23Май

Что такое детонация двигателя: Детонация двигателя: причины, способы устранения | SUPROTEC

Содержание

Детонация двигателя причины. Как распознать детонацию и что делать в этом случае

  • Что такое детонация
  • Основные признаки
  • Разновидности детонации двигателя
  • Основные причины детонации двигателя
  • Неправильный выбор топлива для авто
  • Особенности эксплуатации двигателя
  • Неверно настроенное зажигание
  • Неисправные свечи зажигания
  • Не соответствуют свечи зажигания
  • Прошивка как причина детонации двигателя
  • Обедненная топливовоздушная смесь
  • Нагар в цилиндрах
  • Октановое число
  • Особенности конструкции ДВС
  • Неисправность системы охлаждения
  • Моющая присадка в бензин «SGA (СГА)»
  • Перегрев двигателя
  • Детонация двигателя при выключении зажигания
  • Таблица определения неисправности
  • Зачем нужен датчик детонации
  • Методы борьбы с детонацией
  • Конструктивные решения для предотвращения детонации
  • Чем опасна?
  • Последствия
  • Как избежать детонации
  • Методы профилактики

Что такое детонация

Говоря научным языков, детонация – это произвольное самовоспламенение смеси в цилиндрах двигателя, которое имеет характер взрывной волны. Именно последний параметр отличает детонацию от других случаев самовозгорания смеси в цилиндрах (например, калильного зажигания). Основная проблема детонации не в том, что топливо-воздушная смесь воспламенилась не в «свое» время, а в том, что скорость распространения этого огня в 500-1000 раз больше чем в случае обычного «поджига» от свечи. Именно ударная волна и приводит ко всем негативным последствиям детонации.

Чтобы было понятно, о какой напасти идет речь, перечислим негативные моменты, которые детонация оказывает на двигатель.

1. Все элементы мотора получают перегрузки, что заметно сокращает их ресурс. Особенно страдают поршни и коленвал.


Поврежденный поршень из-за детонации

2. Из-за повышения температуры увеличивается риск прогара клапанов и прокладки головки блока.


Прогоревший клапан

3. Детонационная волна смывает масляную пленку со стенок цилиндров, что может привести к задирам.


Задир в цилиндре

Кстати, характерный звук при возникновении детонации это вовсе не стук пальцев, как принято считать, а удары взрывной волны от детонации по стенкам цилиндров. Если бы пальцы двигателя были настолько изношены, что издавали бы такие звуки, то владельцу этого мотора надо было бы думать не о детонации, а о капремонте.

к содержанию ↑

Основные признаки

Итак, детонация представляет собой неконтролируемый хаотичный процесс сгорания топлива, который больше похож на взрывы в цилиндре. Причем эти условные взрывы происходят несвоевременно (например, на такте сжатия, когда поршень еще движется вверх). В результате ударная волна и высокое давление становятся причиной сильнейших нагрузок на элементы ЦПГ и КШМ, буквально разрушая мотор.

Детонацию определяют не только по звуку, но и по ряду других признаков. Прежде всего, двигатель теряет мощность при нажатии на газ, также мотор может немного дымить в момент резкого нажатия на педаль акселератора серовато-черным дымом. Обычно сильная детонация сопровождается перегревом двигателя, на холостых и под нагрузкой работа ДВС может быть крайне неустойчивой, скачут обороты и т. д.

к содержанию ↑

Разновидности детонации двигателя

Детонация автомобиля разделяется на категории:

  1. Кратковременная, происходящая при резком наборе оборотов и длящаяся 1-2 секунды. Эффект встречается на форсированных двигателях и агрегатах с большим объемом цилиндров. Процесс не вызывает поломку деталей и является нормальным.
  1. Длительная, проявляющаяся при повышении нагрузки и увеличении частоты вращения коленчатого вала (вне зависимости от выбранной передачи и скорости движения).

Процесс является неконтролируемым и способен разрушать камеры сгорания, днища поршней или перегородки между кольцами.

к содержанию ↑

Основные причины детонации двигателя

Факторами при которых появляется детонация в ДВС, являются условия благоприятные для быстрых окислительных процессов в камере сгорания.

1. Рабочая смесь в соотношении 9:1. Она способствует формированию в дальних уголках камеры сгорания очагов окислительных реакций.

2. Увеличение угла опережения зажигания.  Пик максимума давления сдвигается к верхней мертвой точке. Это  способствует увеличению давления в камере сгорания и появлению детонации.

3. Невысокое октановой число бензина. Дело в том, что активность горючего к окислению возрастает со снижением октанового числа.

4. Возрастание степени сжатия. Потому что моторы с высокой степенью сжатия должны работать на горючем с высоким октановым числом.

5. Конструкция камеры сгорания выполнена неудачно. Поэтому происходит плохой отвод тепла, слишком большой диаметр цилиндров и пр.

к содержанию ↑

Неправильный выбор топлива для авто

Двигатели со степенью сжатия более 10 единиц и агрегаты с наддувом рассчитаны на топливо с октановым числом не ниже 95. При использовании бензина низкого сорта или испарении присадок (используются некоторыми нефтеперерабатывающими компаниями для повышения детонационной устойчивости) происходит преждевременное воспламенение смеси взрывного характера.

Контроллер инжекторного мотора способен снизить вероятность детонации корректировкой опережения зажигания и фаз газораспределения (при наличии системы поворота распределительных валов).


Одна из причин детонации двигателя — неправильно подобранное топливо.

