6Янв

Химический состав моторного масла: Химический состав масла — Компания MVR

Химический состав масла — Компания MVR

Выполнение маслами своих эксплуатационных функций обеспечивается особым химическим составом масла, которое на 90% и более состоит из базового масла, а оставшиеся проценты приходятся на присадки и загустители.

Базовое масло может быть минеральным, синтетическим или полусинтетическим. Минеральное масло получают методом дистилляции с последующей селективной очисткой и депарафинизацией сырой нефти. Минеральные масла состоят из высокомолекулярных углеводородов, преимущественно алкилнафтеновых и алкилароматических. Также в состав минерального масла входят углеводороды кислородного и сернистого происхождения, и некоторые образования, которые носят смолисто-асфальтовый характер.

Синтетические масла получают методами химического синтеза из смеси сложных эфиров и полиальфаолефинов. Процедура получения синтетического масла намного сложнее, чем дистилляция сырой нефти, поэтому синтетические масла существенно дороже минеральных масел. Но высокая цена синтетических масел оправдывается их высокими эксплуатационными характеристиками.

Промежуточное положение между синтетическими и минеральными маслами занимают полусинтетические масла, получаемые гидрокрекингом сырой нефти.

Мы уже неоднократно говорили, что масла в машинах и механизмах выполняют не только смазывающую функцию, но и обеспечивают отвод тепла от пар трения, очистку трущихся поверхностей от нагаров и лаков, защиту от коррозии и др. Выполнение этих функций обеспечивается внесением в масло присадок, которые условно можно объединить в группы:

  • функциональных присадок, обеспечивающих противоизносные, антиокислительные, антипенные и антикоррозионные и др. свойства масла;
  • вязкостных присадок, увеличивающих индекс вязкости;
  • присадок, повышающих текучесть масла при низких температурах.

Смазывающая способность масла, или иначе, образование прочной масляной пленки на трущихся поверхностях обеспечивается силами связи между молекулами базового масла, а набор необходимых эксплуатационных функций масла — химическими соединениями присадок.

В процессе эксплуатации химический состав масла неизбежно изменяется в худшую сторону за счет загрязнения и окисления базового масла и истощения присадок. Поэтому очень важно производить замену масла в соответствии с его заявленным ресурсом, а лучше и экономичнее – по фактическому состоянию масла.

Практически каждый из нас является автомобилистом и имеет хотя бы начальные представления о составе моторного масла, качественных отличиях синтетического и минерального масел, классификации масел по SAE и производит замену масла в зависимости от пробега авто и условий эксплуатации.

В помощь автомобилистам и сервисным службам промышленных предприятия компания MVR предлагает наборы тестов для капельной пробы масла бензиновых и дизельных ДВС.

Для оценки состояния масла тестом вам достаточно нанести каплю масла на тест-лист и сравнить полученное пятно с прилагаемым шаблоном для проверки.

Тесты исключительно доступны по цене и помогут вам выявить неполадки двигателя вашего авто и производить замену масла именно тогда, когда это необходимо.

Если же вам необходима более развернутая информация по основным показателям масла (кинематическая вязкость, ОКЧ, ОЩЧ, нитрование, сульфирование и др.), то обратите свое внимание на минилаборатории серии RY-300. С их помощью, не прибегая к дорогостоящим услугам специализированных лабораторий, вы прямо на месте работы вашего оборудования и всего за несколько минут самостоятельно проведете всесторонний анализ масла, включая и анализ продуктов износа.

Для обучения работе с приборами совсем необязательно иметь специальное химическое образование, а достаточно прохождения краткосрочного 3-х дневного обучения в Учебном центре компании MVR.

Для повышения надежности вашего оборудования мы также рекомендуем вам воспользоваться услугами Отдела выездного обслуживания и энергосервиса (ОВОЭ) MVR, специалисты которого с помощью самых современных приборов и систем проведут комплексную диагностику (вибродиагностика + тепловизионное обследование + анализ масла), устранят все выявленные дефекты и дадут рекомендации по дальнейшей эксплуатации оборудования.

Состав моторного масла | АвтоЖидкость

Главная / Моторное масло / Процентный состав моторного масла

Александр 29.11.2018 Моторное масло Комментировать 3,155 Просмотров

Масла для поршневых двигателей — группа технических жидкостей для смазки, очистки и охлаждения рабочих элементов мотора. В зависимости от компонентного содержания получают продукты с различными физико-химическими свойствами. Рассмотрим подробный химический состав моторных масел и назначение компонентов.

Классификация масел

По способу получения масла для ДВС делят на 3 группы:

  • Минеральное (нефтяное)

Получают путём прямой нефтеперегонки с последующим отделением алканов. Подобный продукт содержит до 90% разветвлённых насыщенных углеводородов. Характеризуется высокой дисперсностью парафинов (неоднородностью молекулярных масс цепей). Как итог: смазочный материал термически нестабилен и не сохраняет вязкостные показатели в процессе эксплуатации.

