8Июл

Ремонт деталей кузова: Локальный кузовной ремонт автомобиля | Ремонт деталей кузова в автосервисе «Автоцарапина» в Москве

Кузовной ремонт и покраска кузова

Сегодня чуть ли не каждый автовладелец требует от сервиса оказывать услуги по кузовному ремонту согласно требованиям завода-изготовителя. Это объясняется тем, что продать «на вторичке» правильно восстановленный автомобиль куда проще. Более того, сами автобренды настолько жестко регламентируют сферу кузовного ремонта, что независимому СТО становится чрезвычайно сложно получить омологацию на проведение тех или иных работ. Конечно, большинства сервисов лицензирование не интересует, они ограничиваются окраской навесных элементов и банальной сваркой. Однако на серьезный дорогостоящий ремонт без соответствующих инвестиций такие предприятия могут не рассчитывать. Совместно с центром локального ремонта «АВТОДАТА» мы тестируем заклепочник GYS Press 8t, прибор, который сможет вывезти кузовное производство в высшую лигу.

Заклепки чаще всего используют для замены поврежденной коррозией листовой обшивки кузова, когда сварка ненадежна.

Особенно распространено заклепочное соединение при ремонте полов, когда поврежденный участок заменяют новой панелью. Грамотно выполненный заклепочный шов по прочности не уступает сварному. Соединять между собой детали, выполненные из различных типов сталей, композитных материалов или же алюминий со сталью можно лишь согласно технической карте автопроизводителя, которая регламентирует весь процесс. Сочленение происходит с помощью заклепок и двухкомпонентного клея-герметика. Специально для выполнения этого вида работ французская компания GYS вывела на рынок прибор GYS Press 8t.

Перед клепанием в реальной ситуации деталь следует подогнать по размерам к сопредельным поверхностям, смазать клеем-герметиком и зафиксировать струбцинами входящие в соприкосновение части.

Соединение происходит по отбортовке. В первую очередь на обе детали в районе их соприкосновения наносится двухкомпонентный клей-герметик, который у каждого автомобильного бренда свой. Обойтись без него невозможно, ведь именно это вещество крепко удерживает деталь от разрыва.

Клепка же не позволяет деталям смещаться относительно друг друга в одной плоскости, стержень этого крепежа препятствует боковому взаимному смещению деталей и подвергается действию перерезывающих сил. Такой вариант успешно применяется и на деталях с рваными повреждениями. Сначала деталь заваривается, а после прикрепляется по той же схеме к автомобилю.

Задача нашего издания сегодня – наглядно показать, по какому принципу происходит соединение деталей, как подбираются заклепки, и насколько быстро выполняется ремонт. Поэтому работу мы продемонстрируем на тестовой детали без применения клея-герметика.

GYS Press 8t поставляется с манометром, прибором контроля давления и регулировкой скорости произведения работ. Благодаря регулировке скорости выдвижения поршня и степени сжатия можно избежать загиба деталей при ремонте мягких сплавов.

Также в комплекте есть два штуцера для воздушной линии. Они позволяют подстраховаться в том случае, если быстрый разъем, который встречается нескольких видов, не подойдет.

Заклепочник обладает максимальным усилием клепания в 8 тонн. Каждый автопроизводитель требует устанавливать определенное давление в воздушной магистрали, но обычно среднего давления в 6 атмосфер вполне достаточно для реализации потенциала прибора.

В базовой комплектации поставляется плечо №1, так называемое C-плечо HR1, которое подходит для большинства видов работ, располагая шириной проема 50 мм, а глубиной 60 мм. Желающие могут докупить комплектом плечи HR2 и HR3. Само собой они серьезно отличаются размерами и формой от стандарта, позволяя работать с самыми сложно доступными частями кузова. Ширина проема С-плеча HR2 – 80 мм, а глубина составляет до 130 мм. Плечо HR3 располагает глубиной проема в 147 мм и глубиной до 240 мм. Также в продаже присутствует плечо HR1S с шириной проема 80 мм, а глубиной 40 мм. Все C-плечи могут оборачиваться на 360° вокруг оси клепальника, а их смена осуществляется всего в два-три касания.

