ᐉ Антиблокировочная система (ABS)
При экстренном торможении с обычной тормозной системой существует опасность блокировки колес и заноса автомобиля. Система ABS решает эту проблему, регулируя давление в системе тормозного привода таким образом, что блокировка колес предотвращается на любом дорожном покрытии, а автомобиль остается управляемым. Устойчивость автомобиля при движении должна сохраняться как на сухом асфальтовом покрытии, так и на скользкой дороге и при любом качестве дорожного полотна, а автомобиль должен оставаться легко управляемым для «обычного» водителя.
Основные функции системы ABS и ее устройство
На рисунке представлен автомобиль с системой ABS. Для регулирования процессом торможения блок управления получает входную информацию от датчиков вращения колес, которые сообщают блоку управления угловую скорость вращения колес. В результате обработки этой информации в блоке управления определяется контрольная скорость автомобиля, которая учитывается при процессах регулирования.
Рисунок. Легковой автомобиль с системой ABS
- Датчик угловой скорости вращения
- Колесный тормозной цилиндр
- Гидроагрегат с главным тормозным цилиндром
- Блок управления
- Сигнальная лампа
Любое изменение угловой скорости вращения одного или нескольких колес фиксируется и при сильном снижении скорости вращения в пределах одного промежутка времени или относительно контрольной скорости воспринимается как опасность блокировки.
Для предотвращения блокировки тормозное усилие сначало поддерживается на уровне достигнутого значения и не понижается (удержание тормозного усилия).
Если вращение колеса продолжает замедляться, то тормозное усилие снижается, в результате чего колесо притормаживается меньше. При этом обеспечивается возможность возобновления ускорения колеса, вследствие чего автомобиль остается управляемым.
При достижении некоторого предельного значения блок управления определяет необходимость повышения тормозного усилия для предотвращения прокручивания колес (повышение тормозного усилия).
После этого процесс регулирования начинается заново. В зависимости от качества дорожного полотна могут выполняться от 4 до 10 циклов регулирования в секунду до нижнего порога регулирования, составляющего прибл. 4 км/ч.
При выполнении всех процессов — удержание, снижение, повышение тормозного усилия — блок управления управление одним или несколькими электромагнитными клапанами, которые в гидроагрегате объединены в один узел. В зависимости отпроизводителя существуют три варианта регулирования:
- а) одновременное регулирование одного из передних колес и одного заднего колеса по диагонали.
- б) передние колеса регулируются по отдельности, а задние колеса регулируются вместе. В данном случае говорят о регулировании по колесу с большей склонностью к блокировке, то есть регулировка выполняется всегда по тому колесу, которое ближе всего к границе блокировки. Эта система использьзуется чаще всего.
- в) регулирование тормозного усилия для каждого отдельного колеса является оптимальным, но и самым дорогим решением.
Все современные системы ABS имеют функцию самодиагностики и энергонезависимую память ошибок. Блок управления постоянно выполняет самодиагностику и диагностику подключенных компонентов, начиная с зажигания. При обнаружении неисправности в системе ABS, блок управления отключается, на панели приборов загорается сигнальная лампочка, оповещающая водителя о том, что тормозная система работает в обычном режиме без ABS-регулирования.
Датчик угловой скорости вращения колес
Во всех системах ABS принцип действия датчика одинаковый. Существуют, однако, разные виды датчиков угловой скорости вращения. Но все они в результате вращения ипульсного колеса, соединенного со ступицей колеса (иногда с дифференциалом), создают синусоидальное переменное напряпряжение. Частота переменного напряжения прямопропорциональна угловой скорости вращения колеса. Работа и сигналы датчика скорости вращения постоянно контролируются и анализируются блоком управления, начиная со скорости движения 4-6 км/ч.
Рисунок. Датчик угловой скорости вращения (в разрезе)
- а) Датчик угловой скорости вращения DF2 с плоским полюсным контактным штифтом
- б) Датчик угловой скорости вращения DF3 с круглым полюсным контактным штифтом
- Электрический кабель
- Постоянный магнит
- Корпус
- Обмотка
- Полюсный контактный штифт
- Импульсное колесо
Зубья импульсного колеса в результате вращательного движения изменяют магнитное поле, генерируя переменное напряжение, которое может быть проверено осциллографом. Измерение частоты импульсов достаточно точное. На предмет обрыва кабеля датчик может быть статически проверен измерением сопротивления.
