6Июл

Большие берты: Орудие Большая Берта 420-мм Фото. Устройство. История

Орудие Большая Берта 420-мм Фото. Устройство. История

Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона двум «Бертам» требовалось, в среднем, 360 снарядов и всего один день времени. После первых боёв в Бельгии союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов».

В последние десятилетия XIX и первые годы XX века в Европе шла гонка вооружений. Она сопровождалась невидимым соперничеством брони и бетона новых крепостей с пробивной способностью снарядов гаубиц и мортир осадной артиллерии. Промышленники Рурского бассейна, среди которых лидирующее положение занимала династия Круппов, инвестировали значительные средства в разработку сверхмощных артиллерийских систем, призванных уничтожить новейшие укрепления потенциальных противников Германской империи – форты с бетонными стенами толщиной в несколько метров и бронированными башнями. «Подведение итогов» этой гонки вооружений произошло во время Первой мировой войны.

Один из первых образцов орудия «Большая Берта», готовый к стрельбе

 

«Толстая Берта» от концерна «Крупп»

Одной из таких разработок стала 420-мм мортира проекта «Модель L/12», изготовленная на заводах Круппа, расположенных в Эссене. Автором проекта орудия был конструкторский тандем, состоявший из главного конструктора концерна Фрица Раушенбергера и его предшественника на этом посту – конструктора по фамилии Дрегер. В разговорах между собой инженеры называли проект «Большая Берта» или «Толстая Берта» (нем. «Dicke Bertha») в честь единоличной на тот момент владелицы концерна, внучки и единственной наследницы Альфреда Круппа – Берты Крупп.

Мортира представляла собой логическое развитие 420-мм проекта, носившего название «Модель L/16» или, как её ещё называли разработчики, «проект Гамма». Это было уже третье крупнокалиберное осадное орудие, разрабатывавшееся концерном Круппа, поэтому его назвали в честь третьей буквы греческого алфавита. «Проект Гамма» демонстрировал высокие показатели стрельб, но подготовительные работы и монтаж орудия, необходимые для его подготовки к открытию огня, были очень длительными и дорогостоящими. Установка «Гаммы» занимала больше недели – на каждой новой артиллерийской позиции требовалось отливать новый бетонный лафет, которому требовалась минимум неделя времени, чтобы застыть. Кроме того, «Гамма» весила 140 тонн, и для её перевозки нужно было задействовать десять железнодорожных вагонов.

В 1904 году проектные работы были завершены, но доработки и доводка опытного образца продолжались вплоть до 1912 года. В июле 1912 года, когда после испытаний недостатки «Гаммы» стали понятны командованию имперской армии, оно поставило перед разработчиками задачу создания одного экземпляра похожей артиллерийской системы, но более мобильной, снабжённой колёсным лафетом. Не дожидаясь окончания разработки (декабрь 1913 года), в феврале 1913 года немецкое командование заказывает второе такое орудие.

В марте 1914 года первую мортиру продемонстрировали кайзеру Вильгельму ІІ. Результаты стрельб полностью удовлетворили заказчиков, и орудие сразу же приняли на вооружение. В июне того же года был готов и второй экземпляр.

Получившаяся артиллерийская система отличалась мобильностью (размещалась на двухколёсном лафете) и весила около 43 тонн. Длина её ствола была на 4 калибра короче «Гаммы» и составляла 12 калибров (отсюда второе название орудия – «Модель L/12») или 5,88 метра. Угол подъёма ствола мортиры достигал 80° и регулировался гидравлическими подъёмниками.

Орудие имело скользящий клиновый затвор. Прицельная стрельба могла вестись на дистанциях до 12,5 км, хотя дальность полёта снаряда превышала 14 км. Скорострельность мортиры составляла 1 выстрел в 8 минут, что являлось высоким показателем для таких крупнокалиберных орудий. «Большая Берта» могла вести огонь боеприпасами трёх видов:

— бетонобойными снарядами, обладавшими способностью разрушать 8-метровые бетонные стены, не армированные металлопрокатом;

— фугасными снарядами, которые уничтожали всё живое в радиусе 500 метров и оставляли в земле воронки четырёхметровой глубины и радиусом до 12 метров;

— осколочными снарядами, начинёнными 15 000 металлических остроконечных звезд, которые разлетались на расстояние до 1500 метров.

Вес бетонобойного снаряда мортиры достигал 886 кг, фугасного – 760 кг.

