Из чего делают моторное масло?
Все современные моторные масла состоят из базовых масел и присадок, улучшающих их свойства. В качестве основы обычно используют:
- Дистиллятные и остаточные компоненты различной вязкости (углеводороды), а также их смеси
- Углеводородные компоненты, полученные методами гидрокрекинга и гидроизомеризации
- Синтетические продукты (высокомолекулярные углеводороды, полиальфаолефины, сложные эфиры и др.).
Большинство всесезонных масел получают путем загущения маловязкой основы макрополимерными присадками.
В этой статье мы рассмотрим историю получения моторных масел, а также основные этапы производства этих материалов.
В 1866 году американский профессор Джон Эллис начал изучать свойства сырой нефти в медицинских целях. При этом он обнаружил, что вещество обладает хорошими смазочными свойствами.
На основе нефти Эллис изготовил смазочную жидкость и протестировал ее в клапанном механизме парового двигателя. По результатам эксперимента ученый обнаружил, что детали стали двигаться намного плавнее и свободнее, уменьшился их износ и увеличилось время работы силовой установки.
В 1873 году Джон Эллис запатентовал свое открытие – моторное масло под брендом Valvoline.
Для смазывания первых двигателей внутреннего сгорания использовались минеральные и даже растительные масла. В годы Первой мировой войны для радиальных авиамоторов широко использовались касторовые и рициновые масла. В СССР они применялись до конца 1920-х годов из-за дефицита нефтепродуктов. Благодаря высокой вязкости такие масла хорошо смазывали механизмы, но быстро засоряли их нагарами и смолистыми отложениями. Из-за этого двигатели приходилось разбирать для очистки каждые 500… 600 км.
Со временем доминирующее положение заняли минеральные масла, получаемые из нефти путем вакуумной дистилляции.
Вплоть до 1930-х – 40-х годов моторные масла не включали в себя каких-либо добавок и назывались автолами (были аналогами обычным машинным маслам, используемым для смазки станков).
Качество первых масел определялось степенью их очистки – хорошо очищенные составы имели золотисто-медовый или янтарный оттенок, были прозрачными и содержали меньше вредных для двигателя примесей.
Изначально для очистки масел использовалась концентрированная серная кислота, расщеплявшая непредельные углеводороды и азотистые основания. Остатки кислоты нейтрализовывались щелочью. Затем масло дополнительно очищалось белой глиной, которая адсорбировала высокомолекулярные асфальто-смолистые соединения.
С 1920-х – 30-х годов масло начали очищать селективными растворителями (фенольными, фурфурольными). Это позволяло получать продукты еще более высокого качества.
Тем не менее, даже самые «чистые» масла без присадок быстро окислялись, особенно при работе в зоне поршневых колец. Это вызывало накопление в двигателе лака, нагара и шлама, закоксовывание (пригорание) поршневых колец, а также коррозию постелей коренных подшипников коленчатого вала.
Накопление отложений приводило к снижению компрессии, ухудшению теплоотвода, повышению износа и целому ряду других негативных явлений. Само масло быстро старело и плохо фильтровалось. Именно поэтому интервалы между заменами моторной жидкости были очень малы – менее 1000 км пробега (а в авиации – несколько десятков часов).
Систему смазки двигателей приходилось периодически промывать маловязким (веретенным) маслом, а сам агрегат регулярно разбирать для удаления отложений в камере сгорания, на поршнях и в масляном картере.
Основной мерой борьбы с закоксовыванием колец и образованием отложений стало легирование масел присадками – специальными химическими соединениями, улучшающими его свойств в периоды эксплуатации и хранения.
Первые масла с присадками появились в начале 1930-х годов и предназначались для дизельных двигателей. Считается, что первую коммерческую присадку к моторному маслу выпустила в 1935 году компания Chevron под брендом Oronite. Это была детергентная моющая добавка на основе фосфонатов. Она препятствовала появлению отложений на поршневых кольцах, работающих в тяжелых условиях.
Впоследствии появились и другие типы присадок: противоокислительные, противоизносные, противозадирные, антикоррозионные, противопенные и пр.
