4Июн

Коленвал двигателя: что это, как работает, неисправности :: Autonews

Содержание

что это, как работает, неисправности :: Autonews

Классический двигатель внутреннего сгорания способен какое-то время проработать без фильтров и даже с минимумом масла, но без коленчатого вала он просто не может существовать! Этот базовый элемент конструкции мотора является к тому же одним из самых дорогих в автомобиле.

  • Что это
  • Компоненты
  • Датчик
  • Неисправности
  • Как продлить срок службы

adv.rbc.ru

Что такое коленвал

Коленвал — это расположенный в блоке двигателя внутреннего сгорания (ДВС) элемент сложной формы, преобразующий возвратно-поступательное движение поршней во вращательное, которое через маховик и трансмиссию передается на колеса.

Слово «коленвал» является сокращением от термина «коленчатый вал». Употребляется и жаргонное обозначение элемента, «колено». Коленом также называют сегменты вала, смещенные относительно его оси вращения. Количество колен зависит от числа цилиндров.

В серийных ДВС имеется один коленвал, но создавались опытные образцы с двумя «коленами». Коленчатые валы изготавливают из литого высокопрочного чугуна и различных видов стали (для моторов с наддувом и дизелей). В ДВС малой и средней мощности для сокращения стоимости производства могут применяться стальные коленчатые валы, полученные методом горячей штамповки, а наилучшими характеристиками обладают кованые стальные элементы. В автомобильных ДВС, в отличие устанавливаемых на мототехнике, используют неразборные коленвалы.

Основные компоненты коленвала

В коленчатом вале любого ДВС выделяют следующие основные компоненты:

  1. Коренные шейки — сегменты вала, находящиеся на его оси вращения. 
  2. Шатунные шейки — сегменты вала, смещенные относительно его оси вращения и коренных шеек. Служат для крепления шатунов с поршнями и воспринимают передаваемое от них усилие. Диаметр шатунных шеек меньше, чем у коренных.
  3. Щеки — как правило, округлые или эллиптические диски, служащие для соединения коренных и шатунных шеек.
    В щеки также интегрированы противовесы, предназначенные для снижения уровня вибраций ДВС.
  4. Носок — передняя часть коленвала, к которой крепится звездочка / шкив привода газораспределительного механизма и вспомогательных систем.
  5. Хвостовик (фланец маховика) — задняя выходная часть коленвала, соединенная с маховиком, а через него — с трансмиссией.
  6. Масляные каналы — система полостей во всех шейках и щеках вала для подачи масла к трущимся частям.

Из чего состоит коленчатый вал (Фото: globaldrive-shop.ru)

По типу опоры различают две разновидности коленвалов:

  1. Полноопорные. У таких валов коренные шейки располагаются по обеим сторонам от шатунных и их на одну больше. Сложны в изготовлении, но позволяют сочетать легкость и надежность конструкции. Сегодня являются самым распространенным видом коленвалов.
  2. Неполноопорные. В таких валах коренных шеек меньше, чем шатунных, а с обеих сторон щеки могут располагаться смещенные относительно друг друга шатунные шейки. Проще в производстве, но из-за меньшего числа точек опор (коренных шеек) для получения приемлемого уровня надежности должны быть более тяжелыми.

Датчик коленвала

Бензиновые и дизельные двигатели с электронной системой управления имеют датчик коленвала или датчик положения коленвала (ДПКВ). Он необходим для синхронизации систем зажигания и впрыска топлива. Рассогласованность в их работе, вызванная неисправностью ДПКВ, может привести к тому, что двигатель не заведется или заглохнет.

ДПКВ могут устанавливаться:

  1. У шкива коленвала.
  2. В блоке ДВС.
  3. В корпусе коробки передач.

По принципу действия различают следующие виды ДПКВ:

  1. Магнитные — основаны на эффекте электромагнитной индукции, не требуют источника питания.
  2. Датчики Холла — измеряют напряженность магнитного поля. Точнее магнитных, но требуют подключения к источнику питания.
  3. Оптические — срабатывают при затенении светодиодного источника света специальным устройством.

ДПКВ, как и любое устройство, может выйти из строя. Причины этого следующие:

  1. Механические повреждения при выполнении ремонтных работ в моторном отсеке.
  2. «Затенение» датчика посторонними предметами.
  3. Окисление недостаточно загерметизированных контактов датчика.

