25Май

Все про аккумуляторы автомобильные: какие бывают виды АКБ для авто

Содержание

Зарядка, эксплуатация, хранение и как правильно выбрать аккумулятор для вашего автомобиля

 Подписывайтесь на наш канал YouTube и смотрите новые интересные видео! 😉

Здарова всем, кто случайно или намеренно забрел на сайт TOPMAX AVTO!

Перед тем как приступить к основной теме, нужно сказать несколько слов которые внесут определенную ясность в ситуацию и послужат предисловием. И так…

Предисловие 😉

Обычно производители аккумуляторов на пару с дистрибьюторами не заморачиваются с гарантийным талоном, а ведь он одновременно является и инструкцией по эксплуатации! Про удобство покупателей никто не думает, что совсем плохо. Как правило гарантийные талоны серые и невзрачные, написанные мелким шрифтом. Они вмещают в себя кучу несомненно полезной, но совершенно нечитабельной информации. 


Много лет подряд мы тоже не особо отличались от других продавцов. И наш гарантийный талон тоже был не особо приветливым.

 

Но с недавних пор мы решили изменить ситуацию и разработали новый гарантийный талон для наших покупателей. Если сравнивать со старым гарантийным талоном, то скучную текстовую часть мы сократили и ужали, и добавили красочную интерактивную часть с изображениями. 


 

У нас в БЛОГЕ уже есть статья про новый гарантийный талон. Там как раз можно посмотреть те самые картинки, к которым прилагаются короткие тезисы на разные темы затрагивающие аккумуляторы: гарантия, зарядка, хранение, основные проблемы и т.д. Статья доступна по ссылке. ЖМИ!

Но поскольку все изложенное в той статье довольно сжато, возможно найдутся люди, у которых возникнут дополнительные вопросы. Для них мы решили запилить серию дополнительных статей и видео, в которых подробно пройдемся по каждому блоку. 

Поправка: информация которую мы хотим донести, это не то что нужно знать конкретно нашим покупателям. Это общая информация, которая будет полезна всем водителям или людям, которые интересуются аккумуляторами. Если такие есть….

Всего таких блоков шесть: общая информация про аккумуляторы; безопасность; подготовка и хранение аккумуляторов; зарядка аккумуляторов; про автомобиль и какая связь у него с аккумулятором; и про нарушения в ходе эксплуатации аккумуляторов.



Заранее приносим извинения за тонны картинок, но без них статья не может быть полноценной.

Раздел 1. Общая информация про автомобильные аккумуляторы.

И так! В этой статье мы затронем пять вопросов из этого раздела: про инструкцию об эксплуатации; про обслуживание аккумуляторов; про подбор аккумуляторов; про аккумуляторы, которые не требуют обслуживания; и про технологии в аккумуляторах.






Пункт 1. Про инструкцию об эксплуатации.


Первый пункт довольно банален. Гарантийный талон или инструкция об эксплуатации (часто это одно и тоже) не нужно учить от корки до корки. Давайте по-честному. Никто не читает гарантийные талоны. При чем это касается не только аккумуляторов. Люди начинают читать только тогда, когда уже возникла проблема. И то не всегда. 

Что касается конкретно аккумуляторов. Чтобы не пролететь по гарантии нужно еще перед покупкой все-таки найти в себе силы и заглянуть в гарантийный талон. Там нужно отыскать пару важных моментов.

Срок гарантии. Важно? Конечно! Много где пишут, что гарантия действует 24 месяца. Или 36 месяцев. А стоит вчитаться, и вы увидите ремарку, в которой написано, что без регулярных полугодичных проверок вашего аккумулятора и отметок в талоне, гарантия будет действовать только 12 месяцев. 


 В выделенном поле на картинке написано: без прохождения диагностической проверки, гарантия завода-производителя на АКБ — 12 месяцев с даты продажи!

Старт гарантии. Если в талоне написано, что гарантия 24 месяца, стоит обратить внимание или спросить с какого момента начинает действовать эта гарантия. Ведь в продажах аккумуляторов, одни продавцы дают гарантию с даты продажи. А другие с даты изготовления аккумулятора. 

Во втором случае, если гарантия у вас 24 месяца, но аккумулятору уже ровно 12 месяцев от роду. То реальной гарантии у вас останется только половина срока.


