8Июл

Автомат кпп: АКПП-коробка-автомат. Особенности эксплуатации. Советы

Автомат или механика: какую коробку передач выбрать

Покупка автомобиля – серьезный и ответственный шаг, к которому нужно основательно подготовиться. Большинство автомобилистов начинают поиски с выбора марки, затем обращают внимание на пробег, оценивают состояние машины и знакомятся с ее историей. Тактика правильная, но не стоит забывать про еще один немаловажный параметр при выборе — тип коробки передач, ведь от того элемента часто зависит и комфорт водителя, и маневренность самого автомобиля, и даже расход топлива.

Какая коробка передач лучше – автомат или механика? Попробуем разобраться в плюсах и минусах каждой из них.

КПП: что нужно знать водителю?

Чтобы правильно подобрать коробку переключения передач и уверенно чувствовать себя в кресле водителя, необходимо изучить техническую сторону и терминологию, то есть познакомиться с КПП максимально близко.

Коробка переключения передач – важный элемент трансмиссии, основная миссия которого заключается в изменении частоты и крутящего момента, передающегося от двигателя к ведущим колесам.

В обязанности коробки входит и обеспечение движения задним ходом, и возможность отсоединить двигатель при движении авто по инерции.

Решение о выборе типа коробки водитель принимает самостоятельно. Некоторые утверждают, что могут чувствовать авто только на механике, другие предпочитают легкость и удобство автоматической. В целом, каждый вариант имеет право на существование, ведь МКПП или «ручка» незаменима на заснеженных трассах и бездорожье, что не редкость для нашего переменчивого климата. А вот автомат комфортнее для тех, кто часто стоит в пробках, часто «глохнущих» и нервничающих новичков, нередко провоцирующих аварийные ситуации.

Чтобы понять, какая коробка подойдет именно вам, необходимо тщательно изучить за и против, вспомнить, зачем вы покупаете автомобиль, а также разобрать плюсы и минусы автомата и механики.

Особенности механической коробки

Авто с механической коробкой в наше время приобрести проще всего – на рынке масса вариантов, включая и наиболее дешевые.

Машины с ручным переключением передач имеют узел сцепления, разъединяющий мотор и трансмиссию. В момент нажатия педали водитель получает возможность вручную включить необходимую передачу. По этой схеме автомобилист действует, если нужно затормозить или, наоборот, тронутся с места.

Большинство водителей считают именно механическую трансмиссию лучшей, что же заставляет их так думать?

МКПП или «ручка» действительно имеет несколько существенных преимуществ:

  • Более совершенная разгонная динамика, то есть с помощью механики раскручивать двигатель и переключать передачи можно в тот момент, когда это нужно водителю, а вот автомат при переключении будет ориентироваться на обороты;
  • Экономия топлива и трансмиссионного масла. Тут стоит учесть, что увидеть уменьшение расхода смогут только опытные автолюбители, которые умеют быстро переключать скорости и пускать авто накатом;
  • Бюджетный ремонт. Конечно, поломка любой трансмиссии заставит владельца авто расстаться с немалым количеством купюр. Но ремонт механики будет менее затратным.
  • Практичность и всесезонность. К примеру, зимой автомобиль на механике завести значительно проще, а вот на автомате даже буксовать в снегу нежелательно, ведь может произойти перегрев.

Что касается минусов механики, то для молодых водителей механическая коробка передач часто является камнем преткновения в процессе обучения вождению. По неопытности они не сразу осваивают трогание с места и даже могут спалить сцепление. Также ресурс двигателя авто на механике значительно ниже автомата, который просто не позволит раскручивать «сердце» машины до предела.

Преимущества и недостатки автомата

Что касается автоматической коробки, то под этим названием могут скрываться несколько видов трансмиссий – вариатор, робот или автомат. Количество передач в авто с коробками такого вида может быть  и три, и даже восемь. Самые последние модели очень экономичны, а также не имеют больших задержек при разгоне.

Плюсы АКПП очевидны. Коробка-автомат:

  • Не уступает, а иногда и превосходит механику по скорости разгона, особенно это касается современных вариаторов на 6 или 7 ступеней;
  • При правильной эксплуатации и современных моделях трансмиттеров, авто на автомате потребляет столько же топлива, как и механика, а иногда даже меньше;
  • Контролирует обороты, то есть не дает перегреваться двигателю и обеспечит сохранность ресурса на длительный срок.

Главное преимущество автомата – возможность трогаться с места без нервов и рывков. Водитель чувствует себя комфортно и садится в авто без боязни, что особенно важно для очень неуверенных в себе автолюбителей и новичков.