Для того, чтобы колёса орудия не вязли в грунте и грязи разбитых военных дорог, на них крепились специальные пластины, уменьшавшие удельное давление мортиры на единицу площади. Эта технология изготовления колёс для вездеходной техники носила название Rad-guertel или «пэдрэйл» и являлась прообразом гусениц. Она была изобретена в 1903 году англичанином Брэхемом Джозефом Диплоком, который первоначально предполагал её использование в сфере сельскохозяйственного машиностроения.

Сзади к станине «Большой Берты» крепился большой тяжёлый якорь-лопата. Перед началом ведения огня расчёт углублял его в грунт подобно воткнутой лопате. Якорь принимал на себя и передавал на грунт нагрузки, возникавшие при чудовищной отдаче орудия, гася её.

Концерн Круппа совместно с концерном Даймлера разработал и специальный тягач для перевозки «Большой Берты», которая при транспортировке должна была разбираться на пять транспортируемых узлов.

Расчет «Большой Берты» заряжает орудие. Хорошо виден якорь, заглубленный в грунт

 

Две немецких «девушки» против бельгийских крепостей

К началу Первой мировой войны на вооружении у Германской императорской армии было только две «Большие Берты», которые в конце июля 1914 года были отправлены на границу с Бельгией. Здесь они должны были принять активное участие в штурме бельгийских крепостей Льежа, Намюра и Антверпена, а также северных фортов Франции.

Современная американская пресса в некоторых изданиях ставит под вопрос авторство немецких конструкторов в проектировании «Большой Берты». Есть мнение, что немецкие конструкторы позаимствовали идею 420-мм мортиры у американского изобретателя Луи Гатмана. Однако если учесть, что «Большая Берта» была уже четвёртым проектом в эволюции крупнокалиберных осадных артиллерийских систем, которые разрабатывались инженерами Крупповского концерна, подобные заявления теряют свою состоятельность.

Расчёт «Большой Берты» на марше. Тягачи концерна Daimler везут разобранное орудие

 

Расчет орудия прибыл на место. Хорошо видны колеса лафета, изготовленные по технологии «пэдрэйл»

 

Смонтирован подъемник и направляющие для колес, лебедкой поднимается часть лафета с накатниками (снизу) и гидравлическими тормозами (сверху)

 

Сборка продолжается. Лопатообразный якорь еще не смонтирован

 

Идет монтаж площадки подачи снарядов. Хорошо видна подающая тележка. Ствол уже установлен на лафет

 

Сборка орудия подходит к завершению

 

4 августа 1914 года немецкие войска двинулись к бельгийской крепости Льеж. Среди 124 орудий, приданных немецким частям в Бельгии, были и две «Большие Берты». Начиная с 5 августа они обстреливали форты Льежской крепости, которые к началу Первой мировой войны уже морально устарели. Несмотря на то, что они строились относительно недавно (в период с 1880 по 1892 год), неармированный бетон их монолитных артиллерийских блоков был недостаточно прочен, чтобы выдержать пробивную и разрушительную мощь бетонобойных снарядов новых немецких артиллерийских систем.

Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона, который в типовых бельгийских фортах достигал численности в 1000 человек, двум «Бертам» требовалось в среднем 360 снарядов и всего один день времени. После первых боёв на Западном фронте союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов».

Ошеломляющего успеха «Большие Берты» достигли при штурме бельгийского форта Лонсен, бетонный монолит которого взорвался и развалился на куски после прямого попадания бетонобойного снаряда в его пороховой погреб. После этого сдетонировали снаряды и в некоторых башнях форта. Бетон, использовавшийся при возведении бельгийских фортов, был низкого качества, не армировался стальным прокатом и закладывался по устаревшей многослойной технологии, где каждый слой имел разный состав и обладал различными физическими качествами. Такой бетон разваливался на куски под воздействием прямых попаданий 420-мм снарядов немецких мортир.

За время боёв в Бельгии «Большая Берта» получила всемирное признание. Двенадцать фортов крепости Льеж были взяты за десять дней во многом благодаря эффективности её огня. Льеж пал 16 августа 1914 года, затем «Большие Берты» не менее триумфально расправились с фортами Намюра и Антверпена. Во время боевых действий на территории Франции они внесли значительный вклад в штурм форта в Мобеже и других северных французских фортов.

Опрокинутая броневая башня для двух 120-мм орудий и разрушенный взрывом порохового погреба монолит бельгийского форта Лонсен

 

Первые неудачи

Однако когда в феврале 1916 года «Берты» столкнулись с более современными укреплениями Вердена, где при возведении казематов использовался монолитный армированный бетон, оказалось, что против железобетона их огонь не столь эффективен.