к содержанию ↑

Особенности эксплуатации двигателя

Детонация возникает при работе мотора с перегрузкой (например, во время движения с небольшой скоростью на затяжном подъеме на повышенной передаче). Для устранения дефекта необходимо перейти на пониженную скорость, что позволит повысить частоту вращения и нормализовать процесс сгорания.

Детонация двигателя автомобиля при запуске холодного силового агрегата указывает на обеднение смеси из-за засора распылителей форсунок. По мере прогрева проблема исчезает (производительность системы впрыска соответствует требуемому составу топливовоздушной смеси).

к содержанию ↑

Неверно настроенное зажигание

На двигателях с механической регулировкой системы зажигания детонация возникает из-за преждевременного воспламенения, вызванного неправильным опережением — ранним или поздним зажиганием. Расширяющиеся газы сжимают идущий вверх поршень, что приводит к появлению детонации . Силовые агрегаты с бесконтактным зажиганием и электронной регулировкой момента опережения автоматически адаптируются под условия работы и нагрузку и не требуют ручной настройки системы зажигания.

к содержанию ↑

Неисправные свечи зажигания

При выборе свечей зажигания необходимо учитывать не только размеры резьбовой втулки, но и калильное число (информация о допусках указывается в инструкции по обслуживанию и специализированных каталогах). Применение изделий с пониженным или повышенным числом приводит к затрудненному запуску и нарушению процесса искрообразования. Мотор теряет мощность и крутящий момент, нарушается нормальное сгорание топлива и падает динамика разгона автомобиля.

к содержанию ↑

Не соответствуют свечи зажигания

Игнорируя рекомендации производителей двигателей и свечей зажигания можно установить не подходящие свечи. Часто, на производителей свечей не обращают внимания, при покупке только разделяют для инжекторных двигателей и для карбюраторных. Свечи, которые не подходят, будут воспламенять горючую смесь в неположенное время, что также приведет к детонации двигателя.

Рассмотренные выше 3 причины возникновения детонации — самые часто встречающиеся, но самые легко устраняемые.

к содержанию ↑

Прошивка как причина детонации двигателя

Детонацию может вызвать некорректная прошивка, установленная в блоке управления двигателем.

Например, после снятия каталитического нейтрализатора владельцы загружают программу с измененным алгоритмом работы. В случае обнаружения проблем необходимо установить прошивку, соответствующую характеристикам силового агрегата. Самопроизвольное изменение заданных параметров настройки в процессе эксплуатации двигателя невозможно.

к содержанию ↑

Обедненная топливовоздушная смесь

Меньше горючего — больше воздуха, выше температура горения, выше склонность к самовоспламенению от сжатия.

В погоне за экономичностью автомобилисты могут специально обеднять топливовоздушную смесь.

Это еще одна причина, почему возникает детонация двигателя. Из-за недостаточной концентрации паров горючего искра не может воспламенить смесь. При следующем цикле впрыска, наоборот, паров топлива становится больше нормы. Чрезмерно обогащенная, воспламеняется от сжатия раньше времени.

Почему еще может происходить обеднение:

  • упала производительность бензонасоса;
  • забился топливный фильтр;
  • низкое давление в топливной магистрали;
  • воздушные пробки в системе;
  • отказ или неверные показания кислородного датчика.

к содержанию ↑

Нагар в цилиндрах

Если в цилиндре низкая компрессия, то горючая смесь будет сгорать не полностью, что также приводит к дальнейшим неисправностям — закоксовке. Потом придется делать раскоксовку двигателя своими руками или в сервисе. При образовании слоя нагара на стенках цилиндра, диаметр, соответственно, уменьшается, а компрессия повышается, что приводит к возникновению детонации ДВС.


Чем чище топливо, тем дольше межремонтный период ДВС и тем больше времени до капиталки ДВС. По частоте замены топливного фильтра можно определить, какого качества топливо, в основном, используется.

к содержанию ↑

Октановое число

Одной из наиболее распространенных причин детонации двигателя является использование бензина с низким числом, которое не рекомендовано для данного типа ДВС. Сознательно покупаете бензин с октановым числом ниже рекомендуемого производителем мотора? Это станет причиной детонации двигателя рано или поздно.

Если автомобиль, силовой агрегат которого рассчитан на применение топлива с числом не ниже 95, заправить бензином марки АИ-92, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что при высоких нагрузках топливо в цилиндрах будет детонировать.

Однако проблема может появиться и в случае, если марка соответствует рекомендациям производителя. Все дело в качестве бензина. Недобросовестные продавцы нередко самостоятельно повышают октановое число, путем добавления в горючее сжиженного пропана или метана. Эти газы очень быстро испаряются, после чего в баке остается низкооктановый бензин.

Вследствие детонации низкооктанового топлива, в камере сгорания усиленно образуется нагар, который, в свою очередь, может вызвать такое явление, как калильное зажигание. В этом случае двигатель продолжает работать даже после выключения зажигания. Причины его возникновения в том, что воспламеняется топливно-воздушная смесь не от искры, а от раскаленных электродов свечи или нагара.


Таблица октанового числаБензин имеет заметно меньшую стойкость к детонации сравнительно с дизтопливом. Октановое число является той характеристикой, которая отражает детонационную стойкость бензина. Чем выше оказывается число, тем большее сжатие допускается без риска.

к содержанию ↑

Особенности конструкции ДВС

Двигатели легковых машин со степенью сжатия от 10 единиц склонны к детонации при использовании бензина с октановым числом менее 95. В некоторых моторах на поршнях и поверхности камер сгорания имеются острые кромки, вызывающие нарушение нормального процесса сгорания. В этом случае проблема решается использованием качественного топлива, но остается кратковременная детонация при переходных режимах работы.

