3Май

Характеристики масел для двигателя: Как выбрать моторное масло? Обзор классификаций

Свойства летних моторных масел, синтетические и полусинтетические.

На сегодняшний день на рынке представлен весь ассортимент автомобильных масел мировых и отечественных производителей. Попробуем определить, какие же масла лучше подходят для летней эксплуатации.

 Основные свойства моторного масла зависят от основы, на которой оно было создано. Различают:
 «минералку», «полусинтетику» и «синтетику».
 Масла на минеральной основе изготавливают из нефти с применением процессов рафинирования и дистилляции. Для сохранения характеристик основы применяется широкий спектр химических добавок. Особенностью, данной группы автомасел является невысокая длительность сохранения свойств по сравнению с другими группами. Основное преимущество – невысокие цены. Замену минеральных масел нужно производить чаще из-за достаточной быстрой потери свойств при работе. Из положительных качеств масла следует отметить повышенную вязкость и соответственно меньший риск течи сальников и низкий показатель угара.

 Производство синтетических масел осуществляется с применением сложных процессов синтезирования различных химических соединений. В результате получается менее вязкий продукт со стабильными долго сохраняющимися свойствами. Из-за низкой вязкости и хорошей текучести «синтетика» обеспечивает пуск двигателя и при низких отрицательных температурах, а высокая температура испарения делает его устойчивым к нагреву. Цена синтетических масел достаточно высока.

 «Полусинтетика» — это масло, получаемое в процессе смешивания синтетических и минеральных растворов. Этот метод позволил улучшить свойства минерального масла при незначительном увеличении цены.
 Учитывая, что при снижении температур происходит загустение, а при нагревании — разжижение, сложилось подразделение на зимние и летние масла. Летние масла более вязкие. Индикация летних масел (по классификации SAE) от 20 до 60. Эти значения отражают вязкость масла. Чем выше значение, тем выше вязкость.

 С выпуском новых видов масла исчезла необходимость деления четко на летнюю и зимнюю группу масел.

Появилось всесезонное моторное масло. Индикация всесезонных масел имеет диапазон значений от 0W — 30 до 20W — 40. Первое значение указывает вязкость при низких температурных режимах, вторая — на высоких. Но необходимо помнить, что для разных типов двигателей нужно подбирать масла с учетом множества нюансов.
 Выбирая из всесезонных вариантов масло для агрегата на летний период, обязательно учитываем показатель вязкости к условиям предстоящей эксплуатации транспортного средства. Если автомобиль будет активно эксплуатироваться при температурах от 30 градусов и выше, нужно более вязкое масло. Соответственно, чем выше будет второй индикатор, тем на большую защиту двигателя можно рассчитывать. Кроме климатической зоны необходимо учитывать допуски по применяемым смазывающим материалам для данного конкретного типа двигателя. Данные параметры установлены в руководствах по технической эксплуатации автомобиля. Не менее важным для осуществления выбора будет и техническое состояние двигателя.
В ходе эксплуатации увеличиваются зазоры в сопряженных частях, и для продления работоспособности агрегата необходимо заливать все более вязкие масла. Повышенная вязкость стабилизирует давление во всей смазочной системе. Этот фактор особенно важно учитывать летом, так как в теплое время двигатель имеет менее эффективное охлаждение, а обороты вращения достаточно высокие.
 
Зная основные критерии выбора масла для двигателя, изучаем имеющийся на рынке ассортимент и приобретаем масло, которое подходит исключительно для двигателя вашего автомобиля. Получить бусплатную консультацию, и узнать какое масло подходит именно вашему автомобилю вы можете задав вопрос специалистам компании oilbox70.

Какое масло залить в ладу

Чтобы ресурс двигателя автомобиля соответствовал заявленному, а смазочные материалы расходовались экономно, отнеситесь к их выбору ответственно. При своевременной замене рабочие поверхности двигателя будут меньше изнашиваться, а автомобиль лучше работать.

Сервисное обслуживание — это необходимая часть длительной службы автомобиля. В него входит замена расходных материалов , в том числе и отслужившего масла. Менять смазку в двигателе авто с МКПП нужно в среднем через 15 тыс. км пробега (при идеальных условиях эксплуатации), но лучше – через 7,5 тыс. км(при эксплуатации в режиме мегаполиса). В авто с АКПП замену нужно производить через 8–10 тыс. км.