Удобство работы – важнейший параметр заклепочного крепления, жесткость и качество которого зависит от правильно выверенного расстоя­ния от края листа до центра клепок и величины шага (расстояние между осевыми соседних элементов крепления, смонтированных по одной линии – шву). Размер шага кратен диаметру крепежа и зависит от назначения заклепанной детали. В ряде случаев при ремонте кузова ориентируются на шаг точечной сварки и по нему размечают установку крепежных элементов.

В комплекте также есть керн, чтобы было проще выдавливать старые клепки. Им можно сделать на плоскости метку, чтобы матрице было проще зафиксироваться и не съехать в процессе, то есть отцентрировать ее.

В набор входит тестовый комплект заклепок и стандартных матриц для их крепления и извлечения. Матриц хватает как для установки сквозных клепок, так и несквозных, а также для выдавливания клепок из металла.

Помимо этого, специалист получает инструкцию по использованию, ремень для удобства работы с прибором на весу, ручку и проушину для ремня. Дополнительно можно приобрести подставку и тележку для всей системы.

Прибор готовится к работе очень быстро. Установка и замена плеча также производится в одно мгновение. Матрицы выбираются в зависимости от используемых клепок.

Они имеют маркировку, так что специалисты никогда не перепутают их.

Матрицы в обязательном порядке затягиваются матричными ключами. Если их не дотянуть, то во время сжатия они выскочат из пазов, в результате чего погнется ось. В таком случае придется покупать новый тестовый комплект.

Все матрицы для клепания распределены на три пары. Матрицы имеют буквенную маркировку A1 (A2), B1 (B2), F1 (F2). Матрица под цифрой 1 удерживает в себе клепку с помощью магнита и устанавливается на выдвижной поршень, а под цифрой 2 – на неподвижное плечо.

К матричным парам идут универсальные клепки. В зависимости от требования автопроизводителей по технологической карте автомобиля выбирается вид клепки и производится ремонт.

Если технологической карты нет на руках, то проблем с идентификацией клепок не возникнет, ведь на каждой упаковке выгравирован номер, отвечающий за размер. Далее мастер определяет визуально, какие из них лучше подойдут ему для работы.

Оценивается размер заводских вынутых клепок, замеряется толщина металла. Если скрепляются всего два металлических листа, то достаточно обойтись самопроникающими клепками диаметром 3,3 или 5,4 мм.

Однако если сталь толще 3 мм, или в соединении используется более двух листов металла, то следует брать клепки размером в 6 мм или 8 мм. Если все-таки ошибиться с диаметром клепки в сторону уменьшения, то ничего фатального не произойдет, она просто не возьмет металл и деформированная легко извлечется из него. Всего же в комплекте есть 4 вида внутренних клепок.

В нашем случае толщина тестовой пластины составила 0,65 мм, и нам подойдет матричная пара A1 (A2) и 3,3 мм клепки.

Как видно на фото, заклепочник пробивает первый лист, а во втором металле клепка развальцовывается благодаря ответной части матрицы.

Если поставить клепку покрупнее, то соединительная «шишка» просто чуть увеличится в размерах. Однако если ошибиться в сторону увеличения серьезно, то можно пробить металл. Для 4,5 мм клепок подходит пара B1 (B2).

В случае с толстыми листами металла придется ставить сквозную клепку.

А для сквозного прокалывания толстого металла вначале нужно работать парой T1 (T2), после чего в образовавшиеся отверстия с помощью пары F1 (F2) ставятся сквозные клепки.

Чтобы быстро разобрать деталь и не высверливать старые клепки, нужно использовать матрицы из пары E1 (E2).

Полный набор клепок можно заказать отдельно под определенный автомобильный бренд. Так, омологированные комплекты разработаны по требованию BMW, Jaguar Land Rover, Mercedes и всей группы VAG.