Фото: Shutterstock

Как проявляется неисправность ДПКВ?

  1. Затрудненный пуск двигателя, особенно в сырую погоду.
  2. Плавающие обороты двигателя как при остановке, так и в движении.
  3. Детонация в цилиндрах при высоких нагрузках, проявляющаяся в повышенной вибрации двигателя.
  4. Явное снижение мощности.
  5. При работающем стартере двигатель не заводится, а стрелка тахометра при этом неподвижна.
  6. Двигатель внезапно глохнет.
  7. На панели приборов загорается индикатор Check engine.

К счастью, ДПКВ не «умирает» скоропостижно, поэтому при появлении таких симптомов, как правило, есть возможность добраться до сервиса. Самостоятельно поменять ДПКВ на дороге у большинства современных автомобилей крайне сложно, поскольку их моторные отсеки плотно нафаршированы различным оборудованием.

Неисправности коленвала

Коленвал — вещь массивная и «железная», но и нагрузки он испытывает серьезные, а потому «колено» тоже может заболеть. Чем?

Задиры шатунных шеек

Главная причина — недостаточная смазка элемента, испытывающего сильные нагрузки. Что к этому привело — плохое качество масла, забитый масляный фильтр или конструктивный просчет, — дело второе. Задиры не позволяют коленвалу свободно вращаться в подшипниках (вкладышах), из-за чего возникает перегрев, чреватый деформацией коленвала. Если своевременно принять меры, можно ограничиться шлифовкой шатунных шеек и подбором более толстых ремонтных вкладышей.

Коленвал — вещь массивная и «железная», но и нагрузки он испытывает серьезные (Фото: cool-shina. ru)

Срез шпонки коленвала

Шпонка — вставляющийся в пазы миниатюрный металлический клин, который в данном случае позволяет закрепить на носовой части коленвала звездочку / шкив привода газораспределительного механизма и вспомогательного оборудования. Некачественный металл становится причиной среза шпонки. Поврежденный паз в коленвале можно попытаться восстановить сваркой с последующей фрезеровкой.

Износ отверстий фланца коленвала

Этот дефект, вызванный усталостью металла, можно устранить, рассверлив отверстия под бóльший диаметр болтов.

Течь масла из-под сальников

Со временем сальники, установленные на задней и носовой части коленвала, изнашиваются и начинают пропускать масло, которое может попасть на сцепление и/или ремень ГРМ, что чревато отказом первого и обрывом второго. В таком случае дорогостоящий ремонт обеспечен.

Как продлить срок службы коленвала

Коленвал не та деталь двигателя, к которой можно легко добраться, а любая неисправность элемента может больно ударить по карману.

Чтобы не нарваться на крупные неприятности, лучше выполнять элементарные меры профилактики:

  1. Своевременно менять масло в двигателе на рекомендованное производителем.
  2. Выбирать качественные масляные фильтры и менять их одновременно с заменой масла.
  3. Периодически проводить визуальный осмотр на предмет утечки моторного масла из-под сальников.
  4. Не допускать перегрева двигателя.
  5. Следить за состоянием прокладки головки блока цилиндров, чтобы не допустить попадания в моторное масло охлаждающей жидкости и топлива.

Коленвал не та деталь двигателя, к которой можно легко добраться, а любая неисправность элемента может больно ударить по карману (Фото: Shutterstock)

Коленвал — основа поршневого двигателя

В статье:

  • Назначение
  • Конструкция
  • Производство
  • Какие проблемы могут возникнуть с коленвалом
  • Выбор, замена, ремонт

Про коленвал слышали, конечно, все. Но, вероятно, не каждый автолюбитель четко представляет себе, что это такое и для чего он нужен. А некоторые даже толком не знают, как он выглядит и где находится. Между тем это важнейшая деталь, без которой невозможна нормальная работа поршневого двигателя внутреннего сгорания (ДВС). 

Деталь эта, нужно заметить, довольно тяжелая и дорогостоящая, а ее замена — дело весьма хлопотное. Поэтому инженеры не оставляют попыток создать альтернативные облегченные ДВС, в которых можно было бы обойтись без коленвала. Однако существующие варианты, например, двигатель Фролова, еще слишком сырые, поэтому о реальном использовании подобного агрегата говорить пока очень рано.

