1Фев

Аэродинамический коэффициент – Главная

аэродинамические коэффициенты - это... Что такое аэродинамические коэффициенты?


аэродинамические коэффициенты

аэродинами́ческие коэффицие́нты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты — mi, где, индекс i указывает ось выбранной системы координат летательного аппарата, проекция полной аэродинамической силы на которую рассматривается или относительно которой берётся составляющая полного аэродинамического момента. Вычисляются А. к. по формулам:

, ,

где q — скоростной напор, S — характерная площадь (площадь крыла, миделевого сечения и др.), L — характерный линейный размер (для самолёта в качестве S обычно принимают площадь крыла, при вычислении mх(у) за характерный размер принимают размах крыла l, а при вычислении mz — среднюю аэродинамическую хорду крыла 

bА). Например, коэффициент подъемной силы cya = Ya/(qS), коэффициент поперечной силы сz = Z/(qS), коэффициент момента тангажа mz = Mz/(qSbA).

В аэродинамических расчётах и особенно в исследованиях динамики полёта часто используют частные производные А. к. по различным переменным (см., например, Вращательные производные). В этом случае к обозначению А. к. добавляют верхний индекс, указывающий переменную, по которой берётся производная. Например, (α — угол атаки), (δэ — угол отклонения элеронов).

Согласно теории подобия и размерностей, А. к. для класса геометрически подобных конфигураций, отличающихся линейными размерами, зависят лишь от безразмерных подобия критериев. Это позволяет определять аэродинамические характеристики летательных аппаратов пересчётом результатов продувок их моделей в аэродинамических трубах.

При исследованиях аэродинамики и динамики летательных аппаратов вообще широко используются различные безразмерные коэффициенты: коэффициент давления c

p, трения cf и др.

В. Н. Голубкин.

Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

  • аэродинамическая схема
  • аэродинамические силы и моменты

Смотреть что такое "аэродинамические коэффициенты" в других словарях:

  • Аэродинамические коэффициенты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты mi, где, индекс i указывает ось выбранной системы координат летательного аппарата,… …   Энциклопедия техники

  • АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ — безразмерные величины, характеризующие аэродинамические силу и момент, к рые действуют на тело, движущееся в жидкости или газе. А. к. силы лобового сопротивления Ха равен Cxa=Xa/qS, где S характерная площадь, q=rv2/2 скоростной напор, r плотность …   Физическая энциклопедия

  • аэродинамические коэффициенты — аэродинамические коэффициенты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты — mi, где, индекс i указывает ось выбранной… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Аэродинамические коэффициенты —         безразмерные величины, характеризующие аэродинамические силу и момент (См. Аэродинамические сила и момент), действующие на тело, движущееся в жидкой или газообразной среде. А. к. силы Ck находят как отношение аэродинамич. силы R к… …   Большая советская энциклопедия

  • АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ — безразмерные величины, используемые при проектировании ЛА и в др. задачах вместо аэродинамич. сил и моментов. А. к. полной аэродинамич. силы и её составляющих (напр., подъемной и боковой силы и силы лобового сопротивления) равны отношению… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Коэффициенты аэродинамические — см. Аэродинамические коэффициенты. Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 …   Энциклопедия техники

  • АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СИЛА И МОМЕНТ

    — величины, характеризующие воздействие газообразной среды на движущееся в ней тело (напр., на самолёт). Силы давления и трения, действующие на поверхности тела, Рис. 1. Разложение аэродинамич. силы RA на составляющие в скоростной системе координат …   Физическая энциклопедия

  • Аэродинамические силы и моменты — летательного аппарата результат силового воздействия воздуха на движущийся в нем летательный аппарат. Именно эти силы, имеющие динамическую природу, то есть возникающие только при движении летательного аппарата, делают возможным полёт аппаратов… …   Энциклопедия техники

  • Аэродинамические характеристики ракеты — Совокупность безразмерных коэффициентов аэродинамических сил и моментов (К.а.с. и м.), частных производных от них по кинематическим параметрам вращательного движения при фиксированных значениях последних, а также коэффициента центра давления,… …   Энциклопедия РВСН

  • аэродинамические силы и моменты — Действующие на самолёт аэродинамические сила и момент и их составляющие в скоростной и связанной системах координат. аэродинамические силы и моменты летательного аппарата — результат силового воздействия воздуха на движущийся в нем… …   Энциклопедия «Авиация»


avia.academic.ru

Аэродинамические коэффициенты - это... Что такое Аэродинамические коэффициенты?