Мы не берем под сомнение высокую квалификацию специалистов СТО, но считаем, что любому автовладельцу лучше знать наверняка, какая смазка больше подходит для его авто.

Чтобы начинающие, и не только, автолюбители знали, что наилучшим образом подходит для смазки деталей их машины, мы подготовили следующие рекомендации.

Какое масло используется в авто?

Смазка необходима для работы не только двигателя, но и трансмиссии. Назначение у масел одинаковое — смазывать механизмы и предотвращать перегрев, а характеристики разные, поэтому заменять одну смазочную жидкость на другую нельзя.

Масло для коробки передач авто снижает трение узлов благодаря тому, что на них образуется надежная пленка из смазочного материала. Детали охлаждаются и меньше изнашиваются, механизмы в КПП работают тише.
Масло для двигателя авто покрывает детали защитной пленкой, предотвращает их от коррозии, грязи и вредных отложений. Также оно предназначено для отвода тепла от деталей двигателя, чтобы больше энергии передавалось на колеса.

Что из себя представляет допуск масла?

У разных производителей автотранспорта требования к смазочным материалам отличаются в зависимости от особенностей автомобилей. АО «АвтоВАЗ» устанавливает на все автомобили Lada однотипные двигатели, поэтому рекомендации по выбору практически одни и те же.

Если хотите сохранить возможность гарантийного ремонта, не меняйте масло самостоятельно или в неавторизованном сервисе до окончания гарантийного срока.

Допуск масла — это стандарт качества смазочного материала с определенными параметрами, которые производитель считает оптимальными для своих автомобилей. На каждом сертифицированном продукте должны стоять допуски автопроизводителей.

Чтобы производителю смазки получить допуск, нужно провести сложные испытания и анализы, в частности на индекс вязкости масла по системам API и SAE.

Допуски трансмиссионных масел

У смазки для АКПП выше индекс вязкости, поэтому она не так вспенивается и окисляется, менее агрессивно по отношению к сальникам. Чтобы коробка работала более плавно, в нее добавляются присадки. Для механики оно также подходит, но обойдется дороже.

Смазочная жидкость для МКПП стоит дешевле, у нее меньше индекс вязкости. Такая смазка хорошо отводит тепло, защищает от коррозии и снижает нагрузки на узлы.

Выбор масла для КПП Лада зависит и от температурного режима эксплуатации. По классификации SAE масла с обозначением буквой W предназначены для использования зимой, без буквы — летом, двойное обозначение, например, 75W-80, указано на жидкостях для межсезонья.

Допуски масла в двигатель

Моторные масла, допустимые для использования в автомобилях Лада, перечислены в Руководстве по эксплуатации. Например, допуски масла для бензиновых двигателей автомобилей Гранта, Калина, Приора одинаковые. Для них подходят смазочные материалы отечественных производителей, среди которых — Лукойл, ТНК, Роснефть, Экстра, Татнефть, G-Energy, Экстра. Масла зарубежных производителей также допущены к использованию популярных авто, среди них — Esso, GT, Mobil, Shell и LIQUI MOLY.

В новых автомобилях в двигатель залито масло Лукойл или Роснефть.

Какие виды автомобильных масел бывают?

Смазочные жидкости отличаются по составу и принципу производства. Классификация видов автомобильных масел включает минеральные, синтетические и полусинтетические. Было бы ошибочно выбирать смазку по желанию или по цене. В первую очередь смотрите на рекомендации изготовителя, которые указаны в сервисной книжке, и учитывайте состояние мотора. Расскажем, какие автомобильные масла есть и для каких машин подходят.

Минеральное

Минеральное масло сделано из производных нефти. По длительности использования оно самое старое, так как до появления синтетического использовалось только оно.

В настоящее время оно редко используется, да и то только в агрегатах старого образца. По характеристикам минеральное масло уступает синтетическому — густеет на морозе, плохо очищает ДВС, забивает масляные каналы, что ухудшает смазку и охлаждение двигателя. При высоких температурах оно ведет себя нестабильно.