На что распространяется гарантия. Где бы вы не купили аккумулятор, стандартная гарантия распространяется только на заводские дефекты такие как: обрыв цепи и замыкание в банке. Это золотой стандарт. 

Что такое «обрыв цепи» и «замыкание в банке» можно погуглить, поскольку это уже другая тема. 

 

 

Разбили аккумулятор? Не гарантийный случай. Разрядился аккумулятор? Не гарантийный случай. Выкипел электролит? Не гарантийный случай. Электролит стал темного цвета? Не гарантийный случай. Оплавление на клеммах? Не гарантийный случай. 

   

   

Такое и еще много чего другого вы услышите в гарантийном сервисе или магазине, если ваш аккумулятор будет соответствовать хоть одному из этих пунктов. И это работает для всех и по всей Украине. 

Пункт 2. Про обслуживание аккумуляторов.


Здесь хочется больше сделать акцент именно на послепродажном сервисе, который включает в себя гарантия. Ведь обслуживание аккумуляторов тема весьма глобальная.

Есть два вида продавцов. Первые, которые дорожат своей репутацией и готовы решать проблемы, связанные с проданным товаром. Вторые, которые спешат продать вам товар, а после того как деньги уже в кассе, заморачиваться с вашими проблемами не хотят.  

Поэтому перед покупкой аккумулятора всегда стоит спросить у продавца, входит ли в гарантию какой-то сервис и как все это дело происходит. Потому что лучше и удобнее покупать всегда там, где продажа и сервис сосредоточены в одном месте. А то купить аккумулятор в одном конце города, а гнать на сервис в другой конец совсем не удобно. 


Что обычно проверяют в аккумуляторах на сервисе? Это хороший вопрос, но относится уже к другой теме.

Пункт 3. Про подбор аккумуляторов.


Изначально правильный подбор батареи, это уже успех. Ведь часть проблем с аккумуляторами связаны именно с этим вопросом. 

Как правильно подобрать аккумулятор для автомобиля? Мы вам скажем так: это геморрой еще тот, если разобраться. Этот вопрос настолько обширный и запутанный, что даже продавцы не всегда в теме. Но пару советов дабы облегчить процесс подбора мы можем дать.

Аккумуляторы не подбирают по VIN коду. Звучит странно, но в мире не существует точных баз данных с помощью которых возможно подобрать аккумулятор для автомобиля по VIN коду. Есть множество других баз данных, иногда продвинутые продавцы составляют их сами, основываясь на опыте, но все такие базы работают с погрешностями.


Американские автомобили (на момент выхода статьи) не числятся вообще ни в каких базах данных. Американцы не соблюдают стандарты. Например, WV для американского рынка и WV той самой модели для европейского рынка могут отличаться. Там могут стоять разные запчасти и аккумуляторы в том числе.


Дедовский метод всегда лучший. Максимально точно подобрать аккумулятор можно только в одном случае — посмотреть непосредственно какой аккумулятор установлен в автомобиле. После чего померять рулеткой габариты аккумулятора, сфотографировать и почитать что написано на этикетке. С этой информацией любой продавец, даже самый неопытный подберет для вас аккумулятор без ошибок.


Почему дедовский метод лучший? Доверять базам данных или продавцам можно. В большинстве случаев это работает. Но автомобильная промышленность не стоит на месте. Каждый год производители выпускают новые машины. А базы данных обновляются куда как реже. 

И это мы уже не говорим про автомобили, которые выпускаются для других рынков, а потом перегоняются в нашу страну. Такие автомобили, как и американские, могут иметь свою специфику. А еще есть умельцы, которые могут просто что-то переделать в автомобиле, который потом продают. А вы про это и не узнаете. Какие уж тут базы данных?

Пункт 4. Про аккумуляторы, которые не требуют обслуживания.


Тут все просто и задерживаться на этом пункте нет смысла. Аккумуляторы, которые не требуют обслуживания — таких не существует в природе. При чем совершенно не важно какой аккумулятор вы купили: с пробками или без пробок, обычный кислотный (WET), EFB, GEL или AGM.

 

 

Если в магазине вам сказали, что обслуживать аккумулятор не нужно, то продавец или не разбирается, или намеренно обманул вас. Обслуживать нужно все аккумуляторы без исключения, просто делается это по-разному.