Поэтому в работе с GYS Press 8t нужно применять оригинальные клепки, так как они имеют свои определенные физические свойства. Например, алюминий при контакте со сталью подвергается электрохимической коррозии. Выполнение ремонтных работ на поврежденных алюминиевых деталях имеет свои особенности и, следовательно, предъявляет к подготовке специалистов и оборудованию ряд специ­фических требований. Стальные клепки GYS имеют специальное покрытие, предотвращающее окисление алюминия в месте контакта с другой деталью. Если работать аналогичными дешевыми китайскими клепками, то никто не дает гарантий, что через какое-то время деталь вообще будет держаться. Также не следует использовать алюминиевые клепки для работы с другими сплавами. Алюминиевые элементы крепления будут постепенно разрушаться, если ими склепать латунь, медь, коррозионно-стойкую или обычную сталь. В более влажной атмосфере этот процесс будет заметнее, так как образуется электролитическая пара.

Как мы видим, весь процесс клепания выполняется очень быстро. Подготовка прибора к работе, выбор клепок и их установка не вызовет вопросов даже у начинающего специалиста. Небольшой прибор позволяет рядовому СТО выполнять ремонт, по уровню сопоставимый с заводской технологией восстановления кузовов.

Журнал «КУЗОВ» благодарит наших постоянных партнеров – центр локального ремонта «АВТОДАТА» за помощь в организации фотосъемки.

Подробнее о ремне навесного оборудования читайте в статье — «Ремень привода навесного оборудования и ролик».

Кузовной ремонт автомобиля. Замена деталей кузова

Кузовной ремонт — услуга, крайне востребованная автолюбителями. Малейшее повреждение в результате ДТП может потребовать замены или ремонта деталей кузова, а значит и без помощи профессионалов здесь не обойтись. То, какими методами будет вестись кузовной ремонт автомобиля, зависит от характера повреждений и целого ряда сопутствующих факторов.

Локальный ремонт кузова


Достаточно часто в результате неправильной парковки или небольших ДТП на деталях кузова автомобиля остаются небольшие вмятины, царапины и сколы. Как правило, удалить их можно, не прибегая к дорогостоящей замене деталей. В этих случаях используются более щадящие методы — при помощи специальных инструментов мастера выправляют кузов, затем проводят шлифовку поверхности и финальным аккордом операции становится его покраска. В некоторых случаях удается даже сохранить заводскую краску, например, когда речь идет о неглубоких царапинах и сколах — их можно устранить при помощи аккуратной полировки.

Замена деталей кузова


Достаточно часто после ДТП часть кузовных деталей уже просто не подлежит восстановлению — на них образуются трещины, существенных размеров вмятины и даже пробоины. Обойтись локальным ремонтом в этом случае не получится — вам потребуется провести замену деталей. Специалисты по кузовному ремонту снимают поврежденные детали кузова, проверяют и корректируют геометрию кузова, устанавливают новые детали, которые, при необходимости, окрашиваются тон в тон с основными деталями. Этот вид кузовного ремонта значительно дороже предыдущего, однако в случае серьезных повреждений позволяет получить великолепный результат в самое короткое время — автомобиль вновь выглядит как новый!

Кузовной ремонт на стапеле


Стапельный ремонт — это совершенно иной вид ремонта. Стапель, специальное оборудование для исправления деформации кузова или рамы машины, используется в сложных ситуациях, когда речь идет не только о повреждении отдельных деталей кузова, но и об изменении его геометрии. Ремонт начинается с полной диагностики авто — мастера выясняют, насколько искривлен кузов или рама, каким образом необходимо воздействовать на него, чтобы вернуть первоначальный вид. Для этого ведется контроль состояния так называемых «базовых точек» — уровень их отклонения позволяет выявить степень деформации и разработать план восстановления.
Затем мастера устанавливают стапели в таком положении, чтобы правильно воздействовать на кузов. Это ювелирная работа и она ведется с применением специальных компьютерных технологий, ведь нужно рассчитать не только точки воздействия, но и его силу, направление и продолжительность. Только в этом случае результат будет положительным!
Вы ищите стапель , чтобы быстро и качественно провести ремонт кузова? Наши специалисты предложат вам свои услуги, в короткий срок устранят неисправности.