Синтетическое

Синтетическое масло подходит для всех современных автомобилей благодаря высокой стабильности его свойств при разных режимах работы. Оно сделано из сложных углеводородов, которые образуются в процессе переработки газов. Вначале синтетика использовалась в самолетах и стоила дорого, но потом ее производство подешевело и сейчас она стала доступна всем автолюбителям. Смазка не густеет во время морозов и сохраняет характеристики при жаре, лучше защищает мотор и не образует на нем нагара.

Полусинтетическое

Полусинтетическая смазка содержит минеральное и синтетическое масло в разных соотношениях. Процент ингредиентов производители определяют сами.

Характеристики полусинтетических масел — усредненные и зависят от того, какого масла в них содержится больше. Если больше синтетики, то у такой смазки эксплуатационные свойства выше.

Рекомендуемое масло в двигатель Лада

Рекомендуемые производителем Лада моторные масла указаны в руководствах. Среди них присутствуют как синтетические, так и полусинтетические разновидности. Для всех моделей Lada выбирайте смазку с допусками: API SN; ACEA; А3/В4, С3; SAE: 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40. Для больших нагрузок рекомендуем допуск 5W-40 и 0W-40. Если хотите сэкономить на бензине — 0W-30 и 5W30.

Среди хорошо зарекомендовавших масел для Лада — синтетика «ЛУКОЙЛ Genesis Armortech» 5W-40, Castrol Magnatec Stop-Start C3 5W-30, SHELL Helix High Mileage 5W-40, LIQUI MOLY Optimal 10W-40.
При выборе главным образом обращайте внимание на допуски, а фирмы-производители носят рекомендательный характер.

Рекомендуемое масло в трансмиссию (КПП) Лада

Трансмиссионные смазочные материалы также должны соответствовать спецификации завода-изготовителя. В настоящее время АО «АвтоВАЗ» одобряет использование масла в коробку передач Лада группы «ТРАНС КП». Марки «ТНК ТРАНС КП», «Лукойл ТМ-4» соответствуют стандарту API GL-4. Марка трансмиссионного масла Лада Ultra 75W-90 и ESSO GEAR OIL TDL соответствуют стандарту GL-4/5. Более подробные рекомендации содержатся в таблицах производителя и руководствах по эксплуатации конкретной машины.

Требования и характеристики смазочных материалов для поршневых двигателей

Хотя существует несколько важных свойств, которыми должно обладать удовлетворительное масло для поршневых двигателей, его вязкость является наиболее важной для работы двигателя. Сопротивление масла течению известно как его вязкость. Масло, которое течет медленно, является вязким или имеет высокую вязкость; если он течет свободно, он имеет низкую вязкость. К сожалению, на вязкость масла влияет температура. Нередко более ранние сорта масла становились практически твердыми в холодную погоду, что увеличивало сопротивление и делало циркуляцию практически невозможной. Другие масла могут становиться настолько жидкими при высоких температурах, что масляная пленка разрушается, что приводит к снижению грузоподъемности и быстрому износу движущихся частей.

Масло, выбранное для смазки авиационных двигателей, должно быть достаточно легким, чтобы свободно циркулировать при низких температурах, и достаточно тяжелым, чтобы образовывать надлежащую масляную пленку при рабочих температурах двигателя. Поскольку смазочные материалы различаются по свойствам и поскольку ни одно масло не подходит для всех двигателей и всех условий эксплуатации, крайне важно использовать только одобренный сорт или рейтинг Общества автомобильных инженеров (SAE).

При выборе надлежащего сорта масла для использования в конкретном двигателе необходимо учитывать несколько факторов, наиболее важными из которых являются рабочая нагрузка, частота вращения и рабочая температура. Класс используемого смазочного масла определяется условиями эксплуатации, которые должны соблюдаться в различных типах двигателей. Масло, используемое в авиационных поршневых двигателях, имеет относительно высокую вязкость, необходимую для:

  1. Большие рабочие зазоры двигателя из-за относительно большого размера движущихся частей, использования различных материалов и различной скорости расширения различных материалов;
  2. Высокие рабочие температуры; и
  3. Высокое давление в подшипниках.

