Виды сцепления: классификация и основные особенности
04.05.2023 2 576 0 Сцепление
Автор: Виктор
Механизм сцепления можно назвать одним из самых важных узлов любого транспортного средства, поскольку при его выходе из строя управление автомобилем будет невозможно. Назначение данного устройства состоит в кратковременном разъединении двигателя и трансмиссии для изменения крутящего момента и переключения передачи. В этой статье разберем, сколько видов сцепления для авто существует, в чем заключаются их особенности и отличия.
Содержание
- 1
Классификация видов сцепления
- 1.1
По способу управления
- 1.2
В зависимости от трения
- 1.3
По способу включения
- 1.4
В зависимости от количества ведомых валов
- 1.5
В зависимости от вида и размещения пружин
- 1.6
В зависимости от крутящего момента
- 1.1
- 2
Основные характеристики и требования
Открытьполное содержание
[ Скрыть]
Классификация видов сцепления
Всего существует 5 видов сцепления, которые различаются по:
- способу управления;
- типу трения;
- режиму включения;
- количеству ведомых дисков;
- типу и размещению нажимных пружин.

Отдельно следует выделить системы, оснащенные механическим приводом. Среди всех видов групп сцепления этот считается одним из наиболее простых в плане устройства и распространенным. Системы с механическим приводом, как правило, ставятся на небольшие и малолитражные легковые авто. Основной особенностью этого типа считается относительно низкая стоимость и простота конструкции, которая упрощает ремонт в случае поломки. Одним из главных элементов устройства является трос, предназначенный для соединения педали и вилки, устанавливающейся в моторном отсеке. Для изменения свободного хода используется специальная регулировочная гайка.
Видео: устройство и принцип действия механизма сцепления
Подробнее об устройстве и принципе действия данного механизма можно узнать из видеоролика, опубликованного каналом «AlexKolmak».
По способу управления
Различают следующие типы устройств:
- Демпферное с гидроприводом.
В качестве расходного материала используется тормозная жидкость. В конструкции гидравлического привода входит педаль, цилиндры, бачок для жидкости, соединительные трубки и уплотнители. При выжимании педали происходит активация поршня, который перемещается под воздействием толкателя, что приводит к отходу тормозной жидкости из резервуара к рабочему цилиндру. Из-за наличия жидкости в таком виде сцепления могут появляться воздушные пробки, которые должны своевременно устраняться с помощью специального штуцера. - Электрическое. Принцип действия такой системы состоит в использовании электромагнита в конструкции. Этот компонент позволяет передавать энергию благодаря электромагнитным силам.
- Комбинированное. Такая конструкция сочетает в себе особенности нескольких видов приводов сцепления. В комбинированных механизмах применяются фрикционы, обеспечивающие быструю активацию и выключение узла при небольшой скорости вращения. Последующее увеличение крутящего момента происходит благодаря гидропередаче.

- Оборудованные усилителем и без него.
- Полуавтоматические системы. Наличие управляющего модуля и нескольких датчиков позволяет таким устройствам отправлять импульс (звуковой или визуальный сигнал) в случае изменения водителем положения педали или ручки трансмиссии.
- Ручные или неавтоматические. Управление осуществляется водителем, автомобилист должен правильно поймать момент «схватывания». В зависимости от производителя, могут дополнительно комплектоваться усилительным устройством.
- Автоматические. Данный вид сцепления автомобиля ставится на транспортные средства, оснащенные АКПП. Блок управления самостоятельно подбирает момент переключения передачи в зависимости от условий и скорости езды.
Между собой демпферные устройства также могут отличаться по способу создания усилия. Для этого может применяться электромагнитный элемент или специальные пружины.
Видео: особенности конструкции и типы автомобильных систем сцепления
youtube.com/embed/9fYrfXqWYYg» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>В зависимости от трения
Какие виды сцепления классифицируются по способу трения:
- Сухие. При активации устройство начинает передачу крутящего моменту от силового агрегата к коробке. Для этого используется сухое трение, появляющееся в результате совместной работе ведущего и ведомого валов.
