Масла для двигателей автомобилей. Классификация — Иксора
Выбор качественного моторного масла так же важен, как и в случае с топливом. Каждый смазочный материал имеет набор значимых параметров и критериев, по которым определяется его качество, а также сезонное предназначение. В этой статье подробно описаны классификация моторных масел, их свойства, назначение, а также даны ценные советы по выбору и использованию.
Общая информация об автомаслах
Моторное масло — жидкий смазочный материал для уменьшения трения в подвижных частях автомобиля. Использование качественных смазочных материалов значительно снижает износ подвижных элементов и расход топлива, увеличивает КПД и общую производительность автомобиля.
Классификация по химическому составу
Автомобильные моторные масла принципиально различаются по химическому составу и бывают следующих типов:
- минеральные,
- полусинтетические,
- синтетические.

Минеральные моторные масла состоят из углеводородов высокотемпературной нефтяной фракции, в которых нет балластных и посторонних примесей. Вязкостно-температурные свойства не выделяются особыми показателями, смазочный материал малолетуч и склонен к отложению на ходовых деталях в процессе эксплуатации. Экстракция тяжелых фракций является затратной, а масла обладают средней смазочной способностью и уступают по эксплуатационным характеристикам своим синтетическим аналогам.
Синтетические моторные ГСМ обладают высокими эксплуатационными характеристиками и постоянством состава независимо от температуры и сезона. Их преимущества:
- Стабильные рабочие показатели во время температурных перепадов.
- Более длительный эксплуатационный срок и увеличение межсервисного интервала.
- Постоянство состава независимо от внешних факторов.
- Более высокие смазочные и защитные свойства.
- Хорошая летучесть снижает энергозатраты на трение — экономия топлива.
Недостатком синтетических масел является невозможность создать материал с идеальными характеристиками и экологичностью. В таком случае изготавливают полусинтетические аналоги на основе минеральных нефтяных фракций и синтетических разновидностей. Такие виды моторных масел обладают меньшей стоимостью по сравнению с синтетическими и более длительным сроком службы, а также лучшими эксплуатационными характеристиками, чем минеральные аналоги. Полусинтетические автомасла оптимальны при холодном пуске двигателя.
{ContentImage Align=»Center»}
Сезонная классификация масел
По сезонному предназначению автомобильные масла бывают следующих типов:
- Зимние. Имеют небольшую вязкость, идеальны для холодного пуска, но нестабильны при высоких температурах. Зимние смазочные материалы должны сохранять текучесть при более низких рабочих температурах.
- Летние. Обладают высокой вязкостью, обеспечивая надежное смазывание при высоких температурах.
Нестабильны при температуре ниже 0°С. - Всесезонные. Обладают оптимальной вязкостью независимо от прогретости двигателя и воздуха. Отличаются большей эффективностью и представляют альтернативу летним и зимним спецификациям.
Автомобильные моторные масла обладают рядом показателей, по которым определяется его качество. Основной показатель качества и сезонного предназначения — вязкость.
Эксплуатационные свойства масел
Температура и вязкость. Вязкость — способность жидких материалов противостоять текучести при изменении температуры. Для оценки качественных характеристик выбирается диапазон температур от –18 до 100 °С. Признаком высокого качества является постоянство вязкостных способностей масла или незначительные отклонения. Для снижения вязкости при низких температурах используют депрессаторы, а чтобы увеличить ее, применяют загустители — полиметакриловые производные и полиизобутилен.
Коррозийная устойчивость.
При сгорании топлива смазочный материал частично окисляется. Результатом является отложение нагара на ходовых частях двигателя, которые приводят к поломке. Для устранения этих последствий вводят ингибиторы окисления.
Защитные показатели. Масло характеризуется способностью предотвращать износ подвижных частей и уменьшать трение деталей. Эта способность улучшается путем введения специальных присадок.
Поверхностно-активные свойства (ПВС).
Антифрикционные показатели. Смазочные материалы снижают силы трения и уменьшают энергозатраты на механическую работу исполнительных элементов. Для увеличения КПД (коэффициента полезного действия) двигателя автомобиля используют антифрикционные присадки: сульфид молибдена.