Конечно, у автомата есть и видимые минусы, к примеру, низкий КПД по причине потерь в трансформаторе, а также больший расход масла из-за большого объема коробки. Его сложно завести без стартера, а вот в зимнее время придется хорошо прогреть, чтобы доехать на работу.

Что насчет стоимости?

Немаловажный минус – стоимость авто с автоматической коробкой. Цена на них выше средней, причем ремонт тоже обойдется недешево. Но это не снижает популярность подобных машин: люди готовы доплачивать за удобство и комфорт.

Те, кто привык к механике или просто не достаточно подготовлен финансово для ее покупки, не всегда уважительно отзываются о АКПП.

Большинство обвинений неправдивы – автоматическая трансмиссия достаточно практичная и долговечная, а техобслуживания требует не чаще, чем механика. Задумались, что все-таки выбрать для города или бездорожья? Решить дилемму может только будущий водитель, ведь однозначно ответить на вопрос, какая коробка лучше, не сможет никто.

Что выбрать: автомат или механику?

На сегодняшний день автопроизводители предлагают нам машины, оснащенные механической КПП, АКПП (автоматической коробкой переключения передач), роботизированной АКПП и вариатором. Что же лучше, что выбрать для себя и какие сильные и слабые стороны у каждой из этих трансмиссий?

Сначала определим: на самом деле существует два вида КПП: механика и автомат.

Ну а автоматическая КПП бывает нескольких видов: традиционная АКПП, роботизированная АКПП, вариатор и КПП DSG (Direct Shift Gearbox). По сути — это разновидности все той же автоматической трансмиссии.

Механика: классическая трансмиссия, в которой выбор скорости происходит вручную, водителем, посредством подключения шестерен с различным количеством зубьев, следовательно — различным передаточным числом.

Традиционная автоматическая КПП по сути построена таким же образом, но в ней функцию сцепления выполняет гидротрансформатор — без участия человека, а переключение передач происходит с помощью тормозной ленты и переднего-заднего фрикционов.

Достоинства автоматической коробки

Основным преимуществом АКПП перед механикой было и остается комфорт водителя. Действительно, сидящему за рулем не требуется ежеминутно производить телодвижения: выжал сцепление, включил первую, отпустил сцепление; выжал сцепление — включил вторую, отпустил. Да и ногам проще — на одну педаль (сцепление) меньше, остается лишь газ — тормоз.

Кроме этого, авто, оснащенное АКПП двигается плавно, без рывков, не откатывается на горке. У традиционной АКПП имеется режим «паркинг», при котором двигатель отсоединен от трансмиссии, а выходной вал КПП механически заблокирован. При таком режиме автомобиль надежно удерживается на месте.

Что выбрать: автомат или механику? Недостатки АКПП

В противовес комфорту против стандартной АКПП выступают: ощутимая инертность трансмиссии, потеря в динамике и более высокий рас ход топлива. Если вы любитель спортивного стиля езды, привыкли эффектно стартовать, то, конечно же, АКПП с гидротрансформатором не для вас. Добавим к этому высокую стоимость ремонта АКПП, невозможность заводить машину «с толкача», меньший ресурс и нежелательность буксирования на длительные расстояния. Для буксирования автомобилей с АКПП рекомендуют отсоединять кардан привода, либо же буксировать методом частичной погрузки, где погружаемая часть — ведущая. Полноприводные машины с АКПП вообще буксировать не желательно.

Современные АКПП являются адаптивными: то есть, их электроника снабжена определенной «памятью» о манере вождения хозяина машины. Вам достаточно поездить в своем стиле 30-60 минут и КПП подстроится под вас: передачи станут переключаться быстрее, а набор оборотов двигателя станет энергичнее, или наоборот: КПП будет работать плавно и мягко, если вы поклонник вольяжной, комфортной езды.

Роботизированная КПП — это трансмиссия, максимально приближенная к механике. На такой КПП сцепление и передачи переключаются специальными приводами, а система эта управляется электроникой. У такой коробки разгон и динамика равны МКПП, но все так же нет педали сцепления. Роботизированные КПП экономичны. Но за высокую динамику приходится платить некоторыми неудобствами: возможны рывки при переключении, у «робота» нет режима «паркинг», а при сбросе газа возможно размыкание сцепления, как следствие ? откат с горки.

Вариатор: такая коробка передач, собственно передач не имеет. Само передаточное число изменяется за счет клиноременной передачи со шкивами переменного диаметра. Двигатели автомобилей, оснащенные вариаторами, работают в постоянном оптимальном режиме.