Силовые агрегаты с повышенной литровой мощностью (например, с нагнетателем) отличаются увеличенным давлением рабочей смеси на впуске в цилиндр. При использовании некачественного топлива или нарушении условий охлаждения возрастает риск детонации.

В конструкции предусмотрен датчик, который определяет момент начала взрывного сгорания топливной смеси и регулирует работу систем (например, снижает давление в системе наддува при помощи специального клапана в турбине либо корректирует момент зажигания).

к содержанию ↑

Неисправность системы охлаждения

Также топливо детонирует, если в силовом узле неисправна охлаждающая система. При такой неполадке наблюдается детонация двигателя при разгоне. Под нагрузкой мотор перегревается, внутреннее пространство камеры сгорания раскаляется до температуры, когда пары бензина самовоспламеняются.

Моющая присадка в бензин «SGA (СГА)»

Очищает и смазывает топливные насосы и форсунки, продлевает ресурс. Улучшает впрыск, что снижает расход топлива и повышает динамичность. Годится для любых бензиновых систем, включая TFSI, TSI, GDI, MDI.

Перегрев двигателя

Иногда причиной детонации становится перегрев двигателя. Если мотор детонирует только под нагрузкой, возможно проблема – высокая температура. Измерьте уровень охлаждающей жидкости, при недостатке – срочно долейте. Если с ОЖ все в порядке, проверьте работоспособность термостата и вентилятора. Иногда приходится промывать радиатор.

Детонация двигателя при выключении зажигания

Достаточно распространенным явлением во время эксплуатации бензиновых и дизельных ДВС является то, что детонация двигателя проявляется уже после выключения зажигания. Двигатель в этом случае дергается, так как коленвал успевает сделать еще несколько оборотов.

Такая детонация двигателя после выключения зажигания может быть вызвана двумя явлениями:

  • дизелинг;
  • калильное зажигание;

В первом случае, который характерен для бензиновых агрегатов, имеет место кратковременная или продолжительная работа мотора в результате повышения степени сжатия или использования несоответствующего по детонационной стойкости топлива, что приводит к самостоятельному воспламенению топливно-воздушной смеси. Во втором случае горючее в цилиндрах может самопроизвольно воспламеняться после выключения зажигания от контакта с раскаленными поверхностями или тлеющим слоем нагара в камере сгорания.

к содержанию ↑

Таблица определения неисправности

ПризнакНеисправностьПричина
Решение
Детонация появилась после заправкиТопливовоздушная смесь самовоспламеняетсяНизкокачественное горючее с неподходящим октановым числомСлить топливо, промыть двигатель промывкой
Детонация сразу после запуска мотораИскра слишком рано поджигает топливовоздушную смесьНеправильно настроенное зажиганиеОтрегулировать угол зажигания
Детонация двигателя на холостых оборотахОбедненная топливовоздушная смесьНеправильно настроен впрыскОтрегулировать впрыск
Детонация после выключения зажиганияТопливовоздушная смесь самовоспламеняется без искрыНагар на стенках цилиндровИспользовать промывку или присадку SGA от Suprotec
Детонация в любом режиме работыНеподходящие или неисправные свечиНесвоевременный поджиг топливовоздушной смесиЗаменить свечи
Детонация под нагрузкой
Перегрев силового агрегатаНеисправность системы охлаждения двигателяПроверить исправность всех компонентов системы охлаждения
Детонация появляется во время долгой поездкиПерегрев силового агрегатаНеисправность системы охлаждения двигателяПроверить исправность всех компонентов системы охлаждения
При детонации выхлоп черного или зеленого цветаЧастицы алюминия в продуктах сгорания топливаРазрушение компонентов двигателяПолная замена ЦПГ и других поврежденных деталей

к содержанию ↑

Зачем нужен датчик детонации

Как выглядит датчик детонации.

В конструкции многих двигателей на блоке цилиндров имеется такой модуль, как датчик детонации. Его основная задача заключается в отслеживании процесса сгорания ТВС в цилиндре и автоматическом изменении параметров зажигания и качества горючей смеси. Принцип действия датчика основан на акселерометрии – он трансформирует энергию колебаний блока цилиндров в электрические импульсы, которые в виде сигналов посылаются в блок управления мотором. Здесь сигналы расшифровываются, и электроника вносит коррективы в величину угла опережения зажигания и соотношение бензина и воздуха в рабочей смеси.

Конструкционно датчик детонации представляет собой пьезоэлектрический элемент, размещенный в защитном корпусе. При возникновении детонации на краях данного элемента образуется напряжение. И чем выше амплитуда и частота механических колебаний блока цилиндров, тем больше становится величина данного напряжения.

Однако возможности роста напряжения принудительно ограничены на уровне определенного критического значения. При его превышении в блок управления двигателем отправляется соответствующая команда, которая уменьшает угол опережения зажигания и/или изменяет соотношение бензина и воздуха в ТВС. При отключении датчика от двигателя, но сохранении связи с блоком управления, электронная система начинает работать в режиме «все в порядке», не реагируя на возникающую детонацию. Поэтому исправность указанного датчика имеет большое значение для сохранения работоспособности двигателя и предотвращения его преждевременного износа.

к содержанию ↑

Методы борьбы с детонацией

Существуют методы, борьбы с детонацией. Все они основаны на ускорении догорания несгоревших частей в основном пламени двигателя. В следствии этого возможно также замедление окислительных реакций.

Первый фактор – увеличение оборотов. Потому что время прохождения окислительных реакций значительно сокращается и вероятность самовоспламенения уменьшается. Второй фактор – вращение (турбулизация) смеси в камере сгорания. Так как фронт пламени распространяется и детонация не наступает. Третий фактор – снижение пути фронта пламени. Практически это решается установкой двух свечей на цилиндр или меньшим диаметром последнего.