А для чего нужно обслуживать аккумуляторы? Ответ максимально простой — чтобы они прослужили как можно дольше. 

Пункт 5. Про технологии в аккумуляторах. 


Этот пункт частично относится к подбору аккумуляторов, но его стоит выделить отдельно. Нужно понимать, что автомобильные аккумуляторы бывают разные. И мы сейчас не про внешние различия типа размеры или емкость. Мы про начинку аккумулятора. 

Вам не нужно знать какие в мире существуют аккумуляторы и в чем между ними различие. Это слишком сложно. Но иметь определенное понимание своего автомобиля и что ему нужно все-таки желательно. В этом случае вы будете понимать, что для автомобиля с системой старт-стоп нужен специальный аккумулятор, сделанный по технологии AGM или EFB. 

  

Спасибо всем, кто прочитал!


Типы автомобильных аккумуляторов

Автомобильная аккумулятора батарея (АКБ) – это источник электрического тока, предназначенный для запуска автомобиля и питания всех электроприборов в автомобиле. Состоит аккумулятор из нескольких отдельных элементов питания. Пользователь может использовать не один, а несколько элементов питания для получения большей силы тока или напряжения, зависимо от способа подключения – параллельный или последовательный.

На автомобильном рынке представлено несколько типов автомобильных аккумуляторов, которые отличаются материалом электролита и электродов. Из всего разнообразия в качестве  стартерных используются исключительно свинцовые, т.к. имеют максимальную энергоемкость и способны за короткий промежуток времени отдавать большое количество тока. Рассмотрим с вами все разновидности автомобильных аккумуляторов.

Сурьмянистые (традиционные)

Это классический аккумулятор, который состоит из пластин и ≥5% сурьмы. Современные модели обладают меньшим количеством сурьмы, которую добавляют для увеличения прочности пластин. Но именно из-за этой добавки ускоряется и усиливается процесс электролиза, который начинается при 12V. Из-за выделяющихся газов складывается ощущение, что вода кипит.

В результате того что вода улетучивается наружу, меняется концентрация электролита и оголяются верхние края электродов. Чтобы компенсировать выкипевшую воду, аккумулятор заливается дистиллированной водой. Несмотря на простое обслуживание, их нужно часто проверять на уровень жидкости. Сегодня уже такие аккумуляторы не устанавливают в авто, но активно используются на стационарные установки, которые не прихотливы к источнику питания.

Малосурьмянистые

Для минимизации количества потерь воды, в аккумуляторе начали использоваться пластины с низким содержанием сурьмы – меньше 5%. Это поспособствовало тому, что пользователю не нужно постоянно проверять уровень электролита и снизился уровень саморазряда во время хранения. Такой вид АКБ относится к необслуживаемым или малообслуживаемым. Но не стоит верить производителям, что вода совсем не выкипает – просто потери значительно ниже, чем в сурьмянистых моделях.

Весомое преимущество модели в том, что аккумулятор не прихотлив к качеству электрооборудования в авто. Если происходят перепады напряжения, то на них это не влияет, как в гелевых или кальциевых моделях. Станет оптимальным решением для отечественных легковых автомобилей, которые имеют нестабильную бортовую сеть. Имеют ниже стоимость, чем другие разновидности АКБ.

Кальциевый

В кальциевом аккумуляторе использовалась не сурьма, а кальций, что снизило уровень потери воды. Обозначаются «Са/Са», что обозначает наличие кальция на обоих полюсах аккумулятора. В некоторых моделях добавляют серебро в небольших количествах, что снижает уровень внутреннего сопротивления аккумулятора, повышая КПД источника питания.

Использования кальция позволяет существенно снизить уровень выделения газа и потерю воды, если сравнивать с малосурьмянистыми АКБ. Фактически, за весь срок службы потеря воды столь низкая, что не нужно проводить проверку плотности электролита и воды в банках. За счет этого такие модели имеют право называться необслуживаемыми. Уровень саморазряда снижен почти на 70%, что дает возможность сохранять эксплуатационные характеристики при длительном хранении.

Гибридный

Обычно обозначается аккумулятор «Са+». В данных аккумуляторах пластины электродов выполнены по разным технологиям: отрицательный – кальциевый, положительный – малосурьмянистый. Подобный подход позволил производителям обеспечить в одной модели положительные свойства обоих видов батарей. Расход воды в таких моделях в два раза ниже, чем у малосурьмянистых, но выше, чем в кальциевой модели. При этом повышена устойчивость к перезаряду.