Противопенные показатели. При нагревании смазочные материалы способны вспениваться. Это снижает эффективность и увеличивает окислительные процессы, которые ведут к отложению нагара, что существенно сокращает эксплуатационный срок двигателя. Антипенная присадка на основе полиметасиликосана (ПМС) обладает свойствами пеногашения.
{ContentImage Align=»Center»}
Стандарты качества автомобильных масел
SAE
Смазочные материалы должны сохранять показатель вязкости при изменении температурного режима. Согласно вязкостной классификации стандарта SEA, принятого американским сообществом автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers), марки автомасел делятся на два сезонных типа:
- Маловязкие, с маркировкой «W» и численным значением от 0 до 25.
- Высоковязкие, с маркировкой «W» и численным значением от 20 до 60.
На основе вязкостной характеристики определяется сезонное назначение моторных автомасел.
ILSAC (Японская Ассоциация Автомобилестроителей)
Классификация смазочных материалов бензиновых двигателей легковых типов автомобилей. В тестировании учитываются основные показатели качества: вязкость, температурная и пирогенная устойчивость, фильтуемость, летучесть и пенообразование. Категории стандартов: GF 1–5. Масла, соответствующие этому стандарту, обладают низким содержанием примесей, фосфора, являются малелетучими и хорошо фильтруемыми.
API (American Petroleum Institute) и ACEA (Association des Constructeurs Europe Automobiles)
Эти стандарты качества были приняты в середине XX столетия американским институтом нефти и европейской ассоциацией автомобильных производителей. С тех пор обозначение моторных масел остается неизменным. Согласно этой классификации они делятся на три категории по сферам применения и производительности:
- Смазочные материалы для бензиновых двигателей — «S».
- Дли дизельных двигателей — «C».

- Энергосберегающий тип — «EC».
Следующая буква в маркировке означает класс качества, и чем дальше она от начала английского алфавита, тем более высоким требованиям к качеству отвечает масло. Например, API Service SA — первое поколение масла для бензиновых двигателей (устаревший класс), а API Service SN — высококачественное масло, отвечающее жестким стандартам 2010 г.
Моторные масла универсального типа, которые применяются для двух и более типов двигателей, обозначают соответствующей маркировкой и косой чертой. Например, маркировка ACEA «S/EC» указывает на принадлежность автомасла к бензиновым, которое к тому же обладает энергосберегающими свойствами.
Рекомендации по выбору масла
- Отдавайте предпочтение проверенным маркам с большой историей и длительным пребыванием на рынке.
- Не превышайте рекомендованного производителем температурного диапазона.
- Если вы часто оказываетесь в пробках, необходимо производить замену масла в 2 раза чаще, так как при низких передачах оно быстрее выгорает.

- Заменять масла нужно на такое же, которое использовалось раньше.
- Запрещается смешение разнотипных масел, например синтетических с минеральными. В результате различий в растворимости смешение может привести к осаждению нерастворимых балластов.
- Не злоупотребляйте присадками и модифицирующими добавками — они могут улучшить одни показатели, ухудшив при этом другие.
В сети магазинов IXORA всегда в наличии широкий ассортимент автомасел ведущих производителей, а наши консультанты помогут подобрать идеальное масло для вашего автомобиля.
Удачных поездок!
Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно, позвонив по телефону – 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).
Классификация моторных масел – Петро-Самара – Дистрибьютор смазочных материалов
Общество автомобильных инженеров
Классы вязкости по SAE: – зимние (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) – летние (16, 20, 30, 40, 50, 60)
Одними из основных свойств моторного масла являются его вязкость и зависимость вязкости от температуры окружающего воздуха.
Буква W после цифры означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter — зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100 °C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях.
Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя.
Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй — определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С.
Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, недопускающем сухого трения в узлах трения.
Американский институт нефти
Классификация API для бензиновых двигателей
- Классы API SA – SG – Устарели
- Класс API SH – с 1994 года. Улучшение антинагарных, противоокислительных, антиизносных свойств масел. Повышенная защита от коррозии.
- Класс API SJ – с 1996 года. Выше требования к устойчивости к окислению, снижению летучести,уменьшению вспенивания при высоких температурах, дополнительные требования к нагарообразованию и работе при низких температурах. Сохранность каталитических нейтрализаторов.
- Класс API SL – с 2000 года. Применяются в многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению. Увеличены интервалы замены масла, снижен расход, новая система испытаний.
