Затяжка резьбовых соединений и точность способов затяжки по моменту
Технический уровень и качество крепёжных деталей и соединений имеют важное значение для обеспечения высоких потребительских характеристик машин, механизмов, строительных конструкций, бытовой техники, другой продукции. Известно, что большинство отказов в автотранспортных средствах так или иначе связано с крепёжными деталями, ослаблением соединений, а любые ремонты и обслуживание – с отвинчиванием и завинчиванием болтов, гаек, винтов и т.д.
Надёжность соединений узлов зависит от технического уровня конструкции в целом, качества крепёжных деталей и качества сборки [1].
Надёжность резьбовых соединений — это, в первую очередь, гарантия длительного сохранения усилия предварительной затяжки в период эксплуатации. Как обеспечить это?
Силовые параметры резьбовых соединений. Надёжность крепежа.
Чтобы ответить на поставленный вопрос, сначала назовём основные силовые параметры резьбовых соединений. ГОСТ 1759.4 устанавливает для крепёжных деталей
Усилие предварительной затяжки (далее – усилие затяжки – Q, Н), на которое производится затяжка резьбового соединения, обычно принимаетсяв пределах 75-80%, в отдельных случаях и 90%, от пробной нагрузки[1]. Нередко возникает вопрос почему «предварительной»? Дело в том, что затяжка соединений подразумевает создание во всех деталях – и крепёжных, и соединяемых, некоторых напряжений. При этом в упруго напряжённых телах проявляются некоторые механизмы пластических деформаций, ведущие к убыванию напряжений во времени (явление релаксации напряжений). Поэтому по истечении некоторого времени усилие затяжки соединения несколько снижается без каких либо дополнительных силовых воздействий на него.
Таблица 1
Значения усилий затяжки,Q, Н | |||
Размер резьбы болта | Класс прочности 6.8 | Класс прочности 8.8 | Класс прочности 10.9 |
М6 | 7540 | 8700 | 12530 |
М8 | 12750 | 15900 | 22800 |
М10 | 19130 | 25280 | 36080 |
М12 | 27230 | 36680 | 52500 |
Существует несколько способов затяжки резьбовых соединений: затяжка до определённого момента, затяжка до определённого угла, затяжка до предела упругости, затяжка в области пластических деформаций и другие.
Затяжка соединений до определённого момента
В отечественной практике чаще всего применяется затяжка путём приложения к крепёжной детали необходимого крутящего момента затяжки (далее – момента затяжки, Мкр, Н*м), который обычно указывается в чертежах или технологии сборки. В автомобильной промышленности для назначения моментов затяжки используются отраслевые стандарты [2; 3] и руководящий документ [4], которые распространяются на резьбовые соединения с болтами, шпильками и гайками с цилиндрической метрической резьбой номинальным диаметром от М3 до М24 в зависимости от размеров, класса прочности крепёжной детали и класса соединения.
В зависимости от степени ответственности соединений назначаются классы резьбовых соединений и соответствующие им величины максимальных и минимальных моментов затяжки, объёма их контроля (проверки), приведенные в табл.2.
Таблица 2. Классы резьбовых соединений по [3]
Класс соедин. | Наименование | Допускаемое отклон. от расчетного Мкр, % | Объем контроля затяжки | |
Максим. | Минимум | |||
I | Особо ответственные | +5 | -5 | 100% соединений |
II | Ответственные | +5 | -15 | |
III | Общего назначения | +5 | -35 | Периодически, согласно техдок. |
IV | Малоответственные | +5 | -65 |
Несколько иные, но во многом аналогичные классы резьбовых соединений приводит, например, стандарт фирмы Renault[5], называя их классами точности прилагаемого момента:
класс А | имеет поле допуска Мкр на инструменте | ±5% |
класс В | имеет поле допуска Мкр на инструменте | ±10% |
класс М | имеет поле допуска Мкр на инструменте | ±15% |
класс С | имеет поле допуска Мкр на инструменте | ±20% |
класс D | имеет поле допуска Мкр на инструменте | ±35% |
класс Е | имеет поле допуска Мкр на инструменте | ±45% |
Видно, что классы А, В, С, D соответствуют по полю допуска классам по табл. 2.