Гелевый (AGM)

Гелевые АКБ содержат электролит не в стандартном жидком виде, а в связанном гелеобразном состоянии, отчего и появилось название батареи. Подобный подход позволил исключить осыпание пластины-электрода, в это время минимизируется возможность вскипания жидкости и попадания серной кислоты на корпус АКБ и других элементов авто.  За счет того, что в аккумуляторе гель находится в зафиксированном состоянии, такие батареи абсолютно не будут бояться наклона. Эксплуатация возможна абсолютно в любом положении, но все же, не рекомендуется использовать аккумулятор перевернутым.

Отличается прекрасной устойчивостью к вибрациям, обладает низкой скорость саморазряда, за счет чего его можно хранить долгое время, не боясь разряда. Хранить нужно исключительно в заряженном состоянии. Гелевые модели могут выдавать критически высокий ток на протяжении всего заряда, в это время не боятся перезарядки, полностью восстанавливая свою емкость. Но заряд должен происходит меньшим током, чем в классических моделях. Единственный недостаток – они могут плохо работать при низких температурах, что связано с повышением плотности материала внутри АКБ. При благоприятных условиях срок эксплуатации до 10 лет.

Щелочной

В аккумуляторах может использоваться не только кислота, но и щелочь. Из всего разнообразия щелочных моделей применение вместе с автомобилями нашли только никель-железные и никель-кадмиевые. Пластины-электроды в щелочной батарее упаковываются в специальный «конверт» из тонкой перфорированной металлической пластины, в которое запрессованное активно вещество. Это дает возможность значительно снижать уровень стойкости к вибрациям. Отличительная особенность щелочных моделей заключается в том, что при протекании химических реакций, у них не расходуется электролит, поэтому его нужно меньше, чем в кислотной модели. Если говорить о преимуществах щелочных аккумуляторах, можно выделить:

  • стойкость к перезарядке, при этом АКБ хранится длительно время без потери характеристик, чего нет в кислотной модели;
  • способны работать в условиях низких температур, обеспечивая безотказный запуск двигателя;
  • саморазряд щелочной батареи ниже, чем в классической кислотной модели;
  • исключено выделение вредных испарений;
  • накапливают больше энергии на единицу массы для обеспечения электрического тока.

В настоящее время они используются в качестве тягового автомобильного аккумулятора, а не стартерного. Из-за крупных размеров чаще выпускаются щелочные аккумуляторы для грузовых автомобилей.

Литий-ионный

Подобные аккумуляторы являются самыми перспективными в качестве дополнительного источника электричества. В качестве носителя электрического заряда в таких аккумуляторах ионы лития. Точно описать материалы электродов невозможно, т.к. ежегодно технология совершенствуется. Весомым преимуществом подобной модели является высокая емкость на единицу массы, высокое выдаваемое напряжение и низкий уровень саморазряда. При этих преимуществах, они слишком чувствительны к температуре воздуха. При низкой температуре работает неэффектно, а число зарядов и разрядов слишком мало – до 500 единиц.

Как видите, рынок автомобильных аккумуляторов довольно широк и обычному водителю достаточно сложно сделать самостоятельный выбор. В этом вам поможет наш интернет-магазин аккумуляторов для автомобилей, где вы можете купить АКБ различного типа, выбрав из широкого ассортимента. Предоставляем исключительно сертифицированную продукцию известных брендов, среди которой обязательно сможете подобрать оптимальный вариант. Специалисты компании всегда готовы прийти на помощь и сделать правильный выбор, учитывая ваши цели, предпочтения и финансовые возможности.

Вам достаточно просто посетить наш интернет-магазин “MIGEL”, а все остальную работу сделают наши специалисты!

10 интересных фактов об автомобильных аккумуляторах, которых вы не знали

Хотя первые автомобили не были оснащены аккумуляторами, они существуют уже более века. При этом аккумуляторы очень важны для наших автомобилей. Мы никогда не задумываемся об этих материалах, пока они не начнут разрушаться или вообще перестанут работать. Зная немного больше об аккумуляторах, мы можем быть в курсе их состояния и гарантировать, что они работают в хорошем состоянии. Мы углубимся во многие интересные факты об автомобильных аккумуляторах.