В сфере мотоциклов датчики скорости вращения из-за открытого, незащищенного положения используются без постоянного магнита. Ток на них подается только при готовности системы к работе, в результате чего создается магнитное поле, которое вследствие вращательного движения импульсного колеса создает синусоидальное переменное напряжение.
Для всех систем и видов систем ABS, а также датчиков угловой скорости вращения важно точное соблюдение расстояния (зазора) между импульсным колесом и датчиком, указанного производителем. Как правило, зазор должен составлять прибл. 1 мм. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы импульсное колесо и датчики были правильно закреплены и не создавали паразитных колебаний.
На работоспособности могут отрицательно сказаться также сильные загрязнения, ржавчина и влага. Это касается всех датчиков, независимо от вариантов их возможного монтажа.
Рисунок. Варианты монтажа и формы полюсных контактных штифтов датчиков угловой скорости вращения
- а) радиальный монтаж, радиальный отвод с плоским контактным штифтом
- б) осевой монтаж, радиальный отвод с ромбовидным контактным штифтом
- в) радиальный монтаж, осевой отвод с круглым контактным штифтом
Закрытая система с 3/3-ходовыми электромагнитными клапанами
Разработанная первоначально компанией Bosch система регулирует тормозное усилие (модуляцию тормозного усилия 3/3-ходовыми электромагнитными клапанами.
На рисунке а, б и в представлен процесс регулирования для каждого колеса.
Рисунок. Модуляция тормозного усилия
- а) создание тормозного усилия
- б) удержание тормозного усилия
- в) снижение тормозного усилия
1 — Датчик угловой скорости вращения
2 — Колесный тормозной цилиндр
3 — Гидроагрегат
За — Электромагнитный клапан
Зb — Накопитель
Зс— Насос обратной подачи
4 — Главный тормозной цилиндр
5 — Блок управления
В состоянии покоя (обесточенном состоянии) электромагнитный клапан позволяет усилию, создаваемому водителем на главном тормозном цилиндре при нажатии на педаль тормоза беспрепятственно воздействовать на колесный тормозной цилиндр. Этот процесс соответствует обычной работе тормозной системы. Тормозное усилие повышается и замедляет колесо. Если блок управления на основании сигнала датчика угловой скорости вращения колеса определяет слишком быстрое замедление колеса по сравнению с контрольной скоростью, то электромагнитный клапан сначала нагружается половиной максимального тока, в результате чего доступ к главному тормозному цилиндру перекрывается, что препятствует дальнейшему повышению давления в колесном тормозном цилиндре.
Если после этой стадии «удержания тормозного усилия» скорость вращения колеса не увеличится, а будет снижаться дальше, то электромагнитный клапан подается максимальный ток, вследствие чего открывается обратная магистраль, а тормозное усилие в колесном тормозном цилиндре уменьшается. В результате силы трения покоя дорожного полотна колесо снова ускоряется. Как только скорость примерно достигнет контрольного значения, блок управления обесточивает электромагнитный клапан, который снова возвращается в исходное положение (т.е. обратная магистраль перекрывается, тормозное усилие может уменишаться беспрепятственно). Цикл может быть начат сначала.
Чтобы поддержать тормозное усилие в главном тормозном цилиндре и обеспечить снижение усилия через накопитель, насос обратной подачи подает тормозную жидкость от накопителя во впускную магистраль главного тормозного цилиндра. Этот процесс заметен по пульсации педали тормоза. Обычно именно по этому признаку водитель определяет момент срабатывания системы ABS.
Регулирование тормозного усилия блоком управления электромагнитными клапанами происходит практически до полной остановки автомобиля либо до отпускания водителем педали тормоза и уменьшении тормозного усилия, свидетельствующего об отсутствии опасности блокировки колеса.
При выходе из строя системы ABS электромагнитные клапаны находятся в обесточенном состоянии, в результате чего тормозная система работает в обычном режиме без ABS-регулирования.
Если вдруг, что маловероятно, система ABS во время процесса регулирования в результате самодиагностики обнаружит неисправность, то, насколько это будет возможным, система продолжит регулирование торможения до конца.