Как неудачный можно расценивать и опыт применения «Больших Берт» против русской крепости Осовец в Восточной Польше. Сюда немцы привезли четыре «Большие Берты» и 64 крупнокалиберных осадных орудия других систем. 25 февраля 1915 года начался обстрел крепости, который 27 февраля достиг пика интенсивности и продолжался до 3 марта. За несколько дней непрерывного обстрела по крепости было выпущено до 250 тысяч только тяжёлых снарядов, а всего за время осады – до 400 тысяч.

Снаряды, использовавшиеся немцами при штурме крепости Осовец. Слева направо – 420 мм, 305 мм, 210 мм, 150 мм, 107 мм и 100 мм

 

По свидетельствам очевидцев, кирпичные постройки крепости разрушались, деревянные конструкции горели, бетонные сооружения давали внутренние отколы в сводах и стенах. Проводная связь была повсеместно прервана, а дороги, окопы, пулемётные гнёзда и блиндажи – перепаханы снарядами. Над крепостью постоянно висели клубы дыма и пыли. Вместе с артиллерией крепость бомбили немецкие аэропланы.

Немецкие артиллеристы расположили осадные орудия вне пределов досягаемости крепостной артиллерии Осовца, которая состояла из морально устаревших 152-мм орудий 1885 года выпуска. В связи с этим они посчитали излишним маскировать свои батареи, в результате чего поплатились за свою легкомысленность и мнимую безнаказанность. Немцы не знали, что на вооружении крепости состояли также два дальнобойных 152-мм морских орудия системы Канэ, дальности стрельбы которых вполне хватало, чтобы накрыть огнём немецкие батареи. В результате артиллерийской дуэли русские комендоры повредили и уничтожили 8 немецких орудий, включая две «Большие Берты», потеряв при этом только одну свою пушку. В результате Осовец был оставлен русской армией только 24 августа в связи с общим отступлением русских войск в Польше. Гарнизон покинул крепость, предварительно уничтожив всё, что невозможно было вывезти или унести на себе. Укрепления крепости также были взорваны русскими сапёрами при отступлении.

Информация об общем количестве построенных «Больших Берт» в различных источниках варьируется от 9 до 12 единиц, а общее количество стволов, произведённых для них, составило от 18 до 20 штук.

Конец «Больших Берт»

Стоит отметить, что стволы «берт» быстро изнашивались, что снижало прицельную дальность их стрельбы с первоначальных 12,5 км до 9 км. Кроме того, были зафиксированы случаи детонации некачественных снарядов в стволах орудий.

Тяжелая картауна или «Модель-Бета-М» (Kartaune Beta-M-Gerät)

 

На некоторых 420-мм орудиях стволы со временем были заменены на 305-мм (их длину увеличили до 30 калибров) с целью увеличения дальности стрельбы за счёт уменьшения массы снаряда. Такие орудия получили название «Тяжёлая картауна» или «Модель-Бета-М».

За время Первой мировой войны, а также после выполнения немецким правительством условий Версальского договора все «Большие Берты», за исключением двух экземпляров, были уничтожены. Два орудия достались американцам в виде трофеев и были вывезены в США. Одна мортира выставлялась в Армейском музее артиллерии Соединённых Штатов в Абердине до тех пор, пока в 50-х годах не была отправлена на переплавку. Судьба же второй «Берты» автору статьи неизвестна.

Тактико-технические характеристики орудия Большая Берта

— Страна: Германская империя
— Принят на вооружение: 1914
— На вооружении: Германская империя
— Войны и конфликты: Первая мировая война

— Конструктор: Krupp
— Производитель: Krupp

Калибр: 420 мм

Вес орудия Большая Берта

— Масса, кг: 47 т

Габаритные размеры орудия Большая Берта

— Длина, мм: 5,88 м

Орудие Большая Берта, разрушенная взрывом. Скорее всего, в стволе сдетонировал ее собственный снаряд

САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) ТТХ. Калибр. Размеры. Дальность стрельбы

РСЗО БМ-21 Град. Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

САУ 2С3 Акация 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

Миномет 2Б9М Василек 82-мм Скорострельность. Дальность стрельбы. Вес

РСЗО 9К58 Смерч Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

САУ 2С1 Гвоздика 122-мм Дальность стрельбы. Размеры. Устройство. Вес

Пушка 2А36 Гиацинт-Б 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Устройство

ТОС-1 Буратино (ТОС-1А Солнцепек) ТТХ. Площадь поражения

Гаубица Д-30 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

2С4 Тюльпан самоходный миномет 240-мм ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вес

РСЗО 9К57 Ураган Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

Гаубица Мста-Б (2А65) 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Боеприпасы

САУ 2С35 Коалиция-СВ 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ 2С19 Мста-С 152-мм Размеры. Скорость. Двигатель. История