Для борьбы с детонацией авто производители разрабатывают различные конструкции камер сгорания. Например — форкамерный-факельная система зажигания автомобиля ГАЗ-3102.  Повсеместное применение электроники в автомобилестроении, позволило свести  к минимуму это явление. Ведь датчики постоянно следят за ситуацией внутри цилиндров и при появлении первых признаков детонации изменяют состав рабочей смеси и угол опережения зажигания. Кроме того, созданы современные двигатели, работающие на сверх бедных смесях (соотношение 40-50:1), что также исключает детонацию.

Основные причины детонации зависят от конкретных условий при которых детонация в двс возникает. Задача определить что именно не хватает двигателю для нормальной работы.

к содержанию ↑

Конструктивные решения для предотвращения детонации

Для борьбы с детонацией инженеры в разное время использовали определенные конструктивные решения. Такие решения направлены на максимально эффективное и быстрое сгорание заряда топлива во фронте пламени, полноту сгорания от искры, замедление окислительных процессов, в результате которых происходит неконтролируемое воспламенение.

Необходимо добавить, что в целях противодействия детонации могут быть увеличены обороты двигателя, в результате чего сокращается время на протекание окислительных реакций и снижается вероятность самовоспламенения топливно-воздушной смеси.

Еще одним инженерным решением выступает турбулизация. Потоки смеси в камере сгорания благодаря конструктивным особенностям получают определенное вращение, фронт пламени от искры распространяется быстрее. Также противостоять детонации помогает уменьшение того расстояния, которое проходит фронт пламени. Для сокращения пути цилиндр может быть выполнен с меньшим диаметром, а также возможна установка еще одной свечи зажигания.

Отдельно стоит отметить форкамерно-факельное зажигание, которое в свое время было призвано эффективно бороться с детонацией. Моторы с форкамерой конструктивно предусматривают наличие двух камер: предкамеру и основную камеру. Принцип работы состоит в том, что в малой камере создается обогащенная смесь, а в основной находится обедненная. После воспламенения смеси в предкамере фронт пламени воспламеняет смесь в основной камере, исключая возможность детонации.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое форкамерный двигатель. Из этой статьи вы узнаете об особенностях конструкции и принципах работы предкамерных моторов.

На современных моторах детонации активно противостоит электроника. Появление микропроцессорных блоков управления двигателем (ЭБУ) позволило в автоматическом режиме изменять угол опережения зажигания (УОЗ) на основании показаний от датчиков, а также динамично вносить коррективы в состав горючей смеси.

к содержанию ↑

Чем опасна?

Двигатель, работающий с сильной детонацией и большой нагрузкой, выходит из строя за считаные минуты. Повреждение вызывают как механические напряжения, так и сильный перегрев деталей.

Материалы по теме 6 самых надежных двигателей (из тех, что еще продаются)

  • Чаще всего страдает поршень — деталь, не имеющая непосредственного теплоотвода и изготовленная из сплава со сравнительно низкой температурой плавления.
  • Разрушаются перегородки между поршневыми кольцами.
  • Возможно подгорание и растрескивание тарелок клапанов, иногда наблюдается прогорание прокладки головки блока цилиндров.
  • Порой страдают свечи зажигания.
  • Детонация вызывает вибрацию двигателя, что ухудшает смазку трущихся поверхностей и даже может приводить к разрушению поршневых пальцев и шатунных вкладышей.

к содержанию ↑

Последствия

Как уже было сказано выше, от разрушительных нагрузок в результате постоянной детонации быстро выходит из строя кривошипно-шатунный механизм, ГБЦ, другие в большей или меньшей степени нагруженные элементы и узлы двигателя. Ударная волна от взрыва детонирующего топливного заряда с высокой скоростью ударяет по стенкам цилиндров, разрушает масляную защитную пленку на трущихся парах.

Также детонация вызывает нарушение процесса теплоотдачи от раскаленных газов, которые перегревают цилиндры. Возникающий локальный или общий перегрев двигателя уничтожает кромку поршня, которая попросту выкрашивается или плавится под воздействием запредельно высоких температур. Рост температуры вызывает прогар прокладки головки блока, разрушение стенок цилиндров, прогар клапанов ГРМ, быстро приходят в негодность свечи зажигания и т.д. Закономерным итогом становится то, что ударные и термические нагрузки, возникающие при детонации, значительно повышают общий износ двигателя и сокращают его моторесурс.

к содержанию ↑

Как избежать детонации

Главное правило — никогда не заправляться бензином с пониженным октановым числом . Инженеры проектируют двигатели с определенным запасом, учитывая то, что реальное октановое число может оказаться чуть ниже заявленного. Поэтому кратковременная езда на 92‑м вместо 95‑го, как правило, вреда не приносит. Но если заливать 92‑й постоянно, то вместо него однажды можно нарваться на условный «89‑й», и это уже будет смертельно.

Ну а если двигатель детонирует даже на заведомо нормальном бензине, не откладывайте визит на сервис.

  • На каких современных авто можно проехать 500 000+ км? Все семь моделей — тут.
  • Некачественный бензин, бесконечные путешествия по пробкам, постоянные перегревы мотора приводят к быстрому износу свечей зажигания. Проверяйте их чаще и меняйте по мере необходимости.
  • Всегда в продаже специальная и техническая литература, выпущенная издательством «За рулем».