- Класс API SM – с 30 ноября 2004 года. Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. Защита от окисления и преждевременного износа деталей двигателя.
Повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. - Класс API SN – с 1 октября 2010 года. Ограничение содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение.
Классификация API для дизельных двигателей
- Класс API СA – CЕ – Устарели
- Класс API CF-4 – с 1990 года. Для безнаддувных дизелей и турбонаддувных с непрямым впрыском. Снижение угара, защита от нагара в поршневой группе.
- Класс API CF-2 (CF-II) – с 1994 года. Для двухтактных дизельных моторов. Защита от износа внутренних деталей двигателя, например цилиндров и колец. Улучшенная очистка.
- Класс API CG-4 – c 1995 года. Специально для дизельного топлива с содержанием серы менее 0,05%
- Класс API CH-4 – с 1998 года. Повышена устойчивость к термическому окислению, улучшены диспергирующие свойства. Снижен угар и испарения при рабочей температуре до 370°C. Усилены требования к холодной прокачиваемости, увеличен ресурс зазоров, допусков и уплотнений мотора за счет улучшения текучести.

- Класс API CI-4 – с 2002 года. Замена CD на CH-4
- Класс API CI-4 PLUS – с 2005 года. Повышены требования к удельному содержанию сажи, а также испаряемости и высокотемпературному окислению. Защита от увеличения вязкости из-за сажеобразования.
- Класс API СJ-4 – с 1 октября 2006. Для тяжелонагруженных двигателей. Отвечает ключевым требованиям по нормам выбросов NOx и твердых частиц для двигателей
Ассоциация европейских производителей автомобилей
Данная организация была создана для лоббирования интересов автопроизводителей. Одним из направлений деятельности ACEA стал выпуск требований по применению моторных масел в двигателях входящих в данную организацию компаний. На сегодняшний день состав ее членов очень впечатляет: BMW, DAF, Daimler-Crysler, Fiat, Ford, GM-Europe, Jaguar Land Rover, MAN, Porshe, PSA Peugeot Citroen, Renault, SAAB-Scania, Toyota, Volkswagen, Volvo.
Последняя редакция классификации моторных масел ACEA принята в 2004 году.
С этого года моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей по АСЕА объединены в одну категорию. Но, в связи с тем, что далеко не все новейшие автомасла, которые классифицируются по новой редакции АСЕА, могут применяться в двигателях более ранних годов выпуска, производители автомасел до сих пор часто пишут на упаковках моторного масла присвоенные ранее классы качества по предыдущей редакции 2002 года.
Обратите внимание, что любой производитель автомасла, который использует в своей рекламе и на упаковке стандарты ACEA, должен в обязательном порядке провести необходимые испытания согласно требованиям организации, отвечающей за соответствие качества моторных масел стандартам ACEA.
Что означают цифры и буквы в классах АСЕА?
В последней редакции ACEA (2004г.) автомасла поделены на три категории:
А/В – моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных).
На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04.
С – новый класс – автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Собственно, именно нововведения в европейских требованиях к экологии и стали причиной реконструкции классификации ACEA. На сегодняшний день существует три класса в этой новой категории: С1-04, С2-04, С3-04.
Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Эта категория существовала с самого введения классификации (с 1995 г.). В 2004 году произведены косметические изменения, добавлены 2 новых класса Е6 и Е7, а также исключены два других, устаревших класса.
Описание классов и категорий
| A1/B1 | • Масла, предназначенные для применения в бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2,9 до 3,5 мПа·с). • Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
| A3/B3 | • Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств и/или для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в особо тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел. |
| A3/B4 | • Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. |
| A5/B5 | • Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых возможно использование масел, снижающих трение, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2,9 до 3,5 мПа·с). • Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
| С1 | • Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с).• Эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
| C2 | • Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с).• Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов и дают экономию топлива. Необходимо руковотствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками. |
| C3 | • Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, увеличивают срок службы последних. |
| C4 | • автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, требующих SAPS(сниженным содержанием сульфатированной золы, фосфора, серы) и минимальной вязкости HTHS(3. 5mPa.s), оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC, увеличивают срок службы последних. |
| E6 | • Стойкие к механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи на свойства масла.• Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей.• Они применимы при наличии или отсутствии сажевых фильтров и для двигателей с рециркуляцией отработанных газов, с системой катализаторов снижения уровня оксидов озота.• Масла данной категории следует применять в сочетании с малосернистым дизельным топливом (содержание серы не более 0,005%). |
| E7 | • Стойкие к механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи на свойства масла. • Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей.• Обладают высокими противоизносными свойствами, стойкостью к старению, предотвращают образование отложений в турбокомпрессоре и негативное влияние сажи на свойства масла.• Они применимы в автомобилях без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, имеющих рециркуляцию отработанных газов и систему катализаторов снижения уровня оксидов озота. |
Международный комитет по стандартизации и апробации
Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC – International Lubricant Standardization and Approval Committee).