Ремонт бампера


Ремонт переднего или заднего бампера — также достаточно востребованная автовладельцами услуга. Как правило, небольшие повреждения на пластиковых деталях можно устранить при помощи шпатлевки или термосварки, а также последующей покраски. При высоком уровне мастерства специалисты по кузовному ремонту полностью возвращают бамперу вашего авто первоначальный вид.
В нашей компании вы можете не только провести кузовные работы, но и заказать запасные части для своего авто. Наши мастера помогут вам подобрать необходимые детали кузова, а также, при необходимости, другие комплектующие для ремонта. Гарантируем вам доступные цены на запчасти и их высокий уровень качества. И надеемся, что если вам понадобится кузовной ремонт, вы выберите в качестве исполнителя именно нас!

6 частей тела, которые можно отремонтировать самостоятельно

Если бы люди были похожи на саламандр, у того нерадивого плотника с улицы был бы полный набор пальцев. Но вскоре после того, как наши первобытные предки выскользнули из грязи, регенерация конечностей была выброшена из нашего генетического портфолио, как и Джон Боббитт. . . ну вы поняли картину. Хорошая новость: наши тела все еще сохраняют некоторые важные механизмы восстановления.

«Регенерация — это состояние по умолчанию, когда мы эмбрионы», — говорит Дэвид Л. Стокум, доктор философии, исследователь регенерации и декан научной школы Университета Индианы — Университета Пердью в Индианаполисе. «Мы постепенно теряем эту способность по мере развития — за исключением некоторых видов тканей».

Несогласные? Ваши артерии, кожа, печень, легкие и пищеварительный тракт, а также некоторые части вашего мозга. Все они постоянно обновляются — если вы здоровы. «Это называется ремонтной регенерацией. Это похоже на работу над автомобилем», — говорит Стокум. «У тебя что-то происходит — у тебя кончается масло, ты покупаешь литр. Перегорает задний фонарь, ты меняешь его. Сцепление барахлит, ты его чинишь. То же самое и с твоим телом».

(Некоторые части, в том числе печень и отрезанные кусочки кончиков пальцев, могут даже отрасти. Исследования показывают, что взрослые стволовые клетки в этих областях играют определенную роль. )

Убедитесь, что у вашего тела есть все инструменты и детали, необходимые для настройки. Иногда это так же просто, как увеличить обороты двигателя. Вот как можно склеить сломанные кости, обойти закупоренные артерии, вырастить новые клетки мозга и многое другое — за счет оптимизации регенеративных способностей вашего тела.

Ваши артерии
Повреждение: Сужение кровеносных сосудов.

Естественная защита: Когда ваши трубы начинают забиваться, как I-405 в час пик, здоровое тело может справиться с пробками, расширяя существующие артерии и даже выращивая новые. Это естественный процесс, называемый ангиогенезом, и вот как он работает.

Связи между кровеносными сосудами, называемые артериальными анастомозами, обычно снабжают кровью местные ткани, как съезды, отводящие движение от скоростных автомагистралей. Эти съезды можно использовать как полноценные артерии. «Клетки в сосуде способны обнаруживать усиление стресса, и это вызывает сигналы, которые расширяют анастомозы», — объясняет Рональд Л. Терджунг, доктор философии, заместитель председателя отдела биомедицинских наук Университета Миссури. «Кровь может перейти (в незабитый сосуд) и продолжать течь».

Что вы можете сделать: Сначала прочистите трубы. Холестерин может препятствовать процессу восстановления. Исследователи из Гарвардской медицинской школы сравнили ткани двух групп пациентов с открытым сердцем — одной группы с закупоренными сосудами, а другой — с чистыми — и обнаружили, что закупоренные кровеносные сосуды не способны реагировать на сигналы роста. «Ангиогенез не может происходить, если клетки кровеносного сосуда повреждены или заблокированы холестерином», — говорит автор Роджер Дж. Лахам, доктор медицинских наук, директор Исследовательского центра ангиогенеза в Гарвардской медицинской школе. Так что держите холестерин на низком уровне.