  • Синтетическое

Продукт нефтехимического синтеза. Сырьём служит этилен, из которого посредством каталитической полимеризации получают базу с точной молекулярной массой и длинной полимерных цепей. Также возможно получить синтетические масла путём гидрокрекинга минеральных аналогов. Отличается неизменными эксплуатационными качествами на протяжении срока службы.

  • Полусинтетическое

Представляет смесь минерального (70-75%) и синтетического масла (до 30%).

Помимо базовых масел готовый продукт включает пакет присадок, которые корректируют вязкостные, моющие, диспергирующие и прочие свойства жидкости.

Общий состав смазочных моторных жидкостей представлен в таблице ниже:

КомпонентыПроцентное содержание
Базовая основа (насыщенные парафины, полиалкилнафталины, полиальфаолефины, линейные алкилбензолы, а также сложные эфиры) 

 

~90%

Пакет присадок (вязкостные стабилизаторы, протекторные и антиокислительные добавки) 

До 10%

Состав моторного масла в процентах

Содержание основы достигает 90%. По химической природе можно выделить следующие группы соединений:

  • Углеводороды (предельные алкены и ненасыщенные ароматические полимеры).
  • Сложные эфиры.
  • Полиорганосилоксаны.
  • Полиизопарафины (пространственные изомеры алкенов в полимерной форме).
  • Галогенпроизводные полимеры.

Подобные группы соединений составляют до 90% по массе готового продукта и обеспечивают смазывающими, моющими и чистящими качествами. Однако свойства нефтяных смазок не отвечают требованиям эксплуатации в полной мере. Так, насыщенные парафины при высокой температуре образуют коксовые отложения на поверхности двигателя. Сложные эфиры подвергаются гидролизу с образованием кислот, которые приводят к коррозии. Чтобы исключить подобные эффекты вводят специальные модификаторы.

Пакет присадок — состав и содержание

Доля модификаторов в моторных маслах составляет 10%. Существует множество готовых «пакетов присадок», которые включают набор компонентов для повышения требуемых параметров смазочного материала. Перечислим наиболее важные соединения:

  • Высокомолекулярный алкилсульфонат кальция — моющий агент. Доля: 5%.
  • Диалкилдитиофосфат цинка (Zn-ДАДТФ) — защищает металлическую поверхность от окисления и механических повреждений. Содержание: 2%.
  • Полиметилсилоксан — термостабилизирующая (антипенная) присадка с долей 0,004%
  • Полиалкенилсукцинимид — моюще-диспергирующая присадка, которую вводят вместе с антикоррозионными агентами в количестве до 2%.
  • Полиалкилметакрилаты — депрессорные добавки, которые препятствуют осаждению полимеров при понижении температуры. Доля: менее 1%.

Наряду с вышеописанными модификаторами готовые синтетические и полусинтетические масла могут содержать деэмульгирующие, противозадирные и другие присадки. Общее процентная доля пакета модификаторов не превышает 10–11%. Однако в некоторых типах синтетических масел допускается содержание добавок до 25%.

Похожие статьи

Предыдущий Krown t40. Эффективен ли уникальный состав?

След. Очиститель инжектора. Продлеваем жизнь системе впрыска

Химия моторного масла

Химия моторного масла

Со времен Римской империи многие жидкости, включая воду, использовались в качестве смазочных материалов для сведения к минимуму трения, нагревания и износа между механическими частями, контактирующими друг с другом. Сегодня смазочное масло или смазочное масло является наиболее часто используемым смазочным материалом из-за его широкого спектра возможных применений. Две основные категории смазочных масел – минеральные и синтетические. Минеральные масла перерабатываются из природной нефти или сырой нефти. Синтетические масла производятся из полиальфаолефинов, которые представляют собой полигликоли или эфирные масла на основе углеводородов.

Смазка обычно состоит из базовой жидкости, обычно нефтяного происхождения, в сочетании с химическими добавками, которые улучшают различные желаемые свойства базовой жидкости. Базовые жидкости в основном получают из двух основных источников: переработка сырой нефти и синтез относительно чистых соединений со свойствами, подходящими для смазочных материалов. Сегодня наиболее часто используются минеральные масла, потому что сырая нефть стоит недорого. Масла на минеральной основе с различной вязкостью можно даже смешивать вместе, чтобы улучшить их характеристики в конкретном приложении.

Смазочные масла являются лишь одной из многих фракций или компонентов, которые могут быть получены из сырой нефти, которая выходит из нефтяной скважины в виде горючей жидкой смеси от желтого до черного цвета, состоящей из тысяч углеводородов (органических соединений, содержащих только углерод и атомы водорода, они встречаются во всех ископаемых видах топлива).


Обычное моторное масло 1OW-30, например, представляет собой смесь масла с низкой вязкостью (для облегчения запуска при низких температурах) и масла с высокой вязкостью (для лучшей защиты двигателя при нормальных рабочих температурах).

Синтетические смазочные материалы, впервые использованные в аэрокосмической промышленности, обычно разрабатываются для конкретного применения, для которого минеральные масла плохо подходят. Например, синтетические масла используются там, где встречаются чрезвычайно высокие рабочие температуры или где смазочное масло должно быть огнестойким. В этой статье речь пойдет о смазочном масле на минеральной основе.