Важнейшее значение имело появление диспергирующих присадок (диспергентов). Они предотвращали выпадение в осадок загрязнений, содержащихся в масле, и образование в нем крупных смолистых частиц. Это позволило оснастить систему смазки двигателя полнопоточным масляным фильтром, через который при каждом обороте проходило 100 % масла.
В результате интервал между заменами моторной жидкости удалось увеличить в несколько раз – с 1-2 до 6…10 тыс. км пробега (при нормальных и легких условиях эксплуатации).
Присадки-депрессоры позволили создать зимние масла, сохраняющие текучесть при низких температурах, а полимерные модификаторы вязкости сделали возможными всесезонные моторные масла, которые сохраняли свои свойства в широком диапазоне температур, сочетали низкую температуру застывания и высокотемпературную вязкость.
Производство моторного масла, как и любого другого, начинается с обработки сырья – нефти. До того, как попасть на завод смазочных материалов, она проходит ряд очисток на нефтеперерабатывающих предприятиях. В первую очередь, из нефти выпаривают самые легкие бензольные соединения: спирт, керосин, бензин различного октанового числа.
После многочисленных обработок нефть превращается в мазут. Пройдя вакуумную очистку, он расщепляется на минеральное масло (базовое сырье) и гудрон. Последний не пропадает, а идет на производство асфальта. Таким образом, производство моторных масел в России косвенно помогает развивать строительство автодорог.
На первом этапе производства моторного масла происходит процесс гидроконверсии базового сырья с участием водорода. Частицы этого газа очищают масло от примесей азота и сернистых соединений. Полученный таким способом продукт относится ко 2-й группе. Это отличает моторное масло российского производства от других, ведь не все компании применяют метод гидроконверсии.
В ходе данного процесса моторная жидкость приобретает свой цвет, прозрачность и специфический запах.
На втором этапе в будущее моторное масло добавляют нужные присадки. Их набор зависит от сорта, сезонности продукта, типа двигателя, в которых он будет применяться.
Для каждой присадки требуется своя температура растворения. Некоторым достаточно 0 °С, другим – +100 °С, третьи растворяются только при +120 или +150 °С. Однако при этом многие присадки разрушаются при экстремально высоких температурах. То есть в то время, пока растворяется присадка, требующая +120 °С, другая может начать расщепляться уже при +100 °С. Это обстоятельство заставляет производителей вводить добавки по одной, попеременно нагревая и остужая масло.
Самые дешевые минеральные масла изготавливаются из нефти, которую подвергают фильтрации и стандартной прогонке. Синтетические, самые дорогие, производятся на основе веществ, полученных путем сложных химических манипуляций из газа и нефти. Полусинтетические масла – гибриды вышеописанных составов.
Задачи моторного масла
Двигателю автомобиля постоянно требуется защита трущихся деталей. Основой защиты является смазочная пленка, которая снижает механическое трение и предотвращает соприкосновение металла с металлом. В «сухом» виде двигатель может получить серьёзные повреждения буквально за несколько секунд. Правильно выбранное моторное масло обеспечивает защиту в любых условиях эксплуатации и при максимальных нагрузках на двигатель. Например, во время холодов масло должно быть текучим, чтобы облегчить процесс запуска и максимально быструю смазку деталей. В свою очередь, при высоких температурах увеличивается нагрузка на пленку, поэтому она должна сохранять целостность и не разрываться.
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР МОТОРНОГО МАСЛА
Почему нужно менять моторное масло?
Главное — регулярная замена масла увеличивает срок службы двигателя! Всё просто, моторное масло со временем расходуется и теряет свойства в результате различных факторов: естественное старение, загрязнение, разбавление топливом и водяным конденсатом, воздействие окружающей среды и т. д.
Чем опасен неправильный подбор масла?
Каждый двигатель индивидуален и имеет особые требования к маслу. При ошибочном выборе масла с неподходящей вязкостью не обеспечивается правильное смазывание деталей, что ведет к поломке двигателя. Другими негативными последствиями являются потеря гарантии, повышенный расход топлива, риск поломок в дороге, сокращение срока службы мотора, а также повреждение сажевого фильтра и каталитического нейтрализатора ОГ.
Можно ли сэкономить на моторном масле?