САУ 2С9 Нона-С 120-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Вооружение

Пушка МТ-12 Рапира. Дальность стрельбы. История. Размеры

Пушка-гаубица Д-20 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. ТТХ. Размеры. Двигатель. История

Дивизионная пушка ЗИС-3 76-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ 2С5 Гиацинт-С 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

Установка разминирования УР-77 Метеорит ТТХ. Вооружение. Размеры

Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Управляемый снаряд Краснополь. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Стоимость

Многоствольная САУ М50 Онтос. ТТХ. Вооружение. Размеры. Бронирование

САУ Фердинанд (Элефант) ТТХ. Бронирование. Вес. Размеры

РСЗО 9К51М Торнадо-Г. Ракеты. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры

САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры

САУ СУ-100. ТТХ. Вооружение. Размеры. Снаряды. Вес. Скорость

Пушка М-46 130-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года ТТХ. Вес. Боеприпасы. Размеры

Контрбатарейная РЛС Зоопарк-1 (1Л219М). Дальность контроля огневых позиций. Устройство

САУ 2С31 Вена 120-мм. Дальность стрельбы. История. Размеры. Вес

САУ СУ-152 Зверобой 152-мм ТТХ. Снаряды. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ 2С23 Нона-СВК 120-мм ТТХ. Вооружение. Дальность и кучность стрельбы. Размеры

Мортира Карл 600-мм и 540-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес. Размеры

Миномет М-160 калибр 160-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

Немецкая САУ StuG III. Модификации. Размеры. Вооружение. Вес

Орудие Большая Берта 420-мм. ТТХ. Вес. Размеры. Боеприпасы

САУ СУ-76. ТТХ. Размеры. Бронирование. Вес. История

Артиллерийский комплекс А-222 Берег 130-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы

САУ 2А3 Конденсатор-2П калибр 406-мм Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

САУ 2С34 Хоста 120-мм. ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вооружение. Вес

152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство

САУ 2С25 Спрут-СД. Калибр. История. Размеры. Вес. Двигатель

Миномет М-240 калибр 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование

Гаубица БР-18 калибр 305-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

Самоходная гаубица САУ PzH 2000. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Самоходка АСУ-85. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

САУ СУ-85. Боеприпасы. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

Пушка С-23 калибр 180-мм. Боеприпасы. Вес. Размеры. Дальность стрельбы

280-мм мортира Бр-5 образца 1939 года Размеры. Вес. Боеприпасы

Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Белорусская РСЗО БелГрад. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

Самодвижущаяся пушка 2А45М Спрут-Б. ТТХ. Скорость. Двигатель. Вес

САУ Ягдпантера. Вес. Бронирование. Размеры. Вооружение

Самоходка САУ СУ-122. Размеры. Вооружение. Бронирование. Вес

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

РСЗО БМ-24 (Т) 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

САУ ИСУ-122. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

Артиллерийский тягач Я-12. Размеры. Вес. Грузоподъемность. Двигатель

2К32 Дева — 82-мм самоходный минометный комплекс

РПУ-14 (8У38) — реактивная пусковая установка

РСЗО БМ-14-16. Вооружение. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

Артиллерийский тягач Коминтерн. Грузоподъемность. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-122-54. Бронирование. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ Насхорн (Носорог). Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

САУ Бруммбар 150-мм. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

Пушка БР-17 калибр 210-мм. Вес. Дальность стрельбы. Скорострельность

САУ Веспе 105-мм. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

Колесная САУ ГАЗ-68 (КСП-76). Вооружение. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-5. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

Тяжелая САУ СУ-14. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

САУ АТ-1. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-12. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

Добавить комментарий

Орудие Большая Берта 420-мм. ТТХ. Вес. Размеры. Боеприпасы / Артиллерия / Артиллерия и минометы / Стрелковое вооружение / Арсенал-Инфо.рф

Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона двум «Бертам» требовалось, в среднем, 360 снарядов и всего один день времени. После первых боёв в Бельгии союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов».

В последние десятилетия XIX и первые годы XX века в Европе шла гонка вооружений. Она сопровождалась невидимым соперничеством брони и бетона новых крепостей с пробивной способностью снарядов гаубиц и мортир осадной артиллерии. Промышленники Рурского бассейна, среди которых лидирующее положение занимала династия Круппов, инвестировали значительные средства в разработку сверхмощных артиллерийских систем, призванных уничтожить новейшие укрепления потенциальных противников Германской империи – форты с бетонными стенами толщиной в несколько метров и бронированными башнями. «Подведение итогов» этой гонки вооружений произошло во время Первой мировой войны.