Важность моторных масел заключается в смазке. Чтобы быть эффективным, погода не должна мешать его работе — не может выкипеть или замерзнуть. В любом случае смазка перестанет уменьшать трение. В первом сценарии он просто исчезнет, ​​и движущиеся части будут тереться друг о друга. Во втором случае это увеличило бы трение, возможно, вплоть до полной остановки движения. В моторных маслах эти два свойства объясняются значениями вязкости, такими как 10w – 40.  

Для разработчика моторное масло представляет собой сложную смесь из 10-15 ингредиентов, тщательно сбалансированных и протестированных на соответствие отраслевым спецификациям и требованиям рынка.

Для блендера это может быть так же просто, как смешать три жидкости и разлить их по бутылкам. И для потребителя это, по большей части, таинственная золотая жидкость со сбивающими с толку цифрами и буквами, которые все говорят о том, что это лучший продукт для вашего автомобиля. На самом деле, это все эти вещи. Смазочные материалы (моторное масло) помогают остановить или предотвратить коррозию, покрывая компоненты тонким слоем, который защищает их от воздействия кислорода и других «окислителей», которые могут вызывать химические реакции, приводящие к повреждению поверхности материала. Наиболее известным примером коррозии является ржавчина. Ржавчина возникает, когда железо подвергается воздействию кислорода.

Каков состав моторного масла?

Моторное масло, минеральное, синтетическое или полусинтетическое, состоит из базового масла и присадок. Давайте подробнее рассмотрим, что входит в эту незаменимую смазку, и роль основных используемых присадок.

Состав минерального, синтетического и полусинтетического масла

Существует три вида моторных масел: минеральное масло, синтетическое масло и полусинтетическое масло. Каждое из этих моторных масел имеет различный состав: основу составляет либо очищенная сырая нефть, либо полимеры, изготовленные в лаборатории.

Минеральное масло: состав натурального масла

Минеральное моторное масло производится из сырой нефти. После извлечения и транспортировки на нефтеперерабатывающий завод сырая нефть проходит несколько процессов очистки, чтобы удалить как можно больше примесей. Это масло в основном состоит из углеводородов (насыщенных или ненасыщенных кислородом), но оно также может содержать следы таких соединений, как сера или азот. После обработки в так называемое минеральное моторное масло добавляются присадки для улучшения его характеристик.

Как сделать синтетическое масло?

Синтетическое масло можно получить химическим путем в лаборатории, но оно также может быть получено из очищенной нефти. Очистка синтетической нефти — более сложный процесс, чем минеральной: он включает изменение структуры молекул углеводородов. Процессы получения масла гарантируют сохранение только лучших молекул. Также добавляют множество добавок. Учитывая свой состав, так называемое синтетическое моторное масло считается высококачественным маслом, которое является более чистым и обеспечивает более высокую производительность, чем минеральное масло.

Из чего состоит полусинтетическое масло?

Полусинтетическое масло представляет собой смесь синтетического масла и минерального масла. Пропорции в смеси не равны: полусинтетика содержит максимум 30% синтетического масла. Интересно знать, что масло, содержащее всего 1% синтетического масла, также называют «полусинтетическим маслом».

Какова цель

присадок, используемых в моторном масле?

Для обеспечения качества, эффективности и срока службы моторных масел в минеральные и синтетические масла добавляются присадки.

Тип добавки

Роль добавки

Добавки-ингибиторы окисления

Со временем моторное масло окисляется. Менее эффективно смазывает детали двигателя. Поэтому моторное масло нужно менять регулярно. Однако добавка ингибитора окисления замедляет этот процесс, увеличивая срок службы моторного масла.

Моющие добавки

Основным свойством моющей присадки является удаление отложений и микрочастиц, образующихся на поверхностях при эксплуатации автомобиля.

Диспергирующие добавки

Диспергирующие присадки задерживают все отложения и примеси, образующиеся при работе двигателя в подвеске, что позволяет избежать накопления отложений на деталях двигателя. Затем отложения попадают в масляный фильтр.

Противопенные добавки

Использование моющих присадок может привести к образованию пены на поверхности масла. Это не позволяет маслу правильно смазывать детали двигателя. Эта добавка используется для предотвращения этого явления.

Противоизносные присадки

Противоизносные присадки, также называемые модификаторами трения, добавляют слой солидола, который смазывает двигатель сразу после запуска автомобиля, что позволяет избежать трения между деталями. Эта присадка в основном используется в минеральных маслах.

Добавки-ингибиторы коррозии

Двигатель изготовлен из металлических деталей, чувствительных к ржавчине. Присадки-ингибиторы коррозии защищают детали от ржавчины.

Модификаторы индекса вязкости

Эти присадки уменьшают разницу в вязкости между холодным и горячим маслом.

Антифризные присадки

Эти присадки помогают адаптировать различные моторные масла к окружающей среде, изменяя температуру затвердевания масла.