорить. Возможно, вам это не нужно, и установите его на 0 м/с.

Makeup Gain

Иногда регулировка этих параметров может уменьшить общую громкость, и вам может понадобиться «наверстать» часть потерянной громкости.

Параметр Makeup позволяет усилить звук. Многие плагины имеют кнопку автоматического усиления. Однако лучше избегать этого, так как это может сделать его слишком громким и не понравиться вам.

Добавление усиления грима вручную дает больше контроля. Если громкость уменьшается на 5 дБ после сжатия, вы можете установить макияж на 5 дБ. Поскольку мы уменьшаем только самые громкие пики сигнала, мы все равно можем увеличить общую громкость.

Колено

Дополнительным параметром, который следует включить, является Колено. Этот элемент управления определяет, как компрессор реагирует на сигнал вблизи порога.

Жесткое колено имеет более четкий триггер, поэтому сжатие не произойдет, пока сигнал не превысит пороговое значение. Мягкое колено более плавное. Он применяет сжатие более плавно при приближении и прохождении порога.

Компрессия происходит непосредственно перед порогом, что делает звук более плавным. Это можно дополнительно улучшить, отрегулировав время атаки и восстановления для дополнительной плавности.

Не во всех программах есть управление коленом, но если вы сталкивались с ним, то теперь знаете, как оно работает!

Это видео является прекрасным примером использования сжатия речевого аудио и содержит несколько полезных советов по использованию этих параметров.