Один из первых образцов орудия «Большая Берта», готовый к стрельбе

«Толстая Берта» от концерна «Крупп»

Одной из таких разработок стала 420-мм мортира проекта «Модель L/12», изготовленная на заводах Круппа, расположенных в Эссене. Автором проекта орудия был конструкторский тандем, состоявший из главного конструктора концерна Фрица Раушенбергера и его предшественника на этом посту – конструктора по фамилии Дрегер. В разговорах между собой инженеры называли проект «Большая Берта» или «Толстая Берта» (нем. «Dicke Bertha») в честь единоличной на тот момент владелицы концерна, внучки и единственной наследницы Альфреда Круппа – Берты Крупп.

Мортира представляла собой логическое развитие 420-мм проекта, носившего название «Модель L/16» или, как её ещё называли разработчики, «проект Гамма». Это было уже третье крупнокалиберное осадное орудие, разрабатывавшееся концерном Круппа, поэтому его назвали в честь третьей буквы греческого алфавита. «Проект Гамма» демонстрировал высокие показатели стрельб, но подготовительные работы и монтаж орудия, необходимые для его подготовки к открытию огня, были очень длительными и дорогостоящими. Установка «Гаммы» занимала больше недели – на каждой новой артиллерийской позиции требовалось отливать новый бетонный лафет, которому требовалась минимум неделя времени, чтобы застыть. Кроме того, «Гамма» весила 140 тонн, и для её перевозки нужно было задействовать десять железнодорожных вагонов.

В 1904 году проектные работы были завершены, но доработки и доводка опытного образца продолжались вплоть до 1912 года. В июле 1912 года, когда после испытаний недостатки «Гаммы» стали понятны командованию имперской армии, оно поставило перед разработчиками задачу создания одного экземпляра похожей артиллерийской системы, но более мобильной, снабжённой колёсным лафетом. Не дожидаясь окончания разработки (декабрь 1913 года), в феврале 1913 года немецкое командование заказывает второе такое орудие.

В марте 1914 года первую мортиру продемонстрировали кайзеру Вильгельму ІІ. Результаты стрельб полностью удовлетворили заказчиков, и орудие сразу же приняли на вооружение. В июне того же года был готов и второй экземпляр.

Получившаяся артиллерийская система отличалась мобильностью (размещалась на двухколёсном лафете) и весила около 43 тонн. Длина её ствола была на 4 калибра короче «Гаммы» и составляла 12 калибров (отсюда второе название орудия – «Модель L/12») или 5,88 метра. Угол подъёма ствола мортиры достигал 80° и регулировался гидравлическими подъёмниками.

Орудие имело скользящий клиновый затвор. Прицельная стрельба могла вестись на дистанциях до 12,5 км, хотя дальность полёта снаряда превышала 14 км. Скорострельность мортиры составляла 1 выстрел в 8 минут, что являлось высоким показателем для таких крупнокалиберных орудий. «Большая Берта» могла вести огонь боеприпасами трёх видов:

— бетонобойными снарядами, обладавшими способностью разрушать 8-метровые бетонные стены, не армированные металлопрокатом;

— фугасными снарядами, которые уничтожали всё живое в радиусе 500 метров и оставляли в земле воронки четырёхметровой глубины и радиусом до 12 метров;

— осколочными снарядами, начинёнными 15 000 металлических остроконечных звезд, которые разлетались на расстояние до 1500 метров.

Вес бетонобойного снаряда мортиры достигал 886 кг, фугасного – 760 кг.

Для того, чтобы колёса орудия не вязли в грунте и грязи разбитых военных дорог, на них крепились специальные пластины, уменьшавшие удельное давление мортиры на единицу площади. Эта технология изготовления колёс для вездеходной техники носила название Rad-guertel или «пэдрэйл» и являлась прообразом гусениц. Она была изобретена в 1903 году англичанином Брэхемом Джозефом Диплоком, который первоначально предполагал её использование в сфере сельскохозяйственного машиностроения.

Сзади к станине «Большой Берты» крепился большой тяжёлый якорь-лопата. Перед началом ведения огня расчёт углублял его в грунт подобно воткнутой лопате. Якорь принимал на себя и передавал на грунт нагрузки, возникавшие при чудовищной отдаче орудия, гася её.

Концерн Круппа совместно с концерном Даймлера разработал и специальный тягач для перевозки «Большой Берты», которая при транспортировке должна была разбираться на пять транспортируемых узлов.