к содержанию ↑

Методы профилактики

  • Использование топлива с параметрами, рекомендованными автопроизводителем.
    В частности, это касается октанового числа (нельзя занижать его). Необходимо заправляться на проверенных заправках и не заливать в бак всякий суррогат.
  • Выполнить раскоксовку, почистить двигатель, то есть, сделать объем камеры сгорания нормальным, без нагара и грязи.
  • Выполнить ревизию системы охлаждения двигателя. В частности, проверить состояние радиатора, патрубков, воздушного фильтра.
  • Дизелей нужно правильно выставить угол опережения впрыска.
  • Не перепрошивать ЭБУ с целью экономии топлива;
  • Правильно эксплуатировать машину, не ездить на высоких передачах с малой скоростью.

Источники

  • https://avtoexperts.ru/article/detonatsiya-dvigatelya-prichiny-i-sposoby-bor-by/
  • http://KrutiMotor.ru/vo-vremya-razgona-detonatsiya-dvigatelya-chto-delat/
  • https://gdetoplivo.ru/toplivo/detonacziya-dvigatelya-avtomobilya-effektivnye-metody-ustraneniya
  • https://avto-mechanik.ru/detonacija-dvigatelja-prichiny-i-metody-ustranenija/
  • https://autostuk. ru/detonaciya-dvigatelya.html
  • https://autozona54.ru/statyi/polezno-znat/detonaciya-dvigatelya-prichiny-i-posled.php
  • https://suprotec.ru/suprotek-stati/detonatsiya-dvigatelya/
  • http://KrutiMotor.ru/detonaciya-topliva-v-dvigatele/
  • https://AvtoNov.com/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/
  • https://www.zr.ru/content/articles/928466-detonaciya-chem-grozit-i-kak-izbezhat/

[свернуть]

Что такое детонация двигателя. Особенности, причины возникновения и чем опасна

Сегодня мы узнаем, что называется детонацией двигателя автомобиля, что происходит в силовой установкой при детонационных процессах и каковы основные причины возникновения сбоев в работе мотора

ЧТО ТАКОЕ ДЕТОНАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ. ОСОБЕННОСТИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЧЕМ ОПАСНА


Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется детонацией двигателя автомобиля, что происходит в силовой установкой при детонационных процессах и каковы основные причины возникновения сбоев в работе мотора.  Кроме того, расскажем про то, насколько опасна детонация двигателя для узлов силовой установки, как распознать и не допустить появления взрывных процессов в цилиндрах мотора, а также, каким образом данная неприятность способна влиять на срок службы двс. В заключении поговорим о том, почему дизельные двигатели почти лишены проблем с детонационными процессами, которые образуются в камерах сгорания топливно-воздушной смеси и как можно устранить такую неисправность в силовой установке.


В процессе эксплуатации любого двигателя его износ ежедневно увеличивается и происходит это до определенного периода времени. В том случае, когда происходит плавное изнашивание силовой установки, то как правило, это осуществляется не заметно и двигатель продолжает работать в штатном режиме. Однако, когда штатный режим работы мотора сбивается и сгорание топливной смеси в камерах цилиндров протекает с нарушением воспламенения, то это может приводить в серьезным последствиям для узлов силовой установки. Первыми ласточками, которые свидетельствуют о проблемах в цилиндрах двигателя являются потеря мощности и повышенный расход моторного масла с топливом. Зачастую детонацию вызывает чрезмерный нагар на стенках цилиндров, что вызывает уменьшение объема камеры сгорания и как следствие процесс приводит к разрушительным последствиям в двигателе.

 

 ЧТО ТАКОЕ ХОНИНГОВАНИЕ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ

 

 

Итак, что же такое детонация силовой установки? Детонацией называется процесс протекающий в моторе автомобиля, который сопровождается взрывным воспламенением топливно-воздушной смеси в камерах сгорания цилиндров силовой установки. Справочно заметим, что оптимальной волной воспламенения смеси является скорость в 30-50 метров за секунду времени, а при возникновении детонации, скорость пламени может достигать 1500-2000 метров за секунду. Ударная волна, возникающая в камере сгорания очень пагубно сказывается на всех деталях, с которыми она соприкасается. Как правило, первыми узлами мотора, которые начинают страдать от детонации являются кривошипно-шатунный механизм, стенки блока цилиндров, голова блока (гбц) и клапана силовой установки.


1. ОСОБЕННОСТИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРИ ДЕТОНАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ

В подавляющем большинстве детонационные процессы возникают в бензиновых силовых установках, так как дизельные моторы функционируют иначе. Для того, чтобы понять, как возникает детонация в двигателе, первоначально нужно рассмотреть нормальные условия работы бензинового мотора. Как мы знаем, бензиновый двигатель работает таким образом, что на такте сжатия топливно-воздушной смеси, в верхней мертвой точке камеры сгорания происходит искра от свечи, которая обеспечивает воспламенение топлива.


Справочно заметим, что угол опережения при воспламенении свечи находится примерно в 2 градусах от верхней мертвой точки. То есть получается такая ситуация, что поршень не успевает подойти к самому верху камеры сгорания, а искра уже подалась, что вызывает молниеносное возгорание топлива. Однако основная область горения пламени в камере, происходит в тот момент, когда поршень опускается вниз, то есть фронт воспламенения, как бы подталкивает элемент цилиндра в нужнем направлении. Благодаря таким «телодвижениям» в двигателе, происходит оптимальная работа мотора. Таким образом, еще раз обобщим: первоначально происходит сжатие в камере сгорания, затем осуществляется процесс воспламенения от свечи зажигания и наконец созданное пламя толкает поршень вниз, а как следствие автомобиль начинает движение.