От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.
Основные отличия масел категории ILSAC:
- динамическая вязкость при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) от 2,6 до 2,9 мПа.с
- малая летучесть (по NOACK или ASTM)
- хорошая фильтруемость при низких температурах (испытание General Motors)
- низкая склонность к пенообразованию (испытание ASTM D892/D6082 Sequence I-IV)
- обязательная экономия топлива (испытание ASTM, Sequence VIA)
- малое содержание фосфора (для предотвращения засорения катализатора)
ILSAC GF-1
Устарела. Соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX – 30, 40, 50, 60
Классификация ILSAC GF-1 указывает, что масло соответствует как API SH, так и требованиям по энергосбережению EC-II (EC-2).
Созданная в 1990 году и обновленная в 1992 году, классификация ILSAC GF-1 стала минимально допустимым требованием к маслу, используемому в американских и японских автомобилях.
В рамках классификации утверждены требования к моторному маслу по экономии топлива, снижению отложений, повышению противоизносных свойств. Для защиты систем снижения токсичности выхлопных газов введено требование к содержанию фосфора не превышающее 0,12% в объёме.
ILSAC GF-2
С 1996 года. Соответствует требованиям качества по классификации API SJ, классы вязкости: дополнительно к GF-1 – SAE 0W-20, 5W-20
Масло ILSAC GF-2 одновременно соответствует требованиям API SJ и требованиям по энергосбережению EC-II (EC-2).
Под стандарты ILSAC GF-2 попадают моторные масла следующих классификаций SAE: 0W-30, 0W-40, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 10W-30, 10W-40 и 10W-50, соответствующие строгим требованиям к содержанию фосфора не более 0,1% в объёме, низкой рабочей температуре, повышенной стойкости к образованию высокотемпературных отложений и стойкости к вспениванию.
ILSAC GF-3
С 2001 года. Соответствует классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также меньшей испаряемостью.
Требования к классам ILSAC CF-3 и API SL во многом совпадают, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими.
Масла ILSAC GF-3 соответствуют как спецификации API SL, так и требованиям по энергосбережению EC-II (EC-2).
Стандарт ILSAC GF-3 имеет более строгие параметры, касающиеся долгосрочных последствий влияния масла на современные системы выброса токсичных отходов транспортных средств.
Данные масла обладают лучшими характеристиками по экономии топлива, испарению масла, снижению высокотемпературных отложений и стабильной, в течение периода эксплуатации, вязкости.
Стандарт ILSAC GF-3 предъявляет повышенные требования к истощению пакета присадок, а также к нормам расхода масла в течение всего срока службы масла.
ILSAC GF-4
С 2004 года. Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений.
Кроме того, масла должны быть совместимыми с каталитическими системами восстановления отработанных газов.
Масла ILSAC GF-4 проходят тесты, схожие с тестами API SM, кроме того, дополнительно проводятся испытания на топливную экономичность (ASTM D6837).
По сравнению с ILSAC GF-3, новая спецификация обладает следующими улучшениями: повышена экономия топлива; уменьшена испаряемость масла; выше стабильность характеристик масла в течение периода эксплуатации; более жёсткие требования к содержанию фосфора не более 0,08% в объёме, который влияет на системы снижения токсичности выхлопных газов; высокое содержание модификатора трения; улучшены моющие свойства.
ILSAC GF-5
С 2010 года. Соответствует требованиям классификации API SM с более жесткими требованиями к экономии топлива, совместимости с каталитическими системами, испаряемости, моющим свойствам, стойкости к образованию отложений. Вводятся новые требования по защите систем турбонаддува от образования отложений и совместимости с эластомерами.