Номинальный крутящий момент рассчитывается по известной формуле [1; 4;7]:
Мкр = 0,001 Q[0,16 Р + µр 0,58 d2 + µт 0,25 (dт + d0) ],
где µр– коэффициент трения в резьбе;
µт — коэффициент трения на опорном торце;
dт – диаметр опорной поверхности головки болта или гайки,мм;
d0 – диаметр отверстия под крепёжную деталь, мм;
Р – шаг резьбы, мм;
d2– средний диаметр резьбы, мм.
Существенное влияниена затяжку крепёжных соединений оказывают условия контактного трения в резьбе и на опорной поверхности, зависящие от таких факторов, как состояние контактных поверхностей, вид покрытия, наличие смазочного материала, погрешности шага и угла профиля резьбы, отклонение от перпендикулярности опорного торца и оси резьбы, скорость завинчивания и др. Значения коэффициента трения в реальных условиях сборки можно лишь прогнозировать. Как показывают многочисленные эксперименты, они не стабильны. В табл. 3 приведены их справочные значения [6].
Таблица 3. Значения коэффициентов трения в резьбе µри на опорном торце µт
Вид покрытия | Коэффициент трения | Без смазочного материала | Машинное масло | Солидол синтетический | Машинное масло с МоS2 |
Без покрытия | µр | 0,32-0,52 | 0,19-0,24 | 0.16-0,21 | 0,11-0,15 |
µт | 0,14-0,24 | 0,12-0.14 | 0,11-0,14 | 0,07-0,10 | |
Цинкование | µр | 0,24-0,48 | 0,15-0,20 | 0,14-0,19 | 0,14-0,19 |
µт | 0,07-0. | 0.09-0,12 | 0,08-0,10 | 0,06-0,09 | |
Фосфатирование | µр | 0,15-0,50 | 0,15-0,20 | 0,15-0.19 | 0.14-0,16 |
µт | 0,09-0,12 | 0,10-0,13 | 0,09-0,13 | 0,07-0,13 | |
Оксидирование | µр | 0.50-0,84 | 0,39-0.51 | 0,37-0,49 | 0.15-0,21 |
µт | 0,20-0,43 | 0,19-0.29 | 0.19-0,29 | 0,07-0,11 |
Для упрощения расчётов Мкр коэффициенты трения обычно усредняют. В качестве примера в табл. 4 приведены результаты сравнительного расчёта моментов затяжки соединения болт-гайка размером М8, класса прочности 8. 8-8. Значения коэффициентов трения µ
Таблица 4. Результаты сравнительного расчёта момента затяжки крепежа
Вид смазки и покрытия | Разные коэффициенты трения | Усреднен. к-ты трения | |||
µр | µт | Мкр.разд, Н?м | µ=0,5(µр+µт) | Мкр.сред, Н?м | |
6Ц хр | 0,36 | 0,09 | 34,9 | 0,22 | 36,8 |
6Ц хр, солидол | 0,165 | 0,09 | 21,9 | 0.13 | 23,0 |
Без смазки и покрытия | 0,42 | 0,19 | 47,6 | 0,30 | 48,9 |
Для понимания и правильного назначения режимов сборки резьбовых соединений важно знать на что расходуется Мкр. В табл. 5 приведены результаты расчёта момента затяжки в целом и по составляющим. Три составляющие момента затяжки (см. формулу) отражают их доли, идущие на создание усилия затяжки (12-15%), на преодоление сил трения в резьбе (32-39%) и на преодоление сил трения под головкой болта или под гайкой (47-54%) [1].
Как видим на создание усилия затяжки расходуется лишь до 15% Мкр.
Таблица 5. Моменты затяжки соединений и их составляющие, Мкр, Н*м
Размер резьбы ишестигр., мм | Всего | На создание усилия затяжки | На трение в резьбе | На трение под головкой | ||||
Класс прочности | ||||||||
6.8 | 8.8 | 6.8 | 8.8 | 6.8 | 8.8 | 6.8 | 8.8 |
М6; S=10 | 8. | 9,6 | 1.2 | 1,4 | 3,0 | 3,5 | 4,1 | 4,7 |
М8; S=13 | 18,4 | 23 | 2.6 | 3,2 | 6.9 | 8.6 | 8,9 | 11,2 |
М10; S=17 | 35 | 46,3 | 4,6 | 6,0 | 13,0 | 17,2 | 17,4 | 23,5 |
При применении соединений с фланцевыми болтами и гайками важно учитывать влияние на момент затяжки увеличенной опорной поверхности под головкой. Момент требуется на 10-15% выше, чем без фланца.