Рисунок. Принципиальная электрическая схема 4-канальной системы ABS 2
- В1 — Датчик угловой скорости вращения
- G1 — Генератор
- HI — Сигнальная лампочка
- К1 — Клапанное реле
- К2— Реле двигателя
- КЗ — Электронное реле защиты
- М1 — Насос обратной подачи
- S1— Выключатель стоп-сигнала
- Y1 — Гидроагрегат
- Y2 — Электромагнитные клапаны
- X1 — Штекерный разъем для блока управления
- Х2-Х5 — Штекерные разъемы для датчиков
На рисунке при помощи принципиальной электрической схемы представлены входы и выходы блока управления, а также взаимосвязь компонентов системы.
При включении зажигания (клемма 15) электронное реле защиты (КЗ) замыкается и соединяет клемму 30 с клелммой 31, в результате чего на блок управления (контакт 1) и на цепь управления (86) клапанного реле (К1) и реле двигателя (К2) подается «плюс» аккумуляторной батареи. Через контакты 10, 20 и 34 блок управления постоянно соединен с массой.
Через клемму 15 также подается питание на сигнальную лампу системы ABS (Н1). Она горит до тех пор, пока не будет соединена с массой через кабель 1 при помощи клапанного реле через клемму 87а или через контакт 29 блока управления.
Если блок управления через контакт 27 подает массу на разъем 87 клапанного реле, то последнее срабатывает и черезразъем 87 соединяет электромагнитные клапаны с клеммой 30. Работа клапанного реле контролируется блоком управления через контакт 32.
Функция сигнальной лампы проверяется блоком управления через контакт 29.
Через контакт 14 блока управления контролируется реле двигаеля, после того как оно будет включено контактом 28 на основании сигнала массы.
Это происходит, когда во время ABS-регулирования на насос обратной подачи подается питание от «плюса» аккумуляторной батареи. В этом случае блоком управления на основании сигнала массы управляются также электромагнитные клапаны.
Вce это зависит от частоты переменного напряжения датчиков угловой скорости вращения (В1).
Вход выключателя стоп-сигналов служит дополнительной защитой так же, как и сигнал работы двигателя через клемму 61 генератора. Сигнальная лампочка гаснет только при работающем двигателе с исправным генератором, поскольку при ABS-регулировании необходим запас энергии.
Открытая система с 2/2-ходовыми электромагнитными клапанами
Существенное отличие антиблокировочной системы, разработанной впервые компанией Teves, заключается в том, что она является так называемой открытой системой и для модуляции тормозного усилия используются два 2/2-ходовых электромагнитных клапана: впускной клапан и выпускной клапан.
Рисунок. Тормозная система, в состоянии покоя
- Вакуумный усилитель тормозного привода с главным тормозным цилиндром тандемного типа
- Насосная установка системы ABS
- Датчик двигателя насоса
- Датчик-переключатель положения педали тормоза
- Гидроблок Mark IV
- Впускной клапан
- Выпускной клапан
- Передние тормоза слева
- Передние тормоза справа
- Задние тормоза слева/справа
Впускные клапаны в обесточенном состоянии открыты обеспечивают обычную работу тормозной системы. Выпускные клапаны в обесточенном состоянии закрыты и перекрывают таким образом, обратную магистраль.
При необходимости вмешательства системы ABS в результате сильного замедления вращения колеса при торможении в соответствующий впускной клапан сначала подается ток, впоследствие чего клапан закрывается. Это препятствует дальнейшему повышению тормозного усилия в колесном тормозном цилиндре.
Если поддерживаемое таким образом давление слишком высокое (скорость вращения колес не повышается), то активизируется и открывается выпускной клапан. Тормозное усилие сбрасывается через обратную магистраль к компенсационному бачку главного тормозного цилиндра.
Если скорость вращения колес снова повышается, то оба клапана обесточиваются (впуск открыт, выпуск закрыт) и тормозное усилие снова может повышаться. Благодаря точной синхронной нагрузке клапанов током достигается практически плавная модуляция тормозного усилия.
Поскольку при снижении тормозного усилия тормозная жидкость уходит в компенсационный бачок, говорят об открытой системе.