Масла, удовлетворяющие требованиям ILSAC GF-5, повышают эффективность всех узлов пассажирских автомобилей: от свечи зажигания до выхлопной трубы. Согласно заявлениям Комитета ILSAC, улучшения производительности положительно повлияют на производителей масел, автопроизводителей, автовладельцев и на окружающую среду.
Масла ILSAC GF-5 предназначены для обеспечения высокой защиты поршней и турбокомпрессоров от высокотемпературных отложений, высокие требования предъявляются к шламообразованию. У данного класса масел повышенная совместимость с уплотнительными материалами, обеспечивается необходимая защита двигателей, работающих на этанол-содержащем биотопливе, вплоть до E85.
По сравнению с ILSAC GF-4, новая спецификация обладает следующими улучшениями: повышена экономия топлива; увеличен интервал замены масла; выше стабильность характеристик масла в течение периода эксплуатации; лучше защита систем снижения токсичности выхлопных газов.
Нормы и специфические требования различных автопроизводителей
Помимо общих стандартов, призванных унифицировать требования к маслам для улучшения взаимозаменяемости и упрощения выбора, существуют требования автопроизводителей (Original Equipment Manufacturers).
Логично предположить, что общие стандарты выросли именно на основе этих требований, иначе в них не было бы смысла. Поэтому в абсолютном большинстве случаев масло, имеющее соответствующую классификацию ACEA, подходит и по OEM-требованиям. Так что во многом получение отдельного одобрения производителя – это своего рода маркетинговый ход, причём очень эффективный, поскольку несмотря на все теоретические выкладки об идентичности масел я первый порекомендую заливать масло с допуском OEM, если это указано в качестве обязательного условия в технической документации:). Здесь, кстати, уместно будет сказать, что автопроизводители как правило не производят масла сами, а заказывают их изготовление у масляных премиум-брэндов, поэтому банка с маслом, например, Ford или GM (или любым другим OEM-названием), скорее всего, содержит в себе Castrol или что-то ещё из первой пятёрки.
Наиболее распространены допуски производителей Mercedes (имеет вид, например, MB 229.1), Volkswagen (VW 503.00), BMW (BMW Longlife-01), General Motors (GM-LL-A-025) и Ford (Ford WSS M2C913C).
Допуски в скобках – не единственные, они даны просто для примера. Кроме этого свои требования есть у Renault и Fiat, у многих (если не у всех), производителей коммерческой техники (например, Man, Volvo и другие), даже у брэндов, производящих трактора и специальную технику (JCB, CAT, John Deere и другие). С технической точки зрения допуски разных производителей часто копируют себя, имея одинаковые или близкие требования с разными обозначениями, хотя это не исключает и каких-то эксклюзивных требований в некоторых случаях.
Подробные таблицы требований OEM производителей по материалам OilClub
Классификации моторных масел ГОСТ 17479.1-85
Действует с 1987 года. В настоящее время используется редко.
Начинаются с буквы М, затем класс вязкости (для всесезонных масел – двойное обозначение через дробь), затем буквенное обозначение группы по эксплуатационным качествам (А, Б, В, Г, Д, Е) с индексом 1 — для бензиновых, или 2 — для дизельных двигателей.
Если после буквенного обозначения группы цифр нет, значит данный сорт масла приемлем для тех и других двигателей.
Например М5/12Г.
Важнейшие показатели моторного масла — его вязкость при рабочей температуре (по стандарту — 100°С) и при низкой температуре (—18’С). Первый из них включается в маркировку всех сортов отечественных масел. Оба показателя указываются только в марках всесезонных масел — сначала вязкость при низкой температуре, а затем через дробь — вязкость при рабочей температуре.
Введение в состав всесезонного масла загустителей улучшает его свойства во всем интервале температур, от отрицательных при пуске двигателя до рабочей. В маркировке загуститель обозначается строчной буквой «з», что свидетельствует о принадлежности масла к группе всесезонных, например, М6з/10Г1.