Крепёж. Точность способа затяжки по моменту
Итак, все действия разработчиков крепёжных соединений в машинах и механизмах сводится к назначению Мкр. Но обеспечит ли этот момент получение необходимого усилия затяжки? Зная сильное влияние условий трения и класса соединения на зависимость между усилием и моментом затяжки, покажем каков может быть разброс достигаемых значений Q при сборке. В качестве примера рассмотрим соединение болт-гайка М8 класса прочности 8.8-8, покрытие цинковое с хроматированием без смазочного материала. Номинальное усилие затяжки Q= 15900 Н.По [4] имеемМкр макс = 24,4 Н*м.
Близкие значения Q и Мкр приводятся в материалах фирм Renault, Gedore, Facom и других.
Рассчитаемпри возможных значениях коэффициентов трения 0,3, 0,14 и 0,10 величины достигаемого усилия затяжки при названных моментах затяжки для соединений II и III классов (табл. 6) и построим диаграмму в координатах Q– Мкр (рис. 1). Виден весьма существенный разброс достигаемых значений усилия затяжки (заштрихованная четырехугольная зона) при заданных крутящих моментах. Для соединений II класса это А2ВСD2, а III класса – А3ВСD3.
Минимально достигаемое усилие затяжки Qминполучается при приложении минимального крутящего момента затяжки Мкр. мин при максимальном коэффициенте трения µмакс(точки А2 и А3 на диаграмме).
Таблица 6. Результаты расчётов усилия затяжки, Q, Н
Момент затяжки, Н/м | Коэффициент трения, µ | ||
0,3 | 0,14 | 0,10 | |
Мкр. макс = 24,4 | 7870 | 15900 | 21030 |
Мкр.мин = 19,8;11 класс | 6390 | 12860 | 17070 |
Мкр. мин = 15,1; 111класс | 4870 | 9800 | 13020 |
Максимальное усилие затяжки Qмакс достигается при приложении максимального крутящего момента Мкр. макс при наименьшем коэффициенте трения µмин (точка С на диаграмме).
Подобные графические изображения могут быть построены для каждого конкретного резьбового соединения. Точка соответствующего соотношения Мкр – Q находится внутри четырёхугольника.
Еще одна характеристика резьбовых соединений, влияющая на точность затяжки по моменту, назовём её «плотность» или «герметичность» стыка соединяемых деталей. Чем больше в пакете деталей (слоев), тем сильнее влияние заусенцев, неровностей, шероховатости контактных поверхностей.
Минимальное удельное усилие на контактных поверхностях должно устанавливаться из условия плотности стыкови не должно быть меньше s0 мин=(0,4 – 0,5)sт. Максимальное значение удельных усилий, обеспечивающих надёжность затяжки должно быть s0 макс=(0,8 – 0,9)sт.
Ранее мы приводили данные [1] о нежелательности применения плоских и пружинных шайб в соединениях и приводили варианты перехода, в частности, на фланцевый крепёж, что существенно повышает надёжность. Там же показаны отрицательные стороны применения болтов с шестигранной уменьшенной головкой, у которых контактные напряжения под головкой превышают sт.
Как видно способ затяжки с контролем момента даже при его точной фиксации не обладает необходимой надёжностью, далеко не всегда обеспечивает нужное усилие затяжки.
Методы контроля затяжки крепежа
Наиболее распространен метод контроля при помощи динамометрических ключей, имеющих точность в пределах ±5%. Ошибка в измерении величины момента зависит от принятого метода его определения. В [4] предусматриваются следующие методы.
Метод А. Момент измеряется непосредственно в начале вращения болта или гайки в направлении затягивания, измеренный таким образом момент называется «моментом страгивания с места». Метод применяется для быстрого контроля и осуществляется не позднее 30 минут после затяжки.
Метод В. Момент измеряется во время вращения при повороте на 10о – 15о в направлении завинчивания. Момент, полученный при этом, называется «моментом вращения». Метод применяется для периодического, но более точного контроля.