Разряженные аккумуляторы нельзя выбрасывать

Разряженные автомобильные аккумуляторы нельзя просто выбрасывать. Эти батареи должны пройти процесс переработки, так как они содержат диоксид свинца и серную кислоту, которые являются вредными веществами для окружающей среды и здоровья человека. Разряженные автомобильные аккумуляторы можно сдать в местные центры утилизации или на пункты приема металлолома.

Холодная погода может повлиять на мощность аккумулятора Чрезвычайно холодная погода может привести к разрядке аккумуляторной батареи вашего автомобиля. Из-за этого современные батареи изготавливаются с усилителями холодного пуска (CCA), чтобы обеспечить дополнительный импульс при запуске автомобиля холодным утром.

Автомобильные аккумуляторы следует проверять каждые шесть месяцев 

Другие части вашего автомобиля могут нуждаться в меньшем количестве проверок, но автомобильный аккумулятор следует тщательно проверять каждые шесть месяцев. Чтобы проверить состояние вашей батареи, вы можете очистить ее, если есть какие-либо зеленовато-желтые отложения, найти ослабленные кабели и проверить батарею с помощью вольтметра и тестера батареи, чтобы узнать, сколько энергии она излучает.

Автомобильные аккумуляторы обычно служат от пяти до шести лет 

Современные аккумуляторы рассчитаны примерно на шесть лет, но срок их службы во многом зависит от того, насколько хорошо вы о них заботитесь. Правильный уход за любым транспортным средством и его частями обеспечивает более длительный срок службы и меньшее техническое обслуживание. Таким образом, в случае с автомобильным аккумулятором многократные циклы разрядки и перезарядки могут сократить срок службы любого аккумулятора.

Ранние модели автомобилей не имели аккумуляторов

Некоторые из первых автомобилей, выпущенных в конце 1800-х годов, не оснащались аккумуляторами. Это связано с тем, что электрические системы ранних автомобилей были ограничены. Вместо батареи, обеспечивающей электроэнергию, водители должны были запускать свои автомобили с помощью рукоятки, а автомобильные фары работали на газе. Автомобильный гудок был звонком, а индикаторы приводились в действие вручную.

Современные аккумуляторы не требуют технического обслуживания

Ранние модели аккумуляторов требовали обслуживания в виде заправки электролитом. Это уже не касается автомобильных аккумуляторов. Батареи, по сегодняшним стандартам, сохраняют свою жидкость в течение всего срока службы батареи. Большим недостатком этих аккумуляторов является то, что они довольно нетерпимы к глубокому разряду.

Пятьдесят процентов отказов автомобильных аккумуляторов происходят из-за потери воды

Приблизительно пятьдесят процентов преждевременных отказов автомобильных аккумуляторов связаны с потерей воды, которая используется для обычной подзарядки. Большинство отказов автомобильных аккумуляторов также могут быть связаны с отсутствием технического обслуживания, испарением из-за высокой температуры под капотом, а также могут быть вызваны перезарядкой, при которой автомобильный аккумулятор может выдерживать только ограниченное количество времени.

Аккумуляторы глубокого цикла подвержены деградации 

Аккумуляторы глубокого цикла имеют более толстые пластины, которые обеспечивают меньший пиковый ток, но могут выдерживать частые разряды. Эти батареи менее подвержены износу из-за циклов и необходимы для приложений, где батареи регулярно разряжаются, таких как вилочные погрузчики, тележки для гольфа, электромобили и другие подобные транспортные средства.

Аккумуляторы имеют естественный саморазряд 

Использование автомобиля реже, чем обычно, помогает разрядить автомобильный аккумулятор. Это связано с тем, что все автомобили имеют систему естественного разряда и химическую утечку в аккумуляторах. Чтобы батарея оставалась живой и работоспособной, разрядная система потребляет небольшое количество энергии. Чтобы избежать полной разрядки автомобиля, подключите аккумулятор к хорошему зарядному устройству для восстановления надлежащего состояния.

Существуют различные признаки того, что ваша батарея находится на грани разрядки 

Есть много признаков того, что аккумулятор вашего автомобиля разряжается. Вот некоторые из наиболее распространенных признаков: 

  • Ваш двигатель прокручивается, но не запускается
  • Двигатель не запускается, и свет не включается
  • В один день машина заводится, а на следующий день не заводится вообще

Обновите аккумулятор вашего автомобиля с помощью наших профессионалов!