Для предотвращения сильного «западания» педали тормоза при продолжительном торможении с ABS-регулировании и многократном снижении тормозного усилия блок управления активизирует гидравлический насос, который отводит назад тормозную жидкость из компенсационного бачка в главны тормозной цилиндр. Сигнал для управления насососом и блок управления передает датчик-переключатель положения педали тормоза.
Рисунок. Многоступенчатый датчик — переключатель положения педали
В зависимости от положения педали датчик-переключатель положения педали ступенчато изменяет сопротивление. По соответствующему падению напряжения блок управления определяет положение и степень опускания педали тормоза.
Гидравлический насос работает теперь до тех пор, пока не будет жостигнуто первоначальное значение.
Работоспособность насоса в этой системе очень важна, поэтому контролируется датчиком скорости вращения. Кроме того, насос кратковременно включается при выполнении самодиагностики системы ABS после включения зажигания при пуске двигателя.
Закрытая система с 2/2-ходовыми электромагнитными клапанами
После выхода разных законодательных положений по защите патентных прав многие производители все чаще стали использовать антиблокировочную закрытую систему с 2/2-ходовыми электромагнитными клапанами, которая сочетает преимущества обеих описанных выше систем: быстрая точная модуляция тормозного усилия 2/2-ходовыми электромагнитными клапанами, отвечающими за впуск и выпуск на каждом колесном тормозном цилиндре, и отсутствие потери тормозной жидкости из участка гидравлического контура, нагруженного тормозным усилием, в результате ABS-регулирования.
На рисунке представлен гидравлический контур закрытой 4-канальной антиблокировочной системы с разделением контуров тормозного привода по диагонали при помощи 2/2-ходовых электромагнитных клапанов.
Рисунок. Гидравлический контур
Принцип включения электромагнитных клапанов для увеличения, удержания и уменьшения тормозного усилия при ABS-регулировании такой же, как и в описанной выше системе.
Стандартное положение или повышение тормозного усилия: в обесточенном состоянии все впускные клапаны открыты, все выпускные клапаны закрыты. Тормозное усилие главного тормозного цилиндра при нажатии на педаль тормоза может беспрепятственно воздействовать на колесный и тормозной цилиндр.
Удержание тормозного усилия: впускной клапан закрывается (подается питание), выпускной клапан в обесточенном положении остается закрытым. Давление тормозной жидкости в соответствующем цилиндре остается постоянным.
Уменьшение тормозного усилия: впускной клапан остается закрытым (подается питание), выпускной клапан открывается (подается питание). Тормозное усилие может быть уменьшено путем сброса давления через выпускной клапан в компенсационный бачок.
Насос обратной подачи включается, когда на одном из колесных тормозных цилиндрах должно быть уменьшено тормозное усилие. В результате тормозная жидкость из компенсационного бачка через компенсационную камеру возвращается в главный тормозной цилиндр. Насос отключается только в том случае, когда регулирования больше не требуется.
При ABS-регулировании выполняется точная модуляция тормозного усилия путем кратковременного включения и отключения электромагнитных клапанов, вследствие чего тормозное усилие увеличивается или уменьшается постепенно. Процесс регулирования колесного тормозного цилиндра так как он происходит в действительности, представлен на рисунке.
Рисунок. Скорость вращения колеса и управление модулятором
Впускной клапан закрывается (подача питания) для удержания тормозного усилия и предотвращения его дальнейшего увеличения, поскольку скорость вращения колеса становится гораздо меньше скорости движения. Поскольку скорость вращения колеса продолжает падать, кратковременно открывается выпускной клапан (подача питания) для незначительного снижения тормозного усилия. Включается двигатель насоса. В результате незначительного тормозного усилия и снижения тормозного действия скорость вращения колеса снова приближается к скорости движения автомобиля. Тормозное усилие снова может быть увеличено. Для этого впускной клапан кратковременно открывается (обесточенное состояние). На представленном примере сразу же после этого впускной клапан еще раз кратковременно открывается, так как тормозное усилие может увеличиваться дальше. Затем снова кратковременно открывается выпускной клапан и т.д.
Возможность точной модуляции тормозного усилия часто используется и для работы электронного распределителя тормозных сил (EBV). Он включается перед системой ABS, когда при легком торможении появляется слишком сильное замедление задних колес. На рисунке представлен рабочий диапазон электронного распределителя тормозных сил.