Аэродинамические коэффициенты
        безразмерные величины, характеризующие аэродинамические силу и момент (См. Аэродинамические сила и момент), действующие на тело, движущееся в жидкой или газообразной среде. А. к. силы Ck находят как отношение аэродинамич. силы R к скоростному напору         

         и характерной площади S, а А. к. момента Cm как отношение аэродинамич. момента М к ρv2/2, S

и к характерной длине l , т. е.

                  где ρ — плотность среды, в которой движется тело, v — скорость тела относительно этой среды. Характерные размеры выбираются достаточно произвольно, например для самолёта S — площадь несущих крыльев (в плане), а l — длина хорды крыла; для ракеты S — площадь миделевого сечения (См. Миделевое сечение), а l — длина ракеты. Если аэродинамическую силу и момент разложить на составляющие по осям, то соответственно будем иметь: А. к. сопротивления — Cx, подъёмной и боковой сил — Су и Cz, а также А. к. моментов крена, рыскания (См. Рысканье) и Тангажа.          Выражение аэродинамических сил и моментов в форме А. к. имеет большое значение для аэродинамических исследований и расчётов, существенно их упрощая. Так, например, аэродинамическая сила, действующая на самолёт, может достигать значений в сотни и тысячи кн (десятки и сотни ), та же сила, действующая на модель этого самолёта, испытываемую в аэродинамической трубе (См. Аэродинамическая труба)
,
составляет десятки ньютонов (н), но А. к. для самолёта и для модели равны между собой. Или, например, аэродинамическая сила, действующая на шар, падающий с большой высоты на землю, зависит от высоты и скорости падения шара, а А. к. является постоянной величиной.          Для аппаратов больших размеров, летящих на малой высоте с дозвуковой скоростью, для которых М-число М Подобия критерии): М-числом и Рейнольдса числом (рис. 1 и 2).

         М. Я. Юделович.

        

        Рис. 1. Зависимость коэффициента аэродинамического сопротивления конуса от числа М. Рис. 2. Зависимость коэффициента аэродинамического сопротивления шара от числа Re.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Аэродинамические измерения
  • Аэродинамические свойства семян

Смотреть что такое "Аэродинамические коэффициенты" в других словарях:

  • Аэродинамические коэффициенты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты mi, где, индекс i указывает ось выбранной системы координат летательного аппарата,… …   Энциклопедия техники

  • АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ — безразмерные величины, характеризующие аэродинамические силу и момент, к рые действуют на тело, движущееся в жидкости или газе. А. к. силы лобового сопротивления Ха равен Cxa=Xa/qS, где S характерная площадь, q=rv2/2 скоростной напор, r плотность …   Физическая энциклопедия

  • аэродинамические коэффициенты — аэродинамические коэффициенты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты — mi, где, индекс i указывает ось выбранной… …   Энциклопедия «Авиация»

  • аэродинамические коэффициенты — аэродинамические коэффициенты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты — mi, где, индекс i указывает ось выбранной… …   Энциклопедия «Авиация»

  • АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ — безразмерные величины, используемые при проектировании ЛА и в др. задачах вместо аэродинамич. сил и моментов. А. к. полной аэродинамич. силы и её составляющих (напр., подъемной и боковой силы и силы лобового сопротивления) равны отношению… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Коэффициенты аэродинамические — см. Аэродинамические коэффициенты. Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 …   Энциклопедия техники

  • АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СИЛА И МОМЕНТ — величины, характеризующие воздействие газообразной среды на движущееся в ней тело (напр., на самолёт). Силы давления и трения, действующие на поверхности тела, Рис. 1. Разложение аэродинамич. силы RA на составляющие в скоростной системе координат …   Физическая энциклопедия

  • Аэродинамические силы и моменты — летательного аппарата результат силового воздействия воздуха на движущийся в нем летательный аппарат. Именно эти силы, имеющие динамическую природу, то есть возникающие только при движении летательного аппарата, делают возможным полёт аппаратов… …   Энциклопедия техники

  • Аэродинамические характеристики ракеты — Совокупность безразмерных коэффициентов аэродинамических сил и моментов (К.а.с. и м.), частных производных от них по кинематическим параметрам вращательного движения при фиксированных значениях последних, а также коэффициента центра давления,… …   Энциклопедия РВСН

  • аэродинамические силы и моменты — Действующие на самолёт аэродинамические сила и момент и их составляющие в скоростной и связанной системах координат. аэродинамические силы и моменты летательного аппарата — результат силового воздействия воздуха на движущийся в нем… …   Энциклопедия «Авиация»


dic.academic.ru

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ - это... Что такое АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ?


АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

        безразмерные величины, характеризующие аэродинамические силу и момент, к-рые действуют на тело, движущееся в жидкости или газе. А. к. силы лобового сопротивления Ха равен Cxa=Xa/qS, где S — характерная площадь, q=rv2/2— скоростной напор, r — плотность среды, в к-рой движется тело, и v — скорость тела относительно этой среды. А. к. подъёмной силы Ya и боковой силы Za соотв. равны: Cya=Ya/qS и Cza=Za/qS. А. к. момента имеют в знаменателе ещё характерную длину l, и тогда А. к. для момента крена mx = Mx/qSl, момента рыскания my= My/qSl и момента тангажа my=Mz/qSl. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ1

Рис. 1. Зависимость коэфф. аэродинамич. сопротивления конуса от числа М.

Характерные размеры выбираются достаточно произвольно; напр., для самолёта S — обычно площадь несущих крыльев (в плане), а l — длина хорды крыла; для ракеты S — площадь миделевого сечения, а l — длина ракеты.

Выражение аэродинамич. сил и моментов в форме безразмерных А. к. имеет большое значение для аэродинамич. исследовании и расчётов, существенно их упрощая. Так, напр., аэродинамич. сила, действующая на самолёт, может достигать значений в сотни и тысячи кН (десятки и сотни тс), та же сила, действующая на модель этого самолёта, испытываемую в аэродинамической трубе, составляет десятки Н, но А. к. для самолёта и для модели равны между собой. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ2

Рис. 2. Зависимость коэфф. аэродинамич. сопротивления шара от числа Re.

Для аппаратов больших размеров, летящих на малой высоте с дозвук. скоростью, для к-рых число Маха Mподобия критериями: Маха числом и Рейнольдса числом Re (рис. 1 и 2).

Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1983.

.

  • АТМОСФЕРНЫЙ ВОЛНОВОД
  • АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СИЛА И МОМЕНТ

Смотреть что такое "АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ" в других словарях:

  • Аэродинамические коэффициенты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты mi, где, индекс i указывает ось выбранной системы координат летательного аппарата,… …   Энциклопедия техники

  • аэродинамические коэффициенты — аэродинамические коэффициенты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты — mi, где, индекс i указывает ось выбранной… …   Энциклопедия «Авиация»

  • аэродинамические коэффициенты — аэродинамические коэффициенты — приведённые к безразмерному виду аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат. А. к., характеризующие силы, обозначают ci, а моменты — mi, где, индекс i указывает ось выбранной… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Аэродинамические коэффициенты —         безразмерные величины, характеризующие аэродинамические силу и момент (См. Аэродинамические сила и момент), действующие на тело, движущееся в жидкой или газообразной среде. А. к. силы Ck находят как отношение аэродинамич. силы R к… …   Большая советская энциклопедия

  • АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ — безразмерные величины, используемые при проектировании ЛА и в др. задачах вместо аэродинамич. сил и моментов. А. к. полной аэродинамич. силы и её составляющих (напр., подъемной и боковой силы и силы лобового сопротивления) равны отношению… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Коэффициенты аэродинамические — см. Аэродинамические коэффициенты. Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 …   Энциклопедия техники

  • АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ СИЛА И МОМЕНТ — величины, характеризующие воздействие газообразной среды на движущееся в ней тело (напр., на самолёт). Силы давления и трения, действующие на поверхности тела, Рис. 1. Разложение аэродинамич. силы RA на составляющие в скоростной системе координат …   Физическая энциклопедия

  • Аэродинамические силы и моменты — летательного аппарата результат силового воздействия воздуха на движущийся в нем летательный аппарат. Именно эти силы, имеющие динамическую природу, то есть возникающие только при движении летательного аппарата, делают возможным полёт аппаратов… …   Энциклопедия техники

  • Аэродинамические характеристики ракеты — Совокупность безразмерных коэффициентов аэродинамических сил и моментов (К.а.с. и м.), частных производных от них по кинематическим параметрам вращательного движения при фиксированных значениях последних, а также коэффициента центра давления,… …   Энциклопедия РВСН