Бегайте, плавайте, бросайте мячи в обруч — делайте все, что угодно, чтобы заставить вашу кровь биться быстрее. Исследование 2004 года, опубликованное в журнале BMC Physiology, показало, что уровень эндостатина, фактора, участвующего в росте артерий, у здоровых добровольцев увеличился в среднем на 73 % после примерно 10 минут на беговой дорожке со средней скоростью 8 км/ч. Еще лучше: эффекты сохранялись до 2 часов, и чем усерднее работали испытуемые, тем больше высвобождалось эндостатина.

Инъекция однажды может помочь. Ученые из Университета Цинциннати ввели трем пациентам с сердечными заболеваниями нечто, называемое «фактором роста FGF1», который является «включателем» для роста артерий. Через 3 месяца у всех троих выросли новые артерии и увеличился кровоток. «Это очень, очень маленькие ответвления артерий, которые разрастаются, как кусты. Они почти микроскопические», — говорит Линн Вагонер, доктор медицинских наук, ведущий автор исследования. «Некоторые пациенты могут делать это естественным образом самостоятельно, но у пациентов, которых мы изучаем, мы в основном делаем это за них». Лечение планируется утвердить в 2006 г.

Ваши кости
Ущерб: Сломанная кость.

Естественная защита: «Реакция заживления генерируется живыми частями кости, клетками, живущими в матрице», — говорит Шервин С.В. Хо, доктор медицины, адъюнкт-профессор ортопедической хирургии Чикагского университета. Нет, Киану, быстрее выздоравливать — это не вопрос выбора красной или синей таблетки. Матрица, о которой говорит доктор Хо, представляет собой легкую, но прочную структуру карбоната кальция, из которой состоит большая часть вашей кости. Внутри маленьких карманов в матрице находятся живые клетки, в том числе остеоциты, формирующие костную ткань. «Когда вы ломаете кость, она высвобождается из карманов», — объясняет доктор Хо.

Что вы можете сделать: Ешьте зелень. Они дадут вам много витамина К, соединения, которое помогает зафиксировать костные клетки на месте, когда они закладывают новые леса. Одна порция шпината или брокколи обеспечивает больше рекомендуемого потребления. И добавьте гуакамоле — авокадо и помидоры также являются хорошими источниками витамина К. Никогда не слышали о витамине К? Неудивительно: исследователи из Университета Тафтса обнаружили, что менее 50% всех мужчин в возрасте от 18 до 44 лет получают его в достаточном количестве.

Не принимайте лежа. Сломанная кость — это не оправдание на 6 месяцев сидеть на заднице. «В какой-то момент вы должны создать небольшую нагрузку на кость, чтобы стимулировать эти остеоциты к образованию большего количества кости», — говорит доктор Хо. Большинство перерывов готовы к легкому стрессу в 6 недель. Первоначально доктор Хо дает своим пациентам сжимающие мячи и режим легких сгибаний рук при переломах и костыли при переломах ног. «Как только вы будете готовы к более тяжелым упражнениям, вы должны делать пару подходов по 15–20 повторений в день с максимальным сопротивлением, которое вы можете выполнять без боли», — говорит доктор Хо.

Перейти на ультра. Если вы конькобежец, силовой форвард или стриптизерша и вам нужно немедленно вернуться на пол, рассмотрите возможность использования ультразвуковой системы заживления костей, такой как Exogen, которая, как было показано, помогает костям заживать на 38 процентов быстрее. . Некоторые планы страхования покрывают сеансы.

Ваша печень
Ущерб: Годы пьянства. Или просто запой.

Естественная защита: Ваша печень — один из немногих органов, способных восстановиться после гибели части ее ткани (этот процесс называется компенсаторной гипертрофией). Но это только в том случае, если вы не напиваетесь до состояния цирроза, хронического заболевания печени, при котором нормальная ткань печени заменяется рубцовой, нефункциональной тканью. «Люди, находящиеся в группе риска, выпивают более 14 порций алкоголя в неделю или регулярно выпивают более пяти порций за раз», — говорит Марк Майярд, доктор медицинских наук, директор программы по гепатиту С в Университете Небраски.