Рисунок. Рабочий диапазон EBV-регулирования
При помощи электроники системы ABS распределение тормозных сил может точно подстраиваться под разную нагрузку автомобиля для обеспечения максимальной степени его устойчивости в любых условиях. Механический распределитель тормозных сил и редукционный клапан для задних тормозов в данном случае излишни и могут не устанавливаться.
Система ABS в мотоцикле
Антиблокировочная система была впервые использована в мотоцикле в конце 80-х г.г. прошлого столетия. При этом были учтены некоторые особенности, характерные для двухколесного транспортного средства. С точки зрения конструкции место для установки дополнительных компонентов очень ограничено. Особое внимание должно быть уделено общему весу и распределению центра тяжести. Кроме того, ручной тормоз для передних колес и ножной тормоз для задних колес работают автономно. Блокировка одного колеса двухколесного транспортного средства для водителя-непрофессионала быстро закончится падением. Поэтому к регулированию и надежности предъявляются максимальные требования. В целом регулирование выполняется до нижней контрольной скорости мотоцикла 2,5 км/ч.
На рисунке представлена схема работы такой системы.
Рисунок. Схема работы системы ABS
При ABS-регулировании на обмотку электромагнита в модуляторе тормозного усилия подается ток (до 25 А), магнитное поле оттягивает регулирующий поршня преодолевая усилия возвратной пружины. Связанный с направляющим роликом распределительный поршень опускается. Металлический шарик перекрывает подающую магистраль главного тормозного цилиндра. При повышении скорости вращения обмотка обесточивается, регулирующий поршень выталкивается пружиной вперед, тормозное усилие колесного тормозного цилиндра снова увеличивается.
На тормозных рычагах пульсации не ощущается, поскольку металлический шарик во время регулирования перекрывает подающую магистраль главного тормозного цилиндра. Работа модулятора тормозного усилия контролируется пьезокерамикой. Регулирующий поршень усилием внутренней пружины при присутствии тока на обмотке оказывает давление на пьезокерамику, которая передает сигнал напряжения на блок управления. Таким образом работоспособность контролируется и при проведении самодиагностики системы. Выход из строя системы индицируется миганием двух контрольных ламп. Система имеет функцию самодиагностики, а сохраненные неисправности могут быть считаны тестером.
Рисунок. Модулятор тормозного усилия
- от главного тормозного цилиндра
- к колесному тормозному цилиндру
- Распределительный поршень
- Направляющий ролик
- Регулирующий поршень
- Обмотки электромагнитов
- Разъем для кабеля
- Пьезокерамика
В отношении модуляции тормозного усилия 2/2-ходовыми электромагнитными клапанами и гидравлическим блоком современные системы похожи на системы, устанавливаемые в автомобилях. На рисунке представлен гидравлический контур с впускным и выпускным клапанами для каждого контура торможения.
Рисунок. Гидравлический контур
Регулирование осуществляется путем открывания и закрывания клапанов, как и в системах легковых автомобилей.
Одинаковым является также определение и обработка скорости вращения колес и других входов. Характерными только для мотоциклов являются отдельные контуры торможения переднего и заднего колес, а также выключатель ABS для активного отключения системы.
Как работает АБС (антиблокировочная система) для грузовика
Модельный ряд КАМАЗ включает в себя грузовые автомобили с ABS и EBS. Такие системы показывают свою эффективность в условиях скользкой дороги, когда требуется экстренное торможение. Дело в том, что отличная мощность системы торможения в таких условиях может стать проблемой. Когда водитель попытается быстро остановить грузовик, может произойти блокировка колёс. Из-за этого торможение не произойдёт, скорость не уменьшится, а сцепление с дорогой и управление будут потеряны. Чтобы избежать этого, фура КАМАЗ оснащается антиблокировочной системой – ABS.
Устройство, основные составляющие и принцип работы АБС
Антиблокировочная система устанавливается на все оси грузового автомобиля. За счёт этого тормозной путь существенно сокращается, а водителю гарантирует хорошая управляемость. Система состоит из 3 основных компонентов:
- Гидравлический блок;
- Электронный блок управления;
- Датчик скорости, установленный на колёсах.