Вязкость

Как правило, коммерческие авиационные масла классифицируются по номеру (например, 80, 100, 140 и т. д.), который приблизительно соответствует вязкости, измеренной с помощью испытательного прибора, называемого универсальным вискозиметром Сейболта. В этом приборе трубка содержит определенное количество тестируемого масла. Масло доводится до точной температуры с помощью жидкой ванны, окружающей трубу. Время в секундах, необходимое для прохождения точно 60 кубических сантиметров масла через точно откалиброванное отверстие, записывается как мера вязкости масла. Если бы фактические значения Сейболта использовались для обозначения вязкости нефти, вероятно, было бы несколько сотен сортов нефти.

Чтобы упростить выбор масел, их часто классифицируют по системе SAE, которая делит все масла на семь групп (SAE от 10 до 70) в зависимости от вязкости при температуре 130 °F или 210 °F. Рейтинги SAE являются чисто произвольными и не имеют прямого отношения к рейтингам Сейболта или другим рейтингам.

Буква W иногда включается в номер SAE, давая обозначение, например, SAE 20W. Этот W указывает на то, что масло, помимо соответствия требованиям по вязкости при температуре испытаний, является удовлетворительным маслом для зимнего использования в холодном климате. Это не следует путать с буквой W, используемой перед номером сорта или веса, который указывает на то, что масло относится к типу беззольных диспергаторов.

Хотя шкала SAE устранила некоторую путаницу в обозначениях смазочных масел, не следует полагать, что эта спецификация охватывает все важные требования к вязкости. Номер SAE указывает только класс вязкости или относительную вязкость; он не указывает на качество или другие существенные характеристики. Общеизвестно, что есть хорошие масла и некачественные масла, которые имеют одинаковую вязкость при данной температуре и, следовательно, подлежат отнесению к одному и тому же сорту.

Буквы SAE на контейнере с маслом не являются одобрением или рекомендацией масла SAE. Хотя каждый сорт масла оценивается по номеру SAE, в зависимости от его конкретного использования, ему может быть присвоен номер класса коммерческой авиации или номер спецификации армии и флота. Корреляция между этими системами нумерации классов показана на рисунке.

Обозначения марок авиационных масел

Индекс вязкости

Индекс вязкости — это число, указывающее влияние изменений температуры на вязкость масла. Когда масло имеет низкий индекс вязкости, это означает относительно большое изменение вязкости при повышении температуры. Масло становится жидким при высоких температурах и густым при низких температурах. Масла с высоким индексом вязкости имеют небольшие изменения вязкости в широком диапазоне температур.

Для большинства целей лучше всего подходит масло, сохраняющее постоянную вязкость при изменении температуры. Масло с высоким индексом вязкости противостоит чрезмерному загустеванию, когда двигатель подвергается воздействию низких температур. Это обеспечивает высокую скорость проворачивания коленчатого вала при запуске и быструю циркуляцию масла при первом запуске. Это масло устойчиво к чрезмерному разжижению при рабочей температуре двигателя и обеспечивает полную смазку и защиту подшипников от нагрузки.


Температура вспышки и температура воспламенения

Температура вспышки и температура воспламенения определяются лабораторными испытаниями, которые показывают температуру, при которой жидкость начинает выделять горючие пары, вспышку, а также температуру, при которой паров достаточно для поддержания огня . Эти точки устанавливаются для моторных масел, чтобы определить, могут ли они выдерживать высокие температуры, встречающиеся в двигателе.

Температура помутнения и температура застывания

Температура помутнения и температура застывания также помогают определить пригодность. Точка помутнения масла — это температура, при которой содержащийся в нем парафин, обычно находящийся в растворе, начинает затвердевать и разделяться на крошечные кристаллы, в результате чего масло становится мутным или мутным. Температура застывания масла – это самая низкая температура, при которой оно течет или может быть залито.


Удельный вес

Удельный вес представляет собой сравнение веса вещества с весом равного объема дистиллированной воды при определенной температуре. Например, вода весит примерно 8 фунтов на галлон; нефть с удельным весом 0,9 будет весить 7,2 фунта на галлон.