Здесь, в Interstate Batteries, мы знаем все о нашей продукции. Если у вас есть какие-либо вопросы относительно новой батареи, мы — ваш лучший источник. Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше о том, как мы можем помочь вам с аккумулятором, который вы ищете!

5 фактов об автомобильных батареях для слушателей автомобильного онлайн-курса

Без аккумуляторов автомобили были бы просто красивыми кусками металла и пластика. Эти электрические кубики необходимы, если вы хотите, чтобы транспортное средство завелось, но их часто неправильно понимают. Автомобильные аккумуляторы могут быть привередливыми, но при должном уровне знаний и уходе они могут оставаться в отличном состоянии в течение многих лет.

Для слушателей автомобильных онлайн-курсов важно хорошо понимать, как работают аккумуляторы, как их защитить и как обеспечить их долговечность и функциональность. Вот пять фактов, которые вы должны знать об автомобильных аккумуляторах.

Автомобильные аккумуляторы зависят от времени года 

Как и мы, аккумуляторы не любят слишком жаркую или слишком холодную погоду. Погода может нанести серьезный ущерб автомобильному аккумулятору, если он не будет должным образом подготовлен к сезону. Вопреки тому, что вы могли бы предположить, сильная жара на самом деле хуже для здоровья батареи, чем низкие температуры.

Тепло может ускорить коррозию аккумулятора, а также вызвать испарение воды из жидкого электролита. Эти эффекты могут негативно повлиять на срок службы батареи. Имея это в виду, водители должны убедиться, что их батареи должным образом оценены и готовы к знойным летним месяцам.

Регулярная проверка аккумулятора предотвратит повреждение вашего автомобиля.

Низкие температуры также могут повредить автомобильные аккумуляторы, поэтому важно использовать осень как возможность должным образом подготовить аккумулятор к зиме. Выпускники автомобильных онлайн-курсов должны проверять систему зарядки и следить за чистотой, герметичностью и отсутствием коррозии соединений аккумулятора. Поскольку двигателю требуется больше энергии для запуска в холодную погоду, аккумулятор подвергается большей нагрузке, и его необходимо регулярно обслуживать, чтобы предотвратить любые проблемы.

Слабые батареи наносят вред вашему автомобилю

Автомобиль представляет собой систему, состоящую из множества частей, которые зависят друг от друга. Если автомобильный аккумулятор работает неправильно, окружающие элементы начнут перекомпенсироваться и в конечном итоге приведут к повреждению. Например, стартер и система зарядки могут быть затронуты, потому что они замечают недостаток заряда батареи и начинают потреблять избыточное напряжение для сверхкомпенсации.

Водители должны следить за тем, чтобы они регулярно проверяли свою батарею, чтобы случайно не повредить здоровые в остальном части автомобиля. В частности, батареи старше трех лет следует проверять не реже одного раза в год.

Напряжение аккумулятора никогда не должно падать ниже 12,4 В 

Во время онлайн-курса по основам электротехники вы можете узнать, что автомобильные аккумуляторы иногда необходимо помещать на хранение по ряду причин. Если это так, те, кто работает с аккумулятором, должны знать, что его напряжение никогда не должно падать ниже 12,4 вольт. Если это произойдет, он рискует быть поврежденным.

Во избежание этого аккумулятор можно хранить либо в поплавковом зарядном устройстве, либо в многоступенчатом зарядном устройстве. Если эти зарядные устройства недоступны, аккумулятор следует отсоединить от автомобиля и хранить в прохладном, сухом месте.

Слушатели автомобильных онлайн-курсов: Остерегайтесь сульфатации!

Одна вещь, которая может произойти с автомобильным аккумулятором, если его напряжение упадет ниже 12,4 вольт, — это процесс, известный как сульфатация. Автомобильные аккумуляторы сохраняют свою мощность за счет химической реакции, и сульфатация может блокировать эту реакцию, что приводит к выходу аккумулятора из строя.

Защита аккумулятора от сульфатации может предотвратить его выход из строя

Процесс сульфатирования включает чрезмерный рост кристаллов сульфата. Когда кристаллы недостаточно перезаряжены, они начинают объединяться, образуя более крупные кристаллы, которые труднее растворить.