Метод С. Соединение освобождается и снова затягивается в прежнем положении, которое должно быть отмечено риской. Этот момент называется «моментом повторной затяжки» и применяется для контроля соединений, имеющих оксидные пленки, окраску, загрязнения.
Величины моментов затяжки при контрольных измерениях должны находитьсяв следующих диапазонах :
| Метод А | Метод В | Метод С |
От | 1,25 Мкр. макс | 1,08 Мкр. макс | 1,05 Мкр. макс |
До | 1,05 Мкр.мин | 0,92 Мкр.мин | 0,88 Мкр. |
В случае недостаточной величины момента затяжки производится подтяжка резьбового соединения до заданной величины момента. Заметим, что контроль качества затяжки особо ответственных соединений (класс 1 ) с допускаемым отклонением момента ±5% динамометрическим ключом, имеющим такую же точность, едва ли корректен.
Таким образом, показано, что как затяжка резьбовых соединений, так и её контроль базируются на косвенных методах путём приложения к крепёжной детали крутящего момента, но это далеко не всегда обеспечивает получение необходимого усилия затяжки.
Поэтому разработчики конструкции вынуждены для обеспечения требуемого усилия сжатия соединяемых деталей применять большее количество недозатянутых крепёжных деталей и увеличивать их диаметр.
Приведем примеры ошибок, которые стали возможными из-за указания в техдокументации только момента затяжки.
На автомобилях семейства ГАЗель при сборке крепления задней опоры двигателя имели место случаи разрушения болтов М10х6gх30 (210406) с полукруглой головкой и квадратным подголовком. Испытания болтов показывали, что они соответствуют требованиям ОСТа и имеют класс прочности 4.8. Оказалось, что, указанный в чертежах узла крутящий момент затяжки Мкрравнялся 28-36 Нм. Это соответствует соединению класса прочности 6.8.в результате усилие затяжки при Мкр. минзавышалось в 1,4 раза, а при Мкр.макс в 1,9 раза! После замены класса прочности болта на 6.8 дефекты сборки были исключены.
При сборке суппорта переднего тормоза автомобилей ВАЗ 2108(09) разрушался болт 2108-3501030 М12х1,25х30, имеющий класс прочности 10.9. Болт, имеющий покрытие фосфат с промасливанием, опирается на шайбу с таким же покрытием и закручивается в чугунный суппорт с цинковым покрытием. По чертежу Мкр.макс=118,4 Нм. В стандартах ВАЗа не было данных по коэффициенту трения для данного сочетания контактных поверхностей. По разным источникам отклонение Мкр могут составлять от ±10% до ±30%. Проведённые исследования этого резьбового соединения и условий его сборки на конвейере позволили выявить, объяснить и устранить причины разрушения болтов[1]. На рис. 2 показана диаграмма Q– Мкр, рассчитанная по методике Фиат-ВАЗ, где n — коэффициент использования предела текучести (n=s:sт, где s — суммарное напряжение в болте, создаваемое при затяжке). Для ответственного соединения (11 класса) коэффициент трения в резьбе и на опорной поверхности варьировался в пределах 0,1–0,18. Было определено, что при m=0,1 момент Мкр.мин=96,5 Нм, а усилие затяжки Q=59536 Н. При Мкр.макс=118,4 Нм усилие Q=73130 Н, что выше нагрузки до предела пропорциональности Qупр=72750 Н, то есть возможна пластическая деформация болта или его разрушение при сборке. Известно, что при случайном попадании масла и колебаниях толщины покрытий коэффициент трения может уменьшится до значения 0,08 и даже 0,06. В то же время было выявлено,что перед сборкой болты проходили операции мойки и промасливания, что недопустимо, ибо ещё больше увеличивало усилие затяжки.
Результаты исследований показали также целесообразность замены цилиндрической головки с внутренним шестигранником у болтана головку с волнистым приводом (типа ТОRХ) и 2-х радиусной поднутренной галтелью под головкой. За счёт этого удалось снизить напряжения под головкой и еще больше повысить надёжность крепления.
Приведённые примеры показывают, что исследования конструкций узлов и технологии сборки позволяют выяснить и исключить возможные дефекты, а также подтверждают необходимость перенесения внимания с момента на усилие затяжки.