А теперь давайте рассмотрим, какие же процессы происходят при детонации? Как видим при нормальной работе двигателя происходит плавное воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания. В том случае, когда поршень еще не успевает дойти до верхней мертвой точки, а топливно-воздушная смесь уже возгорается, причем с таким мощным фронтом горения смеси, что это напоминает настоящий взрыв в цилиндре. Таким образом, получается такая ситуация, что когда те поршни, которые поднимаются вверх к верхней мертвой точки они начинают испытывать колоссальные перегрузки. Такое функционирование силовой установки не является нормальным, так как топливо в камере воспламенятся не от искры свечи, и из-за высокого давления. Если мотор работает именно так, как мы описали, то двигатель способен достаточно скоро выйти из строя, потому что детонация раз за разом просто уничтожает детали внутри цилиндра своими взрывами.

Итак, из-за чего же возникает детонация в камерах сгорания двигателя. Основных причин появления детонационных процессов в цилиндрах не так много, однако такой аномальный режим работы силовой установки может просто напрочь вывести из строя ключевые узлы мотора, причем происходит это довольно быстро.

Основные причины возникновения детонации:


— Как мы знаем каждый современный двигатель обладает определенной степенью сжатия и как правило, он рассчитан под ту или иную марку топлива. Например автопроизводитель рекомендует заливать тот же бензин с минимальным октановым числом в 95 единиц, а мы постоянно льем 92-ой, то благодаря этому создается детонация в цилиндрах. Те единицы, которые указываются на заправках, как раз и указывают на стойкость топлива к детонационным процессам. Проще говоря, если двигатель рассчитан на степень сжатия в 10 единиц, то к примеру, если мы зальем 80-ый бензин, то он воспламенится не от искры, а за счет давления или сжатия. Таким образом, если на лючке бензобака у нас указаны цифры с минимально допустимым бензином в 95 октановых чисел, то не стоит заливать топливо с показателями ниже этих. В том случае, если автомобиль находится на гарантии, то такое нарушение регламента будет являться хорошим поводом для снятия нас с нее.

Поддельное или некачественное топливо косвенно касается вышеописанного пункта, только в этом случае мы думаем, что покупаем одну марку бензина, а по факту нам продают другую, как правило, хуже качеством. В этом случае, детонация мотора также обеспечена;

Уменьшение объема камеры сгорания, которое происходит в связи с неправильной эксплуатацией автомобиля, в следствии использования некачественного топлива. Когда автовладелец систематически заливает бензин низкого качества, то со временем камеры сгорания цилиндров зарастают налетом или отложениями. Такие отложения, которые появляются, как на стенках цилиндров, так и на поршнях, уменьшают объемы камер сгорания, следственно степень сжатиямотора значительно повышается. Признаком уменьшения объема цилиндров из-за отложений, зачастую служит специфический металлический звук при работе двигателя.

— В связи с неправильно настроенной системой зажигания, которое особенно характерно для карбюраторных моторов в процессе эксплуатации транспортного средства могут также возникать детонационные процессы в камерах сгорания топлива. Как правило, если в автомобиле выставлено именно ранее зажигание, то детонация приходит к мотору достаточно быстро.

— В том случае, если система охлаждения двигателя находится в неисправном состоянии, в следствии наличия пробок и рабочая температура мотора постоянно высокая, то давление в камерах сгорания топлива начинает стремительно расти. Опять же такая ситуация служит хорошим началом для образования детонационных процессов в силовой установке.

Кроме вышеописанных основных причин, которые способны вызывать детонацию в двигателе, порой не менее весомым признаком появления взрывного воспламенения топлива в камерах сгорания мотора является не продуманная конструкция узлов силовой установки, например не правильные формы поршней, шатунов, камер сгорания и прочих элементов. Однако, как правило, большинство современных двигателей практически лишены проблем с не продуманной конструкцией узлов мотора, поэтому упор в поиске причин, стоит делать на пункты, которые мы описали ранее.

2. ЧЕМ ОПАСНА И КАК ОБНАРУЖИТЬ ДЕТОНАЦИЮ ДВИГАТЕЛЯ

А теперь давайте все таки подробней разберемся, чем так опасна детонация для силовой установки. Как мы говорили ранее, при детонационных процессах образуется взрывообразное воспламенение топливно-воздушной смеси, скорость перемещения в камере сгорания, которой порой достигает 2000 метров в секунду, при норме в 30-40 метров в секунду. Кроме высокой скорости перемещения, такое воспламенение обладает еще и не малой температурой в 3000-4000 градусов по Цельсию. Поэтому такие детали двигателя, как поршни, стенки цилиндров, клапана, голова блока, прокладка гбц и прочие компоненты мотора находятся под мощнейшей нагрузкой. Проще говоря, исходя из своей конструкции они просто не рассчитаны на такие «издевательства«.

В том случае, если детонация в двигателе длится продолжительное время, то зачастую первыми прогорают поршни с клапанами, а затем черед может наступить головки блока, которая просто оплавляется. Наряду с прогоранием поршнем также часто выходит из строя прокладка головки блока цилиндров. Прокладка под воздействием сильного давления с высочайшей температурой просто слетает со своего места и сгорает. Вот поэтому не зря многие специалисты по обслуживанию и ремонту транспортных средств называют детонационный процесс самым опасным разрушительным влиянием на внутренние узлы силовой установки.

Как же распознать надвигающуюся проблему и не допустить ее пагубное влияние на мотор? В принципе обнаружить симптомы начинающейся детонации довольно просто. При начальной детонации, силовая установка начинает функционировать не стабильно, то есть возникает подтраивание, характерный металлический звук при работе (со стороны звук напоминает удары молотка о металл), если мотор с цепным приводом, то цепь начинает перемещается по шестерням намного тише обычного, а мощность заметно снижается, то есть при нажатии на педаль газа у автомобиля не появляется тяги.