Назначение

Коленчатый вал является составной частью ключевого узла ДВС — кривошипно-шатунного механизма (КШМ). В состав механизма входят также шатуны и детали цилиндро-поршневой группы. 

При сгорании воздушно-топливной смеси в цилиндре двигателя образуется сильно сжатый газ, который в фазе рабочего хода выталкивает поршень к нижней мертвой точке.  

Шатун одним концом при помощи поршневого пальца соединен с поршнем, а другим — с шатунной шейкой коленвала. Возможность соединения с шейкой обеспечивает съемная деталь шатуна, именуемая крышкой. Так как шатунная шейка смещена относительно продольной оси вала, то, когда шатун толкает ее, вал поворачивается. Получается нечто напоминающее вращение ногами педалей велосипеда. Таким образом возвратно-поступательные движения поршней преобразуется во вращение коленвала. 

На одном из концов коленчатого вала — хвостовике — монтируется маховик, к которому прижимается диск сцепления. Через него вращательный момент передается первичному валу коробки передач и далее через трансмиссию — на колеса. Кроме того, массивный маховик за счет своей инерционности обеспечивает равномерность вращения коленвала в промежутках между рабочими тактами поршней. 

На другом конце вала — его называют носок — размещают шестерню для ремня ГРМ, посредством которого вращение передается распредвалу, а тот, в свою очередь, управляет работой газораспределительного механизма. Этот же привод во многих случаях запускает еще и водяную помпу. Здесь же обычно находятся шкивы привода вспомогательных агрегатов — насоса ГУР (гидроусилителя руля), генератора, кондиционера. 

Конструкция

Каждый конкретный коленчатый вал может иметь свои конструктивные особенности. Тем не менее можно выделить общие для всех элементы.

Те участки, которые находятся на основной продольной оси вала, называются коренными шейками (10). На них коленвал опирается при установке в картер двигателя. Для монтажа используются подшипники скольжения (вкладыши).

Шатунные шейки (6) располагаются параллельно основной оси, но смещены относительно нее. В то время как вращение коренных шеек происходит строго по основной оси, шатунные шейки движутся по окружности. Это те самые колена, благодаря которым деталь получила свое название. Они служат для подсоединения шатунов и через них принимают возвратно-поступательные движения поршней. Здесь также используются подшипники скольжения. Количество шатунных шеек равно количеству цилиндров в двигателе. Хотя в V-образных моторах на одну коренную шейку зачастую опирается два шатуна.

Чтобы компенсировать центробежные силы, возникающие при вращении шатунных шеек, у них в большинстве случаев, хотя и не всегда, имеются противовесы (4 и 9). Они могут располагаться с обеих сторон шейки либо только с одной. Наличие противовесов позволяет избежать деформации вала, которая может вызывать неправильную работу двигателя. Нередки случаи, когда изгиб коленчатого вала приводит даже к его заклиниванию.

Так называемые щеки (5) соединяют между собой коренные и шатунные шейки. Они также выполняют роль дополнительных противовесов. Чем больше высота щек, тем дальше от основной оси находятся шатунные шейки, а следовательно, выше крутящий момент, но ниже максимальное число оборотов, которое способен развить двигатель.

На хвостовике коленвала находится фланец (7), к которому крепится маховик.

На противоположном конце имеется посадочное место (2) для шестерни привода распредвала (ремня ГРМ).

В некоторых случаях на одном из концов коленвала имеется готовая шестерня для привода вспомогательных агрегатов.

Коленвал монтируется в картере двигателя на посадочные поверхности с использованием коренных подшипников, которые сверху фиксируются крышками. Упорные кольца возле коренных шеек не дают валу смещаться вдоль своей оси. Со стороны носка и хвостовика вала в картере двигателя имеются сальники. 

Для подачи смазки к коренным и шатунным шейкам в них имеются специальные масляные отверстия. Через эти каналы получают смазку так называемые вкладыши (подшипники скольжения), которые размещаются на шейках.