О затяжке крепёжных соединений с контролем усилий
В мировой практике используются методы и инструменты, которые непосредственно контролируют усилие затяжки в ходе сборки. Осуществить затяжку резьбового соединения с контролем по усилию в лабораторных условиях несложно. Исследования показывают, что наибольшая точность обеспечения усилий затяжки в производственных усло
Правильная затяжка резьбовых соединений. Определение момента затяжки
Уровень качества крепежных элементов, технические характеристики используемого инструментария, а также корректный подход к выбору способа затягивания резьбового соединения – совокупность данных факторов играет главную роль в обеспечении высоких рабочих показателей объектов сферы стройиндустрии, узлов механизмов и машин. Продолжительный временной интервал сохранения усилия затяжки является гарантией надежности разъемного сопряжения, сформированного за счет резьбы, в ходе его эксплуатации.
Силовые характеристики резьбовых соединений
В число основных силовых характеристик резьбовых соединений входят:
-
величина минимальной разрушающей нагрузки;
-
численное значение пробной нагрузки. Для болта с прочностью класса не ниже 6.8 она берется равной примерно 75-79 процентов от вышеуказанного разрушающего воздействия. Пробная нагрузка служит в качестве контрольного показателя, который крепежный элемент должен выдержать в ходе испытаний.
Момент силы предварительной затяжки (обозначение МСПЗ) резьбового сопряжения обычно находится в диапазоне 75%≤МСПЗ≤80% от величины пробной нагрузки. В некоторых случаях МСПЗ принимается равным 90% от численного значения этой же характеристики. Приложенное усилие затяжки способствует проявлению в упруго напряженных компонентах крепежа механизма пластических деформаций. Его действие вызывает убывание напряжений. Данный фактор приводит к снижению затяжки соединения без дополнительных воздействий силового характера.
Конструкторская документация (сокращенно КД) содержит сведения о величине вращающего момента затяжки, либо соответствующего значения усилия предварительной затяжки.
К повреждению в резьбовых соединениях приводят, в основном, нижеперечисленные факторы.
Затягивание осуществлялось:
-
с неравномерно распределяемым усилием;
-
с усилием, превышающим указанное в КД либо, наоборот, недостаточным.
Были некорректно подобраны компоненты, формирующие соединение.
Основные способы затягивания резьбовых соединений
На территории нашей страны действует Руководящий Документ за номером 37. 001.131, принятый в 1989 году. В нем прописаны нормы затяжки соединений, созданных с использованием резьбовой накатки с диаметром (обозначение d), изменяющемся в диапазоне M6≤d≤M24, а также выдвигаемые к ним технические требования. Кроме того, его положения устанавливают значения минимальных и максимальных крутящих моментов затяжки таких сопряжений с учетом размерных характеристик крепежа, его класса прочности в соответствии с регламентом ГОСТа1759-70 и принадлежности соединения к определенному классу.
Приложение крутящего момента
Данный способ затяжки получил наибольшее распространение ввиду простоты, незначительным затратам времени на реализацию и невысокой стоимости используемого инструментария. Его суть – формирование на крепежной детали (неважно, будь то гайка, болт либо винт) крутящего момента, благодаря которому обеспечивается требуемая сила предварительной затяжки. Для конкретики рассмотрим этот вопрос касательно метиза первого вида.
Крутящим моментом называется момент силы, которая приложена к гайке на определенной удаленности от центра, вызывающий ее поворот вокруг вертикальной оси. Рассчитывается этот параметр по следующей формуле:
Мсилы =F×S Нм, где
Болт, как один из элементов резьбового соединения, находясь под постоянным напряжением механического характера, проявляет устойчивость к усталости. При очень небольшом первоначальном усилии этот метиз под воздействием внешних изменяющихся нагрузок станет быстро повреждаться. Когда же первоначальное усилие чересчур велико, не исключено разрушение данной крепежной детали. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: надежность соединения – характеристика производная от корректности выбора первоначального усилия. Таким образом, необходимо контролировать приложенный к гайке крутящий момент.
Крутящий момент является косвенной характеристикой величины усилия затяжки. Если соединение сконструировано корректно и при условии, что проводился контроль этого показателя, рассмотренный способ для большинства возможных случаев является удовлетворительным.
-
измерение величины, на которую растянулся стержень крепежной детали;
-
контроль угла поворота накручиваемой гайки;
-
прямой контроль усилия затягивания.