Система начинает работать, как только водитель заводить грузовик, и он начинает набирать скорость. Во время движения колеса, рядом с датчиком перемещаются зубцы и впадины ротора, тем самым передавая на него электрический сигнал. Датчик скорости считывает его, фиксируя скорость в зависимости от количества зубцов, прошедших мимо него за единицу времени.
Когда происходит экстренное торможение, устройство не перестаёт получать сигнал. Оно считывает, что происходит блокировка колеса. Тогда сигнал посылается в гидравлический блок ABS. Он установлен возле главного тормозного цилиндра в тормозной магистрали. Задача этого блока – управлять давлением жидкости, находящейся в системе торможения. В случае блокировки колеса, гидравлическое устройство задействуется, останавливая или снижая её подачу в систему.
Если уменьшения количества тормозной жидкости в системе недостаточно, блок перенаправляет её в отводную магистраль. Это необходимо, чтобы ещё больше снизить давление в основном цилиндре. Когда датчик фиксирует, что колесо снова работает в штатном режиме, он подаёт сигнал гидравлическому блоку. Тот прекращает свою работу, давление в тормозной системе снова повышается, а клапаны открывают.
Находясь за рулём КАМАЗ самосвал 65115, можно ощутить работу системы ABS. Она проявляется в резких и частых толчках на педали тормоза. Они будут продолжаться, пока грузовик полностью не остановится, либо пока угроза блокировки не пройдёт.
Подробнее о работе антиблокировочной системы можно посмотреть на видео:
Общее устройство и принцип работы EBS
EBS – это электронная тормозная система. Она является более продвинутой версией ABS, сочетающей в себе её преимущества с функционалом и особенностями противобуксировочной системы. За счёт электронной основы, удалось существенно снизить время, за которое система замечает блокировку. Благодаря этому, она почти сразу реагирует на неё, устраняя проблему.
Также EBS лучше подходит для установки на бортовой КАМАЗ и другие грузовые автомобили. Она позволяет правильно распределить нагрузку между тормозными системами самой машины и её прицепов. К тому же, высокие скорость реагирования и эффективность торможения, позволяют сделать автомобиль безопаснее, уменьшив тормозной путь и увеличив стабильность на дороге.
У электронной тормозной системы следующий принцип работы:
- Главная её часть располагается в тормозном кране. Она получает сигнал от датчика, фиксирующего вращение колеса по принципу электромагнитной индукции;
- Датчик также фиксирует передвижение штока. Его он считает за вынужденное замедление. Вместе со скоростью вращения колёс грузовика это считается сигналом, для передачи импульса в блок управления;
- Электронный блок рассчитывает давление, которое необходимо указать на заднюю и переднюю ось, а также на контролирующий тормоза прицепа кран, в зависимости от полученных посредством датчика импульсов;
- Рассчитанное давление передаётся тормозной системе, чтобы максимально рационально провести экстренной торможение;
- Во время всего этого происходит анализ вращения колеса. В случае блокировки, запускается антиблокировочная система, работающая по аналогичной с пневматическим ABS технологии.
ESP
ESP – это электронная система стабилизации. Она используется для контроля над поперечной динамикой автомобиля в критических ситуациях. Во время бокового скольжения или заноса, такая система позволяет вернуть управляемость грузовика.
Занос грузовиков КАМАЗ, продажа которых осуществляется по всей России, достаточно сложно контролировать, поэтому такая система позволит водителю чувствовать себя спокойнее даже на скользкой дороге. Также ESP повышает безопасность транспортного средства.
APU
Узел подготовки воздуха позволяет получать газ под нужным давлением. После этого он используется другими механизмами, подаваясь в них через специальные каналы. Наличие такого блока позволяет повысить эффективность работы ABS и EBS.
EAC
Система электронного управления воздухом – ещё один важный компонент антиблокировочной системы. Он позволяет всем устройствам действовать слаженнее, быстрее реагируя на поступающие от датчиков импульсы, сигнализирующие о блокировке колёс.
Особенности работы АБС на грузовике КамАЗ
Если вы собираетесь брать КАМАЗ в лизинг или покупать этот автомобиль, стоит знать, как работает ABS в его тормозной системе. На КАМАЗы устанавливается сразу 4 датчика АБС, что позволяет контролировать вращение всех колёс одновременно. При этом система предполагает воздействие на все колёса. Например, при блокировке переднего колеса, в тормозной камере, расположенной спереди, изменяется давление и запускается моторный тормоз.
