11Июн

Вода как охлаждающая жидкость: Вода как охлаждающая жидкость | ЖЕЛЕЗНЫЙ-КОНЬ.РФ

водная феерия — журнал За рулем

Двигатели подавляющего большинства автомобилей имеют жидкостное охлаждение. Но почему туда не заливают обычную воду? И обратный вопрос: можно ли, скажем, в ГАЗ-21 залить современный антифриз?

Мы налили в баночки пресную и сильно соленую воду, а также разбавленный антифриз и поставили их в бытовой морозильник (–25 °С). Опасно затвердела лишь чистая вода, антифриз и «морская» водичка превратились в кашу. Впрочем, для радиатора и двигателя безопасна из них лишь антифризная – соль быстро разъест алюминиевые детали.

ФИЗИКА И ХИМИЯ

Лет эдак сорок назад первые владельцы «Жигулей» изумились, обнаружив под капотом пластмассовый бачок с синей жидкостью – «Тосолом». Зачем он понадобился?

До наступления «жигулевской» эпохи автолюбители на зиму обычно ставили свои машины в гараж. У тех же, кто не хотел становиться «подснежником», утро начиналось с заливки воды в радиатор, а вечер заканчивался ее сливом. Проще было таксистам и водителям-профессионалам: автомобили ночевали в теплом гараже либо их регулярно прогревали техники, дабы замерзшая вода не разорвала радиатор и блок цилиндров. А вот в теплое время года никаких проблем: вода – прекрасный, если не сказать лучший теплоноситель.

Тем не менее уже тогда была известна и другая охлаждающая жидкость – антифриз, представляющая собой смесь из той же воды с этиленгликолем. Такой состав не замерзает даже при самых лютых морозах. Точнее, он превращается в подобие вязкой кашицы, не представляющей опасности для двигателя. А вот температура этого превращения зависит от пропорций, причем довольно хитрым образом. По мере добавления этиленгликоля к воде температура кристаллизации сначала понижается, а потом вновь начинает повышаться. Изменяется при этом и температура кипения, причем она всегда на 15–20 градусов выше, чем у воды. Это, кстати, охлаждению двигателя только во благо.

Для чего же понадобился расширительный бачок? С одной стороны, антифриз при нагревании расширяется сильнее воды и ему надо куда-то деваться. Конечно, на всякий случай в пробке радиатора стоит предохранительный клапан. Но если воды не жалко да и экологию она не портит, то антифриз стоит денег и не столь безобиден. А с бачком система получается замкнутой: при прогреве мотора антифриз уходит в него, при остывании возвращается в радиатор. Это легко увидеть, подняв капот: бачок, как правило, прозрачный.

С физикой вроде разобрались, а что с химией? Вода имеет серьезный недостаток: при сильном нагреве она образует накипь, сужающую каналы в радиаторе и ухудшающую теплообмен. В автомобилях прошлого это было не столь критично: их огромные по сегодняшним меркам радиаторы имели достаточно широкие трубки. Но сегодня, когда все борются за эффективность, радиаторы уменьшились в размерах, зато состоят из большого количества очень тонких трубочек и накипь для них – страшный враг. Старый примитивный антифриз, как выяснилось, тоже не подходит: горячий этиленгликоль весьма агрессивен по отношению к алюминию, из которого нынче делают и радиаторы, и блоки цилиндров (раньше тут царствовали латунь и чугун). Поэтому появились сложные составы с пакетами присадок для защиты металла от коррозии. На российском рынке первый такой антифриз получил название «Тосол» и фирменный синий цвет.