КАКОЕ МАСЛО ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ МОТОРОВ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
Щелкните здесь, чтобы купить в Интернете масло для дизельных двигателей
Любое масло характеризуется двумя параметрами: вязкостью и рабочими характеристиками. Для любого двигателя подходящая вязкость, которую следует использовать, зависит от самой низкой температуры запуска и самой высокой температуры окружающей среды и обычно может быть определена в руководстве по эксплуатации.
Изготовитель двигателя составит таблицу рекомендуемых классов вязкости моторного масла для вероятных температурных условий.
Из диаграммы выше видно, что более низкие марки SAE «W» предназначены для пуска при более низких температурах, а более высокие марки «не W» рекомендуются для работы при более высоких температурах окружающей среды. Для большинства дизельных двигателей, работающих в Новой Зеландии, подойдет всесезонное моторное масло SAE 15W-40 для дизельных двигателей. Это позволяет запускать масло при температуре до -20°C и непрерывно эксплуатировать до температуры окружающей среды 40°C. Кроме того, доступны всесезонные масла SAE 10W-30. Они рекомендуются для запуска при более низких температурах и обеспечивают небольшую экономию топлива. Однако их, вероятно, не следует использовать для длительной работы при температуре окружающего воздуха выше 30°С.
Но когда мы описываем характеристики масла для дизельных двигателей, все становится сложнее, а использование неподходящего типа DEO может повредить некоторые современные компоненты дизельных двигателей, такие как сажевые фильтры (DPF) и системы очистки выхлопных газов.
В «старые добрые времена» с середины 50-х до середины 80-х годов характеристики масла для дизельных двигателей определялись либо классификацией услуг Американского института нефти (API) API CC, либо API CD. Обычно вы заправляете масла API CC в дизельные двигатели без турбонаддува, а масла API CD — в дизельные двигатели с турбонаддувом. Моторное масло для двухтактных дизельных двигателей Detroit определялось по уровню «сульфатной золы», и обычно использовалось моторное масло, отвечающее требованиям API CC.
Но по мере развития дизельных двигателей возникла потребность в маслах для дизельных двигателей с более высокими эксплуатационными характеристиками, чтобы обеспечить лучший контроль расхода масла, чистоты ремня поршневых колец, образования нагара в масляной системе и отложений на поверхности поршня. С 1985 года были введены классификации API Service API CE, CF-4, CF CF-2 и CG-4 для удовлетворения растущих требований по контролю высокотемпературных отложений на поршнях, износа клапанного механизма, стойкости к окислению и накоплению сажи.
Более поздние классификации масел для дизельных двигателей API, такие как API CH-4, CI-4, CJ-4 и недавно представленная CK-4, были разработаны с упором на требования систем рециркуляции отработавших газов (EGR), PDF и каталитических систем. в двигателях, введенных с начала 2000-х гг.
Серии классификации служб API C обратно совместимы. Масла API CK-4, CJ-4, CI-4 и CH-4 могут использоваться там, где рекомендуется масло более низкой классификации (например, API CG-4). Однако в то же время, когда API представил API CK-4, они также представили API классификации услуг FA-4, в котором указаны DEO SAE XW-30, специально разработанные для дизельных двигателей, которые, вероятно, будут разработаны с 2017 года. Масла API FA-4 разработаны для снижения выбросов парниковых газов и удовлетворения потребностей высокоразвитых систем очистки выхлопных газов, которые еще не были внедрены. Впервые новая классификация услуг API не является ни взаимозаменяемой, ни обратной совместимости с предыдущими классификациями.
Масла API FA-4 нельзя использовать вместо масел API CK-4, CJ-4, CI-4 и CH-4
Классификации API специально разработаны для покрытия потребностей в смазке дизельных двигателей в Северной Америке, хотя производители по всему миру обычно используют Классификации API для определения дизельных моторных масел для своих двигателей.
Однако в Европе спецификации моторных масел Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA — Association des Constructeurs Europeens dÁutomobiles) были введены в начале 1990-х годов. Существуют спецификации моторных масел ACEA для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей и легких фургонов (классификация A/B), спецификации моторных масел для бензиновых и дизельных двигателей высокопроизводительных автомобилей и легких фургонов, требующих совместимости с катализатором (классификация C), и спецификации моторных масел для Масла для дизельных двигателей для тяжелых условий эксплуатации (класс Е). Классификации ACEA, как правило, требуют более высоких показателей вязкости при сохранении качества, более жесткой совместимости с системами очистки выхлопных газов, а некоторые классификации ACEA ориентированы на обеспечение более длительного срока службы масла.