В первые годы характеристики авиационных поршневых двигателей были таковы, что их можно было удовлетворительно смазывать чистыми минеральными маслами, смешанными из специально отобранных базовых масел. Масла марок 65, 80, 100 и 120 представляют собой чистые минеральные масла, смешанные из отобранных базовых масел с высоким индексом вязкости. Эти масла не содержат никаких присадок, за исключением очень небольшого количества депрессорной присадки, которая помогает улучшить текучесть при очень низких температурах, и антиоксиданта. Этот тип масла используется в период обкатки новых авиационных поршневых двигателей или недавно отремонтированных.

Спрос на масла с более высокой степенью термической и окислительной стабильности обусловил необходимость их обогащения добавлением небольшого количества ненефтяных материалов. Первые присадки, введенные в минеральные масла для поршневых двигателей прямого действия, были основаны на металлических солях бария и кальция. В большинстве двигателей характеристики этих масел в отношении окислительной и термической стабильности были превосходными, но камеры сгорания большинства двигателей не выдерживали присутствия зольных отложений, образующихся из-за этих металлосодержащих присадок. Чтобы преодолеть недостатки вредных отложений в камере сгорания, была разработана неметаллическая (то есть не образующая золы, полимерная) добавка, которая вводилась в смеси выбранных базовых масел на основе минеральных масел. Масла W относятся к беззольному типу и используются до сих пор. Беззольные диспергаторы содержат присадки, одна из которых обладает стабилизирующим вязкость эффектом, устраняющим склонность масла к разжижению при высоких температурах масла и загустеванию при низких температурах масла.

Присадки в этих маслах расширяют диапазон рабочих температур и улучшают запуск холодного двигателя и смазку двигателя в критический период прогрева, позволяя преодолевать более широкие диапазоны климатических изменений без необходимости замены масла.

Полусинтетическое всесезонное масло SAE W15 W50 для поршневых двигателей используется уже некоторое время. Масла W80, W100 и W120 представляют собой беззольные диспергирующие масла, специально разработанные для авиационных поршневых двигателей. Они сочетают в себе неметаллические присадки с выбранными базовыми маслами с высоким индексом вязкости, что обеспечивает исключительную стабильность, диспергируемость и антивспенивающие свойства. Дисперсность – это способность масла удерживать частицы во взвешенном состоянии до тех пор, пока они не будут уловлены фильтром или слиты при следующей замене масла. Диспергирующая присадка не является моющим средством и не очищает ранее образовавшиеся отложения из салона двигателя.

Некоторое всесезонное масло представляет собой смесь синтетического и полусинтетического масла на минеральной основе, а также высокоэффективный пакет присадок, который добавляется из-за опасений, что полностью синтетическое масло может не иметь растворяющей способности для обработки свинцовых отложений, возникающих в результате использования этилированное топливо. Будучи всесезонным маслом, оно обеспечивает эффективную смазку в более широком диапазоне температур, чем моносезонные масла. По сравнению с сезонным маслом всесезонное масло обеспечивает лучшую защиту от холодного пуска и более прочную смазочную пленку (более высокую вязкость) при типичных рабочих температурах. Комбинация неметаллических противоизносных присадок и отобранных минеральных и синтетических базовых масел с высоким индексом вязкости обеспечивает исключительную стабильность, диспергирующие и антипенные характеристики. Запуск может способствовать до 80 процентов нормального износа двигателя из-за отсутствия смазки во время цикла запуска. Чем легче масло поступает к компонентам двигателя при запуске, тем меньше происходит износ.

Беззольные марки диспергаторов рекомендуются для авиационных двигателей, подверженных большим колебаниям температуры окружающей среды, особенно для двигателей с турбонаддувом, которым требуется масло для активации различных турбоконтроллеров. При температуре ниже 20 °F обычно требуется предварительный подогрев двигателя и маслобака независимо от типа используемого масла.

Полусинтетическое всесезонное беззольное диспергирующее масло премиум-класса представляет собой специальную смесь высококачественного минерального масла и синтетических углеводородов с усовершенствованным пакетом присадок, специально разработанным для всесезонного применения. Беззольная противоизносная присадка обеспечивает исключительную защиту от износа изнашиваемых поверхностей.

Многие производители самолетов добавляют одобренные консервирующие смазочные масла для защиты новых двигателей от ржавчины и коррозии, когда самолет покидает завод. Это консервирующее масло следует удалить в конце первых 25 часов работы. При добавлении масла в период, когда в двигателе находится консервационное масло, используйте только минеральное масло авиационного класса или беззольное диспергирующее масло требуемой вязкости.