Расчет «Большой Берты» заряжает орудие. Хорошо виден якорь, заглубленный в грунт

Две немецких «девушки» против бельгийских крепостей

К началу Первой мировой войны на вооружении у Германской императорской армии было только две «Большие Берты», которые в конце июля 1914 года были отправлены на границу с Бельгией. Здесь они должны были принять активное участие в штурме бельгийских крепостей Льежа, Намюра и Антверпена, а также северных фортов Франции.

Современная американская пресса в некоторых изданиях ставит под вопрос авторство немецких конструкторов в проектировании «Большой Берты». Есть мнение, что немецкие конструкторы позаимствовали идею 420-мм мортиры у американского изобретателя Луи Гатмана. Однако если учесть, что «Большая Берта» была уже четвёртым проектом в эволюции крупнокалиберных осадных артиллерийских систем, которые разрабатывались инженерами Крупповского концерна, подобные заявления теряют свою состоятельность.

Расчёт «Большой Берты» на марше. Тягачи концерна Daimler везут разобранное орудие

Расчет орудия прибыл на место. Хорошо видны колеса лафета, изготовленные по технологии «пэдрэйл»

Смонтирован подъемник и направляющие для колес, лебедкой поднимается часть лафета с накатниками (снизу) и гидравлическими тормозами (сверху)

Сборка продолжается. Лопатообразный якорь еще не смонтирован

Идет монтаж площадки подачи снарядов. Хорошо видна подающая тележка. Ствол уже установлен на лафет

Сборка орудия подходит к завершению

4 августа 1914 года немецкие войска двинулись к бельгийской крепости Льеж. Среди 124 орудий, приданных немецким частям в Бельгии, были и две «Большие Берты». Начиная с 5 августа они обстреливали форты Льежской крепости, которые к началу Первой мировой войны уже морально устарели. Несмотря на то, что они строились относительно недавно (в период с 1880 по 1892 год), неармированный бетон их монолитных артиллерийских блоков был недостаточно прочен, чтобы выдержать пробивную и разрушительную мощь бетонобойных снарядов новых немецких артиллерийских систем.

Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона, который в типовых бельгийских фортах достигал численности в 1000 человек, двум «Бертам» требовалось в среднем 360 снарядов и всего один день времени. После первых боёв на Западном фронте союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов».

Ошеломляющего успеха «Большие Берты» достигли при штурме бельгийского форта Лонсен, бетонный монолит которого взорвался и развалился на куски после прямого попадания бетонобойного снаряда в его пороховой погреб. После этого сдетонировали снаряды и в некоторых башнях форта. Бетон, использовавшийся при возведении бельгийских фортов, был низкого качества, не армировался стальным прокатом и закладывался по устаревшей многослойной технологии, где каждый слой имел разный состав и обладал различными физическими качествами. Такой бетон разваливался на куски под воздействием прямых попаданий 420-мм снарядов немецких мортир.

За время боёв в Бельгии «Большая Берта» получила всемирное признание. Двенадцать фортов крепости Льеж были взяты за десять дней во многом благодаря эффективности её огня. Льеж пал 16 августа 1914 года, затем «Большие Берты» не менее триумфально расправились с фортами Намюра и Антверпена. Во время боевых действий на территории Франции они внесли значительный вклад в штурм форта в Мобеже и других северных французских фортов.

Опрокинутая броневая башня для двух 120-мм орудий и разрушенный взрывом порохового погреба монолит бельгийского форта Лонсен

Первые неудачи

Однако когда в феврале 1916 года «Берты» столкнулись с более современными укреплениями Вердена, где при возведении казематов использовался монолитный армированный бетон, оказалось, что против железобетона их огонь не столь эффективен.

Как неудачный можно расценивать и опыт применения «Больших Берт» против русской крепости Осовец в Восточной Польше. Сюда немцы привезли четыре «Большие Берты» и 64 крупнокалиберных осадных орудия других систем. 25 февраля 1915 года начался обстрел крепости, который 27 февраля достиг пика интенсивности и продолжался до 3 марта. За несколько дней непрерывного обстрела по крепости было выпущено до 250 тысяч только тяжёлых снарядов, а всего за время осады – до 400 тысяч.

Снаряды, использовавшиеся немцами при штурме крепости Осовец. Слева направо – 420 мм, 305 мм, 210 мм, 150 мм, 107 мм и 100 мм

По свидетельствам очевидцев, кирпичные постройки крепости разрушались, деревянные конструкции горели, бетонные сооружения давали внутренние отколы в сводах и стенах. Проводная связь была повсеместно прервана, а дороги, окопы, пулемётные гнёзда и блиндажи – перепаханы снарядами. Над крепостью постоянно висели клубы дыма и пыли. Вместе с артиллерией крепость бомбили немецкие аэропланы.