Вариаторы также экономичны, но динамика разгона у них все же ниже, чем у МКПП. Основная проблема в данном случае конструкторская: это трудность совмещения двигателей большого объема и вариаторной КПП. Вариаторы давно и хорошо зарекомендовали себя в мототехнике, но проблема усиления ремня передачи вариатора до мощности автомобильных моторов еще остается открытой.

DSG (Direct Shift Gearbox) — преселективная роботизированная механика с 2-мя сцеплениями. Эта новая КПП разработана корпорацией VAG (Volkswagen Audi Group). Идея DSG проста и гениальна. КПП собрана из двух трансмиссий, для четных и нечетных передач, каждая со своим сцеплением. У такой коробки процесс передачи тяги идет без разрыва потока мощности, так как обеспечивается мгновенное переключение. DSG обеспечивает разгон быстрее, чем механическая коробка передач.

Что выбрать: автомат или механику? Недостатки DSG

Недостатками DSG можно назвать нецелесообразность установки такой КПП на автомобили с слабыми двигателями. Гидроприводы КПП отнимают часть мощности и выигрыш по сравнению с МКПП сводится к нулю. А стоимость DSG выше. Кроме этого, есть еще один источник потерь: «мокрые» фрикционы DSG. КПД «сухого» сцепления выше. В настоящий момент разработана новая DSG КПП с «сухими» фрикционами и оригинальным маслонасосом с электроприводом. Эта КПП ориентирована исключительно на двигатели малой мощности. Так что и этот пробел устранен.

Так что же в итоге выбрать: механику или автомат?

Конечно же, за автоматами будущее. Они год от года становятся совершеннее, увеличивается их срок эксплуатации, они становятся надежнее. А механика… механические коробки передач — это история, когда то они уйдут в прошлое, но не потому что они плохие. МКПП проста и гениальна, но всему свое время…

Разница между автоматической и бесступенчатой ​​трансмиссией

Если вы недавно покупали автомобиль, возможно, вы слышали термин бесступенчатая трансмиссия и задавались вопросом, что это такое. В течение многих лет общеизвестно, что существует только два типа трансмиссий: автоматическая и механическая. Технически это по-прежнему верно, поскольку вариаторная трансмиссия является типом автоматической трансмиссии, однако вариаторная трансмиссия или бесступенчатая трансмиссия отличается тем, что она безупречно изменяется в бесконечном диапазоне передаточных чисел, тогда как стандартные автоматические трансмиссии традиционно имеют фиксированное число передаточных чисел. К концу этой статьи вы поймете разницу между автоматическими и бесступенчатыми коробками передач и принцип их работы.

Автоматические коробки передач содержат сложный набор шестерен, тормозов, сцеплений и основных устройств. Обычная автоматика имеет конечное количество передач, называемых скоростями. Например, вы, возможно, слышали термин «6-ступенчатый автомат». Это относится к шести передачам в коробке передач. Каждая передача настроена на достижение определенной скорости автомобиля; когда водитель продолжает ускоряться, трансмиссия должна переключаться на более высокие передачи, начиная с первой, второй и так далее.

Для сравнения, бесступенчатая трансмиссия обеспечивает наиболее эффективную частоту вращения двигателя для каждой ситуации вождения и постоянна, даже если автомобиль быстро ускоряется. Хотя нет никакого сравнения в том, как работает вариатор с точки зрения водителя, как и при переключении передач с парковки на драйв, все остальное немного сложнее. Бесступенчатая трансмиссия не имеет отдельных передач, вместо этого у нее есть одна передача, регулируемая для всех условий движения. В отличие от обычных автоматических коробок передач, водители не почувствуют переключения с одной передачи на другую. Вместо этого водители заметят изменение частоты вращения двигателя или числа оборотов в минуту, часто выше при ускорении и ниже при крейсерской скорости. Бесступенчатые трансмиссии являются примером того, как производители транспортных средств изо дня в день совершенствуют автомобили. И хотя это новый способ создания мощности, вариаторы в последние годы набирают все большую популярность.

Как работают вариаторы

В вариаторах имеется множество микропроцессоров и датчиков, но гидравлическое давление, натяжение пружины или центробежная сила, используемые для создания усилия, необходимого для регулировки двух шкивов, являются ключом к использованию технологии. Два шкива известны как ведущий «входной» шкив и ведомый «выходной» шкив. Ведущий шкив соединен с коленчатым валом двигателя. Ведущий шкив также может называться входным шкивом, потому что именно через него энергия двигателя поступает в трансмиссию. Ведомый шкив назван так потому, что его вращает ведущий шкив. Также называемый выходным шкивом, он передает энергию на карданный вал.