Техническая документация содержит сведения о требуемой величине затягивающего усилия. Однако все не так просто. Соединение может подвергаться нескольким циклам сборки/разборки и эксплуатироваться большой промежуток времени. В результате проявятся неучтенные изменения, оказывающие влияние на его характеристики.
Необходимый момент затяжки определяется:
-
геометрией и качеством резьбовой накатки, классом прочности стержневого крепежа;
-
коэффициентом трения между поверхностью соединяемого элемента конструкции и опорной поверхностью навинчиваемой гайки;
-
коэффициентом трения между стержнем шпильки/болта и гайкой.
Наиболее значимы в этом плане пункты №2 и №3. При усадке металла, грубо обработанной поверхности и трении, которое можно назвать практически сухим, потери именно от трения могут достичь такого высокого уровня, что при затягивании непосредственно на долю напряжения соединения останется не больше 10 процентов момента. Большая часть – 90 процентов – уходит на преодоление силы трения, а также усадку.
Данный фактор может негативно повлиять на надежность соединения. Исполнитель будет считать, что оно уже полностью затянуто, хоть в действительности это не так. Система, реализованная в гайковерте, покажет необходимый момент, но усилие затяжки требуемого уровня достигнуто еще не будет. В ходе эксплуатации резьбовое соединение подвергается воздействию внешних нагрузок, в том числе вибрационного характера, вызывающих его ослабление. Такой ход развития событий может привести к аварии.
Снижение коэффициента трения возможно путем использования машинного масла. Но излишне смазывать им контактирующие поверхности нельзя, поскольку усилие затяжки может быть превышено, в результате чего не исключено разрушение стержневого крепежа.
Величина крутящего момента при отвинчивании гаек превышает значение этого показателя, фиксируемого при их затяжке примерно в полтора раза. Объясняется данное явление:
Когда откручиваются проржавевшие и окрашенные соединения, может потребоваться инструмент, способный продуцировать момент, величина которого в 2 раза превышает значение этого параметра, указанное в КД. Здесь целесообразно применять спецсредства, обеспечивающие разрушение продуктов коррозии. Так будет уменьшено трение и снижен уровень сил, воздействующих на инструментарий, что продлит его рабочий ресурс.
Но встречаются ситуации, которые в этом плане принято называть безнадежными. Выход видится в использовании специального устройства, с помощью которого можно удалить гайку. Оно так и называется – гидравлический гайкорез.
Что же касается гайковерта, то подбирать его следует с запасом по параметру «крутящий момент» не меньше 30 процентов.
Осевая вытяжка
В данном методе объектом приложения усилия является стержневой крепеж – болт, винт либо шпилька. Это его принципиальное отличие от вышеописанного способа. Осевая вытяжка предполагает выполнение следующей последовательности действий:
-
предварительное растяжение стержневой соединительной детали. Величина прикладываемого при этом усилия должна быть равной требуемому усилию затягивания;
-
навинчивание гайки без применения какого-либо инструмента – просто от руки – пока она не войдет в контакт с опорной поверхностью;
-
сброс гидравлического давления. С болта таким образом снимается нагрузка. В результате усилие затяжки достигает заданной величины.
Требование такое: стержень крепежа должен выступать над торцом гайки не меньше чем на 0,8×Д, где Д – диаметр стержня. Основное достоинство осевой вытяжки – отсутствие потерь на преодоление силы трения в резьбовой накатке и между сопрягаемыми поверхностями. В цифрах картина выглядит так:
-
потери на деформацию имеющихся на резьбовых витках и поверхностях скрепляемых объектах микронеровностей составляют примерно 30 процентов;
-
на выполнение полезной работы, связанной с затяжкой резьбового соединения, приходится 70 процентов.
Здесь используются два способа, предусматривающие использование различных приспособлений. Рассмотрим их несколько подробнее.
Вытяжка тензорными домкратами
Этому методу присущи следующие преимущества:
Посредством тензорных домкратов, в конструкцию которых входят 2 порта, оснащенные быстроразъемными соединениями, можно затягивать крепеж синхронно и сформировать систему этих устройств с подводом рабочей среды от единой насосной станции. Чтобы получить повышенную точность, профессионалы рекомендуют прикладывать силу к болту, а гайку навинчивать два раза.