Немецкие артиллеристы расположили осадные орудия вне пределов досягаемости крепостной артиллерии Осовца, которая состояла из морально устаревших 152-мм орудий 1885 года выпуска. В связи с этим они посчитали излишним маскировать свои батареи, в результате чего поплатились за свою легкомысленность и мнимую безнаказанность. Немцы не знали, что на вооружении крепости состояли также два дальнобойных 152-мм морских орудия системы Канэ, дальности стрельбы которых вполне хватало, чтобы накрыть огнём немецкие батареи. В результате артиллерийской дуэли русские комендоры повредили и уничтожили 8 немецких орудий, включая две «Большие Берты», потеряв при этом только одну свою пушку. В результате Осовец был оставлен русской армией только 24 августа в связи с общим отступлением русских войск в Польше. Гарнизон покинул крепость, предварительно уничтожив всё, что невозможно было вывезти или унести на себе. Укрепления крепости также были взорваны русскими сапёрами при отступлении.

Информация об общем количестве построенных «Больших Берт» в различных источниках варьируется от 9 до 12 единиц, а общее количество стволов, произведённых для них, составило от 18 до 20 штук.

Конец «Больших Берт»

Стоит отметить, что стволы «берт» быстро изнашивались, что снижало прицельную дальность их стрельбы с первоначальных 12,5 км до 9 км. Кроме того, были зафиксированы случаи детонации некачественных снарядов в стволах орудий.

Тяжелая картауна или «Модель-Бета-М» (Kartaune Beta-M-Gerät)

На некоторых 420-мм орудиях стволы со временем были заменены на 305-мм (их длину увеличили до 30 калибров) с целью увеличения дальности стрельбы за счёт уменьшения массы снаряда. Такие орудия получили название «Тяжёлая картауна» или «Модель-Бета-М».

За время Первой мировой войны, а также после выполнения немецким правительством условий Версальского договора все «Большие Берты», за исключением двух экземпляров, были уничтожены. Два орудия достались американцам в виде трофеев и были вывезены в США. Одна мортира выставлялась в Армейском музее артиллерии Соединённых Штатов в Абердине до тех пор, пока в 50-х годах не была отправлена на переплавку. Судьба же второй «Берты» автору статьи неизвестна.

— Страна: Германская империя
— Принят на вооружение: 1914
— На вооружении: Германская империя
— Войны и конфликты: Первая мировая война

— Конструктор: Krupp
— Производитель: Krupp

Калибр: 420 мм

Вес орудия Большая Берта

— Масса, кг: 47 т

Габаритные размеры орудия Большая Берта

— Длина, мм: 5,88 м

Орудие Большая Берта, разрушенная взрывом. Скорее всего, в стволе сдетонировал ее собственный снаряд

Большая Берта | оружие | Британика

Большая Берта

Все медиа

Похожие темы:
Парижская пушка пушка

Просмотреть все связанные материалы →

Большая Берта , немецкая Дике Берта , тип 420-мм (16,5-дюймовой) гаубицы, которая впервые использовалась немецкой армией для бомбардировки бельгийских и французских фортов во время Первой мировой войны. Официально обозначенная как 42-cm kurze Marinekanone 14 L/12 в Räderlafette («42-см короткая морская пушка 14 L/12 на колесном лафете»), немецкие солдаты прозвали ее «Большая Берта» после того, как один из ее снарядов был полностью уничтожен. Форт Лонсен во время осады Льежа, Бельгия. Всего было принято на вооружение 12 «Больших берт».

Орудие было спроектировано и построено в условиях строжайшей секретности фирмой Крупп, крупнейшим производителем вооружений Германии, в годы перед войной с единственной целью — преодолеть современные бельгийские и французские форты, построенные из железобетона. На момент постройки «Большие берты» были самыми большими и мощными мобильными артиллерийскими орудиями, использовавшимися любой армией. Пушка могла стрелять снарядами весом до 1785 фунтов (810 кг) на расстояние почти в шесть миль (9 км). Наиболее широко используемый тип снаряда был оснащен взрывателем замедленного действия, который взрывался после того, как пробивал до 40 футов (12 метров) бетона и земли.

Викторина «Британника»

Первая мировая война: правда или вымысел?

Орудие и его лафет в полностью собранном виде весили около 47 тонн (42 600 кг). «Большие Берты» обычно действовали парами, и каждая из них имела экипаж и обслуживалась примерно 240 мужчинами. Для перевозки на поле боя гаубицу разобрали на составные части и погрузили на пять специальных вагонов, которые тянули тягачи с бензиновым двигателем. Для дальних поездок дорожные вагоны и другое оборудование перевозили железнодорожными вагонами. После выгрузки транспортные вагоны тягачами отвозили к месту стрельбы, где производилась повторная сборка орудий. В идеальных условиях Большую Берту можно было собрать за шесть часов.