- Мокрые. Для передачи вращающегося момента используется смазка, которая обрабатывает рабочие поверхности ведущего и ведомого валов с помощью сжатия. Главным недостатком считается сложность конструкции, которая отражается на стоимости обслуживания и ремонта. Из-за этой особенности транспортные средства, выпускаемые сегодня, редко оборудуются мокрыми сцеплениями.
По способу включения
По способу включения виды сцепления автомобиля делятся на:
- Замкнутые. Такая конструкция характеризуется наличием постоянного прижатия выжимного подшипника к основному элементу узла — корзине.
Постоянно замкнутые агрегаты ранее ставились на классические модели «ВАЗ» - Непостоянно замкнутые. В таких конструкциях прижимание подшипникового элемента происходит не постоянно, а при определенных условиях. Данный тип устройств ставился на отечественные «Волги».
В зависимости от количества ведомых валов
В зависимости от количества использующихся в системе ведомых валов механизмы бывают:
- С одним диском. Такие устройства используются на многих авто, в которых момент вращения двигателя составляет около 0,7-0,8 кНм.
- С двумя дисками. Применение таких сцеплений более актуально в автомобилях, двигатели которых характеризуются повышенным моментом вращения.
- Многодисковые. Такие устройства бывают сухими, а также могут работать на масле. Многодисковые сцепления чаще ставятся на авто, оснащенные автоматическими трансмиссиями.
Видео: принцип действия многодискового устройства
Канал «ThomasSchwenkeRU» в своем видеоролике подробно рассказал о принципе действия многодискового устройства .
В зависимости от вида и размещения пружин
По типу и расположению нажимных пружинных элементов устройства делятся на:
- системы, в которых пружины монтируются на периферийных элементах или поверхностях нажимного вала;
- механизмы, оборудованные централизованной диафрагменной пружинкой.
На пружину возлагается большая нагрузка, поэтому этот элемент часто изнашивается первым. В результате автовладелец может столкнуться с проблемами в работе транспортного средства. Если вы столкнулись с проблемой провала педали сцепления, вероятнее всего, причина связана с тросом.
В зависимости от крутящего момента
С учетом этого параметра сцепления делятся на:
- Однопоточные. На большинстве транспортных средств монтаж узла производится между маховиком двигателя и ведущим валом КПП. В качестве шкива применяется именно маховик, а на торцевой стороне располагается ведомый вал, оснащенный фрикционами.
Для фиксации применяются пружинные элементы, а также крепления к валу коробки передач. Особенность данного типа устройств состоит в их универсальности. - Двухпоточные. Данный тип устройств фактически можно назвать комбинированием двух однодисковых механизмов. Для сжатия валов используются пружины. В отличие от однопоточных, двухпоточные системы нельзя назвать универсальными, поэтому они, как правило, используются на тракторах, погрузчиках и другой сельхоз- и спецтехнике.
Основные характеристики и требования
Независимо от разновидности, типа и производителя, к любому автомобильному сцеплению предъявляются следующие требования:
- Удобное и комфортное управление транспортным средством.
- Прочность конструкции. Чем качественней будет комплект сцепления, тем более долговечным будет срок службы его конструктивных элементов. Современные производители используют технологии, снижающие уровень изнашивания трущихся деталей и элементов.
- Плавное переключение передач.
Качественная работа сцепления авто обеспечит снижение нагрузок на трансмиссию и позволяет улучшить динамику транспортного средства в целом. - Надежная работа устройства во включенном положении. Если сцепление не будет «выбивать», это позволит предотвратить возможную буксировку.
- Качественное отведение тепла. Перегрев конструктивных элементов приводит к их более быстрому износу и разрушению.
Видео: конструктивные особенности сцепления на гоночных авто
Канал «Сamelopc» в своем видеоролике подробно рассказал о конструктивных и технических особенностях сцеплений, которые устанавливаются на гоночные автомобили.
У Вас остались вопросы? Специалисты и читатели сайта AVTOKLEMA помогут вам, задать вопрос
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо! Оценить пользу статьи: Загрузка…Обсудить статью: 0
2023 год
Три вида сцепления автомобиля Камаз
Похожие презентации:
Грузоподъемные машины.