Имеется множество производителей моторных масел, как дешевых, так и дорогих. Конечно, большинство автолюбителей хотят сэкономить и поэтому охотно покупают дешевые масла. Но, в конечном итоге, эта «экономия» оказывается мнимой. «Бюджетные» масла не соответствует всем требованиям автопроизводителей и не обладают запасом рабочего ресурса, из-за чего быстро теряют защитные характеристики. Немецкие моторные масла LIQUI MOLY, напротив, соответствуют и даже превосходят требования изготовителей двигателей. Поэтому использование масел LIQUI MOLY существенно продлевает срок службы моторов.
Задачи моторного масла
Моторное масло в двигателе внутреннего сгорания решает множество различных задач, которые обеспечивают бесперебойное функционирования автомобиля.
Смазка
Смазка механических компонентов двигателя является наиболее важной задачей моторного масла. Смазка уменьшает трение между движущимися компонентами и сокращает износ. Образование замкнутой смазочной пленки позволяет избежать повреждения двигателя в результате контакта металла с металлом.
Охлаждение
Моторное масло помогает охлаждать компоненты двигателя. Оно обеспечивает отвод тепла в двигателе, в следствии чего двигатель не перегревается.
Очистка
Масло также следит за чистотой внутри мотора. Остатки продуктов сгорания, продукты металлического истирания и отложения поглощаются маслом и затем транспортируются в масляный фильтр. В результате очистки сохраняются рабочие характеристики двигателя и продлевается срок его службы.
Уплотнение зазоров
Моторное масло способствует герметизации поршневых колец в камере сгорания, обеспечивая правильную работу двигателя. Например, в отсутствии герметезации дизельный двигатель сложно будет просто завести.
Антикоррозионная защита
Моторное масло образует защитную пленку на металлических поверхностях. Благодаря плёнке и пакету специальных присадок двигатель защищается от агрессивных продуктов сгорания и других внешних факторов.
Защита окружающей среды
Современные масла снижают расход топлива и связанные с этим выбросы загрязняющих веществ. Кроме того, современные качественные моторные масла не содержат хлора и тяжелых металлов и безопасны для современных систем очистки выхлопа.
Безопасность
Смазка всех компонентов двигателя обеспечивает надежную работу двигателя и безопасность на дороге. Продукция LIQUI MOLY соответствует и превосходит современные требования автопроизводителей. Спецификации и допуски масел LIQUI MOLY можно найти на этикетках канистр.
Присадки в моторное масло
Также существуют присадки в моторные масла, которые обеспечивают дополнительную защиту двигателей. В результате работы антифрикционных присадок Liqui Moly на 30-50% снижается трение и износ, уменьшается температура в зонах трения, улучшается плавность работы двигателя, а также сокращается расход топлива.
ПОДРОБНЕЕ О ПРИСАДКАХ LIQUI MOLY ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР МОТОРНОГО МАСЛА
Какое моторное масло купить?
Моторное масло является источником жизненной силы вашего автомобиля и жизненно важно для его здоровья и долговечности. По этой причине выбор подходящего масла может быть затруднен. Есть много вещей, которые следует учитывать, а именно тип вязкости, характеристики из руководства по эксплуатации автомобиля, различия между минеральным и синтетическим маслом, а также цена.
К сожалению, для многих последнее является решающим фактором при рассмотрении вариантов пополнения. Основывать свое решение на цене — это рискованный шаг, который может привести к серьезному повреждению двигателя. Да, время тяжелое, и покупка моторного масла в супермаркете может сэкономить вам деньги в краткосрочной перспективе, но это может иметь неприятные последствия в долгосрочной перспективе.
Почему низкокачественное масло может стоить вам дороже в долгосрочной перспективе?
Использование некачественных масел может привести к дорогостоящему ремонту двигателя и повышенному расходу топлива.
- Масла , не соответствующие требуемым спецификациям, могут в конечном итоге привести к аннулированию гарантии на двигатель вашего автомобиля из-за повреждения двигателя.
- I Если серьезное повреждение произошло из-за использования моторного масла, не соответствующего спецификациям производителя, и ваша гарантия аннулирована, ремонт или замена вашего двигателя может стоить вам кучу денег. —
- Низкокачественные масла опасны для окружающей среды, поскольку они не соответствуют отраслевым стандартам, установленным такими руководящими органами, как ACEA и API, которые отвечают за разработку норм по выбросам CO2.