В начале войны немецкая армия имела только две Большие Берты, и обе впервые участвовали в боевых действиях против комплекса бельгийских фортов вокруг Льежа 12 августа 1914 года. За пять дней они разрушили ряд фортов и заставили сдача города, тем самым открывая путь немецкой армии для продвижения на запад через южную Бельгию на пути к вторжению в северную Францию. Дальше на запад форты вокруг города Намюр также были разрушены 305-мм (12-дюймовыми) минометами «Большие Берты» и «Шкода» 21–25 августа. Затем последовали еще две успешные осады в Мобеже (25 августа — 8 сентября) и Антверпене (28 сентября — 10 октября). В 1915, поскольку было построено и выставлено больше Больших Берт (всего 12 орудий), они дали аналогичные результаты против русских фортов. Битва при Вердене в 1916 году оказалась лебединой песней для Больших Берт, которые не смогли пробить железобетон модернизированных французских фортов Дуомон и Во.

По некоторым данным, прозвище «Большая Берта» было присвоено пушкам в честь Берты Крупп фон Болен унд Гольбах, владелицы фирмы Круппа. В популярном употреблении название «Большая Берта» также было неправильно применено военнослужащими союзных войск к чрезвычайно дальнобойным пушкам, из которых немцы обстреливали Париж в 1919 г.18; эти ружья правильно известны как Paris Guns.

Марк РоманычРедакция Британской энциклопедии

Консервы тети Берты с яблоком и корицей, 12 унций.

Написать отзыв Задайте первый вопрос

Скидка 10 долларов на ЛЮБУЮ покупку на сумму 40 долларов!

Описание

Оживите свой следующий прием пищи вкусными традиционными консервами от тети Берты. Встреча сладкого местного яблока и знаменитой средиземноморской пряности ощущается как два аромата, которые созданы друг для друга: корица усиливает мягкую и нежную сторону яблока, придавая ему трогательное ностальгическое качество.

информация о продукте

Номер модели: G6220

Артикул: 810578075

Технические характеристики

  • Размеры изделия: 2,5″Д x 2,5″Ш x 5,0″В
  • 12 унций

Характеристики

  • Варенье традиционное с яблоком и корицей
  • Один и тот же отличный рецепт с 1963 года
  • Веган
  • Без пищевых красителей
  • Без консервантов

Детали акции

Скидка 10 долларов на ЛЮБУЮ покупку на сумму 40 долларов!

*Цена покупки рассчитана до налогообложения и после исключений.

Предложение действительно для скидки 10 долларов США при любой покупке на сумму 40 долларов США и более. Соответствующая требованиям цена покупки рассчитывается без учета налогов, стоимости доставки и стоимости доставки, а также после применения всех исключений и скидок. Скидка применяется автоматически в корзине при оформлении заказа. Предложение действительно онлайн до 24 апреля 2023 г., 3:00 по восточному времени.

Политика возврата

Если вы хотите вернуть свой онлайн-заказ, перейдите в историю заказов

, чтобы начать процесс возврата. Если у вас есть какие-либо проблемы, обратитесь в наш Центр поддержки клиентов по телефону 1-866-BIG-LOTS (244-5687) для получения помощи при возврате. Пожалуйста, будьте готовы предоставить номер вашего заказа и адрес электронной почты или номер вашего вознаграждения, чтобы мы могли лучше помочь вам.

Условия возврата см. в нашей полной Политике возврата.

Информация о доставке

Самовывоз из магазина

Самовывоз из магазина БЕСПЛАТНО. Заказы, оформленные до 17:00 по местному времени, можно забрать в тот же день.

Доставка в тот же день

Нужно? Возьми! Понятно. Доставка в тот же день доступна из некоторых магазинов. Вы можете выбрать из доступных окон доставки в корзине.

Стандартная доставка

Стандартная доставка БЕСПЛАТНА при заказе на сумму более 59 долларов США. Ускоренная доставка может быть выбрана в корзине для подходящих товаров.

Вопросы по доставке? Для получения дополнительной информации посетите наши часто задаваемые вопросы о доставке.

Хорошо знать

У нас есть самовывоз! Быстро и бесконтактно, просто разместите заказ на Biglots.com. Как только вы приедете в магазин, позвоните в магазин и опишите свой автомобиль, и мы привезем ваш заказ прямо к вам.