(Лекция 4.1.2)
Зубчатые передачи
Гидравлический домкрат в быту
Детали машин и основы конструирования
Газораспределительный механизм
Свайные фундаменты. Классификация. (Лекция 6)
Ременные передачи
Редукторы
Техническая механика. Червячные передачи
Фрезерные станки. (Тема 6)
1. Гидравлический привод сцепления
2. На автомобилях применяют различные типы сцеплений
4. Устройство и принцип работы привода сцепления ?
5. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ СЦЕПЛЕНИЕ
КОРЗИНАГЛАНЫЙ ЦИЛИНДР
6. ПРИНЦИП РАБОТЫ ПРИВОДА СЦЕПЛЕНИЯ
7. УСТРОЙСТВО ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА
8. Из чего состоит двухдисковое сцепление ?
9. КОРЗИНЫ СЦЕПЛЕНИЯ
10. УСТРОЙСТВО КАРЗИНЫ
12. Устройство и принцип работы корзины сцепления ?
14. СПОРТИВНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ
15. ПРИНЦИП РАБОТЫ КАРЗИНЫ СЦЕПЛЕНИЯ
16. Устройство и принцип работы ?
Что это за диск как работает и изчего состоит ?
Где используется этот диск ?
17.
ДИСК СПОРТИВНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ18. АВТОМОБИЛИ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ СЦЕПЛЕНИЯ
20. АВТОМОБИЛИ С ГИДРОВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ СЦЕПЛЕНИЯ
21. АВТОМОБИЛИ С ПНЕВМОГИДРОВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ СЦЕПЛЕНИЯ
На автомобилях КамАЗ-4310 устанавливаетсяфрикционное сухое двухдисковое сцепление
с периферийным расположением пружин
На
автомобиле
КамАЗ-4310
привод
сцепления гидравлический с пневматическим
усилителем
Сцепление называется фрикционным и
сухим потому, что передача крутящего
момента в нем осуществляется за счет сил
трения между дисками, поверхность которых
должна быть сухой; сжатие дисков
производится пружинами, расположенными
по периферии дисков; воспринимается
крутящий момент двумя ведомыми дисками
24. Механизм сцепления автомобилей КамАЗ-4310
1 — маховик;2 — средний диск;
3 — ведомые диски;
4 — картер;
5 — нажимной диск;
6 — кожух;
7 — опорная вилка;
8 — регулировочная гайка;
9 — стопорная шайба;
10 — запорная пластина;
11 — оттяжной рычаг;
12 — шланг подачи смазки к муфте
выключения сцепления;
13 — муфта выключения сцепления;
14 — вилка выключения сцепления;
15 — упорное кольцо;
16 – вал вилки;
17 — нажимная пружина.
25. К ведущим деталям относятся маховик 1, кожух 6, нажимной 5 и средний 2 диски.
К ведущим деталям относятся маховик 1,кожух 6, нажимной 5 и средний 2 диски.
Штампованный кожух устанавливается на
маховике 1 с помощью установочных втулок
и крепится к нему двенадцатью болтами.
Нажимной и средний диски имеют на
наружной поверхности по четыре выступа,
которые входят в пазы маховика. Через
выступы от маховика на диски передается
крутящий момент; такая установка дисков
обеспечивает возможность их осевого
перемещения при выключении сцепления.
26. К ведомым деталям относятся два ведомых диска 3 в сборе, устанавливаемых на шлицах ведущего вала коробки передач.
К ведомым деталям относятся два ведомых диска 3 всборе, устанавливаемых на шлицах ведущего вала
коробки передач.
Каждый ведомый диск состоит из стального
разрезного диска, двух фрикционных
накладок, ступицы и гасителя крутильных
колебаний. Вырезы на стальном диске
повышают его упругость и предохраняют от
коробления при нагреве.
Фрикционныенакладки изготовлены из асбестовой
композиции и приклепаны к стальному диску
заклепками из цветного металла. Стальной
разрезной диск вместе с фрикционными
накладками соединяется со своей ступицей
через гаситель крутильных колебаний.