Использование качественного масла важно по ряду причин:
- Долговечность — Движущиеся части со временем изнашиваются с разной скоростью. Чтобы обеспечить наименьший износ деталей и, таким образом, продлить срок их службы, следует использовать качественное масло. Это может иметь большое значение для критических компонентов автомобиля, таких как двигатель и трансмиссия.
- Производительность — Использование качественного масла также позволяет автомобилю работать с максимальной эффективностью и производительностью. Это может означать более низкие затраты на топливо и большую мощность.
- Экономия на ремонте — Уход за автомобилем с использованием качественного масла поможет сэкономить деньги в долгосрочной перспективе, даже несмотря на то, что эти смазочные материалы более дорогие. Это связано с тем, что за ухоженным автомобилем требуется меньше ремонтов. Использование некачественного или дешевого масла может даже дорого вам обойтись, если потребуется замена двигателя или трансмиссии.
- Экономия топлива – качественные масла разработаны для обеспечения высокой эффективности использования топлива, поскольку они защищают и смазывают двигатель
Различие между маслом хорошего и плохого качества
Масло хорошего качества не обязательно должно быть дорогим, но оно должно соответствовать заданным отраслевым стандартам. Эти стандарты представляют собой минимальные технические требования, необходимые для бесперебойной и эффективной работы двигателя. Покупая масло для своего автомобиля, первое, что вы должны сделать, это ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. Руководство расскажет вам, каковы данные спецификации для двигателя вашего автомобиля. Как только вы хорошо поймете требования спецификации, вам следует внимательно прочитать этикетку на бутылке с маслом и убедиться, что масло, которое вы покупаете, соответствует спецификациям, указанным в руководстве пользователя, или превосходит их. После того, как у вас есть правильная спецификация, вы можете приступить к проверке класса вязкости, необходимого для вашего автомобиля.
Ознакомьтесь со спецификациями
Американский институт нефти (API) является торговой ассоциацией США для нефтегазовой промышленности и установил отраслевой стандарт энергосбережения моторного масла.
Есть две категории: бензин и дизель. Категория S предназначена для «искрового зажигания» для бензина, а категория C — для «воспламенения от сжатия» для дизельного топлива. В обоих случаях за буквой S или C следует другая буква. Например, СМ или CF. Чем выше буква, тем новее технология масла. Вторую букву в коде важно прочитать перед покупкой. Это связано с тем, что он указывает год выпуска автомобиля, для обслуживания которого было разработано масло.
Кольцо API справа показывает, соответствует ли масло текущему сервисному рейтингу SL. Он также предоставляет номер вязкости SAE (Общества автомобильных инженеров) и сообщает вам, прошло ли масло тест на энергосбережение.
Вязкость
Вязкость относится к сопротивлению жидкости течению. В моторном масле она рассчитана на ноль градусов по Фаренгейту (-17,78°C) (обозначается цифрой перед буквой «W» [для зимы]) и на 212 градусов (100°C) (обозначается второй цифрой в таблице). обозначение вязкости). Моторное масло разжижается при нагревании и густеет при охлаждении. Таким образом, с правильными присадками, помогающими противостоять чрезмерному разжижению, масло может иметь одну вязкость в холодном состоянии и другую в горячем.
Чем устойчивее масло к истончению, тем выше второе число (например, 10W-40 против 10W-30), и это хорошо. В разумных пределах более густое масло обычно лучше герметизирует и поддерживает лучшую смазочную пленку между движущимися частями.
В низкотемпературной части масло должно быть устойчивым к загустению, чтобы оно легче текло ко всем движущимся частям двигателя. Кроме того, если масло слишком густое, двигателю требуется больше энергии для вращения коленчатого вала, который частично погружен в масляную ванну. Чрезмерная толщина может затруднить запуск двигателя, что снижает экономию топлива. Масло 5W обычно рекомендуется для зимнего использования. Тем не менее, синтетические масла могут быть разработаны таким образом, чтобы они еще легче текли в холодном состоянии, поэтому они могут пройти тесты, соответствующие рейтингу 0W.