КТО ТАКОЙ ТОСОЛ

Первые три буквы названия «Тосол» разработчики когда-то позаимствовали с таблички над дверью отдела разработчиков: «Технология органического синтеза» – ТОС. А окончание «ол» пришло из химической терминологии, используемой для обозначения спиртов (метанол, этанол и т. п.): этиленгликоль тоже спирт. По неизвестной причине с тех пор распространилось безграмотное мнение: мол, антифризы – это для «нормальных» машин, а «тосолы» – для вазовских и иже с ними… В очередной раз повторяем: «тосолы» – просто одна из разновидностей охлаждающей жидкости, а вовсе не какой-то особый класс химикатов! Другое дело, что название стало нарицательным и его часто используют при маркировке жидкостей непредсказуемого качества. Но к химии как науке это отношения не имеет.

ПОЛНЫЙ СПЕКТР

Сегодня на рынке антифризов предлагается целая палитра средств, причем и в буквальном смысле: можно найти жидкости голубого, зеленого, желтого, розового, красного цвета. Когда-то красный краситель добавляли в антифриз с новым пакетом органических присадок, не содержащим силикатов и бора. Но сегодня цвет жидкости не говорит абсолютно ни о чем, вопреки расхожему мнению. Поэтому при выборе нужного состава следует руководствоваться исключительно рекомендациями завода-изготовителя автомобилей. Впрочем, если нет утечки, вопрос замены или добавки жидкости возникнет лет через пять, не раньше.

РОКИРОВКА

Что же делать, если такая утечка произошла, да еще в дороге? Прежде всего – не паниковать. Как и в старое доброе время, временно выручит чистая вода: залив ее, вы спокойно доберетесь до очагов цивилизации с магазинами автохимии. Зловредная накипь образуется не так уж быстро, так что не стоит бояться загубить радиатор. Само собой, если на улице зима, при первой же возможности воду нужно слить. Куда спокойнее добавить в систему любой современный антифриз; имеет смысл позднее промыть ее и заполнить рекомендованным составом.

А можно ли, наоборот, заменить воду антифризом, скажем, в старой «Волге» ГАЗ-21 и ездить с комфортом круглый год? Тут все сложнее. Во-первых, придется ставить дополнительный расширительный бачок или ездить с неполным радиатором (причину мы уже обсуждали выше). Во-вторых, антифриз, особенно в холодном состоянии, обладает очень хорошей текучестью и уплотнения «старушки» могут его не удержать.

сработает или погубит машину? – Автоцентр.ua

АвтоцентрНовости Вода вместо антифриза: сработает или погубит машину?

Марка

Модель

Оставьте ваши контактные данные:

По телефону

На почту

Уточните удобное время для звонка:

День/дата

  • День/дата
  • Сегодня
  • Завтра
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20

Часы

  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20

Минуты

  • 10
  • 20
  • 30
  • 40
  • 50

Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»

Оставьте ваши контактные данные:

Уточните удобное время для звонка:

День/дата

  • День/дата
  • Сегодня
  • Завтра
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20

Часы

  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20

Минуты

  • 10
  • 20
  • 30
  • 40
  • 50

Прямо сейчас

Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»

Оставьте ваши контактные данные:

Выберите машину:

Марка

  • Сначала выберите дилера

Модель

  • Сначала выберите марку

Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»

Sample Text

Оставьте ваши контактные данные:

Выберите машину:

Марка

  • Сначала выберите дилера

Модель

  • Сначала выберите марку

Уточните удобное время для тест-драйва:

День/дата

  • День/дата
  • Сегодня
  • Завтра
  • 15 мая
  • 16 мая
  • 17 мая
  • 18 мая
  • 19 мая
  • 20 мая
  • 21 мая
  • 22 мая
  • 23 мая
  • 24 мая
  • 25 мая
  • 26 мая
  • 27 мая

Часы

  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20

Минуты

  • 00
  • 10
  • 20
  • 30
  • 40
  • 50

Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»

X

Оберіть мовну версію сайту. За замовчуванням autocentre.ua відображається українською мовою.

Слава Україні! Героям слава!
Ви будете перенаправлені на українську версію сайту через 10 секунд

Безопасно ли использовать воду вместо охлаждающей жидкости?