Первое нагружение обеспечивает компенсацию зазоров, деформацию поверхностных микронеровностей, а также равномерность распределения нагрузки. Цель проведения второго нагружения – достижение требуемой точности финишного усилия затягивания соединения.
Возвращаясь к разговору, касающемуся синхронной затяжки, несколько слов о перекрестной методике ее выполнения. Она предусматривает одновременное затягивание всех либо нескольких болтов, формирующих соединение, исходя из количества имеющихся в распоряжении тензорных домкратов. Применяется этот способ, если необходимо затянуть стержневой крепеж теплообменников, герметичных аппаратов, именуемых автоклавами, фланцев трубопроводных систем и иного оборудования, работающего под давлением выше атмосферного.
Вытяжка гидравлическими гайками
Гидрогайки применяют, когда работа выполняется в условиях ограниченного пространства, и затягивающий инструмент не помещается в рабочую область. Также останавливать свой выбор на крепеже данного вида следует, когда собранное ответственное соединение будет подвергаться:
-
знакопеременным нагрузкам;
-
вибрационному воздействию;
-
циклическому напряжению давлением либо температурой.
Гидравлические гайки отличаются отсутствием при затягивании крутящего момента. Данный фактор позволяет исключить:
Ниже представлена последовательность вытяжки шпильки гидрогайкой.
-
Этап №1. Гидрогайка навинчивается на соответствующий сегмент шпильки или стержня болта, формирующих разъемное соединение.
-
Этап №2. В гидрогайку подается рабочая жидкость под давлением. Поршень метиза приводится в движение и стержневой крепеж испытывает нагрузку, работающую на растяжение.
-
Этап №3. Закручивается зажимное кольцо, фиксирующее гидрогайку. давление сбрасывается. Затяжка разъемного соединения завершена. Гидрогайка остается на резьбовой накатке.
Контроль степени затяжки разъемного соединения
В общем случае для проведения регулируемой затяжки резьбовых крепежных деталей используется динамометрический инструмент. Такой подход имеет следующие основные преимущества:
-
на соединительные элементы воздействует нагрузка заданной величины. Поэтому вероятность повреждения резьбы метиза и сопрягаемого объекта минимальна;
-
равномерное распределение нагрузки в ходе вкручивания. За счет этого надежность создаваемой конструкции возрастает;
-
соединение, сформированное с применением динамометрического инструмента, практически никогда не выводится в категорию брака;
-
экономия времени.
На закручивание крепежа с помощью гаечного/рожкового ключа уходит больший временной интервал. Ведь обычно этот инструмент нужно переставлять под удобный захват рукой.
Наиболее популярен трещоточный динамометрический ключ. Величину предельного усилия закручивания нужно установить до проведения этой операции. При достижении данным параметром требуемого значения, ключ щелкнет. В ниже расположенной таблице отображены предельно допустимые значения момента затяжки для болтов различного класса прочности.
Диаметр резьбы/ее шаг |
Класс прочности используемого стержневого крепежа |
||||
12.9 |
10. |
8.8 |
5.8 |
4.6 |
|
Величина момента затяжки, Нм |
|||||
39,0/4,0 |
4742,4 |
3955,2 |
2820,2 |
1756,8 |
1056,0 |
36,0/4,0 |
3696,0 |
3081,6 |
2188,8 |
1363,2 |
820,8 |
33,0/3,5 |
2860,8 |
2380,8 |
1699,2 |
1056,0 |
636,5 |
30,0/3,5 |
2121,6 |
1766,4 |