Когда двигатель работает, масло нагревается. Второе число в рейтинге вязкости — например, «40» в 10W-40 — говорит вам, что масло будет оставаться более густым при высоких температурах, чем масло с более низким вторым числом — например, «30» в 10W-30. . Важно то, что вы используете масло той вязкости, которая рекомендована в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Обычные масла или синтетические масла?
Если вы посмотрите на Start My Car, вы увидите, что мы предлагаем полный спектр масел, и что они все виды конкретных целей: высокотехнологичные двигатели, новые автомобили, автомобили с большим пробегом, большегрузные/внедорожные дорожные внедорожники. Кроме того, вы увидите широкий выбор вязкостей.
Если вы прочитаете руководство по эксплуатации, вы узнаете, что рекомендует производитель автомобиля для совершенно нового автомобиля. Однако по мере того, как автомобили стареют или, возможно, в зависимости от температуры, в которой вы живете, вы можете выбрать более подходящий класс.
Обычное масло
Это масло используется оптом в дилерских центрах и является самым дешевым в автомагазинах. Большинство из них придерживаются стандартов API и SAE, но предлагают мало пакетов присадок. Это хорошее масло для владельцев, которые трепетно относятся к частой замене масла (минимум раз в год или каждые 10 000 км) и имеют двигатели с небольшим пробегом (но хорошо обкатанные).
Обычное масло Premium
Это стандартное масло для новых автомобилей. У большинства ведущих брендов есть один для SL или обслуживания высшего уровня. Большинство из них доступны с обычной вязкостью. Производители автомобилей обычно указывают масло 5W-20 или 5W-30, хотя некоторые требуют 10W-30. Эти три рейтинга охватывают почти все автомобили малой грузоподъемности на дорогах, хотя это меняется по мере того, как двигатели становятся более точными и более разборчивыми в отношении конкретных типов масел.
Полностью синтетическое масло:
Эти масла созданы для высокотехнологичных двигателей. Если эти масла проходят строгие специальные испытания (об этом свидетельствует их маркировка), это означает, что они обладают превосходными и долговечными характеристиками во всех критических областях, от индекса вязкости до защиты от отложений в двигателе. Они лучше текут при низких температурах и сохраняют максимальную смазочную способность при высоких температурах. В то время как отличное масло, синтетика примерно в три раза дороже обычного масла и не всегда необходима для большинства двигателей.
Используйте руководство пользователя в качестве руководства. Если это не требует синтетического масла, его использование будет только дополнительными расходами, которые могут ничего не добавить к производительности или сроку службы двигателя.
Деталь Синтетическое масло:
По сути, это обычное масло премиум-класса с долей синтетического. Их формула обеспечивает лучшую защиту при более высоких нагрузках двигателя и связанных с этим более высоких температурах двигателя. Эти масла популярны среди водителей пикапов и внедорожников, потому что они обеспечивают лучшую защиту, но обычно стоят лишь немного больше, чем обычные масла премиум-класса.
Масло для повышенного пробега:
Современные автомобили служат дольше, и если вам нравится идея расплатиться за автомобиль и увеличить пробег до шестизначного числа, у вас есть другой выбор масла, предназначенный для повышенного пробега. транспортные средства.
Более 65 процентов транспортных средств на дорогах Южной Африки имеют пробег более 75 000 миль (120 000 километров) на одометре. Играя на этом растущем рынке, нефтеперерабатывающие заводы и лаборатории разработали масла с большим пробегом. В масло добавляют кондиционеры для уплотнений (масло может быть синтетическим или обычным) для расширения и повышения гибкости внутренних уплотнений двигателя. Кондиционеры очень точны и могут принести пользу одним двигателям, не влияя на другие.
Кондиционеры для уплотнений, проникающие в поры уплотнений, восстанавливают их форму и повышают эластичность. В большинстве случаев резиновые уплотнения рассчитаны на набухание, достаточное для предотвращения утечек. Но нефтепереработчики тщательно отбирают ингредиенты для «восстанавливающего набухания». Масла с большим пробегом также имеют несколько более высокую вязкость. Они также могут содержать больше присадок, улучшающих индекс вязкости. Результат? Они лучше герметизируют зазоры между поршнем и цилиндром и не будут так легко выдавливаться из больших зазоров подшипников двигателя. Они также могут иметь более высокую дозу противоизносных присадок, чтобы попытаться замедлить процесс износа.