Производство

Для изготовления коленчатых валов используют высокопрочные марки стали и специальные виды чугуна с добавлением магния. Стальные валы производятся обычно методом штамповки (ковки) с последующей термической и механической обработкой. Для обеспечения поступления смазки просверливаются специальные масляные каналы. На конечном этапе производства производится динамическая балансировка детали для компенсации центробежных моментов, возникающих во время вращения. Вал уравновешивается и таким образом исключаются вибрации и биения в процессе вращения.

Изделия из чугуна изготавливают путем высокоточного литья. Чугунные литые валы дешевле, к тому же, такой способ производства облегчает создание отверстий и внутренних полостей.

В некоторых случаях коленвал может иметь разборную конструкцию и состоять из нескольких частей, но в автомобилестроении такие детали практически не используются, если не считать мототехники. 

Какие проблемы могут возникнуть с коленвалом

Коленвал — одна из наиболее нагруженных деталей автомобиля. Нагрузки имеют в основном механический и тепловой характер. Кроме того, свое негативное воздействие оказывают агрессивные вещества, например, отработанные газы. Поэтому, даже несмотря на высокую прочность металла, из которого изготавливают коленчатые валы, они подвержены естественному износу. 

Усиленному изнашиванию способствует злоупотребление высокими оборотами двигателя, применение несоответствующей смазки и в целом пренебрежение правилами технической эксплуатации.

Изнашиваются вкладыши (особенно коренные подшипники), шатунные и коренные шейки. Возможно искривление вала с отклонением от оси. А так как допуски здесь очень малы, то даже небольшая деформация может нарушить нормальную работу силового агрегата вплоть до заклинивания коленвала. 

Проблемы, связанные с вкладышами («прикипание» к шейке и задиры шеек) составляют львиную долю всех неисправностей коленвалов. Чаще всего они возникают из-за дефицита масла. Прежде всего в таких случаях нужно проверить систему смазки — масляный насос, фильтр — и сменить масло.

Вибрация коленвала обычно вызвана плохой балансировкой. Другой возможной причиной может быть неравномерное сгорание смеси в цилиндрах.

Иногда могут появиться трещины, которые неизбежно завершатся разрушением вала. К этому могут привести заводской брак, что весьма редко, а также накопленное напряжение металла или нарушение балансировки. Велика вероятность, что причина появления трещин — воздействие сопрягаемых деталей. Треснувший вал ремонту не подлежит.

Всё это нужно учитывать перед заменой или ремонтом коленвала. Если не найти и не устранить причины проблем, в скором времени, всё придется повторить вновь.

Выбор, замена, ремонт

Чтобы достать коленвал, придется демонтировать мотор. Затем снимаются крышки коренных подшипников и шатунов, а также маховик и упорные кольца. После чего коленвал вынимается и производится его дефектовка. Если деталь ранее ремонтировалась и уже выбраны все ремонтные размеры, то ее придется заменить. Если же степень изношенности позволяет, вал очищают, особое внимание уделяя масляным отверстиям, а затем приступают к ремонту.

Изношенность и задиры на поверхности шеек устраняются шлифовкой под подходящий ремонтный размер. Процесс этот далеко не такой простой, как может показаться на первый взгляд, и требует специального оснащения и соответствующей квалификации мастера.

Хотя после такой обработки деталь подлежит обязательной повторной динамической балансировке, но зачастую ремонт коленвала ограничивается лишь шлифовкой. В результате неотбалансированный вал после такого ремонта может вибрировать, при этом разбиваются посадочные места, расшатываются сальники. Возможны и другие проблемы, которые в итоге приводят к перерасходу горючего, падению мощности, нестабильной работе агрегата в тех или иных режимах. 

Нередко изогнутый вал необходимо выпрямить, но специалисты неохотно берутся за эту работу. Выпрямление и балансировка — весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. К тому же, правка коленвала сопряжена с риском его перелома. Поэтому в большинстве случаев деформированный коленчатый вал проще и дешевле заменить на новый.

При замене ставить нужно точно такую же деталь или допустимый аналог, иначе новых проблем не избежать.

Приобретение по дешевке бывшего в употреблении коленвала — это своего рода кот в мешке, который неизвестно чем в итоге обернется. В лучшем случае он в определенной степени изношен, в худшем — имеет не заметные на глаз дефекты.