Если в новом двигателе или двигателе после капитального ремонта используется беззольное масло-диспергатор, может наблюдаться высокий расход масла. Присадки в некоторых из этих беззольных масел-диспергаторов могут замедлять приработку поршневых колец и стенок цилиндров. Этого состояния можно избежать, используя минеральное масло до тех пор, пока не будет достигнут нормальный расход масла, а затем перейти на беззольное диспергирующее масло. Минеральное масло также следует использовать после замены одного или нескольких цилиндров или до тех пор, пока расход масла не стабилизируется.

Во всех случаях при выборе типа масла или срока службы обращайтесь к информации производителя.

СВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ

Смазочные материалы для дизельных двигателей

Смазочные материалы для дизельных двигателей

Ханну Яаскеляйнен, В. Адди Маевски

Это предварительный просмотр статьи, ограниченный некоторым исходным содержанием. Для полного доступа требуется подписка DieselNet.
Пожалуйста, войдите под номером , чтобы просмотреть полную версию этого документа.

  • Влияние моторного масла на выбросы и экономию топлива
  • Расход смазочного масла
  • Классификация масел

Abstract : Смазочные материалы для дизельных двигателей состоят из базового масла, модификатора вязкости и пакета присадок, который может включать антиоксиданты, депрессорные присадки, детергенты и диспергаторы. Вязкость моторного масла является его важнейшей характеристикой. Вязкость масла должна выбираться таким образом, чтобы обеспечить гидродинамическую смазку там, где и когда это необходимо. В процессе эксплуатации масло может загрязняться сажей, несгоревшим топливом, металлическими частицами и другими загрязнениями. Обычный способ помочь определить подходящие интервалы замены масла — это анализ отработанного масла.

  • Состав смазки
  • Вязкость
  • Загрязнение маслом

Обзор

Смазочные масла выполняют ряд важных функций в дизельном двигателе:

  • Уменьшение износа таких компонентов, как подшипники, поршни, поршневые кольца, гильзы цилиндров и клапанный механизм,
  • Снижение трения граничных и гидродинамически смазываемых компонентов,
  • Охлаждение поршня,
  • Защита от коррозии под действием кислот и влаги,
  • Очистка поршней и предотвращение образования нагара на внутренних поверхностях,
  • Смазка уплотнений и контроль набухания для предотвращения утечек из-за выхода уплотнения из строя и
  • Используется в качестве гидравлической среды в таких компонентах, как топливные системы HEUI.

Смазочные материалы для двигателей состоят из базового масла (обычно 75–83%), модификатора вязкости (5–8%) и пакета присадок (12–18%) [1265] . Поскольку базовое масло само по себе не может обеспечить все функции смазочного масла, необходимые в современных двигателях, пакет присадок стал играть все более важную роль в рецептуре масла.

Базовое масло

Базовое масло состоит из базового масла или смеси нескольких базовых масел. Базовые компоненты из нефтяного сырья могут быть получены с использованием множества различных процессов, включая дистилляцию, очистку растворителем, обработку водородом, олигомеризацию, этерификацию и повторную очистку. Синтез с использованием процесса Фишера-Тропша также можно использовать для производства некоторых высококачественных базовых компонентов из сырья, такого как природный газ (GTL). Биосинтез также можно использовать для производства базовых компонентов из возобновляемого сырья, такого как растительный сахар 9.0136 [3229] . Базовые компоненты также могут быть восстановлены при переработке отработанного масла.

Американский институт нефти (API) классифицирует базовые масла для моторных смазочных материалов, имеющих лицензию на использование классификационного символа API, по нескольким различным категориям, как указано в таблице 1. В Европе определение базового масла дает Ассоциация технических специалистов европейской индустрии смазочных материалов (ATIEL). группы для использования в масляных сериях ACEA. Классификации ATIEL по группам с I по V идентичны классификациям API (однако в период с 2003 по 2010 год ATIEL включил дополнительную классификацию по группе VI).