  • аэродинамические силы и моменты — Действующие на самолёт аэродинамические сила и момент и их составляющие в скоростной и связанной системах координат. аэродинамические силы и моменты летательного аппарата — результат силового воздействия воздуха на движущийся в нем… …   Энциклопедия «Авиация»


dic.academic.ru

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

       

безразмерные величины, характеризующие аэродинамические силу и момент, к-рые действуют на тело, движущееся в жидкости или газе. А. к. силы лобового сопротивления Ха равен Cxa=Xa/qS, где S — характерная площадь, q=rv2/2— скоростной напор, r — плотность среды, в к-рой движется тело, и v — скорость тела относительно этой среды. А. к. подъёмной силы Ya и боковой силы Za соотв. равны: Cya=Ya/qS и Cza=Za/qS. А. к. момента имеют в знаменателе ещё характерную длину l, и тогда А. к. для момента крена mx = Mx/qSl, момента рыскания my= My/qSl и момента тангажа my=Mz/qSl.

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ1

Рис. 1. Зависимость коэфф. аэродинамич. сопротивления конуса от числа М.

Характерные размеры выбираются достаточно произвольно; напр., для самолёта S — обычно площадь несущих крыльев (в плане), а l — длина хорды крыла; для ракеты S — площадь миделевого сечения, а l — длина ракеты.

Выражение аэродинамич. сил и моментов в форме безразмерных А. к. имеет большое значение для аэродинамич. исследовании и расчётов, существенно их упрощая. Так, напр., аэродинамич. сила, действующая на самолёт, может достигать значений в сотни и тысячи кН (десятки и сотни тс), та же сила, действующая на модель этого самолёта, испытываемую в аэродинамической трубе, составляет десятки Н, но А. к. для самолёта и для модели равны между собой.

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ2

Рис. 2. Зависимость коэфф. аэродинамич. сопротивления шара от числа Re.

Для аппаратов больших размеров, летящих на малой высоте с дозвук. скоростью, для к-рых число Маха M

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Схемы ветровых нагрузок и аэродинамические коэффициенты с

14

Сооружения и их элементы с круговой цилиндрической поверхностью (резервуары, градирни, башни, дымовые трубы), провода и тросы, а также круглые трубчатые и сплошные элементы сквозных сооружений

где - определяется по табл.1 схемы 13;

- определяется по графику:

Для проводов и тросов (в том числе и покрытых гололедом)

1. следует определять по формуле к схеме 12а, принимая,- диаметр сооружения.

Значения принимаются: для деревянных конструкций=0,005 м; для кирпичной кладки=0,01 м; для бетонных и железобетонных конструкций=0,005 м; для стальных конструкций=0,001 м; для проводов и тросов диаметром ; для ребристых поверхностей с ребрами высотой.

2. Для волнистых покрытий

=0,04.

3. Для проводов и тросов 20 мм, свободных от гололеда, значениедопускается снижать на 10%

studfile.net

КОЭФФИЦИЕНТ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ - это... Что такое КОЭФФИЦИЕНТ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ?


КОЭФФИЦИЕНТ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ
в градостроительстве - нормативный коэффициент ветрового давления или лобового сопротивления поверхности конструкции, здания или сооружения, на который умножают скоростной напор ветра для получения статической составляющей ветровой нагрузки

(Болгарский язык; Български) — аеродинамичен коефициент

(Чешский язык; Čeština) — aerodynamický součinitel

(Немецкий язык; Deutsch) — Strömungskoeffizient; aerodynamischer Koeffizient

(Венгерский язык; Magyar) — aerodinamikai tényező

(Монгольский язык) — аэродинамик илтгэлцүүр

(Польский язык; Polska) — współczynnik aerodynamiczny

(Румынский язык; Român) — coeficient aerodinamic

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — aerodinamički koeficijen(a)t

(Испанский язык; Español) — coeficiente aerodinámico

(Английский язык; English) — aerodynamical coefficient

(Французский язык; Français) — coefficient aérodynamique

Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

Строительный словарь.