Система КАМАЗа предусматривает режим диагностики. Он позволяет проверить эффективность работы датчиков, гидравлических блоков и других компонентов системы. Таким образом, можно без обращения в сервис понять, когда требуется техническое обслуживание автомобиля.
Поколения антиблокировочной системы
Выделяют 3 поколения, на протяжении которых ABS развивалась и дорабатывалась:
- Первое. Было выпущено в 1970 году. В основе работы лежал механических принцип, из-за чего система не была долговечной и надёжной;
- Второе. Выпущено в 1978 году. Система стала продуманнее и компактнее, но гидравлический блок всё равно весил слишком много;
- Третье. Постепенно производители уменьшали массу системы, дорабатывая её, делая её чувствительнее, надёжнее и долговечнее.
Отечественные АБС
Для отечественных КАМАЗов и других автомобилей так же разрабатываются антиблокировочные системы, эффективно предотвращающие блокировку колёс при экстренном торможении на скользкой поверхности. Они постепенно заменяют белорусские и немецкие модели ABS.
Преимущества и недостатки
Системы ABS всё ещё дорабатываются и совершенствуются, поэтому при управлении грузовиком, важно знать плюсы и минусы таких механизмов. Выделяют следующие преимущества:
- Улучшение управляемости при экстренном торможении;
- Снижение тормозного пути;
- Удержание траектории при экстренном повороте;
- Автоматическая работа;
- Сохранение управляемости на скользкой дороге.
Но есть у системы и недостатки:
- Не помогает при вылете с дороги;
- Не работает при движении на низкой скорости: обычно до 15 км/ч;
- Плохо работает на песчаной поверхности;
- Задержка во включении при движении на слишком высокой скорости более 130 км/ч.
Антиблокировочная тормозная система (ABS) — SGI
ABS — это электронная система, которая постоянно отслеживает скорость вращения колес и контролирует скорость вращения колес во время торможения. Если система обнаруживает блокировку колеса во время торможения, система сбрасывает тормозное давление только на это колесо. Это предохраняет колесо от заноса и повышает устойчивость и управляемость автомобиля во время экстренных остановок и в неблагоприятных ситуациях, например, на мокрой или обледенелой дороге, на поворотах или при смене полосы движения. Пневматическая тормозная система осталась прежней с добавлением компонентов ABS.
Световые индикаторы ABS
Световые индикаторы ABS имеют янтарный цвет и обозначены буквами ABS. Они там, чтобы сказать вам, что ABS работает правильно. Знайте, где находится индикатор ABS на каждом транспортном средстве, которым вы управляете, и как проверить, правильно ли он работает. Огни расположены на приборной доске грузовых автомобилей. Автобусы и седельные тягачи устанавливаются на приборной панели и снаружи прицепов рядом с красным боковым маркером на левой задней стороне прицепа. Тележки-преобразователи имеют свет, расположенный с левой стороны. Если транспортное средство, которым вы управляете, было произведено после 1 марта 2001 г. и оборудовано для буксировки прицепа, на приборной панели у него будут два индикатора ABS: один для тягача и один для прицепов.
Как работают индикаторы ABS
Когда ABS работает правильно, каждый раз, когда ключ зажигания автомобиля включается и удерживается во включенном положении, индикаторы ABS загораются на несколько секунд, а затем гаснут. Единственным исключением являются буксирующие автомобили, оснащенные постоянным питанием (даже при выключенном зажигании) через электрический шнур прицепа, что может потребоваться для обеспечения безопасности на определенных прицепах или грузах, таких как бензовозы, боеприпасы и другие. В этом случае проверку индикатора ABS можно выполнить, отсоединив и снова подсоединив разъем питания (при соблюдении соответствующих мер предосторожности для систем с питанием).
При подаче питания на контроллер АБС на мгновение загораются индикаторы АБС, поскольку АБС автоматически проводит самотестирование. Если индикатор вообще не загорается, проблема может заключаться в индикаторе, проводке или контроллере ABS. При обнаружении неисправности ABS индикатор ABS продолжает гореть. Если неисправности не обнаружены, свет выключается через несколько секунд.