Для того, чтобы не допустить такого страшного сна для любого автовладельца, как детонация существуют легкие правила помогающие избежать проблемы. Самое главное действие помогающее предотвратить появление детонации — это использование только той маркитоплива, которое указано в документации на автомобиль, то есть рекомендованное автопроизводителем. Чтобы не быть обманутым в плане качества топлива, заправляться нужно только на проверенных АЗС, лучше на сетевых. Иногда для профилактики стоит повышать обороты двигателя, чтобы прочистить образовавшийся налет в камерах сгорания. Кроме того, рекомендуется четко по регламенту производить плановую замену охлаждающей жидкости и прочищать радиатор, а также не допускать перегревов системы.


В заключении отметим, что как правило, при правильной эксплуатации силовой установки, а также своевременной профилактики от образования детонационных процессов, современные моторы способны отходить до серьезных проблем не менее 150-200 тысяч километров пробега, а то и больше. Также справочно заметим, что в случае обнаружения выше описанных детонационных признаков, рекомендуется первым делом заменить текущее заправляемое топливо на другое, с более высоким октановым числом и произвести тщательную диагностику силовой установки на станции технического обслуживания. Кроме того, о необходимости ремонта мотора может говорить не каждый признак в отдельности, а наличие многих из перечисленных.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ.  
ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

«Стук в двигателе» и как с этим бороться?

Все согласны с тем, что машины могут издавать странные звуки. Если звук ближе к «стуку», возможно, вы имеете дело с проблемами под капотом, проблемами, которые могут привести к повреждению двигателя, если их не решить. Мы пишем этот блог как еще один информативный пост, чтобы рассказать всем об обслуживании двигателя своего автомобиля.
Что такое стук в двигателе?

Детонация или стук в двигателе возникает, когда воспламеняется отдельный карман воздушно-топливной смеси после того, как искра воспламенила воздушно-топливную смесь в камере сгорания. Воздушно-топливный заряд должен воспламеняться только от свечи зажигания и в определенный момент хода поршня. Детонация возникает, когда пик процесса сгорания больше не приходится на оптимальный момент для четырехтактного цикла. Вот несколько простых шагов, чтобы избежать «Стук двигателя»  без особых затрат.

Повышение октанового числа топлива:

Детонация в двигателе часто возникает при неправильном составе топливно-воздушной смеси. Чтобы противостоять этому, вы можете добавить в смесь октановый усилитель. Это может помочь обеспечить надлежащее октановое число, которое затем может остановить стук.

Рекомендуемый минимальный уровень октанового числа в США — 87. Но чтобы быть уверенным, лучше всего проверить в руководстве по обслуживанию правильное октановое число для вашего автомобиля. Использование октанового усилителя — хорошая идея, но владельцы автомобилей должны знать, какой вид топлива они используют в своих подержанных автомобилях.

Очистка камеры сгорания:

Камера сгорания автомобиля

В целях безопасности каждые 100 часов работы проверяйте цилиндр на наличие нагара. Неправильный вид топлива не только приведет к детонации, но и может привести к избыточному загрязнению цилиндров. Эти примеси могут способствовать детонации двигателя. Таким образом, убедитесь, что ваша камера сгорания чистая, что необходимо для предотвращения нежелательных шумов.

Вы можете добавить в топливо моющее средство, чтобы справиться с этой задачей. Топливные присадки доступны в нашем магазине запчастей, поэтому инвестировать в них несложно. Тем не менее, обязательно следуйте инструкциям на бутылке, прежде чем заливать ее в бензобак.

Проверка свечей зажигания:

Свечи зажигания на подержанном автомобиле

Фактические детали вашего автомобиля также могут быть причиной детонации двигателя. Например, свечи зажигания. Свечи зажигания вашего двигателя создают электрическую искру, которая воспламеняет топливно-воздушную смесь в цилиндре. Мало того, что они могут быть причиной этих странных шумов, они вредны для вашего двигателя в целом.

К счастью, замена свечей зажигания — довольно недорогое решение. Так что возьмите за привычку регулярно проверять свечи зажигания.

Контроль времени автомобиля:

Двигатель Camaro на дисплее

Чтобы сделать это, вы должны сначала найти метку времени на вашем двигателе. Обычно он находится в небольшом зазоре в корпусе колокола коробки передач. После этого вам нужно определить номер свечи зажигания, которую вы должны проверить на синхронизацию двигателя. Обратитесь к руководству по обслуживанию вашего автомобиля, чтобы быть уверенным, особенно если это дешевый подержанный автомобиль. Перед началом теста рекомендуется безопасно припарковать автомобиль и дать двигателю сначала прогреться.

Затем подключите индикатор времени к свече зажигания номер один, направьте его на метку времени и запишите результаты, чтобы соответствующим образом интерпретировать числа. Если ваши числа находятся в диапазоне, указанном в руководстве пользователя, то нет необходимости изменять время. Однако, если это не так, вам следует скорректировать время, чтобы устранить стук.

 

Что означает стук в двигателе?

Хотя двигатели могут быть шумными, часто именно стук вызывает тревогу у большинства водителей. Помимо указания на надвигающуюся поломку, стук в двигателе может означать и совсем другие неприятности. Вашему двигателю может потребоваться полная переборка, а в некоторых случаях для устранения проблемы достаточно мелкого ремонта. В любом случае, любой странный шум является признаком того, что вашему автомобилю требуется внимание механика.