27. Привод сцепления автомобиля КАМАЗ-4310
1 — педаль; 2 — нижний упор; 3 — кронштейн; 4 — верхний упор; 5 рычаг; 6 — эксцентриковый палец; 7 — толкатель поршня; 8 -пружина;9 — главный цилиндр; 10, 14 — трубопроводы; 11 пневмогидравлический усилитель; 12 — пробка; 13 — перепускной
клапан; 15 -защитный: цилиндр; 16 — толкатель поршня; 17 — гайка
регулировочная; 18 — бачок компенсационный
28. Пневмогидравлический усилитель привода сцепления автомобиля КамАЗ-4310
Пневмогидравлический усилитель приводасцепления автомобиля КамАЗ-4310
1 — сферическая гайка с контргайкой; 2 — толкатель; 3 — защитный чехол; 4 гидравлический поршень; 3 — задний корпус; 5 — комбинированное уплотнение; 7 –
следящий поршень; 8 — перепускной клапан; 9 — диафрагма; 10 — впускной клапан;
11 — выпускной клапан; 12 — пневматический поршень; 13 — пробка; 14 — передний
корпус; А – отверстие для подвода жидкости; Б — отверстие для подвода воздуха.
Пневмогидравлический
усилитель служит для уменьшения
усилия на педали сцепления.
Он крепится двумя болтами к картеру
сцепления с правой стороны.
Его основными частями являются:
передний 14 и задний 5 корпуса,
пневматический поршень 12 с
толкателем, манжетой и возвратной
пружиной, гидравлический поршень 4
с уплотнениями, распорной пружиной
и толкателем 2; следящий механизм.
К нажимному устройству относятся двенадцать
цилиндрических пружин 17, расположенных между
кожухом и нажимным диском; под каждую пружину
со стороны нажимного диска подложена шайба и
теплоизоляционное кольцо.
К механизму выключения относятся четыре рычага
11 с упорным кольцом 15, опорная вилка 7 с гайкой
8, муфта 13 с радиально-упорным подшипником,
вилка выключения 14 с валом 16. Каждый рычаг
устанавливается на игольчатом подшипнике в
опорной вилке, наружный конец рычага через
игольчатый подшипник крепится к проушникам
нажимного диска.
Гайка 8 опорной вилки 7 имеетконическую полку и опирается на пластину 10
волнистого профиля, которая вместе с опорной
стопорной шайбой 9 крепится к кожуху б двумя
болтами. К внутренним концам рычагов 11 при
помощи пружин и петель прижимается упорное
кольцо. Муфта 13 оттягивается в заднее положение
двумя пружинами.
31. Основные неисправности сцепления
• Неполное включение сцепления(пробуксовка)
• Неполное выключение сцепления
(сцепление «ведёт»)
• Рывки при включении сцепления
• Неисправности, связанные с системой
гидропривода или механического привода
English Русский Правила
типов сцеплений, используемых в автомобилях
Здесь вы можете легко узнать о типах сцеплений , используемых в автомобильной промышленности. Эти различные типы сцеплений используются во всех автомобилях, таких как велосипеды, легковые автомобили, автобусы и т. д.
Сцепление представляет собой механическое устройство, которое передает и отключает мощность от двигателя к трансмиссии (коробке передач).
Содержание
Однодисковое сцепление
Однодисковое сцепление является наиболее распространенным типом дисков сцепления, используемых в автомобилях. Он состоит только из одного диска сцепления, который установлен на шлицах диска сцепления. Маховик установлен на коленчатом валу двигателя и вращается вместе с ним.
Нажимной диск крепится болтами к маховику через пружины сцепления и может свободно скользить (перемещаться) по валу сцепления при нажатии на педаль сцепления (включение и отключение).
Когда сцепление включено (имеется в виду, когда педаль сцепления не нажата), диск сцепления зажат между маховиком и нажимным диском.
При выключении сцепления (имеется в виду, когда вы нажимаете педаль сцепления), нажимной диск перемещается назад против силы пружин, и диск сцепления освобождается между маховиком и нажимным диском.
Линейная схема
Многодисковое сцепление
Многодисковое сцепление состоит из нескольких дисков сцепления вместо одного диска сцепления, как в однодисковом сцеплении.
Поверхность трения также увеличена из-за большого количества фрикционных дисков. Из-за большого количества поверхностей трения способность сцепления передавать крутящий момент также увеличивается.
Линейная схема
Конусная муфта
Конусная муфта состоит из фрикционных поверхностей в форме конуса.