Японская организация по автомобильным стандартам (JASO) также разработала спецификации для масел для дизельных двигателей, в которых основное внимание уделяется чистоте поршней, износу клапанного механизма, способности удерживать сажу и стойкости к высокотемпературному окислению. Некоторые из тестов, используемых в этих классификациях JASO, относятся к японским дизельным двигателям. Две текущие классификации JASO относятся к составам с низким содержанием золы для двигателей, оснащенных устройствами дополнительной обработки, такими как сажевые фильтры и катализаторы. JASO DH-2 предназначен для дизельных двигателей большой мощности, используемых в грузовиках и автобусах, а JASO DL-1 предназначен для дизельных двигателей легковых автомобилей.
Сами производители дизельных двигателей также стали более активно разрабатывать свои собственные спецификации масел для дизельных двигателей OEM. Caterpillar, Cummins, Detroit Diesel, Deutz, Mack, MAN, Mercedes Benz, MTU, Renault и Volvo — некоторые из производителей дизельных двигателей, которые разработали свои собственные спецификации масел для дизельных двигателей OEM.
Некоторые производители указывают максимальный уровень сульфатной золы/серы/фосфора (SAPS) в моторном масле. Такие моторные масла называются «low SAPS».
Итак, какое моторное масло для дизельных двигателей следует использовать? Помните, что любое масло определяется уровнем его производительности и вязкостью. Ознакомьтесь с рекомендациями производителя. В руководстве по эксплуатации современного дизельного двигателя будет указано масло для дизельных двигателей, соответствующее отраслевым классификациям, таким как API CJ-4 или ACEA E4/E6/E7/E9, возможно, спецификации производителя, такие как CAT ECF-3, MB 228.51 или Volvo VDS- 4 и, возможно, рекомендацию SAPS. Для старого дизельного двигателя может потребоваться только моторное масло для дизельных двигателей, отвечающее требованиям API CI-4 или даже API CH-4 или CG-4. Выберите подходящий класс вязкости для диапазона рабочих температур, с которыми придется столкнуться, и готово.
Лучше всего связаться с вашим поставщиком смазочных материалов и передать ему всю эту информацию.
Они должны быть в состоянии порекомендовать подходящее моторное масло для вашего автомобиля или автопарка. В некоторых случаях может быть лучше использовать несколько различных моторных масел для дизельных двигателей, которые точно соответствуют требованиям к моторному маслу для различных двигателей вашего автопарка. Коммерческие мастерские, обслуживающие ряд транспортных средств с дизельными двигателями, должны иметь два или даже три разных масла для дизельных двигателей с разными характеристиками и комбинациями вязкости, чтобы соответствовать требованиям к смазочным материалам для дизельных двигателей, которые они обслуживают.
Все о масле: Классификация и испытания масел
Все о нефти
Еще на рубеже веков автомобильная и нефтяная промышленность осознали, что должен быть какой-то метод классификации и описания картерных масел. В период с 1911 по 1970 год предпринимались постоянные усовершенствования первых грубых попыток классификации моторных масел. Сегодня масла классифицируются по системе, разработанной совместно Американским институтом нефти (API), Американским обществом по испытаниям и материалам (ASTM) и Обществом автомобильных инженеров (SAE).
Тем временем SAE разрабатывала отдельный метод измерения вязкости нефти. С помощью этих двух классификаций автомобилист может лучше понять, с чем он сталкивается при покупке моторного масла.