Что вы можете сделать: Сбалансируйте свою печень. На самом деле это просто губка, полная химических веществ, и соединение под названием глутатион (GSH) помогает держать все под контролем. Мало того, что GSH выводит токсины из таких вещей, как тайленол (поэтому алкоголикам никогда не следует глотать его во время питья — побочный продукт токсичен), он также необходим для регенерации печени. Исследование Университета Южной Калифорнии показало, что крысы, не способные вырабатывать GSH, также не могут отрастить ткань печени.

«Мы не знаем, как это работает. Это черный ящик», — говорит Шелли Лу, доктор медицинских наук, ведущий автор исследования. «Мы знаем, что он помогает росту клеток, и мы также знаем, что он участвует в гибели клеток». Доктор Лу также знает, что прием SAM-e — добавки, которая преобразуется в глутатион в печени — может вернуть уровень GSH в норму. В Европе, где SAM-e фактически назначают при заболеваниях печени, стандартная доза составляет 1,2 грамма (г), или около трех таблеток в день. «Если вы пьете, вам также следует принимать фолиевую кислоту и комплекс витаминов группы В, потому что они необходимы для образования SAM-e и глутатиона», — добавляет доктор Лу.

Ваши кишки
Ущерб: Желудочно-кишечные расстройства — внизу пожар с пятью тревогами.

Естественная защита: Подожгите свой кишечник выпивкой, барбекю или и тем, и другим, и слизистая оболочка кишечника просто отслоится. Клетки там имеют одну из самых высоких скоростей клеточного оборота в организме — каждая из них выходит из строя всего через пару дней (очень, очень грязной) работы, освобождая место для новой.

Что вы можете сделать: Грубо говоря, вы ускорите смену охранника кишечника. «Грубая пища в вашем рационе помогает избавиться от нескольких старых клеток, почти как обрезка дерева», — говорит Кеннет Кох, доктор медицинских наук, профессор внутренних болезней и заведующий кафедрой гастроэнтерологии в медицинской школе Университета Уэйк Форест. Стремитесь потреблять от 25 до 30 г клетчатки в день, начиная с цельнозерновых хлопьев на завтрак, затем цельнозернового хлеба на обед и большого количества фруктов и овощей в течение всего дня. Доктор Кох рекомендует продукты, содержащие отруби, потому что они производят наибольшую «массу стула». Вкусный!

Ваш мозг
Ущерб: Вы сожгли свое серое вещество так, что даже не можете вспомнить.

Естественная защита: В течение многих лет считалось, что мы перестаем создавать новые нейроны в период полового созревания, а это означало, что где-то в старшей школе началось длительное отмирание клеток мозга. Оказывается, это только кажется. «Мозг — это просто еще один орган», — говорит Фред Х. Гейдж, доктор философии, профессор лаборатории генетики в Институте Солка и первый исследователь, продемонстрировавший новый рост нейронов у млекопитающих. «Мозг пытается исправить себя, так же как кожа пытается залечить себя после царапины или пореза».

Чем вы можете заниматься: Работайте над своим телом. Исследования на животных показали, что упражнения могут вызывать нейрогенез (образование новых нейронов) в двух ключевых областях мозга: гипоталамусе, который помогает формировать новые воспоминания и обучаться; и обонятельная луковица, где находится ваше обоняние. Исследования проводились на крысах, но то, что хорошо для грызунов, должно быть хорошо для вашего мозга: постарайтесь уделять физическим упражнениям не менее 30 минут 2 или 3 дня в неделю.

Ваши легкие
Повреждение: Плохой воздух из-за дыма или смога забил вашу систему воздухообмена.