Покупая новый коленвал у проверенного продавца, вы можете быть уверены в его качестве. Интернет-магазин Китаец может предложить различные запчасти для двигателя и других узлов вашего автомобиля по умеренным ценам.

Не забывайте также, что при установке нового коленвала обязательно следует заменить шатунные и коренные вкладыши, а также сальники.
После замены коленвала двигатель необходимо обкатать от двух до двух с половиной тысяч километров в щадящем режиме и без резких изменений оборотов.

Коленчатый вал двигателя | Купить Коленчатые валы и детали коленчатого вала

Коленчатые валы из литой стали Eagle

Коленчатые валы из литой стали Eagle

256,99 $ — 585,99 $

256,99 $ — 585,99 $

256,99 $ — 585,99 $


Облегченные коленчатые валы Scat серии 9000 Cast Pro Comp

Облегченные коленчатые валы Scat серии 9000 Cast Pro Comp

263,99 $ — 631,99 $

263,99 $ — 631,99 $

263,99 $ — 631,99 $


Колеса с редуктором коленчатого вала Chevrolet Performance

Колеса с редуктором коленчатого вала Chevrolet Performance

28,52–37,99 долл. США

28,52–37,99 долл. США

28,52–37,99 долл. США


Кованые коленчатые валы стандартной массы Scat 4340

Кованые коленчатые валы стандартной массы Scat 4340

$721,99 — $1192,97

$721,99 — $1192,97

$721,99 — $1192,97


Коленчатые валы Scat Cast Pro Stock

Коленчатые валы Scat Cast Pro Stock

250,99 $ — 334,99 $

250,99 $ — 334,99 $

250,99–334,99 долл. США


Адаптеры заднего главного уплотнения JEGS

Адаптеры заднего главного уплотнения JEGS

$114,29 — $170,09

$114,29 — $170,09

$114,29 — $170,09


Коленчатые валы Eagle ESP из кованой стали 4340

Коленчатые валы Eagle ESP из кованой стали 4340

700,99 $ — 2364,99 $

700,99 $ — 2364,99 $

700,99 $ — 2364,99 $


Коленчатый вал JEGS Reluctor Wheel

Коленчатый вал JEGS Reluctor Wheel

32,99 $

32,99 $

$32,99


Сменные литые коленчатые валы Scat серии 9000

Сменные литые коленчатые валы Scat серии 9000

295,99 $ — 664,79 $

295,99 $ — 664,79 $

295,99–664,79 долл. США


Коленчатые валы Lunati Voodoo

Коленчатые валы Lunati Voodoo

$36,99 — $1290,02

$36,99 — $1290,02

$36,99 — $1290,02


Коленчатые валы Speedmaster из литой стали

Коленчатые валы Speedmaster из литой стали

213,90 $

213,90 $

213,90 $


Модульные коленчатые валы Manley Ford 4.6L

Модульные коленчатые валы Manley Ford 4.6L

$1290,25 — $1332,99

$1290,25 — $1332,99

1290,25–1332,99 долл. США


Компоненты коленчатого вала Howard Cams

Компоненты коленчатого вала Howard Cams

$112,99 — $124,99

$112,99 — $124,99

112,99–124,99 долл. США


Оригинальные ремонтные втулки MAHLE

Оригинальные ремонтные втулки MAHLE

4,99–15,99 долл. США

4,99–15,99 долл. США

4,99–15,99 долл. США


ICT Заготовка коленчатого вала Вудрафф шпонки

ICT Заготовка коленчатого вала Вудрафф шпонки

16,99 $

16,99 $

$16,99


Коленчатые валы Brodix 4340

Коленчатые валы Brodix 4340

$890,40 — $1759,99

890,40–1759 долларов США.99

$890,40 — $1759,99


Коленчатые валы Manley Small Block Chevy

Коленчатые валы Manley Small Block Chevy

912,90 $

912,90 $

912,90 $


Комплекты вращающихся узлов двигателя Speedmaster

Комплекты вращающихся узлов двигателя Speedmaster

$625,99 — $1090,00

$625,99 — $1090,00

625,99 $ — 1090,00 $


Облегченные коленчатые валы Scat Forged серии 4340 Pro

Облегченные коленчатые валы Scat Forged серии 4340 Pro

982,99 $ — 2236,08 $