| Рейтинг | Описание |
|---|---|
| SA: | Универсальное моторное масло для бензиновых двигателей без присадок, за исключением того, что оно может содержать присадки и/или пеногасители. Для этого класса нет требований к производительности. |
| СБ: | Масло для бензиновых двигателей для минимальных условий эксплуатации со всеми качествами класса SA, но с некоторыми антиоксидантными и противозадирными свойствами. |
| ЮК: | Это масло было разработано в соответствии с гарантийными характеристиками для бензиновых двигателей с 1964 по 1967 год и включает в себя все качества класса SB с дополнительными присадками для защиты от ржавчины и моющими/диспергирующими свойствами.![]() |
| SD: | Разработанное в соответствии с гарантийными требованиями автомобилей, выпущенных с 1968 по 1970 год, это масло обладает всеми качествами масла класса SC с лучшими присадками против образования шлама и коррозии. Его можно использовать там, где рекомендуется классификация API SC. |
| SE: | Дальнейшая модернизированная классификация, предусматривающая гарантийное обслуживание легковых автомобилей 1972–1980 годов выпуска. Помимо улучшенных противошламовых и антикоррозионных присадок, оно содержит улучшенные антиоксидантные присадки. |
| СН: | Эта классификация обусловлена более суровыми условиями эксплуатации двигателя. Масло класса SF предназначено для работы в соответствии с гарантийными требованиями в новых двигателях с более высокими температурами. |
| ТД: | Этот рейтинг обеспечивает улучшения по сравнению с рейтингом SF в том смысле, что масло имеет лучшую устойчивость к окислению, лучшую защиту от образования шлама и лучшую защиту от износа. Это было сделано для соблюдения гарантийных требований для автомобилей 1989 года. |
| ИС: | Соответствует требованиям гарантии 1994 года. Все предыдущие категории услуг устарели по этой классификации. Категория обслуживания API SH была принята в 1992 году для описания моторных масел, доступных в 1993 году. Эти масла предназначены для использования в бензиновых двигателях легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков, работающих в соответствии с процедурами технического обслуживания, рекомендованными производителями транспортных средств. Моторные масла, разработанные для этой сервисной категории, обеспечивают характеристики, превышающие минимальные требования API сервисной категории SG, которую должна была заменить сервисная категория SH, в отношении контроля отложений, окисления масла, износа, ржавчины и коррозии. |
| СЖ: | Соответствует требованиям гарантии 1997 года. Категория обслуживания API SJ была принята для использования в описании моторных масел, доступных в 1996 году. Эти масла предназначены для использования в обычных условиях эксплуатации бензиновых двигателей легковых автомобилей, внедорожников, фургонов и легких грузовиков, работающих в соответствии с процедурами технического обслуживания, рекомендованными производителями транспортных средств. . Моторные масла, которые соответствуют обозначению API Service Category SJ (см. Приложение G), могут использоваться там, где рекомендована API Service Category SH и более ранние категории. |
| СЛ: | Соответствует требованиям гарантии 2001 года. API Service Category SL была принята для использования в описании моторных масел, доступных в 2001 году. Эти масла предназначены для использования в бензиновых двигателях современных и более ранних моделей легковых автомобилей, внедорожников, фургонов и легких грузовиков, эксплуатируемых в соответствии с рекомендациями производителей транспортных средств. рекомендуемые процедуры технического обслуживания. Моторные масла, соответствующие обозначению API Service Category SL (см. Приложение G), могут использоваться там, где рекомендованы API Service Category SJ и более ранние категории S. |
| СМ: | Соответствует требованиям гарантии 2005 года. API Service Category SM была принята для использования в описании моторных масел, доступных в 2004 году. Эти масла предназначены для использования в обычных бензиновых двигателях современных и более ранних легковых автомобилей, внедорожников, фургонов и легких грузовиков, эксплуатируемых производителями транспортных средств. ‘ рекомендуемые процедуры технического обслуживания. Моторные масла, которые соответствуют обозначению API Service Category SM (см. Приложение G), могут использоваться там, где рекомендованы API Service Category SL и более ранние категории S. |
Литера S в служебной классификации означает, что масло предназначено для использования в легковых автомобилях. Существует буквенная классификация C (CA, CB, CC и CD), которая относится к маслам, предназначенным для коммерческого применения, причем CD является наиболее строгой классификацией.

Нестабильны при температуре ниже 0°С.

Повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах.
• Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.
• Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.
Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с).• Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов и дают экономию топлива. Необходимо руковотствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.
5mPa.s), оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC, увеличивают срок службы последних.
• Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей.• Обладают высокими противоизносными свойствами, стойкостью к старению, предотвращают образование отложений в турбокомпрессоре и негативное влияние сажи на свойства масла.• Они применимы в автомобилях без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, имеющих рециркуляцию отработанных газов и систему катализаторов снижения уровня оксидов озота.
Это было сделано для соблюдения гарантийных требований для автомобилей 1989 года.