В этом посте мы познакомим вас с различными типами детонации двигателя, причинами и возможными решениями для детонации, а также другими сведениями об обслуживании двигателя. Если у вас есть какие-либо вопросы по этому поводу, обратитесь к персоналу Motors On Wheels, и мы будем более чем рады помочь вам диагностировать проблему.

Типы стуков и шумов в двигателе

Одиночный громкий стук

Этот вид стука в двигателе возникает один раз и ощущается, как будто что-то только что взорвалось под капотом. Это может указывать на повышенную компрессию в камере сгорания, приводящую к внезапному выходу из строя одного или нескольких поршней.

Стук коленчатого вала

Характеризуется дребезжанием или щелчками. Этот тип стука возникает, когда вы слишком сильно нажимаете на педаль акселератора. Обычно шум исчезает, когда автомобиль набирает скорость или когда вы ослабляете давление на педаль. В большинстве случаев этот шум вызывается поврежденным толкателем гидравлического клапана или чрезмерным зазором клапана.

Детонационный стук

Этот тип стука начинается с металлического звона, за которым следует звук детонации в двигателе. Обычно это приводит к внезапной остановке автомобиля, поскольку влияет на момент зажигания, который отвечает за поддержание двигателя в рабочем состоянии.

Звонкий стук

При таком типе стука в двигателе вы слышите повторяющийся звон или постукивание при включении зажигания или в режиме холостого хода. Этот стук обычно указывает на сломанное или ослабленное поршневое кольцо, а иногда и на изношенные стенки цилиндра.

Легкий стук

Этот стук возникает, когда двигатель работает на ровных оборотах, т. е. когда автомобиль не ускоряется и не замедляется. Это может указывать на смещение шатуна, низкий уровень масла, износ подшипника или шатунной шейки.

Хлопающий стук

При этом стуке вы услышите глухой, глухой или шлепающий звук внутри камеры сгорания двигателя. Если он сохраняется после прогрева двигателя, это указывает на износ поршней и стенок цилиндров. Иногда это также может быть связано с чрезмерным зазором между поршнем и стенкой.

Распространенные причины детонации в двигателе

Детонация в двигателе может быть результатом разовой проблемы или проблемы, которая развивается постепенно. Возможно, вы пропустили регулярный техосмотр или двигатель наконец-то подходит к концу.

Ниже перечислены другие распространенные причины детонации двигателя:

Неисправные свечи зажигания

Свечи зажигания — это небольшие устройства, находящиеся внутри двигателя вашего автомобиля и служащие для воспламенения топливно-воздушной смеси внутри камеры сгорания путем поражения электрическим током. Вот как топливо продолжает гореть, чтобы генерировать энергию, которая приводит в движение ваш автомобиль.

Свечи зажигания, как и все другие компоненты двигателя, со временем изнашиваются и изнашиваются. На самом деле, большинство производителей автомобилей рекомендуют менять их через 30 000 миль пробега, а мы также советуем вам проверять их при покупке подержанного автомобиля.

Неисправные свечи зажигания вызывают неполное сгорание топлива и, как следствие, снижение мощности двигателя. Примечательно, что при резком ускорении ваш автомобиль может испускать черный дым из выхлопной трубы. Через некоторое время происходит стук коленчатого вала, и шум становится громче с увеличением ускорения.

Топливо с низким октановым числом

Одна вещь, с которой вы всегда должны быть осторожны, — это качество топлива, которым вы питаете свой двигатель. Топливо генерирует мощность, которая поддерживает жизнь вашего двигателя, а также определяет, насколько хорошо или плохо он работает.

Детонация, возникающая в результате неправильного выбора топлива, часто встречается в двигателях высокого давления, которые должны дольше сжимать топливно-воздушную смесь перед воспламенением. Для максимальной эффективности этим двигателям требуется топливо с высоким октановым числом, чтобы предотвратить преждевременное сгорание. Хотя высокооктановое топливо дороже обычного, его стоит приобрести, если вы цените свой двигатель.

Вы можете свести к минимуму вероятность детонации из-за низкооктанового топлива, используя октановый усилитель. Но это должно происходить только тогда, когда вы не можете найти топливные насосы с высокооктановым топливом. Кроме того, придерживайтесь заправочных станций, которым вы доверяете и которые, как известно, продают высококачественное топливо.

Нагар

В Техасе дистрибьюторы топлива должны включать в бензин детергенты для удаления нагара, чтобы растворить нагар, который может засорить цилиндры двигателя. Но эти продукты не всегда на 100% надежны, и со временем отложения все равно будут образовываться.

Нагар оставляет меньше места для эффективного сгорания внутри вашего двигателя. В свою очередь, это увеличивает давление внутри цилиндров и иногда может привести к неприятному стуку. Эффект обычно заключается в меньшем расходе бензина или перегреве, когда уровень масла ниже оптимального.

Недавно мы рассмотрели эту и другие области в нашей статье о явных признаках того, что вашему автомобилю требуется техническое обслуживание. Обязательно ознакомьтесь с ним, чтобы получить больше информации.

Изношенные компоненты двигателя

Двигатель с многолетним сроком службы, несомненно, будет подвержен стуку из-за изношенных компонентов. Повреждение следующих деталей может привести к серьезным проблемам с двигателем:

Шатун

Вызывает легкую детонацию и лучше всего устраняется путем проверки баланса цилиндров для выявления неисправных шатунов.

Поршень

Вызывает металлический двойной стук и устраняется заменой изношенной втулки или подтяжкой поршневого пальца.

Коленчатый вал

Вызывает громкий стук при работе двигателя под нагрузкой и может быть устранен путем замены шатунных или упорных подшипников.