1257,6 |
786,2 |
472,3 |
27,0/3,0 |
1555,2 |
1296,0 |
922,6 |
576,0 |
345,6 |
24,0/3,0 |
1075,2 |
897,6 |
638,4 |
399,4 |
239,0 |
22,0/2,5 |
839,0 |
698,9 |
497,3 |
311,0 |
186,2 |
20,0/2,5 |
623,0 |
519,4 |
369,6 |
230,4 |
138,2 |
18,0/2,5 |
444,5 |
370,6 |
264,0 |
165,1 |
98. |
16,0/2,0 |
319,7 |
265,9 |
189,1 |
118,1 |
71,0 |
14,0/2,0 |
208,3 |
173,8 |
122,9 |
76,8 |
46,1 |
12,0/1,75 |
130,6 |
109,4 |
77,8 |
49,0 |
28,8 |
10,0/1,5 |
75,8 |
69,4 |
45,1 |
27,8 |
16,3 |
8,0/1,25 |
38,4 |
31,7 |
23,0 |
14,4 |
8,5 |
6,0/1,0 |
16,3 |
13,4 |
9,4 |
5,9 |
3,6 |
5,0/0,8 |
9,3 |
7,8 |
5,5 |
3,5 |
2,1 |
Заключение
Необходимо знать один важный момент. Стандартизованные величины, в том числе и моменты затяжки, представленные в любой табличной форме, установлены исключительно для не бывших в употреблении крепежных деталей. При повторном использовании резьбовой накатки трение при вкручивании увеличивается. И в таком случае, если гайковерт показывает, что заданный момент затяжки уже достигнут, 100-процентной гарантией надежности соединения это не является. Поэтому, чтобы минимизировать вероятность возникновения аварий, следует применять только новые метизы.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.comments powered by Disqus
СЛОЙКА ОФИЦИАЛЬНАЯ
СЛОЙКА НОЛЬ СЛОЙКА ДЕЛЬТА 8 ПРОВЕРИТЬ УСТРОЙСТВОПЛЮС НОЛЬ
1000 затяжек
ULTRA ZERO
8000 затяжек
PUFF DELTA
3000 мг ТГК
Наш новейший Безникотиновый альтернатива
ПЛЮС УЛЬТРА ПОСМОТРЕТЬ ВСЕPUFF ZERO
Без никотина | Аутентичный вкус PUFF
Plus ZERO Blueberry IcePlus ZERO черничный лед
$12,99
Plus ZERO Cool MintПлюс НОЛЬ крутой мяты
$12,99
Plus ZERO Соломенный арбузПлюс ZERO соломенный арбуз
$12,99
Plus ZERO Банановый ледПлюс ZERO банановый лед
$12,99
Арбузная каша Ultra ZEROАрбузная каша Ultra ZERO
$24,99
Plus ZERO Манго Персик АрбузPlus ZERO Манго Персик Арбуз
$12,99
Ультра НОЛЬ Клубничный ПышныйУльтра НОЛЬ Клубничный Пышный
$24,99
Плюс НОЛЬ Кислое яблокоПлюс НОЛЬ кислого яблока
$12,99
Ultra ZERO Манго Ананас ЛедUltra ZERO Манго Ананас Лед
$24,99
Ледниковый лед Ultra ZEROЛедник Ultra ZERO
$24,99
Plus ZERO Алоэ Манго БерриPlus ZERO Алоэ Манго Берри
$12,99
Plus ZERO Lemon RazzПлюс НОЛЬ лимонного разза
$12,99
Виноградный лед Plus ZEROПлюс ZERO Виноградный лед
$12,99
Ultra ZERO Алоэ ВиноградUltra ZERO Алоэ Виноград
$24,99
Ultra ZERO Blue Razz PomegranateГранат Ultra ZERO Blue Razz
24,9 доллара США9
Плюс НОЛЬ ТайнаПлюс НОЛЬ Тайны
$12,99
Малиновая дыня Ultra ZEROМалиновая дыня Ultra ZERO
$24,99
Ultra ZERO Яблочно-огуречная мятаUltra ZERO Apple Cucumber Mint
$24,99
Ultra ZERO Банановая мятаУльтра НОЛЬ Банановая Мята
$24,99
Ultra ZERO Дыня КивиУльтра НОЛЬ Дыня Киви
$24,99
ПУХОВАЯ ОДЕЖДА
Подчеркните лучшие моменты жизни
Посмотреть все Толстовка с капюшономПуловер с капюшоном
$55. 00
Футболка с логотипом Core
$24,99
Спортивные штаны CoreОсновные спортивные штаны
$39,99
Кепка с облачным логотипомСнепбэк с облачным логотипом
29,99 долларов США
Быстрая доставка
Настоящий вкус
Лабораторные испытания
Разработано в США
Информационный бюллетень
Подпишитесь, чтобы получать специальные предложения, обновления продуктов и выгодные предложения.
Спасибо за подписку.
Этот клиент уже подписан
Puff Определение и значение — Merriam-Webster
Последние примеры в Интернете Тепло от духовки вздуло тесто как лаваш менее чем за минуту.



.jpg)