Таблица 1
Классификация базовых масел API
Group Saturates Sulfur Viscosity Index Other
min max min max min max
I 90%* 0,03%* 80 120
II 90% 0.03% 80 120
III 90% 0.03% 120
IV polyalphaolefins (PAO)
V не в группах с I по IV
* Максимум 90% насыщенных и/или минимум 0,03% серы

Базовые масла групп I, II и III отличаются содержанием насыщенных углеводородов и серы, а также индексом вязкости (см. ниже). Базовые компоненты группы I имеют низкое содержание насыщенных углеводородов и/или высокое содержание серы. Группы II и III отличаются высоким содержанием насыщенных веществ и низким содержанием серы. Базовые масла группы IV представляют собой синтетические масла, изготовленные из полиальфаолефинов. Наконец, базовые акции группы V — это те, которые не попадают в группы I-IV. Базовые масла группы I и группы II с индексом вязкости выше 110 иногда называют маркетологами базовыми маслами группы I+ и группы II+ соответственно. Более широкое использование базовых масел группы III также привело к аналогичной дифференциации этих продуктов. Однако различие менее четкое. Базовые масла группы III+ могут использоваться для обозначения базовых масел с индексом вязкости выше 130-150 в зависимости от продавца.

Базовые масла группы I являются базовыми маслами самого низкого качества. Они производятся путем физического разделения молекул смазки с помощью очистки растворителем; двухстадийный процесс, включающий частичное удаление ароматических соединений с помощью растворителя и последующее удаление воска путем осаждения и другого растворителя. Базовые масла группы I могут по-прежнему содержать более 10% ароматических соединений, что придает этим базовым маслам без добавок плохую стойкость к окислению, а их вязкость плохо реагирует на температуру. Должны использоваться специальные сырые масла, которые содержат нужные молекулы базового масла для смазочных материалов, поэтому характеристики базового масла Группы I сильно зависят от источника сырой нефти.

Базовые масла Группы II изготавливаются с использованием различных технологий гидрообработки. На модернизированных или гибридных установках группы II этап гидроочистки добавляется к установке группы I и обеспечивает большую гибкость при выборе сырой нефти по сравнению с базовыми маслами группы I. На специально построенной установке гидрокрекинга группы II каталитические процессы превращают молекулы, не являющиеся смазочными материалами, в молекулы смазочных материалов, что обеспечивает еще большую гибкость в отношении сырья и позволяет использовать сырую нефть более низкого качества/дешевле. При производстве базовых компонентов группы II можно удалить значительное количество соединений, содержащих азот и серу, и ароматических соединений. Это обеспечивает лучшее базовое масло по сравнению с базовым маслом группы I. Базовые масла группы II более инертны и образуют меньше продуктов окисления. Поскольку молекулы исходного сырья Группы II подвергаются растрескиванию и изменению формы, свойства продукта в меньшей степени зависят от источника сырой нефти.

Базовые компоненты группы III производятся почти так же, как и базовые компоненты группы II, но с использованием более высоких температур или более длительного времени пребывания в реакторе. Это дает им значительно улучшенные температурные характеристики. Базовые компоненты, получаемые путем преобразования газа в жидкость (GTL), относятся к группе III. Базовые компоненты группы III+ также могут подвергаться биосинтезу [3229] .

Стремление улучшить топливную экономичность и сократить выбросы в автомобильной промышленности привело к сокращению использования базовых масел Группы I и увеличению использования базовых масел Группы II и III. Повышение доступности этих высококачественных базовых масел открыло новые области применения базовых масел группы II помимо тех, что возникли в связи с потребностью в автомобильных смазочных материалах более высокого качества. Например, переход на смазочные материалы, созданные на основе базовых масел Группы II для морских тронковых поршневых двигателей, может помочь снизить затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию [3352] .

Базовые масла группы IV традиционно называют «синтетическими». Эти полиальфаолефины (ПАО) полимеризуются из более мелких молекул. На момент их появления они были самыми эффективными базовыми акциями. По мере роста спроса производители начали использовать сырье с высоким индексом вязкости для производства минеральных масел, соответствующих характеристикам ПАО. Эти базовые масла Группы III соответствовали характеристикам ПАО, но имели меньшую стоимость. В Северной Америке базовые масла группы III также могут называться «синтетическими» 9.