Коленчатый вал двигателя состоит из конуса с внутренней резьбой. Охватываемый конус установлен на шлицевом валу муфты. Конусная муфта имеет поверхности трения на конической части.
Муфта кулачковая и шлицевая
Муфта этого типа используется для блокировки двух валов вместе или для блокировки шестерни на валу. Его также называют положительным сцеплением.
Муфта с собачкой и шлицами состоит из втулки с двумя наборами внутренних шлицов. Он скользит по шлицевому валу со шлицами наименьшего диаметра. Шлицы большего диаметра совпадают с внешними зубьями кулачковой муфты на ведущем валу.
Центробежная муфта
Центробежная муфта использует центробежную силу вместо силы пружины.
Эта муфта всегда находится во включенном положении.
И у него нет педали сцепления для управления им. Центробежная муфта автоматически приводится в действие в зависимости от частоты вращения двигателя.
Полуцентробежное сцепление
Полуцентробежное сцепление, используемое в двигателях большой мощности и двигателях гоночных автомобилей, где отключение сцепления требует заметных и утомительных усилий водителя.
Электромагнитная муфта
Электромагнитная муфта представляет собой муфту (механическое устройство для передачи вращения), которая включается и выключается электромагнитным приводом. В электромагнитной муфте маховик состоит из обмотки. Ток подается на обмотку от аккумулятора или динамо-машины.
Автомобильное сцепление | Проблемы со сцеплением автомобиля
Если вы водите автомобиль с механической коробкой передач, я уверен, что вы знакомы с автомобильным сцеплением. Но знаете ли вы, каково на самом деле назначение автомобильного сцепления? Как это работает? Какие существуют типы муфт? Почему портятся сцепления? И, наконец, как сохранить сцепление в хорошем состоянии?
В этом блоге мы постараемся ответить на все эти вопросы.
Что такое автомобильное сцепление?
Проще говоря, сцепление — это механическое устройство, которое передает крутящий момент от двигателя вашего автомобиля к его колесам. Он соединяет вращающиеся валы и управляет связью между ними. В частности, он управляет контактом между валами, идущими от двигателя, и валами, соединенными с вашими колесами.
Причина, по которой вашему автомобилю нужно сцепление, заключается в том, что, в отличие от двигателя, который постоянно работает и вырабатывает мощность, колеса не крутятся бесконечно. Таким образом, автомобильное сцепление позволяет транспортному средству изменять скорость или останавливаться без необходимости глушить двигатель. Это достигается за счет временного отключения связи между двигателем автомобиля и его колесами.
Как работает автомобильное сцепление?
Сцепление в вашем автомобиле состоит из двух основных частей: маховика и диска сцепления. Есть также набор пружин, которые прижимают нажимной диск к диску сцепления, когда вы не нажимаете на сцепление.
Это давление пружин также прижимает диск сцепления к маховику. В свою очередь, он выстраивает связь между двигателем и валом, который передает движение колесам и заставляет их двигаться.
Когда вы нажимаете педаль сцепления автомобиля, нажимной диск отрывается от диска сцепления через вилку выключения. Следовательно, связь между двигателем и колесами разрывается, и колеса больше не вращаются за счет мощности двигателя, а делают это за счет собственного импульса.
Этот процесс очень полезен при переключении передач, позволяя лучше контролировать скорость автомобиля.
Какие бывают автомобильные сцепления?
1. Однодисковое сцепление:
Этот тип автомобильного сцепления состоит из двух фрикционных дисков. Когда они собираются вместе, они передают крутящий момент. Вряд ли сегодня можно встретить этот тип сцепления в автомобилях из-за его ограничений.
2. Многодисковое сцепление:
Многодисковое сцепление имеет несколько фрикционных дисков, работающих одновременно.
Это позволяет увеличить площадь для создания трения и, таким образом, увеличивает способность передачи крутящего момента. Вы найдете его в автомобилях, грузовиках и многих других машинах.
3. Конусная муфта:
Конусное сцепление состоит из двух барабанов, один из которых надвигается на другой при включении сцепления. Затем они начинают вращаться вместе. Вы найдете их только в гоночных автомобилях или моторных лодках.