Естественная защита: Легкие снабжены циклом самоочистки, но если их перегрузить дымом или смогом, работа будет нарушена. Реснички, или похожие на волоски структуры в ваших легких, жгутиками (это движение) вверх, уговаривая плохие вещества выйти из альвеол (маленьких воздушных мешочков) в трахею, где грязь превращается в пугающее напоминание о том, почему вы должны были быть лучше. в легкие для начала. «Это похоже на эскалатор слизи», — говорит Норман Эдельман, доктор медицинских наук, научный консультант Американской ассоциации легких. «Это основная форма защиты. В течение от нескольких дней до недели (после того, как вы бросите курить) вы почувствуете себя лучше и начнете отхаркивать всю эту плохую слизь, которая у вас там внизу».0003

Что вы можете сделать: Упражнения помогут избавиться от больших комочков после первого очищения. Но вы уже должны тренироваться. Ретиноевая кислота, или витамин А, действительно может помочь вашим легким восстановиться. Согласно недавнему исследованию, опубликованному в European Respiration Journal , крысы и мыши с эмфиземой (они курили крошечные маленькие сигареты), получившие соединение, смогли восстановить альвеолы, которые обменивают углекислый газ на свежий кислород до уровня, предшествующего эмфиземе. Вы получите в несколько раз больше рекомендованной дневной нормы (900 мкг) только в одной порции моркови, сладкого картофеля или манго.

Мужское здоровьеМужское здоровье Lettermark logo

Мэтт Бин

Мэтт Бин — старший помощник редактора Мужское здоровье .

Исправление дефектных частей кузова | NIH News in Health

Февраль 2015 г.

Распечатать этот выпуск

Разработка новых тканей и органов

En españolОтправьте нам свои комментарии

Как склеить разбитое сердце? Или восстановить поврежденную печень, почку или колено? Ученые, финансируемые NIH, изучают инновационные способы исправления дефектных органов и тканей или даже выращивания новых. Этот тип исследования называется тканевой инженерией. Захватывающие достижения продолжают появляться в этой быстро развивающейся области.

Тканевая инженерия может позволить врачам восстанавливать или заменять изношенные ткани и органы живыми рабочими частями. Самое главное, тканевая инженерия может помочь некоторым из 120 000 человек в списке ожидания получить донорские почки, печень или другие органы.

Врачи уже давно используют искусственную кожу для лечения тяжелых ожогов и других травм. Но большинство методов тканевой инженерии все еще экспериментальны. Они были протестированы только в лабораторных посудах и иногда на животных, но лишь несколько новых подходов были протестированы на людях. Несколько клинических исследований (с участием людей-добровольцев) находятся на ранних стадиях тестирования недавно разработанных тканей.

«При таком подходе ученые объединяют инженерию и биологию для восстановления поврежденного органа или ткани, независимо от того, были ли они повреждены болезнью, травмой или чем-то еще», — говорит доктор Марта Лундберг, эксперт Национального института здравоохранения в области тканевой инженерии, связанной с сердцем.

Некоторые ученые создают специальные сетчатые структуры или каркасы желаемой формы, а затем уговаривают клетки расти внутри них. Некоторые используют смесь природных веществ, называемых факторами роста, которые направляют клетки на рост и развитие определенным образом.

«Другие ученые используют различные технологии трехмерной биопечати — некоторые из них похожи на причудливые струйные принтеры — для создания новых тканей или органов, — говорит Лундберг. Они напечатали в 3D почки и другие органы, которые выглядят как настоящие. Но хотя большинство этих печатных частей тела имеют правильную форму, они не полностью функциональны.

«Ученые еще не придумали, как напечатать орган, который включает в себя правильные узоры кровеносных сосудов, нервные связи и другие компоненты, которые объединяются в зрелом органе», — говорит Лундберг. «При создании нового органа, если он может выполнять правильную работу и функции, он может не выглядеть как настоящий».

Во многих методах тканевой инженерии используются стволовые клетки. Незрелые клетки, которые потенциально могут развиваться во множество различных типов клеток в организме, которые можно подтолкнуть к превращению в другие типы клеток. Одна исследовательская группа научила стволовые клетки человека превращаться в трехмерную структуру, способную реагировать на свет. Этот метод может однажды привести к новым методам лечения заболеваний глаз. Другие подходы со стволовыми клетками могут привести к улучшению лечения травм спинного мозга, диабета и многого другого.