982,99 $ — 2236,08 $

$982,99 — $2236,08


Компактные коленчатые валы Scat Sport

Компактные коленчатые валы Scat Sport

1058,99 $ — 1409,99 $

1058,99 $ — 1409,99 $

1058,99 $ — 1409,99 $


Коленчатые валы Manley Big Block Chevy

Коленчатые валы Manley Big Block Chevy

$1089,40 — $1194,99

$1089,40 — $1194,99

$1089,40 — $1194,99


Сверхлегкие коленчатые валы Crower

Сверхлегкие коленчатые валы Crower

3376,99 $

3376,99 $

3376,99 $


Коленчатые валы Manley Chevrolet LT1 Gen V

Коленчатые валы Manley Chevrolet LT1 Gen V

$1244,28 — $1282,99

$1244,28 — $1282,99

$1244,28 — $1282,99


Manley Ford 351C и коленчатые валы Windsor

Manley Ford 351C и коленчатые валы Windsor

$1244,28 — $1282,99

$1244,28 — $1282,99

$1244,28 — $1282,99


Scat 4340 Кованый сверхлегкий коленчатый вал

Scat 4340 Кованый сверхлегкий коленчатый вал

1400,99 $ — 2581,08 $

1400,9 $9 — 2581,08 $

1400,99 $ — 2581,08 $


Коленчатые муфты Coleman

Коленчатые муфты Coleman

$102,99

$102,99

$102,99


Облегченные коленчатые валы Crower Big Block Chevy

Облегченные коленчатые валы Crower Big Block Chevy

3005,99 $

3005,99 $

$3005,99


Коленчатые валы Crower Maxi-Light

Коленчатые валы Crower Maxi-Light

$3080,99 — $3257,99

$3080,99 — $3257,99

$3080,99 — $3257,99


Стальные коленчатые валы Speedmaster 4340

Стальные коленчатые валы Speedmaster 4340

$518,99 — $861,10

$518,99 — $861,10

518,99 $ — 861,10 $


Комплекты приводов RPC Gilmer

Комплекты приводов RPC Gilmer

247,07 $

247,07 $

247,07 $

Коленчатый вал Огайо — более 1200 коленчатых валов в наличии

10. 02.23 БЛОКИ У нас есть 50 = 75 популярных номеров на складе, готовые к отправке в состоянии «как есть» или полностью обработанные

10.02.23 621 Race Motor В наличии, готовые к отправке.

10.02.23 Шатуны Mopar Мы работаем над большой «партией» популярных номеров

10.02.23 NHRA Contingency Сообщите нам, если вам нужны наклейки

09.02.23 Oliver Rods Многие популярные номера уже в наличии

09.02.23 Балансиры ATI Уже в наличии

09.02.23 Подшипники King Bearings и уплотнительные кольца Total Большой выбор товаров номера (Отличные цены)

Наш запас кривошипов снова в наличии. Мы шлифуем каждый кривошип на месте в Гринвилле, штат Огайо.
Шатуны изготовлены из цельного прутка E4340 и готовы к механической обработке в соответствии с вашими спецификациями.
*УВЕДОМЛЕНИЕ* Для всех людей в списке ожидания, мы обрабатываем их сейчас и позвоним вам.
У нас самый большой в мире запас мелкоблочных шатунов Chevy, в том числе с труднодоступным носиком BB Chevy.
*Примечание* Все заготовки малогабаритных автомобилей Chevy имеют 8 противовесов.

Посетите нашу страницу коленчатого вала Ohio Crank.

620 готово к отправке С карбюратором или без него и т. д.

Позвоните Скотту или Джеффу Бесплатный номер 800-333-7113

Посетите нашу страницу с короткими блоками для коленчатых валов штата Огайо, чтобы узнать подробности и цены наших
наших новостей Болты ARP 2000
Diamond 2K, поршни на 2000 л.с.
Уплотнительные кольца Total
Подшипники King
Внутренне сбалансированные и собранные

Компания «Огайо Крэнкшафт» ищет как опытных, так и начинающих шлифовщиков коленчатых валов для нашего предприятия в Гринвилле, штат Огайо. Хорошая заработная плата и условия труда. Способность поддерживать допуски на шлифовку коленчатого вала двигателя в соответствии с очень точными стандартами.