ABS на прицепах также получает резервное питание через цепь стоп-сигналов. В некоторых случаях определенные типы неисправностей могут привести к тому, что индикатор ABS загорается каждый раз при нажатии на педаль тормоза. Хотя АБС может работать частично, в этом состоянии она работает неправильно. Всякий раз, когда индикатор ABS загорается во время движения, это свидетельствует о неисправности ABS, требующей ремонта. Убедитесь, что проблема с ABS устранена как можно быстрее. Помните, если свет не работает, вы никогда не узнаете, перестанет ли работать ABS.
Знайте, что ваша АБС работает — проверьте это во время выездного осмотра!
Знание того, что система ABS работает, может дать вам душевное спокойствие и может помочь вам, когда вам это нужно. Всегда проверяйте, работает ли ваша АБС — следите за тем, чтобы индикаторы АБС загорались, а затем гасли при подаче питания во время выездной проверки. Неспособность обеспечить работу системы ABS в соответствии с предписаниями изготовителя приведет к выявлению дефекта при дорожном осмотре CVSA.
Антиблокировочная тормозная система (ABS) – основные компоненты и преимущества
Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это безопасный метод торможения против проскальзывания, используемый в самолетах. Теперь он используется в автомобилях, мотоциклах и автобусах. ABS работает, предотвращая блокировку колес при торможении, сохраняя тяговое сцепление с дорожным покрытием. ABS — это автоматическая система, использующая принципы порогового торможения и торможения каденса, методы, которые когда-то применялись опытными гонщиками. ABS обычно обеспечивает улучшенное управление транспортным средством и снижает тормозной путь на сухих и некоторых гладких поверхностях, на рыхлом гравии или заснеженных поверхностях. ABS значительно увеличивает тормозной путь, улучшая управляемость. С тех пор, как ABS была внедрена в серийные автомобили, она становилась все более продвинутой и мощной. В зависимости от своих уникальных возможностей и комбинаций, он также известен как электронное распределение тормозного усилия, система контроля тяги, система помощи при экстренном торможении или электронный контроль устойчивости (ESC). В будущем это может не только предотвратить блокировку колес, но и изменить смещение тормозов между передними и задними колесами.
Компоненты, используемые в системе автоматического торможения
АБС состоит из пяти основных компонентов: датчик скорости АБС, клапаны, насос, тормозная жидкость и контроллер.
Датчик скорости ABS:
Датчик ABS обычно состоит из зубчатого кольца и магнита, заключенного в катушку. Контакт между кольцом и магнитом индуцирует электрическое поле, благодаря которому генерируется знак. Затем этот знак преобразуется в цифровой сигнал и отправляется на контроллер ABS. Затем контроллер определяет скорость каждого колеса в отдельности. Датчик ABS является ключевым компонентом в управлении заносом автомобиля в любых условиях.
Клапаны:
Клапаны играют важную роль в системе ABS, они контролируют давление и ограничивают его до определенного уровня. Когда педаль тормоза нажимается сильнее, клапаны ограничивают давление на тормоза. Когда клапан заклинен, он перестает работать; открыть, закрыть или изменить положение. Неработающий клапан не позволит системе изменить или контролировать давление, подаваемое на тормоза. Клапан имеет три положения: открыто, заблокировано и освобождено.
• В открытом положении позволяет давлению проходить через тормоз.
• В положении блокировки он блокирует дополнительное давление и поддерживает ограниченное давление на тормоза.
• В положении отпускания он сбрасывает давление в тормозах.
Насос:
Насос в АБС используется для восстановления давления в гидравлических тормозах после того, как клапаны отключили его. Контроллер изменит состояние насоса, чтобы создать желаемое давление и уменьшить скольжение.
Тормозная жидкость:
В системе гидравлической тормозной жидкости тормозная жидкость является основным средством торможения. Он используется для передачи усилия от гидравлических линий к тормозному механизму возле колес. Поскольку тормоза выделяют много тепла, тормозная жидкость имеет высокую температуру кипения для эффективной работы. Это также предотвращает коррозию контактирующих материалов.
Контроллер:
Контроллер — это блок АБС, который получает информацию от датчика скорости АБС отдельного колеса. Когда отдельное колесо теряет сцепление с дорогой, на контроллер отправляется сигнал. Затем контроллер ограничит тормозное усилие и активирует модулятор ABS.