4. Центробежная муфта:
Центробежная муфта, также известная как автоматическое сцепление, использует, как вы уже догадались, центробежную силу. Они называются автоматическими, потому что вам не нужна педаль сцепления, а она включается автоматически. Этот тип автомобильного сцепления используется только на скутерах и мопедах.
4. Гидравлическое сцепление:
Гидравлические муфты состоят из двух частей: насоса и турбины. К обеим этим частям прикреплены лезвия. Когда лопасти насоса двигаются, они толкают масло, используя центробежную силу, и это приводит в движение лопасти турбины.
Вы, вероятно, заметите этот тип системы в автомобилях с автоматической коробкой передач.
5. Электромагнитная муфта:
Эта муфта состоит из двух частей: якоря и электромагнита. Когда вы нажимаете на педаль сцепления, ток проходит к электромагниту, который создает магнитное поле. Он притягивает якорь к себе и создает силу трения между двумя пластинами. Из-за своей дороговизны и быстрого нагрева эти типы сцеплений не пользуются популярностью у автопроизводителей.
Каковы распространенные проблемы с автомобильным сцеплением?
Автомобильное сцепление может прослужить вам довольно долго, если к нему правильно относиться. Однако, если вы небрежно с ним, вы можете столкнуться с множеством проблем.
1. Износ:
Муфты работают по принципу трения, и постоянное трение приводит к их износу.
2. Порванные кабели:
Чрезмерное давление приводит к тому, что кабель ломается или теряет свою способность к растяжению.
3. Утечка жидкости:
Жидкости помогают увеличить давление, позволяя автомобильному сцеплению работать лучше. Если эти жидкости вытекут, давления будет недостаточно, и сцепление будет работать неэффективно.
4. Несоосность:
Если вы нажмете на педаль с неправильным усилием, это может привести к смещению сцепления автомобиля.
5. Нежелательный воздух в линии:
Когда какие-либо газы, такие как воздух, попадают в трубопроводы для жидкости, система не будет работать должным образом из-за низкого давления.
6. Жесткое сцепление:
Автомобильное сцепление, которое трудно выжимать, является довольно распространенной проблемой.
Как продлить срок службы сцепления автомобиля:
Сцепление вашего автомобиля подвержено износу из-за постоянного трения, которому оно подвергается. Как и другие работы по ремонту автомобилей, замена или ремонт системы сцепления является довольно дорогостоящим вложением.
Хотя ухудшение неизбежно, вы можете отсрочить его, приняв надлежащие меры предосторожности и заботясь о себе.
1. Быстро переключайте передачи и решите, на какую передачу вы переходите, прежде чем выжимать сцепление. Таким образом, вам не придется слишком долго удерживать сцепление, и вы не будете подвергать его ненужной нагрузке.
2. Не переключать передачи без надобности; избегайте чрезмерного использования автомобильного сцепления.
3. При парковке автомобиля используйте ручной тормоз, а не оставляйте машину на передаче. Это уменьшит давление на сцепление и даст ему идеальное время для отдыха.
4. Полностью отпустите сцепление автомобиля, когда оно не используется. Выжатое наполовину сцепление создает бесполезное трение, а только вредит. Если вы нервный водитель и делаете это по привычке, попробуйте убрать ногу со сцепления автомобиля, чтобы избавиться от привычки.
Когда обратиться к механику по поводу сцепления вашего автомобиля?
Проверка сцепления вашего автомобиля, как только вы заметите какую-либо проблему, убережет ваш автомобиль от большого вреда.


В качестве расходного материала используется тормозная жидкость. В конструкции гидравлического привода входит педаль, цилиндры, бачок для жидкости, соединительные трубки и уплотнители. При выжимании педали происходит активация поршня, который перемещается под воздействием толкателя, что приводит к отходу тормозной жидкости из резервуара к рабочему цилиндру. Из-за наличия жидкости в таком виде сцепления могут появляться воздушные пробки, которые должны своевременно устраняться с помощью специального штуцера.
Постоянно замкнутые агрегаты ранее ставились на классические модели «ВАЗ»
Для фиксации применяются пружинные элементы, а также крепления к валу коробки передач. Особенность данного типа устройств состоит в их универсальности.
Качественная работа сцепления авто обеспечит снижение нагрузок на трансмиссию и позволяет улучшить динамику транспортного средства в целом.