Резюме
Двигатели транспортных средств обычно разрабатываются с учетом определенного типа, вязкости и количества масла. Масло будет соответствовать жестким допускам двигателя, правильно перемещаться по галереям и размеренно отводить тепло. Это также будет соответствовать типу вождения автомобиля или грузовика, для которого в основном используется; например, ежедневный водитель будет использовать другое масло, чем рабочий грузовик. Используйте рекомендации в этой статье, чтобы убедиться, что вы выбрали правильное масло для своего автомобиля!
Автор Яаков Штайнхауэр 0 комментарий
Поделиться:
Тоньше, тоньше, тоньше: Тенденция к моторным маслам с низкой вязкостью
В целях сокращения выбросов CO 2 во всем мире вводятся все более строгие требования к легковым автомобилям. Помимо инноваций в технологии двигателей и использовании материалов, снижение расхода топлива может быть достигнуто в области смазочных материалов. Это нашло отражение в тенденции к разработке еще более жидких моторных масел. В этой статье мы рассмотрим эту тенденцию более подробно и остановимся на последних разработках в области вязкости.
Объяснение вязкости
Использование моторного масла с предписанной вязкостью важно для обеспечения надлежащей смазки движущихся частей двигателя. Моторное масло должно образовывать смазочную пленку таким образом, чтобы не было контакта между движущимися частями, предотвращая износ.
Одним из способов снижения риска износа является использование высоковязкого моторного масла. Чем выше вязкость, тем толще смазочная пленка и тем меньше вероятность контакта металла с металлом. Однако слишком толстая смазочная пленка вызовет трение, что приведет к потере энергии. Жидкостное трение приводит к повышенному расходу топлива и, в свою очередь, к более высокому уровню выбросов CO 9 .0145 2 -выбросы. Это привело к поиску правильного баланса: разработка моторных масел с более низкой вязкостью, которые обеспечивают хорошую защиту в сочетании со свойствами экономии топлива.
Тонкий, тоньше, самый тонкий
В этом видео сравниваются три базовых масла с разной вязкостью. Слева направо вязкость увеличивается, и масло становится гуще.
Вязкость масел при температуре 100 ̊C слева направо: 5,9 – 10,6 – 34,4.
Топливосберегающее моторное масло
Чтобы предотвратить расход топлива из-за чрезмерного жидкостного трения, производители автомобилей (OEM) стремятся использовать еще более жидкие моторные масла. Если десять лет назад рынок считал моторное масло 5W-30 революционным, то в настоящее время основной рекомендацией является 0W-20. В номере вязкости первая цифра – в данном случае 0 – обозначает низкотемпературную вязкость. Чем ниже это число, тем легче двигатель запускается при холодном пуске. W обозначает зиму. Второе число – в данном случае 20 – указывает на вязкость при прогретом двигателе (100 ̊C). Чем меньше это число, тем жиже моторное масло (см. видео выше).
Тенденция к снижению вязкости требует разработки новых составов моторных масел, отвечающих последним спецификациям OEM. Чем ниже вязкость моторного масла, тем важнее становится химическая защита двигателя. Несмотря на изменение вязкости, использование химических компонентов ограничено для защиты чувствительных систем нейтрализации отработавших газов. В результате становится все более важным стремиться к оптимальному химическому составу моторного масла и следовать рекомендациям OEM.
Поэтому важно выбрать правильное моторное масло, которое соответствует рекомендациям OEM и, следовательно, имеет предписанные характеристики и вязкость. Хотите узнать больше о том, какие смазочные материалы вам нужны для вашего автомобиля? Тогда проконсультируйтесь с нашим консультантом по нефти.
Будущее вязкостей
В настоящее время моторное масло 0W-20 уже предписано несколькими производителями автомобилей. Некоторые автопроизводители даже рекомендуют 0W-16, поэтому Eurol выпускает Eurol Evolence 0W-16. Продолжаются разработки моторных масел 0W-12 и 0W-8. Более низкая вязкость этих моторных масел обеспечивает еще большую эффективность использования топлива.