  • КОТЛОАГРЕГАТ
  • КОЭФФИЦИЕНТ БОКОВОГО ДАВЛЕНИЯ

Смотреть что такое "КОЭФФИЦИЕНТ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ" в других словарях:

  • коэффициент аэродинамический — В градостроительстве нормативный коэффициент ветрового давления или лобового сопротивления поверхности конструкции, здания или сооружения, на который умножают скоростной напор ветра для получения статической составляющей ветровой нагрузки… …   Справочник технического переводчика

  • Аэродинамический расчёт — расчёт движения летательного аппарата как материальной точки в предположении, что выполняется условие равновесия моментов. Основная задача А. р. расчёт летно технических характеристик летательного аппарата. Термин введён Н. Е. Жуковским, им же… …   Энциклопедия техники

  • аэродинамический коэффициент давления ветра — — [Англо русский словарь по проектированию строительных конструкций. МНТКС, Москва, 2011] Тематики строительные конструкции EN pressure coefficient …   Справочник технического переводчика

  • аэродинамический расчёт — Рис. 1. аэродинамический расчёт — расчёт движения летательного аппарата как материальной точки в предположении, что выполняется условие равновесия моментов. Основная задача А. р. — расчёт лётно технических характеристик летательного… …   Энциклопедия «Авиация»

  • аэродинамический расчёт — Рис. 1. аэродинамический расчёт — расчёт движения летательного аппарата как материальной точки в предположении, что выполняется условие равновесия моментов. Основная задача А. р. — расчёт лётно технических характеристик летательного… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Аэродинамический нагрев конструкции ракеты — Нагрев поверхности ракеты во время ее движения в плотных слоях атмосферы с большой скоростью. А.н. – результат того, что налетающие на ракету молекулы воздуха тормозятся вблизи ее корпуса. При этом происходит переход кинетической энергии… …   Энциклопедия РВСН

  • Аэродинамический нагрев —         нагрев тел, движущихся с большой скоростью в воздухе или другом газе. А. н. результат того, что налетающие на тело молекулы воздуха тормозятся вблизи тела.          Если полет совершается со сверхзвуковой скоростью культур, торможение… …   Большая советская энциклопедия

  • медианный по активности аэродинамический диаметр — AMAD Значение аэродинамического диаметра, при котором 50 % взвешенной в воздухе активности данного аэрозоля связаны с частицами, меньшими чем AMAD, и 50% активности обусловлено частицами, по своему размеру превышающими AMAD. Используется во… …   Справочник технического переводчика

  • Фокус аэродинамический — точка приложения приращения подъёмной силы (∆)Y при изменении угла атаки (α). В Ф. а. коэффициент продольного момента тz не зависит от угла атаки или коэффициента подъёмной силы сy (см. Аэродинамические коэффициенты). Понятие Ф. а. применимо к… …   Энциклопедия техники

  • фокус аэродинамический — Положения аэродинамического фокуса и центра давления. фокус аэродинамический — точка приложения приращения подъёмной силы ∆Y при изменении угла атаки α. В Ф. а. (XF на рис.) коэффициент продольного момента mz не зависит от угла атаки или… …   Энциклопедия «Авиация»

Книги

  • Сердце проклятого, Ян Валетов. «Самолет появился над дорогой внезапно. Он летел как-то странно, как не должны летать самолеты, описывая широкую дугу на высоте не более двадцати метров, левым крылом вперед. И сам самолет… Подробнее  Купить за 120 руб аудиокнига
  • Сердце Проклятого, Ян Валетов. «Самолет появился над дорогой внезапно. Он летел как-то странно, как не должны летать самолеты, описывая широкую дугу на высоте не более двадцати метров, левым крылом вперед. И сам самолет… Подробнее  Купить за 89.9 руб электронная книга

dic.academic.ru

Зависимость аэродинамических коэффициентов от числа Маха

На Рисунок5.6 представлены графические зависимости коэффициентов иСx от числа Маха:

Из графиков можно сделать следующие выводы:

-при <0,4 сжимаемость воздуха практически не влияет на коэффициент , а, начиная с М0,4, вызывает некоторое его увеличение. Это обусловлено соответствующим изменением давления: более быстрым увеличением разрежения на верхнем скате профиля по сравнению с изменением местных давлений на нижнем скате;

-При дальнейшем увеличении числа М на верхнем скате профиля образуется местная зона сверхзвуковых скоростей с замыкающим её скачком уплотнения. Разрежение потока возрастает, что вызывает дальнейшее увеличение коэффициента ;

-Затем свехзвуковая зона и местный скачок уплотнения образуются на нижнем скате профиля. При дальнейшем увеличении числа М скачок уплотнения перемещается назад на нижнем скате профиля быстрее, чем на верхнем. Разность давления на профиле выравнивается, коэффициент уменьшается вплоть до минимального значения.