Другой подход, называемый децеллюляризацией, заключается в удалении всех клеток из органа. То, что осталось, — это тонкий бледный каркас, содержащий естественные структурные белки органа, в том числе пути для крошечных кровеносных сосудов и нервов. Внедряя новые клетки в эту сетчатую матрицу, некоторые исследователи успешно создали работающие почки, печень, сердце, легкие и другие органы животных.

Метод децеллюляризации был использован доктором Мартином Ярмушем и его коллегами для создания функциональной печени крысы, которая включала сеть работающих кровеносных сосудов. Ярмуш — инженер-биомедик в Университете Рутгерса и Массачусетской больнице общего профиля. Созданная его командой искусственная печень оставалась живой в лаборатории в течение нескольких дней и функционировала в течение нескольких часов после трансплантации крысам. В настоящее время исследователи работают над тем, чтобы помочь пересаженной печени прожить еще дольше. Они также расширяют методы создания децеллюляризованной печени человека, которую можно заселить функциональными клетками.

«Параллельные усилия, которые мы предпринимаем, включают взятие донорского органа, который по определенной причине не считается пригодным для пересадки, а затем использование раствора для восстановления и, возможно, даже стволовых клеток, чтобы оживить орган, чтобы он стал пригодным для пересадки», — говорит Ярмуш.

Другие исследователи работают над восстановлением поврежденных частей тела, которые все еще находятся в организме. В Вашингтонском университете в Сиэтле доктор Чарльз Мюрри и его коллеги ищут способы лечения поврежденных сердец. В одном из последних исследований использовались человеческие стволовые клетки для восстановления поврежденных сердец у обезьян. Стволовые клетки были уговорены стать клетками сердца на ранней стадии, которые затем были перелиты рядом с повреждением сердца.

Новые клетки попали в поврежденную сердечную мышцу и организовались в мышечные волокна у всех лечившихся обезьян. Влитые стволовые клетки заменили почти половину поврежденной сердечной ткани и начали биться синхронно с сердцем. Тем не менее, ученые отмечают, что им нужны годы исследований, прежде чем этот тип терапии можно будет опробовать на людях.

Некоторые методы уже тестируются на людях. Доктор Марта Мюррей, хирург из Бостонской детской больницы, изучает новые способы лечения распространенной травмы колена, известной как разрыв передней крестообразной связки (передняя крестообразная связка, жесткая, гибкая ткань, соединяющая кости друг с другом). Спортсмены, которые много крутятся и поворачиваются, например, в баскетболе или футболе, подвержены риску повреждения передней крестообразной связки.

«Типичное лечение сегодня, называемое реконструкцией передней крестообразной связки, работает хорошо и возвращает пациентов на игровое поле с относительно высокой скоростью», — говорит Мюррей. Но операция включает в себя удаление куска сухожилия из другого места тела и его использование для замены передней крестообразной связки. «Таким образом, это включает в себя получение 2 травм, от которых тело должно исцелиться. И даже при таком лечении у пациентов через 15–20 лет все еще развивается артрит колена», — добавляет Мюррей. «Мы хотели найти лучшую терапию — что-то менее инвазивное».

После тестирования нескольких биоматериалов команда Мюррея обнаружила, что вшивание биоинженерной губки между разорванными концами поврежденной передней крестообразной связки позволяет крови свертываться и собираться вокруг поврежденной связки. Поскольку кровь естественным образом содержит стволовые клетки и факторы роста, пропитанная кровью губка действует как «мост», который способствует заживлению ПКС. Губка состоит из тех же белков, которые обычно содержатся в связках, и растворяется через несколько недель.

Исследования на крупных животных показали, что биоинженерная губка с гораздо меньшей вероятностью приводит к артриту и заживляет травмы передней крестообразной связки так же хорошо, как и стандартные реконструктивные операции.