Ремень проходит в канавке между двумя конусами на каждом шкиве. Когда два конуса шкива находятся далеко друг от друга, диаметр увеличивается, ремень проходит ниже в канавке, а радиус петли ремня, движущейся вокруг шкива, уменьшается. Расстояние между центром шкивов и местом, где ремень соприкасается с канавкой, называется радиусом наклона. Передаточное число определяется отношением радиуса делительной окружности ведущего шкива к радиусу делительной окружности ведомого шкива. Когда один шкив увеличивает свой диапазон, другой уменьшает, чтобы ремень оставался натянутым. По мере того, как шкивы изменяют свой радиус, вместе они создают бесконечное число передаточных чисел в диапазоне от низкого до высокого.

Подходит ли вам вариатор?

Бесступенчатая трансмиссия обеспечивает незначительное увеличение расхода топлива на галлон, особенно для городских водителей. Они также производят простую и более эффективную мощность и устраняют ощущение переключения с передачи на передачу. Однако для привыкания к вариаторам требуется некоторое время. Водители жалуются на тихий непрерывный шум, известный как гул двигателя, который может беспокоить некоторых избранных. Лучший способ узнать перед покупкой автомобиля с вариатором, подходит ли он вам, — это провести хороший и тщательный тест-драйв.

Эволюция автоматической коробки передач

Разработка автоматической коробки передач — одна из самых важных вех в истории автомобилей. Автоматическая коробка передач обеспечила гораздо более широкую пользовательскую базу, чем когда-либо можно было мечтать. Относительная простота управления автоматической коробкой передач означала, что больше людей могли освоить навыки вождения и продать больше автомобилей. В конце концов, автоматическая коробка передач заменит прямой привод в качестве стандартного оборудования для большинства автомобилей, продаваемых в США.0003

История автоматической трансмиссии началась еще в 1930-х годах, когда компания General Motors представила «Автоматическую безопасную трансмиссию». Эта модель имела четыре передачи переднего хода и использовалась в некоторых моделях Cadillac, Oldsmobile и Buick с 1937 по 1939 год. Однако эта передача не была очень успешной из-за проблем со стоимостью и надежностью. Позже General Motors представила трансмиссию Hydra-Matic, дальнейшее развитие автоматической трансмиссии безопасности. Эта модель увеличила экономию топлива и оказалась намного более успешной.

В 1940-х и 50-х годах компания Buick усовершенствовала автоматическую коробку передач, добавив гидротрансформатор. Эти модели были известны как «Dynaflow» и имели только две передние передачи. Применение гидротрансформатора позволило увеличить передаточные числа и скорости переднего хода, что привело к успеху Dynaflow.

Компания Borg Warner усовершенствовала использование гидротрансформатора и представила первые трехступенчатые автоматические коробки передач в начале 19 века.50-е годы. Эти трансмиссии использовались Ford и Studebaker, а также несколькими другими компаниями.

Трехступенчатые автоматические модели оставались отраслевым стандартом до конца 1970-х — начала 1980-х годов, что привело к использованию трансмиссий с повышающей передачей. Повышающая передача позволяла использовать четыре или более передач переднего хода, и почти все производители предлагали трансмиссии с этой новой функцией. Повышающая передача предлагала улучшенные характеристики и топливную экономичность, которые пользовались большим спросом. В это время также был представлен блокируемый преобразователь крутящего момента, что еще больше повысило эффективность трансмиссии за счет устранения проскальзывания.

Четырехступенчатая повышающая трансмиссия до сих пор используется во многих автомобилях, но в более новых моделях постепенно выводится из употребления. Современные разработки включают в себя увеличение количества передних передач и использование электронных систем управления. Автоматические коробки передач с пятью и шестью передачами переднего хода были разработаны в 1990-х годах, а семи- и восьмиступенчатые модели начали внедряться в 2000-х. Девятиступенчатые модели в настоящее время разрабатываются и используются некоторыми производителями, включая Jeep и Honda. Девятиступенчатые модели еще не получили широкого распространения, поскольку такие проблемы, как жесткое или запаздывающее переключение передач, все еще распространены. Тем не менее, девятиступенчатые коробки передач показывают хорошие результаты с точки зрения эффективности и экономии топлива.

Коробки передач с электронным управлением обеспечивают более точное переключение передач, мониторинг систем и даже адаптацию к условиям движения.