Перераспределение давления по профилю вызывает резкое увеличение коэффициента профильного сопротивления (см. Рисунок5.6), который теперь включает и волновое сопротивление:.

Волновое сопротивление может в несколько раз превосходить профильное сопротивление и оказывать неблагоприятное влияние на аэродинамику несущей поверхности.

Резкое изменение аэродинамических характеристик профиля при достижении критического числа М, может быть вызвано волновым кризисом обтекания. В отличие от явления срыва потока, волновой кризис возможен и при малых углах атаки.

Волновой кризис. Явление образования в общем дозвуковом потоке местных сверхзвуковых зон и местных скачков уплотнения называется волновым кризисом.

Струйки потока при обтекании самолета деформируются. Поэтому местные скорости движения воздуха над крылом превышают скорость полета (Рисунок5.7)

Рисунок5.7 Волновой кризис

При достаточно большой скорости полета скорости воздуха в наименьшем (критическом) сечении струйки достигают местной скорости звука (Рисунок5.7,а). Если соединить критические сечения струек, в которых скорость достигает местной скорости звука, получим “звуковую линию” 1.

На крыле обра­зуется местная сверхзвуковая зона, которая начинается от звуковой линии и замыкается местным скачком уплотнения 2( Рисунок5.7,б). Так как местный скачок уплотнения — прямой, то скорость потока за ним становится дозву­ковой. Иногда образуется дополни­тельный косой скачок уплотнения.

Последствия волнового кризиса.

Волновой кризис качествен­но изменяет обтекание крыла и вызывает перераспределение давления по его профилю (Рисунок5.8,а).

Рисунок5.8 Перераспределение давлений и волновой срыв поток

В результате этого изменяется величина аэродинамических сил, перемещается центр давления, нарушаются равновесие, устойчивость и управляемость самолета, возникают вибрации.

В результате взаимодействия местного скачка уплотнения с пограничным слоем возникает волновой срыв потока (Рисунок5.8,б).

Причина срыва в том, что дозвуковая часть погранично­го слоя отделяет скачок 3 от поверхности крыла. Из-за разности давлений за и перед скачком в дозвуковой части пограничного слоя возникают обратные течения 4. Это вызывает отрыв пограничного слоя от поверхности крыла.

Преодоление волнового кризиса.

Наиболее резкое изменение аэродинамических коэффициентов связано с явлением волнового кризиса.

Поэтому для увеличения максимальной скорости полета дозвуковых самолетов и безопасного разгона сверхзвуковых самолетов основной задачей является увеличение критического числа М, «смягчение» волнового кризиса. Достигается это применением скоростных профилей крыла; уменьшением углов атаки, увеличением стреловидности крыла; уменьшением его удлинения.

-Скоростные профили значительно меньше деформируют поток, чем обычные. Чем меньше деформируется поток, тем мень­ше местные скорости обтекания профиля при заданной скорости полета и тем больше (рис 5.9,а).

Рисунок5.9,а Влияние формы профиля

-Увеличение стреловидности крыла усиливает так называемый эффект скольжения, за счет которого скорость потока V раскладывается на две составляющие: нормальную и ка­сательную(Рисунок5.9,б).

Рисунок 5.9,б Влияние стреловидности

С увеличением угла стреловидности нормальная составляющая скорости Vn, воздействующая на профиль крыла, будет меньше скорости полета V.Это способствует увеличению критического числа Маха.

Следовательно, у стреловидного крыла, по сравнению с прямым, изменение аэродинамических коэффициентов, связанное с волновым кризисом, происходит менее резко. Поэтому стреловидность крыла значительно улучшает устойчивость и управляемость самолета на около- и сверхзвуковых скоростях полета.

-Уменьшение удлинения крыла усиливает торцевой эффект. Он распространяется на большую часть поверхности крыла, и разрежение над крылом уменьшается (Рисунок5.9,в). Это приводит к более позднему появлению местных скачков уплотнения, т.е. к увеличению .

Рисунок5.9,в Влияние удлинения крыла

-На аэродинамические характеристики крыла малого удлинения большое влияние оказывает форма в плане. Например, тре­угольное крыло соединило в себе преимущества большой стрело­видности и малого удлинения для увеличения и уменьшения волнового сопротивления.

studfile.net