6Авг

Машинное масло виды: расставляем все по полочкам — Eurorepar Авто Премиум

Моторное масло: как выбрать и заменить

Раньше, во время дефицита клиент не был озадачен, проблемой выбора. Сегодня ситуация другая, перед покупателем представлен огромный выбор товаров. Эта статья поможет вспомнить основы масловедения и определить «реперные» точки. В многообразии современных моторных масел помогут разобраться эксперты ЗР А. Шабанов и М. Колодочкин.

Какое масло выбрать?

Если кратко, то нужно выбирать моторное масло, которое рекомендует производитель автомобиля. Узнать о подобных рекомендациях можно из инструкции по эксплуатации. Основными характеристиками являются класс качества масла и группа вязкости. Любые рекомендации масленщиков имеют второстепенное значение.

Как определить вязкость?

Вязкость обозначена на упаковке масла самыми заметными цифрами – это классификация вязкости по SAE. О том, что масло всесезонное говорят две цифры, разделенные W. Именно всесезонные масла чаще всего и выпускаются. Первые цифры обозначают минимальную минусовую температуру, при которой можно запустить двигатель. Так, к примеру, масло 0W‑40 имеет нижний температурный порог —35ºС, а у масла 15W‑40 он равен —20ºС. Цифры после дефиса обозначают допустимый диапазон вязкости масла при 100 ºС.

Например, для «тридцатки» вязкость может меняться в пределах от 9,3 до 12,5 сСт, для «сороковки» он составляет – от 12,5 до 16,3 сСт. Если автопроизводитель допускает вариации (к примеру, 5W‑30 или 5W‑40), то для новых автомобилей лучше взять 5W‑30, это позволит немного сэкономить расход топлива.

Для машин постарше подойдет 5W‑40. Это связано с тем, что у новых машин двигатель не изношен, следовательно, нет зазоров, поэтому подшипники будут нормально работать и при низкой вязкости масла. В свою очередь при большом износе двигателя несущую способность компенсирует высокая вязкость масла.

Качество масла

Класс качества моторного масла обозначается буквами SM, SN, СJ или CF.

Подобные обозначения качества соответствуют американской классификационной системе API. Этот индекс обозначения состоит из двух букв. Первая буква обозначает тип двигателя S (spark ignition) — двигатели на бензине, или C (compression ignition) — дизельные. 

Вторая буква (от A до N) это уровень эксплуатационных свойств. Обозначение «дробью» говорит о том, что это масло подходит для дизельных и бензиновых двигателей. Нужно помнить, что чем дальше от начала алфавита последняя буква обозначения, тем лучше масло. На сегодняшний день самым высококлассным маслом является SN/СF. Оно подходит для любого двигателя и может заменить любое другое масло.

А прочие буквы?

На упаковках можно увидеть и другие обозначения качества (например, АСЕА А3/В4), эта классификация производится согласно европейской системе. Зачастую европейская классификация полностью повторяет американскую API. Так, обозначения А3/В3/В4 равны индексам SN/CF.

Также существуют японо-американская система классификации ILSAC, степень качества, введенная министерством обороны США — MIL-L, российский ГОСТ. Но такие масла практически уже не выпускаются.

Часто производители на упаковках сообщают о том, что их масло подходит для машин известных марок. Но необходимо уметь четко различать стиль этих обозначений. Надпись meets (или «соответствует») говорит о том, что это масло полностью соответствует требованиям определенного производителя автомобилей (к примеру, Meets: Porsche). Возможно, так оно и есть, но необходимо помнить, что это рекламный ход производителя масла, а вовсе не рекомендация концерна выпустившего автомобиль.

Надпись approved (одобрено, проверено) говорит о том, что автопроизводителем были проведены испытания данного масла, и он дал официальное разрешение заливать в двигатели своих авто это масло. На официальном сайте автопроизводителя легко найти подтверждение данного разрешения.

Даже известные производители масла, часто чтобы избежать лишних затрат, получают разрешение автопроизводителей на одно масло, а на рекламных афишах говорят о том, что весь ассортимент производимого масло получил подобное одобрение. Поэтому лучше проверять каждую линейку отдельно.

Название

Какую марку выбрать? Специалисты советуют только те продукты, качество которых подтверждены нашими экспертизами. Часто отечественные производители масла применяют современные базовые масла и пакеты присадок, поэтому они находятся на уровне иностранных брендов. Но известные раскрученные бренда чаще подделываются. Поэтому в плане надежности лучше выбирать не слишком известные, но заведомо качественные марки.

От минералки до экзотики

Производитель чаще всего не указывает состав моторного масло, лишь отмечая, что масло минеральное, синтетическое или полусинтетическое. Но существуют еще полиалкиленгликолевые масла, эстеровые или эстеровые с добавлением микрокерамики (ЗР, 2014, № 12). Безопасны ли они? В выше названной статье говорилось о результатах испытаний экзотических моторных масел. Определили, что они предназначены для двигателей спортивных авто или же машин, эксплуатируемых в тяжелейших условиях, которые требуют от масла постоянных показателей, высоких энергосберегающих и защитных свойств.

Для обычных автомобилей на дорогах общего пользования лучше выбирать традиционные полусинтетические и синтетические масла. Это экономит финансы владельца, так как и экзотические и обычные масла нужно менять одинаково часто согласно рекомендациям производителя. Практически все современные моторные масла качества SN это синтетические масла, поэтому вопрос выбрать полусинтетику или синтетику не стоит. А минеральное выше класса SJ не найти.

Оригинальное масло

Как определить, что купленное масло не подделка? Маслопроизводители рекомендуют позвонить в офис компании и уточнить адреса ближайших магазинов, продающих оригинальную продукцию. Или же покупать масло на фирменных АЗС. Определенной защитой от подделок могут служить металлические канистры. До недавнего времени подобной упаковкой пользовалась компания ZIC, теперь аналогичную тару применяет немецкий Rolf.

В нашей стране пока нет предприятий, выпускающих высококачественную продукцию в таких канистрах. Так как организовать производство левой продукции в металлической таре непросто она и служит гарантией оригинальности. Информация на фирменные канистры наносят во время окрашивания не раскроенных листов, а фальсификаторам невыгодно возиться с подобными технологиями.

Что можно доливать?

Какое масло подлить, если в дороге его уровень снизился ниже допустимого? Лучше всего в машине всегда иметь запас масло, которое было залито в ходе ТО. Но если не иметь при себе запаса в качестве временного решения подойдет любое масло схожего класса качества. Так как все современные масла при сертификации проходят тесты на совместимость с наиболее популярными марками машин. Но, это только временная мера, при первой возможности масло лучше заменить. Тем более остаток масло, едва улавливаемый щупом, быстро теряет рабочие качества, что является угрозой для мотора.

Как часто менять масло?

Можно ли не придерживаться межсервисного интервала замены масла? Необходимо отметить, что заявления автопроизводителей о том, что их автомобиль может десятки тысяч километров проехать без замены масла является рекламным ходом. Ведь, как можно опираясь только на показания одометра и не учитывая реальные условия эксплуатации решать вопрос замены масла?

Не одинаковы потребности машин, которые ездят по степи, глотая пыль, застревают в пробках или же спокойно двигаются по пустым дорогам. Поэтому километраж это условно допустимая верхняя граница возможностей машины. Нужно учитывать, что условия эксплуатации в мегаполисе и в грязном бездорожье одинаково тяжелы и активно убивают масло. В таких условиях интервал замены должен быть сокращен в полтора-два раза.

Время от времени нужно оценивать реальное состояние, хотя бы опираясь на показания масляного щупа. Срочно нужно менять масло, если оно очень грязное и стекает как вода. Также есть простейшая капельная проба. Теплое масло с кончика щупа нужно капнуть на пористую бумагу (газета, фильтр от кофеварки). Если на листе капля разойдется на несколько концентрических кругов, можно дальше ездить. А если оно скомкалось в месте падения капли, и не стекает, его нужно срочно заменить. Сроки замены масла в среднем можно определить так: минералка — 5000–7000 км и синтетика — 10000–12000 км.

Можно ли залить масло для дизельного мотора в бензиновый?

Чуть ранее было сказано о том, что все современные моторные масло согласно маркировке являются универсальными. Встречаются и чисто дизельные масла, но они не для автомобилей, а для тяжелых дизельных теплоходов и тепловозов. Согласно классификации, на упаковке указывается и тот и другой класс. Хотя иногда попадается и бензиновая классификация.

Масло и экономия

Влияет ли масло на экономичность? Все современные масла классом выше SL относятся к энергосберегающим, другие виды масла в современные двигатели не заливаются. Среди масел различных производителей разница в эксплуатационном расходе составляет 2-3 %. Это не существенно. А вот если сравнивать подобную синтетику с минералкой 15W‑40 класса SJ, то тут экономия конечно окажется серьезной. Так, в некоторых режимах разница в расходе топлива может составить более 10 %.

Как поменять моторное масло?

Первым делом нужно слить старое масло, исключительно с горячего мотора, это займет время, нужно ждать пока струйка масла не превратится в редкие капли. Затем не закрывая сливное отверстие запустить двигатель. Он должен секунд 20-30 проработать на минимальных оборотах холостого хода, это позволит выдуть из системы смазывания остатки масла.

Подобный пуск безопасен для автомобиля. Теперь при условии, что мотор свежий, заливалось хорошее масло (именитая синтетика) и был соблюден межсервисный интервал, нужно закрутить пробку, сменить фильтр и залить свежее масло.

Если возникают сомнения в качестве масла, на котором эксплуатировался двигатель до замены, нужно залить масло для промывки и гонять мотор минут пять. Потом, слить промывку, залить примерно половину заправки свежего масла, на котором предполагается ездить и гонять еще несколько минут. Затем снова слить, сменить фильтр и залить свежее масло.

Классификация моторных масел

Все моторные масла во время эксплуатации подвергаются одинаковым нагрузкам. Судите сами: к примеру, верхняя поршневая канавка нагревается до 270-280° Цельсия, температура в зоне поршня достигает 450°, вкладыши подшипников и шейка коленвала до 150-160°, а в картере 80-100°. Всем этим температурным испытаниям подвергается одно и то же масло.

Следует также учесть, что на масло действую окислители: кислород, несгоревшее топливо, газы из камеры сгорания и тому подобное. Вот почему выбор правильного масла очень важен для стабильной и длительной работы вашего авто.

Существует несколько классификаций масел:

  1. SAE, разработанная Американским обществом автомобильных инженеров;
  2. API, предложенная Американским институтом нефти;
  3. ACEA – от Ассоциации Европейских Производителей Автомобилей.

Если смотреть на вопрос с профессиональной точки зрения, данная классификация является неполной. Однако для обычных автолюбителей достаточно данной информации, чтобы подобрать правильное масло для своего авто.

Указанные типы масел отличаются друг от друга:

  • SAE — регламентирует вязкостно-температурные свойства;
  • API — регламентирует эксплуатационные свойства, качество масла .

В условиях рынка и климатических условий Украины, само собой, прижилась методика SAE.

От некоторых водителей-любителей можно услышать фразу «У меня залито SAE». Это некорректная формулировка. Правильно будет указать несколько иную информацию: Castrol GTX 5 Lightec SAE 10W-40 API SJ/CF/EC.

По химическому составу выделяют 4 типа масел:

  1. Минеральные (получаются путем вакуумной перегонки мазута с последующим рафинированием).
  2. Гидрокрекинговые (гидрокрекинг минерального масла) отличаются от полусинтетических более высокими эксплуатационными свойствами, на прилавках украинских магазинов их найти достаточно сложно, но это возможно. Такой тип масла продают:
  • HESSOL leichtlaufoel SK SAE 10W40 API SH/CE
  • Mobil Super Formula SAE 10W40 API SJ/CF
  • Castrol GTX 5 Lightec SAE 10W-40 API SJ/CF/EC

      3. Полусинтетические (смесь минерального и синтетических масел).

      4. Синтетические (направленный синтез).

 

Как читать маркировку масел

Для автолюбителей, которые решили приобрести масло самостоятельно, полезно будет знать, как расшифровать его маркировку.

По классификации SAE можно видеть следующие обозначения: SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 30, SAE 0W-40, SAE 10W, SAE 20W-50 и так далее.

Число, стоящее перед буквой W — это ЗИМНИЙ параметр. Чем ниже значение, тем дольше не замерзнет масло, позволяя быстро запустить мотор в условиях низких температур. Минимальное значение в данном случае может быть 0.

Если число указано без знака W — это летний параметр степени густоты масла при нагреве. Высокие показатели в данном случае указывают на устойчивость масла к высоким температурам. Максимальное значение здесь может быть 60.

Если число одно, например SAE 30, — то масло просто летнее, если SAE 0W — то масло только ЗИМНЕЕ.

  • 0W-30 : от -35 до +20
  • 5W-30 : от -30 до +20
  • 5W-40 : от -30 до +35
  • 5W-50 : от -30 до +45
  • 10W-30 : от -25 до +30
  • 10W-40 : от -25 до +35
  • 10W-50 : от -25 до +45
  • 15W-30 : от -20 до +35
  • 15W-40 : от -20 до +45
  • 15W-50 : от -20 до +45 (здесь нет ошибки!)
  • 20W-30 : от -15 до +40
  • 20W-40 : от -15 до +45
  • 20W-50 : от -15 до +45 (здесь тоже!)

ПРОСТОЕ ПРАВИЛО ВЫБОРА МАСЛА ЗИМОЙ

НАВСЕГДА запомните цифру -35 и прибавляйте к ней число, стоящее перед буквой W. Например: 10W-40: к -35 + 10 получаем -25 — это та температура окружающей среды, при которой масло еще не застыло. Как известно, в январе температура в нашей стране может опускаться до -28 бывает. Так что, если вы подберете масло 10W-40, есть большая вероятность того, что вам придется воспользоваться метро. И даже если авто заведется, то двигатель и аккумулятор ПОЛУЧАТ ОГРОМНУЮ НАГРУЗКУ. Так что, выбор масла зимой – очень ответственная задача.


Классификация API

Примеры: API SJ/CF, API SF/CC, API CD/SG, API CE, API CE/CF-4, API SJ/CF-4 EC 1

Читать эту маркировку следует так:

S — масло для бензиновых, С — для дизелей,  EC — для энергосберегающих. Буквы, стоящие далее, говорят об уровне качества для соответствующего типа двигателя: для бензиновых от A до J, для дизелей от A до F. ЧЕМ БУКВА ДАЛЬШЕ ПО АЛФАВИТУ, ТЕМ ЛУЧШЕ.

Цифра, стоящая после букв — API CE/CF-4, — означает, для какого двигателя предназначено масло, 4 — для четырехтактного, 2 — для двухтактного.

Бывает и универсальное масло, которое подходит и для бензиновых, и для дизельных. Оно обозначается так: API CD/SG. Прочитать это просто — если написано CD/SG — это БОЛЕЕ ДИЗЕЛЬНОЕ масло, если SG/CD — это значит БОЛЕЕ БЕНЗИНОВОЕ.

Обозначение EC 1 (к примеру API SJ/CF-4 EC 1) — означает процент экономии топлива, т.е. цифра 1 — не менее 1,5% экономии; цифра 2 — не менее 2,5%; цифра 3 — не менее 3%.


Подбор моторного масла по ACEA

Классификация по ACEA — это сводка ужесточенных требований к эксплуатации и конструкции двигателей в Европе. В АСЕА выделяют три класса масла:

  • «А/В» — для бензиновых и дизельных моторов легковушек;
  • «С» для бензиновых и дизельных моторов легковых автомобилей с катализаторами и сажевыми фильтрами;
  • «Е» — для дизельных агрегатов грузовиков и спецтехники.

В каждом классе есть свои категории — А1/В1, A3/В3, А3/В4, А5/В5 либо С1, С2 и С3. Они говорят о различных характеристиках. Так, масло категории А3/В4 применяются в форсированных бензиновых моторах.

Обычно производитель указывает на канистре все три класса — SAE, API и ACEА, но при выборе рекомендуем ориентироваться на классификацию по SAE.

 

Выберите правильное смазочное масло для ваших станков

03.06.2022

 

Механические инструменты часто бывают дорогими. Итак, вы хотите убедиться, что используете хорошую смазку, чтобы поддерживать их в наилучшем состоянии. При правильном использовании смазочного масла вы можете помочь своим электроинструментам работать более эффективно и дольше.

Независимо от того, работаете ли вы сами с инструментами или хотите, чтобы у ваших сотрудников были подходящие смазочные материалы, вот что вам нужно знать о различных типах смазочных масел для станков.

Зачем смазывать станки

Когда вы работаете со станком, различные его компоненты трутся друг о друга. Это приводит к нагреву металлических поверхностей. Со временем трение и тепло могут повредить отдельные детали. Слишком сильный нагрев также может привести к выходу инструмента из строя.

Смазочное масло поможет уменьшить трение. Благодаря смазке сопротивление уменьшается, поэтому ваши инструменты могут работать более эффективно. И вам не придется беспокоиться о перегреве деталей.

Это еще не все. В зависимости от типа масла, которое вы используете, и присадок, которые оно содержит, ваша смазка может помочь предотвратить распространенные проблемы, такие как коррозия и образование ржавчины.

Смазочные материалы в основном защищают поверхности и детали ваших станков от всего, что может привести к повреждению:

  • Тепло
  • Давление
  • Пыль
  • Трение
  • Влага

Типы смазочных масел

Существует несколько типов смазочных масел, которые можно использовать для станков. Все масла состоят из базового масла и определенных присадок.

Основой может быть минеральное, синтетическое или растительное масло. Для электроинструментов вы будете использовать минеральное масло или синтетическую масляную основу.

  • Смазочные материалы на основе минеральных масел часто используются в качестве промышленных смазочных материалов. Они дешевле синтетических масел, менее токсичны и их легче утилизировать. Большинство машинных масел имеют основу минерального масла.
  • Синтетические масла — это искусственные масла. Они содержат некоторые из тех же продуктов на нефтяной основе, что и минеральное масло. Они используются, когда вам нужно стабильное масло с высокой термостойкостью и высоким индексом вязкости.

Производители добавляют в смазку различные присадки для предотвращения ржавчины, истирания или для защиты машины другими способами.

При выборе подходящего смазочного масла для станков подумайте о том, какими свойствами вы хотите обладать смазочный материал.

  • Высокая вязкость: Смазки с высоким индексом вязкости более густые. Они смогут выдерживать более высокие температуры. Вязкость также влияет на то, насколько чувствительными будут поверхности вашей машины к грязи и пыли. Более густая смазка сможет улавливать больше загрязняющих веществ. Вязкость является наиболее важным фактором при выборе смазочного масла.
  • Ингибиторы ржавчины: Эти добавки образуют тонкую пленку на поверхности металла, которая отталкивает воду. В результате они могут помочь защитить ваши инструменты от ржавчины. Если вы используете или храните инструменты во влажной среде, подумайте о смазке с ингибиторами ржавчины.
  • Диспергаторы: эти добавки помогают удалить мелкие частицы, которые в противном случае могли бы усилить истирание во время использования. Они обволакивают пыль, грязь и другие загрязнения и задерживают их в масле. Они полезны для всех электроинструментов.
  • Противозадирные присадки: также известные как противозадирные присадки, они вступают в реакцию с металлическими поверхностями, создавая тонкий барьер. Для инструментов, подвергающихся частому контакту металла с металлом, таких как шлифовальные станки и отрезные круги, хорошим выбором может быть масло с противозадирными присадками.

Баланс между стоимостью и качеством при выборе смазки

Для обслуживания ваших электроинструментов вам потребуется регулярно использовать машинное масло для смазки деталей. Итак, вы хотите выбрать тот, который хорошо выполняет свою работу, которого вам не нужно много и который соответствует вашему бюджету.

Для станков обычно можно найти все, что вам нужно, от машинного масла хорошего качества или универсальной смазки на основе минерального масла. Смазочные масла на минеральной основе экономичны и достаточно хороши для ухода за электроинструментом.

Если вам нужно минеральное масло более высокого качества, ищите смазочные материалы с более высоким классом вязкости, более высокой температурой воспламенения или со специальными смазочными присадками, которые обеспечат большую защиту, чем стандартное машинное масло. Имейте в виду, что масло с низкой вязкостью может стоить меньше, но поскольку оно более жидкое, вам также может потребоваться использовать больше масла для защиты ваших инструментов.

Инвестируйте в синтетические смазочные материалы для тех инструментов, которым требуется специальное смазочное масло, например негорючее масло или масло, способное выдерживать экстремальные температуры.

Ознакомьтесь с нашим ассортиментом смазочных материалов, включая пищевые смазочные материалы, ингибиторы ржавчины и многое другое.

Соответствие требованиям и пригодность продукта

Информация о продукте, содержащаяся в данном руководстве, предназначена только для общих информационных целей. Такие заявления о продукте не являются рекомендацией продукта или заявлением относительно уместности, точности, полноты, правильности или актуальности предоставленной информации. Информация, представленная в этом руководстве, не заменяет использование вами каких-либо инструкций производителя, технических руководств по продукту или других доступных вам профессиональных ресурсов или консультантов. Всегда читайте, понимайте и следуйте всем инструкциям производителя.

 

Основы смазки | Смазка машин

Правильная смазка способствует бесперебойной работе машины и является одним из наиболее важных аспектов ее исправности и эффективности. Наиболее распространенные промышленные смазочные материалы в основном состоят из базового масла на минеральной, синтетической или растительной основе. В базовое масло также добавляются присадки для оптимизации свойств смазки. Другая форма смазки, консистентная смазка, производится путем смешивания базового масла с загустителем.

Почему важна смазка?

Он служит многим целям, но конечной целью смазки является уменьшение нежелательного трения (сопротивление, возникающее при скольжении твердых поверхностей друг относительно друга). Это уменьшение трения достигается путем разделения двух твердых поверхностей тонким слоем смазки.

Трение, не ослабевающее, может вызвать много проблем для машин. Каждая металлическая поверхность внутри машины, независимо от того, насколько качественно она обработана, будет иметь некоторую степень шероховатости с выступами, называемыми неровностями. Когда поверхности движутся мимо друг друга, эти неровности соприкасаются и зацепляются друг за друга.

Когда шероховатости зацепляются и двигаются, они разрывают друг друга на части, вызывая ссадины и слипание, а в некоторых случаях они даже могут спаиваться и сцепляться. Кусочки металла, оторванные от поверхностей компонентов, превращаются в свободно движущиеся частицы и попадают в систему смазки машины, вызывая дополнительные проблемы. Кроме того, при трении выделяется тепло, которое, если его не остановить, может быстро испортить смазку и привести к катастрофическому отказу машины.

Помимо снижения трения, смазочные материалы также могут обеспечить:

  • Управление нагревом — Тепло, создаваемое трением, поглощается и передается текущей смазкой. Кроме того, тепловыделение уменьшается за счет уменьшения трения смазочного материала.
  • Контроль загрязнения — Консистентная смазка и другие смазочные материалы могут использоваться для создания уплотнения между внутренними компонентами машины и внешней средой, что предотвращает попадание загрязнений. Кроме того, смазка, циркулирующая внутри машины, может переносить загрязняющие вещества в бак, поддон или фильтр, откуда их затем можно удалить.
  • Защита от химического воздействия — Смазочные материалы и их добавки могут покрывать поверхности компонентов машин, защищая их от коррозии, например, ржавчины.
  • Передача энергии — Гидравлическое масло из-за его несжимаемой природы используется для передачи энергии в гидравлической системе.

Что такое смазка?

Как указано выше, в смазочных материалах используются три типа базовых масел: минеральные, растительные и синтетические. Растительные масла из-за их более низкой окислительной стабильности и ограниченной текучести при низких температурах редко используются в промышленных целях; вместо этого в промышленности часто используются минеральные и синтетические базовые масла.

  • Минерал — Производится из сырой нефти, качество минерального масла зависит от процесса очистки. Минеральные масла обычно состоят из четырех различных типов молекул: прямого парафина, который имеет длинную, прямую, цепочечную структуру; разветвленные парафины, которые имеют такое же строение, как и молекулы парафина, с ответвлением в сторону; нафтены, которые имеют насыщенную кольцевую структуру и чаще всего используются при умеренных температурах; и ароматические, которые имеют ненасыщенную кольцевую структуру и в основном используются в производстве герметиков и клеев.
  • Синтетические — Составляющие меньшую часть смазочных масел, используемых в промышленных целях (главным образом из-за стоимости), синтетические масла состоят из искусственных или сильно модифицированных молекул. Существует несколько видов синтетических масел с различными свойствами. Несмотря на их более высокую стоимость по сравнению с минеральными маслами, синтетические масла иногда являются предпочтительным выбором в определенных областях применения — это может быть связано с различными причинами, но часто связано с уникальными преимуществами каждого типа синтетических масел, такими как повышенная устойчивость